Юридическая помощь
Назад

Налоги при работе в такси

Опубликовано: 08.03.2020
0
1

Немного истории, или почему все так сложилось{q}

Крупным IT-компаниям, которыми являются все такси-агрегаторы (Яндекс.Такси, Uber, Gett) не нужны водители в штате, ведь они же не таксомоторные организации. В то же время им необходимо своевременно и гарантированно получать вознаграждение от водителей за предоставленные заказы. Но как с сотен тысяч водителей бесперебойно собирать достаточно мелкие в каждом случае суммы денег{q}

Для гарантированного получения вознаграждения применено самое надежное средство – не собирать деньги, а замкнуть весь денежный поток на себя (на агрегатора), самому получать деньги от пассажиров, а далее распределять их водителям по принципу «разделяй и властвуй». Именно поэтому деньги идут по схеме: Пассажир – агрегатор – водитель. Агрегатор удерживает свое вознаграждение, а остальное – выплачивает водителю.

— агрегатору необходимо, чтобы получатель денег (в идеале – водитель) был юр.лицом или индивидуальным предпринимателем. В противном случае, если водитель будет просто физическим лицом, у агрегатора возникнут налоговые обязательства, которые ему совершенно ни к чему.

— водители такси достаточно редко имеют статус ИП, не говоря уже о собственном ООО. Содержание этих правовых форм требует усилий и затрат, а зачем это водителю{q}

Как совместить эти два несовместимых требования{q} Правильно! Совмещать несовместимое готовы партнеры Uber! Или другого агрегатора. Именно на партнеров возложены обязанности оказания услуг по перевозке пассажиров, найма водителей и уплаты соответствующих налогов по этому виду деятельности. Согласно договора (например, Uber и партнера) партнер занимается оказанием услуг по перевозке пассажиров, обязан иметь соответствующие разрешения от властей, сам оформляет свои отношения с водителями и т.д.

Таким образом, сложились условия для появления доходного бизнеса партнеров: с одной стороны, им надо быть контрагентом агрегатора и получать от него суммы, освобождая агрегатора от избыточного налогообложения. А с другой стороны – предоставить водителям удобную схему работы с агрегатором, не обременяя водителей затруднительными действиями вроде регистрации ИП и последующей самостоятельной уплаты налогов. За эту услугу партнеры получают с водителей комиссию, в момент написания статьи это в среднем 5%.

Цепочка движения денег стала такой: Пассажир – Агрегатор – Партнер — Водитель

О размере процента комиссии скажем отдельно: ранее, года два-три назад ставка комиссионнго вознаграждения Партнера была выше, и доходила местами до 10-15%. При такой комиссии партнер мог честно оплатить налог УСН 6% и еще минимум 4% оставалось ему самому. Но конкуренция среди партнеров за водителей постепенно сбила размер комиссии 5%. Ставка комиссии Партнера стала ниже, чем ставка налога на доход при УСН «Доходы», где, как известно, ставка 6%. К чему это приводит{q}

В целом, вердикт такой – с комиссией 5% бизнес партнера убыточен. Но было найдено волшебное средство. Чтобы вместо убытка снова была прибыль – надо срезать «косты». Главным расходом является налог, именно его многие и срезают волевым решением предпринимателя. Налог декларируется в меньшей сумме, чем положено законом, и на этом проблема налога и вывода бизнеса в прибыль «вроде бы» решена. Бизнес партнера снова приносит деньги.

«Вроде бы» говорим именно мы, бухгалтеры. Мы убеждены, что таким образом убыток никуда не девается, а партнер всего лишь берет в долг у государства, не доплачивая в бюджет налог. В результате все 5% комиссии – это не прибыль, это деньги, взятые у государства взаймы. А о долге кредитор (в лице ИФНС) может и вспомнить, и в течение последующих трех лет в любой момент потребовать вернуть этот долг, причем с процентами и штрафами.

А как расчеты с водителями – физ.лицами{q}

Как же выживают партнеры с такой низкой комиссией 5%{q} Как уже разобрали выше – за счет недоплаты налога. Но может быть можно чем-то прикрыться, обосновать свою правоту{q} Да, средство снова было найдено! Это агентский договор с водителем. По такому договору партнер выступает только лишь агентом водителя, и удерживает с водителя 5%.

По нашему мнению – прикрытие это дырявое и ненадежное. Годится разве что для некомпетентного или ленивого налогового инспектора, которому попросту не хочется ничего взыскивать с партнера, хотя «добыча» инспектора лежит на поверхности.

Во-первых, появляется противоречие в документальном оформлении такой схемы работы партнеров. По договору с агрегатором, партнер оказывает услуги по перевозке пассажиров. А согласно договорам с водителями – партнер этих услуг не оказывает, все перекладывается на водителя. При этом водитель не зарегистрирован в качестве ИП и вообще не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью (он же не предпринииматель!).

Во-вторых, если уж идти до конца, то почему же агрегатор сам не заключает с водителями (не ИП) такие агентские договоры{q} Зачем ему лишняя прослойка в виде партнера{q} Правильный ответ – потому что такие договоры создают налоговые риски для той стороны, которая платит физ.лицу. Выплаты физ.лицам должны облагаться налогом (НДФЛ 13%), надо исполнять обязанности налогового агента: платить налоги, сдавать отчетность и т.д. Зачем это агрегатору{q} Ну а партнеры, что делать, соглашаются.

Предлагаем ознакомиться:  Оформить налог на землю

Налоги при работе в такси

А это как раз та самая роль, от которой постарались отстраниться агрегаторы. Этим должны заниматься партнеры. Если делать по закону, то партнер должен заключать с водителями трудовые договоры, т.е. принять их на работу и выплачивать водителям зарплату. Необходимо удерживать с водителей НДФЛ, а также уплачивать за них страховые взносы в размере 30%.

Выплаты партнера водителям без оформления договорных отношений незаконны, и риск как раз в том, что при проверке такие платежи могут быть признаны выплатой зарплаты водителям с доначислением всех налогов, пеней и штрафов.

Если бы можно было не платить зарплатных налогов и при этом делать платежи напрямую «Агрегатор – Водитель», и это было бы законно – то зачем агрегатору нужны партнеры{q}

В чем причина массового интереса таксистов к открытию ИП

Большая часть работников такси в недалеком прошлом в той или иной мере числилась сотрудниками таксомоторных компаний. Шоферы либо заключали договоры, либо официально устраивались на работу в компании такси.

Естественно, значительную часть заработков приходилось отдавать за услуги этих компаний. В последнее время среди работников такси возник серьезный интерес к открытию ИП.

Таксисты не стали лучше разбираться в бухгалтерии и налогообложении. Интерес к ИП в такси спровоцирован, в первую очередь, компаниями, которые занимаются извозом или предоставляют услуги по доступу к клиентской базе.

Основным преимуществом такой работы такси Яндекс называет возможность уплачивать налог 6% только с тех денег, которые такси получило по перечислению в безналичном варианте.

Профессиональные таксисты — и в интернете множество сообщений на эту тему — сильно сомневаются в том, что так получится. Компании-агрегаторы и диспетчерские службы уже 2 года передают информацию обо всех заказах силовым структурам. Пока информация об этом используется для поиска террористов и преступников.

Но как только один сотрудник налоговой технически сможет контролировать не 10 таксистов, как сейчас, а сотню, весь наличный оборот попадет под налогообложение. Такое бывает и сейчас, но те работники такси, кто пока не попался, считают, что все хорошо.

Налоги при работе в такси

Однако у отдельного таксиста может быть на этот счет собственное мнение. Работать «на дядю» многим надоело, и они рассматривают ИП в такси, как шанс организовать, а в дальнейшем и расширить собственное дело, добиться независимости и финансового благополучия.

Обе точки зрения правильные. Если вы хотите только рулить в такси и не вникать в далекие от вас сферы налогов и бухгалтерии, сложности ведения бизнеса вам ни к чему. Но вас могут лишить возможности работать, если вы его не откроете.

Что ожидает работников такси, которые решили зарегистрировать ИП

Зачем бы таксист ни открывал ИП, ему придется следовать правилам и нести расходы. Именно тому, что ожидает будущих бизнесменов, и посвящена вторая часть нашей статьи. Начнем с главного — с самой машины.

Легковое такси — это транспортное средство категории М1, предназначенное для перевозки не более 8 пассажиров и их багажа в соответствии с публичным договором фрахтования.

Стоит ли приобретать такси или выгоднее его арендовать, зачем выбирать тот или иной вариант — каждый примет решение самостоятельно. Однако транспорт вам потребуется, и это необходимо учитывать при открытии ИП.

Регистрация ИП

Зачем вам потребовалось ИП в таксомоторном бизнесе, вы уже определились, теперь вас ожидает его регистрация. Для этого вам следует собрать пакет необходимых документов и обратиться в налоговую службу. В этот пакет должны входить:

  1. Заявление о регистрации. Форма заявления Р21001.
  2. Внутренний паспорт гражданина России.
  3. Индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН).
  4. Квитанция о том, что госпошлина уплачена. Размер этого платежа в 2019 году составляет 800 рублей.

В тексте заявления на регистрацию нужно, помимо основных сведений о себе, указать и код деятельности, которой вы собираетесь заниматься. Выбор кода необходимо произвести по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). Обычно для такси выбирают следующие шифры:

  • в качестве основной деятельности — деятельность такси (код 49,32):
  • в качестве дополнительной деятельности — нерегулярные пассажирские перевозки сухопутным транспортом (код 49.39.3).

Коды дополнительной деятельности нужно выбирать, чтобы возможности бизнеса были шире. Но, в принципе, можно ограничиться и единственным кодом деятельности такси.

Налоги при работе в такси

Подавать заявление на регистрацию можно 3 способами:

  1. Лично отнести пакет документов в налоговую инспекцию.
  2. Через МФЦ.
  3. Подать заявление в электронном виде. Чтобы воспользоваться этой возможностью, следует обзавестись электронной подписью. Зачем и как ее получать, мы уже писали. Если вы решите получить ее сейчас, нужно будет пройти регистрацию.
  4. Отправить заявление в налоговую службу по почте. Для этого нужно вложить в пакет заверенные нотариусом заявление и копию паспорта.
Предлагаем ознакомиться:  Чем грозит незаконная сдача квартиры в аренду (наем) без уплаты налогов

Самый быстрый вариант регистрации — первый. Если вы собираетесь только открыть единственный бизнес такси, зачем вам заниматься регистрацией электронной подписи и посещать нотариуса, эти действия являются платными.

Через 3 дня ИП будет зарегистрировано, а вам выдадут лист записи ЕГРИП. Казалось бы, все — иди и работай, но не тут-то было. Вам понадобится пройти еще несколько этапов оформления ИП. «Зачем{q}» — спросите вы. Потому что так положено — иного ответа у нас нет.

Когда обсуждается вопрос о том, зачем становиться предпринимателем, основной ответ служб такси — затем, что так выгоднее. Остаются вопросы, кому выгоднее и зачем это лично вам, но на эти вопросы компании такси ответа не дают, и принимать решение вам придется самостоятельно.

Стоит только учесть, что с момента регистрации все взносы в фонды (пенсионный, медицинского страхования и т.п.) за себя придется платить лично вам. Если у вас появятся наемные работники, за них тоже придется платить.

С бухгалтерией в одиночку вы, скорее всего, не справитесь, придется платить бухгалтеру. Появятся расходы на банковское обслуживание. Словом, ИП требует затрат, и от этого никуда не деться.

Что касается конкретно системы налогообложения, то ИП в сфере такси может выбрать одну из следующих систем:

  1. Общая система налогообложения. Эта система предполагает, что бизнесмен будет уплачивать 13% от своих доходов в качестве подоходного налога. К этим расходам добавится НДС от 0 до 18%. Плюс 2% от стоимости принадлежащих ему активов. Раз в квартал придется отчитываться в налоговой и уплачивать НДС. Ведение бухгалтерского учета является обязательным. Зачем вам такая громоздкая и дорогая система{q} Возможно, для ИП, который собирается эксплуатировать 1 автомобиль такси и управлять им лично, столь сложный вариант налогообложения не нужен. Но для крупных предприятий такси она потребуется, поэтому не будем о ней забывать.
  2. Упрощенная система налогообложения (УСН). Ставки налога по этой системе могут различаться по регионам страны. Зачем это сделано{q} Видимо, для того чтобы регионы могли привлекать инвестиции, устанавливая более благоприятный режим ведения бизнеса. В Крыму ставка налога по УСН — 0%. Регионы могут устанавливать ее от 1 до 6%. Правда, далеко не все регионы идут на снижение своих доходов и принимают соответствующие законы. Стандартный вариант УСН для ИП — либо 6% от доходов, либо 15% разницы между доходами и расходами. Зачем избирают такую систему{q} Из-за меньшего налогового бремени, хотя до принятия решения все нужно тщательно просчитать. Бухгалтерский учет и отчеты раз в квартал для таких ИП обязательны. Уплата страховых взносов за себя и работников тоже. Правда, взносы можно вычитать из налогов. Самозанятый ИП вычитает всю сумму, а если у ИП есть наемные работники, можно вычесть 50%.
  3. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Зачем применять такой налоговый режим{q} Опять же, для снижения налоговой нагрузки, но снова нужно все тщательно просчитать. Чем легче налоговый режим ИП, тем больше ограничений. На ЕНВД могут работать ИП в сфере такси, имеющие в эксплуатации не более 20 автомобилей. Единый налог исчисляется со вмененного дохода на одно посадочное место такси. Для одного места вмененный доход составляет 1500 рублей в месяц. Размер налога — от 7,5 до 15% вмененного дохода. В среднем одно 4-х местное такси на этой системе налогообложения обходится в сумму от 450 до 500 рублей. Правда, регионы могут вводить понижающий коэффициент от 0,05 до 1. Однако идут на сокращение доходов не все. В Москве, например, ЕНВД для такси вообще не применяется. Эта система позволяет снизить страховые выплаты на 50%. Это серьезная экономия и ответ на вопрос о том, зачем применять эту систему.
  4. Патентная система уплаты налога. Применяется для оптимизации налоговых выплат и сокращения отчетности. Налог поступает в местные органы власти, и размер его для ИП устанавливается именно ими. Поэтому сумма платежей может кардинально отличаться не только по регионам страны, но даже по населенным пунктам внутри одного региона. Требование ведения отчетности и бухгалтерского учета при применении ИП этой системы налогообложения отсутствуют, но имеются и серьезные ограничения. Раньше на таком режиме мог работать только единичный таксист ИП. С этого года данное ограничение отменили, но нанимать более 15 таксистов и сейчас нельзя. Кроме того, таксист ИП должен уплачивать страховые взносы, и они никак не отражаются на стоимости патента.

Принимая решение о выборе системы налогообложения ИП, таксист должен очень тщательно взвесить все «за» и «против». Обычному таксисту, как правило, сложно с этим справиться, поэтому предлагаем обратиться за помощью к юристам, специализирующимся в налоговой области.

Но, конечно же, на этом все не заканчивается. Таксисту, решившему работать на себя, еще предстоит получение разрешения на работу в такси.

Предлагаем ознакомиться:  Виды налоговых льгот в 2019 году

Если авто таксиста имеет более 8 посадочных мест, кроме места водителя, документ называется лицензией, если 8 и меньше — разрешением. Зачем его получать{q} Формально, чтобы обеспечить безопасность перевозок.

Неформально, чтобы повысить доходы органов, выдающих разрешения. Не стоит об этом задумываться, примите необходимость получения лицензии таксистом ИП, как данность — вам просто нужен этот документ.

Перед обращением за разрешением на работу таксисту ИП придется:

  1. Проверить наличие требуемого стажа у всех водителей такси. Минимальный — 3 года. Определяется стаж по дате выдачи прав.
  2. Привести автомобили в надлежащий вид. На такси по бокам машины должен быть нанесен опознавательный знак в виде «шашечек», на крыше должен быть фонарь оранжевого цвета. Дополнительно местные власти могут установить требование к цвету машин. Придется все эти требования выполнить, даже не пытаясь задумываться над вопросом зачем они введены.
  3. Оборудовать машины таксометром. Прибор обязателен, если плата исчисляется по пробегу или времени. Если плата фиксированная, его может и не быть, но местные власти все равно могут потребовать его установки.
  4. Обеспечить безопасность перевозок. На практике это означает, что ИП обязан организовать проведение технического осмотра и медицинского освидетельствования водителей перед выездом. Кроме того, такси должны два раза в год проходить осмотр на СТО, зарегистрированных в Российском союзе автостраховщиков. Все это стоит денег. Вопрос о том, зачем все эти платные осмотры, когда проводящие их лица не несут никакой ответственности за результаты, оставим за рамками этой статьи.

Организовав все вышеперечисленное, таксист, решивший стать бизнесменом, может обратиться в местные органы власти за разрешением. Для его получения ИП должен подать туда следующие документы:

  1. Копию паспорта.
  2. Копии свидетельств о регистрации всех автомобилей, которые будут работать в созданном ИП.
  3. Документы на право пользования машинами (договоры аренды и т.п.), если транспорт не находится в собственности самого ИП.
  4. Заявление на выдачу разрешения.

Как мы видим, работа по оформлению ИП в сфере такси требует значительных финансовых расходов и трудозатрат. Есть в ней и масса нюансов. Работа ИП выходит далеко за пределы обязанностей по перевозке пассажиров.

УСН 6% или 15%{q}

Если уж Вы решили стать партнером в бизнесе такси, то из двух зол обычно лучше выбрать меньшее – конечно 6%. Нам могут возразить: но ведь выплаты водителям можно посчитать расходами, и тогда лучше законно отдать с разницы в 5% налог в размере 15% и спать спокойно.

Если так сделать, то в таком случае выплаты водителям необходимо осуществлять именно как зарплату с уплатой всех зарплатных налогов. А если водителей не нанимать{q} То какой расход тогда показывать{q} Получится, что со всей суммы дохода надо отдать 15%. Но тогда уж лучше только 6%. Впрочем, бывают варианты, когда и 15% УСН система годится, но это если у Вас есть что показывать в виде расхода: бензин, аренду автомобиля, ремонт и т.д.

Есть ли другие налоговые системы{q}

Да, например, патентная система налогообложения. Здесь сумма уплачиваемого налога фиксированная и зависит только от количества используемых автомобилей. Размер дохода никак не влияет на сумму уплачиваемого налога. Соответственно, при достаточно высоком доходе патент может быть выгоднее, чем УСН 6% и наоборот. В каждом регионе свои ставки по патентной системе.

В некоторых регионах услуги такси попадают под систему налогообложения в виде ЕНВД. Здесь сумма налога зависит от количества посадочных мест в автомобилях, используемых для перевозки пассажиров. Размер полученного дохода не влияет на сумму уплаченного налога. ЕНВД может быть выгоднее, чем патент, так как при ЕНВД, в отличии от патентной системы, сумму налога можно уменьшить на сумму страховых взносов, которые уплачивает предприниматель. В каждом регионе налог рассчитывается исходя из установленных в данном регионе базовой доходности и соответствующих коэффициентов.

Есть ли трудности со стороны взаимодействия с банками{q}

https://www.youtube.com/watch{q}v=-wK1rHPqM68

Если бизнес-схема деятельности партнера предполагает регулярное получение крупных сумм наличными со своего расчетного счета или же регулярное перечисление на счета физических лиц без уплаты каких-либо «зарплатных» налогов, то есть высокий риск того, что банк заинтересуется проводимыми операциями, мотивировав свои действия противоотмывочным законом 115-ФЗ.

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector