Юридическая помощь
Назад

Билет № 23, Структура общественных отношений как объекта преступления. Точки зрения ученых относительно определения понятия объекта и его видов

Опубликовано: 06.08.2019
0
5

общий объект, далее родовой объект,
далее видовой объект и непосредственный
объект.

Общий объект – все общественные
отношения, которые охраняются УК.

Родовой объект – группа сходных
по своей экономической, социально-политической
сущности общественных отношений,
охраняемых нормами раздела Особенной
части (6 разделов).

Видовой объект – круг более узких
общественных отношений, охраняемых
нормами отдельных глав. В некоторых
случаях родовой и видовой объекты
совпадают (например, 11 и 12 разделы).

Значение родового и видового объектов:

    1. позволяют законодателю и доктрине
      классифицировать преступление по
      определенным группам и расположить
      в определенной системе

    2. помогают уяснить характер общественной
      опасности, входящей в каждую группу.

Непосредственный объект – конкретные
общественные отношения, на которые
посягает преступление данного вида.

Билет № 23, Структура общественных отношений как объекта преступления. Точки зрения ученых относительно определения понятия объекта и его видов

Объекты делятся на 3 группы: основной
объект, дополнительный и факультативный
(данное деление по признаку обязательности
их в составе конкретного преступления
и насколько они связаны с родовым
объектом).

Основной объект – данные отношения
при создании нормы специально ставились
под охрану уголовного закона. Всегда
присутствуют в составе преступления,
к тому же должны быть из той же сферы,
что видовой и родовой (например, ст.
162: 2 объекта собственность – основной
и здоровье – не основной).

Дополнительный объект – общественные
отношения, заслуживающие самостоятельной
охраны, но охраняемые в данном случае
попутно; которые неизбежно нарушаются
при посягательстве на основной объект.
Обязателен для тех составов преступления,
где он предусмотрен, к тому же может
быть из другой сферы, нежели видовой и
родовой объекты (например, ст. 162).

Факультативный объект – общественные
отношения, заслуживающие самостоятельной
охраны, но охраняемые в данном случае
попутно с основным, которые могут быть
нарушены при посягательстве на основной
объект. Не предусмотрен в вообще в
нормах Особенной части, его наличие
влияет на вид и размер наказания, чаще
всего их других сфер, нежели видовой и
родовой объекты (например, ст.213 –
хулиганство).

Раздел II

Заключительные и переходные положения.

4.
ПравоваяохранаК.
– это
совокупность юр. средств, с помощью
которой достигается выполнение всех
установленных к. норм, соблюдение режима
конституционной законности.

Важная гарантия безопасности к. заложена
в ч. 2 ст. 15.

Орган гос. власти, орган местного
самоуправления, должностные лица,
граждане и их объединения обязаны
соблюдать КРФ и з-ны.

Целью охраны к.
служит положение ч.5 ст. 13. Тем самым
гарантируется деятельность только тех
объединений, кот. признаются конституцией.

Парламентский контроль
за соблюдением к. осуществляется палатами
ФС.

Важную роль в укреплении конституционной
законности играет Президент РФ. Он
выступает гарантом конституции и
федеральных законов (ч. 2 ст. 80).

Особую роль в охране конституции и ее
соблюдении играет конституционный суд
(ст. 125).

Понятие и содержание основ конституционного строя рф

— непосредственное совершение – лицо
само либо с помощью природных и
технических средств причиняет вред

— посредственное причинение – причинение
вреда с помощью других физических лиц,
которые по закону не подлежат уголовной
ответственности: малолетние; невменяемые;
лица, действующие невиновно, так как
либо находятся в состоянии добросовестного
заблуждения, либо действуют под влиянием
непреодолимой силы, либо в состоянии
крайней необходимости, либо действуют
по принуждению и т.д. Эти лица могут
быть посторонними или сам потерпевший.

Билет № 23, Структура общественных отношений как объекта преступления. Точки зрения ученых относительно определения понятия объекта и его видов

Действия бывают одноактные/многоактные
и насильственные/ненасильственные.

  1. Бездействие – общественно-опасное,
    противоправное поведение лица,
    заключающееся в несовершении того,
    что по определенным основаниям оно
    должно и могло бы совершить.

Для ответственности за бездействие
нужны 2 основания в совокупности:

  1. Возложение обязанности, то есть на
    лице в силу разных обстоятельств и
    оснований лежала обязанность совершить
    определенные действия (предписания
    законов или других нормативных актов,
    профессия или должность, из предыдущего
    поведения виновного, гражданско-правовые
    договоры).

  2. У лица была возможность в данной
    ситуации выполнить возложенные на
    него обязанности.

Ответственность наступает только в
пределах обязанностей.

1. Понятие конституционного строя.
Человек, его права и свободы как высшие
ценности конст. строя.

а) демократическое гос-во

б) федеральное гос-во

в) правовое гос-во

г) республиканская форма правления

д) социальное гос-во

е) светское гос-во

ж) экономическая основа

з) суверенное гос-во

3. Понятие народного суверенитета.
Основные формы народовластия.

1. Глава I
КРФ

2. Декларация о гос. суверенитете РСФСР.
Принята 12 июня 1990 г. Первым съездом
народных депутатов РСФСР (консультант,
«Ведомости съезда народных депутатов
РСФСР и Верховного совета РСФСР 1990 г. №
2, ст. 2).

3. ФЗ от 26 сент. 1997 г. «О свободе совести
и религиозных объединениях». «Собрание
законодательства РФ (СЗРФ) 1997 г. № 39».

4. ФЗ «О референдуме» от 10 окт. 1995 г.
«СЗРФ, 1995 г., № 42»

1.
Под основами конституционного строя
понимаются главные устои гос-ва, его
основные принципы, кот. призваны
обеспечить РФ х-р констит. гос-ва (гл. I
КРФ).

Предлагаем ознакомиться:  Делятся ли долги при разводе взятые в браке

Эти нормы могут быть изменены только в
особом порядке, предусмотренном ст. 135
КРФ.

2. В понятие основ конст. строя РФ
входят закрепленные в КРФ характеристики
гос-ва.

РФ – демокр. гос-во

Его демократизм находит выражение в
обеспечении в нем

1. народовластия

2. разделения властей на законодательную,
исп. и суд.

3. идеолог и политич. многообразия

4. местного самоуправления

1.В дем. гос-ве
единственным источником власти является
ее многонациональный народ – ст. 3(1).

Народный суверенитет означает, что
народ, ни с кем не деля свою власть,
осуществляет ее самостоятельно и
независимо, использует исключительно
в своих интересах.

2. Принцип разделения властей.

Для обеспечения свободы граждан,
различных функций гос. власти
законодательная, исполнительная и
судебная осуществляются различными
органами, независимыми друг от друга и
сдерживающим друг друга – ст. 10, 11 КРФ.

Демокр. в РФ означает, что признается
идеологическое и политическое многообразие
— ст. 13.

Важнейшим проявлением демокр. в РФ
является наличие в ней местного
самоуправления.

б) РФ – федеральное гос-во.

По форме гос устройства гос. делятся на
унитарное гос-во и федеральное. Унитарное
– не имеет в своей внутренней тер.
структуре других государств. Федерация
– объединение 2-х или нескольких
государств в одно гос-во, кот. обеспечивается
гос. единство всех входящих в его состав
гос. и сохраняется за ними определенная
политико-юридич. самостоятельность –
Россия, США.

РФ была образована в результате создания
в ее составе ряда автономных гос-в и
авт. гос. нац. образований народов,
населяющих территорию России.

Отношения РФ с ее субъектами строятся
на основании договора от 31 марта 1992 г.
«О разграничении предметов ведений
и полномочий между гос. фед. органами
РФ и органами власти суверенных республик
в составе РФ, а также двусторонними
соглашениями, например, с республикой
Татарстан.

В КРФ закреплено 89 равноправных субъектов
федерации в ст. 65.

Субъекты РФ, в т.ч. республики не являются
независимыми гос-вами.

в) РФ – правовое гос-во

Правовым государством, явл-ся гос-во,
кот. во всей своей деятельности подчиняется
право и главной своей целью считает
обеспечение прав и свобод человека.

1 – высший приоритет прав и свобод
человека и гражданина. Оно признает
нерушимость прав и свобод, обязанность
соблюдать и защищать их – ст. 2.

2 – Независимость суда как главного
механизма гарантии прав и свобод – ст.
1203 – Верховенство закона – все субъекты
общ. отношений должны собл. з-н – ст.
15(2)

4 – Верховенство КРФ по отношению ко
всем норм. актам – ст. 15 (1,3)

5 – Приоритет международного права –
ст. 15 (4)

Общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные
договоры РФ являются составной частью
ее правовой системы.

г) Республиканская форма правления.

Разл. монархия и республика (выборность
и сменяемость главы гос-ва). Республика
бывает президентской или парламентской.

В современных странах существует форма
правления, сочетающая черты през. и
парл. республ.

РФ полупрез.

1) всеобщее голосов. на выборах презид.

2) П. имеет право роспуска парламента

3) вместе с П. действует председ. пр-ва
министры в опр. мере ответств. перед
парламентом

4) П. вправе выражать недоверие пр-ву, но
вопрос об отставке пр-ва решается
президентом.

д) РФ – соц. гос-во, ст. 7(1,2)

РФ – социальное гос-во, политика которого
направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и
свободное развитие человека.

1 – охрана труда и здоровья людей

2 – установление гарантированного
минимального размера оплаты труда

3 – обеспечение гос. поддержки семьи,
материнства, отцовства и детства

4 – развитие системы соц. служб

5 – установление гос. пенсий, пособий и
иных гарантий соц. защиты

е) РФ – светское гос-во, ст. 14

1. РФ – светское гос-во. Никакая религия
не может устанавливаться в качестве
государственной или обязательной

2. Религиозные объединения отделены от
гос-ва и равны перед законом.

1) не вмешивается в определении гражданином
своей религии, в воспитании детей
родителями или лицами, их заменяющими
в соотв. со своими убежд. и учетом прав
ребенка на свободу совести и вероисповедания

2) не возлагает на религиозн. объединение
выполнение ф-ций гос. власти и других
органов

3) не вмешивается в деятельность общ
организаций, если она не противоречит
з-ну

4) обеспечивать светский х-р образования
в гос. и муницип. образов. учреждениях

Религиозн.- объединение не участвует в
выборах органов гос. власти и местного
самоупр., не вмеш в деятельность партий
и полит. объед и не оказ. им помощь.

Клерикальное гос-во – церковь влияет
на гос-во, в школах религиозн. предм.
Иран, Турция

ж) эконом. основа – ст. 8

Предлагаем ознакомиться:  Изъятие земельного участка виды порядок последствия

1. В РФ гарантируется единство эконом.
пространства, свободное перемещение
товаров, услуг и финансовых средств,
поддержка конституции, свобода
экономической деятельности

2. В РФ признаются и защищаются равным
образом частная, гос., муниципальная и
иные формы собственности.

Частная собств. делится на собственность
гражданина и юр. лиц.

Гос. собственность выступает в виде

1) федеральной

2) собст. субъектов федерации

3) муницип. – собств. р-на, города и вход.
в них адм.-тер. образований.

з) суверенитет – свойство гос-ва самост.
и независимо от власти др. гос-в
осуществлять свои ф-ции на его территории
и в междунар. общении.

1) верховенство гос. власти

2) единство гос. власти (единая система
органов гос. власти)

3) независимость (самостоятельность в
отношениях с др. гос-ва)

Декларация о гос. суверенитете РСФСР
от 12 июня 1990 провозгласила суверенитет
(гос) РФ на всей территории. Впервые
носителем суверенитета и источником
гос. власти является многонац. народ и
закрепляется его право на непосредственное
осуществление гос. власти.

1. Полноту власти федерации при решении
всех вопросов гос. или общ. жизни

2. Верховенство КРФ и других з-нов на
всей территории

3. Исключительное право народа на
владение, пользование, распоряжение
нац. богатством.

4. Полномочное представительство РФ в
зарубежных странах

5. Невозможность изменения границ
территории РФ без волеизъявления народа
выраженного путем референдума

6. Право свободного выхода из СССР

3. Понятие нар. суверенит. повт. вопр.
2а.

В зависимости от формы волеизъявления
народа различают представительную и
непосредственную демократию.

Представительная – это осуществление
народом власти через выборных полномочных
представителей (гос. органы и органы
местного самоуправления).

Непосредственная демократия – это
форма непосредственного волеизъявления
народа или каких-либо групп населения.

Референдум – это всенародное голосование
граждан по законопроектам, действующим
законам и другим вопросам гос. значения.
Наряду с общегос. референдумом возможно
проведение референдума на уровне
субъекта федерации и местного
самоуправления.

Выборы – это участие граждан в формировании
гос. власти и местного самоуправления
путем тайного голосования.

Способы формирования политической
воли народа

1. Референдум

2. Иные формы политического волеизъявления
в обществе

н/а ФЗ «О референдуме» от 10 окт. 1995
г.

В России проводилось 3 референдума

1. 17 марта 1991 г. – о введении поста
Президента РФ

2. 25 апреля 1993 г. – вопрос о доверии
Президенту РФ, обоб одобрении соц.-эконом.
политики, о проведении досрочных выборов
Президента РФ, народных депутатов

3. Предмет преступления и потерпевший от преступления.

Факультативные признаки объекта
преступления – это предмет и признаки,
которые характеризуют личность
пострадавшего.

Предмет – физические тела,
материальные объекты, которые служат
материальным, вещественным поводом,
условием или свидетельством существования
определенных общественных отношений
и посредством изъятия, уничтожения или
видоизменения которых причиняется
ущерб объекту.

Так как не существует четкого и точного
определения предмета преступления, то
часть ученых считает, что предмет есть
во всех составах, предусмотренных УК,
а другая часть ученых считает, что в
1/2 Кодекса нет предмета преступления.

Предмет может быть:

  1. материальное выражение объекта –
    вещь.

  2. материальная форма закрепления объекта
    – документы.

В отличие от объекта предмет не терпит
ущерба, даже если он уничтожен.

Следует отличать от орудий преступления.
Предмет – это то, по поводу чего
совершается преступление, орудие –
то, с помощью чего совершается
преступление.

Ст. 42 УПК РФ содержит определение
Потерпевший – это физическое лицо,
которому преступлением причинен
физический, имущественный или моральный
вред, а также юридической лицо в случаях
причинения преступлением вреда его
имуществу и деловой репутации.

Органы судебной власти рф

1. Констит. основы суд. власти.

2. Констит. Суд РФ.

3. Прокуратура РФ.

н/а ФНЗ «О констит. суде РФ» от 24
июля 94

з-н РФ «О прокур.» от 18 окт. 1995

КРФ, гл. 7

з-н «О статусе судей РФ» от 22 июня
1996 г.

1. Понятие суд. системы

2. Констит. принципы и нормы, опред.
взаимоот. личности с суд. властью.

1. ст. 46 ч. 1

2. ст. 47 ч. 1

3. ст. 47 ч. 2

4. ст. 50 ч. 3

5. ст. 48

6. ст. 50 ч. 2

7. ст. 51

Принципы организации суд. власти

Тема: Объективная сторона

  1. Понятие объективной стороны

Объективная сторона – совокупность
установленных уголовным законом
признаков, характеризующих внешний
процесс преступного посягательства,
происходящего в определенных условиях,
месте и времени и причиняющих вред
общественным отношениям.

Обязательные признаки объективной
стороны: деяние, последствия преступления
(спорно), причинная связь между деянием
и последствиями (спорно).

Факультативные признаки: время, место,
средство, способ, обстановка.

  1. Преступное деяние и его виды.

Деяние должно быть конкретно. Всегда
есть внешнее проявление поведения
человека в мире. Деяние должно быть
актом сознательной деятельности
(волимость), то есть под контролем воли
и сознания. Если деяние было совершено
под воздействием непреодолимой силы,
то оно не относится к деянию в
уголовно-правовом смысле. Непреодолимая
сила – обстоятельства, которые в данной
ситуации исключают волимость деяния.

Преступное деяние – это
общественно-опасное противоправное
сознательное активное или пассивное
проявление поведения человека в
общественном мире, наносящее вред
общественным отношениям.

Государственные органы субъектов рф Законодательные органы субъектов рф

1. Представ. (законод.) органы республик
в составе РФ

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли проголосовать по доверенности

а) Состав и организац. основы д-ти

б) Компетенция законод. органов республик

в) Статус депутата представ. органы

2. Законод. органы автом. округов, авт.
обл., областей, креаев, городов федер.
занчения

н/а: Указ Президента РФ от 22 окт. 1993 «Об
основных началах организации гос. власти
в субъектов РФ» СаПП 1993 №43

Ук. П-та РФ «О действии з-ва РФ, об
органах гос. власти краев, областей,
городов ф. знач, автон. области, автон.
округов» от 22 дек. 1993 г.

1.а) Законодат. (предста.) органом
республики в составе РФ — парламент
(Народное собрание, Гос. собрание,
Верховный Совет и т.д.).

Большинство республик парламентов
избир. сроком на 5 лет, но исключ.
(Законодат. Собрание Карелии, Гос. Совет
Коми) и т.д. Численный состав парламента
определ. по-разному. Самый многочисленный
250 Татарст., до 32 – в Верх. Курале Тыва.

Республиканские конституции предусм.
право П-та распускать парламент. Президент
не может распустить парл., что и През.
РФ.

Большинство республик парламентом
однопалатным, но есть и двухпал.
(Башкортостан, Карелия, Саха и т.д.).

Внутренним руководящим органом П-та
явл. Председатель или президиум. В состав
президиума входят председатель, зам.
пр., председатели комитетов. Республик.
парламенты обр. комитеты и комиссии.
На них возлагается разработка и
рассмотрение проектов законодат. и иных
н.а., контроль за их исполнением.

1. принятие К респ., внесение в нее измен.
и дополнений

2. принятие з-нов и кодексов республики.

3. решение вопроса об изменении границ
республики

4. принятие решения о проведении
референдума

5. определение внутр. и внешн. политики

6. назнач. выборов депутатов и главы
гос-ва (респ.)

7. утвержд. перспективных планов и
важнейших программ эконом. и соц. развития
республики.

8. утверждение структуры органов исполнит.
власти

9. согласие на назначение прокурора
республики Ген. прокурором РФ

10. избрание Констит., Верх. и Высш. Арб.
Суда республики

11. Назначение Председ. Национ. банка по
соглас. с ЦБ РФ.

12. Обсуждение и принятие гос. бюджета
республики, контроль за их исполнением.

13. принятие отставки и отстранение от
должности П-та.

14. Установление гос. наград, почетных
званий республики и т.д.

Но имеется противоречие с КРФ в ряде К.
республик. Например, в ресип. Тыва
парламент имеет право решать вопросы
войны и мира, в Башкортостане – определять
размер взноса в б-т РФ.

в) Депутатом республ. парламента, как
правило, может быть гр-н республики,
достигший 21 г., прожив. в республике не
менее 5 лет (кроме Дагестана).

1. Участвовать в заседании П-ва и др.
органов гос. власти и местн. самоуправления

2. Обращаться во все предп., учр., орг.
независимо от форм собств. по вопросам
депутатской д-ти

3. Проверять по своей инициативе или по
поручению парлам. сведения о нарушении
з-нов.

4. Контролировать рассмотрение направл.
им предложений, заявлений и жалоб в гос.
и общ. органы, предприятия, учр.,
организации.

5. Проводить встречи с избирателями
труд. коллектива и и. округа.

6. Обладает правом законодат. инициативы.

7. Обладает депутатской неприкосновенностью.

8. Имеет дипломатич. паспорт на весь срок
полномочий ит.д.

ГД в Ставропольском крае

Городская Дума в Москве

Обл. Дума в Воронежской обл.

Городское Собрание в С.-П.

Собрание Депутатов Липецкой обл. и др.

В регионах принимаются н.а., определяющие
статус представит. органов.

З-н Вор. обл. «Об органах гос власти
Вор. области» от 15 сент. 1994 г.

Законодат. органы избир. населением на
основе всеобщего, равного, избир. права
при тайном голосовании. Численный состав
– не более 50 человек. Число депут.
работающих на штатной основе, не может
превышать 2/5 от общего числа

В соотв. с з-ном Вор. обл., Обл. Дума явл.
постоянно действующим и единственным
представ. органом гос. власти в. обл.
Численный состав – 45 депутатов. Депутатом
Обл. Думы может быть гр-н РФ, пост. прожив.
на территор. обл. и имеющий право избирать
в Обл. Думу (с 18 лет).

Срок полномочий – 4 года. Основной формой
работы явл. заседания. Заседание считается
правомочным, если на нем присутствует
более половины избран. депут. На заседании
из числа депутатов избир. председатель
и его зам.

, , , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector