Юридическая помощь
Назад

Ответственность за наезд на велосипедиста на пешеходном переходе и на проезжей части

Опубликовано: 17.03.2020
0
1

Должен ли водитель пропускать велосипедиста на пешеходном переходе{q}

Велосипед не относится к транспортным средствам, представляющим собой повышенную опасность для окружающих. У него небольшие габариты и вес, он не может развивать скорость от 100 км/час и выше, следовательно, угрозы жизни людям столкновение с ним не принесет, чего не скажешь об автомобиле. Кроме того, водитель автотранспортного средства проходит специальное обучение, прежде, чем получить права, а значит, должен своевременно отреагировать на любую ситуацию на дороге и избежать столкновений.

Правила пересечения велосипедистом пешеходного перехода установлены пунктом 24.8 ПДД России, где говорится о том, что велосипедистам запрещается пересекать дорогу по пешеходным переходам. 

Вы спросите – а где же здесь написано, каким конкретно образом велосипедист должен пересекать дорогу по зебре{q} 

И действительно — в Правилах дорожного движения нигде не содержится прямого указания на то, что велосипедист, подъехав к пешеходному переходу, должен спешиться и перейти улицу, держа своего железного коня в руках.

Сбили велосипедиста на зебре

Тем не менее, данное требование прямо вытекает из правового единства других норм ПДД, в частности, уже упомянутого п. 24.8 и пункта 1.2, где дается определение понятию «велосипедист». Так, в соответствии с ПДД, под велосипедистом понимается лицо, управляющее велосипедом. Человек, идущий на своих двоих и ведущий велосипед в руках, является уже пешеходом (об этом также говорится в п. 1.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что велосипедистам пересекать дорогу по пешеходным переходам верхом на велосипеде запрещено!

Ответ на вопрос о том, нужно или не нужно пропускать велосипедиста на пешеходном переходе, в общем-то, довольно прост.

Во избежание создания аварийной ситуации, велосипедиста, уже переезжающего через зебру перед машиной, следует пропустить, даже, несмотря на то, что он нарушает Правила. 

Наезд на велосипедиста водителем автомобиля, который видел развитие ситуации и имел возможность пропустить велосипед, может быть расценен как грубое нарушение ПДД, а при определенных обстоятельствах и как умышленное действие. 

Разумеется, речь здесь идет только о тех ситуациях, когда водитель преднамеренно едет на велосипедиста, осознавая и сознательно допуская риск возникновения аварии. 

В тех же случаях, когда велосипедист подъехал к зебре, остановился на краю проезжей части и не снимая ног с педалей, вопросительно смотрит на водителей, ожидая, что его пропустят – можете смело проезжать через переход, не опасаясь быть привлеченным к ответственности, поскольку обязанности у водителя уступить дорогу велосипедисту не имеется до тех пор, пока тот не спешится.

О том, как с точки зрения закона расценивать более сложные ДТП, в том числе, связанные с внезапным выездом велосипеда на зебру, читайте в следующем разделе. 

Распространенные виды аварий при участии велосипедиста

Для движения на велосипеде не нужно получать водительское удостоверение, однако полноправное участие в дорожном движении подразумевает знание и соблюдение ПДД, что поможет снизить вероятность тяжелых травм. Велосипед не устойчив при столкновении, а человек, им управляющий, не защищен при падении. Тем не менее, сотрудникам ГИБДД нередко приходится проводить проверки по фактам:

  • наезда автомобиля на велосипедиста, движущегося в попутном направлении;
  • наезда на водителя велосипеда, движущегося в противоположном направлении;
  • наезда на велосипедиста на пешеходном переходе;
  • наезда на водителя велосипеда, при пересечении последним перекрестка;
  • столкновения с велосипедом при выезде автомобиля с дворовой территории;
  • наезда велосипедиста на стоящий автомобиль;
  • столкновение выезжающего с придомовой территории велосипедиста с движущимся по главной дороге автомобилем.

В каждом из перечисленных происшествий виновность устанавливается согласно показаниям участников и очевидцев ДТП, записям регистраторов, уличных камер и взаиморасположению транспортных средств.

Как показывает статистика ГИБДД, этот вид происшествий наиболее травматичен, т.к скоростной режим на шоссе выше, чем во дворах и при въезде из них на дорогу. Сбить человека, управляющего велосипедом на проезжей части можно по причине:

  • невнимательности водителя, отвлекшегося за рулем и не заметившего велосипедиста;
  • отсутствия световозвращающей экипировки в условиях плохой видимости;
  • резкой смены траектории движения велосипеда;
  • пересечения велосипеда проезжей части вопреки ПДД.
Предлагаем ознакомиться:  Продлить срок выездной налоговой проверки имеет право

Скорость движения во дворах ограничена 20 км/ч. Самыми распространенными причинами столкновения автомобиля и велосипеда на придомовой территории, являются:

  • превышение разрешенной скорости;
  • ограниченный обзор из-за припаркованных автомобилей и зеленых насаждений;
  • недостаточное внимание водителей при маневрировании;
  • нарушение приоритета проезда транспорта при выезде со двора на дорогу.

Ответственность за наезд на велосипедиста на пешеходном переходе и на проезжей части

К сожалению, во дворах, чаще всего, сбивают несовершеннолетних и малолетних велосипедистов.

ПДД РФ запрещает движение на велосипеде на пешеходных переходах. Приблизившись к зебре, велосипедист обязан спешиться, и пересекать проезжую часть, руководствуясь правилами, предусмотренными для пешеходов,  а именно:

  • переходить дорогу на регулируемом переходе, руководствуясь сигналами пешеходного или автомобильного светофора;
  • на нерегулируемом переходе, пересечение проезжей части возможно после оценки скорости автомобильного потока и расстояния до движущихся машин. Переход дороги должен быть безопасным, а пешеход не должен создавать помех движущемуся транспорту;
  • можно переходить проезжую часть вне пешеходного перехода, если поблизости нет перекрестка и зебры, а дорога не имеет разделительной полосы и ограждения. Пересекать дорогу можно лишь в том случае, если она просматривается в обе стороны;
  • запрещено выходить на дорогу из-за ограничивающего обзор препятствия.

Если водитель автомобиля сбил велосипедиста на пешеходном переходе, он будет нести административную или уголовную ответственность, аналогично наезду на пешехода. Степень ответственности зависит от тяжести последствий. Если велосипедист пострадал незначительно, водитель оплатит штраф, а его страховая возместит ущерб. Если в результате аварии люди получили тяжкий вред здоровью, наступает уголовная ответственность по ст. 264 УК РФ.

Самые частые ситуации наезда автомобиля на велосипедиста, это район пешеходного перехода. Согласно Правилам дорожного движения, велосипедисту запрещено двигаться по тротуару, а приблизившись к пешеходному переходу, он должен опуститься на землю и перейти его как все пешеходы, прокатив велосипед рядом с собой. К сожалению, это правило многие не знают и не соблюдают.

В реальности все водители, которые попали в неприятнейшую ситуацию и наехали на велосипедиста, утверждают одно: подъезжая к переходу, они концентрируют внимание на приближающихся к нему пешеходов, двигающихся со скоростью менее трех км/час, и никак не ожидают увидеть вылетевшего неизвестно откуда на скорости 10-15 км/час велосипедиста.

Административная ответственность за наезд

За причинение вреда здоровью средней тяжести при ДТП или лёгкой, предусматривается ответственность по статье 12.24 КоАП. Здесь речь идет о кратковременной потере трудоспособности и получении неопасных для жизни травм, например:

  • велосипедист отделался испугом;
  • получил ссадины, синяки, ушибы, не нарушающие его трудоспособность и может восстановиться в короткий промежуток времени;
  • результатом столкновения стали переломы, приведшие к временной потере трудоспособности, но не опасные и не сопровождающиеся утратой функции органа или конечности.

Наказание по данной статье Кодекса может быть следующим:

  • за легкие повреждения – в виде штрафа в сумме до 2 тыс. рублей или лишение права вождения авто на срок до полутора лет;
  • за повреждения средней тяжести – в виде штрафа в сумме до 25 тыс. рублей или лишения водительских прав на срок до двух лет.

ДТП с участием велосипедиста на зебре – кто виноват, судебная практика

Вопреки сложившемуся стереотипу о том, что при ДТП на зебре всегда виноват водитель автомобиля, это далеко не так.

ДТП с участием велосипедиста на пешеходном переходе случаются весьма часто, но универсального ответа – «кто виноват», здесь быть не может. В каждом случае виновность или невиновность водителя автомобиля определяется с учетом конкретных деталей происшествия. 

Один из часто встречающихся вариантов – велосипедист, едущий по тротуару или обочине и затем резко выскакивающий на зебру прямо перед машиной, где встречается с капотом автомобиля. В такой ситуации вины водителя, обычно, не усматривается, поскольку, он не имел технической возможности предотвратить наезд на велосипедиста.

Это важно: в случае, если виновным в ДТП на зебре будет признан велосипедист, водитель автомобиля вправе потребовать с него компенсацию за причиненный материальный ущерб 

Ответственность водителя за сбитого велосипедиста на пешеходном переходе может наступить в том случае, когда автомобилист сам нарушил ПДД. Например, подъезжая к зебре, существенно превысил скорость, что стало одной из причин аварии. Или управлял ТС без тормозов. Или видя, что соседний ряд автомобилей перед приближением к зебре останавливается или замедляет ход, продолжает «давить на гашетку», не видя происходящего на переходе.

Предлагаем ознакомиться:  Платят ли несовершеннолетние дети налог на имущество

В подобных ситуациях сотрудники ГИБДД или суд могут усмотреть причинно-следственную связь с ДТП не только в действиях велосипедиста, выехавшего на зебру, но и в действиях водителя машины. 

Зачастую, аварии на зебре с участием велосипедистов оказываются весьма неоднозначными и порождают длительные судебные разбирательства с назначением автотехнических и судебно-медицинских экспертиз, в ходе которых устанавливается, чьи действия и нарушения состоят в причинно-следственной связи с аварией и другие важные детали.

Уважаемые друзья! Наш сайт описывает лишь общие, наиболее типичные варианты развития событий и способы решения юридических проблем. Каждая ситуация индивидуальна и для того, чтобы получить ответы на интересующие вас вопросы, мы советуем задать вопросы дежурному юристу нашего сайта (форма вопроса внизу и в правом нижнем углу сайта)

Уголовная ответственность за наезд

За причинение тяжкого вреда здоровью при ДТП предусмотрено уголовное наказание. Оно применимо, если:

  • пострадавший от полученных в результате наезда травм скончался;
  • в результате происшествия велосипедист лишился органов или конечности, а также, если имеет место утрата функций (например, зрения);
  • пострадала беременная женщина, утратив в результате этого ребёнка;
  • полученные травмы привели к длительной нетрудоспособности и душевному расстройству, инвалидности;
  • велосипедист получил такие увечья, как например обезображивание лица.

В этих случаях статья 264 УК РФ предусматривает несколько санкций, вид которых и срок зависят от обстоятельств происшествия. Среди них:

  • лишение свободы;
  • арест;
  • принудительные работы.

Необходимость и особенности юридической помощи

Наезд на велосипедиста – это всегда очень сложное дело, и в такой ситуации нужно срочно обратиться к опытному в области автомобильного права юристу. Именно от его знаний и способностей зависит то, в какой мере водителю придется отвечать за происшествие по закону.

Ответственность за наезд на велосипедиста на пешеходном переходе и на проезжей части

Правозащитник сразу сможет скоординировать ваши дальнейшие действия, скажет, на что в первую очередь обратить внимание, отметит важные нюансы. Например, то, что степень причиненного здоровью пострадавшего вреда сможет определить только врач и специальная медицинская экспертиза по травмам при ДТП, но никак не бригада приехавшей по вызову скорой помощи. И таких моментов много, поэтому вместо того, чтобы впадать в панику, следует привлечь юриста, без помощи которого к тому же не обойтись на суде.

Распространенные виды аварий при участии велосипедиста

Несмотря на то, что велосипедист более уязвим по сравнению с людьми, находящимися в салоне автомобиля, он является полноправным участником движения. Зачастую, именно велосипедисты являются виновниками аварий. Нарушения ПДД, не повлекшие тяжких последствий, наказываются в административном порядке. Так, ч.2 ст.12.

29 позволяет наложить штраф 800 рублей. Если велосипедист пьян, сумма возрастет до 1-1,5 тысяч рублей. Водитель автомобиля, виноватый в наезде на велосипедиста, привлекается к административной ответственности. В 12-й главе кодекса дан перечень нарушений и суммы штрафов. Инспектор в ходе проверки выясняет, какой именно пункт ПДД нарушен, именно от этого будет зависеть сумма штрафа.

Увечье, квалифицирующееся как тяжкий вред здоровью, подпадает под санкции ч.1 ст. 264 УК РФ, где максимальное наказание лишение свободы до двух лет. Состояние опьянения или побег с места происшествия подпадает под вторую часть, где наказание может достигнуть семи лет лишения свободы. При наступлении смерти велосипедиста, уголовное дело возбуждается по 3-й части, что влечет до пяти лет лишения свободы. Опьянение или оставление место аварии добавит срок до 12 лет.

Порядок действий причастного к ДТП водителя определен правилами дорожного движения. Выполнение требований ПДД в этой части, в независимости от степени виновности в самом происшествии, позволит избежать административной или уголовной ответственности за оставление места ДТП и неоказании помощи пострадавшим. Совершив наезд на велосипедиста, водитель автомобиля обязан:

  • прекратить движение, воспрепятствовать перемещению с места происшествия транспортных средств и предметов, которые могут рассматриваться в качестве улик. К ним относятся отделившиеся фрагменты автомобилей и велосипедов, одежда и личные вещи пострадавших, осыпь грязи и стекла;
  • включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки;
  • определить наличие пострадавших, принять меры по оказанию первой помощи, вызвать службу спасения и ГИБДД;
  • выявить и зафиксировать очевидцев;
  • сохранить записи регистратора.
Предлагаем ознакомиться:  Срок действия медсправки для рвп

Если велосипедист въехал в дорогостоящий автомобиль и повредил его, а сам не получил телесных повреждений, он предпочтет скрыться, чтобы не возмещать материальный ущерб владельцу машины. Отсутствие номерных знаков на велосипедах, трудность в определении их марок и моделей, усложняет розыск сбежавшего велосипедиста. Водителю автомобиля необходимо:

  • запомнить приметы скрывшегося;
  • установить очевидцев и записать номера их телефонов;
  • вызвать ГИБДД.

Фиксация факта происшествия позволит водителю отремонтировать машину за счет страховой компании при наличии полиса КАСКО и снять с себя подозрения в совершении ДТП и оставлении его места. Обращение в ГИБДД поможет избежать претензий со стороны велосипедиста, который впоследствии может обратиться в полицию и заявить о наезде.

ПДД РФ налагает запрет на управление транспортным средством в состоянии опьянения или измененного сознания, наступившего в результате приема алкоголя, наркотиков и лекарственных средств. Согласно тем же правилам движения, велосипед считается транспортным средством, следовательно, управлять им необходимо в трезвом состоянии. Велосипедист понесет ответственность, предусмотренную КоАП, заплатив штраф 1,5 тысячи рублей.

За наезд на велосипедиста к водителю автотранспортного средства однозначно применяется гражданская ответственность при ДТП. Он обязан возмещать материальный ущерб, который пострадавшее лицо понесло в связи с необходимостью лечения и дальнейшей реабилитации. В некоторых случаях пострадавший может подать иск на возмещение моральной компенсации.

Кроме этого, в зависимости от тяжести вреда и последствий, к водителю будет применена ответственность либо по КоАП, либо по Уголовному кодексу.

Выплаты по ОСАГО

Страховые компании предлагают велосипедистам застраховать их жизнь, здоровье и гражданскую ответственность на случай ДТП. Эти страховки добровольные, поэтому в случае ДТП по вине велосипедиста, пострадавшие могут потребовать возмещения ущерба в общем порядке гражданского судопроизводства, подав иск в суд.

Ущерб, причиненный водителем машины, входит в список рисков, предусмотренных ОСАГО, и страховщик произведет компенсационные выплаты велосипедисту на лечение и возместит материальный ущерб. Если водитель сбил велосипедиста, не причинив вреда его здоровью, оформить аварию по Европротоколу не удастся, т.к. одним из его требований – наличие ОСАГО у всех участников ДТП.

ДТП с участием несовершеннолетних

Детям, не достигшим 14 лет запрещено ездить на велосипеде по дорогам. Штраф за нарушение ПДД ребенком будет возложен на его родителей или опекунов, однако вина ребенка не снимает ответственности с водителя. В зависимости от тяжести последствий, проводится проверка дознавателем ГИБДД или следователем, назначается автотехническая экспертиза, по заключении которой будет сделан вывод о технической возможности предотвращения ДТП.

Нарушение ПДД водителем приводит к его наказанию в административном или уголовном порядке. Если водитель не имел возможности предотвратить наезд, в отношении него проверка прекращается с вынесением мотивированного постановления. Наезд на несовершеннолетнего велосипедиста на пешеходной или велосипедной дорожке, а также на тротуаре – однозначное нарушение со стороны автомобилиста.

Вопросы читателей

Ответ: В данной ситуации нужно вызвать ГИБДД с целью фиксации факта ДТП. На машине неизбежно остались повреждения, велосипедист впоследствии может обратиться в лечебное учреждение. Чтобы вас не обвинили в оставлении места ДТП, вызов инспектора обязателен.

Ответ: По факту ДТП будет возбуждено уголовное дело, в рамках которого будут допрошены свидетели, проведены экспертизы. Судебно-медицинская даст заключение о степени тяжести телесных повреждений потерпевшего. Нанесение тяжкого вреда здоровью предусматривает ответственность по ч.1 ст.264 УК РФ, если в действиях водителя усматривается нарушение ПДД.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ivnUcjxBlh4

Вывод о технической возможности предотвратить наезд делается на основании автотехнической экспертизы. Эксперт, на основании скорости обоих транспортных средств, с учетом траектории их движения, произведет расчеты. Если заключение эксперта гласит, что водитель не имел возможности произвести остановку автомобиля до линии движения велосипеда, обвинение предъявлено не будет.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector