Юридическая помощь
Назад

Сокращение штата государственных служащих

Опубликовано: 14.02.2020
0
2

Вакансии в другом госоргане.

В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Осуществляется реорганизация в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Эти формы могут и сочетаться.

Реорганизация может проходить с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если Гражданским кодексом или другим законом преду­смотрена возможность преобразования юридического лица одной из организационно-правовых форм в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица:

  • в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц – осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда;

  • в форме слияния, присоединения или преобразования – может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

При слиянии юридических лиц 

Права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу

При присоединении одного юридического лица к другому

Последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица

При разделении юридического лица

Его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц

К каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом

При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой формы

Права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей

Государственный орган – это юридически оформленная действующая в установленном государством порядке часть системы органов государственной власти, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для реализации задач и функций, возложенных государством. При этом государственные органы, создаваемые для выполнения властных функций, также являются юридическими лицами.

Государственный орган может быть создан путем его учреждения вновь в случае, если предоставляемые ему властные функции являются новыми и ранее не выполнялись никаким другим государственным органом или путем реорганизации в формах преобразования, слияния, присоединения, выделения и разделения.

Изменение системы органов государственной власти, которое скорее можно назвать реструктуризацией, а не реорганизацией, идет уже давно – в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (далее – Указ № 314). Этим указом было образовано более 40 новых органов (сейчас некоторые из них уже не существуют).

На основании Указа № 314 можно выделить несколько способов реструктуризации:

  1. Упразднение государственного органа. Указом № 314 были упразднены, например Министерство по антимонопольной политике, Министерство имущественных отношений РФ, Министерство культуры РФ, Министерство образования РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство труда и социального развития РФ и т. д.

При этом их полномочия были переданы вновь созданным органам, например:

  • Министерству здравоохранения и социального развития РФ переданы функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства здравоохранения и Министерства труда и социального развития;

  • Министерству культуры и массовых коммуникаций переданы функции упраздненных Министерства культуры и Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Некоторые полномочия передавались уже существующим органам, например, при упразднении Федеральной службы железнодорожных войск РФ ее функции были переданы Министерству обороны РФ.

Упразднение госоргана осуществляется по правилам ликвидации с образованием ликвидационной комиссии, составлением и представлением вышестоящему государственному органу ликвидационного (а в некоторых случаях разделительного) баланса и внесением записи о прекращении существования юридического лица в связи с его ликвидацией в ЕГРЮЛ.

Предлагаем ознакомиться:  Удержание за отпуск при сокращении штатов

При этом прекращение существования прежних и создание новых органов сопровождается передачей прав и обязанностей в порядке правопреемства.

Сокращение штата государственных служащих

Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет прекращение его существования без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, упразднение государственных органов, сопровождающееся передачей прав и обязанностей другим государственным органам, не может быть признано ликвидацией с точки зрения гражданского законодательства.

  1. Преобразование государственного органа. Например, Министерство РФ по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу, а его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах были переданы Министерству финансов РФ. В ЕГРЮЛ были внесены записи о прекращении существования юридического лица в связи с реорганизацией и о создании юридического лица путем реорганизации.

Порядок преобразования государственных органов обычно соответствует положениям гражданского законодательства о реорганизации юридических лиц. Однако в силу п. 5 ст. 58 ГК РФ преобразование должно сопровождаться изменением организационно-правовой формы реорганизуемого юридического лица. А в данном случае организационно-правовая форма – финансируемое собственником учреждение – остается неизменной.

Указом № 314 предусмотрено просто переименование государственного органа без реорганизации юридического лица (п. 16 – 18). Так, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности был переименован в Федеральную службу по атомному надзору. При этом было отмечено: «…без проведения организационно-штатных мероприятий».

  1. Передача части функций от существующих государственных органов вновь образуемым органам государственной власти. Например, созданной Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ были переданы функции по контролю и надзору Министерства сельского хозяйства РФ.

Подобные способы реструктуризации рассматриваются как создание юридического лица без принятия прав и обязанностей в порядке правопреемства.

В более поздних указах Президента РФ уже отмечалось, что вновь созданный госорган является правопреемником упраздняемых органов. Так, согласно Указу Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Министерство внутренних дел РФ является правопреемником упраздненной Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Федеральной миграционной службы (ФМС). При этом данным указом установлена передача МВД штатной численности ФСКН и штатной численности ФМС с сокращением ее на 30 %.

Как видим, реорганизация государственного органа осуществляется по-особому и не всегда соответствует положениям ГК РФ. В частности, предусмотрена такая форма ликвидации, как упразднение, когда полномочия от упраздняемого органа переходят к другому – вновь созданному или уже существующему органу. И в этом случае можно сказать, что произошла реорганизация в форме слияния. В любом случае считаем, что со стороны законодательства данная ситуация требует специальной нормативно-правовой регламентации.

Как бы то ни было, и при упразднении, и при реорганизации в любой форме без сокращения служащих не обходится. Как оно происходит – расскажем далее.

Согласно Правилам кадровая служба органа, в котором происходит сокращение в связи с реорганизации должностей, или органа, которому переданы функции упраздненного органа, не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения служащего осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством официального сайта федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации», на котором размещаются списки вакантных должностей государственной гражданской службы в государственных органах, расположенных в той же местности, а при их отсутствии – должности в иных государственных органах, расположенных в другой местности в пределах РФ.

Порядок сокращения гражданских служащих.

Сразу отметим, что сокращение в связи с реорганизации государственных гражданских служащих упраздняемого или реорганизуемого госоргана осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ) и Правилами предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 № 822 (далее – Правила).

Предлагаем ознакомиться:  Подтверждение полномочий генерального директора для банка

В силу ч. 1 ст. 31 Закона № 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения со служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, продолжаются в случае предоставления такому служащему с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в органе, которому переданы функции упраздненного органа, либо в другом государственном органе. При этом необходимо учитывать:

  • уровень его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;

  • уровень его профессионального образования, продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа служащих, замещающих сокращаемую должность или должность в упраздняемом органе, предупреждает представитель нанимателя персонально и под подпись не менее чем за два месяца до увольнения.

Причем представитель нанимателя обязан в течение этих двух месяцев предложить увольняемому все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в органе, которому переданы функции упраздненного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой служащим должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направления подготовки.

В случае отсутствия таких должностей в указанных органах служащему могут быть предложены вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правилами.

Согласно ч. 4 ст. 31 Закона № 79-ФЗ служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности, предоставляется преимущественное право на замещение должности гражданской службы.

В силу ч. 3 ст. 31 Закона № 79-ФЗ в течение двухмесячного срока уведомления о сокращении в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со ст. 48 Закона № 79-ФЗ. По результатам такой аттестации служащим, обладающим преимущественным правом на замещение должности, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

При отказе служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее.

Увольнение служащего оформляется приказом, в качестве основания которого указываются реквизиты нормативного акта государственного органа о сокращении штата или упразднении госоргана, уведомления о прекращении служебного контракта, предложения о переводе на другую должность или уведомления об отсутствии вакантных должностей, отказ от предложенной должности, иные документы. Служащий должен быть ознакомлен с приказом под подпись.

В трудовую книжку вносится запись со ссылкой на п. 8.2 или 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ. Служащий в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров.

Предлагаем ознакомиться:  Должностная инструкция Токарь 4-го разряда 2019

Напомним, что служащий не может быть освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в периоды пребывания в отпуске и отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью (если этот период не превышает четырех месяцев), а также в период временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

Нельзя уволить по сокращению штата беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу (Постановление КС РФ от 06.12.2012 № 31-П[1]), и лиц с семейными обязанностями (Постановление КС РФ от 22.11.2011 № 25-П[2], ст. 261 ТК РФ).

Согласно ч. 3.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта в связи с сокращение штата в связи с реорганизации или упразднением государственного органа гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

* * *

Что касается остальных служащих, которые не подлежат увольнению, их следует уведомить о предстоящей реорганизации, в результате которой, скорее всего, изменятся некоторые условия служебного контракта, заключить дополнительные соглашения к контрактам, а запись о реорганизации внести в трудовые книжки.

[1] «По делу о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта «а» пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Л. А. Пугиевой».

[2] «По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки В. Ю. Боровик».

Вакансии в другом госоргане.

Не позднее чем за 25 дней до предстоящего увольнения кадровая служба вручает служащему под подпись уведомление, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, о предложении вакантных должностей с приложением списка этих должностей.

Служащий в течение двух рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением подает в кадровую службу заявление с просьбой направить его анкету в государственные органы, в которых им выбраны вакантные должности, или отказывается от предложенных должностей.

Не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления кадровая служба направляет в государственные органы письма с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности и предоставить государственному органу, в котором сокращаются должности или которому переданы функции упраздняемого органа, соответствующую информацию. В письме указываются выбранные служащим должности и дата окончания двухмесячного срока. Также прикладывается анкета служащего.

Кадровая служба государственного органа, получившего письмо, не позднее трех рабочих дней со дня его получения направляет ответ о готовности рассмотрения кандидатуры гражданского служащего, претендующего на замещение вакантной должности, или об отказе в рассмотрении его кандидатуры (с обоснованием).

Переписка между государственными органами может осуществляться с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом.

Информация, поступившая от государственного органа, доводится кадровой службой до сведения служащего под подпись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

Решение, принятое представителем нанимателя государственного органа по итогам собеседования с гражданским служащим, претендующим на замещение вакантной должности, направляется кадровой службой этого государственного органа не позднее трех дней со дня собеседования в письменном виде в кадровую службу государственного органа, направившую запрос, которая доводит ответ до сведения служащего под подпись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

https://www.youtube.com/watch{q}v=y4x8iA8KNnY

Если представитель нанимателя принял решение о предоставлении служащему вакантной должности, с его согласия осуществляется перевод. При этом служащему может быть поставлено условие о прохождения им профессиональной переподготовки или повышения квалификации по образовательной программе, соответствующей области и виду профессиональной служебной деятельности по выбранной должности государственной гражданской службы, которое будет осуществлено за счет бюджетных ассигнований, выделенных этому госоргану.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector