Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)
Как проходит комиссия по делам несовершеннолетних |
Юридическая помощь
Назад

Как проходит комиссия по делам несовершеннолетних

Опубликовано: 12.09.2019
0
5

Если ребенка хотят поставить на внутришкольный учет. из опыта работы города москвы. как там примерно проходит комиссия в столице и в областных учреждениях.

Дети в наше время стремятся быстрее испытать все прелести взрослой жизни – употребляют недозволенные напитки и лекарственные средства, сквернословят, агрессивно себя ведут со взрослыми, пропускают занятия, а порой совершают поступки, наказуемые уголовно или административно.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Детей, неоднократно попадающих в поле зрения органов правопорядка, берут на заметку участковые инспекторы, а также работники служб, специализирующихся на профилактике преступности среди подростков.

Правоохранительная система устроена таким образом, что определенные ее представители по своему служебному долгу и обязанностям занимаются работой с неблагополучными подростками. Ставят на учет не по прихоти отдельного человека, нет, все действия работников прописаны в приказе МВД России № 569-2000 г. Находящиеся на учете неблагополучные несовершеннолетние окружены пристальным вниманием, с ними проводят беседы, контролируют их более тщательно.

Все действия в отношении несовершеннолетних, попавших в поле зрения работников УВД, производятся в полной согласованности с Приказом №-569 МВД РФ от 26 мая 2000 года. При этом следует понимать, что усилия работников специальных служб и поступки, действия родителей должны быть направлены в одну сторону – довести подростка до совершеннолетия без тяжелых для него последствий.

Докладывать о каждом своем шаге родителям люди в погонах не обязаны, они просто делают свою работу профессионально, хорошо зная ее и порой видя намного глубже, чем ослепленные любовью мама с папой, поэтому не стоит настраивать недорослей против сотрудников службы по делам несовершеннолетних.

Окончательный вывод о том, ставить ли на учет подростка, может быть принят только коллегиально на заседании комиссии по делам несовершеннолетних. Родителей о предстоящем заседании обязательно предупредят.

Учет замеченных в проступках отроков ведется специальным подразделением по делам несовершеннолетних (ПДН), являющимся структурной единицей участковых уполномоченных полиции (УУП). Работает система так: совершенный ребенком проступок (кража, распитие спиртного, драка и т.п.) протоколируется в полиции, все протоколы в трехдневный срок после их регистрирования должны быть отработаны КДН, предложения которой поступают начальнику ОВД или его заместителю, и только эти лица выносят окончательное резюме о постановке на учет.

Далее учет ведется по специальным карточкам.

Причины

  • тех, кто совершил уже проступки, но наказание за них предусмотрено административного толка;
  • систематически употребляющих алкоголь, наркотики;
  • получивших условный срок;
  • те, кто под следствием, но мера пресечения – подписка;
  • постоянно сбегающих из учреждений типа интернат, детский дом;
  • освободившихся после отбывания наказания;
  • те, кто уже преступил закон, но не достиг возраста для применения адекватного наказания;
  • находящихся под следствием;
  • амнистированные и т.п.

Правила и основания

Безусловно, для заведения учетной карточки должны быть веские основания, если проступок ребенка единичный, одноразовый, и притом не особо значимый, а предоставленные справки характеризуют ученика положительно, семья нормальная, то чаша весов при оценке тяжести положения и постановки на учет может перевесить в пользу семьи.

Правила таковы: как только постановление о совершенном административном нарушении набрало законной силы или начальник ОВД поставил утвердительную подпись, несовершеннолетний немедленно будет поставлен на учет.

Основанием для постановки является совершение деяния, подпадающего под одну из статей, наказание по которой предусматривает административное взыскание, например, штраф или иное (Приказ 569 МВД РФ, ст. 34.1.2.). Этим пунктом разъясняется, что совершившие правонарушение несовершеннолетние, повлекшее применение меры административного взыскания, подлежат постановке на учет в полиции.

Чем грозит?

Тех, кто попал под пристальное око ПДН, постоянно проверяют на причастность к какому-либо происшествию в районе, сообщают в школу, а еще ежемесячно дают сведения в райвоенкоматы, и служба в армии может быть под вопросом, а это отрицательно влияет на возможности молодого человека в учебе и трудоустройстве в будущем.

Некоторые ВУЗы требуют от абитуриентов справок из полиции, а такая справка непременно будет содержать данные о том, что ребенок был на учете.

Следует также учитывать подвижность и непредсказуемость нестабильной психики подростка, который, находясь под прессом профилактики, может совершить еще какую-нибудь глупость, результаты которой могут быть плачевными.

Как избежать?

Главное, чтобы семью поставили в известность до заседания КДН. Здесь родители должны бросить все силы и посвятить все время сбору бумаг:

  1. характеристики из школы;
  2. характеристики из секции или кружка, где занимается ребенок (хоть кружка по вышиванию крестиком);
  3. отзывы соседей (письменные) о положительных качествах подростка и т.п.

Желательно уладить вопрос до того, как протокол дойдет по КДН. Мама с папой просто обязаны сделать все, чтобы не допустить постановки на учет – обещать тщательный контроль, проведение совместного досуга, писать расписки, что разберутся сами и все, что угодно, лишь бы помогло. А потом, буквально с этого дня, действительно делать все, что было обещано работникам полиции.

Следует знать, что, когда порядок постановки на учет несовершеннолетних правонарушителей действительно законный и избежать такой участи не удастся, все равно все время, все усилия нужно приложить к максимально полному контролю за ребенком, отвлекать его от нежелательного общения со скользкими типами, а еще – не пропустить ни единого заседания КДН.

Если основания для учета ребенка хлипкие, «притянутые за уши», то следуетпопытаться обжаловать, во всяком случае, право на это оговорено Ст. 30.1. КоАП РФ. Обжаловать следует постановление КДН о постановке на учет, а времени на это законом отведено 10 дней.

Жалобу следует направлять в районный суд, в описательной части следует описать подробно, но четко свою версию происшедшего. Часто решения комиссией действительно принимаются формально, на основании, например, заявления мамы одноклассника, участвовавшего в происшествии. Суд изучит все обстоятельства и вынесет решение.

Последствия

Не следует держать обиду или зло на работников ПДН, КДН – к ним поступила информация о правонарушении, составлен протокол. Это значит, что ребенок действительно был пьян, или подрался, или совершил транспортное нарушение, или иное не совсем приятное действие.

При этом незначительных проступков нет, такое разделение на очень плохие и не особо плохие дела закон не рассматривает, и чем раньше ребенок поймет, что поступать нужно только так, как принято правилами общества, тем лучше.

Поставленный на учет подросток, который в течение полугода является на приглашения в ПДН, не попадает больше в неприятные ситуации с привлечением работников полиции, посещает без пропусков школу, училище или техникум, через 6 месяцев будет снят с учета, но запись в карточке останется.

Если все правонарушения закончатся этой историей, случившейся однажды, то страшного ничего нет, и вряд ли на получении достойного места работы это отразится. Если же подросток был связан с кражей, хранением наркотиков, то охранником такой юноша точно работать не сможет, а обычные профессии ему будут вполне доступны. Действительно серьезным препятствием может стать постыдный факт биографии для тех, кто станет поступать в ВУЗ юридической направленности.

Даже в благополучном обществе уровень детской преступности сегодня остается достаточно высоким. Это касается всех стран мира. Неудивительно, когда на судах по уголовным делам часто выясняется, что еще в подростковом возрасте подсудимый был поставлен на учет в правоохранительных органах и уже неоднократно нарушал закон.

В советские времена этими случаями занимались в так называемой «детской комнате милиции». И действительно, это приносило определенные результаты, поскольку такой отдел отвечал за профилактику преступности, совершаемой детьми.

Но и сегодня, несмотря на то, что этих отделов больше нет, существует комиссия по делам несовершеннолетних, и таких правонарушителей могут брать на учет в ПДН. Осталось только разобраться в том, насколько правомерны эти действия и обоснованы ли они вообще?

  • тех, кто в самом деле нарушили закон, что влечет за собой административное наказание, однако по закону еще не могут нести ответственности за это (частично такая ответственность наступает с 14 лет, и только для некоторых нарушений она наступает с 16 лет);
  • тех, кто несет ответственность с точки зрения юриспруденции.

Но что конкретно нужно сделать, чтобы ПДН и, собственно, сама Фемида решили принять преступника на учет? Делается это в отношении тех подростков, которые злоупотребляют наркотиками или психотропными веществами без назначения медиков.

Кроме того, профилактическую работу ведется с подростками, совершившими проступки, подпадающие под административные взыскания, в том числе это и дети, которые совершили такое правонарушение до наступления возраста, когда им может грозить административная ответственность.

Существуют и другие категории подростков, которых ПДН может взять на учет:

  1. Ранее не осужденные несовершеннолетние граждане, которые уже привлекаются к уголовной ответственности (а она наступает по некоторым преступлениям с 14 лет). Проще говоря, если во время ведения следствия подозреваемый находится под домашним арестом или им сделана подписка о невыезде, то на учет его ставят автоматически,
  2. Подростки, освобожденные из специальных исправительных учреждений,
  3. Несовершеннолетние правонарушители, получившие условный срок или те, которым в судебном порядке назначили так называемые меры воспитательного воздействия, то есть вернули под родительский присмотр.
  4. Иногда на учет ставят не самого подростка, а его семью в целом. Это семьи, про неблагополучность которых известно достоверно, то есть родители уже неоднократно привлекались к ответственности за пренебрежение своими обязанностями. Очень часто это бывает, когда кто-то в семье злоупотребляет спиртными напитками.

Комиссия по делам несовершеннолетних: причины и последствия постановки на учет

Как нужно действовать:

  1. Не пренебрегать личной явкой на заседание Комиссии по ДН, о дне будет доведено отдельно.
  2. Собрать и предъявить комиссии как можно больше реальных грамот, наградных листов, отличных характеристик на дитя от учителей, руководителей кружков, секций, куда он ходит, от соседей, других родителей.
  3. Быть готовым предъявить КДН внятное и убедительное объяснение, почему случился такой казус. Привести и продемонстрировать веские доводы, говорящие о том, что такое поведение ребенка не норма, и в дальнейшем ему будут созданы все условия для исключения повторения ошибок.
Предлагаем ознакомиться:  Претензия об уплате задолженности по договору

Когда все это действительно имеет место, комиссия вполне способна трезво отнестись к будущему горе-правонарушителя и ограничиться профилактической беседой. Однако в отношении по-настоящему трудных подростков КДН почти никогда не ошибается, и практика доказывает правильность ее жестких решений. Тем не менее, несогласные родители вправе опротестовать решение комиссии в обычном порядке, в течение 10 дней.

В ином случае достаточно прождать полгода, после чего направить ходатайство о досрочном снятии со спецучета. Конечно, поведение при этом должно быть все это время безупречно. Кроме того, «метка» сама снимается автоматом по достижению 18-ти лет или после истечения назначенного срока (если есть наказание).

А вот что ждать после попадания в детский список полиции уже после, когда наступит зрелость, зависит от стоящих приоритетов. В большинстве обыденных раскладов это на жизнь влияет мало. Но когда стоят высокие цели, например, получить серьезное высшее образование или работу в военной, юридической, силовой сфере, детские «шалости» могут сильно снизить шансы на успех.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Хуже обстоит ситуация, когда учащиеся проявляют признаки девиантного поведения, были замечены в воровстве или употреблении психоактивных веществ. От педагогов требуется масса внимания к «неблагополучным» ученикам.

Дисциплинарные взыскания, в частности исключение из образовательной организации применяется как исключительная мера. То же самое можно сказать и о штрафах для несовершеннолетних.

Возникает вопрос, существуют ли более «щадящие» методы воздействия на учащихся, которые можно применять, например, для учеников начальной или средней школы? Одной из таких мер, как раз и будет постановка учащегося на внутришкольный учет (ВШУ).

Представим ситуацию, когда ученик начальных классов неоднократно умышленно причиняет серьезный вред здоровью одному из своих одноклассников. Отмечу сразу, что отчислить ребенка школа не имеет права, наложить штраф за причинение вреда тоже невозможно, так как ребенок не достиг определенного возраста.

Каждый случай причинения вреда здоровью должен быть описан учителем в докладной записке директору школы. Учитель в докладной записке должен указать, почему не смог предотвратить инцидент.

Также в случае причинения вреда здоровью необходимо документально зафиксировать травмы, которые нанес ученик своему однокласснику. Сделать это можно, вызвав скорую помощь. Нередко необходимым является помощь милиции, которая должна зафиксировать факт правонарушения в школе. После таких процедур учащегося могут поставить на внутришкольный учет. Школа непосредственно сталкивается с проблемными семьями и трудными детьми. Именно поэтому образовательное учреждение обязано:

  1. оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с отклонениями;
  2. выявлять несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях;
  3. выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывать им помощь в обучении и воспитании детей;

Бывают случаи, когда социальный педагог и администрация образовательного учреждения могут принять решение о постановке на внутришкольный учет детей из вполне благополучных семей. Не всегда родители могут заметить изменения в поведении своих детей особенно в подростковом возрасте.

Если родители заинтересованы в воспитании своего ребенка, то постановка ребенка на учет может быть необязательной, при условии, что поведение ребенка не повлекло неблагоприятных последствий, не имело систематического характера.

Возможно, ребенку будет достаточно беседы с классным руководителем и родителями. Тогда никого не будут вызывать проходить комиссию ПДН. Опять же — если ребенок становится примерным после первоначальных мер — зачем ему портить реноме? Когда родители обсуждают тему постановки на внутришкольный учет, у них возникает масса вопросов и опасений.

Постановка на ВШУ является скорее мерой воспитательного характера, ведь она влечет за собой повышение внимания к учащемуся со стороны школы и родителей. Такая мера призвана исправить поведение ребенка, призвать к выполнению школьных правил, решить ряд психологических проблем.

Каждая школа разрабатывает свое Положение «О постановке на внутришкольный учет обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении». Такое Положение имеет свои типичные пункты, которые касаются процедуры постановки и снятия обучающегося с внутришкольного учета, цели и задачи, основания постановки на учет.

В качестве примера можно привести Приказ Департамента образования города Москвы № 51 от 07.02.06 «Об организации ведения в государственных образовательных учреждениях города Москвы учета обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении» (далее — Приказ).

Данный Приказ подробно разъясняет нюансы ведения учета детей и семей, находящихся в социально опасном положении, образовательным учреждением, где обучается несовершеннолетний. Содержание Приказа во многом является стандартным и его основополагающие положения встречаются во многих школьных правилах постановки на ВШУ. Опыт работы с учащимися, нарушающими школьный устав в московских образовательных учреждениях, опирается именно на данный Приказ.

  • систематический пропуск без уважительных причин учебных занятий в образовательном учреждении;
    бродяжничество или попрошайничество;
  • противоправные действия и неоднократное нарушение устава государственного образовательного учреждения и Правила поведения обучающегося;
  • неуспеваемость или оставление по неуважительным причинам на повторный курс обучения;
  • употреблению наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо других психоактивных веществ;
  • причисление обучающегося к неформальным объединениям и организациям антиобщественной направленности;
  • постановка на учет в подразделении по делам несовершеннолетних ОВД и районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

(п.2.2.1 Приказа). Самыми частыми причинами постановки на учет в школах становятся: систематические пропуски уроков без уважительной причины, нарушение дисциплины, правил поведения обучающихся в образовательном учреждении, курение. В последнее время нередко встречаются случаи употребления несовершеннолетними психоактивных веществ на территории школы.

Совершение правонарушений против личности (нанесение легких телесных повреждений) также является частым основанием для разбирательства. Причастность к совершению имущественных преступлений является серьезным поводом для постановки на учет.

На каждого обучающегося, поставленного на внутришкольный учет, классным руководителем (воспитателем, социальным педагогом) заводится «Карточка учета обучающегося», копия которой находится у заместителя директора по воспитательной (социальной) работе.Процедура постановки на учет в образовательном учреждении и необходимые документы описаны в п. 2.2.1 Приказа. Согласно данному пункту необходимыми являются следующие документы:

  1. заявление от классного руководителя с обоснованием причин для постановки на учет;
  2. докладные записки от других учителей, если такие имеются.

Затем проводится Совет по профилактике правонарушений государственного образовательного учреждения, на котором присутствуют социальный педагог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя, представители по делам несовершеннолетних муниципального района, обязательно приглашается ребёнок со своими родителями (лицами, их заменяющими). На Совете обсуждается возникшая ситуация и принимается решение: поставить учащегося на внутришкольный учет или нет.

С момента постановки обучающегося на учет должна быть организована индивидуальная работа по профилактике социально опасного поведения. С ним начинают целенаправленно работать социальный педагог, психолог, классный руководитель. Такая работа должна идти совместно со специалистами комиссии по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства и представителями социозащитных учреждений.

Алгоритм

Разобравшись, в каких случаях, могут внести данные о подростке в профилактический список, необходимо разобраться с порядком осуществления самой процедуры. Так, предусмотрена такая последовательность:

  • установив факт совершения административного или уголовного проступка, полицейский, который вёл основное дело, направляет уведомление в ПДН с указанием обстоятельств совершения;
  • ПДН запрашивает подтверждающие материалы, дабы сформировать обращение в комиссию (копия протокола, пояснения, объяснения свидетелей);
  • готовятся материалы для направления в комиссию для рассмотрения;
  • получив обращение, комиссия на протяжении 10 календарных дней (с учетом выходных и праздничных) должна организовать заседание комиссии, пригласив самого подростка, а также его совершеннолетних опекунов;
  • проходит заседание, во время которого изучаются все материалы, в том числе и те, что предоставлены родителями, а также заслушиваются стороны;
  • по окончании заседания выносится соответствующее решение;
  • оформленное решение передается на подпись руководителю отдела полиции, который может отказать в утверждении комиссионного заключения;
  • если руководитель утвердил заключение, то Постановление передается в ПДН, где и формируется личное дело на нарушителя, а также самому несовершеннолетнему.

Правовое положение и организация деятельности подразделений по делам несовершеннолетних

Одним из центральных направлений деятельности системы подразделений по делам несовершеннолетних (далее также – ПДН) является профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, которая характеризуется программно-целевой направленностью, постоянством, непрерывностью и последовательностью профилактического воздействия.

Сложившаяся к началу XXI в. система профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечиваемая сотрудниками органов внутренних дел, включает в себя: специализированные подразделения по делам несовершеннолетних; службу участковых уполномоченных полиции; центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (далее – ЦВСНП); патрульно-постовую службу полиции.

  1. специальные профилактические службы (подразделения органов внутренних дел, созданные непосредственно для профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних (ПДН, ЦВСНП);
  2. подразделения, для которых профилактическая работа с подростками и взрослыми по вопросам содержания и воспитания детей входит в более широкий круг их обязанностей (участковые уполномоченные полиции, патрульно-постовая служба, уголовный розыск и т.д.) и потому является не основной их функцией.

Значительный объем функций по предупреждению правонарушений несовершеннолетних среди специализированных служб органов внутренних дел возложен на подразделения по делам несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений) внутренних дел, отделов (управлений) внутренних дел муниципальных образований, отделов (управлений) внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, отделов (управлений) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Правовое положение указанных подразделений, их права и обязанности, основные направления деятельности отражены в широком перечне нормативных правовых актов. Деятельность ПДН прежде всего регулируется Федеральным законом «О полиции».

В соответствии с гл. 3 этого Закона на полицию, наряду с другими обязанностями, возлагаются обязанности по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению обстоятельств, способствующих их совершению, а также принятию мер по устранению данных обстоятельств.

Предлагаем ознакомиться:  Как принять наследство несовершеннолетнему ребенку Примеры и объяснение Консультации Информационный ресурс

Непосредственно деятельность подразделений внутренних дел по предупреждению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних регулируется Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Приказом МВД России от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» и некоторыми другими ведомственными нормативными актами МВД России.

  • проводят индивидуальную профилактическую работу с родителями или законными представителями несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
  • выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;
  • осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения;
  • рассматривают заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении их родителями или законными представителями либо должностными лицами обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних;
  • участвуют в подготовке материалов в отношении подростков для рассмотрения возможности их помещения в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;
  • участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством РФ и (или) законодательством субъектов РФ;
  • вносят в уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством РФ и (или) законодательством субъектов РФ;
  • информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях, этому способствующих;
  • принимают участие в установленном порядке в уведомлении родителей или законных представителей несовершеннолетних об их доставлении в ПДН в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушений или антиобщественных действий.

Перечень функций, возложенных на ПДН указанным законом, расширен ведомственным нормативным актом.

Так, в Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15.10.2013 № 845, предусматривается выполнение данными подразделениями органов внутренних дел и некоторых функций оперативноразыскного характера.

В правовом обеспечении деятельности ПДН органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних существенную роль играют действующие нормы УК, УПК, УИК, КоАП, ГК РФ, а также Семейного кодекса РФ.

В УК РФ это гл. 14 (ст. 87–96), регулирующая особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, содержание и применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, освобождения от наказания, сроки давности для освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности или отбывания наказания, сроки погашения судимости, применение положений гл. 14 к лицам в возрасте от 18 до 20 лет.

В гл. 20 УК РФ содержатся нормы, устанавливающие ответственность за преступления против семьи и несовершеннолетних.

В УПК РФ содержатся нормы (ст. 73, 420–432), требующие выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений, а также нормы, регламентирующие особенности производства по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних.

Так, ст. 421 УПК РФ предписывает наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ, устанавливать возраст несовершеннолетнего, условия его жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности личности, влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

В УИК РФ (ст. 183, 187–190) определены органы, осуществляющие контроль за поведением условно осужденных несовершеннолетних правонарушителей, освобожденных от отбывания наказания, а также порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных, ответственность условно осужденных при уклонении от исполнения возложенных на них судом обязанностей либо при нарушении ими общественного порядка.

В КоАП РФ содержится целый ряд статей, предусматривающих ответственность за правонарушения несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних (ст. 5.35, 20.22 и др.).

Профилактическая деятельность ПДН регулируется Инструкцией по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации. Данная Инструкция была принята в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Она устанавливает порядок деятельности ПДН, определяет основные их функции и задачи.

Принципиально важно то, что ПДН ОМВД России строят свою работу по зональному принципу.

Размеры и границы территории (объектов транспорта), обслуживаемой старшими инспекторами, инспекторами ПДН, определяются начальником органа внутренних дел района, города, иного муниципального образования (органа внутренних дел на транспорте). При этом учитываются оперативная обстановка, численность инспекторов ПДН, а также нормативы штатного расписания.

  1. несовершеннолетних, перечисленных в ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  2. родителей или законных представителей, не исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
  3. несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, которые не включены в указанные группы, но к которым необходимо принять меры в целях предупреждения совершения ими правонарушений.
  • употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества;
  • совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
  • совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
  • освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
  • совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
  • подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
  • освобожденные от отбывания наказания по различным основаниям, предусмотренным уголовным законом;
  • получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
  • освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
  • осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
  • условно осужденные, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, нс связанным с лишением свободы.

Проводимые мероприятия

Работа по предотвращению повторного участия подучетного в противоправных мероприятиях ведется сразу несколькими  службами, а именно:

  • полиция (ПДН и участковые);
  • психологи;
  • педагоги образовательного учреждения;
  • руководство городского отдела образования;
  • социальные службы.

Каждая из указанных инстанций уполномочена действовать, как самостоятельно, так и в составе мобильной комиссии. В частности, Законом предусмотрен такой приблизительный спектр возможных мероприятий (более полный список мер воздействия определяется на ведомственном уровне):

  • удаленный контроль;
  • регулярная комиссионная проверка ребенка по месту жительства;
  • личные беседы;
  • установление бытовых условий;
  • принудительное направление на обучение в учреждения закрытого типа;
  • помощь в организации досуга, то есть привлечение к общественным мероприятиям или участию в самодеятельности.

Также в качестве исключительной меры может применяться временное помещение в центр изоляции несовершеннолетних правонарушителей. Это учреждение с ограниченными возможностями передвижения, которые предназначены для содержания особо злостных нарушителей в возрасте от 14 до 18 лет. Максимальный срок содержания в таком заведении составляет 30 суток, и решение о направлении подучетного в такое учреждение может принимать исключительно суд по заявлению комиссии.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Федеральным законом от 31.12.2014 № 489-ФЗ внесены изменения в ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Закона № 120-ФЗ).

Согласно утвержденным Правилам комиссия принимает решение в отношении лиц, имевших судимость, а также лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), за определенные категории преступлений небольшой и средней тяжести.

Гражданин, относящийся к категории вышеуказанных лиц, желающий заниматься деятельностью с участием несовершеннолетних (далее – заявитель), либо его представитель пишет заявление в произвольной форме, собственноручно подписывает его и обращается с письменным заявлением в комиссию. К заявлению прикладывается предусмотренный Правилами пакет документов.

При принятии решения комиссия учитывает обстоятельства, позволяющие определить, представляет ли заявитель опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.

Заявление с приложенными документами рассматривается на заседании комиссии. Неявка заявителя на заседание комиссии без соответствующего уведомления не является препятствием для рассмотрения его заявления.

Необходимо отметить, что в любом случае решение принимается комиссией в отсутствие заявителя и иных лиц открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равном количестве голосов председательствующий имеет право решающего голоса.

Предлагаем ознакомиться:  Автономия воли участников гражданско правовых отношений

О принятом решении объявляется заявителю на том же заседании комиссии.

Комиссия вручает решение заявителю или его представителю под роспись либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному заявителем, не позднее 3 рабочих дней со дня его принятия. Принятое комиссией решение может быть обжаловано в суд.

Вряд ли твой визит на страницу комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав случаен. Вероятно, тебе нужна помощь, добрый совет или ответы на непростые вопросы. Здесь ты найдешь информацию о том, как получить помощь в самых разных сложных ситуациях.

Ты также можешь узнать немного больше о своих правах, о том, как их защитить, и куда обратиться с проблемными вопросами. Ты можешь принять участие в опросах и обсуждениях на нашем форуме, задать вопрос компетентному специалисту. Наша страница подскажет, как найти тех, кто готов помочь тебе в решении твоих проблем.

  • обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
  • подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
  • рассматривают представления органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных федеральным законом об образовании в Российской Федерации;
  • обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

  • применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены зако​нодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

  • подготавливают и направляют в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) на территории соответствующего муниципального образования.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимают постановления по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав указываются выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны сообщить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о принятых мерах по исполнению данного постановления в срок, указанный в постановлении.

Порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими отдельных государственных полномочий определяется законодательством субъекта Российской Федерации. В комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав можно обратиться — о выявленных случаях нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Для справки: Декретом Совнаркома РСФСР от 14 января 1918 года положено начало истории комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации. Это документ Советской власти, подписанный председателем Совета народных комиссаров В.И. Лениным, упразднил суды и тюремные заключения для малолетних и несовершеннолетних, не достигших 18-летнего возраста. Задачей комиссий в Енисейской губернии в соответствии с Декретом ВЦИК от 10 февраля 1921 года были:

  1. Помощь в отношении продовольствия, жилищ, топлива учреждениям, ведающим охраной жизни и здоровья беспризорных детей;
  2. Наблюдение за выполнением постановлений, изданных в ограждении детей и в целях обеспечения их всем необходимым, а также законодательная инициатива по этим вопросам;
  3. Определение мер медико-педагогического воздействия на несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных деяниях.

Членами комиссий были врачи, народные судьи, сестры и братья помощи. В течение последующих лет деятельность комиссий неоднократно изменялась, уточнялись функции, расширялись полномочия:в 70-е годы была закреплена координирующая роль комиссии в организации воспитательной и профилактической работы, расширены контрольные функции.

В 1977 году комиссии было дано право привлекать к ответственности родителей за невыполнение обязанностей по обучению детей, наблюдать за поведением осужденных подростков, в отношении которых исполнение приговора было отсрочено;

в 80-е годы с принятием основ законодательства об административных правонарушениях была расширена компетенция комиссии в части рассмотрения дел об административных правонарушениях несовершеннолетних и их родителей.

В середине 80-х годов комиссии по делам несовершеннолетних окончательно закрепляются как органы, призванные организовывать профилактику правонарушений несовершеннолетних, и как органы по разбирательству дел о таких правонарушениях, т.е. их деятельность носит не только организационный, но и правовой характер.

Первый Закон о комиссиях по делам несовершеннолетних, был утвержден в 1967 году (действующее и по настоящее время). В 1999 году был принят Федеральный закон № 120 » Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» который впервые определил субъекты системы профилактики (образование, социальную защиту населения, опеку и попечительство, здравоохранение, молодежную политику, службу занятости и органы внутренних дел) и возложил на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав координирующую роль в этой работе и функцию по защите прав детей.

Комиссия по делам несовершеннолетних: причины и последствия постановки на учет

Кроме того, подучетный обязан будет регулярно наведываться в правоохранительные органы для прохождения профилактических бесед. То есть основной недостаток – это пристальный контроль со стороны правоохранителей, а также необходимость регулярного посещения силовых структур.

Но есть и более существенные последствия постановки на учет, которые могут спровоцировать сложности с трудоустройством на хорошо оплачиваемую работу. Запись о пребывании на плохом счету у полиции сохраняется навсегда, поэтому, если работодатель направит запрос о наличии судимости у претендента на труд, то в ответе отобразиться пребывание в списке потенциальных нарушителей. Не каждый работодатель захочет принимать на работу сотрудника с такой репутацией, и мало кто будет разбираться с характером допущенных нарушений.

Аналогичные проблемы могут возникнуть при выборе высшего учебного заведения, так как некоторые из ВУЗов проверяют всю подноготную абитуриентов. И даже, если субъект был снят с учета за хорошее поведение и отсутствие других преступлений, то запись о периоде пребывания в числе нарушителей, будет все равно выполняться.

Предотвращение

Как уже было сказано выше, для постановки на учет несовершеннолетнего, необходимо провести заседание комиссии, которая на основании имеющихся фактов принимает решение об удовлетворении инициативы ПДН. На комиссии должны присутствовать работники органов полиции, другие требуемые специалисты, сам нарушитель и его родители. Все стороны предупреждаются о заседании заблаговременно, поэтому у родителей будет немного времени, чтобы подготовиться к рассмотрению вопроса.

Основная задача родителей на данной стадии – это сбор максимально возможных положительных материалов. К таким можно отнести: характеристики и отзывы, дипломы и грамоты за личные достижения ребенка. То есть задача мамы и папы показать, что в целом несовершеннолетний характеризуется положительно и к совершению преступлений не склонен.

Активные действия

Кроме того, каждому родителю (опекуну или самому подростку) гарантирована возможность подачи апелляции на принятое решение. Независимо от того, являются ли причины постановки на учёт серьезными или преувеличенными, право обжалования гарантируется каждому.

Чтобы инициировать процедуру обжалования, у заинтересованной стороны есть 10 календарных дней, которые начинают отсчитываться с момента получения на руки постановления. Дабы не возникало дополнительных споров о дате отсчета, необходимо попросить, дабы работник полиции оставил на передаваемом экземпляре свою подпись и дату вручения. Так стороны смогут доказать, когда было получено постановление.

Рассмотрение таких споров проводится в районных судах, поэтому иск нужно подавать туда. Иск должен содержать максимально полную информацию о событии, иначе работники канцелярии могут отказать в приеме обращения. Чтобы иск попал на рассмотрение судьи, нужно отобразить такие данные:

  • наименование органа, куда направляется ходатайство;
  • персональные данные заявителя;
  • дата и город составления иска;
  • наименование прошения «ходатайство об отмене постановления о постановке на учет в ПДН несовершеннолетнего»;
  • ниже описываются обстоятельства, при которых принималось решение о внесении подростка в профилактический список;
  • далее детальное отображение причин привлечения ребенка в полицию;
  • несколькими предложениями описывается, в чем проявляется несогласие родителей;
  • описание ситуации со своей точки зрения;
  • раздел «прошу» с заявлением о пересмотре обстоятельств;
  • опись прилагающихся доказательств и документов;
  • подпись и дата составления.

Кроме надлежащего составления ходатайства, нужно также приложить полный пакет сопутствующих документов. К основным из них можно отнести:

  • паспорт родителя;
  • документ ребенка (паспорт или свидетельство о рождении);
  • оригинал постановления полиции;
  • положительные характеризующие материалы на подростка;
  • показания свидетелей, которые принимали участие в споре, ставшем причинном постановки на учет.

В исключительных ситуациях допускается обращение в суд позже, нежели через 10 суток после получения Постановления. Но пропуск терминов должен быть обусловлен существенными причинами, такими как: болезнь несовершеннолетнего или опекуна, что должно подтверждаться документально.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector