Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)
Доначисление налогов организации (уточненка) |
Юридическая помощь
Назад

Доначисление налогов организации (уточненка)

Опубликовано: 16.09.2019
0
3

Срок давности

Как правовое понятие эта категория используется в процессуальных кодексах. В ГПК и УПК, в частности, установлены периоды, в течение которых субъект может или подать заявление с требованиями, или обжаловать то или другое постановление. Имеют ли налоги срок давности? На практике требование от контролирующего органа может поступить в судебную инстанцию через несколько лет после того, как субъект не выполнил обязательство. Кроме самой суммы отчисления, ФНС может вменить штраф.

В первую очередь необходимо отметить, что каких-либо общих правил или единого положения для обязанных субъектов, при которых они освобождались бы от необходимости совершить бюджетное отчисление в случае пропуска установленных законом периодов, не существует. Тем не менее, законодательство определяет ряд случаев, когда контрольный орган ограничен в своих действиях временными рамками.

Какой срок давности налога предусмотрен в НК? В законодательстве определено две категории отчислений, принудительное удержание которых ограничено во времени. Так, существует срок давности транспортного налога. Он предусматривается в ч. 3 ст. 363 НК. Налог на имущество – второй платеж, принудительное удержание которого также ограничено во времени. В отношении этого платежа действует ФЗ №2003-1.

Основания для доначисления налогов

Все разъяснения по тем основаниям, по которым происходит доначисление налогов содержатся в письме ФНС №БС-4-11/20019@ от 16.11.2015. Изменение суммы налогового платежа возможно в том случае, если налоговой установлен факт получения доходов налогоплательщиком, который он не отразил в своей налоговой декларации. При этом налоговики должны установить источник дохода, его вид и время его получения.

Помимо этого существуют и иные основания для доначисления налогов. К ним относятся:

  • налоговая выгода, которая достигается в результате дробления бизнеса;
  • создание подконтрольных компаний;
  • ошибки, допущенные при расчете налога.

Доначисление налога производится и в том случае, если лицу необходимо уплатить налог в большей сумме, чем им было указано.

Разъяснения по основаниям для доначисления налогов можно найти в письме ФНС №БС-4-11/20019@ от 16.11.2015. Увеличение налоговых платежей возможно в том случае, если налоговым органом установлен факт получения доходов налогоплательщиком, не отраженных им в декларации. Также налоговики должны установить источник и вид дохода, а также время его получения.

К иным основаниям для доначисления налогов относят:

  • налоговую выгоду, которая достигается путем дробления бизнеса;
  • создание подконтрольных организаций;
  • допущение ошибки в расчете налога.

Порядок оплаты доначисленных налогов

Размерналога=Ставканалога*Налоговаябаза

Основанием для получения имущественного налогового вычета у налогового органа является декларация по НДФЛ. В большинстве случаев помимо декларации в налоговый орган необходимо представить подтверждающие право на вычет документы. При этом, некоторые
налоговые вычеты можно получить как у работодателя, так и через налоговую инспекцию.

Если доначисление налогов организации произошло в ходе выездной проверки, то для оплаты указанной суммы составляется платежное поручение. При заполнении поручения следует обратить внимание на следующие поля:

  • поле 104 – указывается код бюджетной классификации;
  • поле 106 – указывается основание платежа;
  • поле 107 – периодичность налогового платежа;
  • поле 108, 109 – реквизиты документа, на основании которого происходит уплата налога;
  • поле 110 – вид платежа, в случае если перечисляется налог, то указывается «НС».
★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа)
куплено > 8000 книг

При доначислении суммы налогов, налоговый орган должен придерживаться статьи 40 НК РФ, которой устанавливаются принципы определения стоимости товаров (услуг). Данная статья предусматривает основания для доначисления.

Если с доначислением компания не согласно, то она вправе оспорить решение налоговой. В этом случае она может основываться на том, что налоговый орган нарушил положения статьи 40 НК РФ. Например, если нарушен 3 пункт указанной статьи. В данном случае налоговая не устанавливает рыночные цены. При перерасчете налога будет применен показатель себестоимости. Такое решение налогового органа будет признано незаконным.

Выявленные ошибки также могут оказывать влияние и на другие налоги компании. Все корректировки представители налогового органа должны учитывать в акте проверки. Даже в том случае, если налоговая это не сделала, корректировка уже предоставленных деклараций не требуется. Изменения отражаются уже текущим периодом.

Например, организация является плательщиком НДС, а также проводит льготируемые операции. В результате проверки налоговый орган отказал в вычете НДС по необлагаемым операциям, то есть организация должна была учитывать стоимость товаров и списать их на расходы. Ошибка, выявленная налоговой, привела к тому, что налог на прибыль был переплачен. Сумма НДС в этом случае нужно включить в текущие расходы на дату принятия налоговым органом решения.

При доначислении земельного, транспортного налога или налога на имущество суммы включаются в расходы текущего периода, а значит подавать уточненку не нужно.

Указанный пример относится к случаю, когда компания получила прибыль. Для учета в расходах доначисленных налогов за год получения убытка, уточненную декларацию все же рекомендуют сдать. Это связано с тем, что текущем периоде исправляют недочеты, которые привели к переплате. В этом случае налог компания не уплачивала.

Доначисление налогов организации (уточненка)

Когда в результате выездной налоговой проверки компании доначислен налог, то уплата производиться путем составления платежного поручения. Заполняя платежный документ, следует обраться внимание на такие поля:

  • 104 – указывается КБК (код бюджетной классификации);
  • 106 –основание платежа;
  • 107 – периодичность налогового платежа;
  • 108 и 109 – реквизиты документа, на основании которого уплачивается налог;
  • 110 – вид платежа (если перечисляется налог, то указывают следующим образом: «НС»).

В законодательных актах не предусмотрены точные правила, по которым должно оформляться доначисление НДС. Существуют только рекомендации, согласно которым отражение доначисленного налога в расходах требуется при следующих обстоятельствах: доначисление образует первоначальную стоимость продукции, но к вычету она была принята ошибочно.

Пени

Многих плательщиков интересует не только срок давности по налогам физических лиц. Для них достаточно актуальной является проблема принудительного удержания пеней и недоимок. В самом НК отсутствуют положения, по которым предусматриваются те или иные временные рамки для взимания таких сумм или штрафов, вмененных ФНС. Однако на практике судебные инстанции зачастую применяют нормы ГК, а также придерживаются пояснений, данных ВАС.

Предлагаем ознакомиться:  Как вернуть процент с кредита в налоговой

Отражение доначисления налога в бухгалтерском учете

Доначисление налога на прибыль возможно в случае возникновения следующих обстоятельствах:

  • занижение доходов;
  • завышение затрат;
  • наличие ошибок в предоставленной отчетности.

В случае занижения затрат в предыдущем периоде, налогоплательщик не должен подавать уточненку. За него это сделает налоговая. Другими словами, налоговики самостоятельно доначисляют сумму налога, а после этого она будет отражена в карте учета расходов. В определенных случаях может потребоваться аннулировать затраты, причем как и бухгалтерском и в  налоговом учете.

Однако, обычно, изменения в бухучете не требуют корректировки налогового учета. По налогу на имущество доначисление отражают по счету 91.2, и в этом случае имеет место следующая проводка Д 91.02 К 68. Структуру аналитического учета организации разрабатывают самостоятельно и это утверждается в рабочем плане счетов.

Если по итогам налоговой проверки произошло доначисление налога на имущество, то компания должна включить эту сумму в расходы налоговом учете. Причем ПНО в учете организации не возникает, так как отраженный расход к образованию разниц не приводит. Транспортный налог, земельный налог и налог на имущество в налогом учете включают в прочие расходы, связанные с производством продукции и ее реализацией.

Причем при этом не будет иметь значение, кто производит начисление налога: сама организация или налоговая по итогам налоговой проверки. Отражая расходы, организация должны следовать такому правилу: при налогообложения прибыли налоги включаются в расходы на момент начисления. Если налоги доначислены по результатам проверки, то датой начисления считается день вступления в силу решения ИФНС. Как правило, вступает в силу решение налоговой через месяц после того, как оно вручено налогоплательщику.

В случае уменьшения суммы доначисленного налога, разницу включают во внереализационные доходы. При увеличении суммы, разницу относят к прочим расходам. Как дополнительные доходы, так и дополнительные расходы включают в расчет налогооблагаемой прибыли в том периоде, в котором вступает в силу решение УФМС или суда.

Налог на прибыль может быть доначислен при следующих обстоятельствах:

  • занижение доходов;
  • завышение затрат;
  • наличие в предоставленной декларации ошибок.

При занижении затрат в предыдущем периоде, налогоплательщику не нужно будет подавать уточненку. Это за него сделает налоговый орган. То есть налоговики самостоятельно доначислят сумму налога, после чего она будет отражена в карте учета расходов.

В некоторых случаях может возникнуть необходимость в аннулировании затрат, причем как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Однако, как правило, изменения в бухгалтерском учете корректировки в налоговом учете не требуют.

По налогу на имущество доначисление отражается по счету 91.2, проводка в этом случае будет Д 91.02 К 68. Структура аналитического учета разрабатывается организацией самостоятельно, что утверждается в рабочем плане счетов. Доначисление отражается по субсчету «Прочие расходы», а если аналитический учет в компании ведется детально, то доначисление по субсчету «Доначисления по налогам и взносам».

Если по результатам налоговой проверки доначислен налог на имущество, то компания вправе включить его в расходы налоговом учете. При этом ПНО в учете компании не возникает, так как отраженный расход не ведет к образованию разниц.

Транспортный, земельный налог и налог на имущество в налогом учете включается в прочие расходы, которые связаны с производством и реализацией. При этом не имеет значение, кем происходит начисление налога: самой организацией или налоговой по результатам налоговой проверки.

При отражении расходов следует следовать следующему правилу: в случае налогообложения прибыли налоги должны включаться в расходы на момент начисления. Если налоги доначислены по результатам проверки, датой начисления является день вступления в силу решения налоговой. Как правило, решение налоговой вступает в силу через месяц после его вручения налогоплательщику.

При уменьшении суммы доначисленных налогов, разница включается во внереализационные доходы. В том случае, если сумма увеличивается, то разница относится к прочим расходам.

Индивидуальные предприниматели

В рамках правоприменительной практики при разрешении вопросов о соблюдении или несоблюдении временных ограничений рассматривается в числе прочего и срок давности по налогам физических лиц (ПБЮЛ), и периоды, определенные для проведения возможной ревизии в ходе выездных проверок. Кроме того, во внимание принимаются периоды, установленные для привлечения субъекта к ответственности за нарушения НК. Все эти временные ограничения укладываются в рассмотренный выше срок давности по налогам физических лиц – в 3 года.

Предлагаем ознакомиться:  Ликвидация жск по суду

Пример доначисления налогов

В 2017 году организация попала под выездную налоговую проверку, в результате которой было обнаружено, что в 2016 году компания сотрудничала с несуществующими контрагентами. В итоге произошло уменьшение суммы, уплаченной за товар на 100 000 рублей. В соответствии с этим произошло доначисление налога на прибыль на 20 000 рублей.

Хозяйственная операция Проводки
Доначисление налога (на основании акта выездной проверки) Д99 (субсчет «Убытки предыдущих периодов») К68
Отражение прибыли предыдущего периода, обнаруженной в текущем периоде Д02 К91
Начисление условного расхода Д99 К68
Отражение ПНА Д68 К99 (субсчет «ПНА»)
Доначисление налога за прошедший налоговый период Д99 К68

срок давности по налогам физических лиц

В 2018 году в организации проводилась выездная налоговая проверка, по итогам которой было обнаружено, что в 2017 году налогоплательщик сотрудничал с вымышленными контрагентами. В результате этого была уменьшена сумма, выплаченная за продукцию на 100 тыс. рублей. Поэтому налоговая произвела доначисление налога на прибыль на 20 тыс. рублей.

Хозяйственная операция Проводки
Доначисление налога (в соответствии с актом выездной проверки) Д99 (субсчет «Убытки предыдущих периодов») К68
Отражение прибыли прошлого периода, обнаруженной в текущем периоде Д02 К91
Начисление условного расхода Д99 К68
Отражение ПНА Д68 К99 (субсчет «ПНА»)
Доначисление налога за прошлый налоговый период Д99 К68

Пресекательные периоды

В НК не установлены какие-либо правила относительно других видов обязательных отчислений. Не предусматривается общий порядок, в соответствии с которым могло бы производиться списание налогов за тот или другой период. При нарушении прав контрольный орган обращается в суд для их восстановления. Уполномоченная инстанция руководствуется положениями законодательства и понятиями временных ограничений.

И если в НК установлены сроки давности хотя бы для двух налогов, то в ГПК таких положений конкретно по этому виду требований не предусмотрено. Как в таком случае действуют судебные инстанции? Допустим, ФНС предъявляет требование принудительно удержать с субъекта земельный налог. Срок давности здесь отсутствует.

Противоречия НК

Понятие срока давности по взиманию платежа очень запутано законодателем. Тем не менее, существуют разъяснения, которые сделаны в пользу плательщиков. Само по себе понятие срока давности введено в правоприменительную практику достаточно давно. При пропуске определенного периода кредитор (государство в том числе) теряет возможность принудительно удержать ту или иную сумму.

В законодательстве установлен срок давности для случаев совершения налогового правонарушения. К ним, в числе прочего, следует относить и недоимку. Такой период предусматривается в ст. 113 НК. В ней сказано, что субъект не может привлекаться к ответственности за налоговое правонарушение, если с даты его совершения или с дня, следующего после окончания отчетного (налогового) периода, на протяжении которого оно имело место, прошло 3 года.

задолженность по налогам срок давности

Существует, в частности, в НК статья 48. В ней указано, что заявление в суд о требовании принудительно удержать непогашенную сумму обязательного платежа в бюджет за счет имущества плательщика – гражданина либо его налогового агента – может подаваться контрольным органом (ФНС либо таможенной службой) не позднее полугода после окончания периода исполнения предусмотренной в законе обязанности.

Таким образом, можно сделать вполне логичный вывод, что ст. 48 НК действует в пользу субъекта. По смыслу нормы трехлетний период сокращается до 6 мес. Но в НК существует ст. 70. В соответствии с ней требование о выплате налога, которое выставляется лицу по решению контрольного органа после проведения проверки, должно направляться субъекту в десятидневный срок с даты вынесения постановления. Это положение можно трактовать как необоснованное увеличение продолжительности периода практически до бесконечности.

Обуславливается это положениями ст. 89 НК. В соответствии с ней выездная проверка, которая выполняется вышестоящим подразделением ФНС в рамках контроля деятельности нижестоящей структурной единицы, осуществлявшей первоначальную процедуру надзора, может осуществляться вне зависимости от времени проведения предыдущей (первоначальной).

Соответственно, решение может быть принято когда угодно. А от даты его вынесения уже зависит фактическое исчисление давностного срока. При этом ранее существовала ст. 24, которая была отменена ввиду появления “более прогрессивной” части НК. В ней четко указывалась продолжительность срока давности по претензиям в отношении физлиц по принудительному удержанию налогов с них. Она составляла 3 года.

Нужно ли подавать уточненную декларацию

Выявленные налоговой ошибки также могут отражаться и на иных налогах компании. Необходимые корректировки представители налоговой должны учитывать в акте проверки. Даже если налоговая это не сделала, корректировка предоставленных ранее деклараций не потребуется. Изменения будут отражаться уже текущим периодом.

К примеру, компания – плательщик НДС проводит льготируемые операции. При проверке налоговая отказала в вычете НДС по необлагаемым операциям, а организация должна была учитывать стоимость товаров и списать их на расходы. Ошибка, которая была выявлена ФНС, привела к переплате налога на прибыль. Сумму НДС в этом случае нужно будет включить в текущие расходы на дату принятия соответствующего решения ФНС.

В случае доначислении земельного налога, транспортного налога или налога на имущество, суммы подлежат включению в расходы текущего периода и значит подавать уточненную декларацию не нужно. Данный пример относится к тому случаю, когда организация получила прибыль. Для учета в расходах доначисленных налогов за год при получении убытка, уточненку все же рекомендуется сдать.

Предлагаем ознакомиться:  Как уменьшить сумму налога на имущество

Связано это с тем, что в текущем периоде исправляются недочеты, приведшие к переплате. В данном случае налог организация не уплачивала. Но при этом данное утверждение спорное. В расходы доначисления включаются на момент вступления в силу решения ФНС, что говорит о том, что корректировка текущей прибыли возможна без подачи уточненки.

Разъяснения ВАС

Президиум Суда в постановлении № 3803/01 фактически подтвердил наличие права налоговой службы на удержание недоимки относительно подоходного налога за пределами установленного в ст. 113 трехлетнего срока. Указанный документ был вынесен по конкретному делу. В нем, в частности, указано, что в соответствии с актом проверки ФНС принято решение о доначислении субъекту подоходного налога, вменении штрафа и пеней.

какой срок давности налога

Кассационный суд, отменяя постановления первой и апелляционной инстанций, указал необоснованность применения индивидуальным предпринимателем льготы. В соответствии с этим требования были удовлетворены и в части удержания недоимки, и по вмененному штрафу за ее допущение. Но вынося решение, кассационный суд не принял во внимание, что налоговая инспекция пропустила срок давности, в пределах которого плательщика можно привлечь к ответственности.

По ст. 113 НК субъект не может подвергаться наказанию за правонарушение, если прошло три года. Таким образом, ВАС в своем постановлении признает, что срок давности распространяется только на штраф, а на недоимку не действует. Спустя примерно год после вынесения этого акта Суд высказал несколько другое мнение по данному вопросу.

Информационное письмо Президиума ВАС

Этот документ разъясняет один из случаев судебной практики. Налоговая служба обратилась в арбитражный суд с требованием о принудительном удержании с индивидуального предпринимателя недоимки по ЕНВД за март 1999 г., а также пеней, возникших вследствие просрочки погашения этого обязательства. В удовлетворении заявления контрольного органа было отказано.

Суд мотивировал вынесенное постановление тем, что был пропущен пресекательный срок, определенный в п. 3 ст. 48 НК, в рамках которого допускается подать претензию. Вместе с этим инстанция указала, что установленный в ст. 70 НК трехмесячный период направления требования о необходимости погасить обязательство перед бюджетом закончился 30.05.1999 г.

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК шестимесячный период, предусмотренный для обращения контрольным органом в судебную инстанцию с заявлением о принудительном взимании недоимки, который является пресекательным, начинается с даты окончания установленного для исполнения бюджетного обязательства временного промежутка.

Пропуск налоговой службой срока, в который она могла направить требование о выплате вмененной плательщику по закону суммы, не предполагает изменения правил исчисления указанного выше срока. В связи с этим период для обращения контрольного органа в суд начинается с 10.06.1999 г., то есть через 10 дней с даты окончания предусмотренного в ст.

Исполнение обязательства перед бюджетом

В законодательстве установлено, что лица, признающиеся налогоплательщиками, должны осуществлять отчисления, предусмотренные в НК. Обязательства перед бюджетом будут считаться исполненными с момента предъявления поручения в банк на совершение соответствующей операции при наличии достаточного объема средств на счету субъекта.

Если лицо имеет непогашенные платежи и не обладает достаточным количеством финансов для удовлетворения предъявленных требований, налог будет признан невыплаченным. Обязательства будут также считаться непогашенными в случае отзыва поручения из банка. Если выплату должен осуществлять налоговый агент, то требование законодательства признается исполненным с момента удержания им установленной суммы из дохода. Невыполнение обязательства перед бюджетом выступает в качестве основания для применения принудительных мер по взиманию недоимки.

Действия контрольных органов

Принудительное взыскание осуществляется в соответствии с решением ФНС. Процедура предполагает направление в банковскую организацию инкассового поручения на списание средств со счета плательщика или агента. Данное распоряжение должно быть выполнено не позже 1 операционного дня, который следует за датой его получения (для рублевых р/с).

В случае отсутствия либо недостаточного объема средств на счету плательщика исполнение требования ФНС осуществляется по мере поступления денег. Если у контрольного органа нет информации о р/с субъекта, он вправе взыскать сумму за счет имущества обязанного лица. Принудительное взимание недоимки осуществляется по решению руководителя подразделения ФНС.

  1. Наличным средствам.
  2. Имуществу, не участвующему в производстве товаров.
  3. Готовой продукции.
  4. Материалам и сырью, используемым непосредственно в производстве, станкам, зданиям, оборудованию, сооружениям и проч.
  5. Имуществу, которое передается в соответствии с договором в распоряжение, пользование, владение иным лицам без получения ими права собственности.
  6. Другим материальным ценностям.

Обязательство перед бюджетом будет считаться исполненным с момента реализации изъятого имущества у плательщика и погашения образовавшейся задолженности за счет вырученной суммы.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector