Юридическая помощь
Назад

Таможенное право европейского союза

Опубликовано: 13.04.2020
0
2

ИСТОЧНИКИ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

1) учредительные договоры ЕС;

2) нормативноправовые акты институтов ЕС;

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytadvertiseru

3) судебные решения;

4) международные договоры ЕС и государств членов.

Учредительные договоры обладают высшей юридической силой в системе источников европейского права вообще и таможенного права ЕС в частности. Акты первичного права заложили основы таможенного союза, сформулировали условия реализации принципа свободы перемещения товаров и единой внешнеторговой политики ЕС.

Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали 1951 г. стал первым правовым актом, установившим общие начала в таможенно-тарифном регулировании государствчленов. Первостепенное место среди источников таможенного права ЕС занимает Договор о Европейском сообществе 1957 г . Он устанавливает процедуры принятия решений в сфере таможенного регулирования. Решения принимает Совет квалифицированным большинством, за исключением решений по ст. 95 и 187.

1) таможенные правила и таможенный тариф;

2) торговая политика;

3) сельскохозяйственная политика;

4) меры по охране здоровья и безопасности людей, охране животных и растений;

5) охрана прав потребителей;

6) защита промышленной и коммерческой собственности;

7) налогообложение импорта и экспорта.

Среди актов вторичного права наибольшее значение для формирования таможенного права ЕС имеют регламенты. В форме регламентов реализуется Общий таможенный тариф ЕС.

Директивы активно используются как инструмент гармонизации национального законодательства стран ЕС, в частности в области таможенной политики. Решения являются актами индивидуального характера, обязательными для субъектов права, к которым они адресованы.

Особой группой источников таможенного права ЕС являются многочисленные решения Суда ЕС и Суда первой инстанции в области таможенного регулирования. Судебные решения, помимо правоприменительной функции, играют важнейшую роль в толковании, детализации и восполнении пробелов учредительных договоров и актов вторичного права ЕС.

1) международные договоры, заключаемые ЕС либо совместно ЕС и государствами-членами с третьими странами;

2) международные договоры, заключаемые государствами-членами с третьими странами или международными организациями и затрагивающие юрисдикцию ЕС;

3) международные договоры (конвенции), заключаемые между государствами-членами.

Торговое право ЕС – совокупность правовых норм, принятых в целях формирования и реализации общей торговой политики ЕС. Торговое право формируется и развивается в тесной взаимосвязи с таможенным правом. Если в сферу таможенного права входят прежде всего вопросы тарифного регулирования, то торговое право охватывает широкий круг вопросов по применению нетарифных мер во внешней торговле – надзора за импортом иэкспортом товаров, количественных ограничений, мер поддержки экспорта, мер защиты от демпинга, субсидирования и торговых барьеров, торговых преференций.

Создание ЕС, подготовка к его дальнейшему расширению, достижение целей единого рынка, практическое формирование экономического и валютного союза в сочетании с внешними факторами, такими как создание Всемирной торговой организации и изменение общей политической ситуации в мире, привели к существенному обновлению нормативноправовой базы общей европейской торговой политики.

Торговое право в большей степени стало соответствовать нормам и принципам международного торгового права. Появились новые нормативные акты в области импортного регулирования, квотирования, антидемпинговой защиты, противодействия торговым барьерам в третьих странах, предоставления торговых льгот развивающимся странам.

Существенно расширилась система международных торговых соглашений Сообщества, в том числе за счет соглашений со странами, образовавшимися после распада СССР. Регулирование внешней торговли ЕС, включая применение торговых ограничений в связи с общей внешней политикой и политикой безопасности, осуществляется нормами, принятыми на основе Договора о Европейском сообществе.

Таким образом, понятие «торговое право Европейского союза» можно считать тождественным понятию «торговое право Европейского сообщества». В настоящее время торговое право является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей права ЕС. Основные тенденции развития внешнеторгового регулирования заключаются во все большей либерализации мировых товарных рынков, усилении роли между народных организаций, в особенности ВТО, укреплении позиций интеграционных объединений в мировой торговле.

1) право Совета устанавливать минимальные и максимальные ставки таможенных пошлин на уголь и сталь в торговле с третьими странами;

2) полномочия Высшего руководящего органа осуществлять контроль над выдачей и использованием лицензий для импорта (экспорта) угля и стали;

а) демпинга или иной торговой практики, противоречащей международному праву;

б) нарушения условий конкуренции при распределении квот между предприятиями;

в) возрастания объемов импорта, при котором возникает угроза ущерба внутреннему производству подобных товаров.

Предлагаем ознакомиться:  Свидетельство о государственной регистрации права на землю

Понятие таможенного права ЕС

Понятия «таможенное право Европейского Союза», «таможенное право Европейского Сообщества» или «европейское таможенное право» получили широкое распространение в современной юридической литературе. Тем не менее, ни в российской, ни в зарубежной (даже специализированной по таможенному праву ЕС) литературе практически не существует развернутых и полных определений данному понятию.

Очевидно, что такое определение может быть сформулировано с помощью раскрытия понятий «европейское право» (или «право ЕС») и «таможенное право». Однако, такой метод вряд ли позволит точно выявить суть понятия «таможенное право ЕС», если не рассмотреть особенности правового регулирования таможенных отношений в Европейском Союзе и юрисдикции Союза и Сообществ в данной сфере.

В вопросе о том, что понимать под термином «европейское право», в российской юридической науке нет единого мнения. Этим термином может обозначаться и совокупность национальных правовых норм (правовых систем) европейских государств, и блок региональных международно-правовых норм, действующих на Европейском континенте.

Тем не менее, наиболее точным определением понятия «европейское право» можно считать «совокупность правовых норм, регулирующих взаимоотношения, складывающиеся в рамках европейских интеграционных объединений, в рамках Европейских сообществ и Европейского Союза».1 Европейское право в этом смысле представляет собой особую самостоятельную правовую систему, существующую наряду с национальным правом государств-членов европейских интеграционных объединений и международным правом.

Таким образом, понятие «европейское право», используемое в настоящей работе, отражает концепцию, согласно которой этим понятием обозначается система правовых норм, созданных в связи с образованием и функционированием Европейских сообществ и Европейского союза и действующих в пределах их юрисдикции. Понятие «право Европейского Сообщества» является более узким, поскольку относится только к тем юридическим нормам, которые неразрывно связаны непосредственно с Европейским Сообществом, т. е.

бывшим Европейским Экономическим Сообществом,4 учрежденном Римским Договором 1957 г. В то же время в литературе можно встретить и понятие «право Европейских сообществ»,5 который объединяет правовые системы всех трех сообществ — ЕС, ЕОУС и Евратом -и образует стержень и основу европейского права в целом.

Что касается понятия «таможенное право», то в традиционном понимании (т. е. в понимании национального таможенного права) оно представляет собой совокупность норм, регулирующих правоотношения, связанные а) с прохождением товара через таможенную границу (таможенное обложение, таможенный контроль, таможенные режимы и т. д.);

б) с институциональной организацией таможенного механизма; и в) с ответственностью за правонарушения в таможенной сфере и порядком рассмотрения таможенных споров. В российской литературе существует значительное разнообразие мнений касательно предмета регулирования таможенного права. Так, К. К. Сандровский считает, что применительно к таможенному праву таким предметом являются общественные отношения, возникающие в связи с установленным государством таможенным режимом и проведением таможенной политики в целом.6 Б. Н.

Габричидзе классифицирует общественные отношения, образующие предмет регулирования таможенного права, следующим образом: 1) общественные отношения в сфере таможенной политики; 2) отношения и принципы, связанные с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств; 3) отношения, характеризующие статус таможенных режимов;

4) отношения в области таможенно-тарифного регулирования; 5) отношения в области взимания таможенных платежей; 6) отношения, связанные с таможенным оформлением; 7) отношения в области таможенного контроля; 8) отношения в области таможенной статистики и товарной номенклатуры; 9) отношения, связанные с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела;

10) отношения, связанные с нарушением таможенных правил и ответственностью за них; 11) отношения, возникающие в связи с производством по делам о нарушениях таможенных правил; 12) отношения, возникающие в связи с рассмотрением дел о нарушениях таможенных правил. Отдельной группой являются отношения, связанные с международно-правовым сотрудничеством в сфере таможенного регулирования.7

конституционное, административное, административно-процессуальное, финансовое, уголовное и уголовно-процессуальное, трудовое, банковское, международное. Различны и методы правового регулирования, используемые в таможенном праве. Тем не менее, принимая во внимание относительную обособленность сферы правового регулирования, таможенное право представляет собой самостоятельную отрасль права в национальных правовых системах.

Статья 2 Договора об учреждении ЕЭС провозгласила политические и экономические цели Сообщества: гармоничное развитие экономической деятельности, непрерывный и сбалансированный рост, возрастающая стабильность, ускоренное повышение уровня жизни и более тесные связи между государствами, которые оно объединяет.

Предлагаем ознакомиться:  Имеет ли право сотрудник ппс останавливать для проверки документов

Статья показывает два пути достижения экономических и политических целей: построение «общего рынка» и прогрессирующее сближение экономических политик государств-членов. Статья 9 (н. н. — ст. 23) Договора гласит, что основой Сообщества служит таможенный союз, охватывающий всю торговлю товарами и предусматривающий запрещение импортных и экспортных таможенных пошлин и любых равнозначных сборов в торговых отношениях между государствами—членами, а также установление общего таможенного тарифа в их отношениях с третьими странами.

Представляется, что для полного и точного определения понятия «таможенный союз» необходимо провести различие между ним и другими формами экономической интеграции. Наиболее распространенной формой экономической интеграции в современном мире, помимо таможенного союза, является ассоциация свободной торговли.

Ассоциация (зона) свободной торговли создается в ситуации, когда государства намерены объединить свои экономики, но не интегрировать их в единую экономическую систему. Примеры: Европейская экономическая зона (ЕЕА) и Европейская ассоциация свободной торговли (EFTA), Северо-Американское соглашение о свободной торговле (NAFTA) между США, Канадой и Мексикой, MERCOSUR в Латинской Америке, CARICOM в Карибском бассейне.

Целью ассоциации свободной торговли является частичное либо полное устранение таможенных пошлин и ограничений в торговле между ее членами. Однако каждое государство-член сохраняет собственный таможенный тариф и торговую политику в отношении третьих стран. При этом возникает проблема регулирования, какие товары могут свободно перемещаться внутри зоны, а какие нет. Соответственно, в отношение последних сохраняется таможенный контроль на внутренних границах зоны свободной торговли.

Таможенный союз, в отличие от зоны свободной торговли, нацелен на экономическую интеграцию государств без внутренних пограничных барьеров. Члены таможенного союза применяют общий таможенный тариф и общую торговую политику по отношению к товарам третьих стран. Таким образом, никаких ограничений свободному передвижению товаров внутри таможенного союза не существует. Кроме этого, таможенный союз создает основу для дальнейшей экономической интеграции государств (экономический союз, валютный союз).

Можно предположить, что определение понятия «таможенный союз» умышленно не было включено в текст Римского договора, поскольку полное достижение его требований (в частности, гармонизация законодательства в области таможенного и налогового регулирования) на момент подписания Договора представлялось делом будущего.

а) пошлины и другие ограничительные меры регулирования торговли (за исключением некоторых необходимых ограничений) были бы отменены в отношении практически всей торговли между территориями, составляющими союз, или, по крайней мере, в отношении практически всей торговли товарами, происходящими из этих территорий; и

б) с некоторыми оговорками по существу одни и те же пошлины и другие меры по регулированию торговли применялись бы каждым из членов союза по отношению к торговле с территориями, не входящими в союз.

ТАМОЖЕННЫЕ РЕЖИМЫ И ПРОЦЕДУРЫ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

Все товары независимо от их природы, количества, страны происхождения, страны отправления и места назначения, при соблюдении определенных условий в любое время могут быть помещены под один из таможенных режимов.

а) выпуск товара в свободное обращение (придание иностранному товару статуса товаров ЕС);

б) транзит товара (ввоз иностранных товаров на территорию ЕС с целью их транспортировки до места таможенного оформления внутри таможенной территории либо для последующего вывоза с территории);

в) помещение товара на таможенный склад (обеспечение хранения товаров, не подлежащих свободному перемещению на территории);

г) переработка товара внутри таможенной территории (процедура переработки иностранных товаров на таможенной территории ЕС без взимания таможенных пошлин и применения других мер торговой политики, если продукты переработки этих товаров подлежат обратному вывозу за пределы ЕС);

д) переработка под таможенным контролем (изменение природы или состояния иностранного товара на таможенной территории ЕС, но без уплаты импортных пошлин и без применения других мер торговой политики);

е) временный ввоз (ввоз в ЕС иностранных товаров, подлежащих реэкспорту без изменения своего состояния, с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин);

ж) переработка товара за пределами таможенной территории (временный вывоз товаров ЕС для переработки за пределами таможенной территории ЕС);

з) экспорт товара (товары ЕС покидают таможенную территорию ЕС и лишаются своего таможенного статуса);

2) помещение товаров в свободную зону или на свободный склад;

Предлагаем ознакомиться:  Налоговый вычет - заполнение, бланк.

3) реэкспорт товаров из таможенной территории Сообщества;

4) уничтожение товаров;

5) отказ от товаров.

а) отлагательные процедуры : внешний транзит, таможенный склад, внутренняя переработка по отлагательной системе, переработка под таможенным контролем, временный ввоз; данные процедуры предполагают возможность «отложить» уплату таможенных пошлин до соблюдения определенных условий;

б) экономические процедуры : три процедуры переработки, временный ввоз, таможенный склад; их реализация затрагивает экономические интересы ЕС и, помимо волеизъявления декларанта, требует разрешения таможенных органов.

Исчисление и взимание таможенных пошлин

Результатом формирования таможенного союза ЕС стала ликвидация таможенных пошлин и сборов, имеющих равнозначный эффект, во взаимной торговле государств-членов. Вместе с этим, на основе Общего таможенного тарифа, Сообщества установили единую систему таможенного обложения в отношении товаров из третьих стран.

Такая единая система позволяет любому товару, независимо от страны его происхождения, страны отгрузки и страны назначения внутри Европейского Союза, пройдя процедуру таможенного оформления на внешней таможенной границе ЕС, свободно, без каких-либо препятствий обращаться внутри таможенной территории ЕС.

Единые правила таможенного оформления позволяют ввозимым в ЕС товарам из третьих стран приобретать таможенный статус товаров Сообщества, что является гарантией их свободного передвижения внутри европейского единого рынка. Утрата данного статуса в связи с экспортом товаров из ЕС также регулируется общими правилами таможенного оформления.

Основным содержанием общественных отношений, регулируемых таможенным правом, являются, как было показано в первой главе, правоотношения в связи с уплатой таможенных платежей. Среди различных видов таможенных платежей в ЕС основную нагрузку по реализации их регулятивной функции несут таможенные пошлины, взимаемые на основе Общего таможенного тарифа.

Таможенная пошлина является платежом дискриминационной природы, с помощью которого иностранные товары попадают в более тяжелые финансовые условия на внутреннем рынке, чем товары внутреннего производства. Аналогично, таможенные пошлины в отношении экспорта создают более или менее выгодные условия для вывоза товаров в третьи страны. Таким образом, именно таможенные пошлины являются тем видом таможенных платежей, который реализует общую торговую политику Европейского Сообщества.

Таможенная пошлина в ЕС исполняет роль главного инструмента торговой и таможенно-тарифной политики Сообщества, как в отношении импорта, так и в отношении экспорта. Тем не менее, взимание именно импортных таможенных пошлин реализует те условия таможенного союза, которые обеспечивают свободу передвижения товаров внутри ЕС.

В этом смысле единая система импортных пошлин является важнейшей особенностью таможенного союза, поскольку, в отличие от ассоциации свободной торговли, обеспечивает свободное обращение на своей территории всех товаров, независимо от их происхождения. В данной связи, настоящий раздел работы рассматривает процесс исчисления и взимания главным образом импортных таможенных пошлин.

1) таможенный тариф и тарифная классификация;

2) происхождение товаров;

3) таможенная стоимость товаров.

https://www.youtube.com/watch{q}v=https:accounts.google.comServiceLogin

Ниже предлагается анализ норм таможенного права ЕС, соответствующих каждому из данных факторов.

Похожие диссертации на Основы таможенного права Европейского Союза

Основы трудового права Европейского СоюзаЕгорова, Екатерина Никитична

Охрана окружающей среды в Европейском союзе (Право, политика, дипломатия) Николаев Владимир Викторович

Конкурентное право Европейского Союза и соблюдение прав человекаЧерныш Артем Вадимович

Влияние права Европейского Союза на международный коммерческий арбитражЮрьев Евгений Евгеньевич

Основные тенденции развития экологического права Европейского СоюзаВылегжанина Елена Евгеньевна

Правовое регулирование создания и деятельности юридических лиц по праву Европейского СоюзаЮрьев Михаил Евгеньевич

Международно-правовые проблемы природы и действия права Европейского Союза Капустин Анатолий Яковлевич

Правовые аспекты деятельности европейского союза в области защиты прав потребителейАрабей Елизавета Андреевна

Похожие диссертации на Основы таможенного права Европейского Союза

Основы трудового права Европейского СоюзаЕгорова, Екатерина Никитична

Охрана окружающей среды в Европейском союзе (Право, политика, дипломатия) Николаев Владимир Викторович

Конкурентное право Европейского Союза и соблюдение прав человекаЧерныш Артем Вадимович

Влияние права Европейского Союза на международный коммерческий арбитражЮрьев Евгений Евгеньевич

Основные тенденции развития экологического права Европейского СоюзаВылегжанина Елена Евгеньевна

Правовое регулирование создания и деятельности юридических лиц по праву Европейского СоюзаЮрьев Михаил Евгеньевич

Международно-правовые проблемы природы и действия права Европейского Союза Капустин Анатолий Яковлевич

Правовые аспекты деятельности европейского союза в области защиты прав потребителейАрабей Елизавета Андреевна

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector