Юридическая помощь
Назад

Приказ это нормативно правовой акт или нет, виды нпа

Опубликовано: 07.08.2019
0
7

Приказ: нормативный или правоприменительный акт?

Правоприменительный акт — один из видов правовых актов, известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Назначение актов применения права вытекает из их названия — они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.

Часто смешивают нормативные и индивидуально-правовые акты.

Действительно, между ними много общего:

  1. оба они носят категоричный и властный характер, поддерживаемый силой государственного принуждения к исполнению имеющихся в них предписаний;
  2. их издает (принимает) строго определенный круг специально на то уполномоченных лиц;
  3. они имеют четкую структуру и атрибутику, нарушение требований которой делает их недействительными;
  4. они напрямую регулируют общественные отношения;
  5. имеют одинаковую направленность на упорядочение отношений, укрепление законности и обеспечения правопорядка и др.

Отличительные черты (характерные признаки) правоприменительного акта указаны выше.

Бошно С.В., кандидат юридических наук, профессор, зав. кафедрой теории права и государства Московского государственного открытого университета.

Пытикова Т.А., специалист Фонда «Консалтинга и правовой защиты населения».

Подзаконные акты представляют собой объемную, разнородную совокупность. В десятки раз превышая количество законов, именно эти акты подвергают общественную жизнь детальному правовому регулированию. Актуальность научной проработки системы подзаконных актов предопределяется неуклонным ростом количества такого рода документов. Так, в 2004 г. их было принято вдвое больше, чем в 1994 г. В 2005 г. тенденция роста продолжается.

Единство этой увеличивающейся разнородной системе должно придавать единообразие форм актов и соответствующего им содержания.

Приказ это нормативно правовой акт или нет, виды нпа

Руководство обществом в современном мире невозможно без широкого использования правовых актов. В принимаемых государственными органами законах, указах, постановлениях и распоряжениях, приказах и инструкциях выражается воля государственной власти по управлению обществом. Эти решения воплощаются в правовых актах и становятся наглядными для широкого круга лиц и организаций, обязанных исполнять данные решения или получающих в силу их принятия определенные права.

Обоснованным представляется мнение С.С. Алексеева о том, что в правовых актах находит внешнее выражение воля государства, что именно через акты люди получают первичные знания о самом праве, правовых нормах и правоотношениях <*>.

Российской Федерации присуща довольно сложная система нормативных правовых актов. Результатом правотворческой деятельности государственных органов выступают акты представительных органов власти федерального уровня и субъектов Федерации, в которых изменяются, устанавливаются или отменяются нормы права.

В системе нормативных правовых актов существуют не только законы, но и множество других нормативных актов, объединяемых понятием «подзаконные нормативные правовые акты». В идеале регулирование обществом осуществлялось бы одними лишь законами (без многоступенчатой и запутанной системы подзаконных нормативных правовых актов), но в современном мире это невозможно из-за высокой сложности и динамичности регулируемых общественных отношений.

Подзаконные акты издаются на основании и в соответствии с законами, призваны развивать и конкретизировать положения законов. В этих актах содержится значительная часть всех правовых предписаний, поэтому так важно, чтобы в них не содержались противоречивые решения.

Существует множество видов подзаконных нормативных правовых актов. Каждый из них имеет соответствующую юридическую силу, различную форму, но все они находятся в иерархической зависимости от закона.

Исследованию подвергались природа нормативных правовых актов, их признаки и свойства, способствующие их выделению из системы форм права. Эти свойства изучались советскими учеными, например А.К. Яхлаковым «К вопросу о разработке унификационной системы классификации законодательных актов», А.А. Федосеевым «Нормативные акты советского государства и формы их выражения», а также современными российскими правоведами.

Это, например, работы В.И. Сенчищева «Виды нормативных актов», В.А. Толстика «Иерархия источников российского права», Р.Ф. Васильева «О понятии правового акта», Н.В. Сильченко «Научные основы типологии нормативно-правовых актов» и некоторые другие <*>. Также подвергались исследованию подзаконные правовые акты.

Например, работы А.В. Мицкевича «Акты высших органов Советского государства», Р.Ф. Васильева «Акты управления», С. Жевакина «Ведомственные правовые акты», С.А. Иванова «Соотношение закона и подзаконного акта», И.В. Котелевской «Закон и подзаконный акт» и другие. В юридической литературе отсутствуют специализированные работы о приказах как особой разновидности нормативных правовых актов.

Предлагаем ознакомиться:  Особенности отчетности по гражданско-правовому договору с физлицом

Разнообразие видов подзаконных актов урегулировано Постановлением Правительства РФ N 1009 от 13 августа 1997 г. Данным документом установлен закрытый перечень, и он включает постановления, правила, инструкции, положения, распоряжения, указы, приказы. В данной работе будет рассмотрен приказ как вид нормативного правового акта.

Издание приказов соответствует общей тенденции правотворчества: принятие законов ведет к увеличению количества подзаконных актов, увеличение количества подзаконных актов, в свою очередь, ведет к увеличению количества приказов как вида подзаконных актов.

Приказ представляет собой «официальное распоряжение руководителя, начальника подчиненным» <*> или «официальное распоряжение того, кто облечен властью» <**>. В энциклопедических определениях данного термина подчеркивается, что он служит отражением власти одного лица над другими, находящимися от него в зависимости.

Приказ — это «правовой документ, принимаемый правомочным на то должностным лицом (федеральным министром, начальником УВД, директором завода и т.п.) в порядке осуществления единоначалия» <***>. Единство приведенных определений состоит во внутриорганизационном предназначении приказов, что исключает их нормативный характер.

Текст приказа состоит, как правило, из констатирующей и распорядительной частей. В констатирующей части излагаются цели и задачи предписываемых действий. Если основанием к изданию приказа является законодательный, иной правовой акт или поручение вышестоящих органов, то в констатирующей части указывается его вид, дата, номер, заголовок и передается содержание той его части, которая непосредственно касается данного министерства.

Распорядительная часть начинается словом «приказываю».

В пунктах распорядительной части приказа указываются исполнители, конкретные действия и сроки исполнения предписываемых действий. Если приказ дополняет, изменяет или отменяет ранее изданные приказы или их отдельные пункты, это оговаривается в тексте приказа. В последнем пункте распорядительной части приказа указывается должностное лицо, на которое возлагается контроль за исполнением приказа.

Проекты приказов представляются на подпись руководителем службы, который несет ответственность за правильность их оформления, включая юридические службы. Приказ подписывает министр (руководитель ведомства) или по его поручению заместитель министра (заместитель руководителя ведомства). Приказы нумеруются порядковыми номерами в пределах календарного года.

Представляется, что отнесение приказов, как, впрочем, и распоряжений, к разновидности нормативных правовых актов является ошибочным. Как следует из литературы, в том числе словарей разного характера, приказ — документ локального характера. Приказ должен использоваться для осуществления власти должностного лица по отношению к лицам, подведомственным ему.

Он имеет дисциплинарный характер, что предопределяется наличием властно-подчиненных отношений. С гражданами органы власти в такого рода отношениях не состоят, что, впрочем, не лишает их возможности при помощи других актов издавать нормативные предписания для сторонних, т.е. независимых субъектов. Тем не менее приказная практика выходит за узковедомственные границы, чему имеется огромное количество доказательств.

Правовые акты федеральных органов могут издаваться коллективно, т.е. в сотрудничестве и в соответствии с другими органами государственной власти. Примеров этому сотрудничеству великое множество, в том числе совместные Приказы МВД России, МЧС России, Минобороны России, ФСБ России и т.д.

Отметим, что некоторые ученые оправдывают возможность наличия нормативных приказов, которые, по их мнению, отличаются «неконкретностью адресатов, возможностью неоднократного применения правового предписания» <*>. Именно эта позиция нашла закрепление в действующем законодательстве. Так, министрам вновь образуемых на основе Указа Президента РФ N 314 от 9 марта 2004 года министерствам предоставляется право издавать приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности министерства — приказы ненормативного характера <**>.

Нормативно — правовой акт: понятие и классификация

Нормативно –правовой акт –это акт правотворчества, в котором содержаться нормы права.

1.Нормативный акт издается компетентными государственными органами в определенной процедуре, этот документ носит государственно-властный характер, его исполнение в случае необходимости обеспечивается мерами государственного принуждения.

2.Нормативный акт обладает юридической силой – свойство реально действовать, порождать юридически обязательные последствия. Юридическая сила зависит от места правотворческого органа в аппарате государства, от его компетенции.

3.Нормативный акт документально оформлен – имеет установленную форму и реквизиты :официальное название и наименование, номер, дата принятия и вступления в силу, указание на орган, принявший данный акт, на место официального опубликования.

Предлагаем ознакомиться:  Беременная на декретной ставке могут ли уволить

4.Нормативный акт содержит нормы права – правила поведения общего характера, на что указывает и название данного документ.

1)По юридической силе: законы, подзаконные акты.

-внешнего действия – направлены на упорядочение внешних по отношению к издавшему их государственному органу,

-внутреннего действия – предписания, регламентирующие внутриорганизационные отношения внутри данного ведомства или государственного учреждения (локальные, нормативные акты).

-общие – действуют на всей территории государства,

-местные – действуют на части территории государства.

4)В зависимости от времени действия: неопределенно-длительные, временные.

Приказ это нормативно правовой акт или нет, виды нпа

-акты законодательной власти,

-акты судебной власти,

-акты исполнительной власти.

-акты общего действия – охватывают всю совокупность отношений определенного вида на данной территории,

-акты ограниченного действия – распространяются на строго определенную категорию лиц.

ЗАКОН – это нормативно –правовой акт, принимаемы в особом порядке, по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни и обладающий высшей юридической силой.

Просмотр этого шаблона

1) принимается высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума.

2) принимаются по основным наиболее существенным вопросам общественной жизни.

3)принимаются в особом законодательном порядке.

4) обладает высшей юридической силой: все остальные правовые акты должны исходить из законов и не противоречить им, в случае расхождения акта с законом действует закон.

—Основные законы – регулируют основы общественного или государственного строя, закрепляют основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, определяют принципы формирования и деятельности государственных органов, они служат базой для всего законодательства.

—Конституционные –законы дополняющие конституцию, или законы, издающиеся по отдельным указанным в конституции наиболее важным вопросам.

—Органические законы – определяют порядок организации и деятельности государственных органов на основе бланкетных статей конституции, или всех законы, к которым отсылает конституция.

Eo-scale2.png

—Обычные законы – все остальные законодательные акты, принимаемые парламентом, нормативно – правовые акты текущего законодательства, регулирующие различные стороны экономической, политической, социальной жизни общества.

ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ – это нормативный акт, издаваемый на основе и в соответствии с законом (все прочие акты, кроме законов).

Подзаконность нормативных актов не означает их меньшую юридическую обязательность, они обладают необходимой юридической силой, однако юридическая сила не имеет такой же всеобщности и верховенства, как это характерно для законов, доминирующих над всеми иными нормативными актами.

Подзаконные акты многообразны и различаются между собой по своей юридической силе. Юридическая сила подзаконных актов и сфера их действия зависит от места государственного органа издавшего акт в государственном аппарате и его компетенции.

а) указы президента,

б) постановления и распоряжения правительства (регулируют вопросы государственного управления экономикой, образованием, здравоохранением и т.д.).

а) акты государственных региональных и местных муниципальных органов (акты ОМС не могут быть отменены общегосударственными органами и органами субъектов федерации, они могут быть только обжалованы в судебном порядке).

б) ведомственные акты, изданные в пределах компетенции того или иного ведомства (приказы, инструкции, распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений – таможенные, транспортные, банковские и т.д.);

в) локальные акты – регулируют деятельность внутри организации и распространяются на членов этой организации (уставы организаций, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор).

Внешние атрибуты, которые свидетельствуют о надлежащем оформлении нормативного акта и юридической силе его положений: наименование нор­мативного акта и принявшего его органа; указание места и даты принятия нормативного акта; удостоверительная подпись утвердившего акт лица; регистрационный номер норматив­ного акта.

Отмеченные реквизиты (за исключением заголовка) — необ­ходимый атрибут всякого нормативного акта. Их значение со­стоит в том, что они индивидуализируют акт, выделяют его из совокупности других актов; содержат необходимую информацию об органе, принявшем акт; удостоверяют подлинность норматив­ного правового акта.

Всякий нормативный акт (точнее, его нормативное содержа­ние) отличается специфической рубрикацией, т. е внутренней разбивкой (компоновкой) на определенные части: преамбула, разделы, главы, статьи, пункты. Соответственно нормативный акт состоит из преамбулы и нормативного содержания.

Преам­булапредставляет собой своего рода методический ключ к по­ниманию, толкованию и применению положений, содержащихся в отдельных разделах, главах, статьях акта.

Предлагаем ознакомиться:  Подсудность по алиментам на ребенка

В отличие от иных элементов акта преамбула: а) не содер­жит самостоятельных нормативных предписаний; б) не делится на статьи; в) не имеет ссылок на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в свя­зи с изданием законодательного акта; г) не содержит легальные дефиниции; д) не формулирует предмет регулирования законо­проекта; д) не нумеруется. Преамбула всегда предваряет текст нор­мативного акта.

Нормативное содержание акта— это совокупность тех норм, правил, которые содержатся в нем. Нормы в тексте норматив­ного акта определенным образом структурированы на: разделы (наиболее крупное подразделение, состоящее из нескольких глав); главы, объединяющие несколько статей (как правило, разделы, главы, иногда параграфы, и статьи имеют свое название и циф­ровую информацию) и статей (пунктов).

Статья является основной структурной единицей норматив­ного акта. Она имеет порядковый номер, обозначаемый арабс­кими цифрами; и, как правило, наименование. Статья подраз­деляется на части. Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой, подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. В свою очередь, пункты могут подразделяться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

Действие нормативных актов во времени.12. Действие нормативных актов в пространстве.13. Действие нормативных актов по кругу лиц.14. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов.

Правовые акты — это официальные документы компетентных государственных органов, направленные на достижение каких-либо юридических последствий.

Распоряжение это нормативно правовой акт или нет

предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права (подробнее в других главах учебника).

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

1) Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);

3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);

4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

1) указы Президента РФ — высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

6) нормативные акты муниципальных органов;

7) локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

— нормативные акты государственных органов;

—       нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

—       нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

—       нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

  • общефедеральные;
  • нормативные акты субъектов Российской Федерации;
  • нормативные акты органов местного самоуправления;
  • локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на: нормативные акты неопределенно длительного действия; временные нормативные акты.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector