Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)
Процедура сокращения должностей гражданской службы |
Юридическая помощь
Назад

Процедура сокращения должностей гражданской службы

Опубликовано: 13.09.2019
0
1

1. Сокращение: раньше и сейчас

В ныне утратившем силу Федеральном законе от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 119-ФЗ) процедура сокращения штата государственного органа (в период с 1 февраля 2002 г. по 1 февраля 2005 г.) была идентична той, что содержалась в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее – ТК РФ).

Происходило это потому, что Федеральный закон N 119-ФЗ содержал норму, в соответствии с которой на государственных служащих распространялось действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными указанным Федеральным законом (пункт 3 статьи 4). Особенности, предусмотренные статьей 16 данного Закона, заключались в установлении некоторых дополнительных гарантий для государственных служащих при сокращении штата государственного органа и не затрагивали саму процедуру сокращения, отдав ее на откуп ТК РФ.

Гарантии эти служили дополнительной и существенной защитой государственному служащему. Если государственный служащий не мог быть трудоустроен в государственном органе, где проводилось сокращение штата, ему должна была быть предложена другая государственная должность государственной службы в другом государственном органе с учетом его профессии, квалификации и занимаемой ранее должности (пункт 1 статьи 16).

Ему гарантировалась переподготовка (переквалификация) при невозможности трудоустройства (пункт 2 статьи 16). Для государственного служащего устанавливались также повышенные выплаты при увольнении в связи с сокращением штата. В случае непредставления государственному служащему работы он оставался в реестре государственных служащих и за ним сохранялся непрерывный стаж государственной службы в течение года (пункт 2 статьи 16).

Увольнение с государственной службы при сокращении штата государственного органа производилось по статьям ТК РФ. Дополнительных оснований увольнения по сокращению штата Федеральный закон N 119-ФЗ не предусматривал.

С принятием Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 79-ФЗ, Закон о гражданской службе) ситуация в сфере государственно-служебных правоотношений изменилась на противоположную. Теперь в указанном Федеральном законе установлен приоритет его норм перед статьями и положениями трудового законодательства, которые применяются лишь в части, не урегулированной Федеральным законом N 79-ФЗ (статья 73) <1>.

Этим и объясняется то обстоятельство, что Федеральный закон N 79-ФЗ определил все ключевые моменты, связанные с процедурой сокращения должностей государственной гражданской службы (далее – гражданская служба), вплоть до установления новой терминологии. Федеральный закон N 79-ФЗ ввел особый термин для этого случая – “сокращение должностей гражданской службы”, в отличие от термина “сокращение численности или штата работников организации”, употребляющегося в ТК РФ и поныне.

Однако такое доскональное освещение государственно-служебных отношений, возникающих между представителем нанимателя и государственным служащим в связи с сокращением должностей гражданской службы, “не спасло” Федеральный закон N 79-ФЗ от неясностей, а в некоторых случаях породило ранее не существовавшие проблемы, о которых мы и поговорим.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОБ УВОЛЬНЕНИИ

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы служащий предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Вместе с тем в отличие от трудовых правоотношений служебные отношения в связи с сокращением должностей в большинстве случаев увольнением не заканчиваются. В силу ч. 1 ст. 31 Закона о госслужбе при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления ему (с письменного согласия) иной должности гражданской службы в том же либо в другом государственном органе.

Таким образом, общая схема действий представителя нанимателя на данном этапе сводится к тому, чтобы в установленном порядке известить служащего о сокращении должности, которую он замещает в государственном органе, и предложить ему имеющиеся вакансии.

Можно ли досрочно прекратить контракт со служащим, предупрежденным о сокращении?

Возможность расторгнуть контракт со служащим без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца и ранее в законе предусматривалась. Однако никак не решался вопрос, связанный с выплатой денежной компенсации.

Суды, руководствуясь ст. 73 Закона о госслужбе, применяли к этой ситуации положения ст. 180 ТК РФ, обязывая государственные органы к выплате дополнительной денежной компенсации.

Теперь пробел устранен. Пункт 7 ст. 31 Закона о госслужбе устанавливает, что представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе досрочно расторгнуть с ним служебный контракт, выплатив ему с выходным пособием дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

4. Увольнение государственного служащего в связи с сокращением должности государственной службы

Итак, нормы, регулирующие отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы, излагаются преимущественно в статье 31 Федерального закона N 79-ФЗ <2>.

Сокращение на госслужбе

Основанием для сокращения должностей гражданской службы обычно являются какие-либо объективные обстоятельства или события. В соответствии с пунктом 2 статьи 31 реорганизация государственного органа или изменение его структуры могут являться основаниями для сокращения должностей государственной гражданской службы и, соответственно, прекращения государственно-служебных отношений с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе.

Согласно пункту 5 статьи 31, при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим. Эта норма “перекочевала” в Федеральный закон N 79-ФЗ из статьи 180 ТК РФ практически в неизменном виде.

В пункте 1 статьи 31 оптимистично утверждается, что при сокращении должностей отношения, связанные с гражданской службой, продолжаются, и называются два условия, при которых происходит продолжение служебных отношений:

  • при предоставлении гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе;
  • при направлении гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

Если сравнить эти гарантии с теми, которые содержались в Федеральном законе N 119-ФЗ, можно констатировать, что их объем заметно сузился. Если раньше государственному служащему в первую очередь должны были предложить вакантную должность, а в случае невозможности трудоустройства ему гарантировалась переподготовка (переквалификация), то теперь ему предлагается выбор – или иная должность, или переподготовка (повышение квалификации). Причем отказ от любого из этих двух вариантов влечет увольнение по пункту 6 части 1 статьи 33 Федерального закона N 79-ФЗ.

Необходимо отметить, что в Федеральном законе N 79-ФЗ в отличие от ТК РФ четко не прописана обязанность представителя нанимателя предлагать сокращаемому гражданскому служащему вакантную должность гражданской службы. Но такая обязанность у представителя нанимателя существует: сделать такой вывод позволяют формулировки Закона о гражданской службе (пункты 4, 6 статьи 31, пункт 6 части 1 статьи 33, пункт 3 статьи 53).

В указанных положениях Закона содержится косвенное подтверждение этому, а именно при сокращении должностей гражданской службы гражданскому служащему, чья должность подлежит сокращению, представитель нанимателя обеспечивает возможность замещения иных должностей гражданской службы не только в этом государственном органе, но и в ином государственном органе.

Утративший силу Федеральный закон N 119-ФЗ в аналогичной ситуации устанавливал следующее: при сокращении штата государственного органа государственному служащему в случае невозможности предоставления работы в том же государственном органе должна быть предложена другая государственная должность государственной службы в другом государственном органе с учетом его профессии, квалификации и занимаемой ранее должности (пункт 1 статьи 16).

Процедура сокращения должностей гражданской службы

Как мы видим, эта обязанность предложения государственному служащему иной должности, императивно и недвусмысленно прописанная в Федеральном законе N 119-ФЗ, в Законе о гражданской службе завуалирована до такой степени, что позволяет некоторым авторам утверждать, что она либо вовсе отсутствует, либо это не обязанность, а право представителя нанимателя <3>.

Как мы видим, вопросы возникают, даже когда государственному служащему, чья должность сокращается, предоставляется иная вакантная должность и прохождение государственной службы продолжается. Что уж говорить про те случаи, когда в результате сокращения должности государственному служащему приходится увольняться с государственной службы.

Предлагаем ознакомиться:  Жизнь здоровье и другие объекты гражданского права как нематериальные блага

Как уже отмечалось выше, в Законе о гражданской службе появилось новое, особое основание, по которому можно уволить государственного служащего в связи с сокращением по истечении двухмесячного срока после его предупреждения об этом. Уволить по указанному основанию можно в случае отказа государственного служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31).

Возможно увольнение государственного служащего и в ином порядке, определенном Законом о гражданской службе.

В соответствии с пунктом 8 статьи 31 представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца. Эта норма, без всякого сомнения, в несколько измененном виде была заимствована из статьи 180 ТК РФ (имеется в виду редакция ТК РФ до внесения в него изменений Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ).

Норма Федерального закона N 79-ФЗ о досрочном расторжении служебного контракта в связи с сокращением должности государственной гражданской службы изложена, на наш взгляд, не вполне логично. При ее буквальном толковании сразу возникает вопрос: как можно уволить государственного служащего по сокращению, не предупредив его об этом?

Основанием для сокращения должностей в государственном органе является акт (приказ, распоряжение) этого органа, в котором должно быть указано, какие именно должности подлежат сокращению, а также кто конкретно из государственных служащих подлежит возможному увольнению в связи с сокращением должностей.

Представляется, что как раз письменное предупреждение государственного служащего о сокращении его должности является одновременно и документом, придающим государственному служащему особый статус, и основанием для его возможного увольнения с государственной службы (досрочно или по истечении двух месяцев).

Косвенное подтверждение тому, что предупреждение в этом случае все-таки необходимо, мы найдем в ТК РФ, в новой редакции которого аналогичная норма сформулирована теперь по-другому, а именно работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части 2 статьи 180 (этот срок должен быть не менее чем два месяца), выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшегося до истечения срока предупреждения об увольнении.

Дальнейший анализ пункта 8 статьи 31 выявляет другие коллизионные моменты. Для наглядности процитируем еще раз эту норму: “Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца”.

При такой формулировке непонятно, кто в данной ситуации выступает с инициативой досрочного расторжения служебного контракта. Гражданский служащий? Но в соответствии с указанной нормой Закона он только дает письменное согласие. Соглашаться можно только с тем, что тебе предложено. Представитель нанимателя?

Тогда непонятно, почему в тексте пункта 8 статьи 31 употреблено слово “вправе”? Если предполагается, что инициатором досрочного расторжения служебного контракта выступает все-таки представитель нанимателя, то получив на это письменное согласие государственного служащего, он еще и раздумывает: расторгать ему служебный контракт или не расторгать? Где здесь логика?

Предлагаем свою редакцию пункта 8 статьи 31: “Представитель нанимателя в соответствии с письменным заявлением гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока предупреждения о сокращении должности гражданской службы”.

Процедура сокращения должностей гражданской службы

Предложенная нами редакция нормы смещает акценты, передавая инициативу по расторжению служебного контракта в руки государственного служащего, чья должность подлежит сокращению. Он пишет заявление представителю нанимателя с просьбой досрочного расторжения служебного контракта, а представитель нанимателя уже решает, расторгать с ним служебный контракт или нет. В данном случае применение слова “вправе” будет более оправданным.

Если сформулировать пункт 8 статьи 31 следующим образом: “Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего расторгает с ним служебный контракт до истечения срока предупреждения о сокращении должности гражданской службы”, – то инициатива расторжения служебного контракт перейдет к представителю нанимателя, вместе с обязанностью его расторгнуть в случае получения на это письменного согласия государственного служащего.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ в период временной нетрудоспособности гражданского служащего он не может быть освобожден от занимаемой должности и уволен с гражданской службы только в случае, если увольнение производится по инициативе представителя нанимателя. Перечень оснований увольнения с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя содержится в части первой этой же статьи и увольнение служащего по сокращению должностей гражданской службы не отнесено к увольнениям по инициативе представителя нанимателя.

УЧЕТ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОГО ПРАВА

Обратите внимание! В отличие от аналогичных положений ст. 179 ТК РФ стаж гражданской службы либо работы (службы) по специальности является преимуществом для оставления на службе

При решении вопроса о расторжении служебного контракта с конкретным гражданским служащим, замещающим одну из сокращаемых должностей, необходимо руководствоваться положениями о преимущественном праве на замещение должности гражданской службы.

Законодательно установленными критериями данного права согласно п. 4 ст. 31 Закона о госслужбе являются:

  • более высокая квалификация;
  • уровень профессионального образования;
  • большая продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности;
  • наиболее высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

К концу 2013 г. в нашем управлении должны быть сокращены две единицы по одной должности. Для того чтобы выяснить, с кем из сотрудников будет расторгнут контракт, нужно оценить преимущественное право на оставление на работе. Но сделать это достаточно сложно. Неправильная оценка может привести к иску о восстановлении на службе. Что можно предпринять, чтобы оценка преимущественного права была всесторонней и объективной?

Для всесторонней оценки служащих, занимающих должность, по которой предполагается провести сокращение, можно организовать внеочередную аттестацию.

Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы. При этом результаты аттестации могут служить подтверждением уровня квалификации служащего и использоваться для оценки результатов его профессиональной деятельности.

Частью 3 ст. 31 Закона о госслужбе прямо предусмотрено, что в течение двухмесячного срока уведомления в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих. По ее результатам служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Вместе с тем проведение аттестации является правом, а не обязанностью представителя нанимателя. На практике аттестация зачастую не проводится, что, на наш взгляд, является серьезной стратегической ошибкой.

Е. обратилась в суд с исками к управлению ЗАГС Амурской области о признании незаконным решения аттестационной комиссии и о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. Иск мотивировала тем, что представителем нанимателя не было учтено ее преимущественное право на оставление на службе при сокращении должностей.

Судом было установлено, что до сокращения одной единицы должности ведущего специалиста – эксперта отдела ЗАГС в указанном отделе предусматривалось две единицы такой должности, одна из которых замещалась истицей, а вторая – Т. Соответственно при сокращении одной из этих штатных единиц ответчик обязан был решить вопрос о преимущественном праве Е. либо Т. на оставление в должности.

Для определения преимущественного права на замещение должности ведущего специалиста – эксперта отдела на основании приказа начальника управления ЗАГС была назначена внеочередная аттестация. Ее цель состояла в выявлении гражданских служащих, имеющих более высокую квалификацию и результаты профессиональной служебной деятельности.

Начальником отдела ЗАГС управления ЗАГС Амурской области Н. был представлен отзыв на Е., согласно которому истец соответствует замещаемой должности государственного служащего – ведущего специалиста отдела ЗАГС, однако допускает ошибки при государственной регистрации актов гражданского состояния, в работе с запросами граждан и организаций, неуверенно работает на компьютере. Истец была ознакомлена с отзывом под роспись и выразила свое несогласие с ним.

Предлагаем ознакомиться:  Очередники В Программе Реновации Пятиэтажек

Также начальником отдела ЗАГС управления ЗАГС Амурской области Н. был представлен отзыв на Т., в котором каких-либо недостатков в работе служащей не отмечалось.

Как следует из материалов дела и подтверждается протоколом заседания, постоянно действующей конкурсной (аттестационной) комиссией управления ЗАГС Амурской области проведена внеочередная аттестация Е. с целью определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности государственной гражданской службы области и для выявления преимущественного права на замещение должности гражданской службы. Как следует из аттестационного листа, Е., ведущий специалист – эксперт отдела ЗАГС, не соответствует замещаемой должности. С аттестационным листом истец ознакомлена под роспись. В отношении Т. аттестационная комиссия пришла к выводу о соответствии замещаемой должности.

Как следует из доводов Е., изложенных в иске, она считает, что в протоколе заседания аттестационной комиссией произведены умышленные искажения вопросов и ответов на них.

Проверяя указанные доводы истца, судом в качестве свидетеля была опрошена С., которая пояснила, что входит в аттестационную комиссию управления ЗАГС Амурской области уже около двух лет как независимый эксперт. Она участвовала в аттестации Е., подписывала протокол. Процедура была обычная, вопросы задавались по законодательству о государственной гражданской службе, профессиональных должностных обязанностях, а также касались работы со специальной программой на персональном компьютере.

С. должна была оценить правильность проведения процедуры. Нарушений она не отметила; она сама задавала вопросы, оценивала работу претендентов на компьютере. В протоколе есть ее мнение по поводу проведения внеочередной аттестации. Истица, по ее мнению, не соответствовала замещаемой должности по нескольким основаниям: неправильно составляла документы, неуверенно пользовалась ПК, давала неполные ответы. Комиссия пришла к выводу, что истица не соответствует замещаемой должности. В протоколе заседания аттестационной комиссии все изложено верно.

Рассмотрев все представленные доказательства, суд отказал в иске, признав увольнение законным и обоснованным.

Как видно из приведенного примера, результаты внеочередной аттестации помогают работодателю принять правильное решение по вопросу наличия/отсутствия преимущественного права. При этом опровергнуть результаты проведенной аттестации в суде действительно достаточно сложно.

В совокупности это значительно упрощает представителю нанимателя решение задачи, связанной с определением преимущественного права на оставление на службе.

Сотрудник, подлежащий увольнению в связи с сокращением штата, признан аттестационной комиссией не соответствующим занимаемой должности. Можно ли в связи с этим уволить его не по сокращению, а по основанию, предусмотренному подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе (несоответствие гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы)?

В случае проведения внеочередной аттестации для целей установления преимущественного права на оставление на службе в связи с сокращением должности государственного органа принятие аттестационной комиссией решения о том, что гражданский служащий не соответствует замещаемой должности, не дает представителю нанимателя права уволить его по иному, нежели сокращение штата, основанию.

Статья 37 Закона о госслужбе действительно предусматривает, что служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от занимаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по причине несоответствия его замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

Тем самым Закон о госслужбе фактически продублировал аналогичное основание увольнения, предусмотренное п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (расторжение трудового договора вследствие несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации).

Вместе с тем специфика аттестационной процедуры на государственной гражданской службе делает невозможным увольнение по данному основанию в рассматриваемой ситуации.

1) о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

2) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

1) подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке долж ностного роста;

2) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;

Процедура сокращения должностей гражданской службы

3) понижается в должности гражданской службы.

Данный перечень является исчерпывающим и не предусматривает возможность принятия решения об увольнении гражданского служащего непосредственно по результатам аттестации.

а) отказывается от предложенной для замещения нижестоящей должности государственной гражданской службы;

б) отказывается пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

И все-таки вопрос о том, можно ли по итогам внеочередной аттестации (если аттестационная комиссия придет к выводу, что гражданский служащий не соответствует замещаемой должности, и при этом он откажется от перевода на нижестоящую должность) уволить гражданского служащего не в связи с сокращением должностей, а по результатам аттестации, т. е. по подп. «б» п. 1 ч. 1 ст.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВАКАНТНОЙ ДОЛЖНОСТИ

Статья 81 ТК РФ предусматривает, что увольнение по сокращению штата допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом состояния его здоровья.

Ранее действовавшая редакция Закона о госслужбе устанавливала, что представитель нанимателя имеет право (но не обязан) предоставить гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможность замещения иной должности гражданской службы.

На практике суды зачастую отказывали в удовлетворении исковых требований, мотивированных тем, что представитель нанимателя не предложил сокращаемому гражданскому служащему имеющиеся вакантные должности.

Служебный контракт с И. был расторгнут по п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе. Считая произведенное увольнение незаконным, поскольку ей не были предложены для замещения имеющиеся в государственном органе вакантные должности, служащая обратилась в суд с иском.

Рассматривая данное дело, суд отметил, что предложение вакантной должности, направление гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации не является обязанностью представителя нанимателя.

С вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 57-ФЗ ситуация существенно изменилась в пользу государственных служащих.

Процедура сокращения должностей гражданской службы

1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности;

2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности при условии прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации по образовательной программе, соответствующей направлению деятельности по данной должности гражданской службы.

Таким образом, закон теперь четко закрепляет императивную обязанность представителя нанимателя предложить в указанных случаях увольняемому гражданскому служащему иную вакансию в том же государственном органе.

Если же в госоргане вакансии отсутствуют, то представитель нанимателя может предложить служащему вакансии в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством РФ. Как видим, предоставление вакантных должностей гражданской службы в иных государственных органах по-прежнему является правом, а не обязанностью представителя нанимателя.

Порядок предоставления таких вакантных должностей Правительством РФ в настоящее время не определен.

Можно ли предлагать высвобождаемым служащим вне конкурса те должности, замещение которых возможно только в конкурсном порядке?

Законом о госслужбе предусматривается конкурсный порядок замещения должностей гражданской службы, исключения из которого исчерпывающим образом сформулированы в ст. 22 названного Закона. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 22 конкурс не проводится при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 28, ч. 1 ст. 31 и ч. 9 ст. 60.1 Закона о госслужбе.

Принимая во внимание п. 4 ч. 2 ст. 22 Закона о госслужбе, представитель нанимателя обязан предложить служащему вне конкурса иную должность гражданской службы в том же государственном органе.

Комплексное применение п. 4 части 2 ст. 22, частей 1 и 5 ст. 31 Закона о госслужбе позволяет сделать вывод, что представитель нанимателя обязан предлагать все имеющиеся свободные должности, которым служащий соответствует по установленным критериям, независимо от того, предусмотрен конкурс для замещения данной должности или нет. Иными

словами, при предоставлении гражданскому служащему иной должности гражданской службы в случае расторжения служебного контракта по сокращению штата конкурс проводиться не должен.

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли и как оспорить экспертизу

5. Выплаты при увольнении: чем руководствоваться?

При увольнении с государственной службы гражданскому служащему выплачивается четырехмесячное денежное содержание, так называемая компенсация (пункт 9 статьи 31). В Законе также сделано уточнение, что выходное пособие при этом не выплачивается. Непонятно, зачем сделано это уточнение. По всей видимости, законодатель тем самым хотел исключить возможность применения в данном случае норм ТК РФ, предусматривающих в случае сокращения численности или штата работников выплату выходного пособия.

А может быть, уточнение было сделано для достижения какой-то другой цели. Напомним, что Федеральный закон N 119-ФЗ, регулируя аналогичные правоотношения, устанавливал наряду с компенсацией, выражавшейся в выплате среднего заработка по ранее занимаемой должности в течение трех месяцев, еще и выплату выходного пособия.

Как бы то ни было, это уточнение относительно выходного пособия (то есть его невыплаты) имеет важное значение для оценки другого обстоятельства, о котором будет упомянуто ниже.

Возвращаясь к досрочному увольнению и еще раз анализируя норму пункта 8 статьи 31, необходимо отметить одну деталь, а именно Федеральным законом N 79-ФЗ не предусмотрена выплата дополнительной компенсации при досрочном увольнении гражданского служащего в связи с сокращением его должности. Напомним, что в ТК РФ при досрочном увольнении в аналогичной ситуации работодатель должен выплатить работнику помимо выходного пособия и иных выплат еще и дополнительную компенсацию.

зачем гражданскому служащему соглашаться на досрочное увольнение (если только ему не гарантировано трудоустройство на другом месте работы на следующий день после увольнения), ведь в течение двух месяцев после предупреждения он может получать прежнее денежное содержание (включая премии, надбавки, материальную помощь и т.д.) и рассчитывать на то, что ему предложат иную вакантную должность гражданской службы или возможность переподготовки (повышения квалификации).

Вопрос: нужно ли в этой ситуации применять норму статьи 180 ТК РФ, предусматривающей при досрочном увольнении в связи с сокращением выплату дополнительной компенсации?

Комментируя пункт 8 статьи 31, некоторые авторы утверждают, что раз дополнительная компенсация законом не предусмотрена, то и выплачиваться она не должна <4>. Мы также разделяем эту точку зрения. Подтверждением ее, на наш взгляд, может служить следующее объяснение.

ОФОРМЛЕНИЕ РАСТОРЖЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО КОНТРАКТА

Увольнение государственного служащего оформляется приказом, составляемым по унифицированной форме № Т-8 (утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты») (приложение 1).

В приказе и трудовой книжке (приложение 2) запись об увольнении производится со ссылкой на п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе.

В силу ч. 4 ст. 37 Закона о госслужбе гражданский служащий в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров. Несколько странно, что данное правило включено в статью, посвященную основаниям увольнения служащего по инициативе представителя нанимателя. Представляется, что указанная обязанность должна была быть зафиксирована в ст. 33 Закона о госслужбе.

В следующем номере журнала мы поговорим о том, какие гарантии и компенсации предоставляются государственным гражданским служащим в связи с сокращением численности или штата.

Приложение 1

Пример оформления приказа об увольнении государственного гражданского служащего по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе (унифицированная форма № Т-8)

Приложение 2

Пример внесения в трудовую книжку государственного гражданского служащего записи об увольнении по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе

Из содержания указанных норм следует, что при сокращении должностей гражданской службы обязанность по предоставлению гражданскому служащему иной должности гражданской службы либо направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации на представителя нанимателя законом не возложена, а является его правом.

Согласно ч. 7 ст. 31 Федерального закона N 79-ФЗ преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

7. Какую статью применять в случае досрочного увольнения по сокращению?

Еще один вопрос, возникающий при досрочном увольнении и расторжении служебного контракта в связи с сокращением должностей: по какой статье в этом случае должен быть уволен государственный служащий?

Возвращаясь к норме о досрочном расторжении служебного контракта (пункт 8 статьи 31), можно сделать вывод, что такой порядок увольнения освобождает представителя нанимателя от необходимости предлагать государственному служащему иные вакантные должности гражданской службы. Такой вывод можно сделать, опираясь на формулировку той части пункта 8 статьи 31, в которой говорится о праве представителя нанимателя расторгать служебный контракт “без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца”.

Как уже упоминалось, в статье 33 Закона о гражданской службе, где содержатся общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, о сокращении говорится только в пункте 6 части 1, да и то увольнение по этому пункту осуществляется в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы.

Учитывая, что увольнение в связи с сокращением подпадает под такое основание, как расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (пункт 4 части 1 статьи 33), обратимся к статье 37 Федерального закона N 79-ФЗ. Тем более что если провести параллели с ТК РФ, то аналогичное основание (сокращение численности или штата работников организации) мы найдем именно в статье 81 “Расторжение трудового договора по инициативе работодателя”.

О том, что при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в трудовую книжку вносится запись об увольнении (прекращении трудового договора) со ссылкой на соответствующий пункт статьи 81 ТК РФ, говорится и в пункте 5.3 Инструкции по заполнению трудовых книжек (утв. Постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. N 69).

Однако в статье 37 Закона о гражданской службе мы не найдем такого основания расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, на которое можно было бы сослаться при досрочном увольнении государственного служащего в связи с сокращением должности. Перечень оснований расторжения служебного контракта, содержащийся в статье 37, является открытым и завершается пунктом 9 части 1, устанавливающим, что служебный контракт может быть расторгнут также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом N 79-ФЗ и другими федеральными законами.

Вывод напрашивается следующий: либо в правовом акте государственного органа об увольнении государственного служащего делать ссылки сразу на несколько норм Закона о гражданской службе, в том числе на пункт 8 статьи 31, пункт 9 статьи 31, пункт 9 части 1 статьи 37, либо, чтобы соблюсти букву закона, формально предлагать государственному служащему иную вакантную должность гражданской службы и, получив от него такой же формальный письменный отказ, таким образом “подвести” его под увольнение по пункту 6 части 1 статьи 33 Федерального закона N 79-ФЗ.

Однако правильнее всего, на наш взгляд, было бы дополнить статью 37 Федерального закона N 79-ФЗ соответствующим основанием расторжения служебного контракта, на которое можно было бы сослаться в случае досрочного увольнения государственного служащего в связи с сокращением должности государственной службы.

, , , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector