Юридическая помощь
Назад

Налоговые обязательства при проведении процедур банкротства

Опубликовано: 28.03.2020
0
2

Закон о банкротстве предприятия

Процедура признания несостоятельности юридического лица опирается на ФЗ-127. Последняя редакция принята в 2002 г. И затем в него не вносились существенные правки, которые изменяли порядок признания компании банкротом. Если только не считать последние изменения 2015 г., позволившие наряду с юридическими лицами и ИП банкротиться рядовым физическим лицам.

Отдельные нормы банкротства юрлиц также содержатся в Гражданском кодексе и Конституции.

Порядок погашения задолженности по налоговым платежам в период проведения процедур, применяемых при банкротстве

Ответственность по нормам уголовного и административного законодательства применяется при фиктивном и преднамеренном банкротстве юридического лица. Преднамеренная несостоятельность подразумевает, что руководство компании умышленно создавало условия для разорения компании: заключало невыгодные сделки, занималось выводом активов и пр.

Фиктивное банкротство подразумевает создание лишь видимости финансовой несостоятельности. Например, отражение не всех активов в бухбалансе, приобретение сырья по завышенной стоимости, искажение данных отчетности и пр.

Информация

Руководители, совершившие данные деяния, могут быть привлечены к ответственности в виде штрафа 200-500 тыс.р., исправработам на срок до 5 лет и лишения свободы – до 6 лет в зависимости от масштабов причиненного ущерба.

В п. 1 ст. 7 Закона N 127-ФЗ говорится, что правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы. Так, право налогового органа обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании организации банкротом закреплено в Постановлении N 257.

В нем указано, что, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, наделенным полномочиями представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).

Согласно общему порядку, изложенному в ст. 33 Закона N 127-ФЗ, заявление о признании организации банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 000 руб. и эти требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены (если иное не предусмотрено Законом N 127-ФЗ).

Примечание. Согласно п. 2 ст. 3 Закона N 127-ФЗ к признакам банкротства у организации относится неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены этой организацией в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Дело о банкротстве возбуждается арбитражным судом путем принятия заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), которое должно соответствовать требованиям, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом и Законом N 127-ФЗ.

Если заявление о признании должника банкротом принято к рассмотрению, то не позднее чем через пять дней с даты его поступления арбитражный суд выносит соответствующее определение. Это определение направляется налоговому органу, должнику и другим заинтересованным лицам.

Затем арбитражный суд проверяет обоснованность принятого заявления о признании должника банкротом. Судебное заседание по этому вопросу проводится не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом. По результатам рассмотрения обоснованности указанного заявления выносятся определения о признании требований налогового органа обоснованными и о введении первой процедуры банкротства — наблюдения.

Примечание. В определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом указываются кандидатура арбитражного управляющего и (или) саморегулируемая организация, из числа членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, регистрационные данные должника — юридического лица, а также дата рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом.

В случае признания обоснованными требований налогового органа, предъявленных к ликвидируемому должнику, процедура наблюдения не вводится, арбитражный суд признает должника несостоятельным (банкротом) и открывает конкурсное производство.

Введение очередной процедуры банкротства должника и погашение задолженности по налоговым платежам осуществляется в следующем порядке.

Решение о признании должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства выносится арбитражным судом по результатам одной из процедур банкротства: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления. Принятие такого решения влечет за собой открытие конкурсного производства.

Открытие конкурсного производства в отношении организации-должника приводит, в частности, к следующим последствиям:

  • считается наступившим срок исполнения обязательных платежей, возникших до открытия конкурсного производства;
  • прекращается начисление штрафов, пеней и иных санкций за неуплату налоговых платежей, за исключением санкций по текущим платежам и процентов, начисляемых в процессе конкурсного производства;
  • на сумму требований конкурсного кредитора, а также на сумму требований налогового органа начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату открытия конкурсного производства;
  • прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве (за исключением случаев, предусмотренных Законом N 127-ФЗ);
  • снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника. При этом наложение новых арестов на имущество должника и иные ограничения не допускаются.

Удовлетворение требований кредиторов (в том числе налогового органа) производится в порядке, установленном ст. ст. 134 — 138 и 142 Закона N 127-ФЗ. Согласно названным нормам вне очереди погашаются требования кредиторов по текущим платежам, то есть платежам, которые возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом.

В соответствии с п. 2 ст. 134 Закона N 127-ФЗ налоговые органы в отношении текущих налоговых платежей относятся к кредиторам четвертой очереди. Поэтому задолженность по налогам погашается после того, как будут удовлетворены требования кредиторов по текущим платежам первой, второй и третьей очереди.

Среди кредиторов четвертой очереди исключений для налогового органа не установлено. Задолженность по текущим налоговым платежам в этой очереди погашается в порядке календарной очередности. Одновременно с этим при оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, НДФЛ, профсоюзные и страховые взносы и др.

Примечание. Выплаты кредиторам в ходе конкурсного производства осуществляются с основного счета должника, на который поступают денежные средства в ходе этой процедуры.

Налоговые обязательства при проведении процедур банкротства

После погашения задолженности по текущим платежам производятся расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов, то есть по задолженности, которая возникла до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Налоговые органы по таким требованиям относятся к кредиторам третьей очереди.

На основании п. 2 ст. 142 Закона N 127-ФЗ требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного погашения задолженности перед кредиторами предыдущей очереди. Задолженность погашается в том же порядке, что и при расчетах с кредиторами после истечения срока внешнего управления. Одновременно с погашением задолженности в соответствии с реестром требований кредиторов уплачиваются начисленные на эту задолженность проценты.

Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Признаки несостоятельности юридического лица

Компании с небольшими долгами и отсутствующими оборотными средствами не вправе объявлять о своем банкротстве. Для инициации процедуры признания несостоятельности необходимо соответствовать следующим формальным признакам:

  1. Совокупный размер просроченных долговых обязательств перед кредиторами и госинстанциями составляет не менее 300 тыс.р. (для монополий данная величина возрастает до 1 млн.р.), в указанную сумму не входят начисленные пени/штрафы.
  2. Юридическое лицо не имеет средств на выплату положенной зарплаты, пособий и прочих обязательных платежей своим работникам.
  3. Просрочка по долговым обязательствам превысила 3 месяца.

Внешнее управление при банкротстве юридических лиц

Налоговый орган вправе обращаться в арбитражный суд для возбуждения дела о банкротстве только после того, как им приняты все меры, предусмотренные Налоговым кодексом, о взыскании задолженности по налогам, пеням и штрафам в принудительном порядке. В связи с этим требования об уплате обязательных платежей, подаваемые в суд, должны быть подтверждены решениями налоговых органов о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в силу решением арбитражного суда (ст. 6 Закона N 127-ФЗ). При этом подавать заявление в суд налоговый орган обязан в порядке и сроки, установленные Постановлением N 257.

Справка. Полномочия налогового органа при наличии задолженности организации по страховым взносам

Предлагаем ознакомиться:  Документы для налоговой по дарению близкими родственниками

Согласно ст. 2 Закона N 127-ФЗ к обязательным платежам, помимо налогов, относятся страховые взносы, уплачиваемые в государственные внебюджетные фонды, а именно в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования. Поскольку на основании п. 2 Постановления N 257 ФНС России является уполномоченным органом на представление в деле о банкротстве требований об уплате всех обязательных платежей, налоговые органы подают в арбитражный суд заявление о признании организации банкротом также при наличии у нее задолженности по страховым взносам.

Порядок объединения и представления в арбитражный суд требований, включая задолженность перед государственными внебюджетными фондами, изложен в Постановлении N 257 и Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Так, в п. 10 ч. 1 ст. 29 этого Закона сказано, что органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право обращаться в установленном порядке в уполномоченный орган с заявлением о признании плательщика страховых взносов несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением им обязанности по уплате страховых взносов.

Согласно названному документу, прежде чем подать заявление в суд, налоговый орган должен принять соответствующее решение о направлении этого заявления. Данное решение принимается не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа.

Положением о предъявлении требований предусмотрены случаи, когда налоговый орган обязан либо вправе отложить подачу заявления о признании организации банкротом. Так, подача заявления о признании должника банкротом откладывается на срок до шести месяцев, если должник представит документы, свидетельствующие о том, что он взыскивает просроченную дебиторскую задолженность, сумма которой превышает сумму кредиторской задолженности по требованиям об уплате обязательных платежей.

Не позднее чем за 10 дней до даты окончания наблюдения проводится первое собрание кредиторов, на котором принимается одно из следующих решений в отношении должника:

  • о введении финансового оздоровления;
  • введении внешнего управления;
  • признании должника банкротом, а также об открытии конкурсного производства;
  • заключении мирового соглашения и прекращении производства по делу о банкротстве.

После принятия одного из названных решений первое собрание кредиторов обращается с соответствующим ходатайством в суд.

На основании решения, принятого первым собранием кредиторов, арбитражный суд выносит определение о введении процедуры финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве. С даты введения одной из названных выше процедур наблюдение прекращается.

К первому виду относится задолженность, возникшая до даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Под текущими платежами понимаются обязательные платежи, возникшие после указанной даты. Задолженность по текущим платежам не включается в реестр требований кредиторов. Она взыскивается вне рамок процедуры банкротства в обычном порядке, то есть в соответствии со ст.

Пунктом 1 ст. 46 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках. Это означает, что задолженность по налогам, относящаяся к текущим платежам, может быть взыскана налоговым органом в бесспорном порядке с учетом того, что исполнение в процедуре конкурсного производства инкассовых поручений, направленных в банк налоговым органом в соответствии со ст. 46 НК РФ, осуществляется в порядке очередности, установленной п. 2 ст. 134 Закона N 127-ФЗ.

Пример 1. У ООО «Памир» числится недоимка по платежам в бюджет в общей сумме 383 500 руб., в том числе по налогам в сумме 261 200 руб. и пеням в сумме 122 300 руб. В целях уплаты этой недоимки налоговый орган принял решение о взыскании задолженности в принудительном порядке за счет денежных средств.

Но задолженность погашена не была. Налоговый орган принял решение обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании организации банкротом. Заявление принято судом 20 сентября 2010 г. По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд вынес определение о признании требований налогового органа обоснованными и о введении наблюдения. В реестр требований кредиторов внесены указанные выше суммы.

В процессе рассмотрения дела о признании ООО «Памир» банкротом у организации образовалась недоимка по НДС в сумме 209 300 руб., которая причиталась к уплате в бюджет по декларации за III квартал 2010 г. Указанная задолженность не подлежит включению в реестр требований кредиторов. Налоговый орган вправе взыскать ее в бесспорном порядке.

В отношении организации, находящейся в стадии банкротства в связи с задолженностью по налоговым платежам (при отсутствии иных кредиторов), может быть прекращено дело о банкротстве, если в ходе любой из процедур будет погашена эта задолженность. Согласно положениям Закона N 127-ФЗ эту задолженность, в частности, могут погасить учредители (участники) должника, собственники имущества должника — унитарного предприятия или третьи лица.

Обязательное условие — требования к должнику об уплате обязательных платежей должны быть погашены полностью в порядке и сроки, установленные определением арбитражного суда. В противном случае арбитражный суд не признает эти требования погашенными и соответственно не будет прекращено производство по делу о банкротстве.

Дело о банкротстве организации может быть прекращено также путем заключения мирового соглашения. При этом условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по налоговым платежам, должны соответствовать требованиям Налогового кодекса (ст. 150 Закона N 127-ФЗ).

Примечание. Мировое соглашение — процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредитором.

М.С.Кузнецова

Эксперт журнала

«Российский налоговый курьер»

Инициатива о признании юридического лица банкротом может исходить как от руководства компании и ее учредителей, так и от кредиторов (физических лиц-инвесторов или других организаций), Налоговой инспекции и внебюджетных фондов, персонала при существенной просрочке по зарплатным платежам, а также уполномоченных госслужб и прокуратуры.

К сведению

Для кредиторов и налоговиков объявление о банкротстве юридического лица – это право, не обязанность. Они могут реализовать его по собственному желанию. Некоторые кредиторы не заинтересованы в инициации процедуры несостоятельности, т.к. шансы получить назад свои деньги у них будут минимальны. Другие же сознательно начинают процесс банкротства для устранения неугодного конкурента.

Руководители компании в некоторых ситуациях обязаны подать иск о своем банкротстве в суд. Это необходимо сделать в течение 30-ти дней после того как руководству станет известно о невозможности обеспечить выплаты по обязательствам с учетом финресурсов и нематериальных активов.

Если инициатива банкротства исходит изнутри от руководства компании, то оно лишается возможность назначать собственную кандидатуру управляющего.

Банкротство юридического лица начинается с подачи заявления участником процесса в Арбитраж. Здесь поступивший иск будет оцениваться на правомерность и наличие оснований для признания компании банкротом.

Если исковое заявление будет удовлетворено и в отношении должника будет начата процедура банкротства то в ходе нее юрлицо сможет пройти несколько стадий:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление/внешнее управление;
  • мировое соглашение;
  • конкурсное производство.

К сведению

Стоит отметить, что указанные здесь стадии не являются обязательными для всех компаний. Так, стадии реабилитации должника будут введены только при наличии у кредиторов и суда оснований полагать, что юрлицо имеет шансы на восстановление платежного баланса.

Конкурсное производство в процедуре несостоятельности компании

Конкурсное производство – завершающая процедура банкротства предприятия-должника. На данном этапе в задачи конкурсного управляющего входит максимальное удовлетворение кредиторских требований за счет аккумуляции и последующей продажи конкурсной массы.Решение о старте процедуры конкурсного производства при банкротстве юридического лица обязательно публикуется в СМИ. После появления такого сообщения у кредиторов будет два месяца на то, чтобы заявить о своих требованиях.

Предельный срок конкурсного производства составляет полгода. Но если выделенных временных рамок управляющему показалось недостаточно для поиска активов юрлица и организацию торгов, то он вправе ходатайствовать перед судом о пролонгации данного срока еще на полгода.

Важно

Предлагаем ознакомиться:  Налоговые вычеты в декрете в 2020 как получить (при покупке квартиры), документы

Все важнейшие функции по управлению компанией переходят к конкурсному управляющему. В его задачи входит проведение инвентаризации, оценка имущества и организация торгов. Если должник за последние годы вывел свою собственность через сомнительные сделки, то управляющий вправе их аннулировать.

В конкурсную массу попадает все имущество и активы должника, которые принадлежали юридическому лицу на момент старта процедуры банкротства. Это недвижимость, производственные комплексы, дебиторская задолженность, основные средства и пр. Необходимость привлечения специализированного оценщика для оценки конкурсной массы решается на собрании кредиторов.

Имущество предприятия при несостоятельности распродается через открытый аукцион, который проводится в электронном виде. Торги проводятся со ставками на повышение, отталкиваясь от рыночной стоимости. Наиболее низколиквидные активы распродаются на торгах на понижение.

Все вырученные средства от распродажи собственности формируют конкурсную массу, которая затем распределяется между кредиторами в порядке очередности. ФЗ-127 содержит три кредиторские ступени:• 1-ой очереди – физические лица, которые несут ответственность за причинение вреда жизни и морального ущерба;

Принцип очередности предполагает, что выплаты каждой последующей ступени производятся только после полного погашения предыдущей.

Также из конкурсной массы погашаются текущие платежи, судебные издержки, выплачивается вознаграждение арбитражному управляющему и пр.Завершается этап конкурсного производства при банкротстве предприятия ликвидацией компании. В результате с нее снимаются все обязательства, даже если денег оказалось недостаточно для погашения всех долгов.

Финансовое оздоровление

Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. С даты введения арбитражным судом процедуры наблюдения приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника (ст. 63 Закона N 127-ФЗ).

Примечание. Дело о банкротстве рассматривается арбитражным судом в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом.

Налоговый орган предъявляет должнику свои требования об уплате обязательных платежей. Они доводятся до организации-должника в течение 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Одновременно эти требования направляются в арбитражный суд, который назначает дату рассмотрения обоснованности предъявленных требований и по результатам проверки этих требований выносит определение о включении или невключении их в реестр требований кредиторов.

Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года. Конкретный период указывается в определении арбитражного суда.

При введении процедуры финансового оздоровления недоимку по налоговым платежам организация-должник уплачивает на основании графика погашения задолженности, утвержденного арбитражным судом. При этом задолженность по платежам (за исключением текущих платежей) уплачивается в порядке, установленном Законом N 127-ФЗ. Согласно п. 1 ст.

81 этого Закона с даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления штрафы и пени за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по внесению налоговых платежей не начисляются, за исключением санкций по текущим платежам. В то же время на сумму требований налогового органа об уплате налогов, подлежащих внесению в бюджет в соответствии с графиком погашения задолженности, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования Банка России, установленной на дату введения финансового оздоровления, исходя из непогашенной суммы требований в соответствии с графиком. Эти проценты подлежат уплате одновременно с перечислением налогов на основании графика погашения задолженности (п. 2 ст. 81 Закона N 127-ФЗ).

Примечание. Указанные в п. 2 ст. 81 Закона N 127-ФЗ проценты начисляются на сумму требований налогового органа с даты вынесения определения о введении финансового оздоровления и до даты погашения требований налогового органа. Если же указанные требования не погашены до даты, когда должник признан банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство, проценты начисляются до даты принятия решения о признании организации банкротом.

Штрафы и пени в размерах, существовавших на дату введения финансового оздоровления, погашаются в ходе финансового оздоровления после того, как удовлетворены все остальные требования.

Пример 2. Воспользуемся условием примера 1. Предположим, в отношении ООО «Памир» 17 января 2011 г. введена процедура финансового оздоровления, в соответствии с которой организация должна погашать задолженность по налоговым платежам в сумме 383 500 руб. на основании графика погашения задолженности. Помимо этой суммы, в рамках процедуры банкротства должны уплачиваться пени, которые налоговая инспекция начислила в отношении задолженности по налогам (261 200 руб.

Начисленные проценты ООО «Памир» обязано уплачивать вместе с налогами, перечисляемыми по графику погашения задолженности.

Пени в сумме 178 700 руб. (122 300 руб. 56 400 руб.) организация должна перечислить после уплаты налогов и процентов.

Для реализации поставленных задач на стадии наблюдения назначается временный управляющий. Полномочия высшего руководящего состава компании несколько сужаются. Так, менеджмент компании обязан предоставить всю важную информацию об экономическом положении юридического лица (отчетность, бухбалансы и пр.

К сведению

Наблюдение при банкротстве может длиться не более 7-ми месяцев. На ее основании участники процедуры принимают решение о дальнейшей судьбе должника и введении в отношении него стадии оздоровления или конкурсного производства. Управляющий по итогам наблюдения должен составить план по удовлетворению кредиторских требований.

После прохождения предварительного этапа наблюдения на кредиторском собрании принимается решение о целесообразности введения реабилитационных процедур. Если у кредиторов есть уверенность в том, что бизнес должника еще можно будет спасти, они назначат этап финансового оздоровления. По своей сути это рассрочка для погашения юридическим лицом своих обязательств.

Стадия финансового оздоровления вводится на срок до 2 лет. Она предполагает разработку графика погашения долговых обязательств (реструктуризации долга), который подлежит утверждению арбитражным судом. При этом штрафы и пени на просрочку отменяются, приостанавливаются исполнительные производства, снимается арест с активов.

Руководство компании не отстраняется от дел, но находится под контролем административного управляющего. Если обязательства фирмы на данной стадии погасить не удастся, то вводится этап внешнего управления или реализации имущества.

Порядок погашения задолженности по налоговым платежам в период проведения процедур, применяемых при банкротстве

М.С.Кузнецова

https://www.youtube.com/watch{q}v=https:accounts.google.comServiceLogin

Эксперт журнала

Кредиторы – участники процесса банкротства юридических лиц, перед которыми у должника имеются финансовые обязательства. Обычно претензии к юридическому лицу одновременно имеют несколько кредиторов. Чтобы избежать предпочтительного удовлетворения требований перед определенным кредитором и злоупотреблений с его стороны все важнейшие решения принимаются на кредиторских собраниях.

К сведению

Место и время проведения кредиторского собрания в банкротстве юридического лица, назначается арбитражным управляющим. Обычно оно проводится по местонахождению должника, но допускаются иные варианты. В частности, собрание может проводится в заочной форме.

Инициатива о проведении собрания может исходить от комитета кредиторов или их крупнейших представителей.

На собраниях принимаются такие важные решения как введение той или иной стадии банкротства предприятия, утверждение отчета управляющего, подача ходатайств об устранении управляющего, формированием кредиторского комитета, заключение мирового соглашения и пр. Часть решений принимается квалифицированным, часть – абсолютным большинством.

Пошаговая инструкция несостоятельности предприятия

Процедура банкротства юридических лиц предполагает прохождение ряда этапов:1. Подача искового заявления в Арбитражный суд.2. Назначение Арбитражного управляющего.3. Составление кредиторского реестра требований.4. Проведение первого кредиторского собрания и решение об инициации одной из процедур банкротства.5.

Введение стадии наблюдения на предприятии.6. Одобрение на кредиторском собрании одной из процедур реабилитации: санации или внешнего управления.7. Если ни одна из процедур не привела к должному результату, то юрлицо объявляется банкротом и назначается стадия конкурсного производства.8. Управляющим проводится опись и оценка имущества, формируется конкурсная масса.9.

Организуются и проводятся торги, на которых реализуется вся собственность должника.10. Осуществляются расчеты с кредиторами и погашаются текущие платежи.11. Конкурсный управляющий отчитывается перед кредиторским собранием и судом о результатах процедуры банкротства. При одобрении его отчета процесс считается завершенным.12.

Внешнее управление

Внешнее управление имеет одно принципиальное отличие от оздоровления: в ходе данной процедуры топ-менеджмент юридического лица отстраняется от дел. Обычно решение о старте внешнего управления принимается при наличии оснований полагать, что неумелое руководство привело к плачевным финансовым показателям.

Предлагаем ознакомиться:  Проводки по переоценке основных средств пример

Информация

Кредиторы обычно заинтересованы в данной стадии по той причине, что у них появляются шансы на полный возврат задолженности. Тогда как при начале конкурсного производства полученной выручки может не хватить для покрытия всех долгов и в 90% случаев банкротства так и происходит.

В ходе внешнего управления арбитражный управляющий разрабатывает новую стратегию компании и внедряет конкретные меры по восстановлению платежеспособности. В их числе: переориентация производственной линии на новые рынки сбыта, переуступка прав требования, продажа нерентабельных активов, допэмиссия акций, закрытие низкоприбыльных направлений и пр.Управляющий также вправе отказаться от невыгодных с его точки зрения контрактов и оспорить последние сделки по отчуждению собственности.

Внешнее управление вводится на период до полугода. Но иногда этот срок продлевается до 1,5 лет.

Для того чтобы у компании появился шанс на восстановление своего платежного баланса на указанной стадии вводится запрет на погашение кредиторских требований, на имущество юрлица не может быть наложен арест.

По завершению указанной стадии дело может быть прекращено. Но если должный эффект не был получен, то стартует конкурсное производство при несостоятельности юридического лица, которое ведет к ликвидации.

Примечание. Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytpolicyandsafetyru

Определение о введении внешнего управления арбитражный суд может выносить по ходатайству первого собрания кредиторов (то есть минуя процедуру финансового оздоровления) или на основании соответствующего ходатайства собрания кредиторов после того, как этим собранием рассмотрены результаты проведения финансового оздоровления.

Во втором случае внешнее управление вводится, если установлена возможность восстановить платежеспособность должника. Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев. Этот срок может быть продлен на срок не более шести месяцев. При этом совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года.

Введение внешнего управления влечет за собой, в частности, следующие последствия. С даты введения внешнего управления отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. При этом аресты на имущество организации-должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены только в рамках процесса о банкротстве.

Данный порядок не относится к исполнительному производству, осуществляемому при взыскании задолженности по текущим платежам. Также на период внешнего управления для организации-должника приостанавливается обязанность погашать денежные обязательства и уплачивать налоговые платежи, то есть в отношении этих сумм вводится мораторий. Мораторий не распространяется на текущие платежи.

Примечание. Мораторий — это приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.

В период действия моратория также не начисляются штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей. К текущим платежам санкции применяются в общеустановленном порядке. В то же время на сумму требований кредиторов (включая требования налогового органа) начисляются проценты в размере ставки рефинансирования Банка России, установленной на дату введения внешнего управления.

В общем случае обязанность организации-должника при введении внешнего управления погашать задолженность перед кредиторами (включая налоговый орган) наступает после того, как арбитражный суд вынесет соответствующее определение о переходе к расчетам с кредиторами. Такое определение арбитражным судом выносится по итогам рассмотрения отчета внешнего управляющего, который он представляет после истечения срока, на который было введено внешнее управление.

Расчеты с кредиторами (включая налоговый орган) производятся в порядке, установленном ст. 134 Закона N 127-ФЗ. Согласно п. 4 указанной статьи требования кредиторов в соответствии с реестром требований удовлетворяются в следующей очередности:

  • в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми организация-должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Примечание. Согласно п. 1 ст. 120 Закона N 127-ФЗ вынесение арбитражным судом определения о переходе к расчетам с кредиторами является основанием для начала расчетов со всеми кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов.

Таким образом, налоговые органы относятся к кредиторам третьей очереди. При этом согласно ст. 137 Закона N 127-ФЗ требования налоговых органов по уплате налогов среди кредиторов третьей очереди погашаются вне очереди. Штрафы, пени и иные санкции, начисленные за неуплату или ненадлежащую уплату налогов, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и уплачиваются после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

Мировое соглашение при банкротстве юридических лиц

Информация

Условия заключения соглашения определяются на усмотрение сторон. При этом его подписание возможно только при полном согласии всех участников. Иногда в мировом соглашении принимает участие 3-я сторона – гарант сделки или поручитель должника.

Существенными пунктами мирового соглашения являются: условия и формы оплаты, сроки действия соглашения и иные условия. Обычно сторонам приходится на какие-то уступки в мировом соглашении. Например, кредитор может списать часть долга или начисленные проценты.

После подписания мирового соглашения дело о банкротстве предприятия прекращается. В случае нарушения должником его условий процедура возобновляется.

 Арбитражные управляющие при банкротстве юридических лиц

Информация

Арбитражный управляющий призван соблюдать баланс интересов между кредиторами и юрлицом-должником. Поэтому это должна быть независимая фигура. Управляющий назначается по решению суда из числа СРО, на которую указывают участники процесса.

В спектр задач управляющего при банкротстве входит принятие мер по возврату имущества должника, организация торгов, контроль финансовых потоков предприятия, оценка собственности, анализ финансово-экономической деятельности юридического лица, разработка и корректировка бизнес-стратегии, осуществление расчетов с кредиторами, меры по оптимизации штата и пр.

Сложность поставленных перед управляющим задач накладывают ряд требований к его кандидатуре: он должен иметь профильное образование и пройти стажировку, не иметь судимостей, застраховаться на случай причинения рисков и пр.

Арбитражный управляющий принимает участие в деле за определенное вознаграждение. Оно состоит из фиксированной части и бонуса, который рассчитывается в зависимости от результативности удовлетворения кредиторских требований. Величина фиксированной части для конкурсных управляющих составляет 35 тыс.р. в месяц, внешних – 45 тыс.р.

Важно

При неудовлетворительной работе арбитражного управляющего могут привлечь к ответственности: отстранить от участия в процессе, исключить из СРО, обязать возместить причиненные кредиторам убытки или применить иные меры.

Должник в банкротстве

Что касается руководящего состава, то привлечь их к выплатам по долговым обязательствам практически невозможно. Сам генеральный директор не только не несет затраты, связанные с банкротством предприятия, но и продолжает получать зарплату и прочие положенные законом выплаты. Единственное, чем рискуют учредители – долями в уставном капитале.

Только если в суде удастся доказать, что именно действия руководства привели к банкротству (т.е. несостоятельность имела фиктивный характер) руководители могут быть привлечены к субсидиарной ответственности.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytcreatorsru

Старт процесса несостоятельности юридического лица имеет ряд важных последствий для должника.

К сведению

Должник в ходе банкротства не может совершать любые значимые сделки по отчуждению имущества, его собственность распродается на торгах, информация о его финансовом положении становится общедоступной.

, , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector