Юридическая помощь
Назад

Причины отказа в банковской гарантии

Опубликовано: 27.08.2019
0
5

Особенности выданной банковской гарантии

Банковская гарантия имеет особенности, заключающиеся в независимости этого обеспечения от оснований ее выдачи. Поэтому с точки зрения российского права банковская гарантия рассматривается как абстрактная сделка. Заключив договор с банком, принципал рассчитывает на надлежащее исполнение обязательств перед второй стороной.

Отмена реестра банковских гарантий

С 1 июля 2018 года реестр банковских гарантий стал закрытым. Это не значит, что он прекратил свое существование. Несмотря на слухи об отмене реестра банковских гарантий, он находится в закрытой части ЕИС и доступен только заказчикам и банкам.

Чтобы посмотреть все сведения о документе, в личном кабинете в ЕИС зайдите в раздел «Реестры» и в главном меню выберите «Реестр банковских гарантий». Все сведения из списка можно выгрузить на личный компьютер.

В своем кабинете заказчик может просмотреть статусы гарантий, сформировать запись об отказе в принятии гарантии от участника и разместить сведения о прекращении обязательств поставщика, которые обеспечивал выданный банком документ.

Отмена банковских гарантий в системе госзакупок со стороны банков не предусмотрена. Отозвать документ кредитное учреждение не может. Гарантия прекращает свое действие в трех случаях:

  • заказчику была уплачена вся сумма по гарантии;
  • истек установленный срок;
  • заказчик отказался от своих прав по гарантии и вернул ее банку (например, если контракт так и не был подписан).

Этапы выдачи банковской гарантии

В отношениях по выдаче этого обеспечения участвуют три стороны. Это условие его выдачи. Бенефициар — это кредитор, в его пользу выдается банком гарантия. Принципал — это должник бенефициара. Банк — это гарант того, что обязательство по договору будет исполнено с его помощью. Документ в пользу бенефициара выдается в письменной форме.

В нем обязательно указывается обязательство о выплате денежной суммы, размер которой обговаривается в тексте документа. Банк, декларируя предложение – «выдам банковскую гарантию», адресует ее далеко не всем предпринимателям. Существуют условия, на которых бизнесменам выдается обеспечение. В первую очередь, подается заявка от юридического лица. Форма заявки произвольная либо по требованиям банка. Критериями принятия положительного решения в пользу заявителя служат:

  • устойчивое финансовое положение предпринимателя, что подтверждается бухгалтерской документацией;
  • долгое нахождение на рынке товаров и услуг;
  • положительные отзывы об организации;
  • положительная история о ранее выданных кредитах.

Условия гарантии прописываются в договоре, оформленном между гарантом и принципалом. К обязательным условиям выдачи обеспечения можно отнести:

  1. Порядок взаиморасчетов по выплате вознаграждения гаранту принципалом;
  2. Возможность предъявления регрессного платежа гаранта к заемщику;
  3. Механизм оформления гарантии.

К условиям необязательного характера относят:

  • открытие в банке — гаранте расчетного счета для юридического лица;
  • наличие залога;
  • размер гарантии;
  • отчеты по финансовой деятельности.

Документ, выдаваемый банком принципалу, включает в себя:

  • наименование, местонахождение гаранта, указание его организационно-правовой формы, регистрационные данные, лицензия;
  • информация о принципале, указание на просьбу о выдаче обеспечения;
  • информация о кредиторе принципала;
  • положение об уплате денежной суммы, которая после ее назначения не зависит от размера основного обязательства;
  • длительность взаимоотношений между заемщиком и банком.

Существует несколько основных этапов выдачи банковской гарантии. На схеме, представленной ниже, можно ознакомиться с этапами выдачи банковской гарантии.

Предлагаем ознакомиться:  Основания для отказа в выдаче свидетельства о праве на наследство

Не все банки вправе выдавать гарантию. Только те кредитные учреждения, которые включены в перечень от МинФина. В случае если обеспечение было выдано банком, отсутствующим в этом перечне, документ считается недействительным. Реализуя желание по получению гарантии, заявитель должен быть готов к тому, что банк потребует с него обширный список документов.

В том числе и бумаг, которые являются доказательствами устойчивого материального положения юридического лица. Решение о гарантии выдается банком не мгновенно. Точнее сказать, процедура сильно затянута во времени: от недели до месяца. Но существует ускоренное рассмотрение заявки от потенциальных клиентов.

Указывалось, что не все организации, компании смогут получить от банка этот вид обеспечения. Кредитное учреждение имеет право отказать по причинам:

  1. Недостоверность предоставленной в документах информации о работе юридического лица.
  2. Финансовые показатели не соответствуют условиям, которые предложит банк по рассматриваемому кредитному продукту.
  3. Компания или организация в качестве юридического лица не подходит по требования банка, выдвигаемые для получения гарантии.

Банк не обязан выдавать гарантии. Он предлагает кредитный продукт неограниченному числу предпринимателей. Для анализа тех, кто подойдет им в качестве клиентов, банк анализирует предоставленные документы. 

Статья размещена на сайте «Банковская гарантия».

Необязательные условия выдачи банковской гарантии

Заказчик может отказать участнику, если гарантия не соответствует требованиям, установленным в постановлении Правительства РФ от 12.04.2018 № 440. В первую очередь гарантия должна быть выдана банком из перечня Минфина. По состоянию на 1 сентября 2018 года в нем 193 кредитных учреждения.

Причины отказа в банковской гарантии

Во-вторых, в документе должна содержаться вся необходимая информация, включая сумму гарантии, срок действия, обязательства поставщика, список документов, которые необходимо предоставить заказчику для получения денег. Главное условие гарантии — это ее безотзывность.

Отказ от банковской гарантии по 44-ФЗ возможен в трех случаях:

  • информации нет в реестре банковских гарантий;
  • указан не соответствующий закону срок действия;
  • содержание не соответствует информации, указанной в извещении о закупке.

Условия банковской гарантии, в которые нужно вчитаться заранее

Банковская гарантия — это ваша страховка. Если поставщик сорвет контракт — банк все возместит, иначе какой смысл в механизме гарантии. Практика работы с гарантиями уже сложилась, тексты гарантий похожие, условия стандартные, никто уже особо в них не вчитывается. И напрасно, потому что стандартная на первый взгляд бумага может содержать условия, из-за которых становится бесполезной. Вы не только не сможете получить деньги, но и окажетесь втянутыми в длинный и безрезультатный судебный процесс. А это дополнительные расходы и просрочка закупки.

Узнать подробности

Срок действия гарантии для обеспечения заявки должен на два месяца превышать период подачи заявок, а для обеспечения исполнения контракта он должен быть больше срока окончания его действия как минимум на 1 месяц.

Заказчик обязан сообщить участнику о своем отказе. При этом в уведомлении необходимо перечислить все основания. Это следует сделать в течение 3 дней. За этот же временной промежуток заказчик обязан внести изменения в реестр гарантий в ЕИС.

В реестре банковских гарантий нажмите на гиперссылку «Создать сведения об отказе заказчика в принятии банковской гарантии» на карточке банковской гарантии на вкладке «Документы». Далее выберите одну из причин отказа. Если гарантия выдана в качестве обеспечения исполнения договора о проведении капремонта, выберите основание из справочника «Причины отказа БГ по ПП РФ 615».

Предлагаем ознакомиться:  Неуплата налогов: разрешен ли выезд за границу в 2020 году

Необходимо прикрепить документ об отказе. Для этого в блоке «Документ, содержащий информацию об отказе в принятии банковской гарантии» нажмите на кнопку «Обзор», выберите файл и прикрепите его. Для сохранения проекта нажмите на кнопку «Сохранить и закрыть», а затем на кнопку «Разместить».

Чтобы отредактировать информацию, на странице «Реестр банковских гарантий» выберите нужную запись и нажмите на кнопку «Изменить». Не забудьте сохранить внесенные правки. Если сведения об отказе были размещены по ошибке, выберите на странице «Реестр банковских гарантий» нужную запись и нажмите на кнопку «Удалить».

Перед тем как разместить данные об отказе в ЕИС, подпишите их электронной подписью прямо в личном кабинете. Установите отметку в поле подтверждения и нажмите на кнопку «Подписать и разместить». Реестровой записи присваивается статус «Отказано в принятии».

Подробнее о том, как отказаться от банковской гарантии, читайте в статье эксперта

Форма этого документа не установлена на федеральном уровне. Заказчик составляет его на фирменном бланке организации. Важно указать данные о закупке, о членах закупочной комиссии, написать о том, что в принятии гарантии отказано, а также перечислить причины, по которым такое решение было принято. Обязательно проставьте дату и подпись, заверьте документ печатью.

Рассмотрим пример из административной практики. Это решение ФАС России от 11.01.2017 по делу № К-17/17. В антимонопольный орган пожаловался участник аукциона. Он остался недоволен действиями аукционной комиссии, которая приняла решение об отказе в принятии гарантии. Заказчик обосновал его тем, что:

  • в документе нет пункта о том, что банк обязуется уплатить пени за просрочку при выдаче средств;
  • банк обязуется выплатить лишь те убытки, которые не покрыты неустойкой;
  • срок действия документа меньше необходимого (при сроке действия контракта в 500 дней гарантия действует лишь 450 дней, хотя по требованиям закона этот срок должен быть не меньше 530 дней).

В итоге ФАС признала жалобу победителя аукциона необоснованной.

Кроме перечисленных выше проверок бывают и другие, некоторые кажутся даже смешными. Приведем несколько примеров.

Клиент хотел получить банковскую гарантию, потом было установлено, что на момент подачи заявки паспорт учредителя кампании был не валиден. На тот момент паспорт уже был найден, но в МВД он все еще числился в розыске. Если бы заявка кампании попала в банк без предварительной оценки данного риска, то служба безопасности банка зафиксировала бы эту проблему и отказала бы.

Также распространенной причиной отказа является неожиданная блокировка операции по расчетному счету. Клиент обратился за получением гарантии, но у него была выявлена блокировка по счету на сумму 1114 рублей 60 копеек — недоимка по налогу, о которой главный бухгалтер не доложила генеральному директору кампании, так как боялась увольнения.

Обязательно проверяйте наличие исполнительных делопроизводств на должностных лиц компании, например, штрафы ГИБДД. Клиент обычно считает, что такие ситуации не имеют отношения к исполнению госконтракта, но служба безопасности банка смотрит на это иначе. 

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли отказаться от наследства если уже вступил в него

Самое важное – обнаружение подобных проблем и быстрое реагирование. Категорически нельзя допускать отправления заявки в банк до урегулирования, иначе банк может легко вам отказать. Если вы обращаетесь в специализированную организацию для получения банковской гарантии, для вас заранее проводятся проверки, аналогичные банковским.

Вы всегда можете заранее сходить в УФМС и получить подтверждение в виде справки о том, что паспорт валиден, оплатить незначительные штрафы и налоги, чтобы разблокировать счет. В таком случае заявка будет воспринята банком позитивно, потому что их служба безопасности увидит, что проблемы, если они и есть – решаются, значит, с компанией можно сотрудничать.

Если в вашей кампании имеются какие-то не устраненные проблемы или задолженности, а банк тем не менее выдает вам банковскую гарантию, задумайтесь, стоит ли вообще доверять подобному банку и приобретать у него гарантию.

Когда заказчик отказывается от банковской гарантии, он должен в течение 3-х дней со дня ее поступления сообщить об этом заявителю. Он делает это в письменной или электронной форме. При этом обязательно указываются причины для такого решения. Если вы не получили такого извещения в установленный срок, документ считается принятым.

Отказ означает не только отклонение кандидатуры заявителя на участие в торгах. Он может отрицательно сказаться на репутации потенциального участника. Но, если банковскую гарантию отклонили, не стоит опускать руки. Пока идет прием заявок, вы можете предоставить ее от другого банка или дополнить условия в текущем документе, чтобы он был оформлен по всем требованиям.

Подводим итоги

Сотрудники компании ITCOM имеют многолетний опыт по оформлению таких документов по всем требованиям закона. Обращаясь к нам, вы можете быть уверены, что оформление пройдет быстро и заказчик не сможет отклонить банковскую гарантию на законных основаниях.

В случае выдачи обеспечения авторитетной кредитной организацией и его приятия бенефициаром, отказ может возникнуть позднее по следующим причинам:

  1. Принципал выполнил свои обязательства в полном объеме (отсутствие необходимости в выдаче банковской гарантии).
  2. Заказчик отказывается от прав, сторонам удалось достигнуть компромисса в финансовых спорах без привлечения банка-гаранта.
  3. Использование взаимозачета платежей в случае, если взаимоотношения принципала и бенефициара возникли ранее, и последний имеет непогашенные обязательства.
  4. Ликвидация одного из участников сделки – бенефициара или принципала.

Отказ оформляется в письменном виде, при этом банк получает гарантийный документ обратно. При получении гарантом письма с отказом, ему необходимо в трехдневный срок уведомить об этом должника в письменной форме или в формате электронного документа с указанием соответствующей причины отказа. Данная процедура проводится до завершения периода действия гарантии.

В качестве основания для отказа в принятии гарантии заказчиком выступает следующее: банковская гарантия отсутствует в соответствующем реестре или не. соответствует условиям и требованиям, которые содержатся в извещении о проведении закупки или приглашении к участию в аукционе.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector