Юридическая помощь
Назад

Определение и система публичного права

Опубликовано: 26.07.2019
0
7

Классификация публично-правовых договоров

Ее можно проводить по разным
классификационным критериям.

— материально-правовые договоры;

— процессуально-правовые договоры.

— конституционные;

Определение и система публичного права

— финансовые;

— административные;

— мировые соглашения в гражданском
процессе;

— мировые соглашения в арбитражном
процессе;

— соглашения в уголовном процессе;

— другие.

— учредительные;

Определение и система публичного права

— компетенционно-распределительные;

— программные;

— договоры о дружбе и сотрудничестве;

— договоры о гражданском согласии;

— договоры по определенным вопросам;

— другие.

Можно предположить, что с повышением
уровня свободы российского общества,
усилением демократических начал
договорное регулирование в публично-правовой
сфере будет расширяться. Вполне вероятно,
пополнится и перечень публично-правовых
договоров.

Ответственность за нарушение конституционных договоров

Специфику
определяет предмет публичного права
– это общественные отношения, связанные
с государственной управленческой
деятельностью, с организацией и
реализацией государственной власти,
охраной правопорядка, производством
по делам о правонарушениях, системой
органов государства и органов местного
самоуправления, использованием
государственной собственности,
обеспечения деятельности государства
(образование, использование, распределение
денежных фондов государства и т. п.).
Причем государство выступает арбитром
в спорах – тогда, когда уже не действуют
частные соглашения.

Управление финансами

Предмет
регулирования публичного
права – область
«государственных дел»: сфера устройства
и деятельности государства
как публичной власти,
всех публичных институтов,
аппарата государства, административных
отношений, государственной службы,
уголовного преследования и ответственности,
принципов, норм и институтов
межгосударственных отношений и
международных организаций и т.д.

Основным
методом публичного права является метод
государственно-властных предписаний
одних участников отношений к другим;
государство само устанавливает виды и
меры государственной охраны общественных
отношений. Наряду с этим методом иногда
используется:

  • императивный
    метод (государство может наделять
    государственно-властными полномочиями);

  • диспозитивный
    метод (право сторон использовать свои
    права по своему усмотрению).

Принципы
публичного права определяются в основном
Конституцией Украины:

        1. принцип законности;

        2. справедливости;

        3. гуманизма;

        4. равенства.

1)
регулирует отношения между государственными
органами либо между частными лицами
и государством;

2)
обеспечивает публичный интерес
— акцентирует внимание на запретах,
обязанностях людей (подданных) перед
государством; 

3)
обеспечивает одностороннее волеизъявление
субъектов права; 

4)
предполагает широкую сферу усмотрения;

5)
содержит нормы общие и безличные, имеющие
нормативно ориентирующее воздействие; 

6)
характеризуется преобладанием директивно
– обязательных норм, рассчитанных на
иерархические отношения субъектов и
субординацию правовых норм
и актов; 

7) широко использует
новейшие технические приёмы.

Источники публичного права –
нормативно-правовые акты (законы), иногда
– правовой обычай (прецедент) исполнительной
государственной власти.

— конституционное,

— административное,

— уголовное,

— финансовое,

— включающее
бюджетное налоговое,

Просмотр этого шаблона

— административно
— процессуальное;

— уголовно-процессуальное,


международное публичное,


международное
гуманитарное право и
др.

Конструкция договора находит применение
во внутригосударственных отношениях
еще с давних времен. Более 700 лет назад
был заключен «вечный договор» о
союзе трех кантонов, положивший начало
Швейцарской конфедерации. С этим
обстоятельством даже связан тот факт,
что гражданина Швейцарии до сих пор
называют Eidgenosse — участник соглашения,
товарищ, связанный клятвой*(350).

В Российской Федерации появление первых
конституционных договоров связано с
подписанием 31 марта 1992 г. Федеративного
договора (далее — Договор). После распада
СССР в срочном порядке были подготовлены
три фактически самостоятельных договора
о разграничении предметов ведения и
полномочий: с республиками;

с краями,
областями, городами федерального
значения; с автономной областью и
автономным округом. Все вместе они и
образовали Федеративный договор. Эти
договоры разрешали некоторые текущие
сложности правового регулирования и
государственного управления, но вместе
с тем порождали сложности еще большие.

Многие положения договоров между РФ и
ее субъектами не соответствовали
КонституцииРФ и федеральному законодательству.
Требование соответствия их Конституции
России и федеральным законами появилось
не сразу и выполнялось далеко не всегда.
Договоры в основном служили перераспределению
экономических льгот и преимуществ, а
также удовлетворению сепаратистских
устремлений отдельных региональных
правящих групп. Они стали вынужденной
уступкой со стороны федерального центра
для избежания серьезных конфликтов.

В принятую в 1993 г. КонституциюРоссийской Федерации составной частью
вошел лишь первый из указанных договоров.
Его положения (этой части Конституции)
были распространены на все субъекты
России.

В целом роль договоров в реализации
федеративных отношений в России весьма
неоднозначна. С одной стороны, они
нередко помогали решению конкретных
практических вопросов субъектов РФ,
снижали конфликтность федеративных
отношений. С другой стороны, договоры
существенно усилили асимметрию правового
статуса субъектов РФ, центробежные
процессы в стране.

Всего с 1994 по 1998 гг. было заключено
42 договора с 46 субъектами РФ, подавляющее
большинство которых к настоящему моменту
не действует. В то же время небольшая
часть договоров РФ с некоторыми
республиками продолжает действовать
на основании КонституцииРоссии (например, с республиками
Башкортостан, Татарстан, Саха (Якутия).

Предлагаем ознакомиться:  Реабилитация: компенсация за незаконное лишение свободы

С 1998 г. практика заключения договоров
с регионами была приостановлена, а почти
половина из заключенных договоров уже
были просрочены. В 1999 г. вступил в
силу Федеральный
закон»О принципах и
порядке разграничения предметов ведения
и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации».

— обусловлено региональными особенностями;

— указанными особенностями определено
иное разграничение полномочий, чем это
установлено федеральными законами.

Кроме того, названный Законустанавливает обязательное утверждение
договора федеральным законом. Все эти
ограничения, как считает В.А. Черепанов,
превращает договор в «мертвый»
источник права».*(351)Хотя в этом и есть доля правды, вряд ли
стоит отвергать договорное регулирование
вообще.

Главная идея Закона- договорное правотворчество всегда
зависимо от законотворчества, и договорное
регулирование носит дополнительный,
вспомогательный характер по отношению
к конституционному.

— конституционности;

— верховенства КонституцииРоссийской Федерации и федеральных
законов;

— равноправия субъектов Федерации при
разграничении предметов ведения и
полномочий;

— недопустимости ущемления прав и
интересов субъектов Федерации;

— добровольности заключения договоров,
соглашений;

— согласование интересов Федерации и
интересов субъектов Федерации;

— обеспеченности ресурсами;

— гласности заключения договоров,
соглашений.

О нем лучше говорить применительно к
видам конституционных договоров
(собственно договоров и соглашений).

— конкретный перечень полномочий
федеральных органов государственной
власти и органов государственной власти
субъекта РФ, разграничение которых
производится иначе, чем это установлено
федеральными законами и законами
субъекта Федерации;

— условия и порядок осуществления
полномочий федеральных органов
государственной власти и органов
государственной власти субъекта РФ,
разграничение которых производится
иначе, чем это установлено федеральными
законами и законами субъекта РФ;

— права и обязанности сторон (федеральных
органов государственной власти и органов
государственной власти субъекта РФ);

— срок действия договора о разграничении
полномочий и порядок продления данного
срока;

— основания и порядок досрочного
расторжения договора о разграничении
полномочий.

Eo-scale2.png

— условия передачи осуществления части
полномочий;

— порядок передачи осуществления части
полномочий;

— порядок финансирования осуществления
части переданных полномочий;

— срок действия соглашения;

— ответственность сторон соглашения;

— основания досрочного расторжения
соглашения;

— порядок досрочного расторжения
соглашения;

— иные вопросы, связанные с исполнением
положений соглашения.

Отсутствие хотя бы одного из указанных
существенных условий договора или
соглашения является основанием для
признания его незаключенным и
недействительным.

документы

В процессе заключения и исполнения
договоров о компетенции у сторон могут
возникнуть определенные разногласия.
Как и в случае с договорами других
отраслей права законодатель предусматривает
судебное разрешение таких споров.

Однако, известно, что судебная процедура
дорогостоящая и длительная. Вот почему
всегда в начале используются согласительные
процедуры. К сожалению, это далеко не
всегда приводит к приемлемому для сторон
результату. И лишь тогда в соответствии
с ч.
3 ст. 125Конституции
споры о компетенции могут разрешаться
Конституционным Судом Российской
Федерации.

В этом отдельные авторы усматривают
определенную проблему. Б.Н. Евдокимов
высказывает сомнения в обоснованности
существующего способа разрешения
разногласий по договорам о компетенции.
«В идеале арбитром в споре двух сторон
должна быть третья, независимая сторона.
Конституционный же Суд, в соответствии
со ст. 4
п.

Предлагаем ознакомиться:  Как правильно заключить договор ГПХ{q}

3Федерального
конституционного закона «О судебной
системе Российской Федерации»,
является федеральным судом», — пишет
автор*(376).
Таким образом, Б.Н. Евдокимов наводит
на мысль о возможной предвзятости и
необъективности при разрешении
разногласий такого характера. Однако
с рассуждениями автора нельзя согласиться.

Объекты финансово-правовых договоров

В отличие от рассрочки и отсрочки
налоговых платежей (ст. 64НК), которые могут предоставляться и в
отношении сборов, инвестиционный
налоговый кредиты предоставляются
только по уплате налога. Возможность
предоставления таких кредитов по сборам
в Налоговом кодексе не предусматривается.

— по налогу на прибыль (доход) организации;

— по региональным налогам;

— по местным налогам.

Поскольку в договоре речь идет о тех
средствах, используя которые государство
должно выполнять свои функции, постольку
оно, стремясь «подстраховаться»,
настаивает на весьма определенном
содержании инвестиционного налогового
договора. В законодательстве достаточно
полно и четко указываются основные его
позиции.

Управление финансами

1) порядок уменьшения налоговых платежей;

2) сумму кредита (с указанием налога, по
которому организации предоставлен
инвестиционный налоговый кредит);

3) срок действия договора;

4) начисляемые на сумму кредита проценты;

5) порядок погашения суммы кредита и
начисленных процентов;

6) документы об имуществе, которое
является предметом залога;

егэ

7) положения, в соответствии с которыми
не допускаются в течение срока его
действия реализация или передача во
владение, пользование или распоряжение
другим лицам оборудования или иного
имущества, приобретение которого
организацией явилось условием для
предоставления инвестиционного
налогового кредита, либо определяются
условия такой реализации (передачи);

8) поручительство;

9) ответственность сторон;

10) другие положения.

Его составляют условия, добровольно и
самостоятельно вырабатываемые сторонами
относительно того, как завершить спор.

— обязанности каждой из сторон, возникающие
в связи заключением перемирия;

— объем выполнения обязательств (размер
выплат);

— сроки исполнения обязанностей;

— условия о рассрочке или отсрочке
выполнения обязанностей;

— условие об уступке прав требования;

— о полном или частичном прощении либо
признании долга;

— о распределении судебных расходов.

Психологические тесты

1) не включать условия, противоречащие
закону;

2) не нарушать права и законные интересы
других лиц;

3) не содержать никаких условий, дающих
поводы для возникновения новых споров.

Возможно, покажется странным, что в
мировом соглашении отсутствует условие
об ответственности сторон за его
невыполнение. Однако надо принять во
внимание, что за мировым соглашением
стоит аппарат государственного
принуждения, в частности, судебный
пристав. Именно он и обеспечивает
выполнение мирового соглашения при
отсутствии добровольного соглашения.

Срок договоров в финансовом праве

При рассмотрении вопроса о сроках
предоставления инвестиционного
налогового кредита возникают определенные
неясности. Так, в соответствии с п. 1
ст. 66НК инвестиционный
налоговый кредит может быть предоставлен
на срок от 1 года до 5 лет. В связи с этим
встает вопрос, через сколько лет
допускается начало возврата налогового
кредита?

Можно ли, например, обозначить
в договоре срок начала возврата налогового
кредита через пять лет с момента его
предоставления? В научной литературе
нет однозначного ответа на этот вопрос.
Одни авторы утверждают, что к истечению
срока, на который предоставлен
инвестиционный налоговый кредит,
обязательства по погашению (возврату)
сумм задолженности должны быть
исполнены*(383).

Задолженность по таким договорам может
погашаться как поэтапно (как при
рассрочке), так и единовременно (как при
отсрочке).

Мировое соглашение как перспективный способ правосудия

1) в нем интересы сторон получают
наибольшее выражение;

2) конфликт не загоняется внутрь отношений,
не оказывается тлеющим на долгие годы,
а разрешается и устраняется;

3) упрощается работа судьи;

4) экономится его время, поскольку уже
нет необходимости в исследовании
доказательств по делу;

5) государство заинтересовано в повышении
эффективности правосудия и снижении
на него затрат.

Не исключено, что в будущем разрешение
споров путем заключения мировых
соглашений будет считаться высшим
пилотажем судейской деятельности.

Юридическая природа мирового соглашения

папка

Ее ученые определяют по-разному.

Предлагаем ознакомиться:  За какие правонарушения наступает административная ответственность

Большинство считает, что мировое
соглашение выступает как юридический
факт гражданского процессуального
права*(405).

Однако в последнее время все больше
сторонников находит другая точка зрения:
мировое соглашение — это разновидность
процессуальных договоров*(406).

Мнений относительно того, что мировое
соглашение в гражданском процессе
является средством поднормативного
индивидуального регулирования, в
юридической литературе не встречается,
что, впрочем, вполне понятно: содержание
мирового соглашения законодательством
никак не регулируется и производит
сторонам корректировку нечего.

Некоторые ученые*(407)полагают, что судья при заключении
мирового соглашения должен выступать
не только в роли контролера. Он одновременно
с этим должен выполнять функции и
независимого посредника (налаживать
контакт между участниками спора), и
координатора интересов сторон (выяснять
условия, предпочитаемые каждым, и, исходя
из сути дела, отыскивать оптимальный и
приемлемый для обеих сторон вариант),
и консультанта, наделенного правом
давать сторонам рекомендации по
содержанию мирового соглашения
(разъяснять сторонам преимущества
мирного урегулирования спора).

Так,
например, иногда истец не желает окончить
дело мировым соглашением из-за опасения
быть обманутым ответчиком. Судья же при
разъяснении процессуальных прав должен
акцентировать внимание сторон на то,
что условия утверждаемого судом
соглашения фиксируются в определении,
которое, как и решение, при необходимости
может быть исполнено принудительно.

Ограничения при заключении мирового соглашения

Они касаются как сторон спора, так и
судьи. Здесь надо соблюдать следующие
правила.

— об установлении отцовства;

Публичное право

— о взыскании алиментов;

— о возмещении вреда, причиненного
здоровью работника при исполнении им
трудовых обязанностей;

— об изменении установленных
законодательством условий труда;

— о наложении дисциплинарных взысканий;

— о взыскании заработной платы;

— о восстановлении на работе;

— другие.

темы

— проявлять инициативу в обсуждении
условий будущего мирового соглашения,
поскольку для достижения целей
судопроизводства необходимо, чтобы
волеизъявление сторон было осознанным;

— оказывать сторонам помощь в формулировании
текста мирового соглашения. Если они
не могут ясно выразить свою волю в
письменном виде или устном заявлении,
то возникает подозрение об истинности
их намерения кончить дело миром;

— давать оценку позиций, занимаемых
сторонами в споре, а в противном случае
возникает вопрос, так ли уж судья
беспристрастен;

— высказывать свое мнение относительно
обоснованности или необоснованности
притязаний сторон, а иначе у сторон
может закрасться подозрение относительно
независимости суда как посредника в
примирении спорящих сторон.

Субъекты мирового соглашения

Ими являются, прежде всего, стороны
арбитражного процесса (истец и ответчик).
В качестве таковых выступают организации
и граждане-предприниматели. Именно они
(или их представители, имеющие на это
специальное, отраженное в доверенности
или ином документе полномочие) вправе
согласно ст. 49АПК принимать решения относительно
предмета спора.

— изменить основание иска;

— изменить предмет иска;

— увеличить или уменьшить размер исковых
требований;

— отказаться от иска полностью или
частично;

документ

— заключить мировое соглашение.

— признать иск полностью или частично;

В литературе высказывается мнение о
том, что круг участников мирового
соглашения должен быть расширен за счет
включения в него третьих лиц, заявляющих
самостоятельные требования, на том
основании, что они, по существу, имеют
те же права, что и истцы*(408).
Думается, по этому вопросу должно быть
проведено специальное исследование и
найдены веские аргументы в пользу его
положительного решения. Пока каких-либо
аргументов автор не предоставляет.
Здесь смущают два момента.

Во-первых, третье лицо, понятно, озабочено
удовлетворением своих исковых требований
и при ограниченности ресурсов
удовлетворения притязаний, обращенных
к ответчику, мы будем наблюдать конфликт
интересов истца и третьего лица. Именно
это делает проблематичным заключение
мирового соглашения.

Во-вторых, мировое соглашение, как
правило, представляет собой хрупкий
баланс интересов. Чем больше лиц участвует
в его достижении, тем меньше вероятность
его заключения.

Все это заставляет отнестись к предложению
о расширении круга субъектов мирового
соглашения с большой осторожностью.

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector