Юридическая помощь
Назад

В каких случаях допускается расторжение государственного контракта

Опубликовано: 27.06.2019
0
14

Изменение условий контракта, заключенного в соответствии с положениями Федерального закона №44-ФЗ

Порядок расторжения контракта, заключенного на основании норм Федерального закона №44, регламентируется статьей 95 этого закона.

Также применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее будет использоваться общепринятое сокращение –  ГК РФ).

Существует три ситуации, в которых возможно расторжение: в одностороннем порядке, в судебном порядке или по соглашению сторон. Каждая из них имеет свои особенности и нюансы.

Расторжение контракта по соглашению сторон

Такая возможность определена в части 8 статьи 95 Федерального закона №44. Однако о самой процедуре и механизме ее осуществления ничего не сказано. Для того чтобы разобраться в деталях, нужно обращаться к ГК РФ.

В части 1 статьи 450 ГК РФ четко указано, что возможность расторжения контракта по соглашению сторон предусматривается по умолчанию, даже если в тексте документа не прописано соответствующего пункта.

В Федеральном законе 44 тоже нет указания на то, что такая информация должна быть внесена в контракт в обязательном порядке.

Таким образом, все ссылки заказчика на то, что разорвать контракт нельзя из-за того что в нем нет указания на возможность это сделать – совершенно неправомерны.

Контракт по взаимному согласию может быть расторгнут только в определенных случаях, предусмотренных статьей 451 ГК РФ. Обстоятельства, способствующие этому, должны быть существенными.

То есть такими, что если бы они наступили раньше, то стороны и вовсе не заключали бы контракта.

На практике это чаще всего бывают непредвиденные обстоятельства (например, изменение доведенные бюджетных лимитов у заказчика, невозможность завершить поставку товара поставщиком, так как он снят с производства) или форс-мажор.

Единственное, о чем стоит позаботиться при расторжении контракта по двустороннему согласию – это о том, чтобы оно было оформлено документально.

Данное требование установлено в статье 452 ГК РФ.

Есть случаи, когда участники госзакупок хотят аннулировать подписанный между ними договор. Процедура проводится через суд, если это право прописано в документе (ч.9 ст. 95. ФЗ 44 и ч.19. ст. 95. ФЗ — 44).

Какие причины для разрыва сделки предусмотрены в законе и как это сделать по совместному согласию или по инициативе одной из сторон?

Предпосылки для разрыва договора рассмотрены в 95 статье Федерального закона №44 «О контрактной системе».

Возможность разорвать сделку по госзакупке по двухстороннему соглашению или по инициативе одной из сторон через судебное постановление установлена в ст. 95 ч. 8 ФЗ-44.

Основания для разрыва в одностороннем или двухстороннем порядке по закону:

  • Положение акта было грубо нарушено другой стороной, и нанесло финансовый и моральный ущерб;
  • При значительных нарушениях, влекущих за собой большой денежный ущерб одной из сторон или обеих (ГК. ст. 451);
  • Не достигнута договоренность по приведению акта в соответствие при наступлении особых факторов, не предусмотренных в контракте;
  • Контракт расторгается, если в период подписания не предполагалось возникновения экстренных обстоятельств;
  • Факторы изменились из-за причин, непреодолимых одной стороной, заключившей контракт, при этом, соблюдались все требования по соблюдению условий контракта и осмотрительности;
  • Реализация документа без корректировки ряда требований нарушает соотношение интересов имущественного характера участников договора, и дает урон больше чем ожидаемую прибыль;
  • По данным акта не подразумевается, что риск перемены условий лежит на заинтересованном участнике.

Пункт о разрыве контракта должен быть установлен в документе в обязательном порядке. Он должен описывать все случаи расторжения сделки, которые возможны.

Порядок расторжения

Система расторжения контракта по договоренности участников прописана в ГК РФ:

  • Инициатор расторжения составляет документ о разрыве сделки;
  • Отправляет второй стороне документ для подписания;
  • Подписанное партнером соглашение о расторжении удостоверяет своей подписью;
  • Вносит информации о прекращении договора в реестр по договорам.

Со времени подписания документа о расторжении, договор перестает действовать, или с числа, прописанного в нем. Запись о расторжении контракта в реестр вписывается в течение 72 часов.

Ознакомьтесь  101 статья ФЗ “Об исполнительном производстве”

  • Известить партнера о намерении разорвать договор;
  • Внести информацию в контрактный реестр.

Договоренность о разрыве сделки составляется в письменной форме.

В документе устанавливается желание сторон расторгнуть договор, и прекратить сотрудничество по нему.

Акт пишется в шаблонной форме, его содержание зависит от типа расторгаемого контракта и условий сделки. Обязательно в документе указать:

  • Идентификационную информацию по расторгаемому документу (наименование, дата написания, номер);
  • Наименование участвовавших в заключении контракта лиц как указано в документе;
  • Прописывается число аннуляции контракта или указывается замечание, что с даты подписания соглашения он считается расторгнутым;
  • Вносится информация об исполнении сделки. Исполнена полностью или частично;Данные о числе копии документа;
  • Указываются реквизиты участников;
  • Инициалы сторон.

К акту прикладываются дополнительные бумаги, в зависимости от типа расторгаемого контракта. Акт приема передачи имущества и прочее. Расторжение контракта по факту проведенных действий предусматривает выплату исполнителю суммы, которую он должен получить согласно сделке.

Порядок расторжения государственного контракта

Расторжение госконтракта стандартная процедура, предусмотренная законодательством. Государственный контракт расторгается в нескольких случаях: по решению суда, по договоренности и в одностороннем порядке.

– невозможность выполнить обязательства по независящим от исполнителя причинам (например, заказчик не может определиться с выбором товара),

-у заказчика больше нет необходимости в поставке товаре или предоставлении услуги, на которые заключен контракт,

-различные форс-мажоры (например, природные катастрофы).

Расторжение обязательств по соглашению сторон – оптимальный вариант решения недоговоренностей

При сложившихся на практике ситуациях, когда обязательства стороны не могут выполнить в силу объективных причин, расторжение госконтракта по соглашению сторон – самая безболезненная процедура. Расторжение госконтракта по соглашению сторон по ФЗ-44 происходит на основании письменной договоренности.

-о факте расторжения контракта с указанием его реквизитов,

– пункт о взаиморасчетах поставщика и заказчика на момент расторжения контракта с указанием полной стоимости,

– фиксируется дата прекращения двусторонних обязательств,

– об отсутствии взаимных претензий,

– подписи и реквизиты обеих сторон.

Соглашение о расторжении госконтракта составляется в двух экземплярах и выдается заказчику и поставщику.

При необходимости, обе стороны имеют право внести в соглашение необходимее дополнительные пункты.

В каких случаях допускается расторжение государственного контракта

Односторонний отказ от госконтракта это чаще всего конфликтная ситуация, более сложная юридическая процедура, но она имеет место быть, если при подписании контракта этот пункт был указан.

Реализация права на односторонний отказ от исполнения договоренностей

Расторжение государственного контракта может быть требованием, как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика, юридически она строго регламентируется. Каждая из сторон имеет право на односторонний отказ от исполнения госконтракта. Но на практике чаще всего такая ситуация приводит к конфликту сторон.

Кодекс гражданского права РФ предусматривает ситуацию, что одна из сторон может принять решение об одностороннем прекращении договорных обязательств, но только на законных основаниях. Именно поэтому такая возможность предусматривается заранее и прописывается еще при заключении контракта.

В случае грубого нарушения договорных обязательств каждой из сторон, которые ведут к значительным финансовым потерям второй стороны – основная причина, дающая право на реализацию права одностороннего прекращения выполнения договорных обязательств.

– прописать пункт о возможности расторжения контракта,

– в одностороннем порядке поставщик разорвать контракт не может, это условие выполняется только при наличии такого же права у заказчика.

Реализация права заказчика

В каких случаях допускается расторжение государственного контракта

– для этого нужно отравить заказное письмо с уведомлением,

– отправить электронное письмо.

Заказчику обязательно нужно убедиться, что его уведомление получено противоположной стороной. В письме указываются причины, которые являются веским основанием для расторжения договоренностей. При отсутствии веских причин, заказчик не имеет прав на предъявление претензий.

Законодательством установлен 10-днейвный срок для устранения поставщиком предъявленных претензий.

Расторжение контракта по инициативе исполнителя

В одностороннем порядке расторжение контракта допускается по 44-ФЗ при соблюдении следующих условий (ст. 95): нарушение является существенным (предусмотрено ГК РФ) и ущерб от него превышает выгоду от заключения договора, а в договоре прописана возможность одностороннего отказа.

В соответствии со ст. 523 ГК РФ основаниями для одностороннего отказа являются:

  • исполнитель поставил товары ненадлежащего качества и не устранил недостатки в необходимый период;
  • неоднократно нарушал сроки поставки, выполнения работ, оказания услуг, а также их оплаты;
  • заказчик не закупает товары или услуги в объемах или срокам, которые установлены в договоре.

Также заказчик обязан расторгнуть договор, если товар, работы, услуги не соответствуют требованиям технического задания, участник не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, или же им предоставлена недостоверная информация.

В каких случаях допускается расторжение государственного контракта

Шаг 1. Принять решение. При этом составляется специальный документ, в котором фиксируется, кто принимал его и на каких основаниях. В течение 3 рабочих дней информация также размещается в Единой информационной системе (далее — ЕИС) (ч. 12 ст. 95).

Процесс такой же, как и со стороны заказчика, требуется оформить аналогичные документы. Для этого можно использовать образцы, которые мы привели выше.

Шаг 1. Принять решение и уведомить об этом заказчика. В течение 3 рабочих дней уведомление направляется с подтверждением вручения.

Шаг 2. Отказаться исполнять контракт или отменить решение. Через 10 дней после надлежащего уведомления контракт расторгается или, аналогично предыдущему случаю, отменяется решение, если за это время все нарушения устранены, а убытки компенсированы.

Односторонний отказ — относительно оперативный процесс. Благодаря ему заказчик и поставщик могут отстоять свои интересы и законные права при нарушении другой стороной условий договора. При этом потерпевшая сторона может потребовать возмещение понесенного ущерба. Однако не злоупотребляйте правом на односторонний отказ. Помните, что попытки уклониться от исполнения договора через неправомерное одностороннее расторжение легко выявляются в ходе арбитражного процесса.

Предлагаем ознакомиться:  Что может ТСЖ дома, а что нет: каковы обязанности товарищества перед жильцами, на что оно имеет право

Расторжение контракта возможно:

  • в одностороннем порядке, то есть, по инициативе одной из сторон;
  • по соглашению сторон;
  • в судебном порядке.

Предъявление требований о возмещении ущерба осуществляется в строгом соответствии с положениями статьи 34 Закона. Размеры пени, штрафов, неустойки должны быть четко определены в договоре. В противном случае начисления можно оспорить.

Расторжение контракта может быть осуществлено в одностороннем порядке на основании решения либо заказчика, либо исполнителя. Для осуществления такой процедуры используется статья 95 Федерального Закона «О контрактной системе». Однако следует понимать, что и в том, и в другом случаях речь идет об обязательном подтверждении основания для расторжения любого контракта.

расторжение контракта по 44 фз

По инициативе государственного заказчика контракт может быть расторгнут в том случае, если сам заказчик подтверждает основания для такого расторжения, например, на основании результатов независимой экспертизы, которая была призвана для того, чтобы уточнить качество поставляемого товара либо оказываемых услуг, или выполняемых работ.

Если заказчик принял решение о расторжении контракта, в течение трех дней с момента принятия решения о расторжении он должен разместить свое решение в документальном виде в

Единой информационной системе

. Кроме того, такое решение должно быть направлено исполнителю по контракту для того, чтобы уведомить его о принятом решении заказчика.

Направление возможно только в виде заказного письма с уведомлением и описью вложения либо телеграммой или посредством использования факсимильной связи. Однако каждый из перечисленных способов должен отвечать главному требованию – предоставление информации о дате отправки и получения такого уведомления.

Вступить в силу решение заказчика о расторжении контракта может по истечении десяти дней после надлежащего уведомления о расторжении исполнителя контракта. Только после этого контракт будет считаться расторгнутым.

Расторгнуть контракт заказчик может в случае:

  • если выяснится, что сам исполнитель либо предоставляемый им товар или оказываемые услуги не соответствуют тем требованиям, которые были сформулированы в документации об осуществлении закупки;
  • производство товаров, оказание услуг или выполнение работ, которые должны быть осуществлены на основании заключенного государственного контракта, были осуществлены по итогам исполнения специального инвестиционного контракта, который в последующем был расторгнут;
  • расторгается государственный контракт, который был заключен в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ, то есть с использованием механизма закупки у единственного поставщика. Расторжение контракта в этом случае возможно в том случае, если поставщик не соответствует условиям данного пункта указанного федерального закона. Основными параметрами для такого расторжения следует рассматривать то, что поставщик не является юридическим лицом, либо исполнитель по контракту не находится в том регионе (не имеет юридического адреса), в котором производится закупка.

Общий порядок действий в этом случае выглядит следующим образом:

  1. Принятие решения заказчиком о расторжении контракта и оформление такого решения в виде специального документа. Как правило, такое решение должно быть оформлено в виде специально подписанного протокола заседания совета специально уполномоченных лиц на принятие ключевых решений по заключенным контрактам.
  2. Уведомление исполнителя по контракту о досрочном расторжении заключенного контракта. Уведомление должно быть осуществлено надлежащим образом, иначе расторжение контракта может быть оспорено судом.
  3. Публикация уведомления о расторжении контракта в Единой информационной системе для оповещения всех заинтересованных лиц о проводимой процедуре.
  4. Предоставление сведений об исполнителе, с которым расторгнут контракт по инициативе заказчика, в Федеральную антимонопольную службу для включения такого исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков, если причиной расторжения стало неисполнение поставщиком своих обязательств по контракту.

Правила, на основании которого исполнитель может стать инициатором расторжения действующего государственного контракта, предусмотрены частью 19 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе».

Данная норма отсылает к статье 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации, на основании которой расторжение контракта может быть осуществлено по причине введения исполнителя по контракту в заблуждение, указание несоответствующих действительности данных со стороны заказчика либо уклонение самого заказчика от исполнения своих обязательств.

Для того чтобы расторжение контракта, осуществляемое по инициативе исполнителя, считалось законным, необходимо осуществить следующие действия:

  1. Принять решение о расторжении контракта и оформить его в виде специального протокола собрания ответственных лиц, которые вправе принимать решения в отношении такого государственного контракта.
  2. Уведомить заказчика о своем решении расторгнуть государственный контракт одним из тех способов, которые предусмотрены условиями такого контракта (например, путем использования заказного письма с уведомлением и описью вложения).
  3. Если по каким-то причинам было принято решение об отмене процедуры расторжения, в течение трех дней с момента принятия такого решения исполнитель государственного контракта обязан уведомить о своем решении заказчика путем такого же направления уведомления надлежащим образом.

Если решение о расторжении контракта не было отозвано, то, как и в случае с аналогичным действием от заказчика, контракт считается расторгнутым по истечении десяти дней с момента надлежащего уведомления заказчика об инициативе расторжения.

В каких случаях допускается расторжение государственного контракта

Стремление поставщиков заключить контракт с государственным заказчиком особенно усилилось на волне проводимой правительством политики импортозамещения.

Именно госконтракт считается наиболее верным, надёжным и безопасным средством заработать, упрочить своё реноме и выйти на ранее не охваченные рынки сбыта.

Желание заключить государственный контракт заставляет забыть о возможных рисках, которые приводят к кардинальному, а зачастую неприятному последствию – преждевременному прекращению сотрудничества.

Рассмотрим один из способов подобного исхода взаимоотношений поставщика (контрагента, исполнителя, подрядчика) и государственного или муниципального заказчика — одностороннее расторжение контракта по 44-ФЗ.

Все случаи расторжения контракта в одностороннем порядке регламентируются помимо Федерального закона от 5 апреля 2013 г.

N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (чч. 8-26 ст. 95) Гражданским кодексом Российской Федерации.

А также иными законами, не несущими противоречий в отношении 44-ФЗ и касающимися закупочной контрактной системы.

Отметим, что право принятия решения об отказе со стороны заказчика обязательно должно быть указано в контракте.

Государственный контракт можно расторгнуть, если одна из сторон не соблюдает его условия. Кто и когда может это сделать и в каких случаях у поставщика есть риск попасть в реестр недобросовестных поставщиков?

Есть четыре основания для того, чтобы расторгнуть контракт (ч. 8 ст. 95 44-ФЗ):

  • по соглашению сторон,
  • по инициативе заказчика,
  • по инициативе поставщика,
  • по решению суда.

Если условия расторжения не описаны в 44-ФЗ, стороны руководствуются Гражданским кодексом. Посмотрим на условия и риски каждого из способов.

Претензия после расторжения контракта

Расторгнув контракт, стороны снимают с себя обязательства по выполнению обязанностей. Претензия возможна лишь в досудебном порядке расторжения.

То есть, одна из сторон, являющаяся инициатором прекращения договорных отношений, направляет второй стороне претензию, в которой указывает причины и основания. Также в документе указывается возможность подачи в суд, если противоположная сторона не исправит недочёты и не выполнит свои обязательства в полном размере.

Претензия направляется в письменной форме на адрес контрагента. Если инициатором не получен письменный ответ (срок – в течение 30 дней с момента направления документа) или ответ не устраивает, тогда можно подавать в суд.

Также в «теле» претензии есть возможность указать об уплате штрафа или неустойки за неисполнение своих обязательств, о возмещении убытков и прочем взыскании денежных средств с виновной стороны.

Расторжение государственного контракта по 44‑ФЗ. Как, какие условия и риски?

Расторжение контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон является наиболее оптимальным вариантом решения споров между поставщиком и заказчиков, если достигнуть обоюдно выгодных договоренностей не получилось. Часть 8 ст. 95 Закона №44-ФЗ предусматривает эту возможность, однако механизм разрыва контракта таким способом в законе не прописан.

И если расторжение договора контракта в одностороннем порядке допустимо исключительно в том случае, если такая возможность в нем прописана, то прописывать это в контракте не требуется.

Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Необходимость расторгнуть госконтракт у сторон может возникнуть по нескольким причинам.

Например, если поставщик не может выполнить взятые на себя обязательства по независящим от него причинам (допустим, закончился срок исполнения контракта на поставку определенной продукции, но заказчик со своей стороны так и не выбрал подходящую для себя единицу товара).

Другой случай – у заказчика отпала необходимость в закупке определенного товара или услуги. Еще один вариант – так называемые форс-мажоры (землетрясение или наводнение, к примеру).

В соответствии с Гражданским кодексом РФ, соглашение о расторжении контракта составляется в той же форме, что и заключался договор – то есть форма соглашения о расторжении договора должна быть письменной.

договор сервитута

Если 44-ФЗ не устанавливает практически никаких требований для расторжения контракта по соглашению сторон, процедура остановки госконтракта в одностороннем порядке регламентирована гораздо строже.

Одна из сторон может принять , предусмотренным Гражданским кодексом РФ. Правда, предусмотреть такую возможность нужно заранее, прописав ее в контракте (ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Причина одностороннего расторжения госконтракта в рамках 44-ФЗ может быть только одна – грубое нарушение условий договора другой стороной. Существенными, согласно ч.2, ст.450, ГК РФ, можно считать нарушение договора одной из сторон, ведущее к серьезным финансовым потерям другой.

Чтобы выявить существующие нарушения исполнения контракта, (ч. 10, 11 ст. 95 Закона 344-ФЗ). Обнаружили нарушение – это повод для расторжения контракта.

Приняли такое решение? У заказчика есть 3 рабочих дня для того, чтобы разместить свое решение в ЕИС и отправить поставщику по почте и обязательно заказным письмом с уведомлением (ч. 12 ст. 95 Закона №44-ФЗ).

Уведомить о своем решении поставщика контрактный управляющий может и по электронной почте. Главное – убедиться, что поставщик о решении знает.

Предлагаем ознакомиться:  Договор аренды автомобиля для получения лицензии такси

регистрация документов

Не имея на то веские основания, заказчик не может отказаться от оплаты товара или работ по контракту.

Далее закон дает поставщику 10 дней с момента уведомления для устранения нарушений, после чего заказчик обязан отменить свое решение (ч. 14 ст. 95 Закона №44-ФЗ).

Отменить свое решение заказчик может всего один раз. А, значит, у поставщика есть всего одна возможность на ошибку.

Информация о поставщике, с которым расторгли контракт, (ч. 16 ст. 95 Закона №44-ФЗ).

Не только заказчик, но и поставщик имеет право расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

Такой пункт он, так же как и заказчик, должен прописать в контракте.

Механизм действия поставщика в таком случае схож с процедурой расторжения контракта в одностороннем порядке со стороны заказчика.

С какой бы стороны не было бы принято решение о прекращении договора, другая сторона может потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба (ч.23, ст.95 № 44-ФЗ), никаких компенсаций за моральный вред закон не предусматривает.

При расторжении госконтракта по решению суда заказчик и поставщик должны действовать в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Прежде, чем перейти к разбирательству в суде, рекомендуется попробовать урегулировать спор мирным путем. Например, (при снижении цены контракта или снижении или увеличения объема работ более чем на 10% и др.).

Другой стороне закон отводит 30 дней (если другой срок не был прописан в контракте), чтобы согласиться или не согласиться решить спор в досудебном порядке.

В случае отказа от предложения, сторона может обратиться в суд.

Существует множество ситуаций, когда заказчику нужно отказаться от договора в одностороннем порядке. Законодательство предусматривает такие ситуации.

Но для этого заказчик должен выполнить ряд требований.

Реализация права поставщика

В каких случаях допускается расторжение государственного контракта

Поставщик имеет такое же право расторгнуть договор по причине невыполнения договорных обязательств. Этот пункт должен быть прописан при заключении государственного контракта. В этом случае процедура проводится в том же порядке, что и при прекращении договора со стороны заказчика.

Противоположная сторона уведомляется о расторжении контракта письмом и в десятидневный срок должна устранить замечания.

Для любой из сторон при расторжении государственного контракта предусматривается возмещение только финансовых убытков, возмещение морального ущерба законодательством не предусматривается.

Право заказчика и поставщика на отказ может быть мотивированным (условным) и немотивированным (безусловным).

Мотивированный отказ от контракта связан с грубым нарушением условий договора.

Немотивированный отказ тоже является правом заказчика (поставщика), его личным желанием, при условии возмещения фактических убытков.

Кроме этого, у поставщика есть право обжаловать решение исполнительных органов о расторжении контракта и внесении его в «черный список».

Он может обратиться со встречным заявлением о том, что со своей стороны тоже является инициатором расторжения договоренностей.

Когда ответчик считается официально уведомленным

– отправитель получил официальное уведомление о вручении извещения, в котором сообщается о расторжении договора,

– отправителю вернулось письмо с отметкой о том, что указанный адресат отсутствует,

– по истечении 30 дней с момента появления отказа заказчика от контракта в единой информационной системе.

Возможные последствия расторжения госконтракта

После расторжения контракта все договорные обязательства между сторонами договора аннулируются.

Последствия такого решения в большей степени отразятся на исполнителе (поставщике) договорных обязательств, которые были прекращены по инициативе заказчика.

Появление в «черном списке» – серьезный удар по его репутации.

На практике расторжение контракта по соглашению сторон чаще всего говорит о том, что торги выиграл участник, который был нежелателен для заказчика. Поэтому на него оказывается давление с целью добровольно отказаться от исполнения госконтракта, заключив соглашение о расторжении контракта. Заказчик оказывает давление на победителя торгов, угрожая включить сведения о нем в Реестр недобросовестных поставщиков.

  • Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44-фз и гк рф
  • Расторжение государственного контракта по 44-фз
  • Расторжение контракта по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 фз № 44)
  • Расторжение договора по соглашению сторон
  • Расторжение государственного контракта по соглашению сторон
  • Расторгают контракт по соглашению сторон
  • Расторжение контракта и его последствия
  • Расторжение государственного контракта по соглашению сторон 44-фз
  • Расторжение государственного контракта по соглашению сторон 44-фз образец

Положение) утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения».

Согласно ч.3 названного Положения отчет размещается заказчиком в течение 7 рабочих дней со дня расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Есть и другая причина для расторжения по соглашению сторон. Например, желание заказчика перезаключить госконтракт с другим участником торгов, который предложил более высокую цену за исполнение госконтракта.

Пример Министерство торговли одного из субъектов РФ разместило госзаказ на мебелирование помещений заказчика в количестве 500 наборов мебели. Техническое задание содержало такие требования, которые мог исполнить победитель аукциона, предложивший самую низкую цену.

Внимание

Однако через некоторое время после победы в аукционе было подписано соглашение о расторжении контракта. Позднее контракт был заключен с другим участником размещения заказа, который был вторым, предложившим самую низкую цену.

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.

В случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуще­ствить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, путем проведения запроса предложений (п. 6 ч. 2 ст. 83, ч. 9, 17 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

  • исполнение условий контракта – это комплекс мер, которые необходимо реализовать для того, чтобы все условия соглашения были исполнены, в соответствии с действующим законодательством;
  • условия контракта не могут меняться, только по соглашению сторон при наличии обстоятельств, прописанных в ст. 95 Закона № 44-ФЗ;
  • расторжение контракта возможно по соглашению сторон или в судебном порядке.

Образец искового заявления о расторжении контракта

Если предстоит судебный порядок прекращения отношений, то инициатор должен подать исковое заявление. Оно составляется в соответствии с нормами, прописанными в ст. 130 – 131 ГПК РФ.

Нужно указать следующие сведения:

  • полное наименование арбитражного суда;
  • сведения об истце и ответчике;
  • претензии;
  • реквизиты контракта;
  • требования истца;
  • приложение;
  • дата составления иска;
  • подпись представителя истца и расшифровка.

Образец искового заявления о расторжении контракта

Пример заполнения отчёта о расторжении контракта по 44-ФЗ

Когда контракт фактически прекращает своё действие, нужно обязательно составить отчёт. Это входит в обязанности заказчика. Отчёт размещается в ЕИС.

В каких случаях допускается расторжение государственного контракта

Пример бланка отчёта о расторжении контракта по 44-ФЗ

Если отказаться от заключения контракта, можно попасть в список недобросовестных поставщиков. Это влечёт за собой снижение цен контракта и другие последствия.

Но если удастся доказать, что отказ произошёл не по свой прихоти, а из-за весомых доказательств, то занесение в реестр можно будет оспорить.

Одно из веских оснований, по которым заказчик может отказаться от заключения контракта, это предоставление поставщиком недостоверной информации. Но, «отказник» должен доказать, что у него были именно уважительные причины для отказа.

Изменение условий контракта, заключенного в соответствии с положениями Федерального закона №44-ФЗ

В соответствии с положениями части 1 данной статьи изменение существенных условий государственного контракта не допускается. Однако если речь идет об обоюдном решении об изменении контракта, то статья 95 говорит о возможности такого изменения, но при соблюдении ряда условий:

  • изменение условий контракта, в том числе существенных, должно быть оформлено в виде специального дополнительного соглашения, подписанного обеими сторонами. В тексте такого дополнительного соглашения должны быть указаны ссылки на те нормы права, которыми руководствуются участники сделки при внесении изменений в действующие условия контракта;
  • изменение условий контракта возможно только в том случае, если речь идет об изменении объема поставляемых товаров либо выполняемых работ или оказываемых услуг в пределах не более десяти процентов, а осуществление такого изменения условий контракта происходит по инициативе государственного заказчика;
  • если речь идет об изменении цены контракта, которое осуществляется по инициативе одной из сторон соглашения, но при таком снижении цены не происходит ухудшение качества поставляемого товара либо объем выполняемых работ или оказываемых услуг;
  • произошло изменение цены контракта на основании соответствующей нормы действующего законодательства Российской Федерации, если речь идет о поставке товаров, цены на которые подлежат государственному регулированию;
  • если речь идет о контракте, который заключен для обеспечения государственных нужд в лице федерального или регионального органа власти, а срок такого контракта составляет не менее трех лет, то изменение такого контракта возможно только в том случае, если цену контракта на предоставляемые по его условиям товары, услуги или работы невозможно оставить без изменений на весь срок действия такого контракта. Внесение изменений в такой контракт может быть осуществлено только на основании документального согласия высшего контролирующего органа в сфере осуществления государственных закупок федерального или регионального уровней власти;
  • если речь идет о внесении изменений в контракт в части стоимости такого контракта из-за уменьшения финансирования по используемой статье бюджетного финансирования при условии, что у государственного или муниципального заказчика было сокращено финансирование на основании положений Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
Предлагаем ознакомиться:  Ответственность за халатность должностного лица

Изменение сроков исполнения контракта возможно только в том случае, если по решению сторон принято решение, которое подтверждено документально в виде обоснования необходимости изменения такого срока.

В некоторых случаях изменение или расторжение государственного контракта происходит на основании положений статьи 450 Гражданского Кодекса. Однако использование данной статьи возможно только в том случае, если изменение заключенного государственного контракта происходит на основании специального судебного иска, который был подан одной из сторон, участвующих в контракте.

Согласно общим принципам гражданского законодательства, односторонний отказ от исполнения обязательств недопустим. И при нарушении контрагентом условий договора такое расторжение допускается.

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Порядок расторжения контракта госзаказчиком и поставщиком не особо отличается. Но различны основания расторжения госконтракта.

При определении оснований для прекращения госконтракта в одностороннем порядке закон отсылает к общим положениям гражданского законодательства о таком расторжении применительно к конкретным видам договорных правоотношений.

На практике госзаказчики производят закупки товаров (работ, услуг) путем заключения госконтрактов поставки, подряда, оказания услуг.

Для каждого вида договоров предусмотрены конкретные основания для прекращения в одностороннем порядке.

Для такого расторжения необходимы существенные нарушения условий госконтракта, которые определяются применительно к конкретной разновидности обязательств.

В каких случаях допускается расторжение государственного контракта

Госконтракт поставки подлежит расторжению в случае:

  • неоднократного нарушения сроков (периодов) поставки;
  • поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не устранимы в приемлемый для госзаказчика срок.

Госконтракт на оказание услуг подлежит прекращению в одностороннем порядке:

  • в любое время с условием возмещения исполнителю понесенных им расходов.

Госконтракт подряда может быть расторгнут:

  • в любое время до сдачи работ госзаказчику, уплатив работы и возместив убытки;
  • при неустранении недостатков выполненной работы в установленный госзаказчиком срок.

Важно! Прекращение госконтракта по данным основаниям возможно, если это допустимо контрактом и основания прописаны в конкретном госконтракте.

Процедура прекращения контракта приблизительно одинаковая для поставщика и госзаказчика.

В каких случаях допускается расторжение государственного контракта

При указанных обстоятельствах госзаказчик вправе принять решение о прекращении госконтракта в одностороннем порядке. Перед принятием такого решения госзаказчик вправе инициировать проведение экспертизы.

Решение о прекращении контракта направляется поставщику с использованием средств связи, которые фиксировали уведомление о получении письма.

Закон допускает отправку такого решения почтовой связью (заказным письмом с уведомлением), телеграммой, факсимильной связью или по электронной почте.

Но на практике предпочтительно направлять такое письмо по почте заказным письмом с уведомлением.

Важно! Решение о прекращении госконтракта вступает в силу через 10 дней с момента надлежащего уведомления поставщика.

В каких случаях допускается расторжение государственного контракта

Надлежащим уведомлением считается дата возврата письма госзаказчику с отметкой почты о неполучении письма или отсутствии по местонахождению организации подрядчика.

Если такое подтверждение получить невозможно, то датой официального уведомления будет дата по истечении 30 дней с момента публикации информации на официальном сайте.

В случае, если в течение 10-дневного срока с момента получения поставщиком письма с решением о расторжении последний устранит нарушения госконтракта, которые стали основанием для расторжения, и возместит расходы на экспертизу, то госзаказчик обязан отменить решение о прекращении контракта. Это правило не распространяется на случаи повторного прекращения контракта по инициативе госзаказчика.

Важно! Стоит отметить, что прекращение госконтракта по инициативе госзаказчика влечет включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.

Как уже было сказано выше, процедура расторжения госконтракта по инициативе заказчика похожая на процедуру расторжения госконтракта по инициативе поставщика.

Поставщик в тот же срок обязан направить госзаказчику решение о прекращении госконтракта в одностороннем порядке, отменить решение о расторжении. Публикация на официальном сайте не предусмотрена, так как поставщику запрещен доступ к данной системе.

Основания для прекращения госконтракта в одностороннем порядке различаются.

Поставщик вправе расторгнуть госконтракт поставки в случае:

  • неоднократной невыборки товаров;
  • неоднократного нарушения сроков оплаты.

Под неоднократным нарушением на практике подразумевается соответствующее нарушение 2 и более раз.

Исполнитель вправе расторгнуть госконтракт на оказание услуг в случае:

    • возмещения госзаказчику убытков в полном объеме.

Подрядчик вправе прекратить госконтракт подряда в случае:

      • непредоставления госзаказчиком информации, материалов, документации, если такое непредоставление препятствует исполнению госконтракта и контрактом не предусмотрено запрещение на расторжение контракта в данном случае;
      • отказа от замены непригодных материалов для строительства, если их по госконтракту предоставляет госзаказчик.

Специфика 223-ФЗ в том, что он регулирует общие принципы закупок в данной сфере.

Конкретные закупочные процедуры и порядок взаимодействия госзаказчика и поставщика устанавливаются в положении о закупке конкретного госзаказчика.

Собственно, и порядок расторжения госконтракта в одностороннем порядке 223-ФЗ не содержит. Данные положения содержатся в положении о закупке и в контракте.

Важно! При прекращении контракта по 223-ФЗ стоит руководствоваться общими основаниями для такого прекращения, установленными гражданским законодательством.

Если у победителя есть какие-либо претензии, он составляет протокол разногласий, и также размещает его на электронной площадке. Если разногласия не улажены, а контракт уже подписан, то расторгнуть его можно через суд. Если же контракт ещё не подписан, то победитель может отказаться от его подписания. Тогда победителем будет считаться следующий участник, имеющий номер 2.

Любой отказ должен быть обоснован. Если это не так, то оказаться без последствий не получится.

Если так произойдёт, то контракт можно заключить с тем участником, который имеет номер 2.

Можно, если налицо виновные действия победителя. Если же заказчик сам отказался от исполнения своих обязательств, то возможности заключить контракт повторно с участником номер 2 для него не предусмотрена.

Возврат обеспечения контракта при расторжении контракта

В ст. 34 Закона № 44-ФЗ предусмотрены случаи, когда заказчик имеет право требовать и получить обеспечение контракта. Кроме того, если в контракте предусмотрен порядок возврата обеспечения после исполнения контракта, заказчик обязан это сделать.

Также в «теле» должен быть прописан порядок удержания или возврата обеспечения на тот случай, если контракт будет расторгнут в одностороннем порядке. Если эти условия не прописаны, суд может посчитать удержание обеспечения незаконным.

Эти условия должны быть прописаны в контракте. Как правило, стороны указывают, что банковская гарантия удерживается в пользу заказчика в том случае, если исполнитель не исполняет свои обязанности.

Если договор расторгается в одностороннем порядке по причине неисполнения обязанностей, банковская гарантия остаётся у заказчика. Если же в контракте этих условий не прописано, то свою правоту придётся доказывать через суд.

Частичное расторжение контракта

Частичное расторжение – это одна из правовых процедур, которая предусмотрена для длительных государственных контрактов. Использование такой процедуры может происходить как на основании решения заказчика, так и на основании решения исполнителя.

Причину проведения процедуры частичного расторжения следует обязательно аргументировать, так как в противном случае такое решение может быть оспорено.

Частичное расторжение характерно, в первую очередь, для цикличных контрактов, например, на оказание того или иного рода коммунальных услуг. Механизм выглядит следующим образом:

  1. Сторона, которая выступает в качестве инициатора частичного расторжения, должна обосновать свое решение в виде специально подготовленного документа, например, протокола собрания ответственных лиц за заключение контракта.
  2. Уведомление второй стороны о расторжении существующего государственного контракта, осуществленное тем способом, который предусмотрен действующим законодательством в сфере государственных закупок.
  3. Прекращение государственного контракта в той его части, в отношении которой принято решение о расторжении.

Особенность частичного расторжения контракта заключается в том, что оплата, которая должна поступить от государственного заказчика в адрес исполнителя, должна покрывать только ту часть контракта, которая была фактически исполнена.

Кроме того, если частичное расторжение было необходимо (например, по причине сокращения финансирования), то оспорить данное решение инициатора будет достаточно сложно, если никто не пострадал от такого расторжения.

Государственный контракт, который заключается по итогам проведения той или иной закупочной процедуры, может быть изменен или расторгнут по инициативе как заказчика, так и исполнителя. Однако для того, чтобы результат изменения или расторжения контракта не был оспорен, необходимо тщательно соблюдать положения статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок».

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, 

звоните по телефонам

:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

В п. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ предусмотрена возможность частичного расторжения контракта на сумму неисполненных обязательств. Но только если стороны договорятся между собой и подпишут соглашение.

В соглашении стороны указывают нюансы частичного расторжения, подписывают его и применяют его к своей ситуации. Также нужно дать информация ЕИС об расторжении части контракта.

, , , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector