Юридическая помощь
Назад

Как выйти из черного списка клиентов банка

Опубликовано: 27.02.2020
0
0

Как покинуть черный список

Черным списком называют базу данных, которой обмениваются банковские организации. В этом перечне содержится список лиц и организаций, с которыми кредитные учреждения стараются не иметь дела по объективным причинам.

Банки помогают выполнять Федеральный закон 115 «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем». Его положения направлены на то, чтобы темные доходы не легализовывались через банковскую систему. Поэтому каждый клиент банка постоянно проходит двухуровневую проверку:

  • перед открытием расчетного счета;
  • во время процедур работы со счетом.

Итог проверки может оказаться сомнительным, тогда банк вправе отказать в заключении договора по открытию счета или проведению операции, может и расторгнуть договор со своей стороны. Итак, предприниматель или организация оказываются в черном списке, если имеет место любое из следующих условий:

  • отказано в открытии счета;
  • отказано в переводе средств;
  • договор расторгнут в одностороннем порядке по инициативе банка.

Отныне клиент считается не вполне благонадежным.

Как выйти из черного списка клиентов банка

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Информация о попадании в черный список доступна всем банковским структурам.

В список не попадают:

  • лица, стремящиеся к чрезмерному обналичиванию, если средства получены законным путем (им могут разве что снизить лимиты для снятия или перевода средств);
  • те, чьи счета оказались заблокированы налоговой службой.

Чем грозит предпринимателю попадание в черный список, кроме удара по самолюбию{q} Значит ли это, что он больше не сможет сотрудничать ни с одним банком{q}

Черный список еще не является приговором об отказе в сотрудничестве. Законодательно банк не обязан закрыть доступ к своим услугам клиентам из такого перечня. Это просто информация, и каждый отдельно взятый банк сам решает, как именно ее использовать. Руководство вполне может заключить новый договор, невзирая на банковскую историю клиента.

Предлагаем ознакомиться:  Факт принятия наследства по доверительному управлению

Отказ должен иметь более вескую причину, чем наличие предполагаемого клиента в черном списке. Центробанк РФ в информационном письме от 15 июня 2017 г. №ИН-014-12/29 «Об учете информации о случаях отказа от проведения операций, от заключения договора банковского счета (вклада), о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, доведенной Банком России до поднадзорных организаций, при определении степени (уровня) риска клиента» разъяснил, что данные о том, что клиент получал отказы в проведении операций или открытии счета, не могут быть единственным основанием для отказа банка от сотрудничества.

ВАЖНО! Отказ банка должен иметь несколько критериев, доказуемых в случае суда, а не только наличие в списке.

Центробанк рассылает сведения о том, какие компании и на каком этапе оказались в списке «неблагонадежных». Банки могут узнать название организации, увидеть ее реквизиты и один из трех «кодов отказа» (в счете, в переводе, расторжение договора).

Банк, сделав отказ по результатам проверки, передает информацию об этом в Росфинмониторинг, который упорядочивает сведения и информирует Центробанк, а тот, в свою очередь, производит ежедневную рассылку всем банкам страны.

К СВЕДЕНИЮ! Попадание в список в среднем может занять 2-3 дня с момента отказа банка – столько времени информация проходит всю «цепочку».

Возможности «обеления» попавших в черный список «отказников» предусмотрены изменениями, которые были внесены в Федеральный закон №115 законопроектом №313457-7 в марте 2018 года. Их ранее озвучил Центробанк России в Методических рекомендациях №29-МР от 10.11.2017 г.

  1. Выяснение причины отказа. Можно узнать, почему компанию занесли в список, подав в кредитную организацию соответствующий запрос. Теперь банк при информировании об отказе обязан озвучивать и его причину.
  2. Предоставление объяснительных документов. Если причина для отказа не обоснована и может быть объяснена, клиент представляет документы, рассмотрев которые, банк получает основания пересмотреть свое решение, принятые по результатам проверки.
  3. ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Подавать объяснительные документы нужно именно в банк, отказавший в операции или открытии счета. Только он может дать информацию об исключении из черного списка. Даже если с «проблемным» клиентом согласны сотрудничать другие банки, он останется в списке, пока не уладит вопрос с отказавшей кредитной организацией.

  4. Рассмотрение документов и/или сведений. Кредитная организация должна подробно рассмотреть предоставленные клиентом объяснения. Для этого закон предоставляет 10 дней со дня подачи.
  5. Доведение решения до клиента. По результатам рассмотрения клиент должен получить один из двух вариантов ответа от банковской структуры:
    • основания для отказа устранены (в этом случае банк отзывает отказ и направляет эти данные в Росфинмониторинг, клиент вправе вновь полноценно сотрудничать с банком);
    • основания для отказа устранить невозможно (клиент остается в черном списке).
  6. Апелляция. Если решение банка не устроило клиента, он может обратиться в межведомственную комиссию Центробанка. Для этого подается сама жалоба и копия пакета документов. Банк России производит собственную проверку силами специально созданной комиссии, в ходе которой требует от банка объяснения по поводу отказа и изучает объяснительную документацию. На принятие решении есть 20 дней. Если оно положительное, ЦБ передает информацию Росфинмониторингу, обновляющему список. Обновление может произойти не сразу: «отказника» уберут из списка в течение 1-2 месяцев. Клиент при этом получит от банка уведомление об отзыве отказа, имевшего место ранее.
Предлагаем ознакомиться:  Может ли банк забрать ипотечную квартиру

Закон обязывает банк раскрыть причину отказа, но не регламентирует форму подачи ответа. Как показывает практика, банк чаще всего дает ответы в соответствии с кодами Росфинмониторинга:

  • регистрация организации по массовому адресу (кроме комплексов, торговых и бизнес-центров);
  • минимальный или близкий к минимальному размер уставного капитала;
  • адрес регистрации юрлица совпадает с местом проживания единоличного представителя исполнительного органа;
  • исполнительный орган отсутствует по месту регистрации юридического адреса;
  • учредитель, участник, исполнительный орган и бухгалтер – одно и то же лицо;
  • совмещение аналогичных должностей в нескольких организациях сразу.

Как видим, каждая из этих причин может иметь вполне легальное объяснение, но может и косвенно свидетельствовать о нарушении закона №115.

  • причина может не быть единственной, но, как правило, она будет открытой. Открытые причины – те, сведения о которых банковская организация почерпнула из открытых источников информации:
  • сайт налоговой инспеции;
  • информация миграционной службы;
  • исполнительные органы и др.

Закрытые причины – те, о которых банк узнает из собственных источников, которые обычно не раскрываются.

Особых требований к документам нет, компания сама выбирает, каким образом лучше объяснить, что она действительно работает законно, а не обналичивает нелегальные доходы. Иногда подозрения легко можно опровергнуть, прислав определенные данные, которые могут содержаться:

  • в свежей налоговой декларации;
  • в пояснениях, почему декларация отсутствует;
  • в платежных документах по оплате налогов, если она производилась через другой банк;
  • в партнерских договорах, по которым происходит регулярное движение средств, и др.

Как выйти из черного списка клиентов банка

Чтобы не попасть в черный список, можно предварительно изучить критерии проверки банка и постараться их придерживаться.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector