Юридическая помощь
Назад

Закон о многодетных семьях: льготы, социальная поддержка и защита, указ 431 и ФЗ 138

Опубликовано: 16.04.2020
0
4

Многодетная семья: определение по закону

В законах Российской Федерации четкого определения многодетной семьи нет, однако если обобщить правоприменительную практику, то можно сделать вывод, что многодетной в России считается семья, имеющая трех и более детей.

Нужно учитывать, что если семья лишена родительских прав хотя бы на одного из троих детей, многодетной она уже признаваться не может.

Пояснительная записка к проекту федерального закона «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации»

Проект федерального закона «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации» разработан на основании статьей 7 и 38 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи (статья 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38).

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Предметом регулирования законопроекта не являются семейные правоотношения, урегулированные Семейным кодексом Российской Федерации (институт брака, отношения между супругами, отношения в связи рождением и воспитанием детей, личные имущественные и неимущественные отношения). Семейные отношения, которые регулируются Семейным кодексом Российской Федерации, являются разновидностью отношений, регулируемых гражданским правом, и обладают при этом рядом специфических особенностей.

Нормы гражданского законодательства соотносятся с нормами семейного законодательства как общие и специальные, при наличии специальных норм семейного законодательства семейные отношения регулируются ими, если же их нет, применяются общие гражданско-правовые нормы. Законопроект призван урегулировать отношения государства и семьи как социального института, и направлен на регламентацию отношений, возникающих в процессе жизнедеятельности семьи.

Проект имеет своей целью конкретизировать конституционные положения об обеспечении государственной поддержки семьи, которая заключается, прежде всего, в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.Таким образом, законопроект не противоречит Семейному кодексу Российской Федерации, поскольку по предмету своего регулирования относится к блоку социального законодательства и направлен, как указано в преамбуле, на создание и реализацию основ государственной поддержки семьи, как важного направления государственной семейной политики, которая в свою очередь является составной частью государственной социальной политики.

Программа помощи многодетным семьям

Необходимость принятия закона обусловлена отсутствием основополагающего законодательного акта по государственной поддержке семьи, развивающего и конкретизирующего соответствующие конституционные нормы. Так, цели, принципы, приоритетные направления и механизмы реализации государственной семейной политики регламентируются не законом, а Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г.

N 712 «Об Основных направлениях государственной семейной политики».В последнее десятилетие произошло глубокое обострение социальных проблем, которые в свою очередь негативно сказались на положении большинства семей. Россия переживает острейший демографический кризис. Именно семья является основой активной демографической политики.

Она призвана играть исключительную роль в жизни общества, в обеспечении его стабильности, преодолении социальной напряженности, поскольку семья является основой общества, его важнейшей социальной ценностью.В связи с этим данный проект направлен, прежде всего, на создание правового механизма реализации предпринимаемых государством экономических, социальных и политических мер в интересах семьи, как одного из основополагающих факторов стабилизации социально-экономического развития общества, решения демографических проблем и повышения качества жизни населения.

Необходимость обеспечения благоприятных условий для жизнедеятельности семей и повышения качества их жизни в процессе социально-экономической трансформации России и обострения кризисных процессов в российской семье требует принятия рамочного закона, закрепляющего основные цели, принципы и приоритеты государственной защиты и поддержки семьи в настоящее время.

Отвечая этим требованиям, законопроект фактически создает правовую основу и реализует системный подход осуществления государственной поддержки семьи.Актуальность принятия данного законопроекта обусловлена также проводимой в настоящее время реформой управления: разграничением полномочий и сфер ведения между федеральным, региональным и муниципальным уровнями и совершенствованием межбюджетных отношений.

Действующие в настоящее время нормативные правовые акты социального, трудового, жилищного, налогового и других отраслей законодательства не в полной мере учитывают интересы семьи, как социального института в целом. Законодательные нормы, как правило, устанавливают формы социальной поддержки, предоставления льгот и гарантий отдельным категориям граждан.

Безусловно, наибольшее внимание уделяется гражданам, имеющим детей. Однако, единого законодательного акта, регулирующего вопросы государственной поддержки семьи, содержащего нормы, направленные на сохранение и укрепление семьи, рождение и воспитание детей в достойных условиях, поддержание благосостояния семьи, решение демографических проблем, в настоящее время нет.

Предлагаем ознакомиться:  Как выписать человека из квартиры без его согласия если я собственник закон

В связи с этим и с целью развития законодательства, преодоления внутренних противоречий, единообразного применения необходим базовый закон, который бы определил основные начала осуществления государственной поддержки семьи, и в соответствии с которым могли быть установлены и реализованы нормы специальных отраслей законодательства.

Законопроект направлен на систематизацию и унификацию норм федерального законодательства, регулирующих отношения по государственной поддержке семьи. Проект закона призван стать основополагающим нормативным правовым актом в данной сфере, и предполагает разработку соответствующих законов субъектов Российской Федерации, хотя многие территории России уже имеют свои законы.

Особенно активизировалась эта работа после принятия Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.Проект федерального закона исходит из приоритета общечеловеческих ценностей, соответствует положениям важнейших международно-правовых актов ООН: Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации отношении женщин, Конвенции о правах ребенка, Венской декларации программе действий Всемирной конференции по правам человека, документам МОТ, ЮНИСЕФ, ВОЗ и других международных организаций.

Проект состоит из преамбулы и четырех глав.В первой главе рассматриваются отношения, регулируемые законом, сформулированы цели, принципы, основные понятия, используемые в законе, а также приоритетные направления и компетенция федеральных и региональных органов власти в сфере государственной поддержки семьи.

Во второй главе раскрываются основные направления государственной поддержки семьи. В том числе порядок установления государственных минимальных стандартов качества жизни семей, обеспечение условий для экономической самостоятельности семей на трудовой основе, стабилизации материального положения семей и преодоления бедности.

В статье 10 предусмотрено введение родительской заработной платы для одного из родителей на время нахождения его в отпуске по уходу за ребенком. В статью 12 включен пункт об организации системы бесплатного лечения семейных пар от бесплодия. Здесь также устанавливаются нормы обеспечения условий родителям с семейными обязанностями для сочетания воспитания детей с трудовой деятельностью, развития семейного предпринимательства, охраны здоровья, формирования здорового образа жизни, оказания помощи семье в воспитании и образовании детей.

Особое внимание уделено вопросам развития социальной инфраструктуры для семей и их социального обслуживания. Содержится также статья по предупреждению насилия в семье.В третьей главе рассматриваются механизмы обеспечения государственной поддержки семьи. В их числе институциональные, финансовые, информационные, научные и др.

В частности, определен порядок участия органов местного самоуправления и общественных организаций, религиозных конфессий в реализации поддержки семьи.В главе четвертой даны заключительные положения закона.Основными новациями проекта федерального закона являются:-закрепление на законодательном уровне целей, принципов и основных направлений государственной поддержки семьи;

-в отдельной статье даются основные понятия, непосредственно связанные с реализацией государственной поддержки семьи, в том числе дается понятие семьи как таковой, определяются типы семьи;-впервые предпринята попытка дать правовые определения таким категориям как «насилие в семье», «безопасность семьи», «социальное развитие семьи»;

-устанавливаются полномочия федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственной поддержки семьи с учетом Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ;-определяется порядок разработки и качественный состав государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни семей;

-устанавливаются механизмы обеспечения государственной поддержки семьи, регулируются вопросы управления в области государственной поддержки семьи, участия органов местного самоуправления, общественных организаций в обеспечении государственной поддержки семьи, устанавливается статус и порядок разработки государственного доклада о положении семей в Российской Федерации.

В целом проект соответствует концепции социального государства, направлен на объединение интересов всех типов семей, формирование благоприятной социокультурной среды для их жизнедеятельности и реализации основных социальных функций, гармонизацию внутрисемейных отношений, взаимоотношений семьи, государства и общества, обеспечение необходимых условий для стабильности института семьи, решение демографических проблем.

Проект федерального закона «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации» носит рамочный характер, обеспечивает законодательное закрепление и развитие конституционных положений о государственной поддержке семьи, реализация не потребует дополнительного финансирования.

Пояснительная записка к проекту федерального закона «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О государственной социальной помощи

(с изменениями на 27 декабря 2019 года) (редакция, действующая с 1 января 2020 года)

ПринятГосударственной Думой25 июня 1999 года

ОдобренСоветом Федерации2 июля 1999 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Предлагаем ознакомиться:  Документы для открытия наследственного дела у нотариуса на недвижимость, транспорт, ценные бумаги, земля, вклад

Абзац утратил силу с 1 января 2018 года — Федеральный закон от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ.

1. Единая государственная информационная система социального обеспечения (далее — информационная система) является федеральной государственной информационной системой, создаваемой в целях обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, информацией о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых населению в Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, путем использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, входящей в инфраструктуру электронного правительства.

2. В информационной системе могут обрабатываться сведения, содержащиеся в федеральных, региональных, муниципальных регистрах, иных государственных и региональных информационных системах в сфере социальной защиты (поддержки) и информационных системах организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты.

1) формирование и ведение классификатора мер социальной защиты (поддержки) и перечня категорий получателей мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат;

2) предоставление пользователям информационной системы информации об основаниях, условиях, способах, формах и фактах предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также сведений об организациях, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты;

3) контроль соблюдения гарантированного объема и качества предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат.

а) фамилия, имя, отчество (при наличии), а также фамилия, которая была у лица при рождении;

б) пол;

в) дата рождения;

г) место рождения;

д) сведения о гражданстве;

е) данные паспорта (иного документа, удостоверяющего личность);

ж) данные свидетельства о рождении;

з) адрес места жительства (места пребывания, фактического проживания);

и) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;

к) контактный телефон;

л) сведения о выплатах и иных вознаграждениях, полученных лицом в связи с осуществлением трудовой деятельности;

м) сведения о периодах трудовой деятельности и (или) иной деятельности;

н) сведения о периодах трудовой и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж для назначения страховой пенсии, в том числе периодах трудовой деятельности на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и иных периодах, засчитываемых в страховой стаж;

о) сведения о сумме назначенной страховой пенсии, накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению;

п) сведения об основаниях пребывания или проживания в Российской Федерации (для иностранного гражданина, лица без гражданства, в том числе беженца);

2) персонифицированные сведения о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

3) персонифицированные сведения о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов;

Предлагаем ознакомиться:  Жилье для молодых семей

4) сведения об организациях, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты;

5) сведения об индивидуальных предпринимателях, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты;

6) информация о федеральных законах и иных нормативных правовых актах, на основе которых осуществляется предоставление мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат гражданам в Российской Федерации;

7) сведения о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, с указанием их вида, условий, способов и форм их предоставления, категорий лиц, имеющих право на получение указанных мер и услуг, а также их возможных объемов в натуральной форме либо денежном выражении и иные сведения;

8) сведения об информационных ресурсах, используемых для предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат;

9) сведения о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах за определенный период;

10) иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации.

5. Состав информации, размещаемой в информационной системе, и источники такой информации определяются Правительством Российской Федерации.

6. В составе информационной системы формируется классификатор мер социальной защиты (поддержки) (далее — классификатор), являющийся базовым государственным информационным ресурсом. Порядок формирования классификатора, его актуализации и использования участниками информационного взаимодействия при размещении информации в информационной системе утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

7. Сведения, составляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, включая тайну усыновления и врачебную тайну, и документы, содержащие такие сведения, не подлежат размещению в информационной системе.

8. Положение об информационной системе утверждается Правительством Российской Федерации и должно содержать порядок обработки информации, подлежащей размещению в информационной системе, порядок предоставления доступа к сведениям информационной системы, в том числе через единый портал государственных и муниципальных услуг, и иные положения, определяющие использование информационной системы.

1. Государственным заказчиком создания, развития и эксплуатации информационной системы, а также оператором информационной системы является Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — оператор информационной системы).

1) обеспечивает создание информационной системы и ее функционирование;

2) утверждает сроки регистрации в информационной системе поставщиков информации и пользователей информационной системы. Регистрация поставщиков информации и пользователей информационной системы осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации;

3) устанавливает формы и форматы электронных документов, размещаемых в информационной системе;

  1. Выбор конкретной льготы или льгот.
  2. Обращение в подведомственный государственный орган.
  3. Сбор и предоставление необходимого перечня документов (сюда входит удостоверение многодетной семьи и др.).
  4. Получение той или иной государственной или муниципальной услуги.

О государственной социальной помощи

Программа и политика государства в сфере защиты многодетных представляет собой комплекс мер, направленных на предоставление определенных льгот и послаблений. В 2018 году можно выделить следующие аспекты:

  • бесплатное обучение детей;
  • предоставление земли;
  • предоставление субсидий и выплат иного рода;
  • бесплатное питание в школах;
  • обеспечение жильем;
  • бесплатная школьная форма;
  • муниципальная помощь в развитии бизнеса для родителей;
  • помощь в получении адресной кредитной помощи;
  • предоставление путевок в санаторно-курортные учреждения;
  • получение бесплатных медикаментов;
  • получение права на посещение культмассовых мероприятий и музеев;
  • помощь в трудоустройстве для родителей и др.

https://www.youtube.com/watch{q}v=QfutCNTXYxQ

В регионах Российской Федерации помимо государственных программ, могут реализовываться и региональные. Как правило, они направленны на поддержку семей, которые имеют более трех детей.

Например, в Тульской области семьям, имеющим пять детей, каждые из которых еще не достигли совершеннолетия, полагается выход на пенсию досрочно, без достижения пенсионного возраста (пенсия такого рода предоставляется матерям).

Льготы многодетным.

Кликните для увеличения инфографики.

https://www.youtube.com/watch{q}v=KLSF6j204l0

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector