Юридическая помощь
Назад

Отсутствует состав административного правонарушения

Опубликовано: 16.03.2020
0
7

Определение термина

Административное правонарушение является юридическим и социальным антиподом нормального поведения человека в обществе. Согласно КоАП, этот термин означает действие или бездействие индивида, которое посягает на общественный или государственный порядок, свободы, собственность и права граждан. При этом за такие проступки законодательством предполагается несение административной ответственности.

Сущность данного правонарушения заключена в его опасности для общества. Это и является причиной безусловной ответственности за его совершение.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytaboutru

Административное правонарушение – это проступок, который посягает на установленный общественный порядок, причиняя ему определенный вред. Нежелательный результат действия или бездействия человека может проявляться по-разному. Это или реально нанесенный ущерб (безбилетный проезд или мелкое хищение), или создание определенных условий для его нанесения (нарушение противопожарных правил).

Состав административного правонарушения

При совершении того или иного проступка, прежде всего, рассматривается степень его опасности для общества. Административные правонарушения отличаются от преступлений тем, что не причиняют значительного вреда.

Для того чтобы отнести совершаемые проступки к той или иной категории, необходимо знание их основных признаков. Для административных проступков это:- совершение действия или бездействия одним человеком или группой (сюда не включают умозаключения или желания индивида);- посягательство на общественный или государственный порядок, свободу, собственность или право граждан, а также на устанавливаемый законом порядок управления;- административная противоправность;- деяния юридического, а также физического лица;- наличие виновности;- наказуемость.

При совершении посягательств на какой-либо объект могут возникнуть различные по своей природе и содержанию правовые отношения. Зачастую они зависят от характера и интенсивности прилагаемых действий. Так, одни правонарушения определяются как мелкое хулиганство. Их выделяют в качестве административных проступков.

Именно поэтому, чтобы понять, к какому типу правонарушений относится то или иное деяние, необходимо уяснить его социальную сущность и последствия для общественной жизни. В законодательстве РФ существует ряд норм, указывающих на то, что виновный должен быть привлечен к уголовной ответственности при наличии отягчающих обстоятельств. В противном случае его ждет административная ответственность.

Законодательством закреплены случаи, при которых возникает юридическая ответственность. Для ее появления должен присутствовать состав административного правонарушения. При этом он согласовывается с существующими в государстве конституционными принципами и рассматривается с точки зрения требований справедливости.

— объект правонарушения (это те общественные отношения, на нормальное течение которых посягнуло виновное лицо);- объективную сторону, представляющую собой конкретные деяния;- субъект (лицо) правонарушения;- субъективную сторону или вину в форме неосторожности или умысла.

Отсутствие состава административного правонарушения имеет место в том случае, если при рассмотрении деяния невозможно определить все вышеперечисленные признаки проступка. Данное обстоятельство исключает производство по делу. Излагает состав административного правонарушения КоАП РФ. Его статьи в полной мере отражают все стороны противозаконных проступков.

— недостижения физическим лицом того возраста, который предусмотрен в КоАП РФ;- невменяемости того индивида, который совершил противоправный проступок.

Законодательно закреплено положение о том, что административную ответственность несут только те лица, которые достигли шестнадцатилетнего возраста. Такое правило действует согласно КоАП (ст.2, ч.1).

В статье 2.8 данного документа указывается об исключении возможности административного наказания для физического лица, которое на момент своего проступка находилось в состоянии невменяемости. Другими словами, оно не могло осознавать противоправности собственных действий или бездействий. Причиной этого, как правило, становится болезненное состояние психики, слабоумие, а также временные или хронические психические расстройства.

Это один из основных элементов, входящих в состав административного правонарушения. К нему относятся такие общественные отношения, которые регулируются и охраняются положениями административного права. При этом наказание за его несоблюдение предусматривается статьей 32 КоАП РФ.

Объекты как элементы состава административного правонарушения:- отношения в обществе, находящиеся в сфере финансов и торговли;- правила разрешительной системы государственного характера (допуск субъектов в сферу финансов и торговли);- законный товарообмен при оказании услуг, продаже товаров и производстве работ;- полное отражение выручки от реализации и правильное начисление налогов.

В задачу законодательной сферы, касающейся административных правонарушений, входят: охрана здоровья населения, защита общественных норм нравственности, а также забота о соблюдении надлежащего отношения к окружающей среде. На это указывается в Особенной части КоАПа. Именно поэтому данный Кодекс содержит различные нормы административной ответственности.

Предлагаем ознакомиться:  Кто имеет право составлять протокол о санитарном правонарушении

Он предусматривает те или иные меры административного наказания за нарушение политических, трудовых и избирательных прав граждан, а также за деяния, наносящие вред здоровью людей. Так, существует ответственность лиц, находящихся при исполнении обязанностей, за нарушение требований по эксплуатации общественных и жилых помещений, санитарно-эпидемиологических норм и проч.

Объектом состава административного правонарушения, согласно действующему законодательству, являются и все формы собственности. За повреждение, уничтожение или мелкое хищение принадлежащего юридическим или физическим лицам имущества предусматриваются наказания, оговоренные в 7 главе КоАП.

Задачи, связанные с охраной собственности, неотделимы от защиты экономических интересов граждан и хозяйствующих объектов. Именно поэтому в КоАП внесены нормы, касающиеся наказания за не соблюдение правил безопасности на дороге, охраны электросетей и т. д.

Юридический состав административного правонарушения в части такого его элемента, как объект, включает в себя охрану общественного порядка и безопасности. Особенной частью КоАП предусматривается ответственность за мелкое хулиганство, то есть за те действия, которые являются выражением неуважения к обществу. Здесь же можно найти статью о наказании за несоблюдение правил хранения, а также ношение патронов и оружия.

В состав административного правонарушения входит общий объект, представляющий собой общественные отношения. Данные взаимосвязи возникают в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, находятся в сфере трудового и таможенного, финансового и земельного, а также других отраслей права. Понятие и состав административного правонарушения включают в себя и родовой объект.

У каждого конкретного проступка имеется и видовой (непосредственный) объект посягательств. Им может быть достоинство и честь гражданина, общественная нравственность и т. д.

При рассмотрении объекта состава правонарушения важно выявлять ту конкретную норму права, стандарт, правило или законное требование, которые нарушило виновное лицо.

Данный элемент состава административных проступков представляет собой законодательно закрепленную систему признаков, отражающих его внешние проявления. Важнейшим из них является тот, который определяет совершенное действие, а также бездействие. Это может быть торговля или хищение, уклонение или хранение и т. д.

Отсутствует состав административного правонарушения

Так, действие является активным невыполнением законодательных норм и правил, а также нарушением введенных запретов. Примером может служить несоблюдение правил охоты. Бездействие же представляет собой пассивное по своему характеру неисполнение обязанностей. Сюда можно включить игнорирование правил пожарной безопасности.

— место (железнодорожный путь, пограничная зона);- время (сезон для охоты, рыболовства);- способ (подделка документов, бланков, печатей) и т. д.

— законные требования сотрудника полиции;- распоряжения судебного пристава или судей;- требования прокурора, следователя, а также иного должностного лица, которое рассматривает состав дела об административном правонарушении.

Помимо всех вышеперечисленных лиц, объективная сторона включает в себя и тех правонарушителей, которым виновным оказывалось незаконное содействие в регистрации транспортных средств, а также в осуществлении деятельности по вопросам трудоустройства российских граждан за границей и т. д.

— экологических норм;- земельного законодательства;- таможенного права;- требований в сфере производства стройматериалов и строительства;- налогового законодательства;- пожарной безопасности;- антимонопольного законодательства;- природоохранных и санитарных правил;- валютного законодательства и проч.

Предлагаем ознакомиться:  Приращение наследственных долей: основания и правила

В список субъектов административных проступков могут попасть должностные лица, не исполняющие или ненадлежащим образом исполняющие свои служебные обязанности. Об этом говорится в статье 2.4 КоАП. Состав административного правонарушения в качестве субъекта может рассматривать и деяния иностранных граждан, тех, кто не имеет гражданства, а также предприятий-нерезидентов. При совершении проступка на территории РФ их также привлекают к ответственности. Причем делается это на общих основаниях (статья 2.6 КоАП).

Для некоторых должностных лиц существуют дополнительные основания, усиливающие применяемую меру административного наказания. В эту категорию входят работники торговли, водители и др. Некоторые лица при исполнении своих должностных обязанностей несут дополнительную административную ответственность за бездействие или действие лиц, находящихся в их подчинении.

Признаки административного правонарушения

1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

Состав административного правонарушения

Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

Объективная сторона правонарушений

Обязательным элементом субъективной стороны является вина. Она может быть выражена в форме умысла:

  • субъект понимает противоправность своих действий, осознает и желает наступления вредных последствий (прямой умысел)
  • он понимает противоправность действий, осознает наступление вредных последствий, но безразлично относиться к их наступлению (косвенный умысел)

Вина может быть выражена в форме неосторожности:

  • субъект предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал их предотвратить (легкомыслие)
  • он не предвидел наступление последствий своего деяния, хотя должен был и мог их предвидеть

Дополнительными элементами субъективной стороны являются мотив и цель.

Отсутствие вины, а в ряде случаев конкретной формы вины, означает отсутствие состава административного правонарушения, а, значит, и неприменение административного наказания.

Предлагаем ознакомиться:  Налоговый номер физического лица

Полная характеристика состава административного правонарушения невозможна без рассмотрения такого понятия, как вина. Она выражается в психологическом отношении человека к содеянному, а также к возможным негативным последствиям проступка.

Вина – это элемент, входящий в юридический состав административного правонарушения. Однако ее присутствия явно недостаточно для того, чтобы совершившее проступок лицо было привлечено к ответственности. Это происходит в связи с тем, что субъект состава административного правонарушения должен иметь соответствующий возраст и быть дееспособным.

Субъективная сторона является немаловажным признаком в составе преступления. Она указывает не только на вину нарушителя законности, но и на цель, а также на мотив его деяния.

КоАП предусматривает также случаи, когда дело об административном нарушении должно быть прекращено. Это становится возможным при отсутствии вины гражданина.Несколько иначе субъективная сторона определяется для юридических лиц. В ст. 2.1 КоАП указывается на то, что предприятия и организации считаются виновными в совершении противоправного деяния, если они могли не нарушать нормы и правила, но не приняли меры к соблюдению действующих законодательных актов.

В том случае, когда вина хозяйствующего субъекта не доказана, никаких мер ответственности к нему применяться не может. В чем же она выражается{q} В отличие от физического лица, деяние организации не может рассматриваться через призму неосторожности или умысла. Бессмысленно искать в этом случае волевые и интеллектуальные моменты совершенных деяний.

Юридическое право двояко трактует понятие вины юрлица, рассматривая при этом субъективные и объективные стороны. Первая из них выражается в том, как рассматривается организацией противоправное деяние. При этом изучается отношение работников и представителей юридического лица к нарушению законодательных норм.

При определении состава административного проступка рассматривается и объективная вина организации. Она находится в зависимости от совершенного деяния и обусловлена объективной стороной, входящей в состав правонарушений. Выбор того или иного подхода, как правило, зависит от специфики несоблюдений законодательства.

Группировка составов административных проступков

Все рассмотренные выше признаки позволяют отметить определенные виды их совокупности. Выделяют такие составы административных правонарушений, как:- материальные и формальные;- простые и квалифицированные;- однозначные и альтернативные.

Такие виды составов административных правонарушений, как материальные, содержат в себе признаки наступления негативных материальных последствий или ведущих к таковым. Размер причиненного ущерба описывается законом для того, чтобы правильно классифицировать правонарушение и выставить виновному лицу счет для возмещения ущерба. В формальных составах признак наступления негативных последствий отсутствует.

Такие виды составов административных правонарушений, как простые, имеют место при конкретном деянии без всякого усиления. Но иногда при рассмотрении такого проступка в него вводятся квалифицирующие факторы. Они усиливают негативную силу деяния, что позволяет рассматривать правонарушение по иному пункту статьи. В этом случае виновного ждет более строгое наказание за содеянное.

Если в качестве административного проступка выступает только одно деяние, то состав правонарушения считается однозначным. Но иногда виновное лицо совершает несколько противозаконных деяний. В таких случаях состав правонарушений является альтернативным.

Меры наказания

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytpolicyandsafetyru

— предупреждение (официальное порицание);- денежное взыскание, предусмотренное в виде штрафа;- изъятие или конфискация предмета либо орудия административного правонарушения;- лишение прав (определяется только судом);- наложение административного ареста;- выдворение за пределы страны;- дисквалификация в части занятия физическим лицом руководящей должности.

Административная ответственность наступает после того, как уполномоченным на то органом или его должностным лицом вынесено решение о применении административного взыскания к лицу, совершившему противозаконный поступок.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector