Юридическая помощь
Назад

Основания для освобождения страховщика от страховой выплаты

Опубликовано: 09.08.2019
0
5

Глава IV. Рассмотрение споров, связанных с выплатой единовременного пособия

В
данной главе речь пойдет о праве
военнослужащих, граждан, уволенных с
военной службы, и членов их семей на
единовременное пособие, установленное
пп. 2 и 3 ст. 18 Федерального закона «О
статусе военнослужащих».

Впервые
единовременное пособие как особый вид
социальной защиты военнослужащих и
членов их семей было введено пп. 2 и 3 ст.
18 Закона Российской Федерации «О статусе
военнослужащих» от 22 января 1993 г.

Данный
вид социальной защиты нередко отождествляют
с обязательным государственным
страхованием жизни и здоровья
военнослужащих. Некоторые ошибочно
считают, что единовременное пособие
является одной из форм такого страхования.
Это происходит, видимо, потому, что
нормы, устанавливающие право военнослужащих
на страховое обеспечение и единовременное
пособие, находятся в одной статье
Федерального закона «О статусе
военнослужащих» — ст. 18.

Выплата
единовременных пособий не имеет никакого
отношения к страхованию и с выплатой
страховых сумм никак не связана. Условия
и порядок выплаты единовременных пособий
принципиально отличаются от условий и
порядка выплаты страховых сумм. Это
совершенно иные правоотношения.

Рассматривая
все законодательные и нормативные акты,
непосредственно регулирующие порядок
и условия выплаты единовременных
пособий, следует отметить их небольшое
количество. Прежде всего это упомянутые
выше пп. 2 и 3 ст. 18 Федерального закона
«О статусе военнослужащих». Гарантировав
военнослужащим данную выплату, государство
реализует ее через федеральные
министерства и ведомства, где предусмотрена
военная службы граждан.

Кроме
законодательных норм, существуют и
подзаконные акты, регулирующие
рассматриваемые правоотношения.

Примечание

В
Министерстве обороны Российской
Федерации порядок и условия реализации
вышеуказанных норм Федерального закона
«О статусе военнослужащих» регулируются
приказом министра обороны Российской
Федерации «О порядке выплат единовременных
пособий в Министерстве обороны Российской
Федерации» от 2 февраля 1999 г. № 55.

В
Федеральной службе безопасности
Российской Федерации — приказом «Об
утверждении Инструкции о порядке выплаты
единовременных пособий военнослужащим
органов Федеральной службы безопасности,
гражданам, призванным на военные сборы,
и членам их семей» от 29 мая 1999 г. № 232.

В
Службе специальных объектов при
Президенте Российской Федерации —
приказом начальника Главного управления
специальных программ Президента
Российской Федерации «О порядке выплаты
в Службе специальных объектов при
Президенте Российской Федерации
единовременных пособий, установленных
пунктами 2 и 3 статьи 18 Федерального
закона «О статусе военнослужащих»
от 28 января 2000 г. № 6.

Основания для освобождения страховщика от страховой выплаты

А.
В досудебном порядке.

Какуже отмечалось
выше,особая
форма социальной защиты военнослужащих
и членов их семей в виде выплаты
единовременного пособия гарантирована
государством и реализуется от его имени
соответствующими федеральными
министерствами и ведомствами, в которых
предусмотрена военная служба.

Именно
поэтому при возникновении любых вопросов,
связанных с порядком и условиями выплат
единовременных пособий, следует
обращаться прежде всего в соответствующие
министерства и ведомства, а точнее, в
их финансовые структуры, которые
определены приказами.

Следует
подчеркнуть, что обращение по подобным
вопросам в Департамент страхового
надзора Министерства финансов Российской
Федерации (как в случае решения споров
по обязательному государственному
страхованию жизни и здоровья) не имеет
смысла. Департамент занимается надзором
только в сфере страховой деятельности,
в которую выплата единовременных пособий
не входит.

Примечание

Согласно
п. 22 Инструкции (приказ министра обороны
Российской Федерации 1999 г. № 55) общее
руководство по выплате единовременных
пособий военнослужащим и членам их
семей в Министерстве обороны Россий­ской
Федерации осуществляется Главным
управлением военного бюджета и
финансирования Министерства обороны
Российской Фе­дерации (103160, г. Москва,
К-160).

Контроль
за работой воинских частей (военных
комиссариа­тов) по законному оформлению
документов и своевременному пред­ставлению
их в организацию для решения вопроса о
выплате еди­новременных пособий
возлагается на финансово-экономические
уп­равления видов Вооруженных Сил
Российской Федерации, военных округов,
флотов и областные военные комиссариаты
(военные комис­сариаты республик,
краев, Московский и Санкт-Петербургский
го­родские военные комиссариаты) (п.
23 вышеуказанной Инструкции).

Центральная
военно-врачебная комиссия Министерства
обо­роны Российской Федерации,
военно-врачебные комиссии видов
Вооруженных Сил Российской Федерации,
военных округов, флотов, флотилии
осуществляют контроль за обоснованностью
заключений ВВК о причинной связи
полученных военнослужащими повреждений
здоровья и категории годности
военнослужащих к военной службе (п. 24).

Решение
о выплате единовременных пособий
военнослужащим ФСБ России либо об отказе
в их выплате принимается руководством
ФСБ России (п. 3.1 Инструкции (приказ ФСБ
России от 29 мая 1999 г. № 232). Выплата
единовременных пособий осуществляется
органом федеральной службы безопасности,
представившим документы для принятия
решения по указанной выплате (п. 3.2).

Б.
В судебном порядке. 

Предлагаем ознакомиться:  Правила и процедура продления отпуска на основании больничного

Практика
осуществления выплаты единовременного
пособия, установленного п. 3 ст. 18
Федерального закона «О статусе
военнослужащих», свидетельствует об
ошибочном понимании указанной правовой
нормы прежде всего самими военнослужащими,
а также должностными лицами воинских
частей и военных комиссариатов, которые
готовят необходимые документы, по
которым осуществляется выплата.

Требования
о выплате единовременного пособия,
установленного п. 3 ст. 18 Федерального
закона «О статусе военнослужащих»,
нередко поступают от военнослужащих,
которые уволены из Вооруженных Сил
Российской Федерации в связи с признанием
их негодными к дальнейшему прохождению
военной службы вследствие заболевания,
полученного в период военной службы.

Доводы,
приводимые указанными военнослужащими
в обоснование своего права на единовременное
пособие, ошибочны. Достаточно одного
того факта, считают они, что их уволили
из Вооруженных Сил по состоянию здоровья
и они признаны негодными для дальнейшего
прохождения военной службы. Подтверждением
же того, что их заболевание, приведшее
к увольнению, связано с исполнением
обязанностей военной службы, по их
мнению, является тот факт, что до
поступления в военное училище они были
здоровы, а заболели в армии.

При этом
они ссылаются на ст. 37 Федерального
закона «О воинской обязанности и военной
службе», в которой указано, что является
исполнением обязанностей военной
службы. С точки зрения данных военнослужащих,
вся служба в армии была исполнением
воинских обязанностей, определенных
уставами, приказами командиров и
начальников. С подобными «доказательствами»
некоторые военнослужащие обращаются
и в суды, считая, что их незаконно лишили
права на единовременное пособие.

Однако
следует еще раз подчеркнуть, что причинную
связь повреждения здоровья военнослужащих
с военной службой определяют только
органы военно-врачебной экспертизы
(ст. 51 Основ законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан
от 22 июля 1993 г. № 5487-1). Формулировки
заключения ВВК о данной причинной связи
определены постановлением Правительства
Российской Федерации «Об утверждении
Положения о военно-врачебной экспертизе»
от 25 февраля 2003 г. № 123 и записываются в
свидетельстве о болезни.

Основания для освобождения страховщика от страховой выплаты

К
сожалению, приведенные выше рассуждения
истцов принимались во внимание некоторыми
судами. Для восстановления законности
в данном вопросе ответчик вынужден был
реализовывать свои права на кассационное
обжалование и подачу ходатайства о
принесении протеста в порядке надзора.

Так,
например, в В.-Пышминский городской
народный суд Свердловской области
обратился гр. Б., уволенный из Вооруженных
Сил Российской Федерации по состоянию
здоровья и признанный негодным для
дальнейшего прохождения службы вследствие
заболевания, полученного в период
военной службы. В своем исковом заявлении
он утверждал, что ему незаконно отказано
в выплате единовременного пособия в
размере 60 окладов денежного содержания.

В подтверждение своих доводов истец не
представил ни одного доказательства,
однако достаточно подробно изложил всю
историю своей службы от поступления в
военное училище до увольнения из армии.
Суд, рассмотрев требования истца,
удовлетворил их, посчитав, что истец
имеет право на единовременное пособие.

«Страховым событием, — указал в своем
решении суд, — в данном случае является
заключение ВВК, на основании которого
Б. признан по состоянию здоровья негодным
для дальнейшего прохождения службы
вследствие повреждения здоровья,
имевшего место в период прохождения
военной службы». Данный вывод суда
свидетельствует о том, что суд применил
закон, не подлежащий применению.

Кроме
того, суд принял во внимание и личные
умозаключения истца о том, что именно
исполнение обязанностей военной службы
явилось причинной его заболевания, в
связи с которым он уволен из армии.
Однако ст. 54 ГПК РСФСР45
не позволяет обстоятельства дела,
которые по закону должны быть подтверждены
определенными средствами доказывания,
подтверждать какими-либо другими
средствами доказывания.

По ряду категорий
гражданских дел, в том числе и по
рассматриваемому, суд обязан устанавливать
юридический факт средствами доказывания,
определенными законом, — ст. 51 Основ
законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан, т. е.
заключением органов военно-врачебной
экспертизы.

Единовременное пособие и возмещение ущерба, причиненного здоровью

Основания для освобождения страховщика от страховой выплаты

Весьма
распространенным является ошибочное
отождествление правоотношений по
выплате единовременного пособия,
установленного пп. 2 и 3 ст. 18 Федерального
закона «О статусе военнослужащих», с
правоотношениями по возмещению ущерба
здоровью. Это связано с тем, что при
рассмотрении вопросов о возмещении
вреда, как и при решении вопросов о праве
на единовременное пособие, установленное
пп. 2 и 3 вышеназванного ст. 18 Закона, речь
идет о повреждении здоровья или о смерти
военнослужащего.

Предлагаем ознакомиться:  Срок возврата страховой премии при расторжении договора

Кроме
того, ст. 18 Федерального закона «О статусе
военнослужащих» называется — «Страховые
гарантии военнослужащим. Право на
возмещение вреда». Поэтому некоторые
считают, что поскольку порядок и условия
обязательного государственного
страхования определены отдельным
законом (об этом говорит отсылочная
норма п. 1 ст.

18), то выплата единовременного
пособия есть не что иное, как возмещение
ущерба за повреждение здоровья, полученное
во время службы. Однако в ст. 18 семь
пунктов, из которых 4-й, 5-й и 6-й регулируют
правоотношения по возмещению вреда
военнослужащим. Что касается пп. 2 и 3,
то вряд ли можно согласиться с тем, что
они также регулируют правоотношения
по возмещению вреда.

Несомненно
то, что для понимания различия
правоотношений по возмещению вреда и
выплате единовременных пособий необходимо
более детально их рассмотреть, а не
только проанализировать название
статьи.

Возмещение
причиненного вреда — одна из форм
гражданско-правовой ответственности.
Она именуется внедоговорной
ответственностью, т. е. это ответственность
по обязательствам, возникшим не из
договора, а по другим основаниям. Как
подчеркивал известный ученый-цивилист
О.С. Иоффе «внедоговорная ответственность
осуществляется путем установления
между сторонами особого обязательства
— по возмещению причиненного вреда
…»41.

Участниками
обязательства из причинения вреда могут
быть граждане, юридические лица и
государство, причем каждый из указанных
субъектов может выступать в качестве
причинителя вреда или потерпевшего.
Основанием возникновения данных
обязательств служит правонарушение —
деликт, поэтому такие обязательства
именуются деликтными.

Нормы,
регулирующие правоотношения по возмещению
вреда, изложены в гл. 59 ГК РФ. В ст. 1064
данной главы определены общие основания
и объем ответственности за причинение
вреда: а) наступление вреда здоровью;
б) причиненный вред подлежит возмещению
в полном объеме причинителем вреда; в)
вред может быть возмещен и не причинителем
вреда в случаях, определенных законом;

Основания для освобождения страховщика от страховой выплаты

г) вина причинителя вреда; д) обязанность
возмещения вреда и при отсутствии вины
в случаях, определенных законом; ж)
противоправное поведение лица,
причинившего вред. Представляется, что
важнейшими среди перечисленных условий
являются наличие вреда и вины причинителя
вреда в одной из его форм (умысла и
неосторожности).

Принцип
ответственности за вину — основной
принцип имущественной ответственности.
Поскольку вина представляет собой
внутреннее состояние лица, его психическое
отношение к совершенному им действию
и наступившим последствиям, она является
субъективным условием ответственности.
Как отметил Конституционный Суд
Российской Федерации, наличие вины —
общий и общепризнанный принцип юридической
ответственности во всех отраслях права,
и всякое исключение из него должно быть
выражено прямо и недвусмысленно, т. е.
закреплено непосредственно42.

Что
касается других норм, которые устанавливают
ответственность не причинителей вреда,
то они строго определены законом. Так,
например, юридические лица или граждане
несут ответственность за вред, причиненный
их работниками при исполнении трудовых
обязанностей (ст.1068 ГК РФ).

Вина
причинителя презюмируется, т. е.
предполагается. В соответствии с п. 2
ст. 1064 ГК РФ обязанность доказывания
своей невиновности возлагается на
причинителя вреда. Потерпевший же должен
доказать только то, что он получил
определенный вред здоровью и этот вред
является следствием поведения причинителя
вреда.

В
отдельных случаях закон устанавливает
деликтную ответственность независимо
от вины. Но такие случаи также строго
оговорены законом. Так, организации и
граждане, деятельность которых связана
с повышенной опасностью для окружающих,
обязаны возместить вред, причиненный
источником повышенной опасности (ст.
1079 ГК РФ), независимо от наличия вины.

Для
российского гражданского законодательства
характерен принцип полного возмещения
вреда. Реализация данного принципа при
возмещении вреда, причиненного жизни
и здоровью гражданина, повлекшего
травму, увечье или смерть, весьма
проблематична. Возмещение вреда в виде
заранее определенной денежной компенсации
не может привести к полному восстановлению
нарушенного здоровья потерпевшего.

Это
обстоятельство также определяет
характерную специфику рассматриваемой
ответственности. Объем возмещаемого
потерпевшему вреда складывается из
нескольких частей: компенсации
неполученного заработка или иных
доходов, расходов на лечение, дополнительное
питание, приобретение лекарств,
протезирование, посторонний уход,
санаторно-курортное лечение, приобретение
специальных транспортных средств,
подготовку к другой профессии, если
установлено, что потерпевший нуждается
в этих видах помощи и ухода и не имеет
права на их бесплатное получение (ст.
1085 ГК РФ).

Предлагаем ознакомиться:  Увольнение по сокращению перед пенсией. Основания для увольнения пенсионера. Увольнению по инициативе нанимателя

Рассмотренные
выше нормы, регулирующие правоотношения
по возмещению вреда здоровью,
свидетельствуют об их особенности,
специфичности и невозможности их
отождествления с правоотношениями по
выплате единовременных пособий.

Условия
и порядок выплаты единовременных
пособий, определенных пп. 2 и 3 ст. 18
Федерального закона «О статусе
военнослужащих», не предусматривают
ни установления причинителя вреда, ни
установления его вины, ни полного
возмещения вреда. Данное пособие,
гарантированное государством, представляет
строго фиксированную денежную сумму и
является особой формой социальной
защиты военнослужащих, получивших
повреждение здоровья в связи с исполнением
обязанностей военной службы, а также
членов их семей.

По
мнению автора, выплата единовременного
пособия выполняет функцию охраны жизни
и здоровья военнослужащего. Эта функция,
несомненно, реализуется во взаимодействии
с другими гражданско-правовыми
институтами, в том числе и с обязательствами
по возмещению вреда. Именно в результате
взаимодействия этих разноотраслевых
институтов права возможно и необходимо
обеспечение согласованности в
регламентации правоотношений по
возмещению вреда и правоотношений по
выплате единовременных пособий, что
исключило бы совершенно необоснованные
выплаты.

Единовременные
пособия наряду с иными выплатами, которые
в целях возмещения вреда установлены
другими законами, входят в общий объем
гарантированного государством возмещения
вреда и не обусловлены какими-либо
сборами, взносами в тот или иной фонд.
Данная конституционная обязанность
государства имеет публично-правовой
характер и не
тождественна обязанностям по возмещению
вреда.

Следовательно,
гражданин, уволенный из Вооруженных
Сил Российской Федерации по состоянию
здоровья и получивший по этому основанию
единовременное пособие в размере 60
окладов денежного содержания, имеет
право (при наличии оснований) добиваться
полного возмещения повреждения здоровья,
полученного при исполнении обязанностей
военной службы (ст. 1084 ГК РФ).

Нет
сомнения в том, что все без исключения
граждане Российской Федерации имеют
право на полное возмещение вреда,
причиненного их здоровью. Однако,
учитывая особую специфику труда
определенных категорий граждан
(военнослужащих, сотрудников МВД),
государство установило для них
дополнительные формы социальной защиты.

В случае получения ими повреждения
здоровья при исполнении служебных
обязанностей им подлежат выплате
фиксированные суммы единовременного
пособия. Эти два различных вида
правоотношений (правоотношения по
возмещению вреда и правоотношения по
выплате единовременного пособия)
реализуются в единой по социальному
значению сфере — сфере защиты жизни и
здоровья указанной категории граждан.

В
данный общий объем возмещения ущерба,
гарантированный государством, входят
и иные виды выплат, производимых в рамках
разных правоотношений: выплаты в
возмещение вреда, определенные ст. 1084
ГК РФ, денежные компенсации, определенные
Законом Российской Федерации «О
социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС»,
страховые суммы по обязательному
государственному страхованию жизни и
здоровья, единовременные пособия,
установленные пп. 3 и 4 ст.

20 Федерального
закона «О борьбе с терроризмом»,
социальные пособия и компенсации,
установленные Федеральным законом «О
дополнительных мерах по социальной
защите членов семей военнослужащих,
выполнявших задачи на территории
Северо-Кавказского региона Российской
Федерации и погибших (пропавших без
вести) при исполнении служебных
обязанностей», единовременные пособия,
установленные п. 3 ст. 9 Закона Российской
Федерации «О статусе Героев Советского
Союза, Героев Российской Федерации и
полных кавалеров ордена Славы».

Справка

Сообщаю,
что___________________________________________,

(воинское
звание, Ф.И.О.)

проходивший
военную службу (военные сборы) по______________

(контракту, призыву)

_________________________________________
в войсковой части _______________________, относящейся
к Министерству обороны Российской
Федерации, ВВК признан не годным к
военной службе вследствие увечья
(ранения, травмы, контузии), заболевания,
полученных им при исполнении обязан­ностей
военной службы, и досрочно уволен с
военной службы приказом _____________________ от
«______» ____________г. № _______.

(фамилия, инициалы)

а)
оклад по штатной воинской должности
_____________________

(цифрами
и прописью)

по
тарифному разряду
____________________________________;

(цифрами и прописью)

б)
оклад по воинскому званию
______________________________.

Справка
направлена для решения вопроса о выплате
единовре­менного пособия в соответствии
с п. 3 ст. 18 Федерального закона «О статусе
военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ.

Приложения:
1. _______________________________________

Основания для освобождения страховщика от страховой выплаты

2._______________________________________

Военный
комиссар ______________________________________

(подпись, инициал имени, фамилия)

Начальник
финансового органа _____________________________

(подпись, инициал имени, фамилия)

, , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector