Юридическая помощь
Назад

Где рассматривают дела об административных правонарушениях

Опубликовано: 12.08.2019
0
5

Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении

В отличие от уголовных дел, являющихся исключительной компетенцией судебной системы, административные правонарушения с присуждением наказания для лиц, совершивших их, рассматриваются многочисленными органами. Это определяется сферой, которой был нанесён ущерб вследствие виновных деяний.

Гражданам следует, как минимум, понимать, к компетенции какого органа относится то или иное дело – это поможет избежать ошибок и манипуляций со стороны представителей законодательной власти.
Рассмотрение дела об административном правонарушении

Итак, приведем несколько примеров:

  • органы внутренних дел, осуществляющие контроль за общественным порядком, уполномочены решать большое количество деликтов. Например, к компетенции полиции относится контроль за соблюдением правопорядка относительно: запрета о курении или распитии алкогольных напитков в общественных местах, мелкого хулиганства, использования технических приспособлений, способных нарушить нормы экологического права или нанести вред окружающим людям, шумоограничивающих предписаний, охраны посевов и так далее;
  • комиссиями по делам несовершеннолетних рассматриваются некоторые дела относительно воспитания и поведения подростков и юношей, не достигших 18-летнего возраста, нарушения обязанностей опекуном и пр.;
  • органы уголовно-исполнительной системы рассматривают некоторые дела в части нарушения правил обращения с изъятыми из свободного оборота вещами. Не пугайтесь названия учреждения – это не влияет на форму постановления по итогам процесса. Также в рассмотрении подобных дел принимают участие налоговые органы;
  • у судебной власти, безусловно, наибольшая доля компетенции. Судами рассматриваются дела практически во всех сферах, начиная от трудового права, где решаются вопросы об ответственности работодателей, например, за допущение работника несоответствующей квалификации к особо опасным работам или неправильное оформление трудовых правоотношений. На судебном заседании рассматриваются все спорные вопросы и имеющие неоднозначность определений, мер ответственности и т.д., в том числе смежные дела.

1. Относится ли к
их компетенции рассмотрение данного
дела;

2. Имеются ли
обстоятельства, исключающие возможность
рассмотрения данного дела судьей, членом
коллегиального органа, должностным
лицом;

3. Правильно ли
составлены протокол об административном
правонарушении и другие протоколы,
предусмотренные настоящим Кодексом, а
также правильно ли оформлены иные
материалы дела;

4. Имеются ли
обстоятельства, исключающие производство
по делу;

5. Достаточно ли
имеющихся по делу материалов для его
рассмотрения по существу;

6. Имеются ли
ходатайства и отводы.

1. При наличии
обстоятельств, предусмотренных статьей
29.2 настоящего Кодекса, судья, член
коллегиального органа, должностное
лицо обязаны заявить самоотвод. Заявление
о самоотводе подается председателю
соответствующего суда, руководителю
коллегиального органа, вышестоящему
должностному лицу.

Предлагаем ознакомиться:  Договор цессии неустойки по дду

2. При наличии
обстоятельств, предусмотренных статьей
29.2 настоящего Кодекса, лицо, в отношении
которого ведется производство по делу
об административном правонарушении,
потерпевший, законный представитель
физического или юридического лица,
защитник, представитель, прокурор вправе
заявить отвод судье, члену коллегиального
органа, должностному лицу.

3. Заявление об
отводе рассматривается судьей, органом,
должностным лицом, в производстве
которых находится дело об административном
правонарушении.

Где рассматривают дела об административных правонарушениях

4. По результатам
рассмотрения заявления о самоотводе
или об отводе судьи, члена коллегиального
органа, должностного лица, рассматривающих
дело об административном правонарушении,
выносится определение об удовлетворении
заявления либо об отказе в его
удовлетворении.

1) о назначении
времени и места рассмотрения дела;

2) о вызове лиц,
указанных в статьях 25.1 — 25.10 настоящего
Кодекса, об истребовании необходимых
дополнительных материалов по делу, о
назначении экспертизы;

3) об отложении
рассмотрения дела;

4) о возвращении
протокола об административном
правонарушении и других материалов
дела в орган, должностному лицу, которые
составили протокол, в случае составления
протокола и оформления других материалов
дела неправомочными лицами, неправильного
составления протокола и оформления
других материалов дела либо неполноты
представленных материалов, которая не
может быть восполнена при рассмотрении
дела;

Административные наказания в России

Административные
наказания в России налагаются
на граждан, должностных и юридических
лиц в
соответствии с Кодексом
Российской Федерации об административных
правонарушениях и
административными законами субъектов
РФ.
Последние в качестве наказаний могут
предусматривать только предупреждение
и штраф.

Содержание
административного наказания определяется
его целями, и согласно КоАП,
применяется в целях предупреждения
совершения административных правонарушений
как самим правонарушителем, так и другими
лицами.

Административное
наказание, выражая негативную оценку
государством правонарушения, причиняя
вред (моральный, имущественный) виновному,
не носит репрессивного характера, и
лишено такого назначения, как кара (термин
«кара» не употребляется по отношению
к наказанию в Российской Федерации,
поскольку права человека и его свободы
— высшая ценность государства). Поэтому
функции наказания не карательные, а
предупредительные, задачами которых
является воспитание.

При малозначительности
совершённого правонарушения, лицо может
быть освобождено от административного
наказания.

Предупреждение —
выносится в письменной форме и выражается
в официальном порицании физического
или юридического лица (устное предупреждение
не является наказанием и является только
рекомендацией);

Административный штраф —
денежное взыскание в определённых
размерах в пользу государства;

Конфискация орудия
совершения или предмета правонарушения
— принудительное безвозмездное обращение
в федеральную собственность или
собственность субъекта РФ не изъятых
из оборота вещей. Назначается судьей;

Лишение специального
права — лишение физического лица ранее
предоставленного ему специального
права (охоты, управления транспортным
средством, маломерным судном);

Предлагаем ознакомиться:  Документы для открытия наследственного дела у нотариуса на недвижимость, транспорт, ценные бумаги, земля, вклад

Административный
арест —
содержание нарушителя в условиях
изоляции от общества (применяется лишь
в исключительных случаях и на срок до
15 суток, а за нарушение режима
контртеррористической операции до 30
суток, назначается судьей);

Административное
выдворение за пределы РФ лиц без
гражданства и иностранных граждан;

Дисквалификация —
лишение права занимать определенные
должности в органах юридических лиц;

Административное
приостановление деятельности — временное
прекращение деятельности юридического
лица или индивидуального предпринимателя,
устанавливается на срок до 90 суток.
Важно не путать этот пункт с приостановлением
деятельности как меры производства (до
5 суток).

39.Рассмотрение дела
об административном правонарушении.
Место, сроки, порядок.

Рассмотрение
дела об административном правонарушении.
Место и сроки рассмотрения дела об
административном правонарушении

Особенности процессуального порядка

Порядок рассмотрения, если данное дело касается административного правонарушения, четко регламентирован на законодательном уровне и прописан в ст. 29.7 КоАП.

Ещё на этапе подготовки к предстоящему рассмотрению, соответствующий орган определяет несколько существенных моментов:

  • наличие документальных оснований;
  • возможность начала производства (то есть соответствие своей компетенции и категории деликта);
  • наличие/отсутствие обстоятельств, исключающих саму возможность рассмотрения (о них поговорим в следующем разделе), также решается вопрос об обстоятельствах, лишающих возможности участия отдельных лиц (судей, экспертов);
  • правильность составления и полноту заполнения документации, прилагаемой к делу;
  • достаточность собранных материалов для объективности принятия решения.
Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

В обязательном порядке учитывается наличие ходатайств сторон, отводы/самоотводы и прочие нюансы. После этого начинается непосредственное разбирательство.

Где рассматривают дела об административных правонарушениях

В ходе рассмотрения дела уполномоченный орган обязан установить все обстоятельства и принять их к вниманию. В частности, заслушать показания сторон, рассмотреть ходатайства, особенно важны меры по привлечению свидетелей и назначение судебной экспертизы (данный механизм существенно увеличил шансы отстоять свою правоту, ведь каждый может даже нанять независимого специалиста и предать его заключение судье).

Закон обязывает произвести также формальные процессуальные действия: объявить, кто рассматривает, какой деликт является предметом исследования, установить явку участников (ведь в некоторых случаях она влияет на порядок дальнейшего развития событий и принятых решений). Крайне важно разъяснить представителям обеих сторон процессуальные права.

Срок, на протяжении которого могут рассматриваться дела о деликтах, составляет пятнадцать дней от даты получения судом или другим органом всех собранных материалов и непосредственно самого протокола о совершённом проступке. Данный срок может быть продолжен до одного месяца при наличии мотивированного определения. Если санкция статьи предусматривает возможность ареста, и лицо, совершившее нарушение, задержано, то рассмотрение проводится в день получения.

Предлагаем ознакомиться:  Какой суд рассматривает земельные споры

Обычно рассмотрение проводится по месту совершения, однако могут быть исключения. Например, в отношении несовершеннолетних рассмотрение происходит по месту их жительства, хотя и по ходатайству сторон-участников события, в некоторых случаях дело может быть передано другому судебному органу. Если перед непосредственным рассмотрением проводилось админ. расследование, то разбираться дело будет по месту расположения органа, совершающего действие.

В процессе заседания оглашается Протокол, составленный по факту самого правонарушения, детально рассматриваются приложенные материалы.

Пример заполнения протокола об административном задержании за мелкое хулиганство

В процессе рассмотрения дела подлежат заслушиванию объяснения физлица по совершенному факту противоправного деяния или представителя на законных основаниях юрлица, в отношении которого было открыто рассматриваемое производство, кроме того, принимаются показания иных лиц-участников производства. Особенное внимание уделяется пояснениям специалистов и заключению эксперта, изучаются все предъявленные доказательства, а при участии прокурора в процессе заслушивается и его заключение.

Результаты любого админпроцесса оформляются постановлением, предписывающим определённое наказание или содержащим заключение о закрытии производства. Все вынесенные решения должны быть оглашены сразу по окончанию процесса (это тоже процессуальное требование). Копии документа вручаются физическому или юрлицу, его законному представителю или защитнику, обязательно под расписку о получении.

Есть ли случаи, при которых производства может и не быть?

Некоторые факты законодательно исключают саму возможность проведения производства по рассмотрению админправонарушения. Их нужно всегда помнить, ведь в отдельных ситуациях они спасают людей от произвола (или просто позволяют выиграть время).

  1. Наиболее очевидный повод – отсутствие самого факта деликта или же состава правонарушения (здесь прибавляется фактор вины).
  2. Если лицо действовало в ситуации крайней необходимости, не причинив вреда общественности, то его деяния не могут наказываться вне зависимости от сферы нарушения и отрасли права, поскольку отсутствует общественная опасность.
  3. Априори не может существовать процесс против умершего человека или юрлица, о котором в реестр внесены сведения о прекращении деятельности.
  4. Интересно, что, если будет издан новый законодательный акт, отменяющий положение, по которому рассматривается нарушение, процесс прекращается за неимением фактического нарушения.
  5. Издание амнистии также включено в этот перечень, однако довольно редко данный акт касается админправонарушений.
  6. Истечение сроков давности события.
Этапы административного процесса

Заключение

В КоАП слишком много статей и видов ответственности, предусмотренных за то или иное правонарушение. Каждый случай индивидуален и подлежит отдельному рассмотрению с учетом всех нюансов и малейших деталей. Попав в неприятную ситуацию, не стоит пускать её «на самотёк», обязательно проконсультируйтесь с юристом.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector