Юридическая помощь
Назад

Право собственности на земельный участок под многоквартирным домом возникает с момента регистрации

Опубликовано: 01.02.2020
0
0

Шаг 2 Обращение с письменным заявлением о формировании земельного участка под МКД в уполномоченные органы госвласти или местного самоуправления

Каждый земельный участок имеет свой правовой статус. Участок может быть сформирован или нет, принадлежать собственникам помещений или государству. Самый удобный путь узнать правовой статус земельного участка – посмотреть на сайте Росреестра. Там вы получите актуальную информацию о любом земельном участке на территории РФ.

Найдите свой город или адрес и вы увидите:

  • статус земельного участка;
  • адрес участка;
  • площадь участка;
  • кадастровую стоимость;
  • форму собственности.

https://www.youtube.com/watch{q}v=bSGdWXOV7f8

Сайт Росреестра может ошибаться. Советуем проверить достоверность полученных данных – заказать выписку.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ основанием для государственного кадастрового учёта служит межевой план. Формирование межевого плана может затянуться, ведь вам предстоит сделать несколько шагов:

  1. Составление проекта межевого плана. Он нужен для проведения государственного кадастрового учёта. Формирование проекта межевого плана начинается с того, что отмежёвывается территория, а потом уже на эту территорию наносятся дома и элементы благоустройства. Когда проект межевого плана начинает формироваться, орган местного самоуправления должен утвердить техническое задание для него.
  2. Утверждение проекта межевого плана на публичных слушаниях. На публичные слушания собирается специальная комиссия. Она может состоять из депутатов, владельцев земельных участков. Участником публичных слушаний может стать любой человек. Для этого обязательно зарегистрируйтесь в журнале участников. Это даст вам право высказать свои претензии, замечания и предложения.

Только после того, как публичные слушания пройдены, объект можно поставить на кадастровый учёт. В отличие от межевого плана, который может охватывать целый район или квартал, кадастровый учёт закрепляет право собственности за конкретным многоквартирным домом, определяет его размер и границы.

Чтобы поставить земельный участок на учёт, вам нужно обратиться в уполномоченный орган. В субъектах РФ назначены разные уполномоченные на приём заявлений о приобретении права собственности на земельный участок органы. В ст. 20 ЖК РФ сказано, что передать пакет документов может любое лицо, а перечень таких документов устанавливает ст. 22 ЖК РФ.

«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным.

В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.

Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».

По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».

С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков.

Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».

Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».

С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД.

например, проезды, используемые жителями нескольких МКД, внутриквартальные пешеходные тротуары, спортивные площадки, также построенные для жителей квартала за счет финансирования из бюджетов различных уровней, и т.п. В результате такого положения дел возникает конфликт интересов собственников помещений МКД и собственниками других МКД, а также с муниципальным образованием.

Таким образом, как сказано выше, границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Многоквартирный дом

Статьями 39, 40 Закона о кадастре предусмотрен порядок согласования границ земельных участков, статей 42.8 установлен порядок уточнения их границ. Градостроительным кодексом РФ установлены основные начала территориального планирования и зонирования территорий поселений, а также вопросы правил землепользования.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено:«…П. 68. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности, решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т. д.

Как оформить в собственность земельный участок под МКД{q}

Из этого следует:

  • если земельный участок под МКД сформирован до введения в действие Жилищного Кодекса РФ и состоит на государственном кадастровом учёте, то он переходит бесплатно в общедолевую собственность владельцев помещений в доме (ч.2 ст.16 ФЗ №189).
  • собственники помещений в МКД, земельный участок под которым не сформирован, могут самостоятельно обратиться в уполномоченные органы госвласти или местного самоуправления с письменным заявлением об их формировании. Заявление будет служить основанием для осуществления органом госвласти формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учёт (п.3 Постановления Конституционного суда РФ от 28.05.2010 №12-П).

Построенные после вступления в силу ЖК РФ жилые дома вводятся в эксплуатацию только, если данные о местоположении границ земельного участка под МКД внесены в государственный кадастр недвижимости. Земельный участок под домом переходит в общее имущество собственников жилья с момента постановки его на государственный кадастровый учёт.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 №12-П, взаимосвязанные положения частей 2 и 5 ст.16 и ч.1 и.2 ст.36 Жилищного кодекса РФ признаны соответствующими Конституции РФ. Они предусматривают переход в общедолевую собственность владельцев помещений в МКД земельного участка, сформированного под домом и поставленного на кадастровый учёт, без принятия органами госвласти или органами местного самоуправления решения о предоставлении его в собственность и без госрегистрации перехода права собственности на него.

Предлагаем ознакомиться:  Уфмс по хмао югре бланки заявления на вид жительство

До тех пор пока земельный участок под МКД, построенным до 01.03.2005, не сформирован, он находится в муниципальной собственности. Но собственники помещений в МКД могут владеть и пользоваться им, если это необходимо для эксплуатации дома (Постановление Пленума ВС РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010).

Право собственности на земельный участок под многоквартирным домом возникает с момента регистрации

Как правило, между УК и органом местного самоуправления заключается соглашение, по которому управляющая компания обязуется убирать и содержать в надлежащем порядке спорный земельный участок под домом. В свою очередь, орган местного самоуправления по этому же соглашению предоставляет УК субсидии.

Во избежание различных недоразумений и судебных споров по поводу определения границ придомовой территории под МКД, необходимо сформировать земельный участок, на котором находится дом, и поставить его на кадастровый учёт. Как это сделать{q}

Для оформления в собственность земельного участка под МКД следует выполнить следующий алгоритм действий.

  • Схема распределения долей владельцев помещений в МКД в праве общей собственности на общее имущество в доме;
  • Копии уведомлений о проведении ОСС по вопросу формирования земельного участка;
  • Лист регистрации собственников помещений (их представителей), участвовавших в ОСС по вопросу формирования земельного участка;
  • Доверенности представителей собственников помещений, оформленные в соответствии с требованиями закона;
  • Письменные решения собственников помещений в МКД о формировании земельного участка;
  • Протокол ОСС о формировании земельного участка.

Согласно п.1, 2 ст.16, п.1 ст.17, ст.23 ФЗ №122 от 21.07.1997; п.159 Правил ведения ЕГРП, утверждённых Приказом Минэкономразвития РФ №765 от 23.12.2013; Письма Росреестра №14-20-1143-1/10 от 07.05.2010, для госрегистрации прав собственности на земельный участок под МКД необходимы следующие документы:

  • Письменное заявление о госрегистрации права общедолевой собственности на общее имущество в МКД;
  • Удостоверение личности заявителя или уполномоченного лица при наличии у него нотариально заверенной доверенности, либо решение ОСС о наделении своего представителя необходимыми полномочиями;
  • Подтверждение оплаты госпошлины;
  • Подтверждение формирования органом госвласти или местного самоуправления земельного участка под МКД;
  • Решение ОСС о формировании земельного участка под МКД;
  • Решение/протокол ОСС об определении долей в праве общедолевой собственности на общее имущество в МКД;
  • Подтверждение прав собственников помещений в МКД на владение недвижимым имуществом в этом доме, возникших до 31.01.1998 года, если на момент представления документов на госрегистрацию земельного участка под домом нет соответствующих записей;
  • Другие необходимые документы для госрегистрации прав на общедолевое имущество, если того требует законодательство.

Согласно п.1, 2 ст.16 ФЗ №122 от 21.07.1997 года, письменное заявление вместе с необходимыми документами можно представить одним из следующих способов:

  • лично (представителем по доверенности) в отделение Росреестра или МФЦ;
  • заказным письмом по почте с объявленной ценностью, описью вложения и уведомлением о вручении;
  • в электронной форме на сайте Единого портала госуслуг.

Право собственности на земельный участок под многоквартирным домом возникает с момента регистрации

Проведённая госрегистрация прав на земельный участок под МКД удостоверяется выпиской из ЕГРП (п.1 ст.14 Закона №122 от 21.07.1997 года).

С 2015 года участки, входящие в состав общего имущества МКД, не облагаются земельным налогом (пп.6 п.2 ст.389 НК РФ).

Провести общее собрание собственников и решить вопрос о включении земельного участка в состав общего имущества дома гораздо проще с помощью сервиса «ОСС на 100%».

Что касается земельного участка под МКД, тут вопрос однозначно решен в законодательном порядке. Согласно статьи 36 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Аналогичная норма закреплена также в подпункте «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.

2006 года (далее по тексту – Правила 491): к общему имуществу собственников помещений МКД относится, в том числе, и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Такая размытая формулировка в законе понятия земельного участка, составляющего придомовую территорию, на практике часто приводит к спорам между управляющими организациями, обслуживающими соседние МКД, и муниципалитетами, также ответственными за содержание территории муниципального образования. Если сюда добавить многолетнюю анархию и неразбериху в вопросах оформления и межевания земли, длительную законодательную неурегулированность и непрозрачность всего механизма ее оформления, реформирование (не всегда в лучшую сторону) и многочисленные изменения в законы, ну, и, чего скрывать, коррупцию в органах нашей власти на всех ее уровнях, о которой трубят во всех СМИ, так как земля, особенно в крупных городах, всегда является лакомым объектом собственности, то неудивительно, что сейчас практически нереально осуществить собственникам МКД свое законное право на оформление и регистрацию земельного участка придомовой территории. В силу вышеназванных причин в судах нашей страны земельные споры в рейтинге самых популярных.

Проверка соответствия положений ст. 36 ЖК РФ и ФЗ № 189 от 29.12.2004 года «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 года «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» (далее по тексту — ФЗ 189) Конституции РФ отражена в Постановлении Конституционного суда РФ от 28.05.2010 № 12-п «По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 федерального закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова» (далее по тексту – Постановление КС РФ № 12-п).

КС РФ признал положения частей 2 и 5 статьи 16 ФЗ 189 во взаимосвязи с частями 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ, пунктом 3 статьи 3 и пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него, не противоречащими Конституции РФ.

«…Таким образом, реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом, как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства.

Это означает, что, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется».

Особенности получения гражданами прав на землю под многоэтажкой

  • надел под постройкой имеет четко определенные границы, которые уже согласованы с муниципалитетом;
  • все работы по землеустроению были завершены до 2005 года, когда вступили в законную силу основные положения ЖК РФ;
  • придомовая территория поставлена на учет в Росреестр и имеет кадастровый план.

Дополнительно следует отметить, что жильцам предоставляется возможность приватизировать имущество в дальнейшем после проведения кадастровой регистрации и окончательного формирования участка. Лишь в этом случае права граждан будут официально подтверждены и ничем не ограничены.

Необходимо провести общее собрание, следуя строгому протоколу и соблюдая все законодательные нормы (собрание приводится методом очного голосования, то есть организуется совместное присутствие собственников). На данном этапе понадобится оформить следующие важные документы:

  • план, соответственно которому будут распределены доли в общедолевой собственности на общедомовое имущество МКД;
  • копии уведомления о проведении общедомового собрания собственников для решения вопроса о формировании земельного участка МКД;
  • общий список, в котором будут зарегистрированы собственники (или их представители), присутствовавшие на общем собрании;
  • надлежащим образом оформленные доверительные документы, предоставляющие право голоса представителям собственников;
  • принятое решение жителей МКД о необходимости формирования участка земли, оформленное в письменном виде;
  • протокол проведенного собрания.

Если общедомовое собрание собственников будет решено проводить методом заочного голосования, то список основных документов, которые необходимо будет оформить на данном этапе, не изменится.

Этап 2.Представитель собственников помещений в МКД подает заявление на формирование участка земли в соответствующие госорганы.

Предлагаем ознакомиться:  Договор аренды для садика

Органы, имеющие полномочия формировать земельные участки МКД:

  • органы государственной власти;
  • органы местного самоуправления.

К примеру, в г. Москва данным вопросом занимается Департамент городского имущества.

Сначала компетентный орган, занимающийся вопросом формирования земельных участков, обязательно проверяет наличие проекта, на основании которого проводилось межевание квартала. По результатам проверки предпринимаются соответствующие действия:

  • если территория, где расположен земельный участок, не проходила процедуру межевания, то ее вносят в план межевания;
  • если проект есть, границы участка утверждаются на кадастровой карте территории.

Этап 3.На данном этапе потребуется помощь кадастрового инженера, который подготовит межевой план.

Все земельные участки формируются согласно утвержденному проекту межевания квартала. В свою очередь, этот проект должен соответствовать установленному Генеральному плану. Для того чтобы инициировать процедуру постановки участка на государственный кадастровый учет, необходимо подготовить межевой план.

Орган регистрации прав осуществляет ведение электронного хранилища, в которое может быть помещен на временное хранение межевой план на срок до трех месяцев. Любому документу присваивается индивидуальный инвентарный номер. Эти бумаги могут быть бесплатно затребованы в любой момент кадастровым инженером либо заказчиком работ в установленном законом порядке. Чтобы специалист мог поместить межевой план в электронное хранилище, данное условие необходимо предусмотреть в договоре.

Этап 4.Требуется подготовить документы для проведения кадастрового учета и регистрации прав общедолевой собственности на участок земли.

Ниже приведен список требуемых документов:

  • Заявление о постановке на кадастровый учет и государственную регистрацию права общей долевой собственности на общедомовое имущество в МКД.
  • Оплаченная государственная пошлина за регистрацию доли в праве общей долевой собственности на общедомовое имущество в МКД (подтверждающие документы). С 2014 года эта сумма составила 200 руб. (пп. 23 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
  • Документ, удостоверяющий личность человека, подающего заявление, либо уполномоченного лица (необходима нотариально заверенная доверенность). Предоставляется лично.
  • Решение формировать земельный участок, где находится МКД, оформленное в виде протокола общего собрания собственников жилья в МКД.
  • Документы, являющиеся подтверждением формирования земельного участка соответствующим органом государственной власти либо органом местного самоуправления.
  • Документы, подтверждающие право собственности владельцев жилья в МКД, возникшее до 31.01.1998 г. (в случае, если в ЕГРН нет записей о государственной регистрации наличия прав данных собственников на момент предоставления документов).
  • Решение собственников касательно определения долей в праве собственности на общедомовое имущество (включая участок) в МКД, оформленное в виде протокола общего собрания жильцов дома.
  • Прочие документы, нужные для осуществления государственной регистрации прав, в случаях, предусмотренных законами РФ.

Этап 5.Представитель собственников обращается в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) для постановки участка на кадастровый учет и регистрации права общедолевой собственности.

Заявитель может предоставить необходимые документы тремя способами:

  1. используя электронную форму при помощи сети интернет (в том числе используя Единый портал госуслуг или сайт Росреестра);
  2. лично или прибегнув к помощи представителя по нотариально заверенной доверенности, в местное отделение МФЦ либо Росреестра, в том числе можно предоставить необходимые документы на выездном приеме уполномоченного лица Росреестра;
  3. отправив документы по почте (важно составить опись вложения и оформить уведомление о вручении).

В общем долевом владении собственников жилья в МКД участок оказывается, начиная со дня проведения государственного кадастрового учета.

Право собственности на земельный участок под многоквартирным домом возникает с момента регистрации

После внесения необходимых сведений в государственный кадастр, земельному участку присваивается кадастровый номер и заносится в реестр.

Этапы оказания услуги могут доводиться до сведения заявителя с помощью писем на e-mail либо сообщениями на мобильный телефон. Это могут быть данные о поступлении госпошлины, оформлении регистрации и т. д.

Выписка из ЕГРН удостоверяет включение земли в кадастр и государственную регистрацию общедолевых прав на земельный участок под МКД.

Для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, а также проведения его государственного кадастрового учета.

Основные проблемы собственников, равно как и их домоуправляющих организаций, сводятся к тому, что на момент приобретения общедолевого права собственности на земельный участок собственники радуются, что им предоставляют землю бесплатно, а вот о последствиях, в т.ч. финансовых, такой собственности они, к сожалению, не задумываются.

Земельный участок МКД: кому принадлежит и как оформить в собственность

В существующей застройке поселений переход к собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на земельный участок, на котором он расположен, учитывая, что такой земельный участок, как и другое общее имущество в многоквартирном доме, не имеет самостоятельной потребительской ценности и иного назначения, кроме обслуживания жилых и нежилых помещений в этом доме, не может расцениваться как ущемление прав соответствующего публичного образования, которое фактически не имеет возможности использовать земельный участок под многоквартирным домом иначе, как путем распоряжения правом на него (например, с помощью заключения договоров аренды)».

Судебная практика

Как мы уже отмечали, существует богатая судебная практика по делам, касающимся права собственности на придомовую территорию МКД, а также оспаривания оплаты за её уборку. Собственники помещений в доме и управляющие компании, а также жильцы дома между собой постоянно судятся из-за земельного участка под МКД.

Выше мы приводили Постановление Пленума ВС РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010. В рассмотренном в нём деле говорится о взаимных исках соседей МКД, которые не могли поделить придомовую территорию. У одной соседки возле дома были расположены небольшие постройки, которые мешали другому жильцу этого дома.

В ходе многочисленных судебных разбирательств иски соседей оспаривались по несколько раз, и выносились различные решения в пользу то одного, то другого собственника помещений в МКД. Одни судьи ссылались на 30-летний порядок пользования земельным участком под МКД. Другие этот порядок отменяли.

В итоге рассудил всех Верховный суд РФ, сославшись на ФЗ №189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ». По закону данный земельный участок под домом считается общедолевой собственностью владельцев помещений в МКД.

Если право собственности на объект недвижимости переходит к нескольким собственникам, то право на земельный участок переходит пропорционально долям собственности в доме (ст.37 Земельного Кодекса). Если право собственности на дом переходит к нескольким собственникам, то и порядок пользования придомовой территорией определяется с учётом доли в праве собственности на общее имущество в МКД.

Верховный суд РФ подчеркнул, что в данном случае собственники помещений в МКД по праву законных владельцев земельного участка под своим домом могут требовать устранения любых нарушений их интересов (ст.305 ГК РФ).

В любом случае, дело это непростое и решение в каждом конкретном случае нужно принимать, учитывая все обстоятельства фактического положения дел и дав правовую оценку всем имеющимся документам, а также сроки исковой давности по процессуальному законодательству.

Земельный участок, составляющий придомовую территорию МКД, в целях его содержания

Несмотря на то, что с оформлением права собственности придомовой территории много сложностей в силу пробелов и несовершенства действующего законодательства, то вопросы уборки и содержания придомовой территории судами решаются в большинстве своем единообразно и практику по таким делам можно считать более-менее сформированной в настоящее время.

Согласно ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений МКД  принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.

очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова);

очистка придомовой территории от наледи и льда; очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка, уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, подметание и уборка придомовой территории, прочистка ливневой канализации.

Подпунктом «г» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.

Исходя из системного толкования правовых позиций Конституционного Суда РФ, данных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010г. № 12-П, и п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010г. № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» собственники помещений многоквартирного дома являются законными владельцами земельного участка под многоквартирным домом, независимо от проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом».

Апелляционное определение Ульяновского областного суда по делу № 33-3428/2013 от 01 октября 2013 года: «…Анализируя нормы ст. 36, 39 ЖК РФ, а также положения заключенного договора управления многоквартирным домом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не может свидетельствовать об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка, на котором расположен дом.

Предлагаем ознакомиться:  Корректировочная декларация по налогу на прибыль

В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме и переходит к ним бесплатно на праве общей долевой собственности.

Собственники помещений в многоквартирном доме приобретают право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен данный дом, с момента государственной регистрации права собственности на помещения.

В том случае, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично – правового образования.

По смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

Право собственности на земельный участок под многоквартирным домом возникает с момента регистрации

Такое разъяснение правовых норм дано в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». 

Суд первой инстанции правильно указал, что собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован.

Сам по себе факт расположения дома на земельном участке уже предполагает, что собственники пользуются данным участком и, соответственно, должны содержать его в надлежащем состоянии. Отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не свидетельствует об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка, на котором дом расположен, и о невыполнении ответчиком работ по уборке придомовой территории.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие сформированного и прошедшего государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом, в котором проживает истица, не влияет на определение её доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме и не позволяет ей не оплачивать уборку придомовой территории.

Учитывая указанные обстоятельства, а также отсутствие доказательств невыполнения ответчиком работ по уборке территории, суд первой инстанции правомерно отказал истице в удовлетворении заявленных ею требований о возврате денежных средств, оплаченных за работы по уборке придомовой территории».

В каком порядке проводится межевание земельного участка МКД

После того как земельный участок на безвозмездной основе передан собственникам помещений в МКД на правах общедолевой собственности, счастливые жильцы, равно как и управляющие компании, могут столкнуться с рядом проблем, в том числе и финансово затратных, о которых ранее (пока участок не был сформирован) и не подозревали.

Росреестр в начале 2016 года разместит информацию в ГИС ЖКХ из госкадастра недвижимости и ЕГРП

1. Жильцам МКД гарантированы следующие права:

  • невозможно инициировать процесс отчуждения или начать снос (строительство) какого-либо объекта, не согласовав данные действия с собственниками общего имущества;
  • невозможно использовать земельный участок МКД для строительства на его территории коммерческих объектов и объектов иного назначения (организации автостоянки, строительства гаражей, открытия автомойки);
  • изъятие участка для нужд муниципалитета на безвозмездной основе также не представляется возможным.
  1. Возможность получения дополнительной прибыли. Земельный участок или его часть могут быть сданы собственниками в аренду или предоставляться для иных целей на платной основе третьим лицам. Также факт наличия права долевой собственности сказывается на росте цены за квадратные метры жилых или нежилых помещений.
  2. Возможность использования участка в своих целях. На усмотрение владельцев участок (собственными силами) может быть оборудован детской площадкой, благоустроен, на нём могут быть возведены иные сооружения, необходимые для повышения уровня комфорта жильцов.
  3. С 1 января 2015 г. налог на участок земли собственниками помещений в МКД не оплачивается.

Отрицательные стороны оформления общедолевой собственности земельного участка МКД:

  • Рост цены на квадратный метр помещений может являться также и отрицательной стороной оформления долевой собственности, так как увеличение стоимости помещений, возможно, сузит потенциальный круг покупателей или арендаторов и точно увеличит расходы на содержание общего имущества МКД.
  • Ответственность за содержание земельного участка в надлежащем состоянии ложится на плечи собственников. Они обязаны следить за порядком на участке, убирать, содержать и ремонтировать дороги на территории МКД, заботиться о надлежащем состоянии элементов благоустройства (газонов, площадок, зеленых зон, парковочных мест и т.д.). При несоблюдении обязательств (не убран снег, вовремя не вывезен мусор) к владельцу (управляющей организации) могут быть применены штрафные санкции.

К примеру, зачастую собственники аргументируют необходимость и форсируют оформление долевого владения, ссылаясь на то, что появится возможность построить на придомовом участке полезные и нужные для жильцов объекты. Однако нужно помнить, что любой территории в городе отведено свое назначение, равно как и придомовой зоне.

То есть построить под МКД магазинчик, специализирующийся на продаже алкоголя, будет невозможно. Сфера строительства объектов на придомовых территориях весьма ограничена. Обусловлено это совокупностью множества факторов: скученностью застройки жилья, градостроительными ограничениями, нормативно-техническими требованиями и т.д.

Межевание проводится для определения границ и площади земельного участка МКД. У данной процедуры есть как положительные, так и отрицательные стороны. Вместе с тем, жильцы все чаще склоняются к решению проведения этого мероприятия.

По окончании процедуры межевания и после того как все необходимые бумаги будут должным образом оформлены, жильцы получат некоторые преференции, о которых мы говорили в начале статьи. Вспомним их:

  • это возможность организации дополнительных парковочных мест;
  • возможность возведения различных объектов благоустройства;
  • установка шлагбаума, перегораживающего въезд на придомовую территорию;
  • сдача части земельного участка в аренду с целью получения дополнительной прибыли (с условием, что данное решение будет согласовано со всеми собственниками и не снизит комфорт их проживания).

Однако наиболее важный плюс от проведения процедуры межевания и включения земельного участка в кадастр – это то, что в таком случае МКД сможет участвовать в программе капремонта и проведении муниципалитетом работ по благоустройству придомовой зоны.

При организации участка земли в обязательном порядке учитывается планировка придомовой территории МКД.

Оформляя этот участок в общедолевую собственность, нужно следовать определенным правилам землепользования:

  1. Процедура межевания инициируется при условии, что на участке расположен один МКД и относящиеся к нему элементы благоустройства.
  2. В общедолевую собственность не могут быть включены общественные проезды и другие элементы дорожной инфраструктуры.
  3. При проведении процедуры межевания учитывается зонирование участка земли, определенное нормами градостроения.

Межевание проводится после согласования и заключения собственниками договора с инженерно-геодезической компанией. Данная процедура имеет строгий регламент и требует выполнения нескольких необходимых этапов.

  1. без согласия собственников невозможно использование земельного участка, как например, прокладка новых дорог, строительство, организация коммерческих и иных предприятий (мойки, автостоянки, гаражи и т.п.) на территории принадлежащей собственникам МКД.
  2. без согласия собственника не возможно какое-либо отчуждение части земельного участка, равно как и невозможен снос (постройка) каких либо строений.
  3. невозможно изъять земельный участок для муниципальных (государственных) нужд бесплатно.

Собственники вправе сдавать часть земельного участка в аренду или предоставлять его для иного возмездного использования. Кроме того, наличие собственности на землю существенно увеличивает стоимость квадратного метра жилого или нежилого помещения.

Собственники вправе совершать с земельным участком различные действия, в т.ч. направленные на его благоустройство, строительство дополнительных сооружений, детских площадок и иных строений, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности МКД.

Как определяется площадь земельного участка МКД

В статье 36 Жилищного кодекса РФ есть указание на то, что включает в себя земельный участок: различные зеленые насаждения, элементы благоустройства, объекты, участвующие в обслуживании и эксплуатации жилого дома, но нет указаний на то, какого размера он должен быть. Есть только отсылка на Земельный и Градостроительный кодексы.

Однако и в Земельном кодексе ничего не говорится о площади этой территории. Наконец, Градостроительный кодекс (часть 4 статья 43), казалось бы, дает четкое определение положенных размеров: в данной статье говорится о том, что этот норматив определяется еще на этапе застройки, при определении учитывается фактическое землепользование, нормативы и правила, действовавшие в момент возведения здания.

https://www.youtube.com/watch{q}v=WT9Kk4NcpVw

Чтобы оформить земельный участок, а также внести в кадастр участки уже возведенных МКД, достаточно предоставить акт, на основании которого проводились застройка и последующая эксплуатация дома, и инвентарный план. Если сведений недостаточно, то ведомства, занимающиеся такими делами, запрашивают информацию в других госорганах.

, , , , , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector