Налоги при работе в такси
Немного истории, или почему все так сложилось{q}
Крупным IT-компаниям, которыми являются все такси-агрегаторы (Яндекс.Такси, Uber, Gett) не нужны водители в штате, ведь они же не таксомоторные организации. В то же время им необходимо своевременно и гарантированно получать вознаграждение от водителей за предоставленные заказы. Но как с сотен тысяч водителей бесперебойно собирать достаточно мелкие в каждом случае суммы денег{q}
Для гарантированного получения вознаграждения применено самое надежное средство – не собирать деньги, а замкнуть весь денежный поток на себя (на агрегатора), самому получать деньги от пассажиров, а далее распределять их водителям по принципу «разделяй и властвуй». Именно поэтому деньги идут по схеме: Пассажир – агрегатор – водитель. Агрегатор удерживает свое вознаграждение, а остальное – выплачивает водителю.
— агрегатору необходимо, чтобы получатель денег (в идеале – водитель) был юр.лицом или индивидуальным предпринимателем. В противном случае, если водитель будет просто физическим лицом, у агрегатора возникнут налоговые обязательства, которые ему совершенно ни к чему.
— водители такси достаточно редко имеют статус ИП, не говоря уже о собственном ООО. Содержание этих правовых форм требует усилий и затрат, а зачем это водителю{q}
Как совместить эти два несовместимых требования{q} Правильно! Совмещать несовместимое готовы партнеры Uber! Или другого агрегатора. Именно на партнеров возложены обязанности оказания услуг по перевозке пассажиров, найма водителей и уплаты соответствующих налогов по этому виду деятельности. Согласно договора (например, Uber и партнера) партнер занимается оказанием услуг по перевозке пассажиров, обязан иметь соответствующие разрешения от властей, сам оформляет свои отношения с водителями и т.д.
Таким образом, сложились условия для появления доходного бизнеса партнеров: с одной стороны, им надо быть контрагентом агрегатора и получать от него суммы, освобождая агрегатора от избыточного налогообложения. А с другой стороны – предоставить водителям удобную схему работы с агрегатором, не обременяя водителей затруднительными действиями вроде регистрации ИП и последующей самостоятельной уплаты налогов. За эту услугу партнеры получают с водителей комиссию, в момент написания статьи это в среднем 5%.
Цепочка движения денег стала такой: Пассажир – Агрегатор – Партнер — Водитель
О размере процента комиссии скажем отдельно: ранее, года два-три назад ставка комиссионнго вознаграждения Партнера была выше, и доходила местами до 10-15%. При такой комиссии партнер мог честно оплатить налог УСН 6% и еще минимум 4% оставалось ему самому. Но конкуренция среди партнеров за водителей постепенно сбила размер комиссии 5%. Ставка комиссии Партнера стала ниже, чем ставка налога на доход при УСН «Доходы», где, как известно, ставка 6%. К чему это приводит{q}
В целом, вердикт такой – с комиссией 5% бизнес партнера убыточен. Но было найдено волшебное средство. Чтобы вместо убытка снова была прибыль – надо срезать «косты». Главным расходом является налог, именно его многие и срезают волевым решением предпринимателя. Налог декларируется в меньшей сумме, чем положено законом, и на этом проблема налога и вывода бизнеса в прибыль «вроде бы» решена. Бизнес партнера снова приносит деньги.
«Вроде бы» говорим именно мы, бухгалтеры. Мы убеждены, что таким образом убыток никуда не девается, а партнер всего лишь берет в долг у государства, не доплачивая в бюджет налог. В результате все 5% комиссии – это не прибыль, это деньги, взятые у государства взаймы. А о долге кредитор (в лице ИФНС) может и вспомнить, и в течение последующих трех лет в любой момент потребовать вернуть этот долг, причем с процентами и штрафами.
А как расчеты с водителями – физ.лицами{q}
Как же выживают партнеры с такой низкой комиссией 5%{q} Как уже разобрали выше – за счет недоплаты налога. Но может быть можно чем-то прикрыться, обосновать свою правоту{q} Да, средство снова было найдено! Это агентский договор с водителем. По такому договору партнер выступает только лишь агентом водителя, и удерживает с водителя 5%.
По нашему мнению – прикрытие это дырявое и ненадежное. Годится разве что для некомпетентного или ленивого налогового инспектора, которому попросту не хочется ничего взыскивать с партнера, хотя «добыча» инспектора лежит на поверхности.
Во-первых, появляется противоречие в документальном оформлении такой схемы работы партнеров. По договору с агрегатором, партнер оказывает услуги по перевозке пассажиров. А согласно договорам с водителями – партнер этих услуг не оказывает, все перекладывается на водителя. При этом водитель не зарегистрирован в качестве ИП и вообще не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью (он же не предпринииматель!).
Во-вторых, если уж идти до конца, то почему же агрегатор сам не заключает с водителями (не ИП) такие агентские договоры{q} Зачем ему лишняя прослойка в виде партнера{q} Правильный ответ – потому что такие договоры создают налоговые риски для той стороны, которая платит физ.лицу. Выплаты физ.лицам должны облагаться налогом (НДФЛ 13%), надо исполнять обязанности налогового агента: платить налоги, сдавать отчетность и т.д. Зачем это агрегатору{q} Ну а партнеры, что делать, соглашаются.
А это как раз та самая роль, от которой постарались отстраниться агрегаторы. Этим должны заниматься партнеры. Если делать по закону, то партнер должен заключать с водителями трудовые договоры, т.е. принять их на работу и выплачивать водителям зарплату. Необходимо удерживать с водителей НДФЛ, а также уплачивать за них страховые взносы в размере 30%.
Выплаты партнера водителям без оформления договорных отношений незаконны, и риск как раз в том, что при проверке такие платежи могут быть признаны выплатой зарплаты водителям с доначислением всех налогов, пеней и штрафов.
Если бы можно было не платить зарплатных налогов и при этом делать платежи напрямую «Агрегатор – Водитель», и это было бы законно – то зачем агрегатору нужны партнеры{q}
В чем причина массового интереса таксистов к открытию ИП
Большая часть работников такси в недалеком прошлом в той или иной мере числилась сотрудниками таксомоторных компаний. Шоферы либо заключали договоры, либо официально устраивались на работу в компании такси.
Естественно, значительную часть заработков приходилось отдавать за услуги этих компаний. В последнее время среди работников такси возник серьезный интерес к открытию ИП.
Таксисты не стали лучше разбираться в бухгалтерии и налогообложении. Интерес к ИП в такси спровоцирован, в первую очередь, компаниями, которые занимаются извозом или предоставляют услуги по доступу к клиентской базе.
Основным преимуществом такой работы такси Яндекс называет возможность уплачивать налог 6% только с тех денег, которые такси получило по перечислению в безналичном варианте.
Профессиональные таксисты — и в интернете множество сообщений на эту тему — сильно сомневаются в том, что так получится. Компании-агрегаторы и диспетчерские службы уже 2 года передают информацию обо всех заказах силовым структурам. Пока информация об этом используется для поиска террористов и преступников.
Но как только один сотрудник налоговой технически сможет контролировать не 10 таксистов, как сейчас, а сотню, весь наличный оборот попадет под налогообложение. Такое бывает и сейчас, но те работники такси, кто пока не попался, считают, что все хорошо.
Однако у отдельного таксиста может быть на этот счет собственное мнение. Работать «на дядю» многим надоело, и они рассматривают ИП в такси, как шанс организовать, а в дальнейшем и расширить собственное дело, добиться независимости и финансового благополучия.
Обе точки зрения правильные. Если вы хотите только рулить в такси и не вникать в далекие от вас сферы налогов и бухгалтерии, сложности ведения бизнеса вам ни к чему. Но вас могут лишить возможности работать, если вы его не откроете.
Что ожидает работников такси, которые решили зарегистрировать ИП
Зачем бы таксист ни открывал ИП, ему придется следовать правилам и нести расходы. Именно тому, что ожидает будущих бизнесменов, и посвящена вторая часть нашей статьи. Начнем с главного — с самой машины.
Легковое такси — это транспортное средство категории М1, предназначенное для перевозки не более 8 пассажиров и их багажа в соответствии с публичным договором фрахтования.
Стоит ли приобретать такси или выгоднее его арендовать, зачем выбирать тот или иной вариант — каждый примет решение самостоятельно. Однако транспорт вам потребуется, и это необходимо учитывать при открытии ИП.
Регистрация ИП
Зачем вам потребовалось ИП в таксомоторном бизнесе, вы уже определились, теперь вас ожидает его регистрация. Для этого вам следует собрать пакет необходимых документов и обратиться в налоговую службу. В этот пакет должны входить:
- Заявление о регистрации. Форма заявления Р21001.
- Внутренний паспорт гражданина России.
- Индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН).
- Квитанция о том, что госпошлина уплачена. Размер этого платежа в 2019 году составляет 800 рублей.
В тексте заявления на регистрацию нужно, помимо основных сведений о себе, указать и код деятельности, которой вы собираетесь заниматься. Выбор кода необходимо произвести по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). Обычно для такси выбирают следующие шифры:
- в качестве основной деятельности — деятельность такси (код 49,32):
- в качестве дополнительной деятельности — нерегулярные пассажирские перевозки сухопутным транспортом (код 49.39.3).
Коды дополнительной деятельности нужно выбирать, чтобы возможности бизнеса были шире. Но, в принципе, можно ограничиться и единственным кодом деятельности такси.
Подавать заявление на регистрацию можно 3 способами:
- Лично отнести пакет документов в налоговую инспекцию.
- Через МФЦ.
- Подать заявление в электронном виде. Чтобы воспользоваться этой возможностью, следует обзавестись электронной подписью. Зачем и как ее получать, мы уже писали. Если вы решите получить ее сейчас, нужно будет пройти регистрацию.
- Отправить заявление в налоговую службу по почте. Для этого нужно вложить в пакет заверенные нотариусом заявление и копию паспорта.
Самый быстрый вариант регистрации — первый. Если вы собираетесь только открыть единственный бизнес такси, зачем вам заниматься регистрацией электронной подписи и посещать нотариуса, эти действия являются платными.
Через 3 дня ИП будет зарегистрировано, а вам выдадут лист записи ЕГРИП. Казалось бы, все — иди и работай, но не тут-то было. Вам понадобится пройти еще несколько этапов оформления ИП. «Зачем{q}» — спросите вы. Потому что так положено — иного ответа у нас нет.
Когда обсуждается вопрос о том, зачем становиться предпринимателем, основной ответ служб такси — затем, что так выгоднее. Остаются вопросы, кому выгоднее и зачем это лично вам, но на эти вопросы компании такси ответа не дают, и принимать решение вам придется самостоятельно.
Стоит только учесть, что с момента регистрации все взносы в фонды (пенсионный, медицинского страхования и т.п.) за себя придется платить лично вам. Если у вас появятся наемные работники, за них тоже придется платить.
С бухгалтерией в одиночку вы, скорее всего, не справитесь, придется платить бухгалтеру. Появятся расходы на банковское обслуживание. Словом, ИП требует затрат, и от этого никуда не деться.
Что касается конкретно системы налогообложения, то ИП в сфере такси может выбрать одну из следующих систем:
- Общая система налогообложения. Эта система предполагает, что бизнесмен будет уплачивать 13% от своих доходов в качестве подоходного налога. К этим расходам добавится НДС от 0 до 18%. Плюс 2% от стоимости принадлежащих ему активов. Раз в квартал придется отчитываться в налоговой и уплачивать НДС. Ведение бухгалтерского учета является обязательным. Зачем вам такая громоздкая и дорогая система{q} Возможно, для ИП, который собирается эксплуатировать 1 автомобиль такси и управлять им лично, столь сложный вариант налогообложения не нужен. Но для крупных предприятий такси она потребуется, поэтому не будем о ней забывать.
- Упрощенная система налогообложения (УСН). Ставки налога по этой системе могут различаться по регионам страны. Зачем это сделано{q} Видимо, для того чтобы регионы могли привлекать инвестиции, устанавливая более благоприятный режим ведения бизнеса. В Крыму ставка налога по УСН — 0%. Регионы могут устанавливать ее от 1 до 6%. Правда, далеко не все регионы идут на снижение своих доходов и принимают соответствующие законы. Стандартный вариант УСН для ИП — либо 6% от доходов, либо 15% разницы между доходами и расходами. Зачем избирают такую систему{q} Из-за меньшего налогового бремени, хотя до принятия решения все нужно тщательно просчитать. Бухгалтерский учет и отчеты раз в квартал для таких ИП обязательны. Уплата страховых взносов за себя и работников тоже. Правда, взносы можно вычитать из налогов. Самозанятый ИП вычитает всю сумму, а если у ИП есть наемные работники, можно вычесть 50%.
- Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Зачем применять такой налоговый режим{q} Опять же, для снижения налоговой нагрузки, но снова нужно все тщательно просчитать. Чем легче налоговый режим ИП, тем больше ограничений. На ЕНВД могут работать ИП в сфере такси, имеющие в эксплуатации не более 20 автомобилей. Единый налог исчисляется со вмененного дохода на одно посадочное место такси. Для одного места вмененный доход составляет 1500 рублей в месяц. Размер налога — от 7,5 до 15% вмененного дохода. В среднем одно 4-х местное такси на этой системе налогообложения обходится в сумму от 450 до 500 рублей. Правда, регионы могут вводить понижающий коэффициент от 0,05 до 1. Однако идут на сокращение доходов не все. В Москве, например, ЕНВД для такси вообще не применяется. Эта система позволяет снизить страховые выплаты на 50%. Это серьезная экономия и ответ на вопрос о том, зачем применять эту систему.
- Патентная система уплаты налога. Применяется для оптимизации налоговых выплат и сокращения отчетности. Налог поступает в местные органы власти, и размер его для ИП устанавливается именно ими. Поэтому сумма платежей может кардинально отличаться не только по регионам страны, но даже по населенным пунктам внутри одного региона. Требование ведения отчетности и бухгалтерского учета при применении ИП этой системы налогообложения отсутствуют, но имеются и серьезные ограничения. Раньше на таком режиме мог работать только единичный таксист ИП. С этого года данное ограничение отменили, но нанимать более 15 таксистов и сейчас нельзя. Кроме того, таксист ИП должен уплачивать страховые взносы, и они никак не отражаются на стоимости патента.
Принимая решение о выборе системы налогообложения ИП, таксист должен очень тщательно взвесить все «за» и «против». Обычному таксисту, как правило, сложно с этим справиться, поэтому предлагаем обратиться за помощью к юристам, специализирующимся в налоговой области.
Но, конечно же, на этом все не заканчивается. Таксисту, решившему работать на себя, еще предстоит получение разрешения на работу в такси.
Если авто таксиста имеет более 8 посадочных мест, кроме места водителя, документ называется лицензией, если 8 и меньше — разрешением. Зачем его получать{q} Формально, чтобы обеспечить безопасность перевозок.
Неформально, чтобы повысить доходы органов, выдающих разрешения. Не стоит об этом задумываться, примите необходимость получения лицензии таксистом ИП, как данность — вам просто нужен этот документ.
Перед обращением за разрешением на работу таксисту ИП придется:
- Проверить наличие требуемого стажа у всех водителей такси. Минимальный — 3 года. Определяется стаж по дате выдачи прав.
- Привести автомобили в надлежащий вид. На такси по бокам машины должен быть нанесен опознавательный знак в виде «шашечек», на крыше должен быть фонарь оранжевого цвета. Дополнительно местные власти могут установить требование к цвету машин. Придется все эти требования выполнить, даже не пытаясь задумываться над вопросом зачем они введены.
- Оборудовать машины таксометром. Прибор обязателен, если плата исчисляется по пробегу или времени. Если плата фиксированная, его может и не быть, но местные власти все равно могут потребовать его установки.
- Обеспечить безопасность перевозок. На практике это означает, что ИП обязан организовать проведение технического осмотра и медицинского освидетельствования водителей перед выездом. Кроме того, такси должны два раза в год проходить осмотр на СТО, зарегистрированных в Российском союзе автостраховщиков. Все это стоит денег. Вопрос о том, зачем все эти платные осмотры, когда проводящие их лица не несут никакой ответственности за результаты, оставим за рамками этой статьи.
Организовав все вышеперечисленное, таксист, решивший стать бизнесменом, может обратиться в местные органы власти за разрешением. Для его получения ИП должен подать туда следующие документы:
- Копию паспорта.
- Копии свидетельств о регистрации всех автомобилей, которые будут работать в созданном ИП.
- Документы на право пользования машинами (договоры аренды и т.п.), если транспорт не находится в собственности самого ИП.
- Заявление на выдачу разрешения.
Как мы видим, работа по оформлению ИП в сфере такси требует значительных финансовых расходов и трудозатрат. Есть в ней и масса нюансов. Работа ИП выходит далеко за пределы обязанностей по перевозке пассажиров.
УСН 6% или 15%{q}
Если уж Вы решили стать партнером в бизнесе такси, то из двух зол обычно лучше выбрать меньшее – конечно 6%. Нам могут возразить: но ведь выплаты водителям можно посчитать расходами, и тогда лучше законно отдать с разницы в 5% налог в размере 15% и спать спокойно.
Если так сделать, то в таком случае выплаты водителям необходимо осуществлять именно как зарплату с уплатой всех зарплатных налогов. А если водителей не нанимать{q} То какой расход тогда показывать{q} Получится, что со всей суммы дохода надо отдать 15%. Но тогда уж лучше только 6%. Впрочем, бывают варианты, когда и 15% УСН система годится, но это если у Вас есть что показывать в виде расхода: бензин, аренду автомобиля, ремонт и т.д.
Есть ли другие налоговые системы{q}
Да, например, патентная система налогообложения. Здесь сумма уплачиваемого налога фиксированная и зависит только от количества используемых автомобилей. Размер дохода никак не влияет на сумму уплачиваемого налога. Соответственно, при достаточно высоком доходе патент может быть выгоднее, чем УСН 6% и наоборот. В каждом регионе свои ставки по патентной системе.
В некоторых регионах услуги такси попадают под систему налогообложения в виде ЕНВД. Здесь сумма налога зависит от количества посадочных мест в автомобилях, используемых для перевозки пассажиров. Размер полученного дохода не влияет на сумму уплаченного налога. ЕНВД может быть выгоднее, чем патент, так как при ЕНВД, в отличии от патентной системы, сумму налога можно уменьшить на сумму страховых взносов, которые уплачивает предприниматель. В каждом регионе налог рассчитывается исходя из установленных в данном регионе базовой доходности и соответствующих коэффициентов.
Есть ли трудности со стороны взаимодействия с банками{q}
https://www.youtube.com/watch{q}v=-wK1rHPqM68
Если бизнес-схема деятельности партнера предполагает регулярное получение крупных сумм наличными со своего расчетного счета или же регулярное перечисление на счета физических лиц без уплаты каких-либо «зарплатных» налогов, то есть высокий риск того, что банк заинтересуется проводимыми операциями, мотивировав свои действия противоотмывочным законом 115-ФЗ.