Юридическая помощь
Назад

Блокировка счета — проверить на сайте ИФНС

Опубликовано: 30.06.2019
0
11

Снижение риска доначисления налоговых обязательств, проведения выездных налоговых проверок

Доначисление налоговых обязательств по НДС, налогу на прибыль, единому налогу при УСН, НДФЛ (для индивидуальных предпринимателей), а также включение в план выездных налоговых проверок в связи с недобросовестностью контрагентов возможно по нескольким независимым основаниям:

  1. контрагент не обладает правоспособностью в силу того, что не зарегистрирован в качестве организации (индивидуального предпринимателя) в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) или исключен из ЕГРЮЛ как недействующая организация (письмо Минфина России № 03-04-14/24 от 29 июля 2004 г., постановления Президиума ВАС РФ № 10230/10 от 1 февраля 2011 г., № 7588/08 от 18 ноября 2008 г.);
  2. контрагент не исполнял налоговые обязательства, при этом организации (индивидуальному предпринимателю) должно было быть известно об этом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ № 53 от 12 октября 2006 г.);
  3. контрагент не исполнял налоговые обязательства, при этом на него приходится существенная доля операций организации (индивидуального предпринимателя) (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ № 53 от 12 октября 2006 г.);
  4. контрагент имеет иные признаки недобросовестности, при этом в сделке с ним усматриваются другие обстоятельства, в совокупности позволяющие считать налоговую выгоду необоснованной (письмо ФНС России № ЕД-4-2/13005 от 24 июля 2015 г.). В частности, у сделки отсутствует деловая цель, имеются особые формы расчетов и сроки платежей или же сомнительна сама реальность сделки (ввиду отсутствия ресурсов у ее сторон), при этом контрагент имеет один или несколько из следующих признаков недобросовестности (п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ № 53 от 12 октября 2006 г.):
  • создан (зарегистрирован) незадолго до совершения операции;
  • является взаимозависимой стороной;
  • не ведет систематических хозяйственных операций;
  • нарушал налоговое законодательство в прошлом;
  • отсутствует по юридическому адресу;
  • является посредником в сделке.

После проверки контрагентов организация (индивидуальный предприниматель) в целях снижения этого риска может:

  • исключить из числа контрагентов тех, чьи параметры свидетельствуют о большом риске неисполнения ими налоговых обязательств;
  • или изменить условия сделки в целях снижения такого риска (например, размер сделки, условия и формы расчетов, иные условия (посреднический статус контрагента и т.д.)) (п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ № 53 от 12 октября 2006 г.).

Под неисполнением обязательств подразумевается как их полное неисполнение (непоставка продукции, неоплата, невозврат предоплаты и т.д.), так и их исполнение ненадлежащим образом (нарушение сроков исполнения обязательств, требований к качеству продукции, услуг или работ).

После проверки контрагентов по соответствующим реестрам организация (индивидуальный предприниматель) может:

  • отказаться от заключения сделок с теми из потенциальных контрагентов, которые не соответствуют приемлемому уровню риска;
  • или изменить условия сделки в целях снижения такого риска (условия расчетов, размер сделки, цена, требования об обеспечении).

Причины для блокировки расчетного счета налоговой инспекцией

Блокировка счета - проверить на сайте ИФНС

В качестве одной из мер воздействия на налогоплательщика или налогового агента (юрлицо или ИП), нарушающего требования налогового законодательства, применяется такая процедура, как блокировка расчетных счетов, представляющая собой запрет на пользование денежными средствами, принадлежащими плательщику налога. Налагается такой запрет налоговым органом, и этот же орган снимает его, когда исчезают основания, послужившие причиной для блокировки.

Правила блокировки изложены в ст. 76 НК РФ, входящей в гл. 11 этого документа, посвященную способам, применяемым для обеспечения уплаты налоговых платежей. Однако неплатежи по налогам являются не единственной причиной для наложения запрета на пользование счетами.

Помимо неуплаченного налога (пеней, штрафа) поводом для замораживания расчетных операций становятся (п. 3 ст. 76 НК РФ):

  • несдача налоговой декларации на протяжении 10 рабочих дней с момента окончания срока, отведенного для ее представления, — блокировка счета в этом случае может быть осуществлена на протяжении 3-летнего периода, отсчитываемого от даты, отвечающей 10-му рабочему дню с даты окончания срока, отведенного для подачи декларации;
  • нереализованная обязанность по обеспечению электронного способа взаимодействия с налоговой службой — ответственность здесь наступает, если налогоплательщик не предпринял никаких действий в течение 10 рабочих дней с даты выявления ИФНС такого нарушения;
  • неотправка в ИФНС электронной квитанции-подтверждения в ответ на поступившую из налогового органа информацию на протяжении 10 рабочих дней с даты завершения срока, установленного для направления такого документа (он составляет 6 рабочих дней).

Кроме того, к блокировке счета приводят:

  • неотправка сводного расчета по НДФЛ (форма 6-НДФЛ) на протяжении 10 рабочих дней с даты окончания срока, отведенного для его подачи (п. 3.2 ст. 76 НК РФ);
  • необходимость обеспечить гарантированное выполнение решений по уплате доначислений, сделанных в ходе проведенной налоговой проверки (п. 10 ст. 101 НК РФ).  

Ответственность в виде замораживания счета может быть применена не только к налогоплательщику (плательщику страховых взносов) или налоговому агенту, но и к неплательщику налогов, если он обязан подавать декларации или отчетность по взносам (подп. 3 п. 11 ст. 76 НК РФ).

У кредитной организации отсутствует возможность не выполнить решение налогового органа о блокировке счета (п. 6 ст. 76 НК РФ). При этом она обязана проинформировать налоговый орган об остатках средств на заблокированных счетах (п. 5 ст. 76 НК РФ).

Предлагаем ознакомиться:  Документы для налогового вычета

Снижение риска претензий к должностным лицам

С указанными целями связана и цель снижения риска предъявления претензий к должностным лицам организации (индивидуального предпринимателя), ответственным за выбор контрагента и заключение с ним сделки (в т. ч. к руководителю организации) – со стороны самой организации или ее участников (акционеров) в части возмещения ущерба (убытков), вызванного:

  • неисполнением контрагентом своих обязательств;
  • доначислением налоговых обязательств в связи с непроявлением должной осмотрительности при выборе контрагента.

Подтверждение: п. 3 ст. 53, п. 1 ст. 53.1 Гражданского кодекса РФ, п. 3, 4 Постановления Пленума ВАС РФ № 62 от 30 июля 2013 г.

Должная осмотрительность при выборе контрагентов также снижает общий риск возникновения других обстоятельств, которые сами по себе или в совокупности с действиями организации (ее должностных лиц, индивидуального предпринимателя) могут привести к разного рода нарушениям (поставке некачественной, опасной продукции, нарушению отраслевых норм и правил и т.д.).

Варианты блокировки счетов

Блокировка счета - проверить на сайте ИФНС

Запрет на расходные операции может быть наложен на любой из счетов, принадлежащих провинившемуся плательщику налога, в т. ч. на счет, открытый в валюте или в драгметаллах. Исключение из этого правила относится к специальным избирательным счетам и спецсчетам фондов референдумов — их блокировать нельзя (п. 1 ст. 76 НК РФ).

О том, возможна ли блокировка залогового счета, читайте здесь.

Заблокированной на счете может оказаться либо какая-то определенная сумма, либо весь имеющийся на счете остаток вне зависимости от его величины и от ее изменения в периоде блокировки. То есть в первом случае пользование счетом возможно, но на нем постоянно должна присутствовать сумма, равная заблокированной или превышающая ее.

Ограничение на определенную сумму принимается налоговым органом с целью взыскания неуплаченных налоговых платежей (налогов, взносов, пеней, штрафов), конкретный размер которых определить несложно. В этой ситуации решению о блокировке должно предшествовать решение о взыскании соответствующего платежа (платежей).

Фигурировать в нем будет рублевая сумма, на величину которой при замораживании валютного счета или счета в драгметаллах будет пересчитываться, соответственно, блокируемая сумма валюты (по ее курсу) или драгметаллов (по учетной цене). И курс валюты, и учетная цена драгметаллов определяются по их величине, отвечающей дню начала действия запрета на использование средств (п. 2 ст. 76 НК РФ).

Блокировка счетов инвестиционного товарищества при недостаточности средств на общем счете может привести к ограничению возможности использования счета у управляющего товарища, а если и этого окажется недостаточно, то ответственность будет пропорционально налагаться на обычных товарищей (п. 2.1 ст. 76 НК РФ).

Когда же блокировка осуществляется из-за нарушений, оцениваемых не в денежном выражении (несдача отчетности, необеспечение электронной связи с ИФНС или нарушение процедуры подтверждения факта получения информации от налогового органа), счет нельзя будет использовать ни для каких расходных операций. Для консолидированной группы налогоплательщиков, не сдавшей декларацию по прибыли, ответственность в виде блокировки счета может возникнуть одновременно для всех участников (п. 13 ст. 76 НК РФ).

О том, в каких ситуациях замораживание счета окажется незаконным, читайте здесь.

Помочь сформировать подобное досье на контрагента, тем самым максимально снизив риск предъявления претензий контролирующими ведомствами, а также в целом неисполнения договорных обязательств, может новый сервис «Моё дело. Бюро» – «Проверки контрагентов».

В случае возникновения спора с контролирующим ведомством или непосредственно с самим контрагентом сформированный в сервисе протокол проверки (в т. ч. даже в виде скриншота с экрана) может быть использован в качестве доказательства в суде. Для этого целесообразно указать на его распечатке дату и время создания, адрес интернет-страницы, сведения о лице, которое сделало и распечатало снимок экрана, а также информацию о компьютере.

Подтверждение: письмо ФНС России № СА-4-7/5589 от 31 марта 2016 г.

1. По ЕГРЮЛ (ЕГРИП) и ОГРН (письмо Минфина России № 03-02-07/1-340 от 6 июля 2009 г.). Проверить, числится ли контрагент с указанными реквизитами в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, можно разными способами, в том числе с помощью «Моё дело. Бюро» – «Проверки контрагентов».

Цель проверки: отсутствие контрагента в соответствующем реестре влечет ничтожность всех заключенных с ним сделок и налоговые последствия в виде признания соответствующих расходов (вычетов) необоснованными.

2. По реестру выданных лицензий, если деятельность контрагента лицензируется (например, перевозки определенным транспортом). Соответствующие реестры, как правило, доступны на официальных сайтах лицензирующих органов, например:

  • сведения из Государственного сводного реестра лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • сведения из реестров транспортной отрасли.

Цель проверки: отсутствие лицензии у контрагента может повлечь налоговые последствия в виде признания соответствующих расходов (вычетов) необоснованными.

3. По реестру членов саморегулируемых организаций (СРО), если деятельность контрагента (например, капитальное строительство) требует допуска такой организации (письмо Минфина России № 03-02-07/1-113 от 5 мая 2012 г.). Соответствующие реестры СРО выложены на сайтах государственных органов, курирующих их деятельность (например, реестры СРО в строительной деятельности).

Цель проверки: отсутствие допуска у контрагента может повлечь налоговые последствия в виде признания соответствующих расходов (вычетов) необоснованными и (или) неисполнение контрагентом своих обязательств по договору.

4. По базе недействительных паспортов (в части представителей контрагента, которые могут действовать от имени реального контрагента по подложным (недействительным) документам).

Предлагаем ознакомиться:  Не дают отпуск когда мне надо

Цель проверки: подложность (недействительность) документов представителей контрагента очевидно указывает на высокий риск мошеннических действий. В любом случае, заключение сделок с лицами, не имеющими реальных полномочий действовать от имени контрагента, может повлечь налоговые последствия в виде признания соответствующих расходов (вычетов) необоснованными.

5. По перечню дисквалифицированных лиц и юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица, а также по перечню лиц, которые являются руководителями нескольких организаций. Адреса соответствующих реестров:

  • реестр дисквалифицированных лиц. Сведения из данного реестра также можно получить путем обращения в налоговую инспекцию;
  • реестр юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица;
  • сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц.

Цель проверки: наличие в исполнительном органе контрагента дисквалифицированных лиц может указывать на нарушение контрагентом законодательства. Это само по себе увеличивает риск неисполнения контрагентом своих обязательств по договору. Кроме того, заключение сделок с лицами, не имеющими реальных полномочий действовать от имени контрагента, может повлечь налоговые последствия в виде признания соответствующих расходов (вычетов) необоснованными.

6. По базе официальных сообщений юридических лиц о принятии решений о ликвидации, реорганизации, уменьшении уставного капитала, а также иным сообщениям, обязательным к публикации в соответствии с законодательством РФ.

Цель проверки: предстоящая ликвидация или уменьшение уставного капитала контрагента, его перерегистрация и т.д. может увеличить риск неисполнения обязательств по договору и (или) свидетельствовать о наличии у контрагента проблем с исполнением налоговых обязательств.

7. По базе организаций и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации.

Цель проверки: предстоящее изменение регистрационных сведений контрагента (реорганизация, перерегистрация, смена руководителя и т.д.) может увеличить риск неисполнения обязательств по договору и (или) свидетельствовать о наличии у контрагента проблем с исполнением налоговых обязательств.

8. По базе недействующих организаций, по которым принято решение об исключении из ЕГРЮЛ.

Цель проверки: предстоящее исключение контрагента из ЕГРЮЛ с большой долей достоверности свидетельствует о неисполнении им налоговых обязательств и обязанности представлять отчетность в налоговую инспекцию или об отсутствии реальной деятельности. Это может повлечь налоговые последствия в виде признания соответствующих расходов (вычетов) необоснованными или неисполнение контрагентом своих обязательств по договору.

Б. Проверка налогового профиля.

1. По реестрам организаций, с высокой степенью вероятности не исполняющих обязательства, в том числе по уплате налогов (т.е. являющихся так называемыми «однодневками»), которые ведет ФНС России, в частности:

  • по реестру организаций с номинальными участниками (руководителями) (организаций, факт невозможности участия (управления) в которых установлен в судебном порядке);
  • по реестру организаций, отсутствующих по юридическому адресу (организаций, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует);
  • по реестру организаций – кандидатов на ликвидацию или исключение из ЕГРЮЛ (организаций, имеющих задолженность по уплате налогов и (или) не представляющих налоговую отчетность более года);
  • по реестру адресов массовой регистрации (адресов, указанных при государственной регистрации несколькими юридическими лицами).

Также целесообразен запрос в реестре решений о приостановлении операций по счетам.

Цель проверки: нахождение контрагента в этих реестрах с большой долей достоверности свидетельствует о неисполнении им налоговых обязательств или об отсутствии реальной деятельности. Это может повлечь налоговые последствия в виде признания соответствующих расходов (вычетов) необоснованными и (или) неисполнение контрагентом своих обязательств по договору.

2. По системе предоставления данных бухгалтерской отчетности Росстата.

Цель проверки: отсутствие отчетности контрагента в системе Росстата (если обязанность по формированию такой отчетности возложена на контрагента законодательством) с большой долей достоверности свидетельствует о неисполнении им налоговых обязательств и обязанности представлять отчетность в налоговую инспекцию или об отсутствии реальной деятельности.

Как сведения о замораживании счета доводят до налогоплательщика

НК РФ (п. 4 ст. 76) предписывает налоговому органу информировать налогоплательщика о замораживании счета не позднее первого рабочего дня, наступающего за днем принятия такого решения. Делается это путем направления ему копии документа, отражающего принятие решения о блокировке, способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения.

При этом сроки направления решения о приостановлении операций по счету в банк в НК РФ не указаны. Регламентированы только (ст. 76):

  • способ отправки этого документа — электронный (п. 4);
  • момент осуществления самой блокировки — он совпадает с моментом получения банком решения налогового органа (п. 7).

Очевидно, что налоговый орган не заинтересован в задержке отправки решения о блокировке на исполнение, и оно направляется в банк сразу после принятия. В то же время на уведомление о применении этой процедуры налогоплательщика отводится дополнительный день. Поэтому чаще всего о замораживании счета он узнает от банка, получившего информацию раньше.

Вместе с тем существует способ, дающий возможность самостоятельно проверить наличие блокировки счета налоговой инспекцией и узнать о ней как минимум одновременно с банком.

Отсутствие гарантии нулевого риска

В отношении прошедших проверку контрагентов организация (индивидуальный предприниматель) может аргументированно доказать налоговой инспекции (иным контролирующим ведомствам или в ходе судебного спора), что была проявлена должная осмотрительность при выборе контрагентов, на основании того, что:

  • части из них по результатам проверки было отказано в сотрудничестве;
  • по прошедшим проверку контрагентам сформировано досье из доступной открытой информации.
Предлагаем ознакомиться:  Имущественный налоговый вычет при продаже машины

В то же время гарантировать у прошедших проверку контрагентов отсутствие налоговых нарушений, которые эти контрагенты уже допустили в ходе исполнения сделок с организацией (индивидуальным предпринимателем), невозможно. Такую гарантию не дает даже информация налоговой инспекции (при условии ее получения) об отсутствии налоговых нарушений у контрагента в прошлом, задолженности по платежам в бюджет и т.д.

То есть сама по себе проверка контрагентов не дает гарантии от последующих претензий налоговой инспекции в получении необоснованной налоговой выгоды при работе с такими контрагентами. Однако такая проверка:

  • снижает риск предъявления претензий по результатам налоговой проверки;
  • повышает вероятность их успешного обжалования в судебном порядке.

Этот же вывод относится к риску неисполнения контрагентом своих обязательств и риску предъявления претензий к должностным лицам организации.

Чем еще чревата блокировка, и как узнать о ней онлайн

Что же это за способ? Дело в том, что проверить блокировку счета можно на сайте налоговой службы, создавшей специальный сервис для оперативного отслеживания состояния документооборота между налоговыми органами и кредитными учреждениями.

Этот сервис позволяет видеть на сайте налоговой не только сведения о блокировке счета. Также здесь отражается информация об иных документах, направляемых в банк и из банка. Поэтому опция проверки блокировки счета на сайте ИФНС является одной из нескольких. Однако играет она важнейшую роль, позволяя кредитному учреждению в режиме онлайн проверять наличие блокировки расчетного счета налоговой инспекцией у своего потенциального клиента в других банках.

И именно с целью предоставления этой информации, необходимой для выполнения требования НК РФ (п. 12 ст. 76), запрещающего открытие нового счета клиенту, имеющему заблокированные счета, была создана опция, дающая возможность быстро и бесплатно получить данные о наличии (отсутствии) решения о блокировке из первоисточника.

Сведения о приостановлении операций по счету попадают на сайт сразу после принятия ИФНС решения о блокировке. Доступ к ним свободный. Поэтому проверить сведения о блокировке счета на сайте налоговой службы может любое лицо: как сам налогоплательщик, знающий о своих проступках и ожидающий соответствующих санкций, так и его контрагент, намеревающийся осуществить перевод средств на указанный в договоре счет.

Данные этого сервиса могут быть также интересны потенциальным клиентам, рассматривающим проект предлагаемого к заключению договора, поскольку наличие блокировки счета у будущего контрагента чаще всего свидетельствует об имеющихся у него проблемах с денежными средствами.

Процедура проверки блокировки счетов на сайте ИФНС

Проверки контрагентов могут быть фоновыми (пассивными) и активными – в зависимости от степени вовлечения самого контрагента и других лиц (контролирующих ведомств, контрагентов контрагента, работников контрагента). Для оценки рисков можно использовать разные способы и методы, в частности, применять Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, утв.

В данной статье мы остановимся на фоновых проверках, а об активных проверках поговорим в следующей статье.

Что представляет собой процедура проверки блокировки счета на сайте налоговой службы? Она крайне проста и укладывается всего в несколько шагов:

  1. Из предлагаемых типов запросов нужно отметить запрос по решениям о приостановлении.
  2. Указать в предназначенном для этого поле ИНН лица, по которому нужны сведения.
  3. В поле, отведенное для отражения БИК, ввести БИК какого-либо банка.
  4. Ввести в еще одно поле цифровой шифр, служащий защитой от спама.

Фоновая проверка

Проводится без истребования документов и информации у контрагента или контролирующих ведомств. Целесообразно проводить по нескольким основаниям и нескольким источникам.

При этом в судебной практике прослеживается вывод, что фоновая проверка правоспособности, налогового профиля контрагента является необходимым, но, как правило, недостаточным условием проявления должной осмотрительности при выборе контрагентов.

То есть такую проверку необходимо дополнять проверкой реальности деятельности и платежеспособности, а при необходимости (в крупной сделке) замещать ее активной проверкой (с запросом документов у контрагента, государственных ведомств).

Результаты проверок контрагентов целесообразно:

  • материализовывать (распечатывать, сохранять в виде файлов, скриншотов и т.д.);
  • сводить в отдельную папку, то есть формировать из них досье на контрагента;
  • обновлять с определенной периодичностью (в части крупных контрагентов и при продолжении сотрудничества, т.е. при заключении новых договоров).

Итоги

Блокировка расчетного счета представляет собой одну из мер воздействия на плательщиков налогов, допускающих нарушения требований НК РФ. Основным поводом для ее применения служат неплатежи по налогам. Однако есть и иные причины, в силу которых счет может оказаться замороженным. Из-за неплатежей по налогам счета блокируют на сумму имеющегося долга.

Наличие блокировки хотя бы по одному из имеющихся у налогоплательщика счетов влечет за собой запрет на открытие новых. С целью оперативного предоставления банкам такой информации ФНС создан специальный сервис, позволяющий узнать о блокировке счета на сайте налоговой службы. Доступ к сервису свободный и бесплатный, что позволяет воспользоваться им любому заинтересованному лицу. Сама процедура проверки счета на блокировку в налоговой предполагает знание ИНН проверяемого лица и технической сложности не представляет.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector