Юридическая помощь
Назад

Срок давности штрафов по налогам — Правовые вопросы и ответы

Опубликовано: 30.06.2019
0
21

Порядок оплаты

Штрафы ФНС предусмотрены за налоговые правонарушения. Виды налоговых правонарушений и ответственность за них в виде штрафа указаны в гл. 16 НК РФ и рассматривались нами в отдельной консультации.

Штраф может быть уплачен как самим должником, так и за него третьим лицом (п. 1 ст. 45 НК РФ).

При этом в соответствии с Информацией ФНС при уплате штрафа иным лицом в полях «ИНН» и «КПП» плательщика нужно указывать ИНН и КПП должника, за которого производится уплата. При отсутствии ИНН у физлица, а также в поле КПП при уплате штрафа за физлицо указывается «0». В поле «Плательщик» нужно указать лицо, оформившее платежное поручение.

Физлицо может уплатить штраф через свой Личный кабинет или через любое отделение банка, предварительно сформировав в своем кабинете квитанцию на оплату.

Необходимо иметь в виду, что КБК по штрафам в налоговую – особенный. В нем независимо от вида налога 14-17 разряды принимают значение 3000.

  1. Оплата установленного штрафа производится разовым платежом, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
  2. Перечисление средств должно осуществляться налогоплательщиком в указанный срок без задержек.
  3. В соответствии с НК РФ платежи могут уплачиваться в течение налогового периода авансовыми платежами. Исполненной она признается по аналогии с оплатой налоговых обязательств. В случае просрочки платежей начисляются пени. Нарушение по оплате авансовых платежей не может послужить причиной для привлечения к ответственности.
  4. Расчеты по штрафным санкциям производятся путем перечисления средств наличным или безналичным путем. При отсутствии возможности оплаты через банк физические лица могут произвести оплату через кассу местной инспекции или в отделении почтовой связи.

В таких случаях организация, проводящая платеж, обязана:

  1. Произвести прием денег для оплаты штрафа, перевести их правильно и в корректный срок на индивидуальный для каждого налогоплательщика или агента счет федерального казначейства бюджетной системы РФ. Плата за операцию не предусмотрена.
  2. Вести запись таких платежей нужно в соответствии с законами РФ.
  3. Проводить выдачу платежного документа, подтверждающего внесение средств на необходимый счет (квитанцию). Его форма выдается местным административным органом и утверждается органом исполнительной власти федерального значения, занимающегося контролем и надзором в области налогообложения.
  4. Выдавать по запросу ИФНС информацию, подтверждающую факт оплаты налога, штрафа или иного сбора в бюджетную систему РФ.
  5. Перечисление средств, внесение которых было произведено в наличной форме, должно произойти в течение 5 рабочих дней с момента принятия их от налогоплательщика.
  6. В случае наступления ЧС, стихийного бедствия или других непреодолимых обстоятельств срок зачисления увеличивается до их устранения.
  7. За нарушение правил или неисполнение обязательств местная администрация или отделение почтовой связи несет ответственность.
  8. Несение наказания не освобождает от обязанностей по перечислению средств на счет казначейства.

Порядок по оплате штрафа в федеральный орган устанавливается в соответствии с НК РФ. Санкции, уплачиваемые в бюджет субъекта, подчиняются порядку, установленному законодательными актами местного управления, которые должны соответствовать законодательству РФ.

Срок давности для правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120 и 122 НК РФ

Для начала напомним, о каких же правонарушениях идет речь в данных статьях.Статья 120 НК РФ гласит, что грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения влечет взыскание штрафа в размере:- 10 000 руб., если эти деяния совершены в течение одного налогового периода (п. 1);- 30 000 руб.

, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода (п. 2);- 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб., если эти деяния повлекли занижение налоговой базы (п. 3).Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 НК РФ понимается отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского либо налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Обратите внимание! Учитывая вступившие в силу с 02.09.2010 поправки и дополнения, внесенные Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации…» в абз. 3 п. 3 ст. 120 НК РФ, отсутствие у организации — плательщика налога на прибыль аналитических регистров налогового учета является основанием для привлечения ее к ответственности по ст. 120 НК РФ.

В соответствии со ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора) (п. 1), а те же деяния, совершенные умышленно, — взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога (сбора) (п. 3).

К сведению. В соответствии с Определением КС РФ от 18.01.2001 N 6-О положения п. п. 1 и 3 ст. 120 и п. 1 ст. 122 НК РФ, определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий.

В отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120 и 122 НК РФ, исчисление срока давности производится со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода. Следует учитывать, что налоговые периоды по разным налогам неодинаковы (п. 1 ст. 55 НК РФ). Соответственно, если в одном месяце, к примеру, произошло нарушение по налогу на прибыль и НДС, то начало течения срока давности в этих двух случаях будет разным.

Пример 2. Организация — плательщик НДС получила в январе 2011 г. авансы от покупателей, однако счет-фактуру им не выставила.В этом же месяце не был составлен регистр налогового учета по резерву предстоящих расходов на оплату отпусков, хотя сумма отчислений в резерв была отражена в налоговой декларации за январь 2011 г.

Данный налогоплательщик исчисляет ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактически полученной прибыли, поэтому отчетными периодами для него являются месяц, два месяца, три месяца и т.д. до окончания календарного года.НДС. Налоговым периодом по данному налогу является квартал (ст. 163 НК РФ). Срок давности привлечения к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (отсутствие счетов-фактур) — с 01.04.2011 по 31.03.2014.

Налог на прибыль. Налоговым периодом по налогу признается календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ). Таким образом, срок давности совершенного в том же месяце (январе 2011 г.) налогового правонарушения (несоставление налоговых регистров) начинает течь только с 01.01.2012, последним днем срока будет 31.12.2014.

Рассмотрим случаи, когда налогоплательщик занизил налоговую базу, то есть совершил налоговое правонарушение, предусмотренное п. 3 ст. 120 НК РФ.

Пример 3. В январе 2011 г. организация не отразила выручку от продажи товаров. Рассмотрим два варианта:1) Операции по реализации не облагаются НДС.2) Операции по реализации облагаются НДС.Вариант 1. В данном случае налоговая база занижена только по налогу на прибыль. За это деяние организация может быть привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога на прибыль, но не менее 40 000 руб.

Так как правонарушение имело место в 2011 г., срок давности начнет течь с 01.01.2012 и продолжится до 31.12.2014.Вариант 2. Налоговая база занижена и по НДС, и по налогу на прибыль, то есть не по одному, а по нескольким налогам с разными налоговыми периодами. В данном случае размер штрафа за правонарушение должен определяться как 20% от неуплаченного налога на прибыль плюс 20% от неуплаченного НДС (и штраф не может быть менее 40 000 руб.

по каждому налогу).В связи с тем что налоговые периоды у этих налогов разные, срок давности за правонарушение будет таким:- в части налога на прибыль — с 01.01.2012 по 31.12.2014;- в части НДС — с 01.04.2011 по 31.03.2014.Таким образом, по одному правонарушению, повлекшему занижение базы по разным налогам, сроки давности исчисляются по-разному.

Получается, что если налоговый орган примет решение о привлечении организации к ответственности не позднее 31.03.2014, то он сможет взыскать штраф в полном объеме. Если же решение будет принято налоговиками в период с 01.04.2014 по 31.12.2014, штраф они имеют право исчислить только исходя из суммы неуплаченного налога на прибыль.

Теперь перейдем к ст. 122 НК РФ, которая предусматривает взыскание штрафа за неуплату или неполную уплату сумм налога.Налог на прибыль за налоговый период организация должна заплатить не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 287 НК РФ). Соответственно, о неуплате этого налога можно говорить только после истечения срока для его уплаты (абз. 14 п. 2 ст. 11 НК РФ).Согласно п. 1 ст.

срок давности начинает течь с налогового периода, следующего за тем налоговым периодом, в котором налог должен быть уплачен или за который он должен быть уплачен?Чтобы разобраться в этом вопросе, вспомним случаи неуплаты, перечисленные в ст. 122 НК РФ:1) занижение налоговой базы;2) иное неправильное исчисление налога;

3) в результате других неправомерных действий (бездействия).Как видим, первый случай перекликается со ст. 120 НК РФ (выше было отмечено, что составы налоговых правонарушений, указанных в этих статьях, недостаточно разграничены между собой, — см. Определение КС РФ от 18.01.2001 N 6-О). В связи с этим полагаем, что, если неуплата произошла в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога, срок давности исчисляется аналогично тому, как было изложено в примере 3, то есть начинает течь с налогового периода, следующего за тем налоговым периодом, за который он должен быть уплачен.

Такого же подхода придерживаются и арбитражные суды. Приведем примеры, касающиеся именно налога на прибыль.ФАС ЗСО в Постановлении от 23.01.2008 N Ф04-308/2008(795-А70-15) отказал налоговому органу в заявлении о применении налоговых санкций, поскольку акт выездной налоговой проверки и решение о привлечении организации к ответственности за неуплату налога приняты по истечении трехлетнего срока для привлечения к налоговой ответственности.

Как следует из материалов дела, в ходе налоговой проверки ОАО по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2001 по 31.12.2001 налоговым органом составлен акт от 28.02.2005. По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки 08.08.2005 налоговики приняли решение о привлечении ОАО к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 3 ст.

122 НК РФ, в виде штрафа в размере порядка 1,4 млрд руб. На основании решения налогоплательщику было направлено требование об уплате налоговой санкции. В связи с тем что штраф в срок, указанный в требовании, налогоплательщик не уплатил, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании этой суммы.

По мнению налогового органа, срок давности не является пропущенным, поскольку исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в котором совершено налоговое правонарушение. Причем инспекция указывает, что таковым является не налоговый период, за который начисляются налоги (в данном случае 2001 г.

), а налоговый период, в течение которого произошла неуплата (неполная уплата) налога (2002 г.) в установленный законодательством срок (28.03.2002), поскольку обязанность по уплате налога (а следовательно, и возможность применения ответственности за ее неисполнение) не возникает ранее наступления срока уплаты налога.

Предлагаем ознакомиться:  Налоговый вычет по процентам по ипотеке в 2019 году

Отказывая в удовлетворении требований ФНС, суд пришел к выводу, что привлечение ОАО к налоговой ответственности на основании п. 3 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 1,4 млрд является незаконным. Суд исходил из того, что акт проверки и решение о привлечении к налоговой ответственности приняты налоговым органом за пределами установленного ст.

113 НК РФ трехлетнего срока для привлечения к налоговой ответственности. Организация была привлечена к налоговой ответственности за неуплату налога на прибыль за 2001 г. Учитывая, что налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, суд посчитал, что исчисление срока давности в данном случае начинается с 01.01.

2002 и заканчивается 31.12.2004.Довод подателя жалобы о том, что налоговым периодом, в течение которого совершено правонарушение, является не налоговый период, за который начисляются налоги, а налоговый период, в течение которого произошла неуплата (неполная уплата) налога в установленный законодательством срок, суд отклонил, поскольку в данном случае срок давности исчисляется не со дня совершения налогового правонарушения, а со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение.

Поскольку налоговое правонарушение было совершено в 2001 г., исчисление срока давности начинается с 01.01.2002.Подобное мнение по вопросу начала исчисления срока давности за налоговое правонарушение в виде занижения облагаемой базы по налогу на прибыль в аналогичной ситуации высказал и ФАС МО в Постановлении от 31.08.

2009 N КА-А40/8492-09.А если неуплата (неполная уплата) произошла в результате «других неправомерных действий (бездействия)», например налогоплательщик исчислил налог на прибыль, сдал декларацию, а налог не заплатил? Полагаем, что вот в этом случае срок давности начинает течь с налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором налог должен быть уплачен.

Понятие срока давности в НК РФ

Прежде чем приступить к теме, обозначенной в преамбуле статьи, хотелось бы обратить внимание читателей на тот факт, что следует различать срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 113 НК РФ) и срок давности взыскания штрафов (ст. 115 НК РФ). В одном случае речь идет о сроке для вынесения решения, а в другом — о сроке, в течение которого налоговики могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафа, если они пропустили двухмесячный срок на принятие решения о взыскании штрафа в бесспорном порядке за счет денег на счетах (п. п. 3, 10 ст.

— со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение (в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120 и 122 НК РФ);- со дня его совершения (для всех остальных правонарушений).Таким образом, если речь идет о нарушении порядка постановки на учет в налоговом органе, непредставлении налоговой декларации либо невыполнении налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов, то срок давности начинает течь со дня, следующего за последним днем срока, отведенного для исполнения обязанности.

Пример 1. Организация создает обособленное подразделение 31 января 2011 г.Согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, в течение одного месяца со дня их создания.Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.

Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца (п. 5 ст. 6.1 НК РФ).Таким образом, последним днем срока для подачи сообщения о создании обособленного подразделения будет 28.02.2011. Если организация в этот день не представит сообщение, то срок давности привлечения ее к ответственности по ст. 126 НК РФ начнет течь с 01.03.2011 — и до 28.02.2014.

Прежде чем приступить к теме, обозначенной в преамбуле статьи, хотелось бы обратить внимание читателей на тот факт, что следует различать срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 113 НК РФ) и срок давности взыскания штрафов (ст. 115 НК РФ). В одном случае речь идет о сроке для вынесения решения, а в другом — о сроке, в течение которого налоговики могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафа, если они пропустили двухмесячный срок на принятие решения о взыскании штрафа в бесспорном порядке за счет денег на счетах (п. п. 3, 10 ст.

— со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение (в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120 и 122 НК РФ); — со дня его совершения (для всех остальных правонарушений). Таким образом, если речь идет о нарушении порядка постановки на учет в налоговом органе, непредставлении налоговой декларации либо невыполнении налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов, то срок давности начинает течь со дня, следующего за последним днем срока, отведенного для исполнения обязанности.

Пример 1. Организация создает обособленное подразделение 31 января 2011 г. Согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, в течение одного месяца со дня их создания. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.

Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца (п. 5 ст. 6.1 НК РФ). Таким образом, последним днем срока для подачи сообщения о создании обособленного подразделения будет 28.02.2011. Если организация в этот день не представит сообщение, то срок давности привлечения ее к ответственности по ст. 126 НК РФ начнет течь с 01.03.2011 — и до 28.02.2014.

Срок исковой давности по штрафам налоговой

Сроки взыскания штрафов для организаций и ИП, а также физлиц, не являющихся предпринимателями, различные.

Для организаций и ИП порядок следующий. В течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по налоговой проверке, в результате которой был начислен штраф, налоговая инспекция направляет налогоплательщику требование об уплате штрафа (п. 2 ст. 70 НК РФ). Если это требование не было своевременно исполнено, не позднее 2 месяцев со дня истечения указанного в требовании срока налоговая инспекция принимает решение о взыскании штрафа за счет денежных средств налогоплательщика.

Если же денежных средств для погашения штрафа на счетах налогоплательщика недостаточно, налоговая инспекция может принять решение о взыскании штрафа за счет имущества налогоплательщика. На вынесение такого решения ей дается 1 год со дня истечения срока уплаты, указанного в требовании. Если в этот срок налоговая не вынесет такого решения, то в течение 2 лет с момента истечения срока уплаты, указанного в требовании, она может подать на должника в суд заявление о взыскании штрафа за счет имущества должника (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Что касается сроков взыскания штрафов с физлиц, не являющихся предпринимателями, то он такой. Если сумма штрафа по требованию (с учетом всех просроченных налогов, сборов и пеней) превышает 3 000 рублей, то налоговая инспекция в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования подает заявление в суд (п. 1 ст. 48 НК РФ).

Когда сумма задолженности по требованию с учетом штрафа не превышает 3 000 рублей налоговая инспекция не будет торопиться с обращением в суд.

Если в течение 3 лет с момента, когда истек срок исполнения самого раннего требования об уплате на сумму менее 3 000 рублей, долг налогоплательщика с учетом новых выставленных требований превысит 3 000 рублей, заявление в суд будет подано в течение 6 месяцев со дня, когда суммарный долг по требованиям превысил 3 000 рублей.

Если же за 3 года с момента истечения срока исполнения самого раннего требования на сумму менее 3 000 рублей, налоговый долг физлица так и не превысил 3 000 рублей, в суд будет подано заявление о взыскании в течение 6 месяцев со дня истечения такого трехлетнего срока (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Уплата штрафов в налоговые органы

Налоговый штраф – это разновидность ответственности, выраженная в виде наложения на налогоплательщика санкций в денежном эквиваленте ввиду нарушений, допущенных с его стороны. Это единственный способ наложения санкционных мер. Их размер устанавливается уполномоченными налоговыми органами в соответствии с законами РФ.

В тех случаях, когда имеются смягчающие обстоятельства, налог уменьшается в 2 раза в зависимости от изначально установленного размера.

Санкция может быть и увеличена на 100% при наличии отягчающего обстоятельства. Например, если плательщик уже привлекался за такое правонарушение. При наличии двух и более штрафов по разным нарушениям оплата производится отдельно по каждому, а сумма наибольшей санкции не поглощает меньшую.

Уклонение по оплате могут быть рассмотрены как административные или уголовные нарушения.

Появление одной ответственности не исключает возникновение другой. Например, на саму организацию может быть наложен штраф, а руководителей и ответственных лиц могут привлечь к ответственности согласно УК РФ.

Помимо штрафных санкций за неуплату налогового сбора может последовать уголовная ответственность. Она возникает при непредставлении декларации в налоговый орган или подаче ложных сведений с умыслом скрыть размер налоговой базы или характер деятельности организации.

За такое нарушение уполномоченные должностные лица несут ответственность в разной степени в зависимости от своих обязанностей.

Такого рода нарушения признаются уголовными только в том случае, если неуплата имела крупный или особо крупный размер.

Санкции:

  1. При уклонении от уплаты налога ИП и квалификации суммы как крупной, грозит штраф в размере не более 300 000 руб. или лишение свободы на 1 год.
  2. При особо крупной сумме штраф увеличивается до 500 000 руб., а срок лишения — до 3 лет.
  3. Если нарушение допустила организация, то на ответственное лицо накладывается штраф до 300 000 руб., могут лишить свободы до 2 лет. К тому же могут запретить вести определенную деятельность или занимать должность.
  4. В случае неуплаты в особо крупном размере или из-за сговора группы лиц сумма взыскания увеличивается до 500 000 руб. Возможный срок заключения — до 3 лет.

Если организация или ИП не могут в срок оплатить штрафные санкции, то они имеют право на рассрочку платежа на 1 или 3 месяца.

Предлагаем ознакомиться:  Штраф за не включенный поворотник. Агрессивная езда. Перестроение без поворотника штраф Когда требуется включать поворотник

Когда это возможно:

  1. Административный арест, лишение специального права, выдворение за границу РФ иностранца или лица без гражданства.
  2. В случае тяжелого материального положения организации или физического лица может быть предоставлена рассрочка на 3 месяца.
  3. При принятии решения о рассрочке или отсрочке устанавливается срок начала действия принятого постановления.

Отсрочка или рассрочка не предоставляется:

  1. Лицам без гражданства или иностранцам, административное выдворение которых было произведено одновременно с наложением штрафных санкций.
  2. При совершении административных нарушений по ст. 11.26 и 11.29 КоАП РФ с использованием транспорта иностранного перевозчика.

Если срок оплаты штрафа или предоставляемой рассрочки (отсрочки) истек, то его могут взыскать в принудительном характере.

  1. ИП или физическое лицо. В установленном законом порядке высылается постановление о требовании погасить задолженность по оплате штрафа, после чего денежные средства списываются со счета. Взыскание может быть произведено с любого источника дохода: счета в банке, заработной платы, стипендии и прочего. Если у должника не имеется дохода, то органы надзора направляют штрафное постановление судебному приставу с цель изъятия имущества на погашение задолженности.
  2. Для взыскания средств с юридического лица проверяющий орган направляет постановление о штрафе судебному исполнителю, который отправляет его в банк для снятия исчисленной суммы со счета организации, в принудительном порядке руководствуясь законодательством РФ. В случаях, если денег на счетах нет, происходит изъятие имущества и других активов компании в счет уплаты долга.
  3. Размер самого взыскания в случае его неуплаты в срок увеличивается в два раза. После того как штраф был уплачен, документ, подтверждающий внесение средств, должен быть предоставлен в ИФНС по месту регистрации организации, которая выносила постановление о наложении санкций. В течение 1 года после окончания исполнения оплаты штрафа организация считается подвергнутой взысканию.
  4. Физическое лицо, правонарушитель, не заплатившее штраф подвергается увеличению его размера в два раза, но не менее 1000 рублей. Его могут заключить под стражу на 15 суток или привлечь к общественным работам на 50 часов.

Приостановление срока давности

Течение срока давности привлечения к ответственности может быть приостановлено (п. 1.1 ст. 113 НК РФ). Это возможно только в случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ.

Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного п. 3 ст. 91 НК РФ. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о ее возобновлении.

Следует отметить, что п. 1.1 ст. 113 НК РФ практически не используется. Препятствовать проведению выездной налоговой проверки, как говорится, себе дороже. Имейте в виду, что иных оснований для приостановления течения срока давности привлечения к ответственности НК РФ не предусмотрено. Если инспекторы придумывают иные причины для продления срока давности, суды, как правило, их не поддерживают.

Например, в вышеупомянутом Постановлении от 23.01.2008 N Ф04-308/2008(795-А70-15) ФАС ЗСО указал, что за неполную уплату налогов суд мог применить к налогоплательщику налоговые санкции, признав уважительными причины пропуска налоговым органом срока давности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, в том случае, если имеются факты воспрепятствования налогоплательщиком осуществлению налогового контроля и проведению налоговой проверки.

Налоговики каких-либо доказательств того, что при проведении выездной налоговой проверки налогоплательщик препятствовал проведению мероприятий по контролю, не представили. Ссылка налогового органа на применение ОАО схемы уклонения от налогообложения не была принята во внимание, поскольку не является доказательством воспрепятствования проведению налоговой проверки.

Как пояснили представители ФНС, налогоплательщик исполнял все требования налогового органа о предоставлении запрашиваемых документов.Поддержал налогоплательщика и ФАС МО в Постановлении от 31.08.2009 N КА-А40/8492-09, отметив, что ссылки инспекции на активное противодействие заявителя проведению проверки не нашли документального подтверждения.

Течение срока давности привлечения к ответственности может быть приостановлено (п. 1.1 ст. 113 НК РФ). Это возможно только в случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ.

Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного п. 3 ст. 91 НК РФ. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о ее возобновлении.

Следует отметить, что п. 1.1 ст. 113 НК РФ практически не используется. Препятствовать проведению выездной налоговой проверки, как говорится, себе дороже. Имейте в виду, что иных оснований для приостановления течения срока давности привлечения к ответственности НК РФ не предусмотрено. Если инспекторы придумывают иные причины для продления срока давности, суды, как правило, их не поддерживают.

Например, в вышеупомянутом Постановлении от 23.01.2008 N Ф04-308/2008(795-А70-15) ФАС ЗСО указал, что за неполную уплату налогов суд мог применить к налогоплательщику налоговые санкции, признав уважительными причины пропуска налоговым органом срока давности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, в том случае, если имеются факты воспрепятствования налогоплательщиком осуществлению налогового контроля и проведению налоговой проверки.

Налоговики каких-либо доказательств того, что при проведении выездной налоговой проверки налогоплательщик препятствовал проведению мероприятий по контролю, не представили. Ссылка налогового органа на применение ОАО схемы уклонения от налогообложения не была принята во внимание, поскольку не является доказательством воспрепятствования проведению налоговой проверки.

Как пояснили представители ФНС, налогоплательщик исполнял все требования налогового органа о предоставлении запрашиваемых документов. Поддержал налогоплательщика и ФАС МО в Постановлении от 31.08.2009 N КА-А40/8492-09, отметив, что ссылки инспекции на активное противодействие заявителя проведению проверки не нашли документального подтверждения.

В каких случаях возникают штрафы

Начисление санкций такого рода происходит по результатам проведения проверки в случае выявления нарушений нормативных или законодательных актов.

Нужно учесть, что в соответствии со ст. 122 НК РФ ответственность за неуплату или частичное погашение задолженности по оплате налога возникает только в том случае, если было установлено нарушение, допущенное в процессе исчисления налога. Например, искажена информация о размере облагаемой базы или других нарушающих законодательство РФ действий.

Такие нарушения выявляются путем проведения проверки. В пункте 19 Постановления Пленума ФАС РФ от 30.07.13 №57 сказано, что бездействие налогоплательщика, выраженное исключительно в отсутствии денежных средств на оплату сбора, не является правонарушением, поэтому штрафные санкции к нему не применяются. Каждый день за это начисляются пени.

Срок исковой давности по штрафам налоговой

Актуально на: 19 июня 2017 г.

Налогоплательщик обязан уплачивать не только сам налог, но и санкции в виде штрафа, наложенные на организацию или физлицо за нарушение налогового законодательства. О способах, как заплатить штраф в налоговую инспекцию, расскажем в нашей консультации.

Срок уплаты штрафа составляет не более одного месяца со дня получения извещения, если иное не прописано в соответствующем уведомлении.

Обычно взыскание штрафных санкций происходит во внесудебном порядке, однако в соответствие со статьями 45-47 НК РФ в некоторых случаях назначение штрафа возможно только по вынесенному решению судебного органа.

Причины могут быть следующими:

  • наличие оснований, описанных в п. 2 ст. 45 НК РФ;
  • срок для внесудебного взыскания был пропущен по какой-либо причине, что зафиксировано в п. 3 ст. 46 и п. 1 ст. 47.

Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ, необходимо производить взыскание штрафа в судебном порядке в следующих случаях:

  1. Если у компании имеется открытый счет.
  2. При недоимке сроком более 3 месяцев с организаций:
  • зависимых обществ (дочерних);
  • основных предприятий, на счета которых поступают средства за реализацию товара дочерних предприятий;
  • основных предприятий, которым перечисляются деньги от дочерних организаций за реализацию товаров основной компании.

Взыскание штрафа также производится в судебном порядке, если ИП изменил юридический статус сделки или характер деятельности. Также обязанность уплаты штрафа предпринимателем возникает в процессе проверки налоговым органом сделок между лицами, которые зависят друг от друга.

Если был пропущен срок на взыскание штрафа, то период, когда можно осуществить это через суд, определяется следующим образом:

  • в денежном эквиваленте с банковского счета организации – 6 месяцев;
  • за счет имущества на балансе предприятия – 2 года.

Вчера Федеральный арбитражный суд Московского округа приостановил производство по кассационной жалобе ЮКОСа до рассмотрения в Конституционном суде (КС) запроса о конституционности статьи 113 Налогового кодекса, устанавливающей трехлетний срок давности по ряду налоговых правонарушений. Запрос направлен в КС по просьбе Федеральной налоговой службы (ФНС).

Жалобу в кассационную инстанцию арбитража подал сам ЮКОС после отклонения 16 ноября его апелляции в тот же суд. Компания оспаривает налоговый штраф в размере 39,1 млрд руб., наложенный на него предшественником ФНС, Министерством по налогам и сборам, по итогам налоговой проверки за 2001 год в декабре 2004 года.

Напомним, сама сумма недоимки взыскивается ФНС в бесспорном порядке, и иски по незаконности ее начисления ЮКОС проиграл. Вопрос о законности штрафа, наложенного ФНС согласно статье 122 Налогового кодекса (НК), наказывающей умышленных неплательщиков налогов штрафом в 40% суммы недоимки, для ЮКОСа – один из немногих способов отменить взыскание с него хотя бы части от 120 млрд руб.

Вчера суд неожиданно приостановил рассмотрение кассационной жалобы ЮКОСа в связи с ходатайством представителей ФНС. Те попросили суд обратиться в КС за разъяснением, соответствует ли статья 113 НК, в которой устанавливается трехлетний срок давности по налоговым преступлениям, Конституции. В ФНС вчера не смогли сообщить, из каких соображений в ведомстве считают статью противоречащей Конституции.

По сообщению РИА «Новости», представители ФНС на суде лишь заявили, что «конституционное разбирательство может иметь преюдициальное значение для рассмотрения налогового дела», то есть без выяснения факта конституционности или неконституционности сроков давности ФНС не может определить, законно или незаконно с ЮКОСа взимаются недоимки за 2001 год.

В ЮКОСе к такому повороту событий были, видимо, не готовы – в пресс-службе компании вчера отказались комментировать отмену производства судом по своей жалобе. Источник в ЮКОСе, впрочем, заявил: «Сомневаюсь в том, что на судьбе компании это отразится,– штрафы уже взыскиваются».

Новый поворот в деле ЮКОСа теоретически можно считать небольшой победой компании над ФНС: ранее налоговики отрицали, что штрафы за 2001 год взыскивались вопреки статье 113 НК. Однако рассмотрение дела в КС в пользу ФНС и отмена действия статьи 113 НК может существенно ухудшить налоговый климат в стране в целом.

Дело в том, что простая отмена действия статьи 113 в любом случае не позволит ФНС обосновать взыскание с ЮКОСа почти 40 млрд руб. Если КС признает статью 113 соответствующей Конституции, это де-факто будет означать невозможность для ФНС взыскивать с любой российской компании новообнаруженные недоимки, возникшие ранее 2002 года (трехлетний срок давности на сегодняшний день).

Таким образом, для того, чтобы окончательно утвердить законность взыскания ФНС 39,1 млрд руб. штрафов с ЮКОСа за 2001 год, КС придется совершить невозможное. А именно признать, что его решения о незаконности той или иной нормы законодательства не вносят изменений в законодательство, или же заявить, что изменения сроков давности по налоговым взысканиям нисколько не ухудшают положения налогоплательщика.

Предлагаем ознакомиться:  Денежная компенсация за материнский капитал при разводе

В КС пока не комментируют, в какие сроки будет рассмотрено обращение арбитража: в законодательстве они четко не прописаны. Отметим, что, по непроверенной информации, в феврале обсуждение в КС ряда вопросов, связанных с презумпцией невиновности в отношении налоговых нарушений, вызвало настойчивый интерес помощника президента РФ Виктора Иванова, который якобы убеждал судьей КС не давать налогоплательщикам поблажек. Впрочем, подтвердить или опровергнуть эту информацию, учитывая традиционную закрытость российского судебного корпуса, невозможно.

Н.Н. Орлова,заместитель директорадепартамента налогов и права «ФБК»

Для руководителя и бухгалтера любого предприятия важно знать, за какой срок к нему могут быть предъявлены претензии со стороны налоговых органов в отношении налогов, начислены пени и штрафы. Этот вопрос возникает, когда предприятие узнает о предстоящей налоговой проверке или принимает решение заказать в аудиторской компании налоговый аудит за предыдущие годы деятельности.

Предприятие может самостоятельно выявить ошибку в исчислении налогов, которую оно продолжает делать уже несколько лет, и необходимо твердое понимание того, за какой период целесообразно подать исправленные декларации, а за какой этого можно не делать, так как наказать его за давностью уже невозможно.

Вопрос о сроке давности разрешен налоговым законодательством только в отношении налоговых санкций (штрафов).

Различаются два понятия: давность привлечения к налоговой ответственности и давность взыскания.

1.1. Давность привлечения к налоговой ответственности

В соответствии со ст. 113 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

При этом исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» и 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога» НК РФ, а по остальным правонарушениям — со дня совершения правонарушения.

1.2. Давность взыскания

Согласно ст. 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

*1 Понятие исковой давности к налогам (пеням) в принципе неприменимо, так как оно взято из гражданского законодательства. В соответствии со ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

2.1. Бесспорное взыскание налога налоговым органом

В соответствии со ст. 46 НК РФ обязанность по уплате налога может исполняться принудительно путем взыскания средств со счета налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Таким образом, для налогового органа, во-первых, установлены четкие процедуры бесспорного взыскания налога, а во-вторых, определен срок, нарушение которого лишает налоговый орган права на бесспорное взыскание.

Как следует из текста приведенной статьи, решению о взыскании должно предшествовать выставление требования на уплату налога.

Уплата штрафов в налоговые органы

  1. Санкции, связанные с неуплатой или просрочкой платежа по сбору. В соответствии со ст.129 НК РФ размер штрафа составит 20% от суммы неуплаты. Если будет выявлен факт умышленного нарушения, то сумма будет равна 40% от суммы исчисленного налога и пени по нему.
  2. Если налогоплательщик не предоставил декларацию в указанные сроки. Устанавливается в размере 5% за каждый месяц неуплаты сбора, но не более 30% от суммы взыскания и не менее 1000 рублей. За нарушение срока подачи расчета финансового результата инвестиционного товарищества предусмотрен штраф – 1000 рублей за каждый просроченный месяц. Если информация в документе была искажена, то накладывается дополнительный штраф в 40 000 рублей, а в случае умышленного нарушения – 80 000 рублей. Несоблюдение порядка подачи декларации в электронном виде влечет санкции в размере 200 рублей.
  3. Санкции за снижение размера налоговой базы, выявленное в процессе проведения проверки. Размер санкции составит 10% от суммы недоимки за каждый день в период нарушения, но она не должна быть более 50% от этой суммы.
  4. При обнаружении ошибок методологического или арифметического характера в процессе исчисления налога. В случае если нарушение не было устранено самостоятельно путем подачи уточненной декларации, штраф составит 20% от суммы сбора.
  5. Санкции за отчуждение активов, которые находятся в залоге налогового характера. Размер взыскиваемой суммы будет равен сумме проданного актива.
  6. Сбыт товара в процессе продажи или отчуждения без начисления и уплаты налога.
  7. За непредоставление запрашиваемых сведений при камеральной проверке накладывается штраф в размере 5000 рублей, а в случае повторения нарушения в течение календарного года нужно будет оплатить 20 000 рублей.
  8. Штраф с граждан, не сообщивших в налоговую инспекцию об имеющемся имуществе, в тех случаях, если им не пришло извещение о начисленном налоге. Взыскание равняется 20% от суммы неуплаченного сбора.
  9. Санкции за занижение стоимости сделки. В соответствии со ст. 129.3 НК РФ размер штрафа составит 40% от размера неуплаченного налога, но не менее 30 000 рублей.

Дополнительно

Срок давности по уплате налога — срок, по истечение которого, задолженность по налогу (сбору) не может быть взыскана налоговым органом в принудительном порядке.

Срок давности для зачета или возврата налога — срок, в течение которого налогоплательщик вправе подать, а налоговый орган обяззан рассмотреть заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога.

Правонарушение — виновно совершенное противоправное (в нарушение требований закона) деяние (действие или бездействие), совершённое праводееспособным (деликтоспособным) лицом, за которое законом установлена ответственность.

Состав правонарушения — совокупность предусмотренных законом признаков деяния, которые определяют его как правонарушение и являются основанием привлечения субъекта правонарушения к юридической ответственности.

Налоговые санкции — мера ответственности за совершение налогового правонарушения.

Заключение

Если налоговые органы произвели начисление штрафных санкции, то следует внимательно изучить все претензии и основания для его взимания. Например, если организация не допускала нарушений, а просто не произвела оплату налогового сбора в срок, то привлекать ее к ответственности нельзя. Для таких случаев предусмотрено начисление пени.

Штрафы назначаются только при выявлении нарушений НК РФ в ходе проверки. Первое, что нужно сделать – проверить правомерность наложенных санкций. Если они неверные, то можно начинать судебное разбирательство. Конечно, это будет хлопотно, но в случае выигрыша с организации будут сняты требования и не придется нести ответственность целый год.

Не следует забывать, что есть причины для освобождения лица от ответственности, факторы, снижающие размер санкции, и возможность рассрочки или отсрочки платежа.

Обстоятельства, исключающие вину правонарушителя:

  1. Нарушение сроков уплаты налога произошло из-за стихийного бедствия, ЧС или силы непреодолимого препятствия.
  2. По причине болезни при условии документального подтверждения.
  3. Плательщик действовал в соответствии с указаниями, пояснениями и помощью налоговых или иных уполномоченных органов, что привело к уклонению от уплаты налога.

Повторное нарушение может увеличить размер взыскания на 100%. Организации и ИП имеют право обратиться в арбитражный судебный орган, другие физические лица могут подавать иск в обычный суд.

В налоговые органы высшего порядка нужно обращаться при помощи письменной жалобы. К ней необходимо приложить все доказывающие правоту документы. Срок ее предоставления – не позднее чем через 3 месяца после обнаружения несоблюдения прав налогоплательщика.

Если срок уплаты был пропущен по уважительной причине, то его можно восстановить. Для этого нужно обратиться с заявлением и документами, подтверждающим обстоятельства, в ИФНС по месту регистрации. Решение выносится в течение месяца.

Еще по теме:

  • Мигранты налоги 2018Работники-мигранты «на патенте»: разбираем отдельные НДФЛ-ситуации
    Независимо от срока пребывания в РФ, доходы иностранцев, работающих по патенту, облагаются НДФЛ по ставке 13% п. 3 ст. 224, п. 1 ст. 227.1 НК РФ .
    Как известно, работодатели, у которых трудятся иностранцы, получившие […]
  • Приказ минфин россии от 21072011 86нПриказ Минфина РФ от 21 июля 2011 г. N 86н «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта» (с изменениями и дополнениями)
    Приказ Минфина РФ от 21 июля 2011 г. N […]
  • Пленум верховного суда 2012 годаПостановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 г. N 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление»
    Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 г. N 19″О применении судами […]
  • 1240 приказ гибддПриказ МВД России от 22 декабря 2014 г. № 1123 “О признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных предписаний нормативных правовых актов МВД России” (не вступил в силу)
    Признать утратившими силу нормативные правовые акты МВД России и отдельные предписания […]
  • Советский округ липецк судЧто? Где? Почем?
    СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
    Часы работы

    Пн — 09.00-18.00
    Вт — 09.00-18.00
    Ср — 09.00-18.00
    Чт — 09.00-18.00
    Пт — 09.00-16.45
    Сб — выходной
    Вс — выходной

    мировые судебные участки
    8(4742)72-74-12 — приемная, 8(4742)72-74-17 -по гражданским делам, 8(4742)72-74-18 […]

  • 379 приказ от 2013Приказ ФМС России № 379 от 26.05.2014
    Зарегистрировано в Минюсте России 11 июня 2014 г. N 32682
    ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА
    от 26 мая 2014 г. N 379
    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
    К СПЕЦИАЛИСТАМ, ВХОДЯЩИМ В СОСТАВ КОМИССИИ
    ПО ПРИЗНАНИЮ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА ИЛИ ЛИЦА
    БЕЗ […]
  • Договорные алиментыБывший муж не платит «договорные алименты» уже 3 месяц

    Если отец ребёнка официально работает, то взыскать алименты в втёрдой дененжной сумме не получится. Только в процентах от заработка: 14 на одного ребёнка.
    Проще всего взыскать судебным приказао, подав заявление о вынесении […]

  • Закон ханты-мансийского автономного округа о мерах социальной поддержкиЗакон ханты-мансийского автономного округа о мерах социальной поддержки

    Правительство Ханты-Мансийского автономного округа — Югры постановлением от 11 ноября 2017 года № 443-п «Об индексации размеров отдельных видов мер социальной поддержки, помощи и иных выплат» постановляет:
    1. […]

, , , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector