Юридическая помощь
Назад

Собственник земельного участка

Опубликовано: 29.06.2019
0
12

Об этом четко указывает Земельный Кодекс Российской Федерации в п1ст 25.

Но не только правовые привилегии есть у обладателей земли. У них также есть и обязанности, выполнение которых является обязательным условием. Это ежегодная оплата земельного налога, надзор за ее состоянием, исключение экологических загрязнений, как результат хозяйствования. А также соблюдение границ, исключающих недоразумения с соседями и блюсти правила пользования землересурсов, находящихся в общественном пользовании.

Как свидетельствует практика, обладатели  территорий более склонны к правам, нежели к обязанностям. А это чревато для землевладельцев неблагоприятными последствиями вплоть до отчуждения. Как правило, это уклонение от налогов и несоблюдение законных прав других обладателей земли. Все эти вопросы выложены в Земельном Кодексе, придерживаться которых обязаны все землевладельцы.

Что такое публичная форма собственности земельного участка и как ее перевести в частную?

Анализ законодательства показывает, что землепользователи это не то же самое, что и землевладельцы. Хотя для обычного человека понятия землепользование и владение землёй могут прозвучать как нечто идентичное, как синонимичные слова. Основные различия заключаются в перечне правомочий, которые характеризуют каждое из этих понятий.

Пользование землёй подразумевает под собой получение прибыли вследствие эксплуатации. В этом плане становится понятным и значение слова «землепользователь».

Такое обозначение лица означает, что:

  • лицо правомочно использовать земельные наделы по своему усмотрению;
  • оно вправе получать прибыль от использования земельного ресурса;
  • его правомочия могут быть ограничены законом или соглашением;
  • оно не имеет налоговой обязанности.

Самым очевидным землепользователем может быть признан арендатор земли. Но это неполный перечень.

Так, в бесспорном порядке в качестве землепользователей можно обозначить лиц, обладающих следующими правами в отношении земли:

  • пожизненное наследуемое владение;
  • бессрочное безвозмездное пользование;
  • бессрочная возмездная аренда;
  • право собственности.

То, что лицо является пользователем земли, не исключает факта владения землёй.

Как уже говорилось, данные понятия дают определение комплекса правомочий в отношении земельного участка, а не конкретного лица. Таким образом, одно и то же лицо может одновременно выступать и в качестве землепользователя, и в качестве владельца участка.

Пользователи земельных участков вправе осуществлять те действия, которые прямо установлены в земельном законодательстве Российской Федерации.

Согласно нормам главы 6 Земельного кодекса данные лица имеют следующий перечень правомочий:

  1. Независимо вести хозяйственную деятельность на участке.
  2. Использовать земельные наделы и их отдельные части для удовлетворения своих нужд в порядке, не противоречащем законодательству.
  3. Возводить жилые и иного предназначения строения в соответствии с правилом целевого использования земель.
  4. Производить агротехнические и иного рода мероприятия для увеличения прибыльности использования земли, улучшения её мелиоративного состояния.
  5. Осуществлять сельскохозяйственную производственную деятельность.
  6. Осуществлять иные установленные законом права.

Наличие иных прав зависит от статуса самого лица. Так, если пользователь одновременно является и собственником земельного надела, то помимо указанных в земельном законодательстве правомочий, пользователь вправе осуществлять и иные, установленные в Гражданском кодексе РФ. То есть продать участок, сдать в аренду или в залог под кредит и т. д.

Собственник земельного участка

Земля, в отличие от других объектов права собственности, является природным ресурсом, что обусловливает его особый правовой статус. В этом плане законодательство закрепляет за пользователями земельных наделов некоторые обязанности, которые обеспечивают сохранность земли в качестве части природы и рациональную эксплуатацию возможностей отдельных участков.

Среди обязанностей Земельный кодекс выделяет:

  1. Обеспечение целевого пользования ресурсами земли в соответствии с установленными государственными органами и законом правилами.
  2. Обеспечение сохранности инженерных знаков и иных отличительных приспособлений, установленных сотрудниками государственных служб, частными кадастровыми инженерами.
  3. Периодическое либо постоянное проведение мероприятий, обеспечивающих сохранность окружающей среды, в особенности мероприятий по безопасности от пожара.
  4. Выплата установленного законодательством налога на землю.
  5. Соблюдение норм строительства и генерального плана градостроения при возведении строений на территории своего участка.
  6. Предотвращение загрязнения земли, мелиоративного истощения, снижения плодородности.

Земельное законодательство содержит много норм, направленных на ограничение правомочий пользователей в отношении их земель. Тем самым нормы Земельного Кодекса направлены именно на обеспечение сохранности изначальных свойств земельного ресурса страны ради блага будущих поколений.

В общем смысле статус пользователя от собственника земельного участка отличается мало чем. Однако в правовом смысле допускаются случаи, когда пользователями могут выступать лица, не обладающие правомочием собственности. В свою очередь, собственники всегда обладают всеми правами пользователей, если только по соглашению или требованию законодательства они не предоставили данные полномочия другим лицам.

В отличие от лиц, которые обладают исключительно правомочиями пользования участком, собственник вправе:

  • продать или подарить участок;
  • сдать его в аренду;
  • использовать в качестве залога в долговых обязательствах.

Но в связи со спецификой объекта собственности – земли, на собственника возлагаются те же обязанности, что определены земельным кодексом для пользователей земельных наделов.

В отличие от пользователей, которые несут обязанности в индивидуальном порядке и лишь за свои действия, собственники отвечают и за действия тех лиц, в чьё пользование они предоставили землю.

Таким образом, вместе с более широким перечнем полномочий собственники получают и больше ответственности.

В отличие от иных объектов права собственности земля является незыблемой, неизменяемой. В качестве имущества её невозможно уничтожить либо иным образом вывести из гражданского оборота. По этой причине государство сохраняет некоторые свои полномочия в отношении участков, которые находятся в пользовании частных лиц.

В этих целях государство применяет следующие механизмы:

  • учёт и переучёт земельных участков;
  • контроль над мелиоративным состоянием сельхозугодий;
  • привлечение виновных лиц к ответственности;
  • реквизиция земельных владений.

К тому же законодательство в области охраны природы и обеспечения сохранности земель ежегодно совершенствуется, а на собственников ложится всё больше ответственности и обязанностей.

Землепользователь

Публичная форма собственности земельного участка – это принадлежность указанного объекта одному из публичных образований, к которым относится государство, регионы РФ и муниципальные образования.

По умолчанию, все земли, не переданные в частную собственность гражданам и юрлицам, входят в состав муниципального или государственного фонда.

Перевод в частную собственность происходит в рамках приватизационной процедуры.

Что это такое

Законодательные акты устанавливают специальные особенности правового режима публичных земельных участков.

Помимо прямого оформления в собственность исполнительных властных органов, в муниципальное ведение переданы и территории, на которых земли не сформированы в виде самостоятельных участков.

Перевод таких земель в частные формы владения может происходить без отдельной процедуры установления муниципальной собственности.

Наделы публичных образований могут на легальном основании передаваться во временное или бессрочное владение частным лицам:

  • на основании арендного договора, условия которого регламентируется срок пользования и размер регулярных платежей в пользу собственника;
  • на основании бессрочного постоянного пользования, в том числе на безвозмездной основе;
  • в форме пожизненного наследуемого владения (выделение наделов на указанном праве прекращено с 2001 года, однако ранее оформленные участки могут сохранять такую форму пользования).

Передача частным лицам земли без переоформления права собственности имеет свои преимущества и недостатки.

Прежде всего, до приобретения права собственности гражданам не приходится уплачивать ежегодный земельный налог, размер которого связан с показателем кадастровой стоимости и регулярно повышается.

Ключевым недостатком такого варианта владения землей является отсутствие возможности распоряжения наделом, в том числе продаже его третьим лицам.

Обращение в публичные властные органы для переоформления прав на землю может быть вызвано различными причинами.

Прежде всего, после приватизации возникает возможность использовать участок в качестве предмета различных сделок – продажа, дарение, мена и т.д.

Кроме того, собственнику предоставлено право передавать надел во временное платное пользование иным субъектам – для этого может заключаться долгосрочный или краткосрочный арендный договор.

Земля в частной собственности может выступать и предметом обеспечения обязательств. Например, для оформления кредитного договора в банковских учреждениях на участок может регистрироваться залог.

Поскольку земля является одним из наиболее ценных и дорогостоящих активов, граждане предпочитают легальным образом закрепить право собственности.

Рассмотрим ключевые нюансы различных процедур передачи земли от публичных образований в частные руки.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно!

Предлагаем ознакомиться:  Куда обращаться чтобы снять побои

Формы собственности на земельный участок

или по телефону:

  • Москва и область: 7-499-938-54-25
  • Санкт-Петербург и область: 7-812-467-37-54
  • Федеральный: 7-800-350-84-02

Все возможные способы переоформить права на земельные наделы регламентированы ГК РФ и ЗК РФ. В настоящее время приоритетным вариантов является платная приватизация, при которой граждане должны выплатить властным органам стоимость земли. Оформление договора купли-продажи может происходить по итогам конкурентной процедуры торгов, либо без проведения аукциона.

Возможность безвозмездно переоформить права на землю доступна только для отдельных категорий граждан:

  • семьи с многодетным статусом (в составе семьи должно быть не менее трех детей в возрасте до 18 лет);
  • граждане, получившие землю на правах аренды для строительства частных домов сроком до шести лет, и фактически владеющие участком более пяти лет;
  • субъекты, получившие участки для ведения фермерского хозяйства на срок более шести лет, и владеющие ими на протяжении пяти лет с соблюдением целевого назначения земли;
  • работники, занимающие должности в муниципальных и региональных учреждениях, получившие землю для возведения частных домов;
  • участки земель из состава СНТ и иных некоммерческих товариществ.

Региональными нормативными актами могут устанавливаться и иные льготные категории, которые смогут получить землю без выплаты ее стоимости.

Приобретение участка на платной основе должно происходить через аукционы, если иные условия не указаны в законе. Проведение торгов происходит по инициативе властных органов или на основании заявления граждан. Выделим ключевые особенности этой процедуры:

  1. если инициатором аукциона выступает муниципалитет, на него возлагается обязанность размещения в открытом доступе извещения о характеристиках участка, сроках подачи заявок и начальной стоимости надела;
  2. начальная стоимость торгов определяется исходя из кадастровой цены участка (она определяется в ходе государственной оценки земель);
  3. наделы, расположенные в черте населенных пунктов, должны быть надлежащим образом сформированы с установлением границ, а к участку должны быть подведены все инженерные коммуникации;
  4. если в торгах принял участие только один субъект, договор будет заключен по начальной стоимости объекта.

Наличие иных прав зависит от статуса самого лица. Так, если пользователь одновременно является и собственником земельного надела, то помимо указанных в земельном законодательстве правомочий, пользователь вправе осуществлять и иные, установленные в Гражданском кодексе РФ. То есть продать участок, сдать в аренду или в залог под кредит и т. д.

Как найти собственника земельного участка и где это можно сделать?

Возникновение права собственности на любое недвижимое имущество, в том числе земельные участки, обусловлено моментом внесения регистрирующим органом соответствующей записи в ЕГРН. Однако нередко землевладения оказываются в запущенном и даже заброшенном состоянии, а отыскать их собственников весьма непросто. Как обнаружить владельца земли при желании выкупить данный участок?

К примеру, такой объект является смежным с принадлежащей вам землей, а собственник не объявляется на территории долгое время, или вы просто желаете приобрести неиспользуемую землю в СНТ. Как действовать в такой ситуации? Есть несколько различных путей.

Поищите необходимые сведения, воспользовавшись официальными ресурсами, которые являются общедоступными для всех. Запросите информацию в отношении собственника соседнего землевладения, а также узнайте, присваивался ли объекту уникальный номер по кадастру. Располагая такими данными, можно выяснить, кто хозяин интересующей территории, а также прочую важную информацию.

Ни один участок не может быть бесхозным. Это означает, что если объект не оформлен во владение конкретного лица, то он находится в государственной собственности.

Поле

В России существует несколько законных способов обнаружения владельца земли:

  • если землевладение оформлено в собственность гражданина или организации, данные о хозяине можно узнать через Росреестр. Этот орган фиксирует информацию в отношении всего недвижимого имущества, включая земельные участки. Поэтому при наличии кадастрового номера выяснить, кто владелец интересующего объекта, не составит труда. Такие сведения можно узнать лишь при условии, что участок зарегистрирован за конкретным лицом, а при отсутствии таких данных разумным будет предположить, что землевладение является собственностью государства;
  • регистрация земли на конкретное лицо предусматривает необходимость предоставления различных документов, а переход права собственности от муниципалитета к гражданину или организации, оформляется лишь на основании кадастрового номера, который присваивают при процедуре государственного учета. Для постановки объекта на кадастровый учет согласно уникальному номеру, требуется проведение межевальных работ, фиксация участка на карте местности, и осуществление процедуры определения его границ. Такая информация дает возможность выяснения множества сведений;
  • также получить нужную информацию можно через подведомственную Росреестру организацию – Кадастровую палату. Здесь можно выяснить сведения о фамилии землевладельца. Для подачи заявления об установлении собственника участка на основании кадастрового номера, обратитесь в любое территориальное подразделение уполномоченного органа. Пропишите в заявлении адрес интересующего участка. Для получения информации уплатите установленную сумму госпошлины за данную услугу. После получения ходатайства, специалист запросит данные в ЕГРН, откуда поступит справка или выписка, отражающая нужные сведения о собственнике. Таким образом можно выяснить, кто является правообладателем указанной недвижимости;
  • аналогичными данными располагают и другие компетентные учреждения и организации – налоговая служба, садовое товарищество (в случае нахождения землевладения в его пределах). Местная администрация обладает сведениями относительно кадастрового учета, а также о записях в отношении всех собственников земель, находящихся в данном территориальном образовании. При регистрации права собственности на имущество, лицо подает местным органам обращение власти о проведении обязательных межевых работ, касаемо которых делаются специальные отметки. Это дает возможность на получение выписки о землевладельце. Для получения указанного документа на основании соответствующего запроса, посетите местные регистрирующие органы. Такой порядок установлен с 1997 года, в момент вступления в законную силу нового земельного законодательства, а собственников территорий до обозначенной даты можно установить лишь в соответствующей администрации;
  • оформление запроса для получения выписки из ЕГРН. Любая информация о владельцах проходит через ЕГРН, где зафиксированы данные архива Росреестра. Для заказа выписки существует несколько путей:
    • явитесь лично в территориальное отделение Росреестра;
    • посетите Кадастровую палату по месту вашего жительства;
    • обратитесь в МФЦ в соответствии с местоположением земельного участка либо местом вашего проживания;
    • воспользуйтесь сетью Интернет и закажите выписку в электронной форме;
    • через почту с предварительной заявкой;
    • при помощи портала Госуслуг. Для этого пройдите обязательную регистрацию и подтвердите свою личность в установленном порядке.

Для выяснения данных в отношении конкретного собственника земли, подайте заявление в Росреестр или МФЦ, уплатите госпошлину за выдачу информации и предъявите свой документ, удостоверяющий личность, а также его копию.

 После подачи требуемой документации, вам будет выдана расписка о получении бумаг и установлена дата изготовления соответствующего документа.

В назначенный день явитесь в компетентный орган для получения справки о собственнике землевладения.

Если заявка оформляется в электронном виде, то выданная справка обладает юридической силой. Это означает, что при необходимости ее можно предъявлять в компетентные органы.

Чтобы подать заявку таким способом, обратитесь к порталу Росреестра, отметьте пункт «Получить сведения из ЕГРН», после чего внесите всю необходимую информацию. Уплатите государственную пошлину для принятия заявки в работу. На ваш электронный адрес поступит уведомление о принятии, а затем поступит и сама выписка.

Также имеет место выяснение сведений через налоговые органы. В обязанности каждого землевладельца входит регулярная уплата налогов, отчисляемых государству. В связи с этим ФНС имеет необходимые вам данные и может предоставить информацию по кадастровому номеру объекта.

Для этого посетите любое отделение налоговой и предъявите надлежащее заявление, в котором пропишите основание для предоставления данных о собственнике земли.

документы

 Такие сведения находятся в открытом доступе, таким образом, основания для отказа в предоставлении информации на землевладельца нет.

Перед тем, как приступить к поиску данных о собственнике землевладения, узнайте уникальный номер участка по кадастру. Бывает так, что документация на землю, содержащая такую информацию, попросту утрачена. Однако помните, что документы в бумажном варианте не являются единственным вариантом для уточнения кадастрового номера.

Сегодня выяснить номер участка по кадастру можно при помощи Публичной кадастровой карты – специально разработанного онлайн-сервиса.

Предлагаем ознакомиться:  Расчет увольнения после дикрета

Доведеться о законном владении территорией можно несколькими способами. Для этого нужно будет обратиться в специальные инстанции, которые обладают информацией о землевладельцах.

  1. Центр регистрации, в котором собирается информация обо всех землевладельцах. Регистрационные центры работают на основе Гражданского Кодекса и Федерального Закона, а в частности на основе статьи 131 и № 122.
  2. Муниципалитет или административное управление.
  3. Федеральная администрация единого учета земли, ресурсов, обладает всеми сведениями о владельцах территорий.
  4. Органы налогообложения могут предоставить информацию о законном хозяине.

В ситуации, когда собственнику не был присвоен кадастровый номер, хотя это больше исключение, необходимо для начала обратиться в Центр регистрации, где хранится и собирается информация обо всех землевладельцах.

Приобретая недвижимость и для узаконивания своих прав на территорию, нужно сразу обратиться управление по кадастру. Правда, это сразу же повлечет обязанность выплачивать налоги, но не отнимет законное право на территорию.

Кроме того, это обеспечит утверждение прав хозяина, а лишение будет возможным только через судебные инстанции.

Главное, что должен запомнить хозяин территории – любое нарушение может быть остановлено только через обращение в судебную инстанцию.

В Конституции и Гражданском Кодексе четко расписаны правовые аспекты землевладельцев. В них упоминается, что хозяин может поступать согласно своей выгоде: продавать, сдавать в аренду и пр.

Нарушаемые законные льготы землевладельцев другими хозяевами, обеспечиваются защитой в судебных инстанциях на основе статей Гражданского Кодекса, в которых четко оговариваются возможности владельца защитить свои привилегии от угрозы или прямого нарушения. Также в статьях разъяснено, как можно потребовать компенсацию ущерба, не только материального, но и морального.

Одной из частых причин ущемления привилегий владельца является оспаривание степени владения. Но при соответствующей документации можно сражу же обращаться в судебные инстанции, согласно ст.59 ЗК РФ.

При захвате земли кем-то самовольно, решить проблему можно также обратившись в суд, апеллирую ст.60 ЗК. При соответствующей документации участок возвращается законному владельцу, а все, что было построено на нем, подлежит сносу.

При составлении нормативного акта исполнительными органами, который нарушает законные возможности владельца, согласно ст. 61ЗК такой акт аннулируется по решению суда.

Комплекс прав и обязанностей собственников земли

Однако, как показывает практика, многие лица начинают игнорировать свои обязанности, которые прописаны в законодательстве и вытекают из прав. А это может привести к тому, что произойдет отчуждение земельного участка в пользу государства. Поэтому каждый владелец земли должен быть в курсе, какие обязанности на него возлагает законодатель.

Итак, обязанности собственников и лиц, которые используют участки земли не на праве собственности, прописаны в ст. 42 ЗК РФ и включают в себя следующий перечень:

  • использование земельного участка должно происходить только в полном соответствии с целевым назначением;
  • если на территории участка установлены геодезические или межевые знаки, то за собственником закреплены обязанности по их сохранению;
  • владелец земли должен воплощать на практике необходимые мероприятия по охране земель, в том числе соблюдать меры, направленные на пожарную безопасность;
  • освоение почвы должно осуществляться своевременно, если подобное условие использования надела предусмотрено соглашением сторон;
  • со стороны собственника или лица, которое осуществляет использование участка на основании иного права, должно быть гарантировано своевременное внесение платежей;
  • во время использования земель, являющихся частной или же государственной собственностью, должны быть соблюдены все законодательные требования и нормативы, прописанные в градостроительном, санитарном, пожарном, техническом регламентах;
  • использование земельного участка не должно сопровождаться его загрязнением, ухудшением плодородного слоя почвы, деградацией и прочими негативными последствиями.

Кроме того, предусмотрены обязанности со стороны собственников и иных лиц, которые прописаны в смежных законодательных сферах.

Люди, имеющие в собственности земельные участки (ЗУ), могут быть представлены физлицами или юрлицами. При этом у них должны быть зарегистрированы данные участки официальным способом, для чего вносятся соответствующие данные в Росреестр. Эти люди имеют имущественные гарантии, обеспечивающими сохранность их земли, а также защиту от различных притязаний со стороны других людей.

Каждый владелец ЗУ имеет право выполнять различные действия с данным имуществом, однако они не должны противоречить каким-либо нормам права.

Важно! Собственниками могут выступать государственные органы на региональном или федеральном уровне.

К ним относится:

  • статьи гражданского кодекса: 17, 18, 64 Конституции, 260-287 главы 17 ГК, 15-19 главы 3 ЗК;
  • 11 ГК;
  • Указ Президента №337;
  • Закон о приватизации №1541-1;
  • ФЗ о регистрации прав №122.

Важно! В данных официальных документах имеется информация не только о правах, но и об определенных обязанностях, которые должны исполняться собственниками. Это обусловлено тем, что некоторые виды граждан или организаций должны ответственно относиться к управлению земли, принадлежащей им по праву.

Если землевладелец нарушает законодательство, то к нему могут быть применены санкции по ограничению прав. Это градостроительные (заключаются в невозможности что-либо строить на своем участке, если на нем имеются культурные памятники, охраняемые законом), конституционные, земельно-правовые и экологические (охраняемые законом территории, на которых нельзя проводить геодезические или оросительные мероприятия).

Только реальное знание законов, дает возможность владельцу земли чувствовать себя уверенно. Не нарушая закон и выплачивая налоги, проблем у собственника не будет.  

Правовой статус собственника земли

Вопрос о владении каким-либо имуществом в целом весьма актуален практически для любого гражданина, ведь у всех есть материальные блага, которыми можно обладать и пользоваться. Аналогичный вопрос, касающийся земельных участков, еще более острый и требует тщательного изучения, чтобы знать права и как пользователя и как собственника земли.

Кроме того, существуют и такие права в отношении земельных наделов, которые ограничены только пользованием. В этом случае необходимо разобраться, в чем это ограничение состоит и как это соотносится с правом собственности. В этой статье мы ответим на эти и другие актуальные вопросы, касающиеся владения, пользования и распоряжения землей.

Законодательное регулирование того, что означают правомочия владеть, распоряжаться и пользоваться имеющимся участком, содержится в Гражданском и Земельном кодексах. Анализируя имеющиеся в них сведения, можно выявить, что право пользования участком земли:

  • это правомочие, отличное от права собственности;
  • возникает из некоторых видов договоров;
  • означает, что пользователь участка земли может пользоваться им по своему усмотрению (но согласно целевому назначению), извлекать выгоду из такого пользования, плоды и т.п.

Право собственности включает в себя три уже перечисленных выше правомочия, которые предоставлены собственникам Конституцией РФ и регулируются уже названными законами.

  • владение – то есть фактическое обладание земельным участком, что подтверждается свидетельством о праве собственности, полученном в официальном порядке;
  • пользование – это, как уже ранее было отмечено, способность пользоваться земельным участком согласно своим целям;
  • распоряжение – это возможность определять дальнейшее будущее земельного надела.

Иными словами, собственник имеет право любым способом произвести его отчуждение: продать, подарить, сдать в аренду, завещать наследникам и т.п.

Все, что имеет пользователь земельным участком – это документ, на основании которого он пользоваться такой возможностью (договор аренды, субаренды и т.п.) и саму возможность реализовать свои потребности через использование предоставленной ему земли, но в строгом соответствии и с условиями договора и с положениями вышеупомянутых законов.

Из этого следует вывод, что право пользования от права собственности отличается только тем, что является составляющей второго.

Закон регулирует следующие виды:

  • Постоянное (бессрочное) пользование – сейчас это право уже не возникает, однако продолжает действовать у тех, у кого оно появилось до принятия ЗК РФ.
  • Сервитут – это ограниченное пользование чужой землей, возникающее из договора или закона при наличии особых условий для этого.
  • Пожизненное наследуемое владение – это право, как и постоянное (бессрочное) пользование, уже не предоставляется, однако имеет место быть у тех, кто его приобрел ранее.
  • Аренда или субаренда – предполагает право пользования участком земли в течение определенного времени и на возмездной основе.
  • Срочное безвозмездное пользование – означает, что граждане или юрлица могут передавать свою землю в пользование на определенное время и не требовать за это оплату. Об этом сторонами заключается соответствующий договор.

Как уже было сказано, распоряжаться своим земельным наделом может только собственник. Он имеет документ, подтверждающий принадлежность ему участка – это свидетельство о праве собственности, а значит, все дальнейшие действия на участке он может совершать без чьего-либо разрешения, но в пределах закона и не нарушая, при этом прав других собственников и, в целом, иных лиц.

Правомочие распоряжения включает в себя возможность выполнять такие действия:

  • Собственник может изменять фактическое состояние земли на участке, что ведет к изменению его юридического статуса. Например, через освоение земельного надела под огородничество и садоводство.
  • Распоряжение выражается и в смене лиц, вновь приобретающих статус собственника. Если это касается одного владельца земельного надела, то он вправе весь участок или его часть продать, подарить, сдать в аренду, завещать, обменять на другой и т.д. Закон предусматривает всего 10 способов по отчуждению земельного надела.
  • Если речь идет о праве долевой собственности, то каждый владелец может передать свою долю удобным для себя способом третьим лицам.
Предлагаем ознакомиться:  Как подарить долю земельного участка без межевания

Напротив, у пользователя землей по тем основаниям, которые были описаны в предыдущем разделе статьи, отсутствует право распоряжения.

Распоряжаться землей вправе только ее собственник, то есть субъект права собственности. Наряду с государством, собственниками являются физлица – это:

  • российские граждане;
  • иностранцы;
  • люди, не имеющие гражданства, но которые проживают в России.

Помимо этих категорий граждан, могут распоряжаться и те лица, которые получили свои земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения, которое было актуально до введения в действие Земельного кодекса. Из названия этого права уже понятно, что единственным действием по распоряжению землей является передача ее по наследству. На таком праве передавались участки:

  • членам объединений садоводов, огородников, дачников (на основании специального федерального закона № 66);
  • гражданам для садоводства до 01.01.1991 года;
  • если в собственность приобреталось здание, строение или сооружение, то на землю, которая была под этими объектами, устанавливалось рассматриваемое право;
  • для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • для военнослужащих, которые служили от 10 до 15 лет.

Иных вариантов того, как можно распорядиться земельным объектом, без наличия права собственности, закон не предусматривает.

Запрещается распоряжаться участком земли тем лицам, которые не относятся к собственникам. В этот перечень входят:

  • арендаторы и субарендаторы;
  • пользователь землей на безвозмездной основе;
  • лицо, имеющее участок земли на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • лица, которые пользуются сервитутом в отношении участка в чужой собственности, который может быть как по договору между гражданами, так и возникать из распоряжения госоргана, если дело касается нужд населения;
  • собственники, владеющие участками с определенным правовым режимом.

В последнюю категорию законных владельцев включаются те, кто имеет такие участки:

  • сельхозучастки;
  • лесные и охотничьи угодья;
  • земли, выделенные под фермерство;
  • участки, предназначенные для природоохранных целей (охотничьи и рыборазводящие хозяйства и для выполнения подобных задач);
  • земли, на которых осуществляются научные исследования, проводится обучение и т.п.

Важные моменты

Регулирование именно данной категории земель осуществляется специальным ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», от 24.07.2002 № 101.

Земли с/х назначения – это земли, расположенные за пределами сельских и городских поселений, которые предоставляются для ведения сельского хозяйства.

В соответствии с названным законом, на гражданина или организацию, имеющих в собственности сельхозучасток, налагаются определенные ограничения в части распоряжения им.

При продаже такого участка, его собственник обязательно должен путем направления письменного извещения сообщить о своем намерении в высший исполнительный региональный орган или муниципальный орган власти, так как эти субъекты имеет право преимущественной покупки сельхоз земли за счет средств регионального или местного бюджета соответственно. Если в отношении собственника поступил отказ приобрести участок либо ответ на письмо не пришел в течение месяца, то законный владелец сможет продать участок любому другому лицу на свое усмотрение.

Собственник не вправе изменять правовой режим своей сельхозземли, то есть менять ее разрешенное использование и целевое назначение. Особенно это касается земель, на которых производится пашня или сенокос.

Есть зоны сельхозземель, где разрешение на такое изменение условно разрешенное, но и в этом случае, чтобы это сделать, собственнику придется понести значительные траты на проведение процедуры общественных слушаний, а также обращаться в администрацию.

Подводя итог, по вопросу возможности распоряжения земельными наделами необходимо выделить несколько ключевых моментов:

  • Распоряжаться могут только собственники участков – в этом главное отличие пользования от собственности.
  • Формы распоряжения могут быть разнообразными (сдавать в аренду и субаренду, продавать, завещать, передавать в качестве части уставного капитала юрлиц и др.).
  • Для некоторых категорий земель установлены ограничения по распоряжению. Например, для сельхозземель.

Что это такое

Конституцией Российской Федерации (статья 36) законодательно закреплено право собственности на землю для физических и юридических лиц, а также их объединений, Граждане разной социальной принадлежности равны в правах приобретения участков земли в собственность, а также владения и распоряжения землей на свое усмотрение.

Однако данное право распространяется не на всех юридических лиц в силу их правого статуса (к примеру, не разрешается владеть земельными участками государственным, муниципальным, федеральным казенным предприятиям и учреждениям, органам самоуправления на разных уровнях правления).

Иностранные граждане и юридических лица, а также лица, не имеющие гражданства, могут получить землю в собственность только с учетом определенных ограничений.

Полный перечень земельных территорий, не подлежащих приватизации, установлен в статье 28 Федерального закона «О приватизации….

»: земли общего пользования, транспорта, зараженные опасными веществами и др).

Участки земли, собственность на которые установлена незаконным путем (статья 168 ГК РФ), тоже нельзя рассматривать в качестве объекта, на который распространяется действие Земельного законодательства.

Права собственника земельного участка на непосредственное его использование отражены в статье 40 Земельного кодекса РФ. Закон позволяет собственнику использовать по своему усмотрению сам участок земли и все то, что находится в его пределах, с учетом требований законодательства при условии, что данная деятельность не ущемляет права других лиц:

  1. сооружать различные категории зданий и сооружений (жилого, производственного или культурно-бытового назначения), с учетом требований экологического законодательства, нормативов градостроительного, строительного, санитарно-гигиенического, противопожарного характера и других. При этом, любые строительные работы должны соответствовать целевому назначению участка земли и разрешенным видам его использования (к примеру, не разрешается строительство промышленных предприятий на землях, выделенных под сельскохозяйственное использование или рекреационные нужды).
  2. использовать разновидности полезных ископаемых, подземные воды, обводненные карьеры и пруды в пределах земельного участка по собственному усмотрению и для собственных нужд. К примеру, в Законе РФ «О недрах» права собственника земельного участка выражаются в виде предоставления разрешения на добычу неучтенных на государственном балансе полезных ископаемых (песок, глина, торф и др.) в границах земельных участков, строительство частных подземных сооружений общей глубиной до пяти метров, а также сооружение и эксплуатацию скважин и колодцев в границах первого водоносного горизонта для бытовых целей в установленном порядке.
  3. проводить на основании разрешенного использования мелиоративные работы в виде орошения, осушения, культурно-технического использования, а также сооружать пруды и другие объекты водного хозяйства в соответствии с требованиями законодательства, нормами и правилами. В соответствии с положениями Закона РФ «О мелиорации земель» мелиоративные мероприятия по инициативе собственника могут проводиться с целью улучшения физико-химических свойств малоплодородных, нарушенных антропогенной и природной деятельностью земель, а также очистки территории от древесной, кустарниковой растительности и сторонних предметов на основании разработанных проектов.
  4. осуществлять свое право в виде других направлений использования земельного отвода в порядке, предусмотренном законодательством.
    При этом, продукция от ведения сельскохозяйственной деятельности и доходы от ее реализации, а также посадки многолетних насаждений в пределах земельного отвода, принадлежат непосредственно собственнику земельного участка. Исключение составляют случаи, когда права собственника земельного участка распространяются и на других лиц: земля предается собственником в аренду, для бессрочного или безвозмездного пользования, а также пожизненного владения с правом дельнейшего наследования.
, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector