Юридическая помощь
Назад

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), структура и назначение документа

Опубликовано: 22.03.2020
0
6

Общая характеристика административно-процессуальных норм

Административно-правовые отношения составляют разновидность властеоотношений. Характерной особенностью данных отношений является выполнение одним из субъектов функций государственного управления. Выполнение таких функций наиболее эффективно с использованием механизма государственного принуждения. В условиях правового демократического государства принуждение должно отвечать требованиям разумности, законности и, прежде всего, требованию соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

В точке государственного принуждения пересекаются интересы государства и гражданина (предпринимателя, юридического лица), поэтому правовое регулирование данной сферы взаимоотношений представляет собой показатель общего развития правовой и политической системы отдельного государства, поскольку невозможно функционирование аппарата государственного управления в правовом демократическом государстве без надлежащей законодательной базы.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytpolicyandsafetyru

В таких отношениях нет равенства сторон, следовательно, есть место определенному усмотрению одного из субъектов правоотношений в рамках компетенции такого субъекта. «Уравнивание» возможности усмотрения властного субъекта в процессе применения мер государственного принуждения и прав субъекта, на которого направлены действия управленческих органов, регулирование методов и форм взаимоотношений сторон, составляет основную задачу административно-процессуального законодательства.

Именно методы, которые использует властный субъект при реализации государственного принуждения, их правовые формы составляют содержание административно-процессуального регулирования взаимоотношений субъектов, уполномоченных на реализацию государственной политики, с гражданами, предпринимателями, юридическими лицами.

Несмотря на затруднения в реализации конституционных положений о формировании административно-процессуального законодательства (ст. 72 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, отнесла административно-процессуальное законодательство к предмету совместного ведения России и субъектов Российской Федерации), административно-процессуальные механизмы функционируют и развиваются в соответствии с требованиями времени.

Фактически сложившиеся административно-процессуальные отношения требуют надлежащего правового оформления. Направляясь в государственный орган с намерением инициировать процесс государственной регистрации юридического лица, получить лицензию или исполнить обязанности свидетеля по делу об административном правонарушении, гражданин вступает в отношения с органами государственной власти, которые реализуются в установленной законом форме.

Фактическое формирование административно-процессуальных отношений требует их надлежащего правового оформления. На сегодняшний день отношения в данной сфере регламентированы отдельными законодательными и нормативными актами. Массив этих актов разрознен и нормы зачастую дублируют положения друг друга.

С помощью нормативного воздействия на общественные отношения государственная власть «переводит» такие общественные отношения в правоотношения. При этом отношения не утрачивают своего фактического содержания, поскольку «право — не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений»7. Возникая «в недрах общественной жизни» отношения очевидно нуждаются в правовой регламентации.

Посредством каждой отдельной правовой нормы государство выражает свою волю, что выделяет правовую норму в системе иных социальных регуляторов. Это позволяет, в свою очередь, обеспечить правовой норме принудительное исполнение её предписаний. Очевидно, что правовая норма как и все социальные нормы в целом — с одной стороны являются отражением сложившихся общественных отношении, а с другой стороны, такая норма является регулятором таких отношений.

И здесь мы солидарны с мнением А.Б. Венгерова: «Нормы права приобретает свое общеобязательное значение не в силу принудительности, обеспеченности возможного государственного принуждения, а потому что охватывает наиболее типичные, наиболее повторяющиеся, встречающиеся социальные процессы, причинно-следственные связи, образцы поведения ».

Развитие государственности и общества диктует необходимость упорядочения всех общественных отношений посредством правовых норм для обеспечения стабильного «нормативно-определенного10» поведения всех индивидов. Однако, к сожалению, даже общеобязательное правило поведения не станет единственно возможным, если оно не содержит соответствующей адекватной санкции за неисполнение.

Негативные последствия по своему содержанию являются неодобрением государством поведения частного индивида или группы лиц, «не соблюдающих действующие в этом обществе нормы и пытающихся собственный интерес противопоставить интересу, закрепленному в праве11)), т.е. воле государства, а фактически наиболее типичному поведению в данном обществе.

Рассматривая отдельную группу норм необходимо не только оценить её специфику, но и проанализировать место такой группы норм в общей системе законодательства. В отношении норм, регулирующих производство по делам об административных правонарушениях, очевидно, такое исследование требует проведения сравнительного анализа процессуальных норм Кодекса РФ об административных правонарушениях и правовых норм иных законодательных актов, регулирующих административно-процессуальные отношения.

Особое внимание при проведении такого анализа следует уделить процессуальным нормам Налогового кодекса РФ. Учитывая тот факт, что предусмотренные Налоговым кодексом РФ, так называемые «налоговые» правонарушения не только обладают всеми признаками административных («противоправное; виновное; посягающее на общественные отношения деяние, которое повлекло или могло повлечь наступление вредных последствий;

Нам представляется справедливыми возражения специалистов, касающиеся негативного отражения такой ситуации на правах и законных интересах граждан К сожалению, такая позиция не была поддержана Высшим Арбитражным Судом РФ, что порождает возможность квалификации соответствующих правонарушений одновременно по НК РФ и КоАП РФ.

Таким образом, в случае выявления факта правонарушения, связанного с непредставлением сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, предусматривающий ответственность как физических лиц, так и должностных лиц, привлекая к ответственности юридическое лицо в соответствии со статьёй 118 НК РФ, налоговый инспектор руководствуется соответствующими процессуальными нормами Налогового кодекса РФ.

Предлагаем ознакомиться:  Составление графика отпусков: правила, образец и советы от экспера ( бланк формы Т7)

Подвергнув сравнительному анализу процессуальные нормы КоАП РФ и НК РФ, автор приходит к следующим выводам: недостаточно четко разрешен вопрос о порядке обжалования акта налоговых органов. В случае применения 116, 118, 126 НК РФ порядок обжалования акта налогового органа определяется соответственно главой 19 НК РФ, которая регулирует право обжалования актов ненормативного характера, действий и (или) бездействий должностных лиц.

Существенно различаются сроки подачи жалобы — если Налоговый кодекс РФ предоставляет возможность налогоплательщику реализовать своё право на обжалование в течение трех месяцев, со дня когда он узнал или должен был узнать, о нарушении своих прав (ч. 2 ст.139 НК РФ), то Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает значительно более жёсткие сроки — 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ч.2 ст. 30.3 КоАП РФ).

При этом существует обратная ситуация со сроками рассмотрения жалобы — в соответствии с КоАП РФ жалоба будет рассматриваться в течение 10 суток с момента её подачи (ч, 1 ст. 30.5 КоАП РФ) и в течение одних суток, если лицо отбывает административный арест (ч, 2 ст. 30.5 КоАП РФ), жалоба на акт налогового органа может быть рассмотрена в течение одного месяца со дня её получения (ч, 1 ст. 140 НК РФ).

Налоговый кодекс РФ (ст. 48) определяет подведомственность дел о взыскании налогов за счёт имущества налогоплательщика, устанавливая правила о подаче искового заявления в арбитражный суд, если производство ведется в отношении индивидуального предпринимателя или в суд общей юрисдикции, если производство ведется в отношении физического лица.

https://www.youtube.com/watch{q}v=upload

Более того, этой же статьёй Налоговый кодекс РФ устанавливает собственные сроки для подачи такого искового заявления — б месяцев с момента истечения срока исполнения требований об уплате налога. Рассмотрение таких дел производится в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством и арбитражным процессуальным законодательством.

КоАП РФ проблему подведомственности споров решает посредством включения в соответствующую норму указание на обязательность решения судьи (в частности, административное выдворение иностранных граждан или лиц без гражданства согласно ч. 2. ст. 3.10. КоАП РФ) или указание на применение положений ГПК РФ в случае необходимости возмещения имущественного и морального вреда, причиненного административным правонарушением (ч. 3 ст. 4.7.

, КоАП РФ), а также закреплением права на судебный порядок рассмотрения дела (альтернатива внесудебному). Представляется недостаточно обоснованным самостоятельное определение подведомственности дел судебным органам, так как это формирует разрозненность правового поля: каждый акт самостоятельно по собственному усмотрению определяет возможность рассмотрения дел отдельных видов судебным органам.

Содержание и классификация процессуальных норм Кодекса РФ об административных правонарушениях

Кодекс РФ об административных правонарушениях является кодификационным актом, систематизировавшим правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с привлечением нарушителей к административной ответственности. Рассматриваемый законодательный акт является одним из немногих федеральных кодификационных актов, совмещающих материальные нормы, в части закрепления положений об административной ответственности и процессуальные нормы, касающиеся порядка их реализации, что приводит некоторых специалистов к выводу о гармоничной связи двух подотраслей материального административного права и административно-процессуального права .

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), структура и назначение документа

При формировании Кодекса РФ об административных правонарушениях, в части его структуры, руководствовались логикой практического удобства применения норм, на этот факт указывает Н.Г. Салищева: «объединение всех материальных и процессуальных норм об административной ответственности даёт возможность правоприменителям лучше ориентироваться в соответствующих правилах»4.

Тем не менее, при формировании Кодекса РФ об административных правонарушениях разработчики рассматривали возможность раздельной кодификации материально-правовых норм и процессуально-правовых норм76. «КоАП РФ — акт комплексной кодификации норм материального и процессуального права. Определяющим фактором для такого решения послужило особое (по сравнению с другими отраслями права) соотношение материальных и процессуальных норм. …

При рассмотрении вопроса о месте Кодекса РФ об административных правонарушениях в системе законодательных актов Российской Федерации, возникает неопределенность, связанная с тем, что отнесение КоАП РФ к актам материального административного права не обоснованно ввиду наличия в нем процессуальных норм, в то же время данный акт нельзя отнести к процессуальным актам, ввиду наличия материально-правовых норм в его составе.

Предлагаем ознакомиться:  Право на отпуск работающим по срочному трудовому договору

КоАП РФ содержит материально-правовые нормы, устанавливающие виды административных правонарушений и ответственность за их совершение, а также нормы, регулирующие порядок производства по делам об административных правонарушениях, которые являются составной частью административного процессуального законодательства.

В свою очередь административный процесс (административно-процессуальное право) является подотраслью административного права (по мнению Ю.А. Тихомирова79 и ряда других специалистов80). Например, Ю.Н. Старилов включает административный процесс в предмет административно-правовой науки. Ряд других специалистов относит административный процесс к самостоятельной процессуальной отрасли права82. Таким образом, КоАП РФ допустимо отнести к актам административного и административно-процессуального законодательства.

К сожалению, законодательство не дает четкого ответа о месте Кодекса РФ об административных правонарушениях в системе правовых актов. Сам КоАП РФ определяет своё место как часть законодательства об административных правонарушениях, «состоящего из настоящего Кодекса» согласно ст. 1.1. КоАП РФ. Данная формулировка вызывает ряд вопросов.

Во-первых, «законодательство об административных правонарушениях» представляется термином с недостаточно четким определением его содержания, вероятно, КоАП РФ подразумевает под такой формулировкой институт административной ответственности. Во-вторых, по нашему мнению, КоАП РФ не вправе указывать на свое «особое» приоритетное положение по отношению к иным законодательным актам.

Кодекс это не самостоятельный законодательный акт, а способ систематизации правовых норм одного вида, регулирующих один предмет. Кодификация представляется «высшей формой систематизации»83. При таком способе систематизации осуществляется не только структурирование правовых норм, но и их коренная переработка, то есть фактически приведение группы правовых норм в унифицированное состояние 4.

В рассматриваемом законодательном акте была предпринята попытка унифицировать правовые нормы, регулирующие отношения, которые возникают в процессе привлечения к административной ответственности. В том числе материальные отношения — определения видов административных правонарушений и процессуальные — закрепление порядка привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений.

Кодификационный акт представляет собой «упорядоченную совокупность (систему) связанных между собой нормативных предписаний, регулирующих на основе единых принципов определенную сферу относительно однородных и достаточно устойчивых общественных отношений» . По нашему мнению, систематизация единообразных правовых норм в одном акте не дает оснований провозглашать приоритет такого акта по отношению к иным нормам.

Даже в том случае, если в результате кодификации был создан новый акт, содержащий в своем составе и «старые» предписания и обновленный нормативный материал такой акт является «формой», а не содержанием. К сожалению, российское законодательство не позволяет осуществить иное толкование кодификационной формы существования правовых норм.

По нашему мнению, процессуальные нормы КоАП РФ составляют самостоятельный институт в рамках административно-процессуального права. Производство по делам об административных правонарушениях составляет самостоятельное производство в рамках административного процесса. Научная дискуссия о возможности отделения норм, регулирующих производство по делам об административных правонарушениях, от материально-правовых норм об административной ответственности основана именно на специфике правовой природы норм, регулирующих производство по делам об административных правонарушениях.

Поэтому ответ па вопрос о возможности разделения материальных правовых норм и процессуальных правовых норм, регулирующих институт административной ответственности требует не только исследования процессуальных норм Кодекса РФ об административных правонарушениях, их соотношения с иными процессуальными нормами российского законодательства, но и анализа исторических основ (причин) формирования производства по делам об административных правонарушениях в одном акте с нормами материальными, закрепляющими положения об административной ответственности (административных правонарушениях).

Исторический анализ продемонстрировал актуальность разработки и введения в действие акта, систематизирующего процессуальные нормы, регулирующие порядок привлечения к административной ответственности. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, более или менее успешно, выполнявший такую задачу, к моменту принятия Конституции РФ очевидно не соответствовал требованиям развивающихся общественных отношений.

Предлагаем ознакомиться:  Значение и виды трудового стажа

Акт, целью разработки которого является приведение соответствующих административно-процессуальных норм в соответствие новому законодательству и отражающий развитие экономических и иных общественных отношений, по нашему мнению, должен был решить не только задачу их «технической» систематизации, но и модернизировать содержание соответствующих норм. Рассмотрим подробнее, о каких именно нормах идет речь.

Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит комплекс административно-процессуальных норм, регламентирующих порядок привлечения к административной ответственности. Среди указанных норм можно выделить следующие группы (виды) процессуальных норм КоАП РФ: 1) в зависимости от предмета регулирования.

— нормы, регламентирующие процессуальный статус участников производства. Например, «потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении» (ч. 2 ст. 25.2.). — нормы, определяющие процессуальные сроки: «дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела» (ч. 1 ст. 29.6).

«доказательствами по делу являются любые фактические данные,,» (ч. I ст. 26.2 КоАП РФ). Условно определенной является норма — например, «о взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный ст. 27.10. настоящего Кодекса» (ч,3 ст. 26.5.), бланкетной является норма «привод осуществляется органами внутренних дел.

, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел» (ч,2 ст.27.15.). 3) В зависимости от характера устанавливаемых требований (условности или безусловности требований) процессуальные нормы КоАП РФ можно разделить на нормы императивные и диспозитивные. Например, «лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, вправе подавать ходатайства, …

ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению» — нормы условного характера (ст. 24.4. КоАП РФ). В данной норме предусмотрена возможность выбора для субъекта правоотношений. Субъект вправе не реализовать предоставленное ему правомочие и не заявлять ходатайств. Однако, норма, устанавливающая основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении, не даёт соответствующему субъекту право выбора «прекращать производство по делу или нет», в силу прямо установленных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5. КоАП РФ).

4) По объёму регулирования выделяются нормы, содержащие общие положения (определения) и нормы, конкретизирующие порядок производства. В качестве норм, определяющих общие положения о порядке производства по делам об административных правонарушениях, можно выделить нормы-дефиниции. Такими нормами являются нормы, которые устанавливают определения.

В качестве примера таких норм можно назвать нормы, устанавливающие понятия участников производства по делам об административных правонарушениях («потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинён физический, имущественный или моральный вред» ч. 1 ст. 25.2.).

Становление и развитие законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (по материалам Республики Карелия)Баталин Александр Владимирович

Законодательство субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях в системе административно-деликтного праваФилант Константин Геннадьевич

Законодательство субъектов Российской Федерации об административных правонарушенияхАнтонов Алексей Алексеевич

Законодательство субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях и его реализация органами внутренних делШевцов Александр Валерьевич

Особенности судебного и управленческого осуществления производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации и Республике КазахстанВеликая Тамара Васильевна

Законодательное регулирование субъектами Российской Федерации ответственности за административные правонарушения, посягающие на общественный порядокСидорцов Роман Валерьевич

Профилактика правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации:административно-правовой аспектВинниченко Евгений Олегович

Правовое регулирование административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации :На примере Дальневосточного федерального округа Винаркевич Игорь Ремович

Административно-правовые средства предупреждения правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации : по материалам Дальневосточного федерального округаСимонова Елена Александровна

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector