Юридическая помощь
Назад

Как оформить сервитут на земельный участок в 2020 году

Опубликовано: 24.02.2020
0
4

Оформление частного обременения

Основанием, предоставляющим право гражданину иметь ограниченный доступ к пользованию территорией другого собственника, является статья № 274 ГК РФ. Пункты законодательного документа указывают на причины принятия такого решения, оговаривают общие условия и права двух сторон.

Статья 39.23 ЗК РФ также говорит о важных определенных законом основаниях, согласно которым устанавливается сервитут. Заинтересованный собственник земельной территории не может быть ущемленным в своих собственных правах, поэтому требовать установления частного сервитута на земельный участок могут в следующих случаях:

  • при необходимости обеспечить беспрепятственное передвижение через участок;
  • при возникновении необходимости обеспечить подъезд к объекту;
  • при необходимости выполнения дренажных работ, затрагивающих участок другого собственника;
  • при выполнении работ по проведению через другой участок водоснабжения, линии электропередач или канализации;
  • другие возникающие случаи, которые не предусматривают иных возможностей для обеспечения прав и нужд гражданина.

https://www.youtube.com/watch{q}v=Mjr9gyTUDwE

О том, как правильно оформить сервитут на проезд либо проход к участку, мы подробно рассказываем в отдельном материале.

Из всего вышесказанного делаем вывод, что сервитут повсеместно встречается в нашей жизни.

Поэтому, если вы столкнулись с подобной темой, не стоит переживать, ведь правильный подход к организации ограничения не принесет никаких хлопот. Пользуйтесь сервитутом, или предоставляете его в пользование. Помните о своих правах и обязанностях в соответствии с договором.

Как установить сервитут на земельный участок{q} Ограничение прав в форме сервитута может устанавливаться с помощью соглашения либо договора, заключаемого стороной, требующей установления сервитута с владельцем смежного участка, и должно пройти государственную регистрацию.

Как оформить сервитут на земельный участок{q} Для регистрации ограничения права в территориальный орган Росреестра необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление, с которым может обратиться любой из субъектов договора;
  • квитанция об оплате пошлины (если сервитут устанавливается в интересах гражданина – 1500 рублей, юридических лиц – 6000 рублей);
  • правоустанавливающий документ на участок (если право на него не зарегистрировано в ЕГРП);
  • соглашение (3 экземпляра);
  • кадастровый паспорт (если обременяется конкретная часть недвижимого имущества);
  • заверенное нотариусом согласие остальных собственников земли (если она находится в общей собственности).

Как оформить сервитут на земельный участок в 2020 году

Образец заявления о заключении соглашения об установлении сервитута.

Образец соглашения на установление земельного сервитута.

В ситуациях, когда собственник земли отказывается от заключения соглашения, заинтересованное лицо может решить вопрос в судебном порядке.

Порядок установления сервитута на земельный участок в данном случае сложнее. Исковое заявление подается в судебный орган по месту нахождения спорного имущества с обязательным соблюдением досудебного порядка урегулирования спора.

Истцу необходимо обосновать, что полноценное использование его имущества невозможно без обременения соседнего участка земли.

В этом случае в Росреестр предоставляются две копии судебного решения об установлении сервитута.

С какого момента вступает в силу сервитут в данном случае{q} С момента вступления в силу судебного решения.

Образец искового заявления об установлении сервитута.

Подробнее об установлении частного сервитута читайте в нашей статье.

Важно учитывать, что наложение сервитута на земельный участок – это исключительная мера, которую следует использовать, только когда отсутствуют другие возможности обеспечить интересы собственника земельного участка.

Что представляет собой личный сервитут или ограничение{q}

Установление сервитута обусловлено необходимостью проезда или прохода третьих лиц через расположенный рядом участок.

Составление документов производится по нормам третьего пункта статьи 247 Гражданского кодекса и статьи 52 Федерального закона, рассматривающего государственную регистрацию объектов недвижимости.

Помимо заключения соглашения, существует еще два варианта установление такого вида обременения:

  • предписанием, выданным уполномоченным органом местного самоуправления, по результатам городского слушания;
  • вынесением судебного решения. Этот способ применяется, если стороны не могут достигнуть согласия в добровольном порядке.

Для установления такого типа ограничения необходимо подготовить пакет документов. В перечень бумаг входят следующие:

  1. Паспорт гражданина.
  2. Заявление об установления сервитута.
  3. Документ, подтверждающий необходимость этой процедуры.
  4. Кадастровый план с отметкой о сервитуте.
  5. Документ, подтверждающий факт уплаты государственной пошлины. Размер госпошлины за оформление ограничительного документа составляет полторы тысячи рублей для граждан и шесть тысяч рублей – для организаций.
  6. Доверенность на представителя (если гражданин подает заявление не самостоятельно).

Зачастую период действия сервитута не устанавливается, и соглашение носит бессрочный характер. Ограничения по времени устанавливаются в исключительных случаях. При этом, если в соглашении установлен срок его действия, права и обязанности сторон прекращаются по истечении указанного периода времени.

Соглашение может признано недействительным по одной из причин:

  • требование владельца земельного участка, обусловленное тем, что в установлении ограничения больше нет необходимости;
  • составление документа о прекращении действия соглашения по договоренности между сторонами;
  • истечение периода действия документа;
  • вступление в силу решения суда об отмене ограничения.

Как оформить сервитут на земельный участок в 2020 году

Договор публичного типа в отношении установления сервитутам на участок земли имеет место в тех случаях, когда органами местного самоуправления издан нормативный правовой акт, закрепляющий данное ограничение. Заполнить заявление на публичный сервитут вправе граждане, юридические лица и представители властных органов.

Сервитуту публичного типа оформляется в следующих случаях:

  1. На земельном участке необходимо провести инженерные изыскания.
  2. Определенная территория предоставляется в бессрочное постоянное пользование, аренду, собственность.
  3. На участке земли необходимо провести ремонтные работы (прокладка коммуникаций, ремонт объектов общественного пользования).

Таким образом сервитут – разрешение на использование участка земли лицом или группой граждан для реализации определенных целей. Он дает право третьим лицам наравне с собственником пользоваться принадлежащим ему имуществом.

Частный сервитут на земельный участок (или его часть) и иную недвижимость может основываться как на договорных отношениях, так и в рамках судопроизводства.

Устанавливается ли сервитут на землю под домом и каковыми могут быть основания для установления сервитута, к примеру, на арендованный земельный участок{q} Сервитут может устанавливаться на граничащий земельный участок, а в исключительных ситуациях – и на иной участок, обладающий необходимыми характеристиками (участок, находящийся в аренде), и устанавливается в целях:

  • взведения, эксплуатации коммуникаций необходимых для снабжения электроэнергией и другими ресурсами;
  • проезда, подхода к изолированному владению и обеспечения прочих нужд.

Публичные сервитуты регламентируются ЗК РФ и действуют на основе норм правового регулирования общегосударственного и регионального уровней в интересах страны и общества в случаях, когда изъятие земель не требуется.

В законе ниже оговаривается, какие земли могут использоваться без предоставления прав на них другим лицам.

Статья 39.33. Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов

  1. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:
    • проведение инженерных изысканий;
    • капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
    • строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
    • осуществление геологического изучения недр;
    • осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
    • размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  2. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 — 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
  3. В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.
  4. Указанное в пункте 2 настоящей статьи разрешение уполномоченного органа не дает лицу, в отношении которого оно принято, право на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства.

Для применения этого вида ограничения прав собственников обязательно проведение общественных слушаний.

Основанием для возникновения публичного сервитута служит необходимость обеспечения общественных нужд с целью:

  • обеспечения подхода населения к водным объектам;
  • ремонта объектов инфраструктуры, выполнение дренажных работ;
  • необходимости размещения элементов для обозначения границ участков;
  • забора воды из водоемов;
  • прохода и выпаса животных, сенокоса;
  • охоты, рыболовства;
  • проведения различных исследовательских действий.

Более детально об основаниях и причинах установки сервитута читайте здесь, а об основаниях прекращения сервитута можно узнать в этой статье.

Владелец любого имущества, например, земельного участка, имеет ряд прав на него. Собственник владеет своим имуществом, может им пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению.

Если происходит нарушение каких-либо законных норм, то за это есть ответственность. В некоторых ситуациях возникает временное или даже бессрочное ограничение прав, это сервитут.

В переводе с латинского языка термин сервитут означает вещь в рабстве.

Как оформить сервитут на земельный участок в 2020 году

Это понятие может быть применимо к различным жизненным ситуациям, однако наиболее распространено она в различных земельных отношениях.

Предлагаем ознакомиться:  Прописать грудного ребенка по месту прописки матери

Сервитут это право использовать участок, который не принадлежит данному лицу и не является его собственностью. Например, такая ситуация возникает когда нужно подвести коммуникации к своему дому через соседний участок.

То есть, сервитут возникает в такой ситуации, когда одному гражданину необходимо разрешение своего соседа на использование его части участка для какой-либо цели. Поэтому важно понимать, что это за понятие сервитут, каких он может быть видов, и как провести его оформлению не нарушая российское законодательство.

https://www.youtube.com/watch{q}v=s8_Ia_g7dC4

С точки зрения юриспруденции, сервитут это такая сделка, по которой происходит передача определенных прав от одного лица к другому лицу. В такой сделке участвуют две стороны, одной стороной является собственник участка земли, на котором и устанавливается сервитут, вторая сторона – это та, которой дается право на распоряжение частью соседнего имущества или участка, то есть он является управомочным лицом.

Важно! Управомочное лицо, после оформления сделки сервитута, не имеет права собственности на эту часть участка земли, а только временно им пользуется.

Поскольку между правом собственности и возможностью пользования, то есть самоуправством, не все видят большую разницу, то существует значительный список законов, которые регулирует права и обязанности обеих сторон сделки, которые они должны выполнять.

Частный сервитут на земельные участки

Главным законодательным актом, на которой стоит ориентироваться это Гражданский Кодекс России, далее следует еще и земельный кодекс России.

Какие документы потребуются{q}

Законодательство в статье 274 Гражданского кодекса раскрывает вопрос — сервитут на земельный участок, что это такое. Оформление ограниченного разрешения требуется, когда решаются споры между собственниками соседних земель по поводу пользования общего характера.

Сервитут устанавливается на земельный участок по следующим наиболее частым причинам:

  1. Расположение на участке природного объекта, например источника ключевой воды. Объект не является собственностью владельца земли, а принадлежит государству и относится к общему пользованию, поэтому воду могут набирать все желающие. В таком случае собственник имеет право установить ограничения и потребовать право прохода к источнику за определенную плату.
  2. Строительные работы по прокладке коммуникационных труб к участку должны проводиться через соседнюю территорию. Законный правообладатель имеет право наложить обременение в форме сервитута и указать конкретное место для разрешения прокладывания труб.

ВНИМАНИЕ. Сервитут является крайним решением возникшей проблемы с земельным пользованием, когда остальные способы исчерпаны.

Данный способ ограниченного использования нельзя применять для несущественных целей. Например, к участку приходится добираться по короткой дороге, но сделать это по соседней территории намного ближе.

Оформлять разрешение для сокращения пути недопустимо.

В каких случаях необходимо отправляться в судебные инстанции

По своей сути сервитут похож с арендой, разница только в возникновении заключения договора как вынужденной меры решения спора с обеих сторон. Это позволяет собственнику земельного надела наряду с получателем сервитута продолжать использовать обремененную часть участка.

Земельное обременение накладывается в случаях:

  • обоюдного соглашения сторон, которые желают пользоваться землей наряду с ее собственником;
  • без обоюдного соглашения в принудительном судебном порядке.

Частный сервитут для прохода и проезда устанавливается при наличии следующих документов:

  1. Паспорт РФ от заявителя.
  2. Чек о внесении госпошлины.
  3. Документация, подтверждающая установку сервитута, – соглашение сторон, акт-распоряжение от госоргана, решение суда.
  4. Кадастровая планировка территории с печатью об установки сервитута.
  5. Доверенность, если обращается третье лицо.

Госпошлина для установки личного сервитута на сегодняшний день составляет для:

  • физлиц – 1500 руб.;
  • юрлиц – 6000 руб.

Различия установления публичного и «частного» сервитутов

Процедура установления частного сервитута начинается с создания соглашения между заинтересованным лицом и владельцем территории. Это право может устанавливаться для:

  • прохода и перемещения по соседнему участку;
  • проведения канализационных и водоснабженческих систем;
  • установки электрических сетей;
  • возмещения нужд заинтересованных лиц, при отсутствии возможности обеспечить их по-другому.

servitut-na-zemelnyj-uchastok

Истребовать установку сервитута физлицу возможно исключительно у владельца конкретного участка. В том случае, когда территория относится к госсобственности либо владениям города, тогда для установки сервитута потребуется обратиться к госвластям. Сделать запрос на оформление личного сервитута имеет право каждый человек, которому принадлежит земля на других правах.

Личный сервитут возможно установить только по части прилегающей территории, а в некоторых случаях в отношении другого участка.

https://www.youtube.com/watch{q}v=pC9tbbDarho

Оформление этого права осуществляется путем создания договора, заключенного между владельцем территории и заинтересованным лицом. Если они не могут договориться, то в этом случае третье лицо вправе подать в суд.

Завершающим этапом оформления частного сервитута является проведение госрегистрации.

Соглашение об ограниченном использовании участка заключается владельцами смежных наделов.

Установление частного обременения применяется в следующих ситуациях:

  • необходимость проезда или прохода через соседнюю территорию;
  • проведение и ремонт коммуникаций (например, водопровода, электрического кабеля);
  • возведение и ремонт объектов недвижимости;
  • обеспечение иных нужд собственника.

Если владельцы участков не смогут договориться о совместной эксплуатации, то решение будет приниматься в судебном порядке.

Практика показывает, что простой сервитут оформляется по согласию сторон при наличии нескольких обстоятельств:

  • предполагаются незначительные потери от наложенного ограничения;
  • собственникам невыгодно доводить дело до суда;
  • лицо, которому предъявлено требование, получает денежную компенсацию.

Величина выплат определяется размерами предполагаемого ущерба.

Для регистрации частных сервитутов существует несколько основных причин:

  • требуется проезд или проход к участку земли;
  • возникла необходимость проложить коммуникации;
  • требуется произвести обслуживание и ремонтные работы газового
  • оборудования, электросетей, фасада дома, водопровода и т.п.;
  • требуется установить какой-либо объект на соседней земле;
  • иные случаи, которые не осуществляться без обременения.

Для регистрации публичных сервитутов предусмотрены случаи использование земли государством, муниципалитетом или местным населением. Среди них основными причинами накладывания обременения являются:

  • требуется проход или проезд через территорию участка частного владельца (например, прокладывание дороги общего значения);
  • проведение коммуникационных сетей общественного пользования;
    предоставление владельцем общего пользования расположенным на его участке государственном объекте (например, природный источник);
  • требуются последовательные работы, которые необходимо провести на частном участке;
  • при расположении надела около прибрежной зоны необходимо сделать через него проход к воде;
  • при проведении работ геодезического характера, прокладывании межи, требуется разместить знаки работ;
  • для получения разрешения на выпас или прогон скота.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (п. 3 ст. 274 ГК РФ).

Основанием для государственной регистрации сервитута при наличии спора между собственником недвижимости и лицом, претендующим на получение права ограниченного пользования этим имуществом, является решение суда, принятое в соответствии с пунктом 3 статьи 274 ГК РФ. По этой причине в резолютивной части соответствующего судебного акта должны быть приведены все условия, на которых суд устанавливает сервитут. (п 10 Обзора ВС РФ).

В п. 11 Обзора ВС РФ суд отмечает, что отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости (до 1 января 2017 г. — в государственном кадастре недвижимости) сведений о части земельного участка, обременяемого сервитутом, не препятствует государственной регистрации сервитута, кроме случаев, установленных законом.

Согласно п. 1–2 ст. 275 ГК РФ, если иное не предусмотрено непосредственно ГК РФ, сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Также сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Сервитут может быть срочным или постоянным (п. 4 ст. 23 ЗК РФ). Срок будет зависеть от того, для каких целей устанавливался сервитут, при их достижении (например, при проведении работ по реконструкции) обременение сервитутом должно быть прекращено.

Так, по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен (п. 1 ст. 276 ГК РФ). Однако, как отмечает Верховный Суд РФ в Обзоре ВС РФ, такая формулировка не означает, что сервитут не может быть прекращен по требованию собственника земельного участка, для обеспечения использования которого установлен сервитут, в случае, когда объективно потребность в использовании чужого земельного участка отпала.

Отметим, что срок действия сервитута (в том числе и бессрочность) должны быть указаны при его регистрации.

Публичный сервитут от частного отличает способ установления.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

Предлагаем ознакомиться:  Изъятие земельного участка у собственника в связи с неиспользованием

П. 3 ст. 23 ЗК РФ предусматривается возможность установления публичных сервитутов для: прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним; проведения дренажных работ на земельном участке; забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства); временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

Отметим, что данный перечень оснований является исчерпывающим и установление публичного сервитута по иным основаниям не разрешено. Не запрещено по указанным выше основаниям устанавливать «частный» сервитут по соглашению сторон или в судебном порядке. Более того, у органа государственной (муниципальной) власти нет обязанности по установлению публичного сервитута; сервитут устанавливается по усмотрению соответствующего органа и является его правом.

https://www.youtube.com/watch{q}v=HLWLtTCzp1g

В п. 4 Обзора ВС РФ Суд указал, что в отсутствие нормативного правового акта об установлении публичного сервитута собственник линейного объекта вправе обратиться к собственнику земельного участка, на котором расположен указанный объект, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта.

Таким образом, Верховный Суд РФ допускает при одних и тех же условиях установление как публичного сервитута в интересах местного населения, так и «частного» сервитута в пользу собственника инженерных сетей.

Дополнительно отметим, что бывают случаи «установления» публичных сервитутов решениями органами власти без осуществления регистрации в установленном законом порядке. Верховный суд РФ указал, что само по себе отсутствие государственной регистрации публичного сервитута не является препятствием для рассмотрения и разрешения судом административного иска о признании недействующим нормативного правового акта, установившего данный сервитут (п.

35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28 марта 2018 г). Таким образом, если будет органом власти (государственным, муниципальным) будет установлен сервитут и не зарегистрирован — это не лишает прав собственников МКД обратится в суд с оспариванием такого решения.

Частным сервитутом является установление права ограниченного пользования частными лицами. При установлении «частного» сервитута необходимо обязательно руководствоваться указанными выше особенностями сервитута с целью недопустимости чрезмерного ограничения прав собственника земельного участка, который сервитутом обременяется.

Примером может служить следующая ситуация: собственник земельного участка для прокладки линии электропередачи, проведения коммуникаций к своему участку может заключить договор с собственником соседнего земельного участка, через который будет осуществляется проведение таких коммуникаций, и установить сервитут.

Примером публичного сервитута является следующий вариант: через частную территорию, на которой располагаются жилые дома, необходимо провести коммуникации на территорию муниципалитета или же на другую частную территорию (муниципалитет в данном случае может установить сервитут в целях интересах населения).

Когда необходим частный сервитут

П. 5 ст. 274 ГК РФ установлено, что собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Земельное законодательство также устанавливает, что собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату (п. 6–7 ст. 23 ЗК РФ).

Таким образом законодатель наделяет правом при установлении сервитута устанавливать плату за пользование части земельного участка. При этом споры зачастую касаются не столько установления платы за сервитут, а сколько ее размера.

Вопрос алгоритма или методики определения размера платы, особенно в отношении срочных сервитутов, остается открытым. Законодательно не закреплено, как именно должен определятся размер платы, за исключением требования соразмерности интересам лиц, чьи права ограничиваются. Размер платы должен устанавливаться адекватно, а не из принципиальности или вредности собственника земельного участка, обремененного сервитутом.

Он должен реально зависеть от ограничений и неудобств, которые претерпевают собственники земельного участка в случае установления сервитута. При несогласии размера платы вопрос необходимо будет решать в суде, которым будет принято решение о соотнесении соразмерности платы за сервитут и возможности наименьшего обременения собственника земельного участка.

П. 12 Обзора ВС РФ указывается, что плата за сервитут определяется исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей. Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом.

В размер платы включаются разумные затраты, возникающие у собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права собственности или созданием условий для реализации собственником объекта недвижимости, для обеспечения использования которого сервитут установлен, права ограниченного пользования (например, связанных с необходимостью организации проезда через принадлежащий собственнику земельный участок, сносом или переносом ограждений, с соблюдением пропускного режима, поддержанием части участка в надлежащем состоянии), а также образовавшихся в связи с прекращением существующих обязательств собственника участка, обремененного сервитутом, перед третьими лицами.

При этом необходимо в том числе учитывать долю земельного участка, ограниченную сервитутом, в общей площади земельного участка; срок установления сервитута; объем ограничения пользования земельным участком и интенсивность его предполагаемого использования; характер неудобств, испытываемых собственником недвижимого имущества, обремененного сервитутом;

степень влияния сервитута на возможность распоряжения земельным участком. Принимая решение об определении характера платы за сервитут (единовременной выплате в полном объеме или периодических платежах в течение всего срока действия сервитута), в целях наибольшего соблюдения баланса интересов сторон необходимо учитывать конкретные условия пользования и объем сервитута.

В случае, если, например, произошло увеличение объема ограничения его прав, увеличилось количество использования земельного участка (стало в несколько раз больше проходить единиц техники и пр.), условиями сервитута может быть предусмотрен порядок изменения платы. Каждая из сторон вправе обратиться в суд с требованием об изменении размера платы (увеличении или уменьшении) в случае изменения объема ограничений прав собственника земельного участка, обремененного сервитутом (п. 13 Обзора ВС РФ).

Установление размера оплаты при публичном сервитуте

При публичном сервитуте порядок определения размера платы может устанавливаться отдельными нормативными актами.

В частности, в отношении полосы отвода автомобильной дороги в соответствии с п. 3–4 Порядка определения платы за публичный сервитут в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации, утвержденного Приказом Минтранса России от 05 сентября.2014 г.

№ 24 (Зарегистрирован в Минюсте России 28 октября 2014 г. № 34478) размер платы за такой публичный сервитут определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается как 0,12% кадастровой стоимости земельного участка в год. В случаях, если публичный сервитут предполагает использование части земельного участка, плата за публичный сервитут определяется пропорционально площади указанной части земельного участка.

Также существует специфический сервитут, который не подлежит государственной регистрации. Так, согласно п. 6 ст. 18 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 43 «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, плата за установление сервитута устанавливается в размере от 0,1 процента до трех процентов кадастровой стоимости части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут.

Размер платы также может устанавливаться нормативным актом государственного или муниципального органа власти, установившем сервитут. В случае неустановления такой платы или несогласия с такой платой не запрещено обращение в суд для определения соразмерной и справедливой платы, если права владельца земельного участка существенно нарушаются.

Предлагаем ознакомиться:  Обязательность регистрации договора аренды земельного участка. Пошаговая инструкция по регистрации. Особенности заключения договора

При установлении платы за сервитут необходимо учитывать разницу между сервитутом временным и постоянным. Если сервитут устанавливается на определенный срок, то есть возможность рассчитать убытки, которые будут причинены собственнику за период действия сервитута. Если же сервитут бессрочный, то можно лишь рассчитать убытки, которые будут причиняться собственнику служащей недвижимости за определенные периоды, например, ежемесячно.

Его суть в том, что оно дает собственнику какой-то недвижимости, пользоваться чужой землей, в ситуациях, когда он не может беспрепятственно реализовать свое право пользоваться этой недвижимостью без установления сервитута (например, через ЗУ гражданина «А» проходит единственная дорогая к дому гражданина «Б», поэтому «Б» вынужден просить установить право ограниченного пользования участком «А», чтобы пройти к себе домой).

Данное вещное право можно установить только тогда, когда у владельца недвижимого имущества нет иных вариантов реализовывать свои права по пользованию им (П. 7 «Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 – далее Обзор).

Обременение земли – это, так или иначе, ограничение прав его собственника, создание для него неудобств. А для лица, для которого установлен сервитут – это дополнительный источник расходов (за пользование чужой землей может взиматься плата ч. 5 ст. 274 ГК РФ).

Как дополнительно различают сервитуты

Обременение земельного участка можно классифицировать по сроку действия. Срочный договор имеет силу на протяжении определенного периода (к примеру, на время ремонта). Бессрочный сервитут не ограничен временными рамками и является постоянным.

Существует разделение соглашений об эксплуатации земельных территорий по объектам:

  • водный (использование водоемов);
  • лесной (право свободного пребывания в лесах, сбор грибов и ягод).

Кроме того, сервитут предоставляется бесплатно или на возмездной основе.

Чтобы рассчитать размер платежей следует учитывать реальные расходы, интенсивность использования и стоимость утраты выгоды. Если с требованием обременения обращается юридическое лицо, компенсация дополнительно облагается НДС.

Как оформить сервитут на земельный участок — Юридический справочник

ГК РФ определяет сервитут, как возможность в определенных границах и (или) условиях использовать земельный участок, принадлежащий другому лицу.

Указанное обременение не отнимает у собственника земли ни одного из элементов права собственности.

Он по-прежнему может владеть, пользоваться и распоряжаться своей землей, а также имеет право получать от субъекта, который инициировал установление сервитута (сервитуария) в отношении земельного участка, денежную компенсацию за пользование участком.

Сервитут находится в неразрывной связи с объектом недвижимости, на котором установлен, поэтому он:

  • сохраняется при изменении собственника участка;
  • не может являться предметом каких-либо сделок;
  • не может передаваться иным лицам.

Подробнее об определении сервитута в ГК РФ и земельном праве, читайте в этой статье.

Земельные споры. Видео-консультация на тему «Как правильно установить сервитут{q}»

Что такое сервитут{q}

https://www.youtube.com/watch{q}v=DO5HWt3gCX0

Многие владельцы земли слышали об этом понятии, но не представляют себе, что это такое и для чего он необходим. Документ подтверждает право одного лица пользоваться недвижимым имуществом другого, но только ограниченно, так как это чужая собственность. Право сервитута – право на пользование недвижимостью, но в строгих рамках.

Таким образом, собственность одного человека не может использоваться вторым постоянно, то есть недвижимое имущество не продается. Сервитут может устанавливаться по обоюдному согласию сторон или исходя из решения суда.

Ограниченное право пользования может потребоваться в самых разных случаях, например:

  1. На чужом участке имеется источник воды, которым хотят пользоваться владельцы соседних земель.
  2. На чужой земле проходит дорога, и второму лицу, которое является владельцем соседнего земельного надела, невозможно выехать с собственного участка. В этом случае также можно оформить право на использование дороги.

Важно!Претендовать на оформление права может только то лицо, которое не имеет возможности реализовывать собственные права без согласия на эксплуатацию чужой земли.

Виды сервитутов

Право пользования подразделяется на несколько видов исходя из различных признаков.

Первый вариант состоит в том, что он делается на ограниченный срок, в течение которого налагается ограничение. Как правило, данная разновидность необходима, чтобы выполнить какие-либо работы.

Эти виды зависят от субъектов, по которым устанавливается право на пользование.

Личный сервитут – это вид соглашения, который необходим, когда одному человеку требуется временно использовать участок, которым обладает другой. Как правило, это происходит в следующих случаях:

  • требуется территория для выезда;
  • во время установки объектов на соседской земле;
  • необходимость в прокладке коммуникации.

Существует два способа, при помощи которых оформляется документ:

  1. Соглашение о сервитуте земельного участка на добровольной основе.
  2. Соглашение при помощи суда.

При этом собственник не лишается прав на участок. Интересен тот факт, что владелец земли имеет право устанавливать плату за ее использование. Примером подобной выгоды может оказаться сдача земли в аренду.

Схема расположения земельных участков

Публичный предусматривает факт, что землей распоряжается государство или же сообщество. Устанавливается в следующих случаях:

  1. Для осуществления научных исследований.
  2. Для проезда.
  3. Для предоставления участка с целью охоты или рыболовства.
  4. С целью выпаса скота.
  5. При прокладке коммуникаций с целью общественного пользования.

https://www.youtube.com/watch{q}v=bT_FoOMxELA

Подобный договор устанавливается исключительно в письменном виде в соответствии с первым пунктом 161 статьи ГК РФ.

Здесь имеются пункты, которые должны обязательно иметься в соглашении:

  • срок;
  • цель;
  • юридические адреса и реквизиты банка;
  • обязанности и права каждой из сторон;
  • особенности действия ограниченного пользования;
  • адреса участков;
  • основания.

Только после того как будет подписано соглашение о сервитуте земельного участка, образец которого можно найти в Интернете, он вступает в силу. Но как только основания отпадают, пользование вторым лицом прекращается. Если землевладелец хочет, то он может установить плату, которая указывается в отдельном соглашении.

Публичный сервитут устанавливается даже без согласования с владельцем участка. А вот личный сервитут так устанавливаться не может. Поэтому такое решение владелец вправе обжаловать в суде или потребовать плату за установление права пользования его землей.

Соглашение о сервитуте

Как установить сервитут

Земельный сервитут (все виды) по общим правилам назначается в соответствии с требованием лица о его применении.

Законом определено три способа наложения обременения:

  • по добровольному согласию землепользователей;
  • на основании нормативного акта (федерального или муниципального);
  • по судебному решению.

Одной из причин заключения договора выступает наличие у заявителя права пожизненного владения.

Требование об установлении порядка эксплуатации землей вправе выдвигать муниципальные органы, организации, садоводческие товарищества (СНТ) и другие группы граждан.

Последовательность назначения публичного сервитута состоит из следующих этапов:

  1. Подача заявления в органы местного самоуправления.
  2. Объявление и проведение подробного публичного слушания.
  3. Принятие решения администрацией муниципального образования.
  4. Подписание нормативного акта.
  5. Регистрация документа в Росреестре.

Действие сервитута начинается после его официального оформления.

Длительность процедуры утверждения обременения определяется административным регламентом региона. Общий срок составляет от трех месяцев до полугода.

Договор частного обременения – соглашение собственников наделов, имеющих общую границу.

Заключение соглашения проводится по схеме:

  1. zemelnyj-servitutЗаинтересованные лица договариваются о совместном использовании земли.
  2. Если согласие не достигнуто, инициатор сервитута обращается с иском в суд.
  3. Определяются порядок, сроки и цена эксплуатации участка.
  4. Обременение регистрируется в органах Росреестра.

В договоре отражаются все существенные условия. К составлению документа по желанию участников привлекается нотариус. Если форма соглашения не соблюдена, оно может быть признано недействительным.

Пункты договора включают:

  • личные данные сторон;
  • характеристики объекта (площадь, кадастровый номер, назначение);
  • цели использования;
  • размер земельного участка (если обременение устанавливается на часть территории);
  • срок действия;
  • цена и способ оплаты;
  • порядок эксплуатации надела;
  • обязанности сторон.

Если земля находится в собственности нескольких лиц, в соглашении разграничено участие всех правообладателей.

Сервитут устанавливают на территорию, границы которой зафиксированы документально.

Обратиться в отделение Росреестра может как владелец, так и пользователь спорного участка.

Перечень необходимых бумаг включает:

  • заявление на госрегистрацию;
  • копия удостоверения личности заявителя;
  • документы, подтверждающие право собственности на землю;
  • соглашение владельцев или решение суда;
  • кадастровый план;
  • квитанция оплаченной госпошлины.

При нахождении участка в ипотеке требуется согласие кредитной организации.

Административный регламент

https://www.youtube.com/watch{q}v=OoxVd-ppsQ4

Для урегулирования правоотношений по оформлению обременения на землю, находящуюся в городской собственности, был принят официальный документ – Административный регламент установления сервитута. Положениями данного регламента устанавливаются:

  • порядок проведения административной процедуры оказания услуг по установлению обременения;
  • сроки и последовательность административных действий с указанием перечня оказываемых услуг;
  • порядок взаимодействия органа местной власти с заявителями (гражданами, юрлицами, государственными структурами и организациями);
  • процедура обжалования действий (бездействий) органов местной власти.

Документом также регламентируется порядок заключения соглашения о сервитуте. Все положения документа основываются на требованиях норм законодательных актов. На основании данного документа разрабатываются региональные регламенты.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector