Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)
Можно ли разводиться православным |
Юридическая помощь
Назад

Можно ли разводиться православным

Опубликовано: 14.09.2019
0
3

Христианский брак

Под семьёй и браком я понимаю союз мужчины и женщины, засвидетельствованный перед родными и обществом, ради взаимной (в том числе юридической) ответственности и ради более полноценного будущего детей (в том числе в юридическом плане). В нашем обществе всё ещё понятна и часто принципиальна разница между сожительством и замужеством.

Но, и это очень важно, семейный союз создаётся взаимным договором. Семья – дело личное, дело двоих – мужа и жены. Очень бы хотелось, чтобы семьи создавались по любви, где супруги дают свободное ответственное согласие быть мужем и женой, быть вместе, заботиться и помогать друг другу и в горе, и в болезни, и когда нестерпимо трудно, до тех пор, пока смерть не разлучит их.

Но такое идеальное пожелание сегодня не более чем культурный фон, еле различимый силуэт. На деле договоры бывают разные, и, по большому счёту, никто не может повлиять на них. Что люди вкладывают в стандартный вопрос и ответ «берёшь ли в жёны/мужья?» – никто, кроме них, не знает, а порой и сами супруги не в курсе.

По сути, обычный брак – это союз в этой жизни и для этой жизни. Это значит, что если брак превратился в нелюбовь, вражду, ненависть, взаимные обиды и надрыв и боль и скорбь, то никто не сможет привести никаких оснований для продолжения совместной жизни. Высшей цели и смысла нет. Взаимный и свободный договор может быть так же взаимно и свободно расторгнут.

Можно ли разводиться православным
Юрий Белановский: Женщина в православии. Что можно, а что нельзя?

Чьё-либо слово в отношении брака, в отношении развода может быть весомым, если оно проистекает из ответственного отношения и помощи семье. Иначе – это простая демагогия. Индустриальное общество, необходимость работать обоим супругам, распространение и повсеместность противозачаточных средств, реальное равноправие мужчин и женщин, преобладающее во многом советское мировоззрение с его малоценностью человека и семьи, переход религии в дело индивидуальное – всё это привело к тому, что и семья объективно стала делом сугубо личным.

Христианский брак – это «союз любви» христианина и христианки, признаваемый ими как союз с Богом и в Боге, ради вечной жизни. Решение о создании семьи не может быть формальным или несвободным. Именно тут лежит принципиальное и коренное отличие. Конечно же, христианский брак тоже создаётся и начинается взаимным договором, формально мало чем отличающимся от обычного:

Можно ли разводиться православным

я люблю Тебя, будь моей женой – да, я согласна, я тоже люблю Тебя, будь моим мужем – да, я согласен. Для христианского брака не менее важно и общественное признание, и одобрение родных, и юридические аспекты, ибо супругам и их детям предстоит жить, как и всем в этом мире, и строить свою жизнь, и заботиться друг о друге и о детях и о своих родителях. Христианский брак – это, прежде всего, обычный брак, но не только.

Дело в понимании самого брака и его смысла, которые у христиан глубже и таинственнее обычных. Создание семьи – это рождение нового единства, новой тайны любви и отношений, способной с помощью Божьей не только пройти земной путь, но и быть всегда. Для христиан семейная жизнь начинается после Венчания – Таинства, где особым образом преподаётся Божье благословение, дары и помощь.

Если союз любви христиан по их вере способен стать, да и является нередко жизнью с Богом и в Боге, если земной союз может обратиться союзом небесным, если даже смерть не разлучает супругов, но является всего лишь временной разлукой, то совершенно понятно, что развод для христиан невозможен. Он так же невозможен, как невозможно «родиться обратно», ведь каждая семья – это рождение новой самоценной тайны жизни, – я говорю об отношениях мужа и жены.

История стереотипа и причина его возникновения

С 1722 года по приказу Петра I были созданы первые церковные метрические книги, в которых делались записи об изменениях в жизни людей: рождение, брак, смерть. Эта функция принадлежала Православной церкви вплоть до 1917 года, пока не был принят декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», разрешающий регистрацию брака в муниципалитете.

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли прописать ребенка в двух квартирах

Учитывая, что революция наложила свой отпечаток на жизнь людей: храмы закрывались, любая какая-либо пышность осуждалась, то рано или поздно люди перестали в начале 20 века в России хоть как-либо регистрировать браки (храмов не было, а традиции ходить в загс были не привиты). По этой причине появилось множество так называемых «гражданских» браков, то есть семей, которые не были никак зарегистрированы.

Объяснялось это тем, что дескать, если повенчаешься, то разводиться уже будет нельзя. Причина этого неверного мнения проста: духовно-нравственное образование населения в то время (да и сегодня ничего не изменилось особо) было на уровне нуля, а заставить себя сходить в храм и узнать там, как все реально обстоит на самом деле, никто особо не хотел — то ли стеснялся, то ли считал себя и так самым умным, то ли просто считал, что венчание — это пережиток прошлого.

Из всего этого вы, наверное, уже поняли, что Церковь в некоторых случаях разрешает развод. Что это за случаи такие?

Право на развод

Каждый имеет право на развод, если его супруг (а) совершил грех прелюбодеяния (измену).

Стоит также заметить, что это право имеет именно невиновная сторона, а не та, которая совершила грех.

Отпадение супруга или супруги от православия.

Можно ли разводиться православным

Сегодня также стоит добавить, что уход супруга (и) в секту также является поводом для развода.

Противоестественные пороки.

В случаях, когда один из супругов пытается склонить свою половину на различные противоестественные грехи: гомосексуализм, лесбиянство, зоофилия, педофилия и т. п.

Неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения.

Стоит добавить важное дополнение, что это относится только к тем случаям, когда это было специально скрыто от супруга (и).

Заболевание проказой или сифилисом.

Длительное безвестное отсутствие.

Осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.

Думаю, здесь вопросов ни у кого нет.

Посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей.

Снохачество.

Половое сожительство свекра со снохой.

Сводничество.

Сутенерство. Если, к примеру, жена узнает, что ее муж является сутенером, то она имеет право на развод.

Извлечение выгод из непотребств супруга.

Неизлечимая тяжкая душевная болезнь.

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли инвалиду взять кредит в сбербанке

Здесь все понятно.

Злонамеренное оставление одного супруга другим.

Муж выгнал жену из дома, к примеру. Она после этого имеет право на развод.

Эти добавления были внесены на Соборе Русской православной Церкви в 2000 году.

Со стороны невозможно представить, почему это происходит, невозможно поверить, что люди, которых мы ставили всем в пример как идеальную пару, стали врагами. Еще вчера мы радовались за новобрачных, а сегодня рыдающая подруга рассказывает, что решилась на последний отчаянный шаг.

Почему, зная об отношении Церкви к разводам, люди решаются разорвать супружеские отношения? Страшно сказать, но разводом в православной семье сегодня никого не удивишь. Где мы совершили ошибку? На вопросы сайта «Православие и мир» отвечает настоятель храма во имя святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее протоиерей Николай Соколов.

– Отец Николай, понятно, что люди приходят к разводам не от хорошей жизни, но может быть иногда это – необходимая мера?

– Когда человек приходит к решению о разводе со своей второй половиной, за этим всегда стоит определенная жизненная трагедия. Иногда человек потакает своим греховным чувствам, иногда искушение приходит извне по слабости супругов, и семья не может ничего этому противопоставить.

И в древности, и в недавнее время развод был редкостью. В XVI-XVIII веках такого вообще не допускалось, люди жили семьями. Как жили – другой вопрос. Подчас и убивали своих супругов, мужья – жен, а жены – мужей, вспомним «Леди Макбет Мценского уезда». Это как раз тот случай, когда литература основана на реальных событиях нашей православной русской жизни.

В XIX веке расторжение брака стало возможным, но это было связано с такими проблемами, что, бракоразводный процесс занимал годы и годы. К сожалению тогда, как и сейчас, многое решали деньги. Взятки получали светские лица, но лица в духовном сане тоже в этом участвовали. Это печальный период нашей истории.

Один из моих предков, царствие ему Небесное, пошел по этому пути, но в конце жизни принес покаяние. Он работал уездным врачом хирургом и в начале ХХ века, имея за плечами семью и детей, встретил другую женщину, попытался развестись. Чем все кончилось, сейчас точно неизвестно, потому что он столкнулся с большими сложностями, но в итоге, все-таки ушел к другой.

Можно ли разводиться православным

Был ли он счастлив, сказать не могу, но жизнь его сложилась трагически. Как правило, счастья после развода не бывает. Жизнь течет более или менее удачно, иногда даже складывается что-то, но в 99 % случаев, если человек оставил семью по страсти или не смог примирится с какими-то проблемами в первой семье, следующий его брак оканчивается трагически: либо его бросают, либо он бросает. Я как священник могу сказать об этом из опыта наблюдений за своей паствой.

– Как священник, можете ли вы вспомнить примеры семейных пар, стоявших на грани развода, но каким-то образом удержавшихся от этого шага?

– Таких семей много. Просто люди часто не афишируют свои отношения, даже, как вы правильно сказали, находясь на грани развода. Что помогает его избежать? Прежде всего, осознание того, что твой брак с этим мужчиной или с этой женщиной – это воля Божия. Я имею в виду церковные браки. Если уж ты перед Богом, Церковью пообещал быть с ней или с ним, если вам дано благословение Божие, и к тому же, слава Богу, появились детки, это перевешивает всё: любовь, страсть, увлечения…

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли восстановить сроки обжалования судебного решения

Надо иметь страх Божий. Ты же все равно потом предстанешь перед Богом. Начало премудрости – страх Господень. Это позволяет сохранить семью. Потому что рано или поздно придется ответить: «Се аз и дети, яже дал мне Бог».

Многие люди, доходя до этой грани, находят в себе силы через молитву, через покаяние, через Церковь удержать себя в рамках, чтобы не сделать достоянием гласности свои семейные проблемы и путем подчас тяжелой жизни, к сожалению, без любви, сохранить семью как таковую.

Теория и практика

Прежде чем говорить, возможен ли развод на практике, следует различать стороннее в отношении к семье понимание и личное признание супругов – стал ли их брак не только «союзом любви», но и жизнью во Христе и со Христом. Мы знаем, что православные христиане привержены теоретизированному, а порой и демагогическому взгляду на жизнь.

Юрий Белановский: Зачем Бог поделил нас на мужчин и женщин>>

Давным-давно семья в своей глубине и тайне перестала быть делом общественного, да и церковного договора и даже делом народной культуры. Она стала историей сугубо личной, она «союз любви» мужчины и женщины. Нравится нам это или нет, но никаких внешних подпорок или обязательных коридоров не существует сегодня.

Философия и богословие – это красиво и правильно. Но если двое, увидев в своей семье не более чем разрушающее сожительство, решили разойтись, то нет сегодня силы, способной их удержать в единстве. Слишком хрупкие стали семьи, слишком они висят в воздухе, поддерживаемые только и исключительно любовью, верой друг в друга и, если повезёт, верой в Бога.

И именно в этом-то вся суть вопроса о разводах. Если есть любовь и вера, то что бы ни обрушилось на семью, какие бы «сорняки» ни выросли внутри – всё это в конечном итоге будет не более чем испытанием, способным укрепить и веру, и доверие, и любовь. Ради Христа и друг друга супруги будут стоять на твёрдом фундаменте абсолютной уверенности в нерушимости их семейного союза.

Да, для христианской семьи развод невозможен. Но признаёт ли это сама христианская семья? Что готовы супруги сделать, чтобы не произошло трагедии, какие у них есть силы, много ли осталось любви и веры? Об этом знают только сами супруги, и именно поэтому самое мудрое сегодня – не рассуждать о возможности или невозможности развода, а с доверием и поддержкой относиться к семейным людям, предоставив им самим принимать решения. Лишь бы эти решения были взаимны, лишь бы в них хоть чуточку, но были всё-таки вплетены те самые любовь и вера.

 

Юрий Белановский,Руководитель cоциальных проектов фонда

«Разумный интернет», руководитель добровольческого движения «Даниловцы»

 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector