Административное право относится к сфере права
Административное право: понятие и особенности
Понятие «административное право» применимо к трем ключевым направлениям. Речь идет об отрасли права, направлении юридической науки и об учебной дисциплине.
Административным правом принято считать направление российского права, регулирующее общественные отношения в направлении работы государственной администрации.
Административное право необходимо для установления порядка организации и работы государственной администрации, системы реализации ее управления в качестве ключевой части государственного управления. Помимо этого оно необходимо для регулирования многих видов деятельности как физических, так и юридических лиц, ряда компаний, которые административное законодательство РФ определило как предметы ведения, ряда юрисдикций государственной административной власти.
https://www.youtube.com/watch{q}v=ytadvertiseru
Исходя из этого, можно сказать, что действие административного права, а также его ключевых частей стоит изучать в виде административно-правового регулирования. Действие же данного направления права, которое сопровождается работой государственной администрации, рассматривать в виде административного (административно-правового) управления.
В ряде ситуаций, когда имеют место административно-правовые юридические факты, отмечается переход всех частей отрасли административного права (речь идет о первичных явлениях, правовых институтах и подотраслях) к действию всеми имеющимися уровнями свободы, их регулятивная сила и энергия освобождается и воздействует на конкретные группы общественных отношений, а также на поведение некоторых субъектов.
Стоит отметить, что непосредственно субъекты активно участвуют в процессе административно-правового регулирования. Основываясь на юридическом характере административно-правовых велений, они могут реализовывать их при помощи исполнения, эксплуатации или же следования им. Субъекты, которые наделены административной властью, осуществляют веления при помощи деятельности правоприменительного характера.
Административное управление появляется благодаря работе государственной администрации, деятельности государственной административной власти, которые следуют административному праву. Во время деятельности административного права, его ключевых первичных административно-правовых велений, а также ряда из образований происходит формирование административно-правового регулирования.
Таким образом, рассматривая действия административного права в первоначальном виде, без учета властной работы государственной администрации, исследователи уделяют особое внимание административно-правовому регулированию.
Стоит отметить, что хоть властная работа государственной администрации тесно связана с деятельностью административного права, все же наблюдатели отмечают ее схожесть с административным управлением.
В современном мире для административно-правового регулирования свойственной находиться в тесной связи с административным управлением. Но исследовали административно-правового направления, основываясь на своих предпочтениях, целевых установках и ограниченных возможностях, сосредотачивают свое внимание или на анализе регулирования или же на анализе управления.
Административное законодательство – это направление российского законодательства, которое включает в себя ключевые положения административного права.
Так, законодательство об административных правонарушениях включает в себя КоАП РФ, а также ряда законов субъектов РФ об административных правонарушениях, которые принимаются на основании данного документа.
КоАП РФ воспринимается в качестве кодифицированного нормативного акта не всего направления административного права, а только одного его направления – административного деликтного права. Исходя из этого, нельзя распространять его формулу о составе законодательства об административных правонарушениях на все административное законодательство.
Градостроительный кодекс РФ содержит расширительное понимание состава законодательства. При помощи его происходит административно-правовое регулирование, административно управляется градостроительная отрасль.
Стоит отметить, что еще более подробно рассмотрена данная тема в Жилищном кодексе РФ. Согласно ему, в состав жилищного законодательства входит данный Кодекс, ряд законов, которые были приняты на основании него и указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и т.д.
В бюджетное и налоговое законодательство включили Бюджетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ. Данные кодексы находятся вместе с рядом федеральных и региональных законов, которые были изданы представительными органами муниципальных образований. Основываясь на НК РФ, законы, которые находятся в ст.5, а также иные нормативно-правовые акты относительно налогов и сборов называются законодательством о налогах и сборах.
Следует отметить, что на основании данного анализа, можно сделать вывод, что кодифицированное российское законодательство не имеет единой трактовки состава законодательства.
Одни кодексы содержат исключительно законы юридического характера в отраслевом законодательстве, другие включают и нормативно-правовые акты, которые издаются как указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, другая группа кодексов включает нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов РФ, еще одна группа содержит ряд муниципальных правовых актов, которые издаются представительными органами муниципальных образований.
Скорее всего, законодатель по прошествии определенного времени придет к непротиворечивому, последовательному и этимологически выдержанному пониманию состава российского законодательства, в состав которого входят нормативно-правовые акты, которые изданы в виде законов РФ, а также законов субъектов РФ. А до этого момента в сфере права, имеющей общеотраслевые кодексы, необходимо следовать установленному в них составу отраслевого законодательства.
По причине того, что с административным правом не происходила общеотраслевая кодификация, нет отраслевого федерального закона, который предложил бы юридическое решение темы состава административного законодательства. Таким образом, каждый конкретный случай рассмотрения данной темы требует наличия соответствующих оговорок либо не использования понятия «административное законодательство», которое потенциально имеет ряд трактовок.
Основная разница административного права в виде отрасли права и административного законодательства заключается в составляющих их первичных единицах. Нормативно-правовой акт – ключевая первичная единица административного законодательства. В состав его входит ряд разделов, статей, параграфов и пунктов.
Административно-правовое веление является элементарной единицей сферы административного права, которая отвечает за ее регулирующее действие. Речь идет о принципах и нормах, индивидуальных установлениях, субъективных правах и юридических обязанностях.
В состав науки и учебного курса административного права входят систематизированные знания. Для науки важно анализировать, исследовать административно-правовые явления, предвидеть их развитие, формировать предложения относительно систематизации административного права и законодательства, совершенствовать и повышать эффективность административно-правового регулирования.
Учебный же курс административного права используется в целях преподавания, изучения в образовательных учреждениях. Так, посредством передачи и освоения учебных знаний, данных, материалов по теме административно-правовой работы дает возможность обучающимся и обучающим раскрыть суть данной сферы и сформировать видение о ней, используя при этом учебные технологии.
Административное право в России
В дореволюц. России А. п. развивалось как продолжение полицейского права. Институциональное оформление административно-политич. законодательства проходило по двум направлениям – обеспечение «безопасности» и обеспечение «благочиния». Нормы А. п., обеспечивающие «безопасность», регламентировали систему и организацию политич. и общеуголовного сыска, систему контроля за передвижением подданных в стране, цензуру печати, вопросы организации полицейской службы (см. Полиция) и т. п. Нормы А. п., регламентирующие вопросы обеспечения «благосостояния», включали контроль за врачебным и строительным делом, охрану природы, ресурсов, попечение о престарелых, вопросы обучения и др. Дальнейшее развитие А. п. во многом было связано с разработкой Свода законов Рос. империи, включившего раздел об адм. законодательстве, с изданием многочисленных царских указов.
Система административно-правовых норм, сложившаяся до 1917, в ходе революц. событий была подвергнута основат. ревизии. В годы сов. власти А. п. развивалось нестабильно, его нормы не были систематизированы.
В совр. условиях А. п. – одна из ведущих отраслей правовой системы РФ, обеспечивает правовую защиту прав граждан и организаций в сфере гос. управления, регламентирует гос. службу и её реформирование, определяет правовые взаимоотношения государства с институтами гражд. общества, в т. ч. устанавливает такие административно-правовые режимы (гос. регистрация, сертификация продукции, лицензирование отд. видов деятельности, контроль и надзор), которые должны способствовать развитию предпринимательства и трудовой активности в сфере хозяйства, развитию культуры, образования, науки и т. п. Особая задача административно-правового регулирования – создать правовые барьеры бюрократич. проявлениям и коррупции в гос. аппарате, повысить ответственность чиновников за выполнение возложенных на них функций.
Нормы А. п. России, как и др. стран, не подверглись общей кодификации. В осн. кодифицированы нормы об адм. ответственности и процедуре её применения (Кодекс РФ об адм. правонарушениях). Частично кодифицированы нормы А. п. в Земельном, Водном, Лесном, Воздушном, Градостроительном кодексах РФ и в отраслевых федеральных законах в сфере охраны здоровья граждан, культуры, образования, социального обеспечения, в сфере обороны и безопасности.
Одна из особенностей А. п. РФ состоит в том, что эта отрасль права совмещает функции регулирования, управления, организации, контроля с юрисдикц. функциями (см. Административная юрисдикция).
В систему А. п. входят правовые институты, нормы которых регулируют обществ. отношения, характерные для всех сфер и отраслей деятельности публичной администрации (административно-правовой статус граждан, система, структура и полномочия органов исполнительной власти, гос. служба, административно-правовой статус коммерч. и некоммерч. организаций, административная ответственность, адм. процедуры, административная юстиция). Эти институты составляют общую часть А. п. Правовые институты, нормы которых регулируют управленч. отношения в сферах экономики, социально-культурной жизни, охраны обществ. и гос. безопасности, обороны, внешних сношений, юстиции, составляют особенную часть А. п.
А. п. опирается на нормы и принципы конституц. права, определяющие правовую базу деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, реализации и защиты прав граждан в сфере деятельности публичной администрации. Нормы адм. и гражд. права зачастую взаимодействуют в процессе регулирования имущественных отношений, отношений собственности и др. гражд. правовых отношений, когда действуют совместно предписания административно-правового характера (порядок гос. регистрации юридич. лиц, выдачи лицензий на отд. виды предпринимательской деятельности, правила антимонопольного законодательства и др.) и нормы гражд. права, регулирующие имущественные отношения, права и обязанности участников гражд. оборота и т. п. Отношения, регулируемые нормами земельного, трудового, финансового, экологического, информационного права, нередко защищаются при помощи административно-правовых форм и методов, путём применения мер адм. принуждения, в т. ч. мер адм. ответственности.
Нормы А. п., в особенности регулирующие адм. ответственность, тесно соприкасаются с уголовным правом, поскольку в составах адм. правонарушения и преступления нередко обнаруживаются сходные элементы (напр., мелкое хулиганство и хулиганство). Декриминализация уголовной ответственности, как правило, осуществляется путём установления адм. ответственности за соответствующие правонарушения.
Источники А. п.: Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ, федеральные конституционные, федеральные законы и законодат. акты субъектов РФ; нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, осуществляющих государственно-властные полномочия; административные договоры и соглашения. Особый источник А. п. – нормы междунар. правовых договоров РФ, общие принципы и нормы междунар. права как составная часть правовой системы РФ.
Специфика науки административного права
Под наукой административного права понимается направление юридической науки, которое изучает, исследует административно-правовые явления.
Помимо этого данное направление занимается добычей, суммированием, систематизацией, распространением и использованием научных знаний в направлении административного права и административного законодательства, их реализацией, организацией деятельности государственной администрации, а также государственной административной власти, которые основываются на деятельности административного права и законодательства.
https://www.youtube.com/watch{q}v=ytcreatorsru
В состав учебной дисциплины административного права входит система уже сформированных знаний относительно административного права и законодательства в виде отрасли российского права и законодательства, науки административного права. Помимо этого в нее входят знания, которые относятся к организации и работе государственной администрации, теория и практика административно-правового регулирования и административного управления, которое применимо к разным общественным направлениям.
Административное право в зарубежных странах
Во Франции А. п. формировалось в связи с созданием в нач. 19 в. адм. судов и административной юстиции как института судебного контроля за гос. администрацией. Франц. система А. п. была воспринята рядом европ. стран, и к кон. 19 в. сформировалась континентальная система А. п. Её целью явилось законодат. регулирование управленч. структур и адм. процедур. Задача А. п. состоит как в защите индивидуума от неправомерных действий публичной администрации, так и в обеспечении эффективной деятельности органов гос. управления (исполнительной власти). В качестве предмета регулирования здесь выступают обществ. отношения в сфере определения структуры, функций и организации деятельности органов публичной администрации и публичных учреждений, адм. акты, адм. процедуры, публичная служба, адм. юрисдикция и адм. юстиция. А. п. стран континентальной системы регламентирует прежде всего организацию системы органов гос. управления, их взаимоотношения, внутреннюю структуру и правовой статус. Кроме того, нормы А. п. регулируют отношения между адм. учреждениями и отд. гражданами.
В англосаксонских странах (Великобритания, США) А. п. стало самостоят. отраслью позднее. Долгое время в Великобритании в отношении органов управления применялись нормы общего права (common law). С расширением гос. вмешательства в экономику и др. сферы обществ. жизни развивалась адм. деятельность и укреплялся аппарат адм. власти. Этот процесс сопровождался появлением специфич. норм, относящихся только к деятельности органов управления. Административно-правовое нормотворчество сосредоточилось на выработке процессуальных гарантий прав частных лиц против произвольных действий гос. органов. Осн. целью А. п. была провозглашена защита интересов частных лиц от произвола со стороны администрации. А. п. определяет жёсткие рамки деятельности публичной администрации в целях ограничения форм и методов властного воздействия государства на общество и отд. лиц и с этой целью детально регулирует практически все аспекты отношений частных лиц и адм. органов. Поэтому вопросы процедуры в англосаксонском А. п. являются доминирующими. Организацию и структуру гос. аппарата А. п. регламентирует лишь в той мере, в какой это необходимо для оказания юридич. помощи частным лицам.