Юридическая помощь
Назад

Какие проверки проводят государственные инспекторы труда

Опубликовано: 23.07.2019
0
11

Плановые проверки трудовой инспекции: порядок проведения

В статье 354 ТК РФ содержится определение Федеральной инспекции труда (далее по тексту «трудовая инспекция»), как единой централизованной системы, состоящей из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, который назначается и освобождается от должности Правительством Российской Федерации. Таким образом, государственные инспекторы труда не независимы от госорганов, должных лиц и подчиняются только закону.

CПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА

Проверки могут быть плановые и внеплановые. Плановой является проверка, проводимая трудовой инспекцией с определенной периодичностью и только на основании утвержденного плана. Внеплановой же является проверка, проводимая трудовой инспекцией независимо от времени проведения предыдущей проверки при возникновении соответствующих оснований. И первые и вторые могут проводиться в форме документарных и выездных.

ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ: КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ МОГУТ ЗАПРОСИТЬ У РАБОТОДАТЕЛЯ И ЗА КАКОЙ ПЕРИОД?

В широком смысле трудовая инспекция осуществляет надзор за соблюдением трудового законодательства, куда входят такие мероприятия как контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, обеспечение государственных гарантий в области занятости населения и другие. Каждый вид контроля регулируется специальным документом, но общие положения зафиксированы в Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 октября 2012г.

N 354н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (далее Приказ № 354н).

Также проверка может быть назначена по жалобе работника. Работник может обратиться в трудовую инспекцию письменно, направив жалобу, предложение или заявление по почте, факсу или по электронной почте, через сайт трудовой инспекции, а также с устным обращением. Прием и рассмотрение жалоб, заявлений и иных обращений граждан осуществляется трудовой инспекцией в соответствии с ФЗ от 02.05.

2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон N 59-ФЗ). Конечно у работника есть выбор, он может сразу обратиться в суд, но для обращения в суд необходимо составить по установленным правилам исковое заявление, заплатить госпошлину, а потом еще ждать исполнения решения.

Поэтому в случае нарушения прав и законных интересов работника, целесообразнее сначала обратиться в трудовую инспекцию. Законодательство не предусматривает унифицированной формы жалобы, она составляется в свободной форме с изложением обстоятельств дела, сведения о фактах нарушения трудовых прав заявителя либо сообщение о нарушении работодателем трудового законодательства, также рекомендуем приложить к жалобе соответствующие документы.

  • наименование органа, в который направляется письменное обращение;
  • фамилия, имя, отчество заявителя;
  • почтовый или электронный адрес, по которому должен быть направлен ответ;
  • личная подпись и дата обращения. Также необходимо указать местонахождение работодателя.

КАДРОВЫЙ КОНСАЛТИНГ

Правом обращения в инспекцию труда обладают только те работники, с которыми заключен трудовой договор. Но, если гражданин заключил с работодателем гражданско-правовой договор, а по характеру данный договор является трудовым, то в данном случае можно обратиться в инспекцию с заявлением о признании договора трудовым, но обращаться в трудовую инспекцию нужно в период действия такого договора, после прекращения отношений между работником и работодателем, признанием этих отношений трудовыми осуществляется только судом.

Интересно, что если работник хочет, чтобы работодателю не стало известно о направленной жалобе, он может в обращении указать просьбу о неразглашении сведений о заявителе и соблюдении конфиденциальности при проведении проверки (часть вторая ст. 358 ТК РФ). Но в любом случае, должностные лица обязаны хранить тайну и не допускать разглашения сведений, содержащихся в обращении, без согласия заявителя.

Итак, жалобы подана, получена трудовой инспекцией и принято решение о проведении проверки. Основанием для начала проведения каждой проверки, является распоряжение руководителя государственной инспекции труда (его заместителя) о проведении проверки в отношении конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя, составляемое по типовой форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 (ч. 1 ст.

14 Закона N 294-ФЗ, п. 44, п. 67 Административного регламента N 354н). Оно же является тем документом, которым уведомляется работодатель о начале проведения проверки в случаях, когда такое уведомление необходимо (ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). После того как руководителем (заместителем руководителя) трудовой инспекции издано распоряжение о проведении проверки и назначено должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, следующим этапом проведения как для документарной, так и для выездной проверки является истребование у работодателя соответствующих документов и информации, необходимых для её проведения (абзац третий части первой ст. 357 ТК РФ)

Когда запрашиваемые документы и письменная информация представлены работодателем в полном объеме и на их основании можно сделать документально подтвержденные выводы относительно нарушений трудовых прав работников, по окончании их исследования инспектором составляются документы, оформляющие результаты проведенной проверки (акт проверки, предписание).

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд.

Плановые

Внеплановые

НПА — основания проведения

— ТК РФ;

— Закон N 294-ФЗ;

— Административный регламент N 354н.

— ТК РФ;

— Закон N 294-ФЗ;

— Административный регламент N 354н.

Периодичность проведения

не чаще чем один раз в 3 года (ч. 2, ч. 3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ)*

не регламентируется

Срок уведомления проверяемых лиц

не позднее чем за 3 дня до её начала ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, п. 46 Административного регламента N 354н), в противном случае результаты такой проверки могут быть отменены по заявлению проверяемого лица.

не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом. В остальных случаях предварительно уведомлять работодателя о проведении внеплановой выездной проверки инспектор не должен (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 72 Административного регламента N 354н, часть девятая ст. 360 ТК РФ)

Форма проведения проверки

Документарная или выездная

Документарная или выездная

  • государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или предпринимателя;
  • начала осуществления юридическим лицом (ИП) предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Какие проверки проводят государственные инспекторы труда

По требованию инспектора труда должностные лица работодателя, виновные в нарушении норм трудового законодательства, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном ст.ст. 192, 193 ТК РФ.

ЕСТЬ ЛИ ПОЛНОМОЧИЯ У ИНСПЕКЦИИ ТРУДА ОТМЕНИТЬ ПРИКАЗ ОБ УВОЛЬНЕНИИ СОТРУДНИКА ЗА ПРОГУЛ?

  • положениями ст.360 «Порядок организации и проведения проверок работодателей»;
  • положениями Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту — Закон №294-ФЗ);
  • методическими рекомендациями по применению должностными лицами государственных инспекций труда Закона №294-ФЗ, утв. приказом Роструда РФ от 24.01.2011 г. №14;
  • Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 г. №875;
  • методическими рекомендациями по планированию государственными инспекциями труда в субъектах РФ мероприятий по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. приказом Роструда РФ от 28.10.2010 г. №455;
  • административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. приказом Минтруда РФ от 30.10.2012 г. №354н.
Предлагаем ознакомиться:  Сдача в аренду нежилого помещения физическим лицом: налогообложение

КОГДА РАБОТНИК МОЖЕТ ОБРАТИТЬСЯ В ПРОКУРАТУРУ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ С РАБОТОДАТЕЛЕМ?

Важно!

В рамках возложенных на нее функций, ГИТ может проводить плановые и внеплановые проверки за соблюдением трудового законодательства.

Распространенными жалобами работников являются: отсутствие трудового договора (либо заключение вместо трудовых гражданско-правовых договоров), невыплата (либо не в полном объеме) заработной платы, премий, неправильный расчет отпускных выплат, отсутствие обязательного социального страхования работника, незаконное увольнение и иные нарушения работодателем прав работника.

  • Не выплатили заработную плату.
  • Незаконно уволили.
  • Идти на контакт с инспектором, идеально, если получится найти общие интересы – инспектор в первую очередь человек.
  • Не вступать в конфликт и тем более не грубить – кому это в принципе может понравиться?
  • Постараться максимально отработать запрос – инспектору нужно вынести обоснованное решение по проверке.
  • Представить характеристику на работника, особенно в ситуации конфликта, когда работник злоупотребляет – у инспектора должна быть общая картина, в том числе истинная причина обращения работника с жалобой.

Общие положения о проверке по жалобе работника

КАДРОВЫЙ КОНСАЛТИНГ

Следует иметь ввиду, что с 03.10.2016 г. выплата заработной платы в размере менее МРОТ является самостоятельным основанием для проведения внеплановой проверки. Соответствующие изменения внесены в абз. 4 ч. 7 ст. 360 ТК РФ Федеральным законом от 03.07.2016 № 272-ФЗ.

Кстати, работник может обратиться и в прокуратуру. Тогда внеплановая проверка будет проведена по требованию прокурора (абз. 7 ч. 7 ст. 360 ТК РФ). При этом инспекция вправе выйти на проверку незамедлительно без дополнительного согласования с органами прокуратуры. Последних достаточно поставить в известность о начале проверки.

Так, проверяя жалобу работника на невыплату заработной платы, инспектор вправе запросить в отношении этого работника:

  • заявление на оформление трудовых отношений;
  • штатное расписание;
  • приказ о приеме на работу;
  • трудовой договор;
  • положение об оплате труда;
  • положение о премировании;
  • заявление работника на перечисление заработной платы на счет в банке,
  • табели учета рабочего времени;
  • расчетные листки;
  • платежные документы на выплату заработной платы.

А если работник параллельно указывает, что с ним заключен гражданско-правовой договор вместо трудового, то инспектор также потребует сам договор и журнал регистрации договоров гражданско-правового характера. Кроме того, инспектор может попросить представить пояснения относительно причин заключения гражданско-правового договора.

Вместе с тем, документы, не относящиеся к обращению работника, инспектор требовать не вправе (см., например, решение Интинского городского суда Республики Коми от 13.10.2015 по делу № 12–81/2015).

Основными правилами государственного контроля являются недопустимость произвольного проведения мероприятий по контролю и строгое соблюдение процедуры проведения указанных мероприятий (ст. 3 Закона № 294-ФЗ). Запрет требования документов, которые не относятся к предмету проверки, следует из п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона.

График составляется с учётом того, что соблюдение трудового законодательства можно проверять на предприятии не ранее чем через 3 года после:

  • Государственной регистрации юрлица или ИП;
  • Окончания проведения последней проверки.

В любом случае выезд необходим, если инспектор удаленно не может:

  • удостовериться в том, что представленные ему проверяемым лицом документы содержат полную информацию и не являются недостоверными;
  • провести оценку деятельности проверяемого лица требованиям закона без личного посещения работодателя (см. ст. 12 закона № 294). 

Ст. 358 ТК РФ предусмотрена обязанность госинспектора сохранять в тайне сведения о личности подателя жалобы и не разглашать их работодателю даже после ухода со службы в ГИТ.

Проведение проверки по жалобе работника должно быть в обязательном порядке согласовано с органами прокуратуры, за исключением указанных выше случаев, предусмотренных ч. 8 ст. 360 ТК РФ. Решение об этом принимается в течение 1 рабочего дня. Условия и порядок такого согласования, а также обстоятельства, при которых согласование недопустимо, указаны в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 27.03.2009 № 93.

Какие проверки проводят государственные инспекторы труда

Стоит принять во внимание, что жалоба работника не может быть отозвана, так как данная процедура не предусмотрена законодательством. Даже в случае получения заявления об этом ГИТ обязана будет рассмотреть жалобу по существу. 

Какие претензии могут быть предъявлены инспекторами при проверке?

Плановая проверка возможна в отношении любых организаций и выполняется один раз в три года.

Для ее осуществления достаточно наличие даже одного основания, из называемых Законом № 294-ФЗ:

  • прошло три года со дня государственной регистрации работодателя;
  • вышел трехлетний срок с момента завершения последней плановой проверки;
  • работодатель фактически осуществляет свою предпринимательскую деятельность в течение трех лет (с момента подачи особого извещения в уполномоченный орган).

Данный список оснований является закрытым, то есть проверяющие не имеют права называть иные причины для осуществления запланированных проверок соблюдения норм трудового права.

Для проведения внеплановой проверки нужен определенный повод, исходящий, как правило, от сотрудников предприятия и сигнализирующий о различного рода нарушениях (часть 7 статьи 360 ТК РФ):

  • обращение работника с заявлением в трудовую инспекцию о нарушении его трудовых прав со стороны работодателя;
  • поступление запроса о ревизии условий труда на рабочем месте от сотрудника какой-либо организации;
  • получение заявления от физических лиц, организаций, работодателей, органов государственной власти, СМИ о случаях нарушения норм трудового права. Эти действия должны нести угрозу нанесения вреда жизни и здоровью сотрудников;
  • завершение срока исправления работодателем нарушений по предписанию трудовой инспекции;
  • издание приказа (распоряжения) руководителя подразделения государственной трудовой инспекции об осуществлении внеплановой проверки по запросу прокурора, поручению Президента или Правительства.

Внеплановые проверки государственной инспекции труда законно могут проводиться только при наличии какого-либо из следующих оснований:

  1. Окончание выданного ранее госинспекцией предписания, в соответствии с которым работодателю был установлен срок для устранения нарушения. Такое предписание может быть выдано как в результате ранее проведенной плановой проверки, так и внеплановой, проведенной ранее по другому основанию. Подробнее об этом акте трудовой инспекции читайте в статье «Предписания государственных инспекторов труда».
  2. Издание распоряжения руководителя ГИТ о проведении проверки. Такое распоряжение или приказ могут быть, в свою очередь, вынесены при наличии соответствующего поручения Правительства РФ или Президента РФ. Также распоряжение выносится по требованию прокурора, осуществляющего надзор.
  3. Поступление в ГИТ от работника заявления, в соответствии с которым тот просит проверить условия его работы, соответствие требований охраны труда нормам законодательства, а также обеспечение работодателем иных прав, предусмотренных ст. 219 ТК РФ. 

Помимо перечисленных выше причин для неожиданного визита госинспектора труда, основания для внеплановой проверки трудовой инспекции могут быть следующими:

  1. Поступление в госинспекцию труда жалобы работника, из которой следует, что работодатель нарушает его трудовые права.
  2. Получение инспекцией информации о том, что работодатель не заключает трудовые договоры либо заключает, но с нарушениями норм ТК РФ.
  3. Информирование ГИТ о том, что конкретный работодатель не выплачивает зарплату работникам (в том числе частично или меньше установленного минимума) или не выполняет нормы трудового права, в том числе создает опасность для жизни и здоровья работников. Источником информации при этом могут служить не только обращения граждан или юрлиц, поступившие в инспекцию, но и сведения, направленные из других госструктур, органов, а также полученные из СМИ. 
Предлагаем ознакомиться:  С каким диагнозом не дают права

Названные в настоящем разделе основания отличны от предыдущих тем, что госинспектору запрещено уведомлять проверяемое лицо о назначении и проведении выездной проверки. Этот нюанс является ответом на вопрос некоторых работодателей о том, почему их заранее не предупредили о процедуре.

Последние 2 основания, помимо этого, не требуют обязательного согласования с органами прокуратуры — достаточно их извещения. Выезд госинспектора при поступлении соответствующей информации должен быть произведен незамедлительно, однако сначала должен быть издан соответствующий приказ руководителя ГИТ.

Плановые и внеплановые проверки вне зависимости от того, кем они инициированы и проводятся, подлежат занесению в специальный Единый реестр проверок (плановые вносятся заранее, внеплановые — в течение 3 рабочих дней с момента решения о проверке). Правила и порядок ведения этой государственной информационной системы установлены постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 № 415.

Часть информации, вносимой в данный реестр, размещается в открытом доступе. Так, общедоступными, согласно п. 3 ст. 13.3 закона № 294, признаются следующие сведения:

  1. Номер проверки.
  2. Сведения, указанные в приказе о проведении проверки.
  3. Сведения, содержащиеся в акте проверки.
  4. Результаты мероприятия, в том числе обнаруженные нарушения.
  5. Информация о принятых мерах (выданных предписаниях, привлечении к ответственности и др.). 

На остальные сведения, не подпадающие под названные категории, распространяются требования об охраняемой законом тайне.

Внеплановые проверки, проводимые при выдаче юрлицам лицензии или иного разрешения (согласования), если осуществление проверки предусмотрено правилами выдачи спецразрешения, в указанный реестр не включаются (п. 1 ст. 13.3 в редакции закона «О внесении изменений…» от 03.08.2018 № 613-ФЗ).

Какие внеплановые проверки трудовой инспекции в 2018 – 2019 году были проведены на определенном предприятии, можно узнать на официальном сайте Генеральной прокуратуры. 

Внеплановая проверка трудовой инспекции — в каких случаях она проводится и каким способом, каков ее срок и др., рассмотрено в настоящей статье только в общих чертах. На практике такие проверки по большей части заканчиваются привлечением работодателя к ответственности, особенно если они инициированы по жалобе работника, являющегося по негласному правилу слабой стороной в трудовых отношениях, а потому более защищаемой государством.

По общему правилу, установленному ст.15 ТК РФ заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается. Однако с целью экономии на социальных выплатах и страховых взносах, работодатели вместо трудовых договоров заключают с работниками договоры гражданско-правового характера.

ОТЛИЧИЯ ТРУДОВОГО ОТ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ДОГОВОРА

Важно!

Трудовой инспектор с 1 января 2014 г. вправе переквалифицировать (при наличии признаков трудовых отношений) гражданско-правовые отношения в трудовые между работником и работодателем (ч.4 ст.11 ТК РФ). Ранее такая переквалификация договора была возможна только в судебном порядке.

  • на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей;
  • на юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. рублей (ч.4 ст.5.27 КоАП).

Проверки трудовой инспекции могут быть плановые и внеплановые.

Анонимные обращения трудовой инспекцией, как и другими государственными органами, не рассматриваются. В РФ это правило закреплено на законодательном уровне. В заявлении работника в трудовую инспекцию в обязательном порядке указывается его основные данные: ФИО, адрес и номер телефона.

Если жалоба подана сотрудником на работодателя, то последний, как правило, желает владеть информацией, от чьего имени было заявлено о факте нарушений. Однако, сотрудник может сохранить данные о себе в тайне (обязательно упомянув об этом в заявлении), тогда инспекторы должны действовать строго конфиденциально (статья 358 ТК РФ).

Закон не предусматривает обязательного уведомления работодателей о проведении внеплановых проверок. Если предупреждение о дате начала инспекции не способно повлиять на качество проверки в целом, то трудовой инспектор может предупредить работодателя не позднее, чем за сутки до прихода проверяющих на предприятие, что чаще всего и происходит на практике.

Если имеет место не комплексная, а тематическая проверка выполнения требований законодательства в сфере труда, то инспекторы в своих действиях не имеют права выходить за рамки обозначенных вопросов, требовать сведения вне предмета ревизии. Так, если тема проверки – документы по охране труда, то проверяющие не могут касаться вопросов деятельности кадровой службы.

Во время ревизии инспекторы государственной трудовой инспекции, помимо проверки необходимых документов, могут осматривать все помещения предприятия, задавать вопросы персоналу, запрашивать недостающие сведения у ответственных сотрудников.

При выявлении нарушений административная ответственность (штраф) может быть наложена не только на руководителя организации, но и на ее отдельных работников, к примеру, начальника отдела кадров, бухгалтера. Однако рядовых сотрудников оштрафовать нельзя.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то

проще всего

это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы:

Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн.

Он идеально подходит для ИП или ООО на

УСН

,

ЕНВД

,

ПСН

,

ТС

, ОСНО.

Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов.

Попробуйте и Вы удивитесь

, как это стало просто!

Весь массив инспектируемых документов можно разделить на три большие группы:

  • Документы кадровой службы: Устав и Учредительный договор, коллективный договор, трудовые договоры, трудовые книжки с вкладышами, личные карточки работников, различные должностные инструкции (например, инженеров ПТО, менеджеров по работе с клиентами, бухгалтеров, делопроизводителей и др.) и штатное расписание, многочисленные приказы по кадрам (о приеме, об увольнении, о переводе, об отпуске, о поощрениях, о командировках и др.), больничные листы, графики отпусков и соответствующие извещения, табель учета рабочего времени, положение об оплате труда и премировании, журналы и книги учета и ознакомления (книга учета движения трудовых книжек и вкладышей, журнал регистрации входящих и исходящих документов, журнал ознакомления с локальными нормативными актами и др.).
  • Документы бухгалтерии: многочисленные документы, связанные с оплатой труда – платежные ведомости на выплату заработной платы, расчетные листки, лицевые счета работников и др.
  • Документы по охране труда: ПВТР, положение о персональных данных, инструкции, связанные с охраной труда, положения об аттестации, документы об обучении и медосмотрах граждан, журнал инструктажа по технике безопасности, журнал регистрации несчастных случаев, соответствующие приказы (распоряжения) работодателя и др.
  • Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ;
  • ратифицированная законом от 11.04.1998 № 58-ФЗ Женевская конвенция Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле» № 81;
  • положение «О федеральном госнадзоре…», утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875;
  • закон «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294);
  • иные нормативные акты. 

Плановые проверки, как следует из самого названия, назначаются и проводятся по установленному графику, который ежегодно утверждает уполномоченный госорган. По общему правилу их проведение невозможно чаще 1 раза в 3 года. Больше информации об этом размещено в статье «Плановая проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Предлагаем ознакомиться:  Непрерывный стаж после увольнения по собственному желанию: на что влияет и как считать

Если же проверка проводится не по установленному графику, то она является внеплановой проверкой трудовой инспекции. Для назначения такого вида проверки нужны определенные основания, в противном случае она будет незаконной. 

Документарная проверка может плавно  перерасти в выездную, если инспектор не смог удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах, предоставленных в инспекцию (ч. 4 ст. 12 Закона № 294-ФЗ).

Отказ работодателя представить документы либо уклонение от их представления приведет к невозможности проверить документы и также послужит основанием для назначения выездной проверки.

Кроме того, теперь в порядке информационного взаимодействия с налоговыми органами трудовая инспекция передаст налоговикам сведения о выявленных нарушениях и копии документов, свидетельствующих о таких нарушениях, например, доказательства необоснованного заключения с работником гражданско-правового договора и произведенных по нему выплат.

Установив наличие расхождений в документах, налоговый орган потребует представить пояснения в течение 5 дней или внести соответствующие исправления (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В случае установления факта нарушения законодательства о налогах и сборах организации грозят доначисления по НДФЛ и страховым взносам.

О результатах проведенных мероприятий налоговые органы сообщат в трудовую инспекцию.

Какие проверки проводят государственные инспекторы труда

В свою очередь, если налоговики в рамках проводимых ими проверок выявят нарушения трудового законодательства, они также поделятся информацией с трудовой инспекцией. 

  • Конвенцией МОТ №81, составленной в 1974 году;
  • Законом «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора)» от 19.12.2008 №294-ФЗ.

Чем занимается трудовая инспекция? Узнайте

тут

.

Договоры

  • Трудовые договоры с работниками должны соответствовать требованиям ст.57 ТК.
  • Договоры об индивидуальной или коллективной материальной ответственности. Они могут заключаться с работниками, перечень должностей которых указан в постановлении Минтруда №85 от 31.12.2002.
  • Ученические договоры, если в организации практикуется ученичество.
  • Устав;
  • Свидетельство о госрегистрации.

Локальные НПА

  • Правила внутреннего трудового распорядка.
  • Коллективный договор.
  • Положение, регулирующее оплату труда и премирование работников (это необязательный документ, такие же сведения могут содержаться в колдоговоре).
  • Положение о персональных данных сотрудников в соответствии со ст.88 ТК.
  • Другие возможные локальные акты организации, устанавливающие график сменности, вахтовый метод, ненормированный рабочий день или разделение рабочего дня для сотрудников.

О том, как получить консультацию в трудовой инспекции рассказано

здесь

.

  • Инструкции по охране труда;
  • Журнал обучения и прохождения инструктажа по охране труда;
  • Другие документы: журнал вводного инструктажа, личная карточка обучения работников, перечень должностей, освобождённых от первичного инструктажа и т.д.

Приказы

  • О приме на работу;
  • Об увольнении;
  • О привлечении к дисциплинарной ответственности и др.

Законодательство не содержит закрытого перечня приказов, которые может издавать руководитель организации, поэтому все распоряжения, касающиеся трудового права должны храниться в отделе кадров.

Важная информация

Кроме документов нужно учесть и соблюдение всех норм трудового права. Вовремя проводимые аттестации и безопасность сотрудников на их рабочем месте также имеют значение. Нужны ли специальная одежда для работников или аксессуары, защитные маски или перчатки, и многое другое зависит от типа осуществляемых ими работ.

Трудовая инспекция проверяет трудовые договора на наличие там информации о днях выплаты заработной платы, а затем сверяет эти даты с реальными датами выплат. Инспектора изучают:

  • Формы расчётных листов;
  • Извещение о выплате зарплаты, составляемое в соответствии со ст.136 ТК.

Извещения работников о предоставлении отпуска. Согласно ст.123 ТК работник должен быть уведомлен об очередном отпуске не позднее, чем за 2 недели до начала.

  • Табель учёта (составляется в соответствии со ст.91 ТК);
  • Штатное расписание (необязательный документ).

Другие документы

Сюда можно отнести:

  • Трудовые книжки;
  • Личные карточки работников (форма Т-2);
  • Уведомления работников о переносе рабочего времени, сокращении штата, расторжении трудового договора и т.д.;
  • Заявления работников о предоставлении отпуска, расторжении трудового договора и т.д.;
  • Больничные листы;
  • Различные журналы учёта (командировок, движения трудовых книжек, несчастных случаев на производстве и т.д.).

КАДРОВЫЙ КОНСАЛТИНГ

Возможность проверки по анонимному обращению

Не может быть назначена и проведена проверка по анонимной жалобе. При наличии сомнений госинспектор должен проверить авторство жалобы, если оно не подтвердится — это основание для отказа в ее рассмотрении. Жалобы, переданные ГИТ посредством интернет-ресурсов, могут быть рассмотрены, если такие ресурсы предусматривают авторизацию и идентификацию пользователя и тот ее прошел.

В случае если проверка госинспекции труда инициирована по заявлению лица, не являющегося и никогда не являвшегося работником организации, на которую подана жалоба, а также если его жалоба не связана с защитой его трудовых прав или сообщением о нарушениях трудового законодательства, то такая проверка будет считаться незаконной, а привлечение к ответственности по ее результатам будет невозможно, поскольку такая незаконная процедура не может быть положена в основу вины (см. решение Уссурийского районного суда от 27.09.2017 по делу № 12-147/2017).

Какие проверки проводят государственные инспекторы труда

КАДРОВЫЙ КОНСАЛТИНГ

Документарная проверка

Внеплановая документарная проверка трудовой инспекции предполагает получение и иных документов, находящихся у работодателя. В случае такой необходимости:

  1. Инспектор запрашивает в письменной форме у работодателя нужные ему документы (к запросу должно прилагаться распоряжение о назначении документарной проверки).
  2. После получения запроса работодатель должен подготовить и направить в ГИТ требуемые документы (на это ему предоставляется 10 дней).
  3. В случае выявления каких-либо ошибок и несоответствий инспектор может потребовать от компании или ИП-работодателя представления письменных пояснений (на это также дается 10-дневный срок). 

Для подтверждения обоснованности своих письменных пояснений работодатель может подкрепить их документами. 

ВАЖНО! Документарная проверка может перейти в выездную, если госинспекторы обнаружат нарушения требований трудового законодательства. 

ГИТ при проведении этого вида проверки может запрашивать у проверяемого лица только те документы, которые относятся к ее предмету. Если же документарная проверка окончилась назначением выездной, то в ходе последней госслужащие не вправе вновь требовать представления документов, которые ими уже запрашивались.

Сроки проверки

Период проведения внеплановой проверки трудовой инспекции не может длиться больше 20 рабочих дней (п. 1 ст. 13 закона № 294). Если инспектору необходимо запросить какие-либо документы у других госорганов, он вправе ходатайствовать перед своим руководством о приостановлении проведения процедуры. Руководство, в свою очередь, вправе приостановить ее на 10 рабочих дней. Законодательством разрешено приостанавливать проведение проверки только единожды.

ВАЖНО! В случае если ГИТ вынесено решение о приостановлении проверки до получения определенных документов, в этот период должна быть приостановлена любая деятельность госинспектора на проверяемом предприятии (п. 2.2 ст. 13 закона № 294). 

Срок проверки может быть продлен руководителем ГИТ максимум еще на 20 дней при наличии веских оснований. Если проверяемое лицо — малое или микропредприятие, то срок продляется только на 50 и 15 часов соответственно.

Несмотря на то, что законом четко определен срок, в течение которого может осуществляться внеплановая проверка деятельности юридического лица или предпринимателя, следует иметь в виду, что количество таких проверок не ограничено и зависит от возникновения оснований для их проведения. Эта особенность также отличает внеплановую проверку ГИТ от плановой, в рамках которой госинспекторы могут проверять работодателя не чаще 1 раза в 3 года (за некоторыми изъятиями, установленными Правительством РФ).

, , , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector