Юридическая помощь
Назад

Права ребенка по семейному кодексу РФ

Опубликовано: 08.08.2019
0
6

Права ребенка и Семейный кодекс

Согласно закону «защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями». Родители — это законные представители своих детей, наделенные правом (и обязанностью) выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. То есть отец и мать, руководствуясь законом, обязаны защищать права детей в самых разных жизненных ситуациях, охранять их интересы в повседневной жизни.

Семейный кодекс защищает ребенка от злоупотреблений со стороны родителей (или других лиц, уполномоченных законом отвечать за его воспитание), в том числе в судебном порядке, если он достиг 14-летнего возраста.

В случае угрозы жизни и здоровью ребенка, нарушения его прав и законных интересов в семье граждане или должностные лица любых учреждений и организаций (детских садов, школ, поликлиник, больниц и т.д.), которым стали известны эти факты, обязаны сообщить о них в орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка. Вышеупомянутые органы в рамках своих полномочий должны принять соответствующие меры.

Настоящие права включают в себя: право собственности на принадлежащее ему имущество и право на распоряжение этим имуществом (с ограничениями, установленными законом в интересах детей); право на получение содержания (алиментов) от своих родителей или при наличии установленных в законе обстоятельств — от других членов семьи; право распоряжаться своими доходами (имеющимся заработком, стипендией и т.п.).

Удовлетворение материальных потребностей детей, которые проживают вместе с родителями, производится обычно в пределах семейного бюджета. Имеются в виду удовлетворение всех необходимых нужд ребенка (в зависимости от состояния здоровья, возраста, индивидуальных особенностей) в питании, одежде, в обучении и развитии (игрушки, книги и т.д.), в лечении, реабилитации и т.д.

Несовершеннолетним детям может принадлежать имущество, доставшееся по наследству, в виде подарков или на ином, законном основании (например вещи, приобретенные на стипендию). Данное имущество — личная собственность детей, не входящая в состав имущества родителей. Тем не менее, родители, являясь законными представителями своих детей, управляют этим имуществом, пока ребенок не достигнет совершеннолетия.

Семейный Кодекс РФ не указывает способов осуществления управления, однако в соответствии с общим положением об осуществлении родительских прав и с учетом характера данного имущества управление имуществом несовершеннолетнего должно производиться исключительно в интересах ребенка. Кроме того, согласно законодательству РФ действия родителей по распоряжению имуществом ребенка (обмен, продажа, сдача внаем и др.) допускаются лишь с предварительного согласия органов опеки и попечительства.

Родители не имеют права на имущество детей, которые, в свою очередь, не имеют право на имущество родителей, кроме права наследования и права на содержание. Однако по взаимному согласию детей и родителей допускается возможность пользования и владения имуществом друг друга. Такие отношения в семье, как правило, определяются сложившимся укладом семейной жизни, основанным на доверии и взаимопонимании.

Права ребенка по семейному кодексу РФ

Допустимы также случаи, когда в совместной собственности родителей и детей окажется какое-либо иное имущество (например, ими совместно получен по наследству жилой дом или дача). Законодательство РФ предусматривает нормы о совместной собственности, которыми регулируются владение, пользование и распоряжение этим общим имуществом.

Написано по материалам Бурдейного М.А.

Право ребенка на защиту (ст. 56 СК РФ).

Закон гласит: «Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями». Это означает, что самые близкие ребенку люди – его отец и мать – несут обязанность защищать права своих детей в самых разных жизненных ситуациях, охранять их интересы в повседневной жизни, предпринимая для этого все необходимые законные меры.

Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или других лиц, ответственных по закону за его воспитание), в том числе в судебном порядке, если ему исполнилось четырнадцать лет.

Должностные лица любых учреждений и организаций (детских садов, школ, поликлиник, больниц и т.д.), а также граждане, которым стало известно об угрозе жизни и здоровью ребенка в семье, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этих фактах в орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка. При получении таких сведений указанные органы в рамках своих полномочий должны принять меры по защите ребенка.

Права ребенка по семейному кодексу РФ

1 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ<p>

2 Система нормативного обеспечения прав детей представлена в документах международного права, нормативно – правовых актах на федеральном и региональном уровнях. Ст. 19 «Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защитить ребёнка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (…) со стороны родителей…». Ст.

3 Задачи педагогов дошкольного учреждения : формировать у детей дошкольного возраста основы гражданско-правовых знаний; развивать доброжелательное отношение к близким людям, взрослым и сверстникам, пробуждать эмоциональную отзывчивость к их состоянию; предоставлять каждому ребёнку возможность почувствовать свою значимость и компетентность.; вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребёнка.<p>

4 Особенности соблюдения прав ребёнка на детство в разных возрастных группах. Младший дошкольный возраст. Конвенция о правах ребёнка, принятая ЮНЕСКО в 1989 году и ратифицированная большинством стран мира, направлена на обеспечение полного развития личности ребёнка в каждом уголке Земли. Многие педагоги стараются как можно раньше познакомить детей с конвенцией.

6 Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. ” Проблемные ” родители – не вина ребенка, а его беда и несчастье. Пренебрежение проявляется в недостатке уважения, внимания, ласки, тепла со стороны, родителей. Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями.<p>

Предлагаем ознакомиться:  На контакт подали в суд

7 Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска : неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех; присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы; безработица, финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты;

статус беженцев, вынужденных переселенцев; низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции; нежеланный ребенок; умственные или физические недостатки ребенка; “трудный” ребенок. В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите.<p>

8 Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога. Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту. Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка. Изменчивое поведение. Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания. Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки.

Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.). Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери. Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара). К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.<p>

9 Наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны подтвердить ваши опасения : 1. В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие. 2. На жалобы по поводу поведения сына: (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально. 3. Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.<p>

10 Что может предпринять педагог : Постараться завоевать доверие ребенка, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду.<p>

11 В результате предпринятых действий можно прийти к следующим выводам : 1. Ваше предположение подтверждается (не подтверждается); 2. Решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.<p>

12 Таким образом, задача педагогов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка.<p>

Право ребенка жить вместе со своими родителями. [↑]

“Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). ”

Возможно, имущественные права не являются са­мыми важными в жизни ребенка, но они составляют базу его личных прав.

Рассмотрим имущественные права под­робнее.

• полученное в дар (например, ро­дители в день рождения сына подарили ему компьютер);

• унаследованное (например, после смерти дедушки осталась хорошая науч­ная библиотека, и он завещал ее внуку с надеждой, что тот станет продолжателем его дела);

Суд из-за ребенка

• приобретенное на средства ребенка (например, на заработанные в летние ка­никулы деньги ребенок купил видеомаг­нитофон);

• в виде полученных ребенком дохо­дов от собственной деятельности (зара­ботная плата, стипендия, доходы от пред­принимательской деятельности).

а) имущество, которым ребенок в силу своего возраста может пользоваться самостоятельно, не имеющее значительной ценности, находится у него во владении, пользовании и распоряжении (напри-мер, 7-летний ребенок вправе сам обменять наклейки на жевательную резинку и наоборот);

б) имуществом ребенка до 14 лет, которое не попадает в эту категорию, распоряжаются родители (например, тот же 7-летний ребенок, которому подарили компьютер и который сам успешно играет на нем в различные компьютерные игры, не может самостоятельно разрешить своимдрузьям взять его поиграть домой, поскольку эта сложная вещь может сломаться, а платить за ремонт придется родителям);

в)миуществом детей от 14 до 18 лет может распоряжаться сам несовершеннолетний, но с согласия родителей. Например, заработав деньги на видеомагнитофон, несовершенолетний должен вопрос о его покупке согласовать с родителями.

2. Право ребёнка получать содержание от своих родителей . Содержание детей — понятие комплексное и включает в себя предоставление ребёнку питания, одежды, покупку игрушек, книг, других предметов потребления. Обязанность содержать своих несовершеннолетних детей, проживающих вместе с родителями, включает и предоставление детям владения и пользования жилым домом, квартирой.

предметами домашнего обихода и обстановки. Однако это вовсе не означает, что родители обязаны, наряду с предоставлением ребёнку возможности пользоваться имуществом, нести одновременно дополнительные обязанности по поддержанию этого имущества в порядке. Ребёеку следует разделить с родителями это бремя (помыть посуду, пол и др.)

3. Право на алименты возникает, если родители не содержат своих детей. Сколько денежных средств необходимо для содержания ребёнка, родители могут определить по соглашению. Если родителям не удалось договориться, то размер алиментов определяется по закону: на одного ребёнка — 25% заработка, на двух детей — 33,3%, на трёх и более — 50%.

Права ребенка в семье и особенности их реализации

Надо отметить, что родители, достойно выполнявшие свой долг по содержанию и воспитанию детей, в старости также могут расчитывать на заботу и поддержку своих детей. Если совершеннолетние дети не делают это добровольно, то закон предусматривает взыскание с них алиментов на своих родителей, которые стали нетрудоспособными и не имеют достаточных средств для жизни.

(от 08. 12 1995 г. № 223-ФЗ с изменениями от 02.01. 2000 г. № 32-ФЗ)

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это, возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Предлагаем ознакомиться:  Отмена надбавок к пенсии за лауреата преммии правительства рф

Права ребенка в Украине

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Статья 56. Право ребенка на защиту

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Права детей в семье

Статья 60. Имущественные права ребенка

1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса.

2. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.

3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).

4. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми.

Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей

1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

2. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Важно отметить, что лишение родительских прав не снимает с отца или матери обязанности содержать ребенка. За неисполнение обязанности родитель может быть привлечен к уголовной ответственности.

Несовершеннолетние также вправе самостоятельно распоряжаться своими заработками, стипендиями, поощрительными премиями и полученным безвозмездно движимым имуществом.

Родители не приобретают права собственности на получаемое их детьми имущество.

В перечень входят:

  • Право на семейное проживание и воспитание. Ребенок может и должен знать своих родителей, кроме того, он не может быть разлучен с матерью без исключительных на то причин. Он пользуется заботой и защитой родителей, получает от них воспитание, соответствующее их жизненным принципам и мировоззрению, но не противоречит законодательству. Также несовершеннолетний вправе ожидать уважительного отношения в своей семье, получать всесторонне развитие и необходимые для жизни знания.
  • Право на общение с родителями и родственниками. Ребенок не просто знает своих родителей, но также активно общается с ними. Раздельное проживание несовершеннолетних с матерью и/или отцом не должно становиться препятствием для общения. Под родственниками понимаются братья, сестры, тетки, дядья, бабушки, дедушки и другие лица, состоящие в родстве или свойстве с родителями. При этом родство может быть кровным (по рождению) и юридическим (по усыновлению / удочерению).
  • Право на защиту. Частично это право перекликается с правом на личную безопасность. Но вместе с тем оно включает в себя также защиту интересов, защиту от посягательств, в том числе от родительских злоупотреблений. Основными защитниками несовершеннолетнего выступают мать и отец, а при их отсутствии – опекун и попечитель, органы опеки и прокурор.
  • Право на выражение мнения. Частично это юридическая возможность, частично — бытовая. Юридический смысл она приобретает, когда мнение ребенка запрашивается в случае его усыновления, определения места жительства, восстановления его родителей в правах. Бытовой смысл заключается в том, что несовершеннолетний выражает свое мнение по поводу организации его досуга, избрания аспектов образования и по многим другим поводам.
  • Право на имя, отчество и фамилию. Никто не может быть безымянным. Ребенок при рождении получает имя и фамилию, а также отчество, если это предусмотрено национальным обычаем. Имена не должны содержать символов, цифр, числительных, нарицательных.
Предлагаем ознакомиться:  Гражданский брак какие права имеет жена

Личные права детей

1. Право ребенка на имя, отчество и фамилию . Имя ребенка дается по соглаше­нию родителей. Но если они не могут до­стичь согласия в этом вопросе, то спор ре­шается органом опеки и попечительства (су­ществует при отделах образования местных администраций). Отчество дается ребенку по имени отца, а если отец не установлен, то по указанию матери.

Семья на прогулке

2. Право ребенка знать своих родителей, проживать совместно с ними . Исключение здесь одно: если совместное проживание противоречит интересам ре­бенка, то орган опеки может определить ребенку другое место жительства (напри­мер, детский дом или приемную семью). Возможно, что родители, страдающие ал­коголизмом, искренне любят и желают добра своему ребенку, но они в силу сво­ей болезни не способны на деле создать приемлемые условия для его воспита­ния.

а) физическое воспитание (разъяснять ребенку важность физической культуры, показывать на собственном примере способы укрепления здоровья, по возможности определить ребенка в спортивную секцию, группу и т. д.);

б) умственное (интеллектуальное) воспитание (помогать ребенку освоитьучебную программу школы, разрешать конкретные жизненные ситуации и т. д.);

в) правовое воспитание (ребенок должен четко знать, что можно делать, а за что закон карает);

г) нравственное воспитание (помогать ребенку наладить взаимоотношения со сверстниками, научить его с ними общаться, помогать другим, и в первую очередь младшим и пожилым, не лгать, не нарушать интересов других лиц и т. д.);

д) эстетическое воспитание (по возможности помочь ребенку овладеть основами искусства: музыкального, художественного, танцевального и др.);

е) этическое воспитание (обучить своего ребенка общепринятым правилам общения между людьми).

Одним словом, воспитание ребенка— это целый комплекс действий родителей, направленных на то, чтобы ребенок орга­нично вписался в современную жизнь, а общение с ним было комфортным.

4. Право ребенка на общение с обо­ими родителями, дедушками и бабушка­ми, братьями и сестрами, другими род­ственниками . Расторжение брака меж­ду родителями, проживание их в разных государствах, раздельное проживание с родственниками не влияют на права ре­бенка.

5. Право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интере­сы. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исклю­чением случаев, когда это противоре­чит его интересам.

6. Право ребенка на уважение его человеческого достоинства . Это каса­ется не только взрослых детей и подро­стков, но и всех детей независимо от возраста. Малолетний ребенок, выпра­шивающий у родителей очередную иг­рушку, должен получить разъяснение, почему ему эту игрушку не могут при­обрести. Тем более запрещается жесто­кое обращение с детьми.

7. Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов . Обеспечить эту защиту обязаны родители, посколь­ку они являются законными представи­телями ребенка. Так, если причинен вред здоровью ребенка, то родители обя­заны подать заявление о возбуждении уголовного дела или, если вред носит имущественный характер, — иск в суд.

Как видим, ребенок имеет доволь­но широкий перечень прав. Указанные правомочия ребенка составляют основ­ной костяк права ребенка на счастли­вое детство, закрепленного в междуна­родно-правовых документах.

Некоммерческое партнерство Межрегиональная Гильдия профессиональных антикризисных управляющих

Поскольку сами несовершеннолетние не обладают для этого необходимой гражданской дееспособностью, то есть способностью самостоятельно пользоваться своими правами и создавать для себя обязанности, статья 64 СК закрепляет обязанность родителей по защите прав и интересов детей и, соответственно, наделяет их статусом законных представителей своих детей.

Оба родителя должны защищать и интересы своего ребенка.

Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге

органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге. их должностных лиц, организаций Санкт-Петербурга. нарушающие права и законные интересы ребенка;

проверяет самостоятельно или совместно с органами государственной власти Санкт-Петербурга. органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге и их должностными лицами сообщения о фактах нарушения прав и законных интересов ребенка;

оказывает детям и их законным представителям бесплатную юридическую помощь по вопросам защиты прав и законных интересов ребенка;

осуществляет в установленном действующим законодательством порядке судебную защиту прав и законных интересов ребенка;

вносит в органы государственной власти Санкт-Петербурга.

Конкурс проводится в целях повышения правовой культуры детей и подростков Калужской области.

ü просвещение подрастающего поколения в области права;

ü развитие познавательного интереса в сфере права;

ü содействие повышению правового образования детей и подростков;

ü формирование осознанной потребности жить в рамках правового поля и снижение уровня правового нигилизма;

ü воспитание внутреннего духовного мира детей и подростков через красоту, искусство, творчество;

ü выявление и поддержка детей, подростков проявляющих интерес к творческой деятельности и праву.

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector