Юридическая помощь
Назад

Налог на скважины в зависимости от глубины

Опубликовано: 30.08.2019
0
5

Налог на скважину в частном доме на 2017 год

Но, вдумайтесь, раз вода так важна для жизнедеятельности людей, значит это один из ценнейших видов ресурсов. Более того, это стратегический запас страны наряду с нефтью и другими полезными ископаемыми (Закон «О недрах»)! А если мы все бесконтрольно начнем выкачивать этот запас? Это может привести не только к утрате всякого контроля количества, но и качества этого стратегически важного ресурса. Ведь, неправильно обустроенная скважина способна стать источником заражения или загрязнения всего горизонта.

Конечно, далеко не все скважины и колодцы автономного водообеспечения облагаются налогом. Речь идет лишь об артезианских гидротехнических сооружениях, которые питаются от общих артезианских бассейнов, использующихся для центрального водоснабжения целых населенных пунктов. Этот налог на скважину —сумма, обязательная к уплате за разработку недр и использование сокрытых в них ресурсов, которые формально являются государственными, несмотря на то, что находятся под вашим частным земельным участком.

Мало того, что за артезианскую скважину надо платить налог, еще надо иметь лицензию, разрешающую добычу подземных ресурсов. Все это обойдется ее владельцу в сумму, около одного миллиона, а то и больше.

После прохождения всех этих процедур, надо поставить водосчетчик! Да-да, kokos0604, проще говоря, любая артезианская скважина должна быть обязательно оборудована прибором для замера потребляемой жидкости. Таким образом, вычисляется водопотребление, которое в последующем умножается на ставку. Так и высчитывается налог. Затем данный показатель заносится в ежеквартальную декларацию.

Но, как я уже писала выше, не за все гидротехнические сооружения нужно платить налог. За что же он не платится?

— За колодцы и абиссинские колодцы (глубина 5-30 метров);— За скважины на песок (глубина 15-40 метров);— За скважины на известняк, но только при условии, что этот водоносный горизонт не используется для центрального водоснабжения (до 60-80 метров).

Налог на скважины в зависимости от глубины не начисляется, но нужно понимать, что в одном месте артезианский водоносный пласт может залегать на 200 метрах, а в другом – на 70-ти. Сама процедура определения типа водоносного слоя очень сложна и требует больших затрат, но вы можете получить данные о глубинах залегания артезианских вод в соответствующих государственных инстанциях.

В остальном же налог на воду из скважины для физических лиц, при условии, что они используют ее не для извлечения материальной выгоды и не затрагивают глубинные артезианские слои, не предусмотрен законом.

Ирина Александровна, потомственный бухгалтер.

Ответить

С какой глубины нужно платить налог на воду из скважины для физических лиц?

Артезианская скважина глубиной до 30-60 метров не облагается налогом — в пределах верхнего водоносного горизонта. За какие еще объекты не предусмотрена плата за скважину в частном доме:

  • за скважины на известняк — если она не используется для основного водоснабжения, т. е. горизонт до 60-80 метров4
  • нет оплаты за воду из собственной скважины на песок для личного хозяйства;
  • за обычные и абиссинские колодцы (до 5-30 метров).

Важно!

Налог за водяную скважину на даче или ином участке начисляется в зависимости не от глубины, а по объему забранной или использованной воды.

Если физлица не используют артезианскую воду и не забирают воду для экономической деятельности, то они и вовсе не платят водный налог.

Такой показатель может быть даже основным при определении тактики поиска воды. При небольшом объеме водопотребления и преимущественно хозяйственным ее потреблением, достаточно выйти к верховодному слою с дебитом от 0,5 м3/час на глубину от 2-х до 5-ти метров. Такая скважина обойдется в минимальную сумму, особенно если бурить ее самостоятельно.

Чтобы получить разрешение на бурение скважин, нужно затратить сумму от 70 до 300 тысяч рублей только на оформление документов, далее – чтобы пробурить и обустроить водозабор. Небольшая станция обезжелезивания, биологической и химической очистки воды обойдется точно дешевле, но уже при гарантированном ее качестве.

Рис.1. Типовая схема расположения водоносных пластов в геологическом разрезе

В отдельных областях глубина расположения верховодного слоя достигает 20 метров. Контролирующие органы, зная геологические особенности, местности, часто просто закрывают глаза на скважины глубиной 15 – 20 метров, или местные власти принимают специальное решение по безвозмездной эксплуатации таких водозаборов.

  1. Паспорт скважины: Документы, которые подтверждают выполнение требований лицензии
  2. Журнал периодических замеров динамического и статического уровней: Квитанции об уплате налога
  3. Подтверждение Санэпиднадзора о правильной организации санитарной зоны водозабора:
  • документы кадастрового учета на скважину;
  • результаты анализа проб жидкости из скважины;
  • оговоренные лимиты количества разрешенного забора вод;
  • журнал, в котором ведется учет расхода жидкости;
  • копии деклараций по расходу, которые представлены в налоговый орган.
Рис.3. Основной документ

Большинство владельцев загородных усадеб, собираясь бурить и регистрировать скважину, не подозревают о государственной градации глубин и какие последствия это подразумевает.

Обычно регистрации в государственных организациях подлежат все скважины, и за использование земных недр производится начисление налога на воду, какой размер платежа – зависит от глубины водозабора.

Разрешенная глубина скважины на своем участке не подразумевает пользования уникальными недрами и составляет от 5 до 20 метров, но в некоторых местах можно проходить на глубину 35 – 40 метров, что зависит от гидрогеологии в месте выполнения работ.

Глубина бурения всегда находится в зависимости от выбранного способа исполнения, примерную шкалу можно представить в таком виде:

  • до 6 метров для верховодных слоев;
  • до 11 метров для песчаных стволов;
  • до 17 метров при бурении на гравий;
  • в диапазоне от 15 до 45 метров глубины при бурении на известняк;
  • глубинные скважины от 50 до 100 метров для достижения артезианских горизонтов.

Какую глубину выбрать – решение владельца, но от этого решения будет зависеть какой, размер налога предстоит платить.

Нужно ли платить за скважину и колодец на своем участке?

Во втором номере журнала был рассмотрен порядок водопользования по новым правилам, а именно согласно Водному кодексу РФ, вступившему в силу 1 января 2007 г. Автор упоминал о том, что если организация осуществляет водопользование на основании договора или решения, заключенного или принятого после вступления в силу нового ВК РФ, она не признается плательщиком водного налога.

Однако это не означает, что водный налог обречен и будет вскоре отменен. В каких случаях обязанность уплачивать такой налог сохраняется? Как правильно рассчитаться с бюджетом? Об этом пойдет речь в данной статье. В силу специфики издания будем уделять особое внимание забору водных ресурсов для водоснабжения населения.

Судьи ФАС ЗСО в Постановлении от 07.02.2008 N Ф04-797/2008(230-А45-43) и ФАС ПО в Постановлении от 22.07.2005 N А49-35/05-116ОП/2 отметили, что в случае добычи подземных вод ст. 7.6 является специальной по отношению к ст. 7.3. Следовательно, именно специальная норма подлежит применению.

В то же время ФАС ДВО не принял доводы ООО «Водоканал» о том, что его действия по эксплуатации водозаборных скважин без лицензии на право пользования недрами образуют состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.6 КоАП РФ. Напротив, управление Росприроднадзора, с точки зрения судей, правильно квалифицировало нарушение по ст. 7.

3 (Постановление от 30.05.2007 N Ф03-А51/07-2/991). С таким мнением согласны и арбитры ФАС МО (Постановление от 21.11.2007 N КА-А40/11824-07), которые полагают, что подземные воды являются предметом регулирования, прежде всего, законодательства о недрах. Аналогичный подход нашел отклик в Северо-Западном (Постановление от 21.03.

Добавим, что факта владения водозаборными скважинами для привлечения организации к ответственности недостаточно — административный орган должен доказать, что водопользователь осуществлял забор воды. Так, в случае, рассмотренном ФАС ЗСО в Постановлении от 07.02.2008 N Ф04-797/2008(230-А45-43), водозаборные скважины, находящиеся в муниципальной собственности, были переданы в аренду МУП. Росприроднадзор не смог подтвердить, что предприятие добывало воду из данных скважин. Судебный акт был принят в пользу предприятия.

Предлагаем ознакомиться:  Иск о банкротстве (несостоятельности) в 2019 году

С.Н.Козырева

Эксперт журнала

бухгалтерский учет и налогообложение»

Согласно ст.333.8 Налогового кодекса России плательщиками водного налога являются предприятия, индивидуальные предприниматели и обычные физические лица. Объектами обложения признаются:

  • забор воды из водных объектов;
  • использование акваторий и водных объектов, в т.ч. для сплава, гидроэнергетики.

Не облагаются следующие виды деятельности:

  • забор воды для тушения пожаров и устранения последствий чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий и пр.);
  • забор для судоходных, экологических и санитарных попусков;
  • забор из подземных минеральных, лечебных и термальных вод;
  • использование акваторий для отдыха, организованного предприятиями по обслуживанию детей и лиц с инвалидностью и ветеранов;
  • использование акваторий для законной охоты и рыболовства;
  • и др. из п.2 ст.333.9 НК РФ — всего 15 исключений.

Из этих тезисов непонятно, за воду и скважины на своем дачном участке нужно платить налог или на колодец в частном доме? Относятся ли скважина и колодец к водным объектам?

Для этого необходимо учитывать положения федерального закона № 2395-1 от 21 февраля 1992 года. Согласно этому документу налог начисляется только на артезианскую скважину в частном доме, т. е. скважину, идущую от общих артезианских источников подземных недр, обеспечивающих водой населенные пункты.

Важно! Налог на пользование недрами за артезианскую воду из скважины крайне высок — до 1 500 000 рублей, т. к. такие подземные источники являются национальной ценностью Российской Федерации, а высокий налог позволяет ограничивать уровень их частного потребления и загрязнения.

Какие скважины подвергаются налогообложению?

Как регламентировано «Законом о недрах» не является обязательной регистрация скважин из первого водонесущего слоя на песке, следовательно, пользование таким водозабором не облагается налогом, будь то скважина или колодец.

Так зачем требуется регистрация скважины? На каждую зарегистрированную скважину выдается лицензия, которая удостоверяет право владельца на проведение работ по геологоразведке и эксплуатацию водозабора для добычи воды. В этом документе указываются:

  • паспортные данные владельца скважины;
  • данные о целевом содержании проводимых работ;
  • наименование госоргана, выдавшего лицензию.
  • границы территории на участке, где можно бурить скважину;
  • разрешенный уровень добычи живительной влаги;
  • условия оплаты за пользование недрами.

Кто-то может подумать, что никто не разберется, с какого уровня добывается вода, однако это далеко не так – специалисты Роскомприроды легко определяют основные параметры водозабора. Так, что лучше зарегистрировать скважину в установленном порядке и спать спокойно.

  1. Для физических лиц – в размере 3000 – 5000 рублей;
  2. Для руководителей предприятий и организаций, на чье имя зарегистрирована (или нет) эксплуатируемая скважина – 30 – 50 тысяч рублей.
  3. За такое же нарушение, со стороны юридического лица – 800 – 1000 тысяч рублей.

Нужно уточнить, что нанесенный материальный ущерб должен быть компенсирован нарушителем в полном объеме. Здесь материальные потери не сравнить со штрафами.

Рис.2. Устройство абиссинского колодца

Единственный тип водозабора, который никогда не вызывает сомнений в его соответствии требованиям безвозмездного пользования водой – это абиссинский колодец. В силу конструктивных особенностей и способа бурить такой водозабор, он всегда питается верховодкой, независимо от глубины ствола. На даче, особенно если абиссинский колодец устроен прямо в частном доме, это самый удобный способ добычи, учитывая, что он не нуждается в электричестве. Ему не требуется регистрация, его можно эксплуатировать в любых условиях постоянно или периодически.

Кроме наложения штрафа можно получить решение о ликвидации водозаборного устройства.

Если вы обычный дачник, но уже испугались, что за ваш колодец вам придется отдавать государству неподъемные для вас суммы, а обойтись без воды вы не можете, то не спешите переживать. Колодцы и неглубокие скважины на песке не подлежат обязательному лицензированию и, соответственно, не облагаются налогом. Связано это с тем, что они не затрагивают воды, пролегающие внутри ценных природных ресурсов (например, известняковых пород).

Возникает закономерный вопрос, какие тогда скважины попадают под налогообложение. Все очень просто. Это всего лишь один вид скважин – артезианские. Только эти скважины могут навредить природному богатству страны, если будут созданы в ненадлежащем месте, поэтому только их контроль важен в масштабах государства.

Объектом обложения водным налогом признается в первую очередь забор воды из водных объектов (пп. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ), причем Налоговый кодекс не различает подземные и поверхностные объекты. Единственное, что нужно учитывать, — если вода, добытая из подземных объектов, содержит полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы либо является термальной, объекта обложения водным налогом не возникает (пп. 1 п. 2 ст. 333.

В качестве налоговой базы выступает объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период — квартал (п. 2 ст. 333.10 НК РФ). При этом вода, забранная для обеспечения пожарной безопасности, ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий, а также орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, не облагается водным налогом (пп. 2, 13 п. 2 ст. 333.9 НК РФ).

Пунктом 1 ст. 333.10 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан определять налоговую базу по каждому виду водопользования отдельно в отношении каждого водного объекта. Более того, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется также применительно к каждой налоговой ставке.

Такая ситуация знакома предприятиям ВКХ: они забирают воду для питьевого и производственного водоснабжения, при этом при заборе воды для водоснабжения населения ставка водного налога единая — 70 руб. за 1000 куб. м воды (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Если часть добытой воды направляется на водоснабжение промышленных предприятий, а также на собственные нужды организации водопроводного хозяйства, налоговая ставка должна определяться на основании п. 1 ст. 333.12 НК РФ (дифференцирована по экономическим районам и бассейнам рек).

Пункт 2 ст. 333.10 НК РФ предписывает определять объем забранной воды на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. Если таких приборов нет, то учитывается время работы и производительность технических средств. Если и это невозможно, то объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

Налогоплательщики

Несмотря на то что действующее законодательство не содержит понятия особого и специального водопользования, плательщики водного налога до сих пор определены через него. Так, согласно п. 1 ст. 333.8 НК РФ налогоплательщиками признаются организации, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ.

Напомним, что эти термины применялись в предыдущей редакции Водного кодекса РФ, утратившей силу с 1 января 2007 г. Под специальным водопользованием понималось использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств при наличии лицензии на водопользование в том числе в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, промышленности и энергетики, добычи подземных вод. Основанием для водопользования выступала лицензия и заключенный в соответствии с ней договор пользования водным объектом.

Водопользователи, имеющие лицензии, выданные до вступления в силу ВК РФ (01.01.2007), признаются плательщиками водного налога. Эти лицензии дают право пользования водными объектами до истечения срока их действия (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ). После того как взамен этих лицензий водопользователь заключит договор или получит решение по правилам, предусмотренным новым ВК РФ, он перестает быть плательщиком водного налога на основании прямого указания в п. 2 ст. 333.8 НК РФ — его ждет неналоговая плата за пользование водными объектами.

Предлагаем ознакомиться:  Принятие наследства после смерти мужа

Причем водопользователю дается право выбора — обратиться в уполномоченный орган с целью заключения договора водопользования (получения решения) по истечении срока действия лицензии либо, не дожидаясь этого, в любой момент. Условия и сроки водопользования могут быть изменены только по инициативе водопользователя.

Приказ минкультуры 558

Кроме того, размер платы за пользование поверхностным водным объектом, находящимся в федеральной собственности (а таких подавляющее большинство), идентичен ставкам водного налога. Порядок исчисления водного налога, изложенный ниже, применяется водопользователями, имеющими лицензии старого образца, на общих основаниях.

Заметим, что прежняя редакция ВК РФ в интересующем нас контексте не различала пользование поверхностными и подземными водными объектами. В то время как в действующем ВК РФ прописан порядок предоставления права пользования только поверхностными водными объектами (на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование).

При этом право пользования подземными водными объектами может быть получено по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах (п. 3 ст. 9 ВК РФ). В пп. 3 п. 3 ст. 11 ВК РФ специально указано, что если водный объект используется для забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод, то заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование не требуется. Следовательно, п. 2 ст. 333.8 НК РФ касается только пользователей поверхностных водных объектов.

Порядок получения права пользования подземными водными объектами после принятия нового ВК РФ не поменялся: для этого по-прежнему требуется лицензия на право пользования недрами для добычи подземных вод, выдаваемая в соответствии с требованиями Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах». Следовательно, пользование подземными водными объектами является объектом обложения водным налогом, а водопользователи, осуществляющие данный вид водопользования, являются плательщиками водного налога в соответствии с гл. 25.

Более того, как отмечено в другом разъяснении финансистов (Письмо от 07.11.2006 N 03-07-03-04/39), основанием для признания организации налогоплательщиком является факт получения лицензии на добычу подземных вод. Отсутствие самого факта водопользования (забора воды) не освобождает организацию от обязанностей налогоплательщика, в частности по представлению налоговой декларации (в ней следует проставлять прочерки).

В то же время отсутствие лицензии не освобождает от уплаты водного налога. Другими словами, если при проверке выяснится, что организация осуществляет безлицензионное пользование подземным водным объектом, ей придется не только уплатить административный штраф (а в дальнейшем получить лицензию), но и столкнуться с претензиями налоговиков.

Применение ставки 70 руб. за 1000 куб. м

Вопрос, который вызывает большое количество налоговых споров, — это правомерность применения пониженной ставки.

Формулировки Налогового кодекса, как обычно, лаконичны (в п. 3 ст. 333.12 указано только, что ставка применяется при заборе воды для водоснабжения населения), что открывает чиновникам массу возможностей для придирок. Так, в Письме Минфина России от 14.06.2006 N 03-07-03-02/24, направленном налоговикам Письмом ФНС России от 19.07.

Налог на скважины в зависимости от глубины

2006 N ММ-6-21/694@, сделаны такие выводы: при отсутствии в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод указаний на целевое использование забранной воды и при осуществлении пользования водными объектами без лицензии, оформленной в установленном порядке, водный налог уплачивается по ставкам, предусмотренным п. 1 ст. 333.12 НК РФ.

Чиновники объясняют это тем, что пониженная ставка налога является льготой для налогоплательщика, которую нужно подтвердить. На этом же настаивают и налоговики на местах. Однако арбитражные суды уверены: такие утверждения совершенно произвольны. По их мнению, квалифицирующим признаком применения пониженной ставки водного налога является не факт наличия соответствующей лицензии, а целевое использование водного объекта, то есть забор воды для снабжения населения (Постановления ФАС МО от 17.05.

2007 N КА-А41/3855-07, ФАС ВВО от 28.03.2007 N А43-24705/2006-34-1128, ФАС СКО от 29.08.2007 N Ф08-5401/2007-2041А). Наличие лицензии не имеет правового значения для спорных правоотношений (Постановление ФАС ЦО от 27.11.2007 N А68-199/07-13/11). Как справедливо заметил ФАС СЗО в Постановлении от 13.09.

Столь же лояльно суды относятся к налогоплательщикам, в лицензии которых не фигурируют водопотребители, не указаны слова «водоснабжение населения (жилищного фонда)». Для применения спорной ставки достаточно факта целевого использования воды (Постановления ФАС ДВО от 18.04.2007 N Ф03-А51/07-2/57, ФАС ЗСО от 01.10.2007 N Ф04-6838/2007(38808-А27-15), ФАС СКО от 11.03.2008 N Ф08-1064/08-395А, от 26.11.2007 N Ф08-7322/07-2866А).

Еще одна причина, по которой налоговики доначисляют налог по общим ставкам, — водопользователь не осуществляет самостоятельного водоснабжения населения, а продает воду сторонней организации, которая как раз таки и поставляет ее населению. Однако инспекторам придется смириться: из п. 3 ст. 333.12 НК РФ не следует, что пониженная ставка водного налога применяется только организациями, забирающими и без посредников подающими воду для водоснабжения населения.

Если водопользователь докажет, что забираемая им вода доставляется населению (обычно это подтверждает договор на отпуск воды), то арбитры встанут на его сторону (Постановление ФАС ВВО от 31.03.2006 N А43-23129/2005-35-683). Другими словами, для применения ставки 70 руб. за 1000 куб. м не важно, самостоятельно налогоплательщик доставляет забранную им воду до потребителей (населения) или транспортирует ее через системы централизованного коммунального водоснабжения населенного пункта (Постановление ФАС ЦО от 19.07.2006 N А54-9629/2005-С18).

Определение вида скважины

Для выбора вида водозабора нужно, прежде всего, определить максимальную суточную потребность в воде для нужд семьи.

Расчет расхода

Для этого необходимо учесть:

  • потребность на полив огорода и газона в пересчете на сутки;
  • расход на хозяйственные нужды с учетом использования оборудования – стиральная, посудомоечная машины и прочее подобное;
  • потребность на гигиенические процедуры – душ, ванна, умывальники, унитазы;
  • прочие расходы – уборка помещений, мойка транспорта, отопление.

Таким образом можно определить максимальное потребление из расчета кубометров в час, каковой показатель никогда не может достигнут. Далее следует

Для этой операции лучше прибегнуть к колонковому бурению, как наиболее производительному способу, позволяющему одновременно контролировать качество грунтов путем извлечения и изучения кернов.

  • контроль кернов нужно начинать от глубины проходки в 2 метра, поскольку это наиболее вероятная глубина появления признаков верховодного слоя;
  • при появлении в образцах породы мокрого песка следует прервать бурение и дать скважине наполнится водой до определенного стабильного уровня, называемого динамическим;
  • опустить в скважину насос произвести откачку воды до установления стабильного нижнего (статического) уровня. Стабилизация уровня будет свидетельствовать о том, что имеющийся приток компенсирует откачку жидкости;
  • зная производительность насоса и время, в течение которого производилась откачка, можно в первом приближении определить дебит скважины;
  • если установленная величина близка к значению ранее рассчитанного максимального потребления, можно считать задачу выполненной и приступать к оборудованию эксплуатационной скважины – обсадке стенок, устройству фильтрующей системы и прочее;
  • по окончании этих работ нужно произвести официальную опытную откачку двумя насосами и рассчитать точный дебит водозабора. Это данные, которые вносятся в паспорт скважины и будут необходимы, когда придет время ремонтно-восстановительных мероприятий на скважине.

Если дебит скважины значительно меньше расчетной величины, придется обсадить шурф и бурить до следующего водоносного слоя, дебит которого, как правило, значительно выше верховодного.

Предлагаем ознакомиться:  Неуплата налогов штраф ответственность

Потери воды

Не секрет, что не вся добытая из водного объекта вода доставляется потребителям. Часть ее теряется в процессе добычи, очистки, транспортировки (по данным Росстроя — до 40%). В Письме от 14.09.2006 N 03-07-03-04/34 Минфин заметил, что в Кодексе не содержится положений об уменьшении налоговой базы на объем потерь воды при ее заборе и (или) последующем распределении.

Соответственно, водный налог должен исчисляться за весь объем забранной воды. Остается вопрос: по какой ставке исчислять налог с потерь? В приведенном выше Письме финансисты лишь указали, что в случае использования воды из водного объекта для водоснабжения населения и для собственных нужд водопользователя при расчете водного налога налоговая ставка в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды должна применяться только на реализованную воду для населения.

Как показывает практика, налоговые инспекторы при проверке правильности исчисления водного налога настаивают на том, что объемы воды, не доставленной населению, следует считать использованными для собственных нужд организации-водопользователя и облагать по общим ставкам. Однако налогоплательщики, естественно, не согласны с таким подходом.

Поскольку зачастую раздельный учет забранной воды по категориям потребителей не ведется, общий объем потерь распределяется пропорционально объему водопотребления той или иной категорией потребителей. Такой расчетный метод обычно закрепляют в приказе организации об учетной политике. И, справедливости ради отметим, арбитры поддерживают налогоплательщиков, признавая применение пониженной ставки в отношении части потерь воды не противоречащим положениям гл. 25.2 НК РФ.

Свои выводы арбитры обосновывают тем, что налоговики не представили нормативное обоснование неправомерности примененного налогоплательщиком подхода к определению налоговой базы по водному налогу в разрезе потребителей, а также не доказали необоснованность применения пониженной ставки водного налога в размере 70 руб. за 1 тыс. куб. м воды к потерям воды, исчисленным пропорционально потребленному населением объему воды.

После издания Определения ВАС РФ от 18.01.2008 N 17972/07, в котором судьи не нашли оснований для пересмотра в порядке надзора Постановления ФАС ЦО от 14.11.2007 N А14-4175/2007/179/24, у налоговиков практически не осталось шансов отстоять свою позицию. В названном Постановлении арбитры Центрального округа подчеркнули, что буквальное содержание п. 3 ст. 333.

Законодательное регулирование

Итак, каким образом подлежит налогообложению скважина на воду? Законодательство в 2019 году дает регионам широкие полномочия по регулированию недропользования. В частности, власти Башкирии совершенно законно установили, что с 2020 года деятельность садоводческих и огороднических товариществ по добыче подземных подлежит лицензированию.

Дело в том, что новый закон ФЗ-217 о садоводстве и огородничестве ввел изменения в ФЗ РФ «О недрах». В новой статье 19.2 установлено, что порядок добычи подземных вод такими субъектами осуществляется на основании законодательных актов субъектов РФ. Башкортостан внес соответствующие изменения:

  • в кодекс республики «О недрах», принятый еще в 1992 году;
  • в закон республики о порядке предоставления права на использование участка недр.

Таким образом, налог на скважину на дачном участке не введен. Но в связи с необходимостью получения лицензии товарищества становятся плательщиками водного налога в соответствии с законодательством РФ. То есть, лицензию необходимо получать только при наличии общей, коллективной скважины, обеспечивающей все участки в товариществе.

Правда ли, что введен налог на весельные лодки — что говорит закон?

Превышение лимитов

Согласно правилу, закрепленному в п. 2 ст. 333.12 НК РФ, при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, предусмотренных п. 1 ст. 333.12 НК РФ. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов они определяются расчетно как 1/4 утвержденного годового лимита.

Как следует из ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», приложения, в которых определены основные условия пользования недрами, являются неотъемлемой частью лицензии. Именно в таких приложениях (например, в соглашениях об условиях пользования недрами) устанавливаются лимиты водоотбора — в куб.

Однако это правило не касается объемов воды, забранных для водоснабжения населения. Если даже лимит по этому виду водопользования будет превышен, налоговая ставка не изменится. Причина в том, что плата за сверхлимитное водопользование установлена п. 2 ст. 333.12 НК РФ только для налогоплательщиков, применяющих общие ставки, предусмотренные п.

1 этой же статьи. Специалисты ФНС признали это еще в 2005 г. (Письмо от 11.05.2005 N 21-3-05/32), однако инспекторы на местах продолжают предъявлять подобные претензии налогоплательщикам. В судебных разбирательствах арбитры, естественно, указывают на их заблуждение (Постановления ФАС МО от 26.02.2008 N КА-А41/14638-07, ФАС СКО от 28.05.2007 N Ф08-1268/2007-536А).

Пояснения к поправкам

Налог на артезианскую скважину в частном доме в 2019 году в Башкирии не введен, эта информация не верна. Как уже говорилось, объектом налогообложения в этом случае является не скважина, налог на воду платится в зависимости от вида пользования объектом.

Эти пояснения были даны сразу представителями Правительства Башкирии и следуют из системного толкования законодательства. Чиновники сразу уточнили, что для физических лиц ничего не изменится в порядке пользования. Колодцы и скважины на личных участках граждан под действие закона не попадают.

Разумеется, сумма госпошлины и налогов, скорее всего, будет распределена между членами товарищества в виде введения необходимости перечисления соответствующих целевых взносов на основании решения общего собрания.

Налог на домашних животных в России в 2019 году – факты и домыслы

Несколько слов об административной ответственности

Налог на скважины в зависимости от глубины

Поскольку добыча подземных вод в отсутствие лицензии не редкость, уделим внимание вопросу привлечения к ответственности за такое правонарушение. Тем более что законодательство не позволяет однозначно установить, какая статья КоАП РФ применяется в данном случае. Поясним. За самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий ответственность предусмотрена ст. 7.

6 (штраф для юридических лиц — от 5000 до 10 000 руб.). Подчеркнем, какого водного объекта (поверхностного или подземного), не уточняется. Вместе с тем ст. 7.3 устанавливает ответственность за пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).

Например, ФАС ВВО полагает, что пользование водным объектом — подземными водами — без соответствующего разрешения должно быть квалифицировано по ст. 7.6 КоАП РФ, ведь водопользование регулируется водным законодательством (Постановление от 19.10.2005 N А28-8495/2005-477/27).

В соответствии со ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами без специально оформленного разрешения может повлечь наложение штрафа.

Размеры санкции солидные: для граждан – от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц – от 30 до 50, для юрлиц – от 800 до миллиона.

Возможности снижения финансового бремени

12 апреля депутатами госсобрания республики Башкортостан (он же Курултай) были приняты поправки к действующим законодательным актам. Они установили возможность бесплатного получения лицензии до 1 января 2020 года. То есть, если заявление будет подано до этого срока, товарищества получат лицензию совершенно бесплатно. Таким образом, есть возможность избежать уплаты госпошлины.

К тому же, необходимость получения специального разрешения на осуществление добычи подземных вод находится в прямой корреляции от параметров скважины, в зависимости от глубины и объемов потребления. Таковые показатели не должны превышать следующие цифры:

  • 30 метров;
  • 100 кубометров в сутки.

Таким образом, если глубина скважины составляет менее 30 метров и ежедневно добывается меньше 100 кубометров, лицензию получать нет необходимости.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector