Юридическая помощь
Назад

Мало выплатили по ОСАГО что делать дальше

Опубликовано: 30.07.2019
0
9

Что делать, если по ОСАГО выплатили меньше – образец претензии

В последнее время закон об ОСАГО получил

. Одно из них касается выплат, а именно подразумевает, что страховщик самостоятельно выбирает

или выплатить денежную компенсацию.

Рассчитывать на выплату возможно в следующих случаях:

  • срок требуемого ремонта составит более 30 дней;
  • до ближайшего автосервиса более 50 км;
  • причинение вследствие ДТП среднего или тяжелого вреда жизни и здоровью;
  • полная гибель ТС и невозможность произвести ремонтные работы;
  • обоюдная вина обоих участников.

В подобных ситуациях владелец транспортного средства может рассчитывать на компенсацию в денежном эквиваленте.

Но что делать, если размер этой самой выплаты не устраивает автовладельца?

Любой владелец транспортного средства, трепетно относящийся к своему имуществу, будет стремиться отремонтировать свой автомобиль в кратчайшие сроки после ДТП самостоятельно при получении хотя бы части средств.

Это не совсем верный подход, поскольку поданные документы для возбуждения страхового дела, а также проведенный осмотр автомобиля представителем СК еще не означает, что выплата пройдет по всем нормам и правилам и покроет сумму, затраченную владельцем на ремонт.

Для того, чтобы приступить к ремонту авто, желательно дождаться компенсации ущерба от страховой компании, а уже после того, как сумма на счете устроит всех, приступать к ремонтным работам.

Мало выплатили по ОСАГО что делать дальше

Зачастую происходят ситуации, когда СК намеренно занижает выплаты и переводит сумму, которой недостаточно для проведения полноценного и качественного ремонта всех полученных повреждений.

В крайнем случае, можно произвести фотофиксацию всех повреждений с различных ракурсов для дальнейшего подтверждения в случае необходимости.

Но не все страховые компании готовы пойти на компенсацию по предоставленным документам, поэтому лучше не менять требуемый порядок действий при наступлении страхового случая и дождаться истечения всех необходимых сроков и получения всех причитающихся выплат.

В том случае, если разница между двумя оценками все же существенна и заметна, то необходимо подготовить так называемую досудебную претензию в СК, где перечислить свои требования,

, подтверждающих расходы на экспертизу.

Претензия составляется по одному образцу:

  1. Адресатом претензии является руководитель страховой компании.
  2. В тексте указывается причина обращения.
  3. Следом прописывается желаемый результат — сумма, которую планирует получить клиент.
  4. Срок, в течение которого ожидается решение от СК. Указывать менее 10 дней нерационально, т.к. претензия в любом случае должна пройти через несколько инстанций внутри компании.

Стоит помнить о том, что любая претензия не будет иметь веса и значения, если к ней не будут приложены все подтверждающие документы:

  • новая калькуляция;
  • чеки, квитанции и иные платежные документы;
  • копия полиса ОСАГО;
  • сведения об автомобиле — ПТС или СТС.

Необходимость составления претензии обосновывается тем, что в суде будет возможность предъявить доказательства, что клиент предлагал решить вопрос мирным путем, но СК не согласилась на условия.

Случаи, когда СК принимает положительное решение и выплачивает разницу калькуляций, бывают очень редко. Зачастую клиенту приходит отрицательный ответ, либо не приходит ответ вовсе, поскольку претензия остается проигнорированной.

В этом случае необходимо готовить обращение в суд.

За время десятидневного ожидания ответа можно подготовить жалобу в РСА на страховую компанию.

Никто не гарантирует, что этот шаг поможет СК принять положительное решение относительно страхового дела, но все же деятельность компании будет проверена и, возможно, это принесет какой-либо результат в ускорении выплат.

Спешить в таком случае не надо, дождитесь выплаты по ОСАГО и не начинайте ремонт до ее получения. Обязательно сделайте фотоснимки со всех ракурсов пострадавших участков транспортного средства. После ремонта вы сможете провести независимую экспертизу, опираясь на смету выполненных работ и на представленные чеки.

В том случае если сумма получится сопоставимая, не стоит рвать на себе рубашку и бегать по судам, выйдет дороже. Но если страховая мало выплатила по ОСАГО и разница между полученной и затраченной суммой ощутима, то следует потребовать акт о страховом случае. И по факту уже добиваться компенсации полученных убытков.

Таким образом, отложив на время поездки на своем автомобиле и дождавшись выплаты со стороны страховщиков, у вас будет возможность сэкономить.

Когда вы получите на руки акт о страховом случае, требуется приложить к нему документы с независимой экспертизы и юридически грамотно составленную претензию. В ней вы должны ясно изложить ваши требования. Образец для заполнения претензии вы можете найти в открытых источниках, отправлять ее следует на адрес руководителя страховой компании. Указав причину обращения и результат, которого вы хотите достичь им.

Дополнить претензию следует копиями всех имеющихся документов, включая номер полиса страхования ОСАГО, номер вашего авто, все чеки и квитанции. Указывается дата заполнения. На ответ по претензии законодательством отводится 10-дневный срок, если ответ не был получен, то клиент может обращаться в судебные органы.

Смысл составления досудебной претензии чаще всего не в том чтобы, испугавшись, страховщик пошел на все ваши условия, а в обосновании перед судом ваших намерений решить спор полюбовно.

В любом случае вам следует сразу же заняться подготовкой документов для обращения в суд.

Споры с страховыми кампаниями — не редкость

Мало выплатили по ОСАГО что делать дальше

Допустим, страховая компания решила вас обмануть и намеренно занизила выплату по ОСАГО. Что делать в такой ситуации? Естественно – отстаивать свои интересы.

К слову, порядок действий при подобных обстоятельствах не сложен и заключается в реализации следующих процедур:

  • В первую очередь, необходимо точно удостовериться в том, что занижение компенсации реально имеет место быть. Для этого лучше всего обратиться к компетентному в данном вопросе лицу (например – к юристу) и рассчитать приблизительно ту сумму, которую страховщик обязан был выплатить по ОСАГО. Если разница существенна – обязательно преступаем к следующим действиям. В ином случае стоит подумать об отказе от прений со страховой компанией, так как зачастую небольшая недоплата не стоит тех нервов и временных затрат, способных потребоваться для ее возмещения.
  • Итак, факт недоплаты подтвержден. Далее незамедлительно обращаемся к страховщику с официальным заявлением по получению копии страхового акта. Отметим, что недобросовестные компании могут уклоняться от предоставления этого документа, но по закону прав у них на это нет. Учитывая данную особенность случая, обязательно добейтесь получения копии акта и не бойтесь прений.
  • Получив на руки страховой акт, требуется детально его изучить (желательно в присутствии компетентного лица).

Нередко именно в этом документе выявляются причины неполноты выплаты. Чаще всего страховщики допускают следующие нарушения:

  1. рассчитывают компенсацию с учетом не всех повреждений автомобиля или травм людей, которые были выявлены экспертизами;
  2. намеренно занижают стоимость восстановления ущерба, беря в расчет не рыночную стоимость данной операции;
  3. включают в выплату компенсацию не по всем поврежденным запчастям или травмам пострадавших;
  4. игнорируют включение в сумму возмещения УТС (утраченной стоимости автомобиля).

Если же с актом все в порядке, то нарушения стоит искать в других аспектах компенсации средств. Например, страховые компании нередко совершают грубую ошибку, беря в расчет ущерба не все результаты экспертиз, что просто недопустимо.

Помимо выявления нарушений в работе страховщика, требуется удостовериться в том, что и вы – пострадавший, полностью соблюли законодательные тонкости процедуры возмещения средств. В противном случае идти в суд «за правдой» будет равносильно провалу и пустой трате времени.

Отмеченные выше операции требуется делать либо с полноценным знанием ФЗ «Об ОСАГО», либо с присутствием компетентного в этом лица. В ином случае есть риск упустить шанс возврата средств исключительно из-за незнания законодательных тонкостей ситуации.

Решить вопрос мирно не всегда получается

Выявив нарушения в работе страховщика, стоит начать реализацию гражданских прав. Пытаться решать что-то мирно – не нужно, действовать требуется юридически грамотно. Наиболее правильный порядок действий таков:

  • Для начала осуществляем сбор необходимой документации:
  1. 3-5 копий страхового акта (обязательно нотариально заверенных);
  2. результаты первой экспертизы ущерба и медицинские справки по причинению вреда здоровью пострадавшим (если имеет место быть);
  3. результаты второй экспертизы ущерба, проведенной после выплаты компенсации (именно из-за необходимости проведения подобной процедуры юристы не рекомендуют ремонтировать попавший в аварию автомобиль до полного получения компенсации от страховщика);
  4. выписка и чеки о получении средств от страховой компании;
  5. паспорт гражданина РФ;
  6. документы на авто и постановление ГИБДД о случившейся аварии.
  • После этого отправляем страховщику досудебное уведомление со своими претензиями и их детальным уточнением на неправильно составленных документах (например, на одной из копий страхового акта).
  • К документации также прилагаются результаты обоих экспертиз, медсправок и бумаг о ДТП. Уведомление отправляется заказным письмом на действующий адрес страховщика.
  • Если по истечению 10 дней ответа от компании не последовало – смело идем в суд. Иск должен содержать полное описание проблемы и желание истца по ее разрешению. К исковому заявлению прилагается отмеченный выше перечень документов.
  • После подачи всех бумаг заводится дело, которое и будет рассмотрено судом. Отметим, что при размерности иска менее 50 000 рублей обращаться требуется в Мировой суд, в ином случае – в районный орган. Повторимся, обращаться в суд нужно только в том случае, если вы точно уверены в своей правоте.
Предлагаем ознакомиться:  Исполнение решения суда о восстановлении на работе

Процедура получения акта о страховом случае

Мало выплатили по ОСАГО что делать дальше

Положение Центробанка №431-П обязывает страховую компанию составить документ, называемый актом о страховом случае. Этот документ составляется страховщиком в течение 20 дней, если страховая выплата осуществляется в виде денежных средств. В случае, если используется натуральная выплата в виде направления на ремонт на одну из станций техобслуживания, с которой у страховой компании заключен договор, то акт не составляется. Форма акта утверждается каждой страховой компанией в индивидуальном порядке. В документе должно быть указано следующее:

  • Решение компании о выплате компенсации или отказ в возмещении;
  • Обстоятельства ДТП и его причины;
  • Последствия, их размер и характер полученного ущерба;
  • Расчет суммы выплаты.

Если за возмещением обратились родственники погибшего страхователя или иные лица, имеющие право на компенсацию, то акт должен быть составлен страховщиком в течение 5 дней после окончания срока принятия всех заявлений от выгодоприобретателей. Если страхователь в письменном заявлении требует предоставить ему копию акта, то страховщик обязан выполнить это требование в течение 3 рабочих дней.

Первым пунктом на пути получения вышеуказанного акта будет дождаться окончания ремонтных работ и выдачи после них соответствующих документов на руки. Кроме чеков по итогам работ необходимо получить отчет о проведении независимой экспертизы.

Далее следует сопоставить самостоятельно или с привлечением независимой экспертизы зафиксированные повреждения, указанные в страховом акте и в документах по факту ремонтных работ.

Смысл предпринимать действия по возмещению незначительно ущерба отсутствует еще и по тому, что страховая компания может сослаться на износ деталей, тем самым обосновав небольшое несоответствие с экспертными оценками.

Наиболее распространенными причинами, вследствие которых мало выплатили по ОСАГО, считаются:

  • Занижение страховщиками стоимости деталей используемых при ремонте;
  • Исключения из списка необходимых работ по восстановлению некоторых операций;
  • Снижение нормативно рассчитанных часов на выполнение требуемых работ;
  • Не учитывается полная стоимость некоторых требуемых комплектующих.

Страховая мало выплатила по ОСАГО

Существует еще один случай намеренного занижения по выплатам, так если транспортное средство не подлежит восстановлению, то страховая компания может увеличить стоимость деталей не пострадавших в ходе аварии, тем самым снизив сумму компенсации.

Мало выплатили по осаго

Что делать, если мало заплатили по ОСАГО?

Вариант № 1Инвестиции — 5 000 руб.Вероятность — 45%

Сумма доплаты — 74 000 руб.

  1. Сделайте свою независимую экспертизу, чтобы документально подтвердить свои претензии по недоплате.
  2. Напишите и подайте досудебную претензию на основе экспертизы.
  3. В течении 5 дней страховая компания доплатит недостающую часть выплаты 69 000 руб. и стоимость экспертизы 5 000 руб. Вероятность получения доплаты по претензии 30%.
  4. Если доплаты в течении 5 дней не поступило, необходимо готовить иск и документы для суда. Еще полгода назад, я говорил, что суд всегда стоит на стороне страхователя и даже без помощи юриста можно выиграть и получить доплату к страховой выплате, но все изменилось. Суд постепенно переходит на сторону страховых компаний. Вероятность отсудить доплату самостоятельно 15%.

Мы добьемся доплаты с оплатой по факту!

Юридическая консультация онлайн

Вариант № 2Инвестиции — БесплатноВероятность — 100%

Сумма доплаты — 125 200 руб.

  1. Сделайте независимую экспертизу. у нас есть несколько проверенных экспертных учреждений, которые делают безупречные отчеты.
  2. Передайте копии документов по выплатному делу (если есть).
  3. Все остальное мы сделаем за вас БЕСПЛАТНО.

Сколько мы отсудим у страховой компании

Для расчета возьмем данные из приведенного выше примера.Отремонтировали автомобиль за 80 000 руб.

Но вам мало выплатили по ОСАГО всего 11 000 руб.

  • Доплату на ремонт — 69 000 руб.
  • Стоимость экспертизы — 5 000 руб.
  • Штраф 50% от суммы недоплаты в вашу пользу — 34 500 руб.
  • Неустойку за каждый день просрочки — 15 000 руб.
  • Нотариальные услуги — 1 700 руб.

Итого: 125 200 руб.

Вам не придется оплачивать услуги юриста, мы их окажем БЕСПЛАТНО.Вам ничего не нужно делать, мы все сделаем за вас.

Хотите получить максимальную страховую выплату?Звоните (812) 363-48-81.

За наши услуги заплатит страховая компания по решению суда. Страховая компания создает дополнительные трудности при получении выплаты, значит она и должна оплачивать все расходы связанные с разрешением спора.

  1. Ведем переговоры и переписку с руководством страховой компании.
  2. Собираем необходимый пакет документов.
  3. Проводим мероприятия по досудебному урегулированию спора.
  4. Составляем и подаем иск в суд (готовим комплект докуменов для суда).
  5. Ведем дело в суде до победы.

Дело №115

Стоимость ремонта251 739 руб.Страховая компаниявыплатила 57 429 руб.

Через суд страховая заплатила:

за ремонт 62 570 руб.
услуги юриста 3 706 руб.
нотариальные услуги 216 руб.
Виновник ДТП оплатил
за ремонт 139 989 руб.
услуги юриста 8 293 руб.
нотариальные услуги 483 руб.
Итого 215 257 руб.

Задайте вопрос юристу БЕСПЛАТНО

Мало выплатили по ОСАГО: детальный разбор ситуации с уточнением всех законодательных тонкостей и нюансов

Посмотреть еще примеры выигранных дел

Нередки случаи обращения в суд по причине значительного занижения компенсаций. Происходит это из-за убыточности страхового бизнеса. Сегодня на дорогах выросло количество транспорта и неопытных водителей. В результате, выросла частота обращений за выплатами по ОСАГО после ДТП.

Это толкает страховые организации на нарушение договорных обязательств. Как правило, для отказа бывают использованы формальные поводы либо спорные обстоятельства дела, которые могут трактоваться по-разному.

Не стоит думать, что специалист, проводящий оценку ущерба, не может осуществить реальный расчет стоимости ремонта поврежденного авто.

Водители редко идут в суд, так как не верят, что смогут отстоять свою позицию либо думают, что сумма доплаты не превысит судебные траты. Но аналитика судебных дел показывает, что только 2% от общего количества исков составляют требования, в которых разница между ценой, установленной оценщиком, и суммой, определяемой независимым экспертом, не превышает 10 000 рублей.

Законодательство о страховании обязывает при наступлении страховой ситуации выплачивать денежные средства в размере до 400 тыс. рублей. Если при ДТП наносится ущерб:

  • Здоровью и жизни нескольких пострадавших выдается 240 тыс. рублей;
  • Одному человеку – 160 тыс. рублей;
  • Имуществу некоторых лиц – 160 000 рублей;
  • Имущественным объектам одного человека – 120 000 рублей.

Компенсация высчитывается с учетом амортизации деталей. Его процент будет зависеть от срока выпуска транспорта и его пробега. Наиболее старые модели имеют большой период прохождения, соответственно, и износ у них будет выше.

Страховые организации пользуются услугами экспертов, которые занижают в их интересах цену восстановления авто. Поэтому очень велика вероятность, что реальная сумма компенсации будет занижена по сравнению с фактической оценкой. В связи с этим, до такой процедуры стоит заказать осуществление независимого исследования повреждений специалистом другой компании.

Нужно понимать, что оценка ущерба водителем, как правило, субъективная. Выявить недоплату можно прибегнув к следующим способам:

  1. Сервисный центр мог сделать расчет в размере большем, чем страховой агент. Например, используя другие коды запасных частей;
  2. Выявить умысел страховщика поможет единая методика вычисления запчастей, которой можно воспользоваться на сайте РСА.

Расчет суммы, подлежащей возмещению, производится при помощи единой методики определения величины расходов на ремонт поврежденного транспорта, утверждаемой Банком России. В соответствии со статьей 12 ФЗ «Об ОСАГО» величина затрат на приобретение запчастей определяется с учетом их износа, подлежащих восстановлению. Но на такие узлы, агрегаты и детали износ не может начисляться более 50%.

Обзором практики рассмотрения судами дел, связанных с ОСАГО владельцев ТС, утвержденного Президиумом ВС РФ от 22.06.2016 г. № 22 установлено, что исчисление размера вреда, компенсируемого его причинителем, осуществляется с использованием Единой методики. Поэтому никакие другие расчеты приниматься во внимание судом не будут. Помимо этого, исчисление должно основываться на экспертных исследованиях.

Когда сумма выплаты не устроила владельца авто, можно следовать двумя путями решения проблемы:

  • Самостоятельно обратиться в судебные органы за возмещением вреда.
  • Обратиться к специалистам, осуществляющих выкуп подобных дел.

Последовательность действий после столкновения:

  1. Необходимо сразу вызвать сотрудника ГИБДД для составления протокола (Европротокола).
  2. Обратиться в страховую организацию с заявление о выплате, приложив пакет необходимой документации.
  3. Страховщик осуществляет оценку нанесенных повреждений.
  4. По её результатам производится выплата (или не производится).

​Если владелец авто не согласен с суммой выплаты по ОСАГО, он вправе обратиться к независимым оценщикам для расчета суммы возмещения ущерба.

Прежде, чем заказать заключение профессионала, необходимо известить страховщика о таком факте. Положение о правилах осуществления технической экспертизы устанавливает необходимость уведомления специалиста инициатором её проведения о существовании уже проведенного анализа, а потерпевший должен быть заранее извещен о времени её осуществления и месте.

Предлагаем ознакомиться:  Перевод прав и обязанностей покупателя судебная практика || Перевод права покупателя судебная практика

При отсутствии возражений сторон по содержанию первоначального акта осмотра покалеченного авто, оценка может проводиться без нового исследования ТС, основываясь на первоначально составленном документе, с указанием на такой факт в заключении. Итоги оценки послужат основанием для направления претензии страховщику, период рассмотрения составляет не больше 10 дней.

В силу ст.16.1 Закона «Об ОСАГО» до предъявления страховому агенту требований о выплате, пострадавший участник ДТП должен направить ему заявление о возмещении убытков с необходимыми документами, предусмотренными страховым законодательством.

Появление разногласий между сторонами из-за исполнения страховых обязательств либо несогласия потерпевшего с величиной компенсации, влечет направление агенту претензии с документацией, обосновывающей требования, подлежащей рассмотрению не позже десяти календарных дней, исключая нерабочие и праздничные.

  • гарантировать выплату материального ущерба потерпевшей стороне в дорожно-транспортном происшествии;
  • повысить общий уровень безопасности движения на дорогах.

Сетуя на то, что страховка является обязательной, попав в аварию, или другой случай, относящийся к условиям договора, подлежащим оплате страховой компанией убытков, мы, естественно хотим, чтобы они были покрыты полностью. К сожалению, в этом наши желания не совпадают с интересами СК, стремящимися понести как можно меньше расходов и выплатить минимальную сумму, какой не хватает на ремонт пострадавшего в ДТП автомобиля.

Что делать если маленькая выплата вас не устраивает и СК явно занизила выплату?Попробуем разобраться как себя вести, если по воле судьбы вы оказались участником ДТП для того, чтобы компенсировать необходимые затраты на ремонт автотранспортного средства в полном объеме.

Прежде всего, приобретая страховой полис, не стоит его откладывать в сторону как просто навязанную обязательную бумажку.

Справка: ознакомьтесь внимательно с условиями договора, когда наступает страховой случай.

Что делать, если по ОСАГО выплатили меньше - образец претензии

Учтите, что выплаты возмещения ущерба и причиненного вреда здоровью возможны только невиновным в аварии лицам, согласно договору ОСАГО, если автотранспортным средством управлял человек, чьи данные занесены в полис страхования. В п. 9 договора перечислен ряд обстоятельств, когда несмотря на то, что нанесен вред пострадавшему или имуществу невиновным лицам, страховая компания снимает с себя обязательства по покрытию материальных расходов.

Если ваш случай не относится к ситуациям, перечисленным в п.9, для того, чтобы страховщик не отказался от выплат, важно не паниковать на месте происшествия, а спокойно оформить все документально.

Не стоит поддаваться эмоциям, пытаясь «разобраться» с виновником аварии.

Нельзя уезжать с места происшествия, не оформив Европротокол, когда не возникает разногласий по вопросам виновности и наличием у обоих водителей действующих страховых полисов ОСАГО, либо вызова сотрудников ГИБДД.

До оформления протокола нельзя отгонять автомобиль с непосредственного места столкновения, чтобы не уничтожить следы и улики, стоит выставить аварийные знаки.

Нежелательно пользоваться автомобилем, даже сфотографировав видимые повреждения до проведения экспертизы, поскольку трудно будет доказать, что они получены именно в данном ДТП. Нельзя затягивать с извещением страховой компании о происшедшем.

  • занижает количество и стоимость нормо-часов по разным видам работ;
  • не учитывает необходимые для ремонта виды работ;
  • занижает стоимость деталей и материалов, необходимых для проведения работ;
  • вообще не учитывает необходимую стоимость деталей и материалов.

Независимая экспертиза

Ознакомившись с актом о страховом случае, следует привлечь независимых экспертов, что бы они сопоставили перечень повреждений в нем указанных, с реальным ущербом, нанесенным вашему транспортному средству.

Правильным будет дождаться получения акта о страховом случае и после приступать к ремонту, уличив страховщиков в недобросовестном отражении реального ущерба в нем, требуется привлечь независимого эксперта. Компанию, с которой был заключен договор, надо оповестить об экспертизе, месте и времени ее проведения.

Необходимо сохранить все чеки и другие платежные документы после ремонта, с их помощью вы сможете взыскать с компании недостающую сумму потраченных средств на восстановление авто.

Если владелец, получив акт от страховой компании, полностью  согласен с перечнем требуемых работ, но не согласен с расценкой и количеством нормо-часов, то ему необходимо обратиться в независимую экспертизу

В том случае, если поврежденному автомобилю менее пяти лет, то эксперт может также учесть в расчетах утрату товарной стоимости ТС вследствие ДТП и последующего ремонта.

Эту сумму также можно стребовать со страховой компании.

Если же после получения и изучения акта владелец уверен, что учтены не все повреждения и требующиеся работы, то можно обратиться в специальную компанию с целью проведения независимой экспертизы, но только в том случае, если автомобиль еще не был отремонтирован.

Следует помнить, что в справке, полученной в ГИБДД, ущерб, нанесенный ТС, должен быть указан полностью.

Владелец обязан уведомить СК о самостоятельном проведении независимой экспертизы, а также сообщить место и время ее проведения.

В том случае, если на момент выплат транспортное средство полностью отремонтировано, нужно собрать все чеки и квитанции, подтверждающие реальные затраты на проведенные манипуляции.

Правила возмещения ущерба по ОСАГО

Обязательное страхование ответственности водителей машин позволяет избежать выплаты компенсации из личных денег, если они становятся виновниками дорожно-транспортных происшествий. До 2015 года лимиты по полису ОСАГО были достаточно низкими — 120 тыс. рублей за ущерб, причиненный имуществу и 160 тыс.

  • 400 тыс. рублей за вред имуществу;
  • 500 тыс. рублей за вред здоровью и жизни.

Натуральное возмещение по ОСАГО, некоторые нюансы. — Юрист Галкин Михаил Юрьевич на DRIVE2

В результате наступления страхового случая могут быть причинены такие повреждения ТС, при которых необходим очень дорогой ремонт и даже максимальной суммы по ОСАГО не хватит на восстановление. В некоторых ситуациях владельцы транспортных средств считают, что страховая мало заплатила по ОСАГО, и решают вопросы в претензионном или судебном порядке.

После принятия ГД РФ изменений ФЗ “Об ОСАГО”, у меня сложилось неоднозначное мнение, один только срок ремонта до рабочих 30 дней чего стоит, зная наши страховые, даже если не нарушат сроки, то максимально затянут его это точно и на простейший ремонт придётся сдавать машины и оставаться пешеходом в течении месяца и всё будет в рамках закона.

“17 марта Госдума РФ в третьем и окончательном чтении одобрила законопроект о натуральном ОСАГО. Согласно тексту документа, выплата по ОСАГО по умолчанию будет осуществляться в виде ремонта машины. По замыслу, такая схема блокирует активность «черных автоюристов», однако в работоспособности нового ОСАГО сомневаются даже представители страховщиков.

Смысл измененийРеформа ОСАГО обсуждалась около года, и после весьма ожесточенных споров, обрела, наконец, форму одобренного законопроекта.Уже с мая частные владельцы легковых авто будут покупать новый полис, указывая при заключении договора сервис, которому при наступлении страхового случая они готовы доверить ремонт авто.

Сервис должен входить в перечень страховщика и иметь с ним договор; машины младше двух лет отремонтируют официальные дилеры. Сервис должен находиться не дальше 50 км от места проживания пострадавшей стороны или места ДТП.

В случае ДТП пострадавшая сторона теперь всегда будет обращаться в свою страховую (так называемое прямое возмещение убытков).

А если деньгамиДенежная выплата остается для ряда случаев. Например, когда ущерб превышает лимиты по ОСАГО (400 тысяч рублей), а также когда пострадавшие являются инвалидами или получили средний или тяжкий вред здоровью.

Но есть нюанс: в случаях, когда страховщик не в состоянии организовать ремонт в соответствии с требованиями законопроекта, он может компенсировать убыток по старинке, в денежной форме.

И опрошенные нами представители страхового бизнеса высказались в пользу того, что денежная компенсация останется доминирующей формой, поскольку требования к ремонту зачастую невыполнимы.

30 дней на всеПервый подводный камень – это сроки ремонта. С точки зрения автомобилиста 30 рабочих дней, которые даются на восстановление автомобиля после его появления на СТО, отнюдь не маленький срок (около 40 календарных дней).

За просрочку страховщик обязан заплатить штраф в 0,5% от суммы возмещения, и временем просрочки считаются любые устранения претензий клиента.

Страховые опасаются, что этим правом будут злоупотреблять все те же автоюристы, выставляя необоснованные претензии, затягивая ремонты и зарабатывая на штрафах.

Оригинал и подделкаДля ремонта всех автомобилей должны использоваться только новые компоненты, и это также создает трудности, потому что далеко не для всех автомобилей можно достать их в разумный срок.

Фактически, это требования отменяет коэффициент износа для натурального возмещения: старые машины будут ремонтироваться с использованием новых компонентов.

Но есть и два негативных аспекта. Во-первых, коэффициент износа остается для денежного возмещения, во-вторых, законопроект не обязывает компании использовать оригинальные запчасти.

А значит, в ход могут пойти не только качественные аналоги, но и подозрительные «ноу-неймы», цена которых нередко на порядок ниже, чем у оригинала.

Предлагаем ознакомиться:  Куда подавать документы на усыновление

А судьи кто?
Большой тайной остаются критерии качества ремонта. Страховщики признают, что современных и одобренных методик оценки качества в России нет, а значит, открывается пространство для перегибов с обеих сторон.

Мало выплатили по ОСАГО - что делать, страховая

Где-то сервис может схалтурить, а где-то и клиент займет позицию потребительского экстремиста, причем не всегда искренне.

Так, штрафы за просрочку и дополнительные компенсации могут привести к тому, что клиент не только отремонтирует автомобиль, но получит через суд и денежное возмещение.

Если клиент недоволенВ случае неудовлетворенности качеством ремонта клиент вправе подать жалобу страховщику, который должен в течение пяти дней организовать осмотр, и в течение еще пяти дней принять решение.

Гарантия на кузовной ремонт составляет 1 год, на остальные виды – 6 месяцев, и порядок действий такой же: при выявлении проблем клиент обращается в страховую, которая назначает экспертизу с целью установить, являются ли проблемы следствием некачественного ремонта.

Дитя компромиссовОпрошенные нами страховщики выразили сомнение, что новая схема приведет к снижению активности «черных автоюристов» и снизит судебные издержки страховых.

Первоначальная редакция законопроекта о натуральном ОСАГО была более гибкой, однако в процессе доработки требования ужесточили, что, с одной стороны, защитило клиента, с другой — сделало натуральное возмещение рискованной практикой для страховщиков.

Один из инсайдеров рассказал нам, что ряд крупных страховщиков не планируют подписывать договоры с сервисами в некоторых регионах просто потому, что срок поставки запчастей близок к оговоренным законом 30 рабочим дням.

Новый закон был разработан в шлейфе жалоб страховщиков на убыточность ОСАГО, но есть вероятность, что он не решит поставленной задачи, поскольку оставляет широкое поле для манипуляций. Поэтому страховщики уже начали лоббировать новые изменения в закон об ОСАГО, например, введение франшизы в размере 10-15 тысяч рублей.”

Лимит выплат по ОСАГО установлен Законодательством

Страховая мало выплатила

Разбирая момент возмещения ущерба по ОСАГО, важно понимать сущность этой процедуры с точки зрения закона. На сегодняшний день для правильного определения размера компенсации требуется знать:

  • Во-первых, результаты независимой экспертизы по оценке ущерба. Данная процедура осуществляется экспертом-техником с обязательным оповещением о ее проведении страховой компании. Не оповестив страховщика, любой пострадавший в аварии рискует на вполне законных основаниях остаться без положенной компенсации. В случае с ущербом, нанесенным здоровью людей, также требуются соответствующие медсправки.
  • Во-вторых, лимиты по выплатам ОСАГО, установленные на законодательном уровне.

Если с оценкой ущерба все относительно просто, то лимиты – «тайный лес» для многих автомобилистов РФ. На самом деле ничего сложного в лимитированной системе нет. Сегодня ФЗ «Об ОСАГО» устанавливает следующие максимумы по выплатам обязательного страхования:

  1. Для ущерба здоровью нескольким лицам – 240 000 рублей.
  2. Для ущерба здоровью одному лицу – 160 000 рублей.
  3. Для имущественного ущерба нескольких лиц – 160 000 рублей на каждого человека.
  4. Для имущественного ущерба одному лицу – 120 000 рублей.

Общая максимально возможная компенсация составляет:

  • при возмещении имущественного вреда – 400 000 рублей;
  • при компенсации вреда здоровью пострадавших – 500 000 рублей.

Отметим, что расчет компенсации – довольно-таки непростой процесс, который проводится исключительно профессионалами с учетом результатов проведенной экспертизы. Так, к примеру, при окончательном определении размерности компенсации не учитывается износ деталей, за который страхователь выплату не рассчитывает, что совершенно законно.

Досудебная претензия по ремонту ОСАГО

Ранее разногласия между сторонами возникали в основном из-за размера выплат. Поскольку ремонт по ОСАГО рассчитывается по установленным ЦБ показателям, оспорить сумму вряд ли будет возможно. Однако при просрочке срока ремонта вы вправе направить дело в суд.

Прежде, чем отправлять претензию, вам может понадобиться провести независимую экспертизу. Официально делается это за счет страховой компании. Однако если она отказывается оплачивать расходы и вы платите из своего кармана, то при дальнейшем обращении в суд и положительном исходе дела затраты вам должны возместить.

Экспертиза при малой выплате по страховке

В претензии указываются данные обеих сторон, излагается суть претензии и при необходимости указываются банковские реквизиты, на которые должны быть переведены деньги (например, при просрочке).

Претензия по ремонту ОСАГО должна быть рассмотрена в течение пяти календарных дней с момента получения. Если в этот срок вы не получили отказ либо не получили ответа вообще, можно обращаться в суд.

Подача жалоб в РСА или ФССН

Подавать иск в судебный орган необходимо только после исчисления суммы, которую автовладелец хочет стребовать со страховой компании.

При расчете необходимо учитывать:

  • сумму ремонта по оценке независимой экспертизы;
  • стоимость проведения оценки автомобиля;
  • расходы на уведомление СК.

Вычету из общей суммы подлежит та часть, которую

на счет клиента за ремонт.

В случае, если автомобилю менее 5 лет и эта авария стала первой, то нужно также включить в расчет утрату товарной стоимости.

При этом владелец автомобиля может потребовать и моральной компенсации за все судебные тяжбы и потраченное время в размере любой суммы.

На практике судьи редко компенсируют моральный ущерб больше, чем в размере 2-3 тысяч рублей.

При этом помимо всех требований на основании постановления Верховного суда РФ любая СК должна заплатить штраф в размере 50% от всех требований, удовлетворенных судом за отказ в своевременной и полной выплате.

Кроме судебных органов можно обратиться за помощью в федеральную службу страхового надзора или привлечь специалистов из российского союза автостраховщиков. Бланк для заявления следует взять на официальном сайте РСА, кроме этого есть бесплатная горячая линия 8-800-200-22-75, так же в каждом крупном населенном пункте имеются представительства союза.

Для привлечения специалистов из ФССН потребуется личный визит в офис представительства, который должен так же быть во всех крупных городах России.

Расчет по выплатам

Требуемая сумма компенсации складывается из нескольких составляющих среди них:

  1. Сумма ремонта транспортного средства (исходя из оценок привлеченных вами экспертов);
  2. Товарная стоимость автомобиля (лишь в том случае если его возраст меньше 5 лет);
  3. Стоимость проведенной экспертизы;
  4. Расходы на рассылку уведомлений и транспортные траты.

По мере необходимости можно прибавить процентную ставку, если вы производили траты, распоряжаясь заемными средствами. Некоторые люди требуют моральную компенсацию, за перенесенные переживания в ходе досудебных разбирательств, однако суды не станут выплачивать по ним серьезную сумму.

Согласно законодательству, страховая компания заплатит штраф в размере 50% от удовлетворенной судом суммы. Он так же будет уплачен в вашу пользу.

При наступлении страхового случая ОСАГО и обращении к страховщику, он направит авто на независимую экспертизу, которая определит масштабы повреждений и даст направление на ремонт.

Далее машина отправляется в автомастерскую, где осуществляется ремонт. Если возникает необходимость в замене запчастей, то комплектующие в обязательном порядке должны быть новые. Для установки б/у деталей необходимо подписать соответствующее соглашение со страховой компанией по ОСАГО. А они, как правило, редко соглашаются на такие условия.

Также стоит учитывать, что цена запчастей по ремонту ОСАГО берется не по чекам, а из специальных справочников с усредненными данными. То же самое можно сказать и про автомастерские. Не важно, какая в итоге будет сумма в чеке: данные берутся не оттуда.

Если итоговая сумма ремонта превышает максимальный порог страховки, то разницу водитель возмещает самостоятельно.

Документы для суда

Документы для обжалование выплаты

Пакет документов включает в себя:

  • Документы на автомобиль;
  • Выдержки из отчетов ГИБДД по итогам аварии;
  • Акты осмотра транспортного средства и о страховом случае;
  • Отчет независимой экспертизы;
  • Исковое заявление со всеми приложениями (досудебной претензии, обращениями в ФССН и РСА).

Подготовка судебного иска — не самое быстрое и простое дело. Обязательно необходимо собрать полный пакет документов:

  1. Все документы, подтверждающие право собственности на автомобиль.
  2. Копии документов из ГИБДД о факте ДТП.
  3. Акт осмотра ТС.
  4. Акт о наступлении страхового случая.
  5. Калькуляции от СК и независимой экспертизы.
  6. Копии искового заявления и подтверждающих документов.

Следует учесть, что необходимо также приложить документы, подтверждающие все расходы на экспертов, юристов и иные расходы, касающиеся подтверждения своей правоты относительно заниженной выплаты.

По решению суда все эти расходы компенсирует страховая компания.

Важные моменты

Если страховая компания заплатила мало и сумма недоплаты велика, то необходимо обратиться за помощью к опытному в этой сфере юристу.

Независимая экспертиза, указавшая серьезную несоразмерность фактической и указанной цены ремонта, практически гарантирует вам победу в суде. Максимум что страховая компания может сделать, это затянуть разбирательство на несколько месяцев.

Следует быть готовым и к назначению дополнительной независимой экспертизы по требованию суда. Единственным утешением будет то, что все расходы в итоге вам возместят.

, , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector