Юридическая помощь
Назад

Административное право относится к сфере права

Опубликовано: 05.03.2020
0
1

Административное право: понятие и особенности

Понятие «административное право» применимо к трем ключевым направлениям. Речь идет об отрасли права, направлении юридической науки и об учебной дисциплине.

Определение 1

Административным правом принято считать направление российского права, регулирующее общественные отношения в направлении работы государственной администрации.

Административное право необходимо для установления порядка организации и работы государственной администрации, системы реализации ее управления в качестве ключевой части государственного управления. Помимо этого оно необходимо для регулирования многих видов деятельности как физических, так и юридических лиц, ряда компаний, которые административное законодательство РФ определило как предметы ведения, ряда юрисдикций государственной административной власти.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytadvertiseru

Исходя из этого, можно сказать, что действие административного права, а также его ключевых частей стоит изучать в виде административно-правового регулирования. Действие же данного направления права, которое сопровождается работой государственной администрации, рассматривать в виде административного (административно-правового) управления.

В ряде ситуаций, когда имеют место административно-правовые юридические факты, отмечается переход всех частей отрасли административного права (речь идет о первичных явлениях, правовых институтах и подотраслях) к действию всеми имеющимися уровнями свободы, их регулятивная сила и энергия освобождается и воздействует на конкретные группы общественных отношений, а также на поведение некоторых субъектов.

image description

Стоит отметить, что непосредственно субъекты активно участвуют в процессе административно-правового регулирования. Основываясь на юридическом характере административно-правовых велений, они могут реализовывать их при помощи исполнения, эксплуатации или же следования им. Субъекты, которые наделены административной властью, осуществляют веления при помощи деятельности правоприменительного характера.

Административное управление появляется благодаря работе государственной администрации, деятельности государственной административной власти, которые следуют административному праву. Во время деятельности административного права, его ключевых первичных административно-правовых велений, а также ряда из образований происходит формирование административно-правового регулирования.

Таким образом, рассматривая действия административного права в первоначальном виде, без учета властной работы государственной администрации, исследователи уделяют особое внимание административно-правовому регулированию.

Замечание 1

Стоит отметить, что хоть властная работа государственной администрации тесно связана с деятельностью административного права, все же наблюдатели отмечают ее схожесть с административным управлением.

В современном мире для административно-правового регулирования свойственной находиться в тесной связи с административным управлением. Но исследовали административно-правового направления, основываясь на своих предпочтениях, целевых установках и ограниченных возможностях, сосредотачивают свое внимание или на анализе регулирования или же на анализе управления.

Определение 3

Административное законодательство – это направление российского законодательства, которое включает в себя ключевые положения административного права.

Так, законодательство об административных правонарушениях включает в себя КоАП РФ, а также ряда законов субъектов РФ об административных правонарушениях, которые принимаются на основании данного документа.

Замечание 2

КоАП РФ воспринимается в качестве кодифицированного нормативного акта не всего направления административного права, а только одного его направления – административного деликтного права. Исходя из этого, нельзя распространять его формулу о составе законодательства об административных правонарушениях на все административное законодательство.

Градостроительный кодекс РФ содержит расширительное понимание состава законодательства. При помощи его происходит административно-правовое регулирование, административно управляется градостроительная отрасль.

Предлагаем ознакомиться:  Дополнения к апелляционной жалобе по гражданскому делу

Стоит отметить, что еще более подробно рассмотрена данная тема в Жилищном кодексе РФ. Согласно ему, в состав жилищного законодательства входит данный Кодекс, ряд законов, которые были приняты на основании него и указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и т.д.

В бюджетное и налоговое законодательство включили Бюджетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ. Данные кодексы находятся вместе с рядом федеральных и региональных законов, которые были изданы представительными органами муниципальных образований. Основываясь на НК РФ, законы, которые находятся в ст.5, а также иные нормативно-правовые акты относительно налогов и сборов называются законодательством о налогах и сборах.

Замечание 3

Следует отметить, что на основании данного анализа, можно сделать вывод, что кодифицированное российское законодательство не имеет единой трактовки состава законодательства.

Одни кодексы содержат исключительно законы юридического характера в отраслевом законодательстве, другие включают и нормативно-правовые акты, которые издаются как указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, другая группа кодексов включает нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов РФ, еще одна группа содержит ряд муниципальных правовых актов, которые издаются представительными органами муниципальных образований.

Скорее всего, законодатель по прошествии определенного времени придет к непротиворечивому, последовательному и этимологически выдержанному пониманию состава российского законодательства, в состав которого входят нормативно-правовые акты, которые изданы в виде законов РФ, а также законов субъектов РФ. А до этого момента в сфере права, имеющей общеотраслевые кодексы, необходимо следовать установленному в них составу отраслевого законодательства.

По причине того, что с административным правом не происходила общеотраслевая кодификация, нет отраслевого федерального закона, который предложил бы юридическое решение темы состава административного законодательства. Таким образом, каждый конкретный случай рассмотрения данной темы требует наличия соответствующих оговорок либо не использования понятия «административное законодательство», которое потенциально имеет ряд трактовок.

image description

Основная разница административного права в виде отрасли права и административного законодательства заключается в составляющих их первичных единицах. Нормативно-правовой акт – ключевая первичная единица административного законодательства. В состав его входит ряд разделов, статей, параграфов и пунктов.

Замечание 4

Административно-правовое веление является элементарной единицей сферы административного права, которая отвечает за ее регулирующее действие. Речь идет о принципах и нормах, индивидуальных установлениях, субъективных правах и юридических обязанностях.

В состав науки и учебного курса административного права входят систематизированные знания. Для науки важно анализировать, исследовать административно-правовые явления, предвидеть их развитие, формировать предложения относительно систематизации административного права и законодательства, совершенствовать и повышать эффективность административно-правового регулирования.

Учебный же курс административного права используется в целях преподавания, изучения в образовательных учреждениях. Так, посредством передачи и освоения учебных знаний, данных, материалов по теме административно-правовой работы дает возможность обучающимся и обучающим раскрыть суть данной сферы и сформировать видение о ней, используя при этом учебные технологии.

Предлагаем ознакомиться:  Имеет ли право полиция обыскивать машину{q}

Административное право в России

В до­ре­во­люц. Рос­сии А. п. раз­ви­ва­лось как про­дол­же­ние по­ли­цей­ско­го пра­ва. Ин­сти­ту­цио­наль­ное оформ­ле­ние ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-по­ли­тич. за­ко­но­да­тель­ст­ва про­хо­ди­ло по двум направлениям – обес­пе­че­ние «безо­пас­но­сти» и обес­пе­че­ние «бла­го­чи­ния». Нор­мы А. п., обес­пе­чи­ваю­щие «безо­пас­ность», рег­ла­мен­ти­ро­ва­ли сис­те­му и ор­га­ни­за­цию по­ли­тич. и об­ще­уго­лов­но­го сыс­ка, сис­те­му кон­тро­ля за пе­ре­дви­же­ни­ем под­дан­ных в стра­не, цен­зу­ру пе­ча­ти, во­про­сы ор­га­ни­за­ции по­ли­цей­ской служ­бы (см. По­ли­ция) и т. п. Нор­мы А. п., рег­ла­мен­ти­рую­щие во­про­сы обес­пе­че­ния «бла­госос­тоя­ния», вклю­ча­ли кон­троль за вра­чеб­ным и строи­тель­ным де­лом, ох­ра­ну при­ро­ды, ре­сур­сов, по­пе­че­ние о пре­ста­ре­лых, во­про­сы обу­че­ния и др. Даль­ней­шее раз­ви­тие А. п. во мно­гом бы­ло свя­за­но с раз­ра­бот­кой Сво­да за­ко­нов Рос. им­пе­рии, вклю­чив­ше­го раз­дел об адм. за­ко­но­да­тель­ст­ве, с из­да­ни­ем мно­го­чис­лен­ных цар­ских ука­зов.

Сис­те­ма ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­во­вых норм, сло­жив­шая­ся до 1917, в хо­де ре­во­люц. со­бы­тий бы­ла под­верг­ну­та ос­но­ват. ре­ви­зии. В го­ды сов. вла­сти А. п. раз­ви­ва­лось не­ста­биль­но, его нор­мы не бы­ли сис­те­ма­ти­зи­ро­ва­ны.

В совр. ус­ло­ви­ях А. п. – од­на из ве­дущих от­рас­лей пра­во­вой сис­те­мы РФ, обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вую за­щи­ту прав гра­ж­дан и ор­га­ни­за­ций в сфе­ре гос. управ­ле­ния, рег­ла­мен­ти­ру­ет гос. служ­бу и её ре­фор­ми­ро­ва­ние, оп­ре­де­ля­ет пра­во­вые взаи­мо­от­но­ше­ния го­су­дар­ст­ва с ин­сти­ту­та­ми гражд. об­ще­ст­ва, в т. ч. ус­та­нав­ли­ва­ет та­кие ад­ми­ни­ст­ратив­но-пра­во­вые ре­жи­мы (гос. ре­ги­стра­ция, сер­ти­фи­ка­ция про­дук­ции, ли­цен­зи­ро­ва­ние отд. ви­дов дея­тель­ности, кон­троль и над­зор), ко­то­рые долж­ны спо­соб­ст­во­вать раз­витию пред­при­ни­ма­тель­ст­ва и тру­до­вой ак­тив­но­сти в сфе­ре хо­зяй­ст­ва, раз­ви­тию куль­ту­ры, об­ра­зо­ва­ния, нау­ки и т. п. Осо­бая за­да­ча ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­вово­го ре­гу­ли­ро­ва­ния – соз­дать пра­во­вые барь­е­ры бю­ро­кра­тич. про­яв­ле­ни­ям и кор­руп­ции в гос. ап­па­ра­те, по­вы­сить от­вет­ст­вен­ность чи­нов­ни­ков за вы­пол­не­ние воз­ло­жен­ных на них функ­ций.

Нор­мы А. п. Рос­сии, как и др. стран, не под­верг­лись об­щей ко­ди­фи­ка­ции. В осн. ко­ди­фи­ци­ро­ва­ны нор­мы об адм. от­вет­ст­вен­но­сти и про­це­ду­ре её при­ме­не­ния (Ко­декс РФ об адм. пра­во­на­ру­ше­ниях). Час­тич­но ко­ди­фи­ци­ро­ва­ны нор­мы А. п. в Зе­мель­ном, Вод­ном, Лес­ном, Воз­душ­ном, Гра­до­строи­тель­ном ко­дек­сах РФ и в от­рас­ле­вых фе­де­раль­ных за­ко­нах в сфе­ре ох­ра­ны здо­ро­вья гра­ж­дан, куль­ту­ры, об­ра­зо­ва­ния, со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния, в сфе­ре обо­ро­ны и безо­пас­но­сти.

Од­на из осо­бен­но­стей А. п. РФ со­сто­ит в том, что эта от­расль пра­ва со­вме­ща­ет функ­ции ре­гу­ли­ро­ва­ния, управ­ления, ор­га­ни­за­ции, кон­тро­ля с юрис­дикц. функ­ция­ми (см. Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная юрис­дик­ция).

В сис­те­му А. п. вхо­дят пра­во­вые ин­сти­ту­ты, нор­мы ко­то­рых ре­гу­ли­ру­ют об­ществ. от­но­ше­ния, ха­рак­тер­ные для всех сфер и от­рас­лей дея­тель­но­сти пуб­лич­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции (ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­во­вой ста­тус гра­ж­дан, сис­те­ма, струк­ту­ра и пол­но­мо­чия ор­га­нов испол­ни­тель­ной вла­сти, гос. служ­ба, ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­во­вой ста­тус ком­мерч. и не­ком­мерч. ор­га­ни­за­ций, ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная от­вет­ст­вен­ность, адм. про­це­ду­ры, ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная юс­ти­ция). Эти ин­сти­ту­ты со­став­ля­ют об­щую часть А. п. Пра­во­вые ин­сти­ту­ты, нор­мы ко­то­рых ре­гу­ли­ру­ют управ­ленч. от­но­ше­ния в сфе­рах эко­но­ми­ки, со­ци­аль­но-куль­тур­ной жиз­ни, ох­ра­ны об­ществ. и гос. безо­пас­но­сти, обо­ро­ны, внеш­них сно­ше­ний, юс­ти­ции, со­став­ля­ют осо­бен­ную часть А. п.

А. п. опи­ра­ет­ся на нор­мы и прин­ципы кон­сти­туц. пра­ва, оп­ре­де­ляю­щие пра­во­вую ба­зу дея­тель­но­сти ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти и ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, реа­ли­за­ции и за­щи­ты прав гра­ж­дан в сфе­ре дея­тель­ности пуб­лич­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции. Нор­мы адм. и гражд. пра­ва за­час­тую взаи­мо­дей­ст­ву­ют в про­цес­се ре­гу­ли­ро­ва­ния иму­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний, от­но­ше­ний соб­ст­вен­но­сти и др. гражд. пра­во­вых от­но­ше­ний, ко­гда дей­ст­ву­ют со­вме­ст­но пред­пи­са­ния ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­во­во­го ха­рак­те­ра (по­ря­док гос. ре­ги­ст­ра­ции юри­дич. лиц, вы­да­чи ли­цен­зий на отд. ви­ды пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти, пра­ви­ла ан­ти­мо­но­поль­но­го за­коно­да­тель­ст­ва и др.) и нор­мы гражд. пра­ва, ре­гу­ли­рую­щие иму­ще­ст­вен­ные от­но­ше­ния, пра­ва и обя­зан­но­сти уча­ст­ни­ков гражд. обо­ро­та и т. п. От­но­ше­ния, ре­гу­ли­руе­мые нор­ма­ми зе­мель­но­го, тру­до­во­го, фи­нан­со­во­го, эко­ло­ги­че­ско­го, ин­фор­ма­ци­он­но­го пра­ва, не­ред­ко за­щи­ща­ют­ся при по­мо­щи ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­во­вых форм и ме­то­дов, пу­тём при­ме­не­ния мер адм. при­ну­ж­де­ния, в т. ч. мер адм. от­вет­ст­вен­но­сти.

Предлагаем ознакомиться:  Договор аренды авто с правом (последующим) выкупа в 2019 году

Нор­мы А. п., в осо­бен­но­сти ре­гу­ли­рую­щие адм. от­вет­ст­вен­ность, тес­но со­при­ка­са­ют­ся с уго­лов­ным пра­вом, по­сколь­ку в со­ста­вах адм. пра­во­на­ру­ше­ния и пре­сту­п­ле­ния не­ред­ко об­на­ру­жи­ва­ют­ся сход­ные эле­мен­ты (напр., мел­кое хули­ган­ст­во и ху­ли­ган­ст­во). Дек­ри­ми­на­ли­за­ция уго­лов­ной от­вет­ст­вен­но­сти, как пра­ви­ло, осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пу­тём ус­та­нов­ле­ния адм. от­вет­ст­вен­но­сти за со­от­вет­ст­вую­щие пра­во­на­ру­ше­ния.

Ис­точ­ни­ки А. п.: Кон­сти­ту­ция РФ, кон­сти­ту­ции и ус­та­вы субъ­ек­тов РФ, фе­де­раль­ные кон­сти­ту­ци­он­ные, фе­де­раль­ные за­ко­ны и за­ко­но­дат. ак­ты субъ­ек­тов РФ; нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты Пре­зи­ден­та РФ, Пра­ви­тель­ст­ва РФ и фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, а так­же ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти субъ­ек­тов РФ, ор­га­нов ме­ст­но­го само­управ­ле­ния, осу­ще­ст­в­ляю­щих го­су­дар­ст­вен­но-вла­ст­ные пол­но­мо­чия; ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные до­го­во­ры и со­гла­ше­ния. Осо­бый ис­точ­ник А. п. – нор­мы ме­ж­ду­нар. пра­во­вых до­го­во­ров РФ, об­щие прин­ци­пы и нор­мы ме­ж­ду­нар. пра­ва как со­став­ная часть пра­во­вой сис­те­мы РФ.

Специфика науки административного права

Определение 2

Под наукой административного права понимается направление юридической науки, которое изучает, исследует административно-правовые явления.

Помимо этого данное направление занимается добычей, суммированием, систематизацией, распространением и использованием научных знаний в направлении административного права и административного законодательства, их реализацией, организацией деятельности государственной администрации, а также государственной административной власти, которые основываются на деятельности административного права и законодательства.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytcreatorsru

В состав учебной дисциплины административного права входит система уже сформированных знаний относительно административного права и законодательства в виде отрасли российского права и законодательства, науки административного права. Помимо этого в нее входят знания, которые относятся к организации и работе государственной администрации, теория и практика административно-правового регулирования и административного управления, которое применимо к разным общественным направлениям.

Административное право в зарубежных странах

Во Фран­ции А. п. фор­ми­ро­ва­лось в свя­зи с соз­да­ни­ем в нач. 19 в. адм. су­дов и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной юс­ти­ции как ин­сти­ту­та су­деб­но­го кон­тро­ля за гос. ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей. Франц. сис­те­ма А. п. бы­ла вос­при­ня­та ря­дом ев­роп. стран, и к кон. 19 в. сфор­ми­ро­ва­лась кон­ти­нен­таль­ная сис­те­ма А. п. Её це­лью яви­лось за­ко­но­дат. ре­гу­ли­ро­ва­ние управ­ленч. струк­тур и адм. про­це­дур. За­да­ча А. п. со­сто­ит как в за­щи­те ин­ди­ви­дуу­ма от не­пра­во­мер­ных дей­ст­вий пуб­лич­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции, так и в обес­пе­че­нии эф­фек­тив­ной дея­тель­но­сти ор­га­нов гос. управ­ле­ния (ис­пол­ни­тель­ной вла­сти). В ка­че­ст­ве пред­ме­та ре­гули­ро­ва­ния здесь вы­сту­па­ют об­ществ. от­но­ше­ния в сфе­ре оп­ре­де­ле­ния струк­ту­ры, функ­ций и ор­га­ни­за­ции дея­тель­но­сти ор­га­нов пуб­лич­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции и пуб­лич­ных уч­ре­ж­де­ний, адм. ак­ты, адм. про­це­ду­ры, пуб­лич­ная служ­ба, адм. юрис­дик­ция и адм. юс­ти­ция. А. п. стран кон­ти­нен­таль­ной сис­те­мы рег­ла­мен­ти­ру­ет пре­ж­де все­го ор­га­ни­за­цию сис­те­мы ор­га­нов гос. управ­ле­ния, их взаи­мо­от­но­ше­ния, внут­рен­нюю струк­ту­ру и пра­во­вой ста­тус. Кро­ме то­го, нор­мы А. п. ре­гу­ли­ру­ют от­но­ше­ния ме­ж­ду адм. уч­ре­ж­де­ния­ми и отд. гра­ж­да­на­ми.

В анг­ло­сак­сон­ских стра­нах (Ве­ли­ко­бри­та­ния, США) А. п. ста­ло са­мо­сто­ят. от­рас­лью позд­нее. Дол­гое вре­мя в Ве­ли­ко­бри­та­нии в от­но­ше­нии ор­га­нов уп­рав­ле­ния при­ме­ня­лись нор­мы об­ще­го пра­ва (com­mon law). С рас­ши­ре­ни­ем гос. вме­ша­тель­ст­ва в эко­но­ми­ку и др. сфе­ры об­ществ. жиз­ни раз­ви­ва­лась адм. дея­тель­ность и ук­ре­п­лял­ся ап­па­рат адм. вла­сти. Этот про­цесс со­про­во­ж­дал­ся по­яв­ле­ни­ем спе­ци­фич. норм, от­но­ся­щих­ся толь­ко к дея­тель­но­сти ор­га­нов управ­ления. Ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­во­вое нор­мо­твор­че­ст­во со­сре­до­то­чи­лось на вы­работ­ке про­цес­су­аль­ных га­ран­тий прав ча­ст­ных лиц про­тив про­из­воль­ных дей­ст­вий гос. ор­га­нов. Осн. це­лью А. п. бы­ла про­воз­гла­ше­на за­щи­та ин­те­ре­сов ча­ст­ных лиц от про­из­во­ла со сто­ро­ны ад­ми­ни­ст­ра­ции. А. п. оп­ре­де­ля­ет жё­ст­кие рам­ки дея­тель­но­сти пуб­лич­ной ад­ми­нист­ра­ции в це­лях ог­ра­ни­че­ния форм и ме­то­дов вла­ст­но­го воз­дей­ст­вия го­су­дар­ст­ва на об­ще­ст­во и отд. лиц и с этой це­лью де­таль­но ре­гу­ли­ру­ет прак­ти­че­ски все ас­пек­ты от­но­ше­ний ча­ст­ных лиц и адм. ор­га­нов. По­это­му во­про­сы про­це­ду­ры в анг­ло­сак­сон­ском А. п. яв­ля­ют­ся до­ми­ни­рую­щи­ми. Ор­га­ни­за­цию и струк­ту­ру гос. ап­па­ра­та А. п. рег­ла­мен­ти­ру­ет лишь в той ме­ре, в ка­кой это не­об­хо­ди­мо для ока­за­ния юри­дич. по­мо­щи ча­ст­ным ли­цам.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector