Юридическая помощь
Назад

Почему налоговая спрашивает пропорцию по ндс

Опубликовано: 13.02.2020
0
4

Налоговый разрыв по НДС: что это{q}

Даже если компания ведет с контрагентами бумажный документооборот, регулярная и внимательная сверка данных в счетах-фактурах и в книгах и журналах позволит снизить риски и до минимума сократить количество требований со стороны налоговых органов.

Гораздо проще будет тем компаниям, которые осуществляют электронный документооборот с контрагентами. Работать с электронный документом проще и покупателю с продавцом, и бухгалтеру.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytdevru

В автоматическом режиме сопоставить счета-фактуры со счетами-фактурами контрагентов поможет сервис Контур.НДС . С его помощью также можно проверить реквизиты контрагентов в ЕГРН и оценить добросовестность партнеров.

Контур.НДС позволяет избежать риска доначислений НДС и избежать массовых требований ФНС, так как заранее выявляет ошибки в реквизитах контрагентов, разногласия по суммам, датам и номерам счетов-фактур.

В последние годы налоговый контроль заметно ужесточился. Всё большему количеству предпринимателей приходится доплачивать довольно серьёзные суммы налогов, а некоторые сталкиваются и с более неприятными последствиями: выездные налоговые проверки, как следствие- банкротство компании, уголовное преследование, и т.п.

Анализом «разрывов» НДС, наличия схем по неуплате налогов, уровня нагрузки по налогам, иных подобных вопросов в данный момент занимаются несколько информационых ресурсов: АСК НДС (тестируется 4-я версия), аналитических ресурсов ФИР «сведения Банка России», ФИР «трансфертная цена», ФИР ЕГРЮЛ, ФИР «таможня», ПК «ППА Отбор». Иногда применяется информационный ресурс «Супераналитик», изучающий базу банковских выписок.

Почему налоговая спрашивает пропорцию по ндс

Особое внимание фискалы уделяют «разрывам» по НДС. Речь идёт о ситуациях, когда у покупателя в книге покупок отражена счёт-фактура, но при этом она же отсутствует в книге продаж у продавца. Это означает, что покупатель получил налоговый вычет, связанный с тем, что отчисления в пользу бюджета должен был сделать продавец. Но вместе с тем продавец ничего не выплатил в казну.

Но самое пристальное внимание налоговики уделяют так называемым «сложным разрывам», когда у налогоплательщика и у его контрагента первого «звена» счета-фактуры и суммы НДС отражаются в отчетности исправно, но «разрыв», а следовательно и неуплата НДС происходит на 3-5 или далее звеньям. Как правило, такие «разрывы» указывают на умышленные «схемы» по неуплате НДС, в которые вовлекаются различные «площадки», управляющие «фирмами-однодневками», а иногда и сотрудники ИФНС и банков.

Упомянутые базы находит несовпадения, после как правило, на уровне регионального Управления ФНС России готовятся списки организаций, у которых выявлены «разрывы» НДС. Эти списки направляются в местные Инспекции, которые формируют Требования о представлении соответствующих документов и вызывают Налогоплательщиков для дачи пояснений.

Когда факт налогового разрыва зафиксирован, следует доначисление НДС. Зачастую несогласной с таким поворотом дел компании (предпринимателю) приходится доказывать свою правоту в суде. И нередко им это удается. При этом на стороне налогоплательщика такие аргументы:

  • сговор между контрагентами, взаимодействие с зависимыми организациями — эти факты налоговая инспекция должна доказать, одних подозрений для снятия вычета недостаточно;
  • реальный характер сделки подтверждается первичными документами, в том числе, накладными;
  • разрыв, найденный в операциях контрагентов второго и последующих звеньев, не может быть основанием для отказа в вычете, поскольку компания в этих сделках не участвовала;
  • покупатель не несет ответственности за действия продавца и не может быть лишен вычета из-за того, что тот не выполнил свои налоговые обязательства.

Однако не стоит забывать о важности проявления должной осмотрительности и проверять контрагентов. Организацию могут лишить вычета из-за того, что ее партнер работает с ненадежным поставщиком, и ей под силу было это выяснить. Например, в судебной практике были случаи, когда арбитры отказали налогоплательщику в вычете из-за того, что на момент совершения сделки поставщика контрагента не было в реестр юридических лиц (постановление 18 ААС от 01.02.2017 №18АП-16650/2016).

Почему стало больше требований по НДС

В течение 6 рабочих дней со дня отправки налоговым органом требования о представлении пояснений налогоплательщик должен  отправлять квитанцию о его получении. В противном случае налоговый орган может приостановить операции по счетам в банке (пункты 3, 3.1 ст. 76 НК РФ). В течение последующих 5 рабочих дней налогоплательщику необходимо подготовить и выслать ответ на требование в виде уточненной декларации или пояснений по каждому счету-фактуре, который содержится в требовании.

Предлагаем ознакомиться:  Учет операций выбытия основных средств

Ответ на требование высылается на бумаге или в электронном виде. Как показывает практика, лишь 10% налогоплательщиков сейчас готовят ответы в электронном виде. И это удивительно, поскольку в таком формате и подготовить, и выслать ответ гораздо проще.

Система АСК НДС-2 работает в автоматическом режиме, то есть на первом этапе отчеты проверяются без участия налоговых инспекторов. Программа «налету» анализирует декларацию по НДС, сверяя контрольные соотношения, а также информацию из книг покупок и продаж с аналогичными данными контрагентов.

Умную систему не обмануть — от ее взора не укроется ни одно нарушение. Если оно выявляется, то требование дать пояснение по НДС формируется автоматически. Поэтому бухгалтеры в последние годы столкнулись с тем, что количество этих требований увеличилось.

Немного о расхождениях

Бухгалтер отправил электронную декларацию, и бдительная АСК НДС-2 ее проверила. Если все в порядке, отчет не привлечет внимания ни программы, ни налогового инспектора. А вот если расхождения имеют место, организация будет взята «на карандаш».

В программе налоговых инспекторов все расхождения подразделяются на два вида:

  • расхождение по сумме НДС — продавец и покупатель отразили в декларациях разные суммы налога;
  • разрыв — отсутствие операции в декларации контрагента либо отсутствие самой декларации. Например, покупатель заявил со сделки вычет НДС, а продавец не подал декларацию в срок.

Чего стоит опасаться{q}

Как правило, большинство предпринимателей в настоящее время сначала вызывают чаще всего в налоговую на дачу пояснений по деятельности или «комиссию». Налоговые проверки сразу после обнаружения «разрыва» не назначают, так как это слишком затратно и неэффективно. Да и общая политика в сфере налогового администрирования направлена на сокращение проверок. Именно поэтому вы сначала попадете на комиссию в ИФНС РФ.

При этом, подобные вызовы указывают на риск проведения проверки. Поэтому как только ИФНС вами заинтересовалась, необходимо сразу же начать подготовку. И уже на этой стадии нужно обращаться за профессиональной помощью к юристу, специализирующемуся на решении таких вопросов.

Предлагаем ознакомиться:  Право на налоговую льготу ежегодно подтверждать

В частности, если к вам поступило Уведомление о явке в налоговый орган для даче пояснений по деятельности компании, Требование о предоставлении документов и информации по тому или иному контрагенту за квартал или более, то наши налоговые адвокаты помогут Вам сориентироваться и правильно выстроить диалог с ИФНС. Мы подскажем, какие документы нужно представить в ИФНС, в том числе, дополнительно к запрошенным.

Чем мы можем вам помочь{q}

В начале статьи было упомянуто о возросшей эффективности камеральных проверок с точки зрения доначисления НДС. Однако на самом деле в рамках камералки доказать такие серьезные нарушения законодательства, как применение различных схем с целью получения необоснованной налоговой выгоды, очень сложно. Поэтому материалы камеральных проверок, как правило, становятся поводом отправиться к нерадивым налогоплательщикам с проверкой выездной. К кому же налоговые инспекторы постучатся в первую очередь{q}

Сегодня много говорится о риск-ориентированном подходе, который ложится в основу налогового контроля. В плане НДС это выражается в так называемом налоговом светофоре, который инспекторы видят в своих программах. Налогоплательщики помечаются разными цветами в зависимости от уровня риска нарушения налогового законодательства.

Как нетрудно догадаться, красный цвет — это плохо. Он присваивается тем компаниям, чья деятельность вызывает серьезные подозрения. Они не платят налоги, не отчитываются, не имеют сотрудников, офиса и так далее. В общем, проявляют классические признаки фирм-однодневок. Зеленые организации — добросовестные налогоплательщики, которые не вызывают у налоговых органов никаких подозрений.

Они все делают вовремя, в том числе, улаживают возникающие вопросы, например, подают пояснения по НДС. Желтым цветом помечаются организации, к которым у налоговых органов могут возникать вопросы по отдельным операциям. Например, среди контрагентов такой компании числится кто-то из других «желтых» или «красных».

Почему налоговая спрашивает пропорцию по ндс

Казалось бы, наибольший риск выездной проверки имеют компании, которые окрашены в красный цвет. Безусловно, их тоже проверяют, однако главное внимание налоговые органы уделяют их контрагентам и аффилированным организациям. Обычно они относятся к разряду желтых, но могут быть и зелеными. Ведь сами однодневки не представляют особого интереса, поскольку обычно взять с них нечего.

Необходимо отметить, что ФНС РФ в последние годы стремительно повышает эффективность проведения выездных проверок. Это означает опасность выездной налоговой проверки для вас, поскольку если проверку всё-таки назначат из-за «разрывов» НДС, то с вероятностью 98% доначислят существенные суммы налогов, штрафов, плюс могут возбудить уголовное дело за уклонение от уплаты налогов. Следовательно, очень важно не допустить назначения и проведения проверки и начать действовать на опережение.

Предлагаем ознакомиться:  Оплатить налоги просят налоговая и мошенники. Как не ошибиться{q}

В то же время высокий процент эффективности налоговых проверок означает, что ФНС РФ старается не устраивать такие мероприятия без выявления существенных нарушений.

Мы неоднократно оказывали квалифицированную помощь в подобных ситуациях. Мы знаем, что нужно сделать, чтобы минимизировать любые риски.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytpolicyandsafetyru

Наши адвокаты помогут Вам минимизировать риск назначения проверки из-за “разрыва” НДС. Детали предлагаем обсудить.

У нас есть огромный опыт оказания помощи при любых вызовах в ИФНС,
а консультация наших адвокатов абсолютно бесплатна!

Как взаимодействовать с налоговой{q}

Итак, вас вызвали. Что вы можете сделать{q}

Есть 2 варианта:

  1. Признать «разрыв», подать уточненную налоговую декларацию и доплатить сумму налога, пеней и не бояться больше инспекторов. Это самый лёгкий вариант, причём, в некоторых случаях его стоит иметь в виду. Учтите, если вам начислят НДС по итогам выездной налоговой проверки, то вы должны будете дополнительно заплатить также штраф размером 40% от соответствующей суммы.

  2. Отстаивать своё право на налоговый вычет. Сам факт наличия недобросовестного контрагента, тем более второго или последующих «звеньев» ещё не говорит о том, что именно вы что-то нарушили. Если контрагенты первого «звена» вам неподконтрольны, работали в реальности то налоговые органы могут изменить свою позицию и отозвать свои претензии к Вам. Это выполнимо, если запастись надлежащими доказательствами.

Обратите внимание! Недобросовестные действия контрагентов второго и третьего уровня сами по себе ещё не являются основанием для предъявления претензий к налогоплательщику.

Одним словом, отстоять вашу позицию вполне реально. Для этого требуется собрать необходимый пакет первичных документов, которые относятся к конкретным сделкам, а также доказательства должной осмотрительности. Также впечатление производит своевременное привлечение к разбирательствам налогового адвоката.

Выводы

Безусловно, для бухгалтера выявленные расхождения по НДС — лишняя головная боль и забота. Чтобы сократить количество таких проблем, рекомендуем сверять счета-фактуры с контрагентами перед отправлением декларации в ИФНС.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytaboutru

Однако сами по себе расхождения еще не являются основанием для налоговых санкций и для выездной проверки. Главное — не игнорировать требования о пояснениях и постараться убедить налоговиков, что происхождение — всего лишь досадное недоразумение. И даже если в результате проверки налоговые органы доначислили НДС, за компанией сохраняются все шансы оспорить это в суде. Конечно, если она тщательно выбирает контрагентов, не сотрудничает с однодневками и не участвует в схемах ухода от НДС.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector