Юридическая помощь
Назад

Земельный налог: изменения и особенности расчёта

Опубликовано: 04.08.2019
0
8

Основание и правовые основы

Земельный налог — это местный сбор. Его правовые основы заложены в статье 31 Налогового кодекса РФ, но он должен быть введен на конкретной территории — нормативными актами муниципальных образований, а в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов федерального значения.

На местном уровне устанавливаются ставки земельного налога, порядок и сроки его уплаты, льготы. Если они не установлены соответствующим документом, применяются ставки, порядок, сроки уплаты и льготы, установленные федеральным законодательством.

Ставки земельного налога устанавливаются муниципальными властями

Ставки по земельному налогу устанавливаются на местном уровне муниципальными образованиями или городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Однако, пределы налоговых ставок установлены в статье 394 НК РФ. Это:

  • 0,3% от кадастровой стоимости — в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
  • 1,5% от кадастровой стоимости — в отношении прочих земельных участков.

Если законом на местном уровне налоговые ставки не установлены, то применяются ставки из статьи 394 НК РФ.

Вид земельного участка Налоговая ставка земельного налога
Земельные участки, приобретенные/предоставленные для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства или дачного хозяйства 0,3%
Земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемые для сельскохозяйственного производства
Земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (кроме доли в праве на участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилфонду и объектам инженерной инфраструктуры)
Земельные участки, приобретенные/предоставленные для жилищного строительства
Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд
Все остальные земельные участки 1,5%

Конкретные ставки земельного налога устанавливаются актами представительных органов муниципальных образований/законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя (п. 1 ст. 394 НК РФ). Но, как мы уже сказали, эти ставки не могут быть выше уровня, установленного НК РФ.

Кстати, если местными законами не установлены размеры ставок земельного налога, то налог рассчитывается исходя из установленных Кодексом ставок (п. 3 ст. 394 НК РФ).

Вид земельного участка Ставки земельного налога в 2019 году
Земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства/дачного строительства, включая земли, относящиеся к имуществу общего пользования 0,025%
Земельные участки, занятые автостоянками для долговременного хранения личного автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками 0,1%
Земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (кроме доли в праве на участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилфонду и объектам инженерной инфраструктуры) или предоставленные для жилищного строительства
Земельные участки, отнесенные к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городе Москве и используемые для сельскохозяйственного производства 0,3%
Земельные участки, предоставленные и используемые для эксплуатации объектов спорта, в т.ч. спортивных сооружений
Все остальные земельные участки 1,5%

Вид земельного участка

Ставки земельного налога в Санкт-Петербурге

Земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры)

0,01%

Земельные участки, приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства

Земельные участки, приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, включая земли, относящиеся к имуществу общего пользования

Земельные участки, предназначенные и используемые для ведения рыбного хозяйства

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов образования

0,05%

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов физической культуры и спорта, а также для эксплуатации объектов спорта

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов здравоохранения и социального обеспечения

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения гаражей (гаражных и гаражно-строительных кооперативов, многоэтажных и подземных гаражей), за исключением используемых для предпринимательской деятельности; стоянок внешнего грузового транспорта и городского транспорта (ведомственного, экскурсионного транспорта, такси), а также причалов и стоянок водного транспорта (судов)

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения ветеринарных клиник и питомников для бездомных животных

Земельные участки, занятые городскими садами, парками, скверами, бульварами и пляжами

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов культуры, искусства, религии

0,1%

Земельные участки, отнесенные к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемые для сельскохозяйственного производства

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов рекреационного, лечебно-оздоровительного, развлекательного назначения

0,5%

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения бесплатных стоянок индивидуального легкового автотранспорта

Прочие земельные участки

1,5%

Она устанавливается муниципальными властями и в каждом регионе имеет свой размер, который не может превышать в текущем году 0,3%.

Интересный факт! Её точную величину можно узнать на официальном сайте налоговой инспекции в соответствующем разделе. Для этого необходимо выбрать интересующий период и воспользоваться кнопкой поиска. Далее выбираем подробную информацию и необходимые параметры.

Частные лица уплачивают пошлину на общих основаниях. Она рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта, который указывается в государственном реестре. Далее это значение умножается на коэффициент, установленную в конкретном регионе.

Для предприятий и предпринимателей она является такой же, как и для частных лиц и не может быть больше установленного значения, если объект используется для сельскохозяйственных нужд или для фонда жилищного строительства. Иные участки облагаются им в 1,5%. Юридические лица самостоятельно составляют декларацию и производят оплату. Налоговым периодом по данной пошлине считается один год.

Земельный налог: изменения и особенности расчёта

Любое лицо, имеющее в собственности земельный участок, обязано уплачивать в бюджет отчисления за данную площадь. Ставки, применяемые к собственникам, едины, вне зависимости от того, являются они частными пользователями, предпринимателями или организациями.

Единственное отличие заключается в сроках уплаты и порядке оформления документации. Фирмы и компании самостоятельно заполняют декларации, и подают отчёты в надзорный орган. Частным лицам необходимо только вовремя произвести взносы по ведомостям, которые приходят от надзорной службы.

Налогоплательщики

Налогоплательщики земельного налога — это организации и физические лица, имеющие земельные участки:

  • на праве собственности;
  • на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • на праве пожизненного наследуемого владения.

Не являются плательщиками земельного налога организации и физические лица за земельные участки на праве безвозмездного срочного пользования или переданные им по договору аренды.

Организации и физические лица, у которых есть только не признаваемые объектами обложения земельным налогом участки (перечисленные в ст. 389 НК РФ), не являются плательщиками данного налога.

Если земельные участки входят в имущество ПИФ (паевого инвестиционного фонда), то земельный налог по ним уплачивает управляющая компания (за счет имущества, составляющего данный фонд).

Объекты налогообложения земельным налогом

Земельный налог: изменения и особенности расчёта

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах территории муниципального образования или городов федерального значения, если на этой территории земельный налог введен нормативным актом.

Какие земельные участки не облагаются налогом?

Согласно статье 389 НК РФ это земельные участки:

  • изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
  • ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, историко-культурными заповедниками, объектами археологического и всемирного наследия;
  • из состава земель лесного фонда;
  • занятые находящимися в госсобственности водными объектами в составе водного фонда;
  • входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Порядок и сроки уплаты земельного налога

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Частные лица и предприниматели обязаны произвести перевод средств до 1 декабря текущего года. Напомним, что оплата производится за прошедший год. В этом году отчётные лица будут оплачивать за 2016 год. За месяц до указанной даты им приходят письменные уведомления из надзорного органа, в которых указан размер платежа и имеется квитанция на оплату. Произвести её можно при помощи онлайн-сервисов или через кассу любого отделения банка.

Для юридических лиц установленные иные временные рамки, поскольку им не приходят письменные уведомления, а они самостоятельно составляют декларацию и производят перечисление средств. Организации раз в квартал производят отчисления авансовых платежей, которые включают и сумму налога. В конце апреля, июля и октября компании и фирмы уплачивают их за текущий год. Последний квартал действующего периода оплачивается до февраля следующего года.

Пример ставки земельного налога на 2019 год

Обязанность уплаты земельного налога прописана в главе 31 Налогового кодекса. Налоговые ставки по данному виду платежей устанавливаются местными властями. В указанной главе определены лишь их предельные значения: от 1,5% до 0,3% в зависимости от категории земельного надела.

Процентная ставка в размере 0,3% применяется в отношении земель, отнесенных к землям сельхозназначения, занятых жилым фондом и объектами коммунальных систем жилищного комплекса либо полученных для жилого строительства, приобретенных для ведения подсобного хозяйства, ограниченные в обороте, представленных для оборонительных целей, обеспечения безопасности и таможенных нужд. Прочие земли облагаются налогом по ставке не более 1,5%.

Объектом налогообложения являются земельные участки, что расположены в границах муниципального образования (ч. 1 ст. 389 НК РФ).

От земельного налога освобождены земли, выведенные из оборота, земли ограниченной оборотоспособности, земли в составе лесного фонда, земли, занятые водными объектами водного фонда, земли под многоквартирными домами (ч. 2 ст. 389 НК РФ).

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

Налог на землю: в каком случае применяется повышающий коэффициент

Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, обладающие правом собственности, бессрочного пользования, пожизненного владения земельными участками (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Величина сумм земельного налога определяется в зависимости от объективных показателей:  размера налоговой ставки, кадастровой стоимости участка и льгот. Данные о кадастровой стоимости конкретного надела можно узнать на сайте Росреестра.

Платеж по земельному налогу совершается ежегодно. Суммы к оплате для физических лиц ФНС рассчитывает самостоятельно, информируя налогоплательщиков о результатах либо в личном кабинете на сайте ведомства, либо в письме, направляемом по почте. Юридические лица необходимые вычисления производят самостоятельно.

Предлагаем ознакомиться:  Налоги при купле продаже квартиры

Ежегодно каждый субъект устанавливает собственные сроки уплаты земельного налога. Неуплата чревата наложением штрафных санкций в размере от 20% до 40%.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

Как по закону оформить права на загородный дом или недострой, начиная с 2017 года

В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, выполняющие кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимое имущество, должны предоставлять данные о недвижимом имуществе и о его владельцах в налоговые органы в течение 10 дней со дня совершения регистрационных действий, а также ежегодно до 15 февраля — по состоянию на 1 января.

Методика расчета земельного налога в подобной ситуации аналогична той, что применяется для вновь сформированного земельного участка, так как при этом налоговая база определяется с учетом остатка налогового периода, начиная с момента внесения в ЕГРН данных, необходимых для расчета кадастровой стоимости земельного участка.

Соответственно согласно п. 7 ст. 396 НК РФ в случае возникновения или прекращения в течение налогового (отчетного) периода права собственности на землю определение величины налога (или авансового платежа) осуществляется с применением специальных коэффициентов.

Также будут рассчитывать коэффициент и в случае изменения кадастровой стоимости ввиду преобразования вида разрешенного использования земельного участка или его перевода из одной категории земель в другую (п. 7.1 ст. 396 НК РФ).

В результате в таком налоговом периоде нужно определить два коэффициента. Первый исчисляется как отношение количества полных месяцев с момента изменения вида разрешенного использования земельного участка или его перевода из одной категории земель в другую к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Это коэффициент К2.

Другой показатель — К1 — определяют как отношение количества полных месяцев до даты изменения вида разрешенного использования земельного участка или его перевода из одной категории земель в другую также к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если дата внесения сведений об изменении кадастровой стоимости в ЕГРН пришлась на период до 15-го числа месяца включительно, то этот месяц признают как тот, что учитывают при определении коэффициента К2. Если же эта дата наступила после 15-го числа месяца, то этот месяц переходит в расчет коэффициента К1.

ЗН = (КС1 х СН1 х К1) (КС2 х СН2 х К2),

ЗН – сумма земельного налога за год;

КС1 – кадастровая стоимость земли до изменений (на 1 января налогового периода);

СН1 – соответствующая категории надела ставка земельного налога, установленная для земельного участка до изменений;

КС2 – кадастровая стоимость после изменений на момент внесения сведений в ЕГРН;

Земельный налог: изменения и особенности расчёта

СН2 – ставка земельного налога, применяемая для категории земельного участка после изменений.

База по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база по земельному участку, образованному в течение налогового периода, определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки участка на кадастровый учет.

Если в течение календарного года кадастровая стоимость участка изменяется, то это изменение не учитывается, и сумма налога не изменяется. Есть только два исключения — если изменение является исправлением технической ошибки, допущенной Росреестром, и если стоимость изменена по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда.

Налоговая база определяется отдельно по каждому земельному участку и по каждой доле в праве общей собственности на земельный участок с учетом категории налогоплательщиков и конкретных налоговых ставок.

Организации-плательщики земельного налога определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Земельный налог: изменения и особенности расчёта

Для определения налоговой базы по земельному налогу налогоплательщики прежде всего обязаны установить, являются ли данные земельные участки объектом налогообложения. Напомним, что по ст. 389 НК РФ указанным объектом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения земельные участки, перечень которых приведен в п. 2 ст. 389 НК РФ.

Если земельные участки признаются объектом налогообложения, то их кадастровая стоимость определяется в соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, кроме случаев, указанных п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится согласно законодательству РФ об оценочной деятельности.

Обратите внимание! С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», согласно статье 24 которого установлен переходный период для него с 1 января 2017 до 1 января 2020 года. В этот период государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии как с Законом N 237-ФЗ, так и с Законом N 135-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных Федеральными законами.

При этом указанные органы вправе принять решение о выборе вида объектов недвижимости, категории земель, государственная кадастровая оценка которых в переходный период проводится в соответствии с Законом N 237-ФЗ. Если государственная кадастровая оценка начата до 1 января 2017 года, то она проводится в соответствии с Законом N 135-ФЗ и должна быть завершена до 1 января 2020 года (п. 5 ст. 24 Закона N 237-ФЗ).

Для всех физических лиц — налогоплательщиков налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, полученных из Росреестра. Они получают уведомления из налоговой, на основании которого и уплачивают налог. ИП (индивидуальные предприниматели) также уплачивают налог на основании уведомлений из налоговых органов.

Когда налоговая база может быть уменьшена?

Налоговая база по земельному налогу уменьшается на сумму 10000 руб. на одного налогоплательщика следующих категорий:

  • Герои Советского Союза, Герои РФ, полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды I и II групп;
  • инвалиды с детства;
  • ветераны и инвалиды ВОВ, а также ветераны и инвалиды боевых действий;
  • физические лица, подвергшиеся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС, объединении «Маяк», на р. Теча, на Семипалатинском полигоне;
  • физические лица, принимавшие участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, в ликвидации аварий (п. 5 статьи 391 НК РФ);
  • физические лица, получившие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, связанных с ядерными установками, включая оружие и космическую технику.

Чтобы уменьшить налоговую базу, необходимо подтвердить свое право на этот вычет, предоставив подтверждающие документы в налоговые органы по месту нахождения земельных участков не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Земельный налог: изменения и особенности расчёта

Если налоговая база до уменьшения ее по одному из перечисленных выше показателей была меньше 10 000 рублей, то после применения права на ее уменьшение, она принимается равной нулю.

Обратите внимание!

Порядок доведения до сведения налогоплательщиков информации о кадастровой стоимости земельных участков установлен Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 52.

Факт отсутствия гос. регистрации соответствующих прав на земельный участок не является основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога (Письмо ФНС РФ от 07.02.2008 N ШС-6-3/79@).

Налоговый период — календарный год.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка

Ранее мы сообщили читателям, как сложилась высшая арбитражная практика в отношении определения облагаемой базы по земельному налогу в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода. Очевидно, такой же подход применяется и при изменении нормативной стоимости земли в течение налогового периода, что важно для крымских и севастопольских налогоплательщиков.

В общем случае облагаемая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Только в отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

Специально указано, что изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, хотя до сих пор было предусмотрено два исключения из данного правила.

Так, если обнаружено, что при определении кадастровой стоимости земельного участка была допущена ошибка, то при ее исправлении происходит изменение этой стоимости. Оно учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно рассчитанная кадастровая стоимость.

Другой случай – изменение кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда. Сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или суда, учитываются при расчете налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Однако на практике нередко случается, что кадастровая стоимость земельного участка меняется в течение налогового периода вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую. Но, как видим, в ст. 391 НК РФ ничего не говорится о том, как учитывать это изменение.

Земельный налог: изменения и особенности расчёта

Получается, что при таком изменении кадастровой стоимости надо применять общее ограничение и не учитывать его при расчете земельного налога за налоговый период, когда произошло изменение.

Конституционный суд в Определении от 09.02.2017 № 212-О подтвердил, что изменение кадастровой стоимости земельных участков, произошедшее в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода по земельному налогу.

За весь налоговый период, в котором произошло изменение кадастровой стоимости земельного участка по указанной причине, налог рассчитывается исходя из той кадастровой стоимости, которая определена на начало этого налогового периода, а пересчет производится со следующего налогового периода. Такой вывод сделал Минфин в Письме от 14.04.2017 № 03-05-04-02/22593, основываясь на решении КС РФ.

Его величина составляет 13% от стоимости продаваемого имущества. Он уплачивается в том случае, если период владения им менее 5 лет. Продать землю раньше этого срока без начисления пошлины можно, когда она:

  • приватизирована;
  • перешла в собственность по договору содержания с иждивением;
  • получена по договору дарения или наследству от ближайших родственников.
Предлагаем ознакомиться:  Штраф за переход дороги в неположенном месте

В перечисленных случаях время владения сокращается до 3 лет. Совершая продажу ранее этого периода необходимо будет внести в казну государства обязательные отчисления.

Изменение вида использования или категории земельного участка

Новшества 2017 года в отношении расчета земельного налога, касаются кадастровой оценки недвижимости, а точнее, сроков ее проведения. Кадастровая стоимость земли составляет налоговую базу.

Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены в Постановлении Правительства РФ от 08.04.2000 N 316. В соответствии с этими правилами кадастровая оценка стоимости земельных участков различного целевого назначения проводится не реже одного раза в 5 лет и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

До 15 июля 2016 г. в ст. 24.12 Федерального закона N 135-ФЗ также содержалось положение о том, что государственная кадастровая оценка проводится не реже чем один раз в течение 5 лет. Однако в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» это требование было исключено.

С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», согласно ст. 24 которого устанавливается переходный период для применения данного Закона с 1 января 2017 г. до 1 января 2020 г. В течение этого времени государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии как с Законом N 237-ФЗ, так и с Законом N 135-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных Федеральными законами.

Решение о дате перехода к осуществлению государственной кадастровой оценки, согласно Закону N 237-ФЗ, принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. При этом указанные органы вправе принять решение о выборе вида объектов недвижимости, категории земель, государственная кадастровая оценка которых в переходный период проводится в соответствии с Законом N 237-ФЗ.

Если государственная кадастровая оценка начата до 1 января 2017 г., то она проводится в соответствии с Законом N 135-ФЗ и должна быть завершена до 1 января 2020 г. (п. 5 ст. 24 Закона N 237-ФЗ).

Кадастровая стоимость после 1 января 2017 г., в соответствии со ст. 24.19 Закона N 135-ФЗ, устанавливается с использованием результатов государственной кадастровой оценки, действующих по состоянию на 1 января 2014 г. или на 1 января года, в котором впервые начала использоваться для целей налогообложения кадастровая стоимость.

Обращаем внимание!

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней — это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Земельный налог: изменения и особенности расчёта

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

Интересный факт! В текущем году вступает в силу изменение, касающееся порядка начисления и расчёта данной пошлины. Она будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, которая приравнена к рыночной цене.

Это ударит по карману граждан и отразится на размере отчислений, существенно их увеличив. Ранее величина отчислений определялась исходя из балансовой оценки, поэтому их размер был таким низким.

Повышение будет происходить постепенно и растянется на несколько этапов. Начиная с этого года размер платежа будет увеличиваться на 1/5 и дойдёт до необходимого значения не раньше, чем к 2022 году. Это позволит гражданам страны комфортно адаптироваться к новым суммам, которые придётся перечислять в государственный бюджет. Данные изменения коснутся всех регионов РФ.

Все денежные средства собственников будут оставаться в местных бюджетах, тем самым формируя их. Благодаря этому возникнет новый источник финансирования, который поможет в улучшении инфраструктуры. В настоящее время этот вопрос крайне актуален, поскольку после кризиса ситуация в некоторых регионах остаётся крайне плачевной и бюджет испытывает острую нехватку средств.

Земельный налог: изменения и особенности расчёта

Теперь получить льготу станет проще. Для этого не нужно сдавать документы, подтверждающие право на льготу, а достаточно просто заполнить заявление, с указанием реквизитов правоустанавливающего документа.

Еще несколько лет назад в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 13 марта 2013 г. N 03-05-04-02/7507 ведомство, ссылаясь на позицию Президиума ВАС (Постановление от 06.11.2012 N 7701/12), дало разъяснения относительно исчисления налога на земельные участки, у которых была изменена категория или вид разрешенного использования: “…

полагаем, что исчисление земельного налога в отношении земельного участка, у которого в течение налогового периода изменилась кадастровая стоимость в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, целесообразно осуществлять с применением коэффициента, аналогичного коэффициенту, установленному в пункте 7 статьи 396 НК РФ» (коэффициент в данном случае — отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде).

“В соответствии со ст. 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если это не связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

Таким образом, изменения кадастровой стоимости земельных участков, произошедшие в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, могут учитываться только со следующего налогового периода по земельному налогу (Определение Конституционного Суда РФ от 09.02.2017 N 212-О и основанное на позиции Конституционного суда Письмо ФНС РФ от 19.04.2017 № БС-4-21/7402@).

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда земельный налог также можно пересчитать, — но уже на дату подачи заявления об оспаривании: согласно ст. 24.20 ФЗ-135 «Об оценочной деятельности в РФ» (новация введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ), сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости (но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания).

Аналогичные данные содержатся и в п.1 ст. 391 НК РФ — “сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания”.

Таким образом, даже если заявление об оспаривании кадастровой стоимости подавалось налогоплательщиком в декабре 2016 года, и было удовлетворено в январе 2017 г, то земельный налог будет пересчитан, начиная уже с 1 января 2016 г.

Земельный налог: изменения и особенности расчёта

Рассмотрим также случай, когда изменение кадастровой стоимости участка произошло на основании соответствующего постановления местных органов власти. Предположим, что посреди года (то есть в течение налогового периода) власти увеличили стоимость земель. Соответственно, увеличилась и налоговая база. Что делать налогоплательщику – экстренно пересчитывать налог и авансовые платежи за весь год? Быть готовым к санкциям за недоплату?

Подтверждение прав на льготы по земельному налогу

В соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ для некоторых категорий физических лиц (в том числе для индивидуальных предпринимателей) облагаемая база по земельному налогу уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

До сих пор для того, чтобы получить данную льготу, налогоплательщику нужно было представить в налоговый орган по его выбору документы, подтверждающие его право на уменьшение налоговой базы. Об этом сказано в п. 6 ст. 391 НК РФ. Но с 01.01.2018 указанный пункт утратит силу.

Однако сохранится п. 10 ст. 396 НК РФ. А в нем также говорится, что плательщики земельного налога – физические лица, имеющие право на льготы, представляют подтверждающие данное право документы. Здесь, кроме того, сказано, что должно быть представлено и заявление о предоставлении льготы.

Налоговая служба в Письме от 16.11.2015 № БС-4-11/19976@ направила рекомендуемую форму такого заявления. Но Федеральным законом № 286-ФЗ дополнен п. 10 ст. 396 НК РФ: налоговики должны теперь разработать названную форму как нормативный документ. Очевидно, они должны это сделать до наступления 2018 года.

В указанный пункт внесено еще одно изменение, важное для налогоплательщиков. С 01.01.2018 им необязательно будет представлять документы, подтверждающие право на льготу (хотя такой возможности их не лишают), достаточно только заявления.

Здесь же будет обозначено, что подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному п. 3 ст. 361.1 НК РФ для льгот по транспортному налогу (применяется с 01.01.2018).

Земельный налог: изменения и особенности расчёта

Согласно этому порядку налоговый орган, не имея подтверждающих документов, по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право налогоплательщика на нее, у органов, организаций, должностных лиц, у которых имеются соответствующие сведения.

Лицо, получившее запрос налогового органа о предоставлении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, должно исполнить его в течение семи дней со дня получения или в тот же срок сообщить в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право этого налогоплательщика на налоговую льготу, и о том, что налогоплательщику все-таки необходимо направить подтверждающие документы в налоговый орган. Иначе льгота не будет предоставлена.

От уплаты освобождаются не только отдельные категории граждан, но и в некоторых случаях организации и предприниматели. К частным лицам, которые имеют льготы, относятся:

  • Герои Советского Союза и России, а также награждённые орденом Славы;
  • инвалиды 1 и 2 степени, установленной до 2004 года, инвалиды 3 степени;
  • испытатели ядерного оружия и ликвидаторы техногенных катастроф;
  • ликвидаторы аварии на Чернобыльской атомной электростанции;
  • участники Великой Отечественной Войны и иных боевых действий.
Предлагаем ознакомиться:  Критерии к сотруднику на испытательный срок

Перечисленные категории могут рассчитывать на вычет, уменьшающий облагаемую базу на 10 000 рублей. Остальные послабления устанавливаются региональными властями. Это федеральные льготы, установленные государством.

Интересный факт! Каждый регион в праве самостоятельно расширять список. В некоторых субъектах пенсионеры освобождены от уплаты, также послабления касаются многодетных семей, ветеранов труда и других слоёв населения. Для уточнения информации по льготам необходимо обращаться в инспекцию по месту регистрации плательщика.

Предприниматели, осуществляющие на участке сельскохозяйственную деятельность с целью получения прибыли, могут рассчитывать на освобождение от пошлины, если владеют объектом по договору аренды. В этом случае обязанность по оплате возлагается на плечи собственника.

Организации, владеющие землёй, на которой находится лес, водоём или заповедник, полностью освобождаются от этого бремени. В остальных случаях производить расчёт и перечисление средств в надзорную инспекцию они обязаны на общих основаниях.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

Как получить земельный участок на Дальнем Востоке бесплатно?

Льготами по земельному налогу вправе пользоваться определенные категории налогоплательщиков. За федеральными льготами могут обратиться граждане и общины, относящиеся к коренным народам Сибири, Севера и Дальнего Востока. Они полностью освобождены от налога на землю при условии, что земли, которыми они пользуются, эксплуатируются для промыслов, обеспечения традиционности хозяйственного и жизненного уклада.
Земельный налог: изменения и особенности расчёта

Местные льготы муниципальные органы власти определяют самостоятельно. Уточнить перечень льготных категорий плательщиков можно в местных администрациях.

Согласно п. 5 ст. 391 НК РФ ряд следующие группы налогоплательщиков вправе уменьшить налоговую базу на 10 000 рублей: это герои СССР и РФ, полные кавалеры Ордена Славы, граждане, перенесшие лучевую болезнь; инвалиды с детства, инвалиды III группы либо I и II групп, которым инвалидность установили до 01.01.04г.; инвалиды и ветераны ВОВ, участники боевых действий; те, кто участвовал в ликвидации аварии на ЧАЭС и в испытаниях ядерного оружия.

Льготы применяются в отношении земли, принадлежащей налогоплательщику на праве собственности, постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненном наследуемом владении.

Согласно п. 6 ст. 391 НК РФ для получения льгот подтверждающие документы предоставлять не нужно, но такое право за плательщиками сохраняется.

В то же время действует п. 10 ст. 396 НК РФ, в котором прописана такая обязанность налогоплательщика. Помимо необходимой документации он должен написать еще и заявление. Рекомендуемая форма такого документа приведена в Письме Налоговой службы от 16.11.2015 № БС-4-11/19976@. До 01.01.2018 г. указанная форма должна стать нормативной.

Порядок подтверждения права налогоплательщика на льготу станет аналогичен порядку, предусмотренному п. 3 ст. 361.1 НК РФ для транспортного налога.

Согласно данной норме налоговый орган в отсутствие подтверждающей документации на основании данных, предоставленных налогоплательщиком в заявлении о предоставлении налоговой льготы, самостоятельно запрашивает сведения, удостоверяющие такое право, у органов, организаций, должностных лиц, обладающих соответствующими сведениями.

Лицо, которому поступил запрос от налогового органа по поводу сведений, удостоверяющих право налогоплательщика на налоговую льготу, должно ответить в течение семи дней с даты получения обращения либо сообщить о причинах неисполнения запроса.

Земельный налог: изменения и особенности расчёта

Налоговый орган с момента получения отрицательного ответа в течение трех дней должен проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, а также о том, что налогоплательщику придется самостоятельно направить подтверждающие документы в налоговый орган. В противном случае льготу не предоставят.

От уплаты земельного налога освобождаются:

  1. Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций;
  2. Организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автодорогами общего пользования;
  3. Религиозные организации – в отношении земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  4. Общероссийские общественные организации инвалидов с численностью инвалидов (и их законных представителей) не менее 80% — за земли, используемые ими для осуществления уставной деятельности;

    Организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если не менее 50% их сотрудников являются инвалидами, причем их доля в фонде оплаты труда составляет не менее 25% — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и/или реализации товаров (за исключением подакцизных и некоторых других), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

    Учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов – в отношении земельных участков, используемых ими для образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, информационных и иных целей соцзащиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

  5. Организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, расположенных в местах традиционного бытования указанных промыслов, и используемых для производства и реализации соответствующих изделий;
  6. Физические лица — коренные малочисленные народы Севера, Сибири, и Дальнего Востока РФ, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
  7. Организации — резиденты особой экономической зоны (ОЭЗ) — в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ (сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок);
  8. Судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, — в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет;
  9. Организации — участники свободной экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;
  10. Управляющие компании, реализующие инновационный проект «Сколково» — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций.

Как рассчитать налог на землю: формула и примеры

ЗН = НБ x НС

Налоговая база помноженная на налоговую ставку. Эта норма закреплена в Налоговом кодексе статья 396.

  • Налоговая база — кадастровая стоимость земельных участков.
  • Ставку налога мы рассматривали чуть ранее и определили, что в большинстве случаев для физических лиц она составляет 0,3.

Но закон оговаривает и другие нормы. Так, например, если участок предоставлен или приобретен физическим лицом под строительство жилого дома, к исчислению налога может применяться повышенный коэффициент.

Предположим, право на этот участок под ИЖС зарегистрировано гражданином, но со строительством дома он не торопится. По истечении 10 лет с момента регистрации к такой земле будет установлен коэффициент 2,0. Только после того, как жилье будет построено и обязательно зарегистрировано, ставка станет в обычном размере.

Сумма земельного налога за истекший год рассчитывается, исходя из времени владения участком. При этом за полный месяц будет принят тот, в котором право возникло до 15 числа или прекращено после 15 числа. И совсем не учитывается месяц, в котором право возникло после 15 числа или прекращено до 15 числа.

Пример 1. Гражданин К. купил и оформил в собственность участок земли под садоводство и огородничество 13 марта 2018 года. Тогда за месяцы владения будет взят период с марта по декабрь, то есть 10 месяцев. Налоговая инспекция должна учесть его при расчете налога и выставлении квитанции. Рассчитав полную сумму налога за год, поделите ее на 12 месяцев и умножьте на 10. Именно такой будет к оплате.

Пример 2. Гражданка Ф. продала участок земли 10 февраля 2018 года. Поскольку сделка по отчуждению права произошла до 15 числа месяца, то он не будет участвовать в расчете причитающегося к уплате налога. Поэтому можно учитывать только 1 месяц (январь) и ожидать квитанцию от налогового органа с суммой к оплате только за него.

Справка. Правильность расчета земельного налога можно проверить на официальном сайте Федеральной налоговой службы. Среди электронных сервисов есть очень удобный онлайн калькулятор земельного налога.

Результат вашего расчета не всегда может совпадать с мнением налоговой инспекции. Такая ситуация может возникать при допущенной ошибке или неучтенных льготах. Чтобы восстановить справедливость, необходимо обратиться в орган ФНС с заявлением, составленном в двух экземплярах. На одном инспектор поставит входящий номер и передаст вам. К заявлению обязательно приложите документы, согласно которым станет понятна ваша позиция.

Налоговый орган обязан рассмотреть заявление и документы и принять решение об изменении суммы налога или отказе. Отказ должен быть аргументирован и выдан в письменном виде. Если вы настойчиво стоите на своей позиции, обратитесь в суд.

Формула для определения размера отчислений выглядит следующим образом:

Кадастровая стоимость (за 1 м²) * площадь объекта (м²) * коэффициент (%)

Это стандартный вариант вычисления, который не учитывает всевозможные вычеты и льготы. Если таковые имеются, то они будут направлены на уменьшение базы, что скажется на снижении размера обязательных отчислений.

Для собственников, которые вступили в права владения в середине или конце календарного года, полученная сумма будет делиться на 12 месяцев и умножаться на фактическое число месяцев владения участком. Долевое владение подразумевает распределение платежа согласно величине доли, находящейся в пользовании. Имеющему ¼ от площади придётся заплатить четверть от общей суммы.

Узнать кадастровую стоимость можно при обращении в Кадастровую палату или Росеестр. Там содержатся все данные об объекте, его площадь, расположение, индивидуальный номер и стоимость, используемая при определении величины сбора. Также её можно узнать при помощи онлайн-сервисов, которые имеются на различных сайтах.

Индивидуальные предприниматели наравне с частными лицами освобождены от самостоятельного расчёта. Им приходит письменное уведомление, содержащее информацию и точную сумму, которую необходимо заплатить. Организации же производят расчёт самостоятельно, и после этого осуществляют перечисления.

Заключение

В нашей стране большое количество обязательных взносов, которые касаются как частных лиц, так и организации, занимающихся предпринимательской деятельностью ан территории России. Имея в собственности землю, владельцы обязаны своевременно перечислять в проверяющую структуру денежные средства. В текущем году расчёт производится по-новому.

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector