Юридическая помощь
Назад

Как определить налогового резидента

Опубликовано: 21.08.2019
0
9

Валютный резидент — нерезидент

Выше описан общий механизм определения резидентности лица. При этом действующим законодательством предусмотрены частные случаи определения периода пребывания, подробнее о которых мы расскажем ниже.

В случае если у гражданина возникла необходимость выезда за границу для прохождения лечения, то период пребывания за рубежом в таком случае включается в расчет 183 дней, необходимых для приобретения статуса резидента. Иными словами, дни нахождения на лечении заграницей приравниваются к дням пребывания на территории РФ. Аналогичное правило действует для случаев, когда лицо покидает РФ для прохождения обучения.

В вышеописанных случаях следует учесть следующее:

  • период обучения/лечения должен быть краткосрочным (не более полугода);
  • причину нахождения за рубежом необходимо подтвердить документально (договор с медицинским учреждением/учебным заведением, платежные документы, т.п.).

В настоящее время многие компания направляют своих сотрудников в командировки за границу. Как в таком случае определить период пребывания сотрудника в РФ и установить статус резидентности? Если в течение расчетного периода сотрудник пребывал за границей в целях служебной командировки, то определение резидентности для него осуществляется в общем порядке. То есть отметки о пересечении границы в период командировки считаются основанием для прерывания периода нахождения на территории РФ.

Пример 2. Сотрудник компании «Б» в течение 2017 года трижды направлялся в командировку в г. Прага:

  • 12 дней – 10.04.17 – 21.04.17;
  • 10 дней – 05.06.17 – 14.06.17;
  • 5 дней – 20.11.17 – 24.11.17.

Кроме командировок, сотрудник границу не пересекал. Бухгалтер компании «Б» рассчитал период непрерывного пребывания сотрудника в РФ таким образом:

  • с 01.01.17 по 09.04.17 – 99 дней;
  • с 22.04.17 по 04.06.17 – 42 дня;
  • с 15.06.17 по 19.11.17 – 156 дней;
  • с 25.11.17 по 31.12.17 – 36 дней.

По общему правилу статус получателя дохода нужно определять по количеству календарных дней, которые человек фактически находится на территории России. Период, за который определяется количество дней пребывания в России, равен 12 месяцам, следующим подряд (независимо от того, к одному календарному году эти месяцы относятся или к разным). Человек считается налоговым резидентом, если он находился на территории России 183 дня и более.

Период нахождения человека в России не прерывается на периоды его выезда за границу:

  • для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;
  • для исполнения трудовых или других обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
Примечание

: Пункт 2

статьи 207

Налогового кодекса РФ.

В течение налогового периода 12-месячный период определяется на соответствующую дату получения дохода. То есть в течение года налоговый статус сотрудника может измениться. Выезд за пределы России имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России и не прерывает течение 12-месячного периода.

Как определить налогового резидента

Если в течение налогового периода (например, за семь месяцев) количество дней пребывания сотрудника в России достигло 183 дней, статус налогового резидента такого сотрудника по итогам данного налогового периода измениться не может. Об этом говорится в письмах Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94 и от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/95.

Налоговый статус, определенный по итогам года, не меняется и в зависимости от продолжительности пребывания сотрудника в России в следующем году (письмо Минфина России от 7 апреля 2011 г. № 03-04-06/6-79). То есть если по состоянию на 31 декабря 2017 года сотрудник был признан нерезидентом, а в январе 2018 года стал резидентом, сумма НДФЛ, удержанного в 2017 году, не пересчитывается.

Общие правила определения статуса налогового резидента не распространяются:

  • на иностранцев, приглашенных в Россию на работу в качестве высококвалифицированных специалистов;
  • на иностранцев, которые признаны беженцами или получили в России временное убежище.

Независимо от продолжительности пребывания в России доходы этих категорий плательщиков облагаются НДФЛ по той же ставке, что и доходы резидентов.

к меню ↑

Если у гражданина России, который трудится за границей, есть право собственности на жилой объект или постоянная регистрация по месту жительства в России, то он может быть признан налоговым резидентом, даже если находится в нашей стране менее 183 дней.

Примечание: Письмо ФНС России от 11.12.15 № ОА-3-17/4698@.

Физическое лицо может являться налоговым резидентом, если у него есть в России постоянное жилье. Наличие такого жилья подтверждается документом о праве собственности или постоянной регистрацией по месту жительства в России. Такой вывод, по мнению чиновников, следует из положений международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения.

Распределение налоговых прав договаривающихся государств (России и страны, в которой трудится работник) в отношении доходов от работы производится на основании положений специальных статей упомянутых выше международных договоров. Они аналогичны нормам статьи 14 Типового соглашения, утвержденного постановлением правительства РФ от 24.02.10 № 84.

Кроме того, Налоговый кодекс не содержит положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять инспекции о факте утраты статуса налогового резидента РФ, а также о подтверждении статуса нерезидента России.

При определении налогового статуса физлица гражданство и место прописки значения не имеют

Физлицо, фактически находящееся в России менее 183 дней в календарном году РФ не признается налоговым резидентом. Наличие постоянной «прописки» у физлица на этот статус не влияет. Об этом сообщила ФНС России в письме от 04.10.2017 № ГД-3-11/6542@, тем самым скорректировав свою позицию по данному вопросу, приведенная выше.

Таким образом, физлица, фактически находящиеся в РФ менее 183 дней в календарном году, налоговыми резидентами не признаются. Исключение — лица, отдельно упомянутые в статье 207 НК РФ (в частности, российские военнослужащие, проходящие службу за границей).

к меню ↑

Если физическое лицо, не являющееся налоговым резидентом РФ, продаст в России жилье, то с полученного дохода ему придется заплатить НДФЛ по ставке 30 процентов. При этом налоговым вычетом нерезидент воспользоваться не может. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 27.09.17 № ГД-3-11/6410@.

В отношении доходов, полученных от продажи жилья нерезидентом, налоговая база определяется без применения вычетов, а также без учета срока владения проданным имуществом. Поэтому если физлицо, не являющееся в 2017 году налоговым резидентом РФ, планирует продать в 2017 году жилой дом в России, то с полученного от продажи дохода придется заплатить НДФЛ по ставке 30 процентов.

к меню ↑

Как определить налогового резидента

Понятия резидента и нерезидента в понятиях закона о валютном регулировании (Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). К резидентам относятся:

  • граждане РФ;
  • иностранцы, постоянно проживающие в РФ (с видом на жительство);
  • юридические лица РФ;
  • зарубежные представительства юридических лиц РФ;
  • официальные представительства РФ за рубежом;
  • Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования.

Соответственно, к нерезидентам относятся:

  • физические лица, не являющиеся резидентами;
  • зарубежные юридические лица;
  • зарубежные организации, не являющиеся юридическими лицами;
  • официальные представительства иностранных государств в РФ;
  • межгосударственные организации и их представительства в РФ;
  • филиалы и представительства зарубежных юридических лиц и организаций в РФ;
  • все иные лица, не являющиеся резидентами.

Примечание: Понятие резидента для целей валютного контроля не вполне эквивалентно понятию налогового резидента (которое для физического лица соотносится не с наличием вида на жительство, а с количеством дней пребывания в РФ в данном году).

к меню ↑

Налоговая служба напомнила, какие граждане являются резидентами для целей валютного законодательства, а также рассказала, какие штрафы ждут тех, кто не уведомил ИФНС об открытии/закрытии счетов в банках, расположенных за пределами РФ.

Примечание: Письмо ФНС от 16.07.2017 № ЗН-3-17/5523

Итак, «валютными» резидентами признаются граждане РФ. И если резидент открыл/закрыл счет/вклад в банке, находящемся за пределами РФ, или изменились реквизиты этого счета/вклада, то резидент должен об этом уведомить ИФНС. И кроме того, в его обязанности входит представление отчета о движении средств по такому счету/вкладу.

За неподачу, например, уведомления гражданину грозит штраф в размере от 4000 руб. до 5000 руб. Если же он все же уведомил ИФНС, но с нарушением срока, то штраф составит от 1000 руб. до 1500 руб.

к меню ↑

Предлагаем ознакомиться:  Куда жаловаться на неправомерные действия инспекторов налоговой

Данные о счёте резидента РФ либо о счёте контролируемой им иностранной компании могут быть направлены иностранным налоговым органом в Россию (при условии реального вступления России в процесс автоматического обмена с конкретными странами) в двух основных случаях:

  • если держателем счёта в иностранном банке является физическое лицо – налоговый резидент РФ, либо
  • если держателем счёта в иностранном банке является «пассивная» иностранная компания, контролирующим лицом которой является физическое лицо – налоговый резидент РФ.

Но на практике возможен и третий случай – когда держателем счёта в иностранном банке является «активная» компания, контролируемая физическим лицом – налоговым резидентом РФ. Несмотря на то, что в отношении счёта «активной» компании Стандарт CRS требует направлять данные только в ту страну, налоговым резидентом которой является такая компания (но не в страну резидентства её бенефициара!

), проблема, как уже было указано выше, может состоять в невозможности определения и/или документального подтверждения страны налогового резидентства самой компании. В результате банк, обслуживающий счёт такой компании, может на своё усмотрение определить страну резидентства компании, руководствуясь данными о резидентстве её бенефициара (которой в рассматриваемом случае является Россия).

Налоговое резидентство и налоговый номер (TIN)

Вопрос о налоговом статусе физического лица решается применительно к дате получения этим лицом дохода, с которого необходимо уплатить налог. Например, физическому лицу 10 мая 2012 года будет выплачена заработная плата за апрель. Работодателю (налоговому агенту) необходимо определиться на дату 10 мая 2012 года является ли работник налоговым резидентом, чтобы знать по какой налоговой ставке рассчитывать НДФЛ 13% или 30%.

Для этого берется 12-месячный период, предшествующий дате получения дохода. В нашем примере, начало такого периода 10 мая 2013 года, окончание 09 мая 2014 года.

Далее необходимо подсчитать количество дней фактического пребывания физического лица на территории РФ за этот период. При этом, дни въезда в РФ и дни отъезда из РФ включаются в дни фактического пребывания в РФ.

Между тем, период нахождения физлица в РФ не прерывается на периоды выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения (п. 2 ст. 207 НК РФ). В Вашем случае, когда сын выезжает не для обучения и лечения, а на каникулы, не подпадают под эту статью и не включаются в период нахождения физлица в РФ.

В итоге, если дней нахождения физлица на территории РФ набралось 183 и более, то лицо является налоговым резидентом.

Итак, период пребывания в России (менее или более 183 дней) отсчитывается со дня прибытия (въезда) в Россию по день отъезда (выезда) из нее включительно. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ОА-3-17/1702).

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Следовательно, это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам российской пограничной службы:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д

kto-yavlyaetsya-rezidentom-rf

ФНС утвердила процедуру подтверждения статуса налогового резидента РФ, а также бланки используемых при этом документов. Приказ ФНС от 07.11.2017

Чтобы получить документ, подтверждающий российское резидентство (например, для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения), организации, ИП или физлицу нужно подать в ФНС или уполномоченный налоговый орган соответствующее заявление по утвержденной форме. Такое заявление можно представить как на бумажном носителе (лично или по почте), так и в электронном виде с помощью нового электронного сервиса, а также в «Личном кабинете налогоплательщика–физического лица».

Срок рассмотрения заявления — 40 календарных дней.

к меню ↑

Календарные или любые. 12 следующих подряд месяцев могут быть не календарными (Письмо УФНС России по г. Москве от 24.07.2009 N 20-15/3/076408@).

Начало в прошлом году. 12-месячный период может начаться в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжиться в другом налоговом периоде (Письма Минфина России от 25.09.2012 N 03-04-06/6-289, от 31.05.2012 N 03-04-05/6-670, от 18.05.2012 N 03-04-05/6-650, от 26.04.2012 N 03-04-06/6-123 и от 05.04.2012 N 03-04-05/6-444).

Например, для определения налогового статуса по состоянию на 13 января 2013 г. 12 следующих подряд месяцев нужно отсчитывать с 13 января 2012 г. по 12 января 2013 г. (см. схему ниже).

Примечание. Как определить налоговый статус в течение годаВ течение налогового периода бухгалтер определяет 12-месячный период на дату получения дохода работника. Датой получения дохода в виде заработной платы признается последний день месяца, за который начислен доход (п. 2 ст. 223 НК РФ), по отпускным — день их фактической выплаты (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ). А значит, налоговый статус работника для целей исчисления НДФЛ следует определять именно на эту дату независимо от даты фактической выдачи денег.

Прежде чем рассматривать проблему определения налогового резидентства, важно обратить внимание на некоторые определения, приводимые в разделе VIII Стандарта CRS и напрямую влияющие на объём и маршрут автоматического обмена.

Под автоматический обмен подпадают только так называемые «подотчётные счета» (Reportable Accounts). Это счета, держателями которых (Account Holders) выступают либо непосредственно физические или юридические лица – резиденты «подотчётных юрисдикций», либо пассивные компании, контролирующими лицами которых являются физические лица – резиденты «подотчётных юрисдикций».

«Контролирующим лицом» (Controlling Person) – для случаев, когда держателем счёта выступает Entity, т.е. юридическое лицо или иная структура, – признаётся физическое лицо, которое «осуществляет контроль над юридическим лицом или иной структурой» (пункт 6 подраздела “D” раздела VIII CRS). Несколько упрощая, контролирующее лицо – это бенефициарный владелец юридического лица или иной структуры, являющейся держателем счёта.

«Подотчётная юрисдикция» (Reportable Jurisdiction) – это страна, которая, во-первых, участвует в соглашении об автоматическом обмене (т.е. в MCAA, либо в отдельном двустороннем соглашении), и, во-вторых, указана в специально опубликованном списке (т.е. реально приняла на себя обязательства по автоматическому обмену с конкретными юрисдикциями – см. выше) (пункт 4 подраздела “D” раздела VIII CRS).

«Лицом подотчётной юрисдикции» (Reportable Jurisdiction Person) признаётся физическое лицо или организация, которая является резидентом подотчётной юрисдикции согласно налоговому законодательству такой юрисдикции (пункт 3 подраздела “D” раздела VIII CRS). Все лица подотчётных юрисдикций (за исключением корпораций, чьи акции торгуются на признанных биржах, правительственных и международных организаций, центральных банков и финансовых учреждений) являются для целей CRS «подотчётными лицами» (Reportable Person).

А. Если банк из подотчётной юрисдикции установит, что его клиентом является физическое лицо – резидент другой подотчётной юрисдикции, сведения о его счёте (в объёме, установленном CRS), будут переданы банком в свой национальный налоговый орган, который, в свою очередь, передаст указанные сведения в налоговый орган страны налогового резидентства данного физического лица.

Б. Если клиентом банка является «активная» компания – резидент подотчётной юрисдикции, сведения о её счёте будут направлены только в страну налогового резидентства данной компании («активной» признаётся компания, у которой преобладают доходы от «активной» деятельности – напр., торговой, производственной, сервисной, транспортно-логистической и т.п.).

В. В случае же, когда клиентом банка является «пассивная» компания – резидент одной подотчётной юрисдикции, а её контролирующим лицом является физическое лицо – резидент другой подотчётной юрисдикции, информация о данном счёте будет направлена в обе указанные юрисдикции («пассивной» для целей CRS признаётся компания, которая получает преимущественно «пассивные» доходы – напр., дивиденды, проценты, роялти, арендную плату и т.п.).

Однако на практике указанный принцип «маршрутизации» данных о финансовых счетах порождает определённые проблемы. Например, компания-клиент, классифицированная банком как «активная» может столкнуться с невозможностью определить или подтвердить своё налоговое резидентство в стране инкорпорации. Такая ситуация возможна, когда компания либо действительно не является резидентом по праву страны, в которой она зарегистрирована, либо, когда компания объективно не может документально подтвердить свой статус налогового резидента этой страны (особенно в случае отсутствия у неё в такой стране налогового номера).

В этом случае банк будет считать страной резидентства компании ту страну, из которой осуществляется фактическое управление компанией, а ею как правило является страна налогового резидентства контролирующего лица компании, т.е. бенефициара. В результате данные о счёте компании, несмотря на её «активный» статус, будут в любом случае направлены в страну резидентства бенефициара, что может оказаться чувствительным для последнего.

Предлагаем ознакомиться:  В прокуратуру жалоба об угрозе жизни

Как определить налогового резидента

Отсюда очевидно, насколько важное значение имеет налоговое резидентство не только самого держателя счета (клиента), но и его контролирующего лица (бенефициара). Именно от него зависит, в какую именно страну (страны) поступит информация о данном счёте.

Определение налогового резидентства своих клиентов для целей CRS возложено на банки и прочие финансовые учреждения, обязанные сообщать данную информацию налоговым органам своих стран (поскольку именно банки выступают «первым звеном» в цепочке автоматического обмена).

Указанную информацию банк получает, в первую очередь, от самого клиента в порядке «само-сертификации» в рамках установленных процедур Know-Your-Customer (KYC). Такая информация не должна быть бездоказательной (банк примет меры к её проверке). При этом банк не обязан консультировать клиента по вопросам определения налогового резидентства или целесообразности указания той или иной информации в формах само-сертификации.

С момента присоединения соответствующих стран к MCAA и принятия ими необходимых местных законов (в 2016-2017 гг.), иностранные банки ввели в свои анкеты клиентов новые пункты, касающиеся CRS, которые должны обязательно заполняться как новыми, так и существующими клиентами (как условие начала либо продолжения обслуживания в данном банке).

Так, в числе банковских форм клиенту-физическому лицу предлагается заполнить декларацию о налоговом резидентстве («форму самостоятельной сертификации» и т.п.), где требуется указать:

  • страну своего налогового резидентства и
  • номер налогоплательщика в данной стране (или его функциональный эквивалент).

В банковских формах для юридического лица, как правило, предлагается заполнить:

  • во-первых, декларацию о налоговом резидентстве компании («форму самостоятельной сертификации» и т.п.), где требуется указать страну налогового резидентства и номер налогоплательщика;
  • во-вторых, сведения о величине пассивного дохода (больше или меньше 50%) в общем доходе компании за предыдущий календарный год, а также о размере активов компании, порождающих пассивный доход, в предыдущем календарном году. Иногда требуется просто указать (поставить галочку), является ли компания финансовой или нефинансовой, а также активной или пассивной;
  • в-третьих, сведения о налоговом резидентстве контролирующего лица («бенефициарного владельца», «истинного выгодоприобретателя» и т.п.) клиента, которые также включают страну и номер налогоплательщика в данной стране.

Частные случаи определения

Период определяется как сумма всех календарных дней нахождения физического лица на территории России и дней, когда это физлицо выезжало из страны на обучение и краткосрочное лечение. Этот период высчитывается из 12 месяцев, идущих подряд. Это положение содержится в п. 2 ст. 207 НК РФ и подтверждено письмом Минфина от 22.05.2012 N 03-04-05/6-654.

Если продолжительность нахождения в России превысит 183 дня, то такое физлицо признается налоговым резидентом; если период окажется меньше этого порога, – то нерезидентом.

При определении длительности периода надо учитывать следующие условия:

  1. Упомянутые выше 183 дня не обязательно должны идти подряд, поскольку статья 207 НК РФ не содержит ограничений на этот счет. То есть между этими днями возможны разрывы, обусловленные командировками, отпусками и прочими уважительными причинами.
  2. День отбытия из РФ и день прибытия из-за рубежа засчитываются в период нахождения на территории нашей страны.

Указанные условия определены в письмах Минфина от 06.04.2011 N 03-04-05/6-228, от 01.04.2009 N 03-04-06-01/72 и письме ФНС России от 30.08.2012 N ОА-3-13/3157@.

Пример

Подписаться на получение новых материалов с сайта

Сотрудник ООО «Сигма» Н.П. Суровин, часто отлучающийся по служебной надобности за границу, 30 марта 2015 года получает от компании вознаграждение за работу. Определим, набрал ли он 183 дня, требуемых для придания Н.П. Суровину статуса налогового резидента.   

— с 10 мая по 30 мая 2014 года;

— с 13 сентября по 10 октября 2014 года;

— с 29 ноября по 20 декабря 2014 года;

— с 19 января 2014 года по 15 февраля 2015 года.

В сумме вся продолжительность составит 99 дней.

— с 1 апреля по 9 мая 2014 года;

— с 31 мая по 12 сентября 2014 года;

— с 11 октября по 28 ноября 2014 года;

— с 21 декабря 2014 года по 18 января 2015 года;

— с 16 февраля по 30 марта 2015 года.

Итого: 266 дней.

Таким образом, в РФ Н.П. Суровин в течение 12 последовательных месяцев находился более 183 дней: то есть на день выплаты дохода 30 марта 2015 года он признается налоговым резидентом России.

Минфин России в письме от 26.09.2012 N 03-04-05/6-1128 отдельно обращает внимание на то положение, что совмещение разных целей – служебной поездки с обучением или лечением статус резидента не сохранит.  

Так, если гражданин находится за границей по производственной надобности и в этот период прошел обучение (или лечение), то это время в период нахождения на территории России включать нельзя. Даже если длительность была менее 6 месяцев. 

Пример

 Н.П. Суровикин заключил контракт с компанией из Бельгии и с 1 октября 2014 года приступил к выполнению производственных обязанностей за границей. Спустя две недели – 15 октября он там же начал обучение по своей же специальности на срок 4,5 месяцев.

Указанный 4,5 месячный период обучения не может быть включен в период нахождения Суровикина на территории России, и не повлияет на определение его отечественного резидентства.

Чтобы пользоваться налоговыми льготами, надо убедиться в том, являетесь ли вы налоговым резидентом РФ, отвечает ли ваш статус всем тем условиям, которые необходимы для резидента. Налоговый резидент РФ — это законопослушный плательщик налога на доходы в казну нашей страны.

Если вы работаете по трудовому договору, то бухгалтер, оформляя справку 2-НДФЛ, подтверждает, что в отчетный период вы являлись резидентом РФ, поэтому налоговая ставка НДФЛ составляет 13%. То  есть, в большинстве случаев при получении налоговых вычетов вам не надо самостоятельно запрашивать подтверждение статуса резидента.

Налогоплательщикам, не являющимся гражданами России, а также некоторым категориям работников с российским гражданством, приходится получать подтверждение статуса резидента РФ.

Чтобы подтвердить статус налогового резидента РФ, необходимо обратиться в налоговую службу. Для этого надо составить заявление. Законом не предусмотрена специальная форма такого заявления, но перечень основных данных, которые надо отобразить в этом документе, всё же имеются:

  • кто просит выдать подтверждение (фамилия, имя, отчество полностью);
  • точный адрес заявителя;
  • год, за который требуется выдать подтверждение;
  • ИНН заявителя;
  • перечень прилагаемых к заявлению документов;
  • способ контакта (телефон, электронная почта).

Вместе с заявлением необходимо представить копии трудового договора, документа, удостоверяющего личность заявителя. Предоставляется также таблица расчета времени нахождения заявителя на территории России (не менее 183 дней) с подтверждающими документами:

  • табель учета рабочего времени;
  • копии авиабилетов или других проездных документов;
  • справка с места работы и некоторые другие документы.

На рассмотрение заявления о выдаче подтверждения законом отводится 30 календарных дней. Но надо учитывать, что налоговая служба может выдать подтверждающий документ за текущий год не ранее 3 июля этого же года, когда подтвердится 183-дневный срок пребывания заявителя на территории России.

к меню ↑

Физлицо, фактически находящееся в России менее 183 дней в календарном году РФ не признается налоговым резидентом. Наличие постоянной «прописки» у физлица на этот статус не влияет. Об этом сообщила ФНС России в письме от 04.10.2017 № ГД-3-11/6542@, тем самым скорректировав свою позицию по данному вопросу, приведенная выше.

Таким образом, физлица, фактически находящиеся в РФ менее 183 дней в календарном году, налоговыми резидентами не признаются. Исключение — лица, отдельно упомянутые в статье 207 НК РФ (в частности, российские военнослужащие, проходящие службу за границей).

Предлагаем ознакомиться:  Подтверждение статуса налогового резидента рф физического лица

Факт непрерывного пребывания на территории РФ, а также факты пересечения границы, которые необходимо установить для определения статуса резидентности, должны быть подтверждены документально. Действующим законодательством не закреплен список документов, согласно которых работодатель (или другие лица, организации) могут определить статус сотрудника (резидент/нерезидент).

Практика показывает, что в подобных ситуациях работодатели чаще всего используют загранпаспорта. Определение периода пребывания осуществляется исходя из отметок российской погранслужбы. Механизм подтверждения резидентности следующий:

  1. Работодатель запрашивает у сотрудника загранпаспорт и проверяет все отметки о пересечении границы за расчетный период (календарный год, предшествующий моменту выплаты дохода).
  2. Если по итогам расчета сотрудник непрерывно пребывал на территории РФ 183 дня, то он признается резидентом, с правом на получение вычетов и начислением НДФЛ по ставке 13%. В случае если непрерывное пребывание загранпаспортом не подтверждено, то сотруднику начисляется зарплата исходя из НДФЛ 30%, без права на вычеты.

Кроме загранпаспорта, в целях установления резидентности работодатель может проверить:

  • служебный паспорт;
  • миграционную карту;
  • удостоверение личности моряка;
  • проездной документ беженца, пр.

Какие доходы считаются доходами, полученными от источников в РФ, а какие доходами от источников за пределами РФ, Налоговым кодексом разъясняется в ст. 208.

Доходы от источников в РФ

К доходам от источников в РФ относится прежде всего вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанные услуги, совершение действия в РФ (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ).

При этом не имеет значения, российской или иностранной организацией производится выплата вознаграждения, относящегося к доходам от источников в РФ, а также налоговый статус физического лица (Письма Минфина России от 26.09.2012 N 03-04-06/4-292 и от 13.09.2012 N 03-04-06/6-277).

Примечание. Выплаты руководителям российской компанииВознаграждение директора или члена совета директоров организации — налогового резидента РФ, местом нахождения (управления) которой является РФ, рассматривается как доход, полученный от источников в РФ. При этом не имеет значения место, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата вознаграждений (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ).

Также к доходам от источников в РФ относятся пенсии и пособия, предусмотренные действующим российским законодательством (пп. 7 п. 1 ст. 208 НК РФ).

Доходы от источников за пределами РФ

К доходам от источников за пределами РФ относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ (пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ).

В связи с изменением налогового статуса физического лица меняется порядок обложения его доходов НДФЛ.

Когда нужно сообщить работнику об изменении налогового статуса

Обязан ли работодатель как налоговый агент уведомлять сотрудника о том, что он приобрел статус налогового резидента РФ и имеет возможность вернуть НДФЛ?

Обязанности налоговых агентов перечислены в п. п. 3 и 3.1 ст. 24 НК РФ. Обязанность уведомлять сотрудника о приобретении им статуса налогового резидента РФ в указанных нормах не поименована.

В то же время согласно абз. 2 п. 1 ст. 231 НК РФ налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. Налоговый кодекс не определяет форму и способ сообщения налоговым агентом о факте излишнего удержания налога и сумме налога.

По мнению специалистов Минфина России, изложенному в п. 1 Письма от 16.05.2011 N 03-04-06/6-112, налоговый агент вправе сообщать налогоплательщику о факте излишнего удержания налога и сумме налога в произвольной форме, предварительно согласовав с налогоплательщиком порядок направления такого сообщения.

О пересчете НДФЛ

Если по итогам налогового периода у физического лица изменился налоговый статус, необходимо ко всем доходам, полученным данным физическим лицом в истекшем налоговом периоде, применять другую налоговую ставку. Перерасчет должен произвести налоговый агент (Письмо Минфина России от 05.04.2012 N 03-04-05/6-444).

Примечание. Обратите внимание: речь пока идет только о пересчете суммы налога.

Примечание. Вечные налоговые резиденты РФ

Независимо от времени нахождения в РФ налоговыми резидентами признаются:

  • российские военнослужащие, проходящие службу за границей;
  • сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ (п. 3 ст. 207 НК РФ).

Работник стал резидентом – НДФЛ, исчисленный по 30%, идет в зачет

Если сотрудник получил статус налогового резидента РФ в течение налогового периода (календарного года), НДФЛ с начала года нужно пересчитать по ставке 13%, а излишне удержанный налог – зачесть.

Примечание: Письмо Минфина от 15.02.2016 № 03-04-06/7958

При приобретении работником статуса налогового резидента в течение года суммы вознаграждения, полученные им с начала года, облагаются НДФЛ по ставке 13%. Поскольку за месяцы, когда сотрудник еще не был резидентом, налог удерживался по ставке 30%, после пересчета НДФЛ по резидентской ставке образуются излишне удержанные суммы налога. Их следует принять к зачету при дальнейших начислениях.

Если же на конец года весь излишек зачесть не получится, то остаток работник сможет вернуть самостоятельно, заполнив декларацию 3-НДФЛ, обратившись в ИФНС по месту жительства (пребывания).

Обратите внимание, что ставка НДФЛ 30% применяется к доходам не всех нерезидентов. Не ошибиться при расчете налога вам поможет Виртуальный помощник по НДФЛ для налоговых агентов.

к меню ↑

Обобщение

В таблице ниже приведена обобщенная информация, касающаяся резидентства и номера TIN юридических лиц и иных структур, зарегистрированных в ряде юрисдикций. Во всех нижеперечисленных случаях речь идёт о компаниях/партнёрствах, владение/контроль и управление которыми осуществляется из-за рубежа (нерезидентами страны регистрации компании/партнёрства).

Примеры юрисдикций и зарегистрированных в них юридических лиц / иных структур Признается ли налоговым резидентом страны своей регистрации (инкорпорации) для целей CRS? Присваивается ли налоговый номер (TIN)?
Сейшелы Да Нет
Белиз Нет Нет
Британские Виргинские Острова Да Нет
Панама Да Да
Кипр Да Да
Латвия Да Да
Эстония Да Нет
Великобритания Нет / ? Нет
Ирландия Да / ? Нет
Канада Нет / ? Нет
Гонконг Да Да
Сингапур Нет / ? Да
ОАЭ Да Нет
Россия Да Да

Выводы

  • При определении страны налогового резидентства компании или её контролирующего лица для целей CRS необходимо руководствоваться нормами внутреннего законодательства соответствующей страны и принимать во внимание все значимые факты и обстоятельства.
  • В реальной практике налоговое резидентство, определённое согласно букве национального закона, и налоговое резидентство, определяемое для целей CRS банком по собственной инициативе, могут не совпадать.
  • Различные банки могут по-разному толковать Стандарт CRS и национальные правила определения налогового резидентства. Если у клиента возникают разногласия с банком по этому поводу, клиенту необходимо располагать официальным документальным подтверждением своего статуса налогового резидента в конкретной стране (в первую очередь, сертификатом налогового резидентства).
  • Наличие у компании налогового номера (TIN) как правило подтверждает её резидентство в стране, присвоившей такой номер. С другой стороны, факт налогового резидентства в определённой стране не всегда означает наличие и возможность получения в ней налогового номера. Поэтому возможны ситуации, когда резидентство в данной стране есть, а номера TIN нет (и для некоторых банков это служит основанием считать страной резидентства компании страну резидентства её бенефициара).
  • Некоторые банки могут неадекватно толковать понятия «активная» и «пассивная» компания, вплоть до полного искажения их смысла, установленного Стандартом CRS. «Активный» или «пассивный» характер компании зависит от структуры её доходов или иных признаков, установленных Стандартом CRS, но никак не от наличия или отсутствия реальной деятельности или налогового номера в стране регистрации. В этой связи клиенту рекомендуется располагать доказательствами «активного» или «пассивного» характера доходов компании, например, в виде финансовой отчетности компании за предыдущий год с пояснениями (учитывая, что под автоматический обмен со страной бенефициара подпадают в первую очередь данные о счетах «пассивных» компаний).
  • Данные о счетах «активных» компаний могут попасть в страну резидентства бенефициара только в случае невозможности адекватного подтверждения резидентства компании в стране своей регистрации (в частности, при отсутствии налогового номера) и совпадения места управления компанией со страной резидентства её бенефициара.
, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector