Юридическая помощь
Назад

Кто имеет право издавать нормативные правовые акты. Примеры нормативно правовых актов с пояснениями. Примеры законов как нормативно правовых актов

Опубликовано: 08.08.2019
0
8

«Нормативный» и «правовой» акты – не одно и то же?

Некоторые юристы отождествляют термин, о котором идет речь, с понятием «правовой акт». В этом случае оба термина употребляются одновременно, через дефис. Другие эксперты в области юриспруденции полагают, что эти два явления – не совсем одно и то же. Их тезисы таковы. Нормативные акты – это только лишь официальные документы (изданные властью – Президентом, Госдумой и т. д.). Они не должны иметь противоречия с другими актами рангом выше (такими как Конституция).

Правовой акт определяется как более широкое понятие. Ими могут быть любые документы, имеющие юридическую значимость. Например, это файлы, предназначенные для служебного пользования внутри корпорации. То есть их наличие не подразумевает правовых норм, обязательных к применению людьми вне фирмы. Предписания, которые содержатся в таких документах, адресованы конкретному субъекту (отделу, должностному лицу и т. д.).

Получается, что нормативные и правовые акты отличаются по следующим критериям. Во-первых, это характер их применения. Нормативные акты – всеобщие, правовые – имеют индивидуальную направленность. Во-вторых, это область применения актов. Нормативные адресованы неограниченному количеству субъектов, правовые – конкретному кругу лиц.

В среде юристов есть еще одна точка зрения по вопросу соотношения нормативных и правовых актов. Она подразумевает, что нормативный акт создает правовые нормы (либо вносит изменения и дополнения в существующие), а правовой являет собой инструмент для корректной реализации этой нормы.

Специфика федеральных конституционных законов

Подвид ФЗ — конституционные законы. Они обладают некоторой спецификой. Эти законы принимаются с целью регулирования процессов, о которых прямо говорится в Конституции страны. Среди таковых, например, статус ключевых государственных институтов. Их деятельность регулируют конституционные законы — «О Правительстве», «О Конституционном Суде» и им подобные.

Есть акты, регулирующие введение или отмену статусов, влияющих на степень суверенности государства. В числе таковых закон о введении военного положения. Федеральные конституционные законы России вводят правила и нормы, касающиеся административно-политического устройства страны, определяют правила, по которым в состав федерации могут приниматься новые субъекты.

Кто имеет право издавать нормативные правовые акты. Примеры нормативно правовых актов с пояснениями. Примеры законов как нормативно правовых актов

Юридическая сила конституционных законов выше, чем у обычных федеральных (согласно Статье 76-й Конституции). Эти акты принимаются в более строгом порядке. Например, чтобы утвердить или скорректировать конституционный закон, проголосовать «за» должны не менее 60% членов Совета Федерации и, как минимум, две трети депутатов Госдумы.

  1. Конституция
    РФ — это основной закон страны, который
    закрепляет основы конституционного
    строя, права и свободы человека и
    гражданина, федеративное устройство,
    порядок образования и организации
    высших органов государственной власти,
    местное самоуправление.

  2. Это
    законы вносящие в Конституцию РФ
    изменения и дополнения

  3. Федеральные
    Конституционные законы, которые:

  • Издаются
    только по вопросам предусмотренным
    Конституцией РФ, поэтому их перечень
    строго ограничен (всего 14 законов)

  • Принимаются
    в особом порядке

  • На
    них не может быть наложено отлагательное
    вето президента РФ

Какие бывают акты

Посмотрим, какие бывают виды нормативных актов в российской правовой практике. Их разграничение основано на субординации двух понятий. Первое – это «закон». Акт такого типа принимается исключительно органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум. Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.

Акты такого типа призваны регулировать ключевые процессы, связанные с развитием государства и общества. Они содержат первичные нормы: иного типа акты детализируют и интерпретируют нормативные установки, изложенные в законах. Эти типы актов принимаются при обязательном соблюдении процессуального порядка.

Второе понятие – это «подзаконные акты». Они издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже. Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России следующие.

Это общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств). Это акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона). Это муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).

Особый вид нормативных актов – международные законы. Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.

Кто имеет право издавать нормативные правовые акты. Примеры нормативно правовых актов с пояснениями. Примеры законов как нормативно правовых актов

Конституция России гласит, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы. И если договор с другой страной устанавливает правила, отличные от тех, что прописаны в законах, принятых в России, то более высокой юридической силой наделяется международный источник права.

Они
создаются на основе Конституционных
законов и выражаются в формах федерального
закона или кодекса. Особое место занимают
кодексы и чрезвычайные законы.

Кодекс-
это комплекс правовых норм, которые
регулируют определённую сферу общественных
отношений.

Чрезвычайные
законы — это законы принимаемые при
экономических или социальных потрясениях.

Примеры
текущих законов:

  1. Уголовный
    кодекс РФ

  2. Гражданский
    кодекс РФ

  3. Федеральный
    закон «О прокуратуре», «О мировых
    судьях» и др

Особое
место между конституционными и текущими
законами занимают основы законодательства.
Их характерные черты:

  1. Они
    издаются по вопросам совместной
    компетенции РФ и субъектов РФ

  2. Они
    возглавляют нормативно-правовой
    комплекс определённой отрасли
    законодательства или сферы общественной
    жизни

  3. Наряду
    с общими нормами и принципами они
    содержат нормы, которые требуют
    конкретизации к особенностям того или
    иного субъекта федерации

Примеры:
основы законодательства РФ о культуре,
основы законодательства РФ о нотариате.

5
Вопрос:
Действие нормативно-правовых актов во
времени, пространстве и по кругу лиц

Соотношение внутригосударственного и международного права

Термины «акт» и «закон» часто отождествляются юристами. Это справедливо, но только в одном случае: если под «законом» понимаются вырабатываемые обществом через политические институты или непосредственным образом предписания, обязательные для всех или определенной категории лиц. Конкретные акты – это либо письменные источники предписаний, о которых идет речь, либо документы, разъясняющие нюансы их исполнения.

Закон – это совокупность нормативных актов, всех, что есть в государстве, или же касающихся определенной сферы – например, законы о семье. Нормативные акты – это законы в юридическом смысле как таковом. Исторически ему предшествовало такое явление, как правовой обычай. Но по мере выявления противоречий между обычаями разных народов, стран и континентов стали устанавливаться закрепленные в актах нормы, способные привести непохожие друг на друга традиционные, «народные» правила к единому стандарту. Законы и нормативные акты с точки зрения современной юридической терминологии могут быть синонимами.

Внутреннегосударственное
право регулирует отношения внутри
страны.

Международное
право — между государствами и другими
субъектами.

Международное
публичное право регулирует отношения
между государствами, а частное право
гражданские, семейные, трудовые и иные
частные отношения выходящие за пределы
одного государства.

Согласование
внутригосударственного и международного
права происходит на основе общепризнаных
принципов и норм международного права.
Например: принцип правовой определённости,
принцип верховенства, принцип суверенного
равенства всех государств и т.д.

В
ст.15 Конституции РФ закреплено, что
общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные
договоры РФ являются составной частью
её правовой системы. Если междунаролным
договором РФ установлены иные правила,
чем прдусмотренные законом, то применяются
правила международного договора.

Приоритет
международного права предполагает
добровольное исполнение принятых на
себя обязательств (необходима ратификация
договора).

Кто имеет право издавать нормативные правовые акты. Примеры нормативно правовых актов с пояснениями. Примеры законов как нормативно правовых актов

Конституция
РФ не
подчиняется
автоматически нормам международного
права. Она обладает верховенством на
территории России. Для практического
использования принципы и номры
международного права должны
трансформироваться во внутренне
государственную систему права.

Система
права и система законодательства — это
два аспекта одного и того же явления —
права.

Система
права — это содержание, а система
законодательства — это форма

Система
законодательства
— это система действующих в государстве
нормативно-правовых актов.

Действие нормативно-правовых актов во времени

Варианты
введения нормативно-правовых актов в
действие:

  1. По
    истечении определённого срока с момента
    опубликования. Федеральные законы
    вступают в силу по истечении 10 дней
    после дня их официального опубликования,
    а нормативные указы президента РФ по
    истечении 7 дней

  2. С
    момента принятия или официального
    опубликования

  3. Со
    времени указанного  в данном акте
    или специально принятом по этому поводу
    акте

  4. С
    момента получения адресата

Варианты
прекращения действия нормативно-правовых
актов:

  1. Истечение
    срока, на который был принят акт

  2. В
    связи с прямой отменой нормативного
    акта

  3. В
    связи с фактической заменой
    нормативно-правового акта иным актом,
    регулирующим ту же группу общественных
    отношений

Существует
общее правило — закон обратной силы не
имеет. Это означает, что действие
нормативного акта распространяется
лишь на те общественные отношения,
которые возникли после его вступления
в действие. Однако из этого правила есть
2 исключения:

  1. Если
    в самом нормативном акте указанно, что
    он имеет обратную силу

  2. Когда
    закон смягчает или отменяет уголовную
    ответственность

Существует
общее правило — нормативные акты
распространяются на всех лиц, находящихся
на территории юрисдикции правотворчекого
органа. Однако имеются исключения:

  1. Уголовный
    закон распространяется не только на
    лиц, находящихся на территории РФ, но
    и на российских граждан за границей

  2. Адресность
    нормативных актов производна от их
    содержания и назначения

  3. Свои
    особенности имеет действие  нормативных
    актов в отношении иностранца и лиц без
    гражданства:

  • Им
    не предоставляются некоторые права и
    не возлагаются определённые обязанности.
    Например, право избирать и быть избранными
    в государственные органы, обязанность
    службы в армии.

  • Представители
    иностранных государств наделяются
    правом дипломатического иммунитета.
    Вопрос об их уголовной и административной
    ответственности за правонарушения
    совершенные на территории РФ решается
    дипломатическим путём.

Уровни нормативных актов

Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях. Есть акты общефедеральные – они обязательны для исполнения на всей территории России. Есть источники права субъектов федерации — они, в свою очередь, распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц (вне зависимости от прописки и даже гражданства), приезжающих в субъект или временно в нем проживающих.

Есть муниципальные правовые акты, действие которых распространяется на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц. Есть, наконец, локальные правовые акты – их особенность в узкой направленности (они могут регулировать деятельность ведомства, корпорации или какого-либо должностного лица).

Федеральные законы

Федеральные нормативные акты – источники права, которые утверждаются в особом порядке. Они наделены высшей юридической силой по отношению к региональным, муниципальным и локальным правым актам. Федеральные законы имеют подвид в виде актов конституционного характера, обладающих более высокой юридической силой (выше – только Конституция РФ).

Один из ключевых типов федеральных НПА в России — законы. К их сфере регулирования, как считают некоторые юристы, относятся следующие ключевые вопросы:

  • реализация прав, свобод, обязанностей граждан, их охрана;
  • установление норм юридической ответственности граждан за те или иные действия.

К сфере регулирования ФЗ относятся вопросы федеративных отношений. Это управление демократическими процессами (выборами разных уровней, референдумами).

Правовые акты РФ федерального уровня отвечают за ратификацию или денонсацию соглашений, подписанных Россией с другими государствами. Федеральные законы регулируют бюджетную политику, сбор налогов, пошлин. ФЗ — источники норм, касающихся национальной безопасности, военной политики. На федеральном уровне решаются ключевые вопросы в отношении системы правосудия, решения гражданских споров, работы арбитражей, адвокатов и юристов.

Предлагаем ознакомиться:  Решение наследственных споров в судебном порядке -

Тема 10 Правотворчество

Вопросы:

  1. Правотворчество:
    понятие, принципы, виды

  2. Понятие
    и стадии законотворчества в РФ

  3. Соотношение
    юридического процесса и юридической
    процедуры

  4. Систематизация
    нормативно-правовых актов: понятие и
    виды

  5. Юридическая
    техника

  1. Это
    особая управленческая деятельность
    компетентных органов направленная на
    упорядочивание общественных отношений
    имеющих повышенное значение

  2. Это
    государственно-властная деятельность
    составляющая монополию государства.
    Иные субъекты участвуют в ней лишь с
    его санкции

  3. Это
    интеллектуально-волевая деятельность,
    связанная с изменением существующего
    порядка правового регулирования

  4. Это
    процедурная деятельность, детально
    регламентируемая законом

  5. Содержание
    этой деятельности выражается в создании,
    изменении, отмене и совершенствовании
    правовых норм

Правотворчество
— это государственно-властная управленческая
деятельность компетентных органов
направленная на разработку, изменение,
отмену и совершенствование
нормативно-правовых предписаний

Функции
правотворчества:

  1. Обновление
    нормативного материала

  2. Восполнение
    пробелов в праве

  3. Систематизация
    нормативных актов

  1. Демократизм
    — проявляется в демократической
    процедуре, разработке и принятия
    нормативно-правовых актов, а также
    широком привлечении граждан к
    правотворческой деятельности

  2. Научность
    — при разработке и издании нормативных
    актов должна изучаться сложившаяся
    социально-экономическая ситуация.
    Необходимо учитывать потребности
    общества, опыт других стран, научные
    доктрины. Правотворчество должно четко
    планироваться.

  3. Законность
    — действие правотворческих органов
    должны основываться на законах.
    Содержание принятого нормативного
    акта не должно противоречить действующим
    актам более высокой юридической силы.

  4. Национальное
    равноправие — это равная возможность
    всем нациям и народностям участвовать
    в правотворческой деятельности.

  5. Четкая
    дифференциация правотворческих
    полномочий — данный принцип необходим
    для того, чтобы не допустить дублирования
    и юридических коллизий

  6. Системность
    — принятый нормативный акт должен
    вписываться в смысловую и юридическую
    иерархию действующих нормативно-правовых
    актов

В
юридической литературе выделяют ещё и
такие как плановость, гуманизм,
профессионализм, справедливость
(некоторые не указывают эти принципы).

I
Основные элементы:

  1. Норма
    права

  2. Институт
    права

  3. Отрасль
    права

Кто имеет право издавать нормативные правовые акты. Примеры нормативно правовых актов с пояснениями. Примеры законов как нормативно правовых актов

II
Факультативные: (не основные)

              1. Субинститут
                права

              2. Подотрасль
                права

  1. Институциональный
    способ использовался в Древнем Риме.
    Он получил воплощение в первых
    элементарных учебниках по гражданскому
    праву, изданных по велению византийского
    императора Юстиниана и имевших силу
    закона.

  2. Пандектный
    способ – возник в XVI в. Он заключается
    в том, что нормы подразделяются на общую
    и особенную части. В
    общей части
    регулируется
    общие вопросы
    :

  • Объекты
    и субъекты права

  • Правоспособность
    и дееспособность

  • Основания
    возникновения и прекращения правоотношений

Особенную
часть
составляют нормы, образующие конкретные
институты или их объединения.

4
Вопрос: Институт
права: понятие, признаки, виды

Копия
работы Ленина «о двойном подчинении
и законности».

  1. Однородность
    фактического содержания

  2. Юридическое
    единство норм

  3. Нормативная
    обособленность

  1. Система
    права отражает структуру права, а
    система законодательства внешнее
    проявление права

  2. Исходным
    элементом системы права является норма
    права, а исходным элементом истсемы
    законодательства является статья
    нормативного акта

  3. Система
    права носит объективный характер, а
    система законодательства субъективный

  4. Они
    не совпадают по объёму и содержанию

  5. Система
    права имеет горизонтальную структуру
    (по отраслям права), а система
    законодательства горизонтальную (по
    отраслям законодательства) и вертикальную
    (по юридической силе)

  1. Понятие
    и основные принципы законности. Работа
    Ленина о «двойном подчинении и
    законности».

  2. Понятие
    правопорядка. Соотношение законности,
    правопорядка и демократии

  3. Гарантия
    законности: понятие и виды

  1. Единство
    законности — это единообразие правового
    регулирования однородных общественных
    отношений на всей территории государства

  2. Всеобщность
    законности — это равно требование ко
    всем субъектам исполнять закон. Все
    должны быть равны перед законом и судом
    (ст.19)

  3. Верховенство
    закона означает, что только закон
    обладает высшей юридической силой, а
    все иные правовые акты должны издаваться
    на оснвое и во исполнение закона

  4. Недопустимость
    противопоставления законности и
    целесообразности

Целесообразность
в праве —
это соответствие содержания правовых
актов современным потребностям, интересам
и складывающимся жизненным ситуациям.

Однако,
не все правовые акты отвечают данному
требованию. Это случается когда закон
устарел или его содержание не совершенно,
поэтому необходимо изменять закон.
Нельзя обходить закон ссылаясь на его
нецелесообразность.

5.
Связь законности с культурой. Уровень
культуры предопределяет уровень
законности и наоборот.

  1. Правопорядок
    — это порядок в общественных отношениях,
    регулируемых правом. Это внутреннесогласованная
    система правовых отношений.

  2. Правопорядок
    — это порядок при котором государством
    гарантируется реализация субъективных
    прав и юридических обязанностей
    участников правоотношений.

  3. Правопорядок
    — это подзаконный порядок в общественной
    жизни, её нормальное состояние, содержание
    которого составляет правомерное
    поведение.

Правопорядок

это порядок в общественных отношениях,
регулируемых правом, при котором
гарантируется реализация субъективных
прав и юридических обязанностей
участников правоотношений, обеспечиваются
их правомерное поведение, осуществление
законности.

Некоторые юристы говорят, что российская правовая система тяготеет к западной традиции. Это подтверждается тем, что каждый нормативный юридический акт находится на определенной ступени – подчиняясь юридически более сильным нормам или починяя себе те, что слабее. В то же время в российском обществе, как отмечает ряд экспертов, есть многое от Востока – пренебрежение прописанными правилами и нормами, ориентированность на традиции. В сознании многих россиян нормативные акты – это лишь «бумажки».

Одновременно в обществе есть и другой полюс – так называемые «правовые идеалисты», стремящиеся следовать закону до буковки. В результате в России пока нет единого общественного стандарта понимания правовой системы.

Нормативные акты – это источники права, которые по определению не могут быть совершенными хотя бы потому, что общество меняется, развивается. Для того чтобы акты были максимально приближенными к реалиями, применяются различные виды юридических техник – средств, методов и механизмов совершенствования источников права.

Главная задача юристов, работающих в этом направлении, – делать законы как можно более понятными для людей, грамотными, прозрачными. В законах разного уровня, регулирующих одну сферу, должна прослеживаться четкая логическая взаимосвязь. Есть четыре основных вида юридических техник – законотворческие, систематизирующие, учетные и правоприменительные. Нормативные акты РФ, полагают юристы, должны совершенствоваться в рамках каждого вида техник.

Особенности муниципальных правовых актов

Муниципальные правовые акты отличаются от НПА федерального и регионального уровня тем, что действуют только на определенной территории — города, округа, района. Систему правовых актов муниципального уровня составляют следующие источники:

  • устав территориальной единицы;
  • источники права, изданные локальным органом представительной власти;
  • акты, принятые мэром, администрацией и иными должностными лицами (в соответствии с уставом).

Муниципальные могут быть приняты населением на локальном референдуме или сходе. Примечателен факт, что эти НПА имеют одинаковую юридическую силу с уставом. Более того, несколько лет назад Минюст России издал приказ, регулирующий соотношение муниципального устава на этапе его государственной регистрации и источников права, утвержденных на народном сходе.

Каждый российский муниципалитет вправе издавать свои нормативные акты. Это главный инструмент местного самоуправления. Вот несколько примеров таких актов. Это может быть порядок реализации некоторых полномочий, переданных исполнительному органу муниципалитета от городской администрации. Например, мэрия Москвы может передать району Митино полномочии в сфере культурно-просветительской работы с гражданами.

Это могут быть решения об утверждении каких-либо Положений, ответственность за реализацию которых будет лежать на муниципалитете. Например, совет района Мещанское в Москве может утвердить Положение о том, как будет осуществляться практическое решение задач по вопросам развития семьи, согласно Закону г.

Локальные нормативные акты

Вспомним рассуждение, которое мы делали выше, которое касается разграничения понятий «нормативный» и «правовой» акт. По мнению некоторых юристов, к источникам второго типа относятся документы любого негосударственного (не имеющего отношения к органам власти) характера. Самый часто встречаемый пример таких актов – документы, находящиеся в обороте корпораций.

Они имеют несколько признаков. Во-первых, принимаются они самой компанией. Во-вторых, в них есть нормы права. В-третьих, в них есть направленность: под излагаемые в документе предписания попадает вся организация, либо ее отдельная структура (или несколько). Примеры таких правовых актов: штатное расписание, график отпусков, приказ об утверждении расчетных листков. Действие нормативно-правовых актов имеет четкие признаки локализации.

Западная и восточная традиции законотворчества

Говоря о том, что такое нормативные и правовые акты, следует отметить, что есть два исторически сложившихся подхода к их составлению. Западный, характерный для Европы и в определенной мере для России, и восточный, характерный для стран Персидского залива, Азии, Индии и других государств в тех регионах. Ключевой момент для европейской традиции – формальное закрепление актов, верховенство закона, легитимность.

Кто имеет право издавать нормативные правовые акты. Примеры нормативно правовых актов с пояснениями. Примеры законов как нормативно правовых актов

На Востоке же главный источник права – традиция, основанная на религиозных источниках. На Западе есть иерархия законов, высшей ступенью которых является Конституция (или набор норм, ее заменяющих). На Востоке есть императив в виде традиционных норм права, остальные акты могут быть достаточно свободными от иерархии относительно друг друга, но обязательно соответствовать императивному источнику права.

Как создаются нормативные, правовые акты? Закон – кем он пишется? Создание нормативных актов часто именуется законотворчеством, и есть несколько основных способов осуществления этой процедуры. Во-первых, это правоустановительная работа государственных органов. Во-вторых, это легитимизация (придание законности) властью правовых обычаев, которые существовали давно.

Виды кодификации

I
Охвату нормативного материала:

  1. Всеобщая
    кодификация (кодекс законов РФ)

  2. Межотраслевая
    кодификация (кодекс торгового
    мореплавания)

  3. Отраслевая
    кодификация (уголовный кодекс,
    гражданский кодекс, налоговый кодекс
    и т.д.)

  4. Специальная
    кодификация (лесной кодекс, водный
    кодекс)

II
По видам кодифицированных актов:

  1. Основы
    законодательства (о культуре, о нотариате)

  2. Кодексы

  3. Уставы,
    положения, регламенты

5
Вопрос: Юридическая
техника

Юридическая
техника —
это система средств, приемов и правил,
которые используются при создании,
оформлении, упорядочивании правовых
актов для обеспечения эффективности и
регулятивного воздействия

Структурные элементы отрасли права

Кто имеет право издавать нормативные правовые акты. Примеры нормативно правовых актов с пояснениями. Примеры законов как нормативно правовых актов

Нормативный правовой акт
– это официальный документ, обладающий соответствующей формой, изданный уполномоченным на то органом (Президент, Правительство, Парламент и т.д.) в пределах его компетенции. НПА не должен противоречить тем законодательным актам, которые обладают большей юридической силой. Обязательные условия такого документа – неоднократное применение, неопределённый круг лиц, установление, изменение или прекращение определённых правоотношений.

Иными словами, НПА всегда порождает норму права.Правовой акт
– понятие более широкое, в состав которого входят любые юридические документы, которые издаются государственными и местными органами власти. В литературе ПА используется как синоним индивидуального юридического акта. Это одностороннее решение государственного органа, адресованное конкретным субъектам законодательства, а потому не носящее всеобщий характер.

НПА обязаны находиться в открытом доступе, а все субъекты права – информироваться о появлении новых законов, изменениях и отмене старых. ПА носят разовый характер, они не устанавливают новых правил и норм. Отдельные акты попадают в свободный доступ, другие – напротив, защищены от распространения соответствующими решениями.

НПА адресованы неограниченному кругу лиц (физическим, юридическим лицам, субъектам хозяйствования, благотворительным организациям), а ПА – конкретным субъектам правоотношений, вплоть до определённого человека (Указ Президента РФ о награждении военнослужащего орденом или медалью, назначении на ту или иную должность).

Некоторые юристы разграничивают понятие НПА и такое явление, как акт применения права. Различия этих двух документов могут быть в следующих нюансах.

  • Во-первых, нормативно-правовые акты рассчитаны на управление типичными, относительно часто встречающимися общественными отношениями. управляют частными ситуациями, создают прецеденты. Пример — ГК РФ — это НПА, а решение мэрии касательно назначения ответственных по вопросу озеленения города — акт применения права.
  • Во-вторых, имеет значение то, на кого направлено действие источника права.

Нормативно-правовые акты, как правило, не персонифицированы. Они адресованы неопределенному количеству людей. Акты применения права имеют индивидуальную направленность. НПА может устанавливать, корректировать или отменять какие-либо не обладает подобными свойствами. Он может быть частью правоприменительного процесса, относящегося к предписаниям нормативно-правовых актов.

Предлагаем ознакомиться:  Расторжение гражданско правового договора в одностороннем порядке

Ряд экспертов считает необходимым разграничивать понятия НПА и «ненормативные правовые акты». Критерии таковы. Нормативный акт — это результат законотворческой работы органов власти и должностных лиц. В них есть правила и нормы общеобязательного характера, не персонифицированные, рассчитанные на применение в течение долгого срока.

Кто имеет право издавать нормативные правовые акты. Примеры нормативно правовых актов с пояснениями. Примеры законов как нормативно правовых актов

В то же время есть мнение, что ненормативные акты более строги и задают однозначные предписания с указанием юридических последствий для конкретного лица или группы. ГПК РФ содержит нормы, по которым человек, посчитавший, что ненормативный правовой акт, изданный в его адрес, нарушает и свобод, может оспорить свои обязательства, наступившие согласно содержанию акта.

В
основе деления права на отрасли и
правовые институты лежат 2 критерия:
предмет и метод правового регулирования.

Предмет
правового регулирования
– общественные отношения, являющиеся
объектом воздействия права

Он
отвечает на вопрос: что регулирует
право?

  1. Субъекты
    общественных отношений (индивидуальные
    и коллективные)

  2. Содержание
    общественных отношений — поведение,
    поступки, действия субъектов

  3. Объекты
    общественных отношений — предметы,
    явления, по поводу которых субъекты
    вступают во взаимоотношения друг с
    другом и к которым проявляют свой
    интерес

  4. Социальные
    факты – события, обстоятельства,
    выступающие непосредственными причинами
    возникновения или изменения общественных
    отношений

Метод
правового регулирования
– средства, способы, приемы воздействия
права на общественные отношения.

Отвечает
на вопрос: как право регулирует
общественные отношения?

  1. Установление
    границ регулируемых отношений

  2. Издание
    нормативных актов

  3. Наделение
    участников общественных отношений
    правоспособностью и дееспособностью

  4. Определение
    мер ответственности на случай нарушения
    этих установлений

Предмет
правового регулирования является
главным материальным критерием
разграничения норм права по отраслям,
т.е. он имеет объективное содержание,
предопределён характером общественных
отношений и не зависит от воли законодателя.

Метод
правового регулирования — это дополнительный
юридический критерий,
т.к. он производен от предмета
самостоятельного значения не имеет и
зависит от воли законодателя.

1.
Эмпиративный метод основывается на
использовании властных предписаний,
которые устанавливают категоричный
порядок возникновения конкретных прав
и обязанностей субъектов. Он применяется
в уголовном, административном праве.

2.
Диспозитивный метод допускает возможность
договориться о наиболее приемлемом
поведении сторон, самостоятельно
определить объём взаимных прав и
обязанностей и только при недостижении
такого соглашения устанавливает
конкретный вариант поведения. Он
применяется в гражданском, семейном
праве.

3.
Рекомендательный метод предоставляет
возможность вообще отказаться от
предлагаемого поведения при отсутствии
необходимых условий для его осуществления.
Он применяется в аграрном праве.

4.
Поощрительный метод устанавливает меры
морального и материального стимулирования
за действия, превышающие обычный уровень
требований. Он применяется в трудовом,
уголовно-исполнительном праве.

5.
Метод субординации и властного приказа
применяется в административном праве.
Его характерные черты:

  • Исполнительная
    дисциплина

  • Строгая
    подотчетность одних субъектов другим

  • Обязательность
    решений вышестоящего органа для
    нижестоящих.

6.
Убеждение и принуждение

7.
Индивидуальный метод

Методы
правого регулирования тесно взаимосвязаны,
они действуют в сочетании друг с другом

3
Вопрос:
Частное и публичное право

Деление
права на частное и публичное предпринималось
ещё древнеримскими мыслителям. В той
или иной форме оно существует и в
настоящее время. В любой правовой системе
есть комплекс правовых норм, которые
обеспечивают либо публичный интерес
(конституционное, уголовное, финансовое
право), либо интересы частных лиц
(гражданское, семейное, трудовое право).

Публичное
право-
это совокупность правовых норм
закрепляющих и регулирующих порядок
деятельности государственных органов.

Одной
из сторон данных отношений является
государство, которое с помощью властных
велений обеспечивает подчинение других
субъектов. Поэтому нормы публичного
права не могут быть изменены соглашением
частных лиц.

  1. Двусторонне
    волеизъявление

  2. Равенство
    сторон

  3. Преобладание
    диспозитивных норм

  4. Ориентация
    на удовлетворение частных интересов

Следовательно,
публичное право — это область государственных
дел, область власти и подчинения.

Частное
право — это область частных дел, область
свободы и частной инициативы.

I
По отраслям права:

  • Конституционно-правовые

  • Административно-правовые

  • Гражданско-правовые

  • Уголовно-правовые.

В
конституционном праве — институт
гражданства

В
административном праве — институт
должностного лица

В
гражданском праве — институт дарения

В
семейном праве — институт брака

В
уголовном праве — институт необходимой
обороны

II
В зависимости от характера:

  • Материальные

  • Процессуальные

Материальные
— это институты материальных отраслей
права (уголовного, гражданского права
и т.д.)

Процессуальные
— это институты процессуальных отраслей
права (уголовно-процессуального,
уголовно-исполнительного,
гражданского-процессуального права)

Простой
(отраслевой правовой институт) — этот
система правовых норм, регулирующих
отношения в рамках одной отрасли права.
Например, институт брака.

Сложный
(межотраслевой
правовой институт) — это система правовых
норм, регулирующих отношения в нескольких
отраслях права. Например, институт
штрафов.

Сложный
правовой институт имеет в своём составе
более мелкие самостоятельные образования
называемые субинститутами.

Например,
институт поставки в гражданском праве
включает институт штрафа, неустойки и
ответственности.

По
функциональной направленности:

  • Регулятивные

  • Охранительные

Подотрасль
права
— это совокупность нескольких однородных
правовых институтов.

Например:
наследственное право в гражданском
праве, избирательное право в конституционном
праве, пенсионное право в трудовом праве
и т.д.

  1. Подотрасли

  2. Институты
    права

  3. Нормы
    права

I
Базовые отрасли (конституционная,
административная, гражданская, уголовная)

Специальные
отрасли (семейное, трудовое, земельное
право)

II
Отрасли материального права (гражданское,
уголовное право)

Отрасли
процессуального права (уголовно-процессуальное,
гражданско-процессуальное)

III
Отрасли публичного права (конституционное,
административное, уголовное право)

Отрасли
частного права(гражданское, семейное,
трудовое право)

IV
Отрасли внутригосударственного и
международного права

  1. Конституционное
    право — это первая и ведущая отрасль
    Российского права. Она закрепляет
    основы общественного и государственного
    устройства страны, основы правового
    положения граждан, систему государственных
    органов и их полномочия. Основной метод
    правового регулирования —
    учредительно-закрепительный. Основной
    нормативный акт — Конституция РФ.

  2. Административное
    право состоит из норм, регулирующих
    отношения складывающиеся в сфере
    административного управления. Метод
    правового регулирования — метод
    субординации и властного приказа.
    Основной нормативно-правовой акт —
    Кодекс об административных правонарушениях
    (КоАП)

  3. Гражданское
    право — это наиболее крупная отрасль,
    регулирующая область имущественных и
    связанных с ними личных неимущественных
    отношений (имя, честь, достоинство,
    авторство). Однако, не все имущественные
    отношения регулируются гражданским
    правом, а только такие, в которых стороны
    юридически равны (продавец и покупатель,
    должник и кредитор и т.д.). Гражданское
    право включает в себя подотрасли.
    Например: наследственное, авторское,
    патентное и т.д. право. Метод правового
    регулирования — диспозитивный, т.е.
    стороны могут договориться. Главный
    нормативный акт — Гражданский кодекс
    РФ (состоит из 4 частей).

  4. Уголовное
    право — это совокупность правовых норм
    определяющих какие общественно опасные
    деяния следует считать уголовно
    наказуемыми, основания и условия
    привлечения к уголовной ответственности,
    виды санкций и т.д. Метод правового
    регулирования — императивно-запретительный.
    Главный нормативный акт — Уголовный
    кодекс РФ (содержит исчерпывающий
    перечень преступлений, друг нет, аналогия
    не применяется).

  1. Правопорядок
    складывается на основе правовых норм,
    а общественный порядок на основе всех
    социальных норм.

  2. Правопорядок
    является ядром общественного порядка

  3. Правопорядок
    обеспечивается государственно-правовыми
    мерами, а общественный порядок
    государственно-правовыми и общественными
    мерами

  4. Правопорядок
    отличается устойчивостью, системностью
    и детальной определённостью.

Вопрос 6: Соотношение систем права и системы законодательства

Вопросы:

  1. Правотворческая
    техника

  2. Правореализационная
    техника

  3. Интерпритационная
    техника

Особой
разновидностью юридической техники
является законотворческая техника. Она
включает в себя технику изложения воли
законодателя и технику её документального
оформления.

Первая
техника предполагает соблюдение
синтаксических, стилистических,
лингвистических и терминологических
правил. Основным способом выражения
юридических норм выступает письменная
речь. Исходной единицей текста является
предложение. Именно оно способно выразить
законченную мысль. Его конструкция не
должна быть ни сложной и не простой. Все
члены предложения должны быть согласованы.

Текст
юридического акта должен отличаться
простотой стиля, четкостью и краткостью
формулировок, наличие устойчивых
словосочетаний.

При
изложении воли законодателя используются
три вида терминов:

  1. Общеупотребимые

  2. Специально
    технические

  3. Специально
    юридические

Юридическая
терминология должна быть: общепризнанной,
устойчивой и адекватно отражающей
юридические понятия.

  1. У
    них одна цель — обеспечить организованность
    и функционирование общества.

  2. Они
    обусловлены единой системой экономических,
    политических и идеологических факторов.

  3. Они
    создаются и обеспечиваются единой
    системой органов.

  4. В
    их основе лежит единая система правовых
    актов

Различия:

  1. Если
    законность реализующееся право, то
    правопорядок уже реализованное право.

  2. Если
    законность — это средство установления
    правопорядка, то правопорядок
    характеризует результативность
    правового воздействия

Соотношение
законности, правопорядка, демократии

Законность
и правопорядок зависят от уровня
демократии. В деморкатическом обществе
формируется чувство права. Юридические
нормы становятся не только внешними,
но и внутренними регуляторами. Человек
интуитивно соблюдает законы. В свою
очередь законность и правопорядок
развивают и закрепляют формы демократии.

Гарантия
законности
— это система условий, средств, мер,
институтов её обеспечения.

Виды
гарантий

  1. Экономические
    гарантии — это степень организованности
    материальной жизни общества, плюрализм
    собственности, экономическая свобода.

  2. Политические
    гарантии — это функционирование
    политической системы общества, а также
    способность населения влиять на
    содержание политических решений и
    контролировать деятельность органов
    исполнительной власти.

  3. Идеологические
    гарантии состоят в господстве
    гуманистической идеологии, на базе
    которой происходит духовная жизнь
    общества и идейное воспитание граждан.
    Важное значение имеет состояние культуры
    правосознания и нравственности.

  4. Общественные
    гарантии это комплекс общественных
    мер по борьбе с правонарушениями

  5. Юридические
    гарантии:

  • Совершенствование
    законодательства

  • Прокурорский
    надзор

  • Судебный
    и конституционный контроль

  • Принцип
    неотвратимости, юридической ответственности
    за совершённое правонарушение

  • Иные
    гарантии (нотариат, адвокатура, институт
    предложений и жалоб граждан, правовая
    наука и высшее юридическое образование)

Самый главный российский НПА — это Конституция. Он обладает высшей юридической силой. Этот источник права наделен учредительным характером: предписания и нормы, содержащиеся в Конституции, являются основой для абсолютно всех остальных правовых актов, издаваемых в России. Издает этот источник права не кто иной, как российский народ.

Конституция — не только юридически значимый документ. Это основа хода ключевых социальных и политических процессов. Она выражает общественное согласие людей, каждый из которых может обладать совершенно уникальным политическим интересом. В Конституции РФ закреплены ключевые характеристики государственного устройства, структуры органов власти, отношений между населением страны и общественно-политическими институтами.

Приемы изложения воли законодателя

  1. Нормативное
    построение выражается в структурной
    организации правововых норм (гипотеза,
    диспозиция, санкция), в сочетании их
    разновидностей (материальных и
    процессуальных, регулятивных и
    охранительных)

  2. Юридическая
    конструкция — это типовая модель, схема,
    в которую обликается нормативный
    материал

  3. Отраслевая
    типизация выражается в употреблении
    таких нормативных построений, юридических
    конструкций и терминов, которые расчитаны
    именно на данную отрасль права. Например:
    конструкция трудового договора расчитана
    на отрасль трудового права

I
По степени обобщения конкретных
показателей:

  1. Абстрактный
    (общие родовые понятия)

  2. Казуистический
    (описывает конкретный случай)

II
По способу изложения элементов правовых
норм:

  1. Прямой

  2. Отсылочный

  3. Бланкетный

Техника
документального оформления

Она
предполагает структурную организацию
правовых актов. Предложения объединяются
в абзацы, части статей, статьи, параграфы,
главы, разделы и части (Конституция РФ
не имеет частей).

Официальные
реквизиты письменного правового акта

  1. Наименование
    акта, его заглавие

  2. Дата
    принятия акта

  3. Дата
    вступления в силу

  4. Порядковый
    номер

  5. Подписи
    лиц и печать

Тема
11

Система
права

  1. Понятие,
    характерные черты, структурные элементы
    системы права

  2. Предмет
    и метод правового регулирования как
    основания деления норм права на отрасли
    и правовые институты

  3. Частное
    и публичное право

  4. Институт
    права: понятие, признаки, виды

  5. Общая
    характеристика отраслей российского
    права. Материальные и процессуальное
    право. Система российского права и
    международное право

  6. Соотношение
    системы права и системы законодательства

Вопрос
1: Понятие,
характерные черты, структурные элементы
системы права

Характерные
черты системы права

        1. Объективность
          – система права складывается объективно
          как отражение реально существующих
          и развивающихся общественных отношений.
          Она показывает из каких частей состоит
          право и как они взаимосвязаны между
          собой.

        2. Единство
          и согласованность входящих в неё
          элементов. Единство обусловлено:

  • Единством
    экономических и политических систем

  • Единством
    воли, зафиксированной в праве

  • Общностью
    принципов национальной правовой системы

Предлагаем ознакомиться:  Какие документы нужны для переоформления квартиры{q}

Согласованность
проявляется:

  • В
    иерархии правовых норм разной юридической
    силы

  • Конкретизацией
    норм абстрактных локальными предписаниями

  • В
    функциональном взаимодействии различных
    видов юридических норм

  • Способность
    к делению. Многообразие общественных
    отношений, требует различных средств
    регулятивного воздействия.

  • Способность
    к развитию. Это результат постоянных
    изменений общественных отношений.

Как действуют законы

В разных странах есть национальные ориентиры того, как действуют законы. В России этот механизм описан в Конституции (Статья 54). Что там сказано? Во-первых, то, что никакой закон, устанавливающий ответственность или отягчающий ее, не может иметь обратной силы. Во-вторых, никто не несет ответственность за действия, которые в момент совершения не являлись правонарушением с точки зрения действующих норм закона.

В-третьих, если после совершения действия, попадающего под статью закона, приняты новые, более мягкие нормы, то применяются именно они. В свою очередь, неизменно общие для всех стран принципы действия законов – ориентированность на время, пространство и конкретный круг лиц (если речь не идет об обществе в целом).

Официальное видение природы НПА

Некоторые юристы считают типичным следующее определение термина «нормативно-правовой акт». Это документ в письменном виде, который принят субъектом права (госорганом, структурой местного самоуправления или учреждением прямой демократии) с целью выражения велений власти и регулирования отношений в обществе.

Главное свойство нормативно-правовых актов (или сокращенно НПА) — это нормативность. Также такие источники наделены свойством не подлежащей оспариванию легитимности.

В среде ученых-юристов есть мнение, что НПА — это письменный документ, который выражает официальное волеизъявление органа государственной власти, касающееся установления, корректировки либо отмены тех или иных норм права (правил общеобязательного характера, которые подлежат многократному применению).

В среде государственных органов власти используются образцы иных определений того, что такое нормативно-правовой акт. По одному из них, НПА — это акт, содержащий правовые нормы и установления, которые рассчитаны на длительное (как правило) использование и распространяемые на неопределенный (или очень широкий) круг лиц.

Верховный Суд РФ на одном из пленумов также дал определение НПА. По мнению судей, акты уполномоченных органов власти или должностных лиц, которые устанавливают правовые нормы или правила поведения, направленные в адрес неопределенного круга лиц и подлежащие многократному применению вне зависимости от наличия или отсутствия правоотношений, регулируемых актом, признаются нормативно-правовыми.

Способы систематизации частноправовых норм

Нормативные акты – это закрепленные в письменном виде источники права. В числе основных его признаков – формального характера реквизиты (дата принятия, наименование, название органа, принявшего акт и т. д.), факт утверждения определенной структурой (власти или корпорации), публичность (в том числе посредством размещения в общедоступных печатных и электронных СМИ).

Для нормативных актов, издаваемых органами власти, характерно опубликование на государственном языке. Другие важнейшие признаки актов – в них есть конкретные нормы права, касающиеся регулирования процессов определенного вида или с участием узкого круга лиц.

Классификация НПА

Есть разные виды НПА. Оснований для их классификаций несколько. Одно из них зависит от того, каким правовым положением обладает субъект, издающий законы (занимающийся правотворчеством). Система нормативных актов, принятая в России, подразумевает следующую классификацию источников права по критерию, о котором идет речь:

  • Это акты государственных органов (от лица Правительства России, региональной или муниципальной структуры исполнительной власти).
  • Это своды норм, издаваемые (а также корпорациями).
  • Это совместные нормативные акты (которые госорганы издают, объединив усилия, к примеру, с корпорациями).
  • Это источники права, принятые на референдумах путем прямого волеизъявления народа.

Виды НПА могут различаться по географии применения. Есть федеральные нормативные правовые акты, источники права субъектов, а также законы, издаваемые муниципалитетами, и (корпоративные, на уровне учреждений). Еще одно основание для классификации НПА — срок действия. Есть документы, срок действия которых не определен, а есть временные источники норм.

Вопрос 2: Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли и правовые институты !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Институт
права
— это система правовых норм, регулирующих
определённый вид общественных отношений

В
процессе реализации права в общественой
жизни формируются законность и
правопорядок.

Законность
является основой нормально жизнедеятельности
цивилизованного общества.

Состояние
законности отражает отношение людей к
действующему праву и государственной
власти.

Законность
предполагает:

  1. Организованность

  2. Дисциплину

  3. Профессиональное
    и справедливое государственное
    управление

Материальная
обусловленность законности выражается
в её содержании через правовые нормы,
которые закрепляют основные нормы и
принципы экономического строя и
политическую идеологию.

С
функциональной позиции законность
выражатся в 3 формах:

  1. Как
    принцип
    организации социальной действительности

  2. Как
    режим
    общественной жизни

  3. Как
    метод
    государственного управления обществом

С
нравственной позиции законность является
юридической формой выражения идеи
справедливости.

Законность
— это принцип, метод, режим общественной
жизни, который основан на системе
требований по строгому и неуклонному
соблюдению законодательства всеми
государственными и муниципальными
органами, должностными лицами,
предприятиями, учреждениями и гражданами.

Законы субъектов Федерации

Каждый из субъектов РФ — будь то автономный округ, край, область или республика — имеют право издавать собственные законы. Подобные нормативные правовые акты принимаются законодательным или субъекта (чаще всего, это государственный совет). Акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации, призваны регулировать вопросы, касающиеся ключевых направлений социального политического и экономического развития региона.

Главный критерий — соответствие принимаемого закона Конституции РФ и иным, обладающим более высокой юридической силой НПА. Пример: есть ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления». Нормы, прописанные в нем, должны быть учтены при формировании законодательной базы, касающейся работы муниципалитетов субъектов Федерации.

Если, скажем, государственный совет Республики Татарстан примет свой закон о местном самоуправлении, то содержащиеся в нем нормы не должны противоречить ФЗ, который указан выше. Некоторые юристы считают, что действие НПА, принимаемых госорганами субъектов Федерации, не может распространяться на гражданские правоотношения, так как они вне предметов ведения региональных структур.

Международные законы РФ

Есть особый тип нормативно-правовых актов — ФЗ о ратификации или денонсации международных соглашений России. Они принимаются на основе положений Статьи 106-й Конституции. Данные законы имеют специфическую процедуру принятия, но являются полноценной частью национальной правовой системы. Опубликование нормативно-правовых актов этого типа идет через Бюллетень международных соглашений.

Правительственные НПА

Нормативные акты Правительства РФ издаются в соответствии со статьей 115-й Конституции, а также согласно нормам конституционного закона «О правительстве». Какова правовая природа правительственных НПА? С целью исполнения предписаний Конституции, ФЗ, указов главы государства Правительство России издает особые формы документов — постановления, распоряжения, а также следит за их исполнением.

Акты, издаваемые Правительством, тем самым подзаконны. Они должны полностью соответствовать Конституции и другим источникам права федерального уровня. Постановления, по мнению некоторых юристов, — наиболее значимый вид правительственных НПА. Эти источники регулируют ключевые вопросы, находящиеся в компетенции исполнительной власти России.

  • Общие положения
  • II. Виды медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно
  • IV. Нормативы объемов медицинской помощи
  • V. Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи
  • VI. Подушевые нормативы финансирования Программы
  • Разделii. Федеральные законы Основы законодательства об охране здоровья граждан
  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Полномочия Федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления в области охраны здоровья
  • Раздел III. Организация охраны здоровья граждан в рф
  • Раздел IV. Права граждан в области охраны здоровья
  • Раздел V. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья
  • Раздел VI. Права граждан при оказании медико-социальной помощи
  • Раздел VII. Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека
  • Раздел VIII. Гарантии осуществления медико-социальной помощи гражданам
  • Раздел IX. Медицинская экспертиза
  • Раздел X. Права и социальная поддержка медицинских и фармацевтических работников
  • Раздел XI. Международное сотрудничество
  • Раздел XII. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан
  • Закон рф «о медицинском страховании граждан в рф»
  • Раздел 2. Система медицинского страхования
  • Часть 3 статьи 12 утратила силу в части создания Федерального фонда обязательного медицинского страхования Верховным Советом Российской Федерации. — Указ Президента рф от 24.12.1993 n 2288.
  • Раздел 3. Деятельность страховых медицинских организаций
  • Раздел 4. Деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования
  • Раздел 5. Регулирование отношений сторон в системе медицинского страхования
  • Закон рф «о предупреждении распространения в рф заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (вич-инфекции»
  • Глава I. Общие положения
  • Глава II. Медицинская помощь вич-инфицированным
  • Глава III. Социальная поддержка вич-инфицированных и членов их семей
  • Глава IV. Социальная поддержка лиц, подвергающихся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей
  • Глава V. Заключительные положения
  • Закон рф «о донорстве крови и ее компонентов»
  • Раздел II. Права, обязанности донора и меры социальной поддержки, предоставляемые ему
  • Раздел III. Организация донорства крови ее компонентов
  • Раздел IV. Заключительные положения
  • Закон рф «о трансплантации органов и(или) тканей человека
  • Раздел II. Изъятие органов и(или) тканей у трупа для трансплантации
  • Раздел III. Изъятие органов и(или) тканей у живого донора для трансплантации
  • Раздел IV. Ответственность учреждения здравоохранения и его персонала
  • Закон рф «о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
  • Раздел II. Обеспечение психиатрической помощью и социальная поддержка лиц, страдающих психическими расстройствами
  • Раздел III. Учреждения и лица, оказывающие психиатрическую помощь. Права и обязанности медицинских работников и иных специалистов
  • Раздел IV. Виды психиатрической помощи и порядок ее оказания
  • Раздел V. Контроль и прокурорский надзор за деятельностью по оказанию психиатрической помощи
  • Раздел VI. Обжалование действий по оказанию психиатрической помощи
  • Разделiii. Кодексы рф (извлечения) Уголовный кодекс рф (извлечения) Раздел I. Уголовный закон (Общая часть)
  • Раздел II. Преступление
  • Глава 8. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
  • Раздел III. Наказание
  • Раздел VI. Иные меры уголовно-правового характера
  • Раздел VII. Преступления против личности (Особенная часть)
  • Глава 16. Преступления против жизни и здоровья
  • Глава 17. Преступления против свободы, чести и достоинства личности
  • Глава 19. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина
  • Глава 20. Преступления против семьи и несовершеннолетних
  • Раздел IX. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка
  • Глава 30. Преступления против государственной власти
  • Трудовой кодекс рф
  • Раздел III. Трудовой договор
  • Раздел IV. Рабочее время
  • Раздел V. Время отдыха
  • Раздел VI. Оплата и нормирование труда
  • Раздел VIII. Трудовой распорядок. Дисциплина труда
  • Гражданский кодекс рф Раздел I. Общие положения (граждане (физические лица))
  • Глава 28. Заключение договора
  • Глава 29. Изменение и расторжение договора
  • Семейный кодекс Российской Федерации Раздел I. Общие положения
  • Глава 1. Семейное законодательство
  • Глава 2. Осуществление и защита семейных прав
  • Раздел II. Заключение и прекращение брака
  • Глава 3. Условия и порядок заключения брака
  • Глава 4. Прекращение брака
  • Раздел III. Права и обязанности супругов
  • Глава 6. Личные права и обязанности супругов
  • Глава 7. Законный режим имущества супругов
  • Глава 8. Договорный режим имущества супругов
  • Раздел VI. Платные услуги Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями
  • Положение о предоставлении населению медицинских услуг сверх Программы государственных гарантий на территории Красноярского края
  • Раздел I изложить в новой редакции:
  • Раздел VII признать утратившим силу;
  • Разделvii. Положение о клинической ординатуре Приказ Министерства здравоохранения рф об утверждении «Положения о клинической ординатуре»
  • Для заметок
  • 660049, Г. Красноярск, ул. Вейнбаума, 26. Кмиац оИиПд
  • , ,
    Поделиться
    Похожие записи
    Комментарии:
    Комментариев еще нет. Будь первым!
    Имя
    Укажите своё имя и фамилию
    E-mail
    Без СПАМа, обещаем
    Текст сообщения
    Adblock detector