Юридическая помощь
Назад

Расчет износа по осаго

Опубликовано: 09.03.2020
0
6

Как производится расчет износа по ОСАГО

Для расчета износа по обязательному страхованию у страховых компаний существует несколько различных методик. Вне зависимости от того, какая из них используется, наибольшее влияние оказывают следующие факторы:

  • дата выпуска автомобиля;
  • пробег;
  • срок эксплуатации поврежденной детали, только если по ней есть конкретная информация.

При расчете наибольшее влияние часто оказывается именно временем изготовления транспортного средства. В результате всего за год размер потенциальной компенсации может уменьшиться на 8%.

https://www.youtube.com/watch{q}v=rBPTGfQnx_0

Если в результате ДТП были повреждены шины, то по страховке с учетом износа вы сможете получить минимум средств, если они были куплены давно. Для свежих покрышек следует хранить документы, подтверждающие дату их приобретения.

Также на размер компенсации по шинам влияет:

  • высота рисунка протектора у новой шины;
  • текущая высота рисунка протектора;
  • законодательно установленная минимальная высота рисунка протектора.

Поэтому, если у вас старый автомобиль, но шины были куплены недавно – сохраните на них документы. Тогда вы сможете получить за них полную компенсацию.

Как рассчитывается износ по ОСАГО в 2020 году{q}

Формула расчёта, его методика и применяемые коэффициенты регламентируются Положением Центробанка № 432-П от 19 сентября 2014 года. При определении степени амортизации конкретного автомобиля независимые эксперты учитывают в своих калькуляторах две позиции.

  1. Срок службы детали, выраженный в количестве лет эксплуатации.
  2. Пробег автомобиля на момент страхового случая.

Кроме того, в формуле используется специальный коэффициент, учитывающий влияние на амортизацию детали срока службы и пробега транспортного средства. Его значения указаны в Приложении № 5 к Положению Центробанка № 432-П.

Также в формуле могут быть применены коэффициенты дополнительной амортизации детали при наличии следующих факторов:

  • повышенная коррозия, не свойственная детали;
  • повреждения облицовки и кузова, занимающие больше десяти процентов площади детали и не относящиеся к страховому случаю;
  • следы ремонтных работ, выполненных с нарушением технологии;
  • дефекты ЛКП, занимающие больше десяти процентов площади детали;
  • ремонтные вставки и врезки при восстановлении детали;
  • трещины, сколы или потёртости стёкол, зеркал и световых приборов, занимающие больше десяти процентов их площади;
  • повреждения неокрашенной пластиковой детали, если они не относятся к страховому случаю.

Есть в Положении Центробанка № 432-П и положительные для автовладельцев моменты. В частности, в Приложении № 7 приводится обширный перечень деталей, замена которых оплачивается без учёта износа. В их числе подушки и ремни безопасности, различные элементы системы торможения и рулевой системы.

Максимальный износ по ОСАГО

Закон ограничивает степень износа пятьюдесятью процентами. Вне зависимости от фактического значения показателя, полученного в ходе расчета, если он превышает указанную величину, результат округляется до пятидесяти процентов.

Законом «Об ОСАГО» установлен максимальный процент износа, который составляет 50%. Ранее этот параметр был повышен до 80% от стоимости запасной части, что существенно сокращало размер получаемой страховой компенсации.

Законодательно установлено, что максимальный размер износа составляет 50%. Например, если автомобиль 2001 года выпуска попал в ДТП, то по формуле его узлы будут изношены более, чем на 70-80%.

Но водитель получит не такую маленькую компенсацию. При выплате по автостраховке расчет будет в любом случае снижен до 50% с учетом уровня изношенности деталей. Это позволяет гарантировать справедливые выплаты, которых хватит на проведение большей части ремонта.

Что нужно помнить об износе по ОСАГО{q}

В соответствии с пунктом 19 статьи 12 Федерального закона «Об ОСАГО» , максимальный размер износа детали в 2020 году не может превышать пятьдесят процентов от её рыночной стоимости. То есть определённые границы амортизации всё-таки есть. Например, страховая компания не вправе выплачивать за бампер меньше пяти тысяч рублей, если аналогичная новая деталь стоит десять тысяч. При этом среднерыночную стоимость конкретной детали можно проверить на сайте РСА .

Немаловажно помнить и о сохранности чеков на все заменяемые запчасти, например, когда за несколько дней или недель до ДТП автовладелец заменил какую-либо деталь. Допустим, он не сохранил товарный или кассовый чек и акт выполненных работ с СТОА, проводившей замену запчасти. В дальнейшем эта деталь была повреждена в результате дорожной аварии. Независимый эксперт и страховая компания сочтут такую деталь подержанной, а значит при расчёте возмещения к ней будут применены нормы износа.

Чтобы избежать такой ситуации, нужно не только сохранять все документы после каждого ремонта транспортного средства, но и своевременно сообщить эксперту, что недавно была произведена замена поврежденной детали. Желательно уведомить об этом и страховую компанию, причём непременно в письменной форме.

Предлагаем ознакомиться:  Сканер штрих кодов окоф 2020: информация с разъяснениями

Можно ли взыскать сумму износа с виновника ДТП

Расчет износа по осаго

Несмотря на то, что вам придется доплачивать за детали, для ОСАГО износ обязательно учитывается в расчете, взыскать эту сумму с виновника ДТП не получится. Законом определяется, что участник аварии с полисом уже застраховал свою ответственность. Поэтому весь ущерб должен компенсировать его страховщик.

Как отмечалось выше, при выплате по страховке износ учитывается в обязательном порядке. Поэтому сумма, выплаченная страховой компанией, итоговая, и вы не сможете получить больше с участников ДТП.

Ремонт без учета амортизации

Некоторые водители могут получить ремонт без учета времени эксплуатации тс. Обычно страховые компании предлагают специальные дополнительные услуги клиентам, которые никогда не попадали в ДТП по своей вине.

В результате владелец транспортного средства может:

  • отремонтировать автомобиль у официального дилера, при этом расчет амортизации для выплаты страховки проводится не будет;
  • получить повышенную выплату, не превышающую действительную стоимость транспортного средства;
  • получить компенсацию, даже если у виновника ДТП отсутствует страховой полис.

Такая дополнительная услуга подходит опытным водителем с безупречным стажем вождения. Она позволяет существенно сэкономить время, силы и средства при получении компенсации и выполнении ремонтных работ.

Вы можете самостоятельно оценить сумму выплат, использовав для расчета износа калькулятор. Он анализирует все необходимые параметры и дает такой же результат, как и у страховой. Предварительные расчеты затем можно использовать для проверки своего страховщика на занижение суммы выплат. 

Какими законодательными актами регулируется

Необходимость учета износа отдельных деталей и агрегатов автотранспортного средства регламентируется:

  1. Статьей 12 Закона «Об обязательном автостраховании» (№40-ФЗ. Последние изменения документа вступили в силу с 1 сентября 2020 года).
  2. Главой 9 Постановления Правительства №263 (утверждение Правил обязательного автострахования).

Так же документами определяются:

  • способы получения компенсации. Автовладелец по своему усмотрению имеет право осуществить ремонт автотранспорта за счет средств страховой компании (причем организация, производящая восстановительный ремонт так же может быть выбрана самостоятельно) или получить денежную сумму, необходимую для ремонта;
  • порядок проведения экспертизы. На первом этапе осмотр автомобиля производится сотрудниками автоинспекции (при оформлении ДТП через ГИБДД) или представителя страховой компании и только после этого транспортное средство направляется на экспертизу;
  • перечень документов, необходимых для получения страховой выплаты и так далее.

Размер износа определяется в соответствии с единой методикой, разработанной и утвержденной Положением Банка России №432-П. Документ был принят и введен в действие осенью 2014 года.

Расчет износа по осаго

Описанный в документе способ определения размера страховой компенсации является обязательным для применения, как страховыми компаниями, так и сотрудниками, работающими в организациях, специализирующихся на проведение экспертизы автотранспорта.

Выплата

Итак, величину износа определенной детали можно рассчитать самостоятельно, воспользовавшись:

  • специальными онлайн программами;
  • формулой.

При использовании онлайн программы потребуются следующие данные:

  • дата выпуска автомобиля (параметр можно узнать из ПТС);
  • дата дорожного происшествия;
  • вид транспортного средства;
  • величина пробега на дату ДТП;
  • высота протектора шин (параметр так же определяется на дату дорожной аварии).

Например, транспортное средство было выпущено 8 апреля 2014 года. ДТП произошло 19 декабря 2020 года. К моменту аварии пробег составляет 53000 км, а высота протектора шин, установленных на транспортном средстве 2 мм.

износ комплектующих деталей автомобиля составляет 25,7%
износ АКБ 50%
износ шин 50%
ΔТ коэффициент, зависящий от срока эксплуатации автотранспорта
Тки непосредственно срок эксплуатации (величина измерения – год)
ΔL коэффициент, который зависит от величины пробега автомобиля
Lки величина пробега (определяется в тысячах километров)
е это основание логарифма. Параметр принимается равным 2,72
Вид транспорта ΔТ ΔL
Легковые автомобили следующих марок:
ВАЗ, ЗАЗ, УАЗ, ГАЗ, ТагАЗ 0,057 0,003
Brilliance, BYD, Chery, Derways, FAW, Geely, Great Wall, Hafei, Haima, Lifan, Luxgen, Xin Kai 0,057 0,0029
Aston Martin, Bentley, Bugatti, Ferrari, Jaguar,
Maserati, Porsche, Audi, BMW, Mercedes-Benz, Mini, Rover Alfa Romeo, Citroen, Fiat, Ford, Opel, Peugeot, Renault, Saab, SEAT, Skoda, Volkswagen, Volvo
0,042 0,0023
Acura, Buick, Cadillac,
Chevrolet, Chrysler,
Dodge, Hummer, Infiniti, Jeep, Lexus, Lincoln, Mercury, Pontiac
0,045 0,0024
Hyundai, Kia, Ssang Yong, Daewoo 0,052 0,0026
Daihatsu, Honda, Isuzu, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Subaru, Suzuki, Toyota 0,049 0,0025
Грузовые автотранспортные средства, включая бортовые автомобиль, фургоны, самосвалы, тягачи не зависимо от марки автотранспортного средства 0,077 0,0023
Автобусы 0,113 0,0008
Трамваи и троллейбусы 0,098 0,0008
Прицепы, включая полуприцепы для грузового автотранспорта 0,09
Прицепы для легкового автотранспорта 0,06
Мотоциклы (не зависимо от марки и модели) 0,07
Мотороллеры, скутеры, мопеды 0,09
Специализированная сельскохозяйственная, дорожная, строительная, пожарная техника 0, 15
Велосипеды 0, 04
Предлагаем ознакомиться:  Уступка права требования по страховому возмещению

Размер страховой выплаты по автогражданке зависит от расходов на:

  • проведение ремонта, то есть стоимость работ по восстановлению поврежденного в результате ДТП транспортного средства;
  • приобретение материалов, например, для покраски частей кузова;
  • приобретение запасных частей, подлежащих замене.
Кj количество элементов определенного вида, подлежащих замене
m число элементов, требующих замены
СДj стоимость одного элемента
Иj величина износа

Количество элементов определяется на основании результатов независимой экспертизы. Стоимость запасных частей регулируется справочником, разработанным специалистами.

Расчет износа по осаго

Величина износа определяется по приведенной ранее формуле. Расчет коэффициентов износа при выплате ОСАГО производится специалистами.

Из формулы видно, что размер подсчитанного износа уменьшает сумму страховой выплаты.

Разберем, как влияет размер износа на размер компенсационной выплаты на конкретном примере:

  • при дорожном столкновении поврежден бампер автотранспортного средства, что подтверждено соответствующими документами и результатами проведенной экспертизы;
  • стоимость нового бампера составляет 8 500 рублей;
  • для оплаты работы по замене бампера требуется 4 000 рублей;
  • износ транспортного средства, определенный специалистом составляет 25%.

8500 – 8500/100*25 = 6 375 рублей

Размер полученной компенсации составит

6 375 4 000 = 10 375 рублей

Полученная сумма по страховке с учетом естественного износа будет на 2 125 рублей меньше.

На первый взгляд данная сумма не значительна, однако если автотранспортное средство имеет большее количество повреждений и деталей, требующих замены, а сам автомобиль имеет более высокий параметр износа, то не выплаченная сумма может сильно повлиять на возможность восстановления автотранспортного средства.

Ид = 100 × (1 – 2,72Δдс×Тд Δдп×П), где

  • Ид – показатель износа отдельной детали;
  • Δдс – степень влияния срока службы элемента на его изношенность;
  • Тд – продолжительность работы элемента;
  • Δдп – степень влияния пробега автомобиля на изношенность элемента;
  • П – величина пробега.
Расчет износа по осаго

Для того, чтобы рассчитать износ по ОСАГО, можно воспользоваться онлайн-калькуляторами, которые можно найти на просторах Интернета, или формулой.

Коэффициенты принимаются из табличных приложений в методике. Фактические данные относительно пробега и срока эксплуатации авто и отдельных деталей берутся из технической документации машины и показаний одометра.

Также применяются коэффициенты дополнительной амортизации, с учетом:

  • повышенной коррозии, не свойственной данному элементу;
  • повреждений обшивки, превышающих по размеру десять процентов общей площади элемента;
  • результатов недобросовестно проведенного ремонта;
  • дефектов и повреждений покраски, превышающих десять процентов площади;
  • частичной замены или восстановления материала элемента;
  • дефектов стеклянных изделий с аналогичным допуском по площади повреждения;
  • повреждений пластиковых узлов, не связанных с аварией.

Мнение эксперта

Миронова Анна Сергеевна

Юрист и адвокат по автомобильному праву. Специализируется на административном и гражданском праве, страховании.

Степень износа рассчитывается отдельно для каждой поврежденной детали. Затем определяется цена элемента. После суммирования стоимости поврежденных узлов, подлежащих замене, определяется общая сумма денежной выплаты.

Пример

ΔТ*Тки*ΔL*L = 0,057*3*0,003*42 = 0,021546

е в рассчитанной степени = 0,9786844569

1 — 0,9786844569 = 0,0213155431

100*0,0213155431 = 21,3155431

Таким образом, износ деталей составит 21, 32%.

На какие детали учитывается, на какие нет

Износ учитывается при определении стоимости всех деталей автотранспортного средства, кроме тех, что прямо влияют на безопасность эксплуатации автомобиля.

Расчет износа по осаго

Детали без износа по ОСАГО регламентируются приложением 7 к Постановлению Банка России, регулирующим порядок проведения расчета.

К таким деталям относятся:

  • ремни и подушки безопасности, включая детские устройства;
  • элементы пневматической и гидравлической тормозных систем;
  • детали антиблокировочной системы;
  • тормозные диски, колодки, барабаны;
  • индикаторы неисправного состояния тормозных систем;
  • пружины педали тормоза и колодок;
  • суппорты;
  • механизмы рулевого управления;
  • отдельные элементы сцепных устройств.

Законодательно утвержден перечень элементов, не предполагающих расчет износа. Это конструктивные части, влияющие на безопасность автомобиля и людей. Расчет выплаты по ОСАГО производится без учета износа в обязательном порядке для следующих деталей:

  • подушек безопасности;
  • ремней безопасности, включая составные элементы их крепления;
  • детских креплений;
  • элементов системы тормозов – дисков, шкивов, накладок, деталей пневматической и гидравлической систем;
  • составляющих рулевого управления – наконечника, тяги, рычагов, трубопроводов и пр.;
  • сцепных устройств;
  • системы сцепления.

Для остальных комплектующих при определении суммы денежной выплаты определение процента изношенности – обязательное условие.

Что делать, если СК обманывает при оценке

Поскольку расчетом износа занимается представитель страховой компании, заинтересованный в получении прибыли, то параметр износа может быть существенно завышен. Как поступить в такой ситуации и вернуть средства, которые должны быть выплачены по закону{q}

Предлагаем ознакомиться:  Где забрать права после лишения в тюмени

Автовладелец должен действовать по следующей схеме:

  • проведение повторной экспертизы по определению ущерба автомобиля и оценке стоимости ремонта. Обращаться рекомендуется в независимую компанию, которая никак не связана со страховой организацией. Только в этом случае можно получить действительно реальную оценку;
  • подача искового заявления в судебные органы. На данном этапе главное корректно составить исковое заявление, в котором указать все обстоятельства вынудившие обратиться в суд. Документ целесообразнее составлять совместно с квалифицированным автоюристом, знающим все требуемые нюансы. К исковому заявлению прилагаются все документы, касающиеся:
    • обстоятельств дорожного происшествия, в результате которого был получен ущерб;
    • результатов проведения экспертиз;
    • расчета суммы страхового возмещения;
    • выплаты компенсации.

    Подготовить необходимые документы так же помогает автоюрист;

  • получение судебного решения. Современная судебная практика показывает, что большинство споров по поводу занижения страховой выплаты автогражданки решаются в пользу застрахованного лица, то есть автовладельца. Однако при незначительном занижении страховой компенсации решение может быть принято в и пользу страховой компании.

В настоящее время, по мнению специалистов, методика расчета страховой выплаты по обязательному автострахованию не является совершенной и требует некоторых доработок.

Поэтому важно самостоятельно разобраться каким именно способом происходит расчет страховой компенсации и износа автотранспортного средства.

Изменения в законе по ОСАГО по поводу износа

Компенсация за понесенный ущерб возможна двумя способами:

  • страховой выплатой – при ее начислении фактор износа автомобиля важен для расчета суммы компенсации по ОСАГО;
  • восстановительным ремонтом, проведенным в СТО по направлению страховой компании. В этом случае расходы компенсирует страховая компания, без учета амортизации машины. При проведении ремонта запрещено заменять поврежденные узлы запасными частями, бывшими в употреблении.

Поправки, внесенные в закон об ОСАГО в мае 2017 года, не коснулись методики расчета износа. Но ряд положений Федерального закона № 49-ФЗ изменили порядок компенсации ущерба, повлияв на учет амортизации при расчете выплаты по ОСАГО:

  • за исключением отдельных ситуаций, водитель лишен права выбора формы возмещения ущерба по ОСАГО. Восстановление автомобиля производится в специальном СТО, отвечающем установленным требованиям, с выплатой стоимости ремонта страховой компанией;
  • степень изношенности должна учитываться только при денежной форме возмещения ущерба, исключая проведение восстановительного ремонта, оплаченного страховщиком.
Расчет износа по осаго

Учёт страховщиком степени износа при расчёте выплат по ОСАГО – основная причина уменьшения размера возмещения, причитающегося пострадавшей в ДТП стороне.

Раньше при выплате денежной компенсации водителю насчитывали сумму, уменьшенную с учетом степени износа поврежденных деталей. Теперь авто направляется на ремонт. Страховщику необходимо полностью возместить стоимость работ с учетом новых запчастей, установленных взамен поврежденных, вне зависимости от их состояния до аварии.

Кто и как проводит расчет

Расчет износа по осаго

Обследование технического состояния машины после ДТП с учетом степени фактического износа до аварии – задача страховщика.

Расчет износа по осаго

Страховая компания должна определить стоимость восстановления автомобиля по ОСАГО с последующей компенсацией ремонта или денежной выплатой владельцу.

Поэтому страховщику необходимо инициировать проведение экспертизы авто, определяющей:

  • фактическое состояние ТС до момента аварии;
  • перечень дефектов и повреждений, полученных в ходе ДТП.

Экспертиза проводится с участием владельца. Если клиент не согласен с выводами экспертов, привлеченных страховщиком, он может организовать независимое обследование.

Расчет уровня изношенности авто производится экспертами страховой организации, согласно утвержденной ЦБ РФ в сентябре 2014 года методике № 431-П. Процент определяется с учетом:

  • паспортной даты начала эксплуатации машины;
  • даты происшествия, зафиксированной документацией, составленной ГИБДД по итогам расследования ДТП;
  • модели авто;
  • пробега, исходя из данных одометра;
  • уровня износа высоты шинного протектора, срока эксплуатации покрышек;
  • качества ранее проведенного ремонта, при его наличии;
  • технических особенностей элемента и прочих обстоятельств.

Перечисленные факторы принимаются в виде поправочных коэффициентов, учет которых влияет на расчетную величину в формуле.

Как проконтролировать страховую

https://www.youtube.com/watch{q}v=wHeKMMlDGI4

Клиенту, попавшему в аварию и оформляющему денежную выплату по страховке ОСАГО, необходимо контролировать СК:

  • продублировать расчет, согласно действующей методике, сравнив результат с представленным страховщиком. Детально изучить выданную страховой компанией документацию с калькуляцией проведенного расчета;
  • проверить наличие всех фактических повреждений, с учетом скрытых, в составленном страховщиком перечне;
  • убедиться в точности даты начала эксплуатации автомобиля. Этот момент не обязательно совпадает с датой производства техники, используемой СК, чтобы скорректировать размер соответствующего коэффициента в свою пользу;
  • проверить примененные расценки на запчасти, использованные страховой компанией.

Клиенту помогут калькуляторы и справочные данные, предлагаемые тематическими сайтами и официальным порталом РСА.

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector