Юридическая помощь
Назад

Установление сервитута на земельный участок

Опубликовано: 30.06.2019
0
14

В какой форме устанавливается сервитут

Основания его возникновения — законодательные акты федеральных, региональных или муниципальных властей в целях обеспечения интересов государства, муниципалитета или местных жителей. Решение об установлении сервитута на земельный участок принимается по результатам общественных слушаний и с владельцем или пользователем недвижимости не согласовывается.

Цели установления публичного сервитута:

  • перемещение по территории участка;
  • проведение ремонтных работ и монтаж разнообразных инженерных коммуникаций, объектов транспортной инфраструктуры;
  • установка спецзнаков и обеспечение подъезда к ним;
  • обеспечение водой;
  • прогон скота;
  • сохранение исторически сложившейся традиции сенокоса либо выпаса скота;
  • охота и рыбалка на замкнутом водоеме, расположенном на участке;
  • сбор дикорастущих растений;
  • проведение исследовательских работ;
  • свободный доступ к побережью.

Основное отличие публичного сервитута от частного – платность последнего. Исключение: публичный сервитут может быть установлен на возмездной основе только в том случае, если у собственника земельного участка возникли серьезные затруднения. Например, часть земли стала непригодна для растениеводства, пришлось снести или перенести хозяйственные постройки и прочее.

Право сервитута регистрируется в Едином государственном реестре прав как право на недвижимое имущество в течение 18 календарных дней с момента подачи соответствующих документов. Необходимые бумаги (ст. 28 Закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»):

  1. заявление лица, в пользу которого будет установлен сервитут;
  2. документ, удостоверяющий личность заявителя (для физического лица), а также соответствующие документы для юридического лица (доверенность, учредительные документы, выписка из ЕГРЮЛ);
  3. документ об оплате госпошлины;
  4. соглашение о сервитуте, соответствующие акты федеральных или муниципальных органов власти либо решение судебных органов;
  5. если обременение относится к части участка, то предоставляется кадастровый паспорт земельного надела с отмеченной на нем зоной действия сервитута, либо кадастровая выписка с аналогичными сведениями. Если сервитут устанавливается на весь участок, то указанный документ не требуется.

Сервитут это вещное право на недвижимость, но регистрируется как обременение. Суть понятия от этого не меняется.

Установление сервитута осуществляется с помощью определенной процедуры. Основанием для обременения является заявление, которое составляется по инициативе заинтересованного лица или государственного органа. Если его составляет частное лицо, то подавать заявление нужно в исполнительный орган, который занимается подобными вопросами. Орган самоуправления в лице своего представителя должен обращаться в местную администрацию.

В заявлении указывается:

  • участок, в отношении которого требуется установление ограничений;
  • цель процедуры;
  • срок действия обременения;
  • информация о владельцах земли;
  • информация о заявителе.

После подачи заявления оформление сервитута происходит следующим образом:

  1. Государственный орган рассматривает заявку.
  2. Проводится публичное заседание.
  3. Далее выносится решение и издается нормативно-правовой акт (постановление).

Установление сервитута на земельный участок

Публичное заседание не является обязательным этапом процедуры, так как эта норма не закреплена в законодательстве. Тем не менее, публичный характер обременения позволяет всем заинтересованным лицам высказывать свое мнение. В заседании имеют право принимать участие:

  1. Жители населенного пункта.
  2. Представители юридических лиц, осуществляющих деятельность на конкретной территории.
  3. Владелец участка.
  4. Лица, представляющие органы местного самоуправления.

Во время заседания обязательно ведется протокол. Он содержит следующую информацию:

  • место, где проводилось собрание;
  • повестку дня;
  • мнение участников собрания;
  • результаты голосования;
  • решение.

В нормативно-правовом акте содержится информация о земельном участке, его владельце, сроках и цели установления обременения. Действие публичного сервитута начинается с того момента, когда все сведения будут внесены в ЕГРП.

Регистрация публичного сервитута на земельный участок осуществляется с помощью следующих документов:

  1. Заявления от уполномоченного органа власти.
  2. Квитанции, подтверждающей оплату госпошлины.
  3. Нормативно-правового акта, который устанавливает обременение.
  4. Кадастрового плана участка.

Регистрирующий орган имеет право потребовать от заявителя предоставления дополнительных документов.

Судебная практика признала, что единственной надлежащей формой соглашения об установлении сервитута является простая письменная форма, т.е. соглашение об установлении сервитута будет действительным только если оно заключено в простой письменной форме. Если вам нужно установить сервитута — у вас нет иного прохода проезда к вашему земельному участку, но ваш сосед препятствует установлению сервитута, не желает заключать соглашение об установлении сервитута — вы имеете право обратится в суд.

Нужно учесть, что суд не будет принуждать вашего соседа заключать соглашение о сервитуте. Он лишь установит сервитут в тех пределах и на тех условиях, которые сочтет справедливыми для обеих сторон.

В судебном процессе вы можете прийти к мировому соглашению с вашим соседом, тогда данное мировое соглашение будет утверждено судом. Условия в мировом соглашении должны быть те же, что и в соглашении об установлении сервитута.

Установление сервитута на земельный участок

Что это такое, сервитут на земельный участок? Сервитут означает обеспеченное законом право пользоваться чужим имуществом в ограниченном масштабе. Это понятие используется в сфере земельных отношений; в юридическом смысле подробно описано в гражданском и земельном законодательствах РФ.

Существует два вида сервитута:

  1. Частный.
  2. Публичный.

Для прокладки коммуникаций сосед вправе потребовать от собственника соседнего участка право на ограниченное пользование его землей.

Последнего по законным основаниям могут обременить: предоставить участок в ограниченное пользование:

  • при необходимости проложить трубы (для проведения газ, тепла), линии электричества и связи;
  • для снабжения окрестных жителей водой;
  • предоставить проезд (проход);
  • в других случаях, выполнение которых невозможно без предоставления сервитута.

О том, что такое обременение земельного участка, вы можете узнать здесь.

На самом деле в добровольной форме оно заключается, только если:

  • собственнику, которому предъявили требование, выгодно разрешить спор, не доводя дело до суда;
  • возможные от такого обременения потери будут незначительными;
  • этот собственник в качестве награды получил удовлетворительную денежное вознаграждение (или иную выгоду).

Другими словами, обремененный собственник продолжает владеть этой землей. И если нормальное пользование участком окажется затруднено, то через суд он вправе потребовать адекватную плату за обременение.

Эта плата высчитывается, исходя из отношения стоимости к тому ущербу, который человек может понести (возможным потерям и убыткам). Примерные расчеты можно найти в сети, они находятся в свободном доступе.

Публичный сервитут используется в местах общественного характера по следующим основаниям:

  • для проезда или прохода;
  • для пастьбы животных;
  • прогонять стада сквозь участок;
  • чтобы использовать его территорию для охоты, ловли рыбы;
  • для кошения сена;
  • обеспечить дренаж земель или подводных вод в зоне участка;
  • проводить на земле исследования и поиски;
  • обеспечить ремонт различных линий и сетей;
  • для размещения информационных знаков (межевых и геодезических) и необходимых подъездов.

Публичный сервитут может быть обоснован для пастбища животных.

Какие еще могут быть назначения у земельного участка? Читайте в статье по этой ссылке.

Он может быть установлен решением Федерального органа, субъекта Федерации или местного самоуправления во имя интересов государства.

Несмотря на то, что и частный, и публичный сервитуты во многом схожи, отличие последнего в том, что он возникает для удовлетворения потребностей множества людей (общества) и за него не взимается никакая плата.

Государство использует его для обеспечения тех или иных запросов общества. Лишь в отдельных случаях за него может быть назначена денежная выплата.

Разница между ними простая: первый вариант подразумевает срок действия соглашения (добровольного или по решению суда), а говоря последнем, следует уточнить, что срок не может быть больше срока резервирования земель под потребности государства.

Чтобы получить разрешение на ограниченное владение, необходимо подать определенный пакет документов в отделение Росреестра – именно там занимаются установлением сервитута и вносят записи во все необходимые документы.

Итак, список документов следующий:

  1. Заполненное заявление лицом, требующим сервитут или его представителем, действующим по доверенности.
  2. Если заявителем выступает юридическое лицо, то нужно предоставить все необходимые документы и выписки, включая доверенность, подтверждающую право представлять интересы заявителя; если физическое лицо – только паспорт;
  3. Добровольное соглашение или соответствующее судебное решение.
  4. Выписка из кадастрового паспорта, если сервитут требуется только под определенную часть земли. В документе ее необходимо отметить.
  5. Подтверждение оплаты государственной пошлины:
  • юридические лица – шесть тысяч (6000) рублей;
  • физические лица – полторы тысячи (1500) рублей.
Предлагаем ознакомиться:  Выплата премии после увольнения сотрудника судебная практика

Условия установления

приватизация земли с/х назначения

Публичный сервитут – это обременение, которое устанавливается в интересах группы лиц и местного населения для обеспечения государственных и муниципальных интересов.

Документом, который служит правовым основанием для установки публичного сервитута, может быть закон или акт муниципального образования или субъекта РФ.

Законодательство содержит перечень условий для установки обременения в виде сервитута. Оно может устанавливаться для решения следующих задач:

  • обеспечение прохода граждан;
  • проезда через земельный участок;
  • размещения на участке межевых, геодезических знаков;
  • использования участка для ремонта коммунальных сетей, инженерных коммуникаций, ЛЭП, дорог;
  • проведения дренажных работ на участке;
  • забора водных ресурсов, водопоя, обеспечения доступа к прибрежной полосе;
  • прогона с/х животных через участок;
  • сенокошения, выпаса животных;
  • использования участка для охоты и рыболовства;
  • использования участка для изыскательских и исследовательских работ.

Указанный перечень оснований не подлежит расширительному трактованию. Это значит, что другие причины не могут рассматриваться в качестве веских для наложения обременения.

Публичный сервитут имеет некоторые отличительные черты:

  1. Если частный сервитут устанавливается по договоренности сторон, либо через судебное решение, то публичный устанавливается через издание нормативно-правового акта.
  2. Обременение устанавливается не в пользу конкретного лица, а группы лиц, местных жителей, т.е. для удовлетворения публичных интересов.
  3. Главная отличительная черта состоит в том, что сервитут вводится по результатам общественных слушаний.
  4. Публичный сервитут может устанавливаться вопреки воле собственника участка при его должном уведомлении.
  1. Подача заинтересованными лицами заявления об установке сервитута и его рассмотрение местными властями.
  2. Назначение общественных слушаний и их проведение.
  3. Принятие окончательного решения по результатам общественных слушаний.
  4. Вынесение органами государственной или муниципальной власти постановления или акта об установке публичного сервитута. Решение должно содержать указание на объект недвижимости, его местонахождение, кадастровый номер участка (он обязательно должен быть отмежеван), ФИО собственника, содержание сервитута и срок его действия.
  5. Государственная регистрация обременения в ЕГРН. Публичный сервитут вступает в силу только после его регистрации в реестре недвижимости. За регистрационные действия в России отвечает Росреестр. Информация о наличии обременения в виде публичного сервитута доступна всем желающим.

Согласно действующим рекомендациям, провести госрегистрацию обязано лицо, в отношении которого вынесен соответствующий акт органов МО. В данном случае это собственник обременяемого участка.

Сервитут прекращает свое действие в следующих случаях:

  1. При истечении срока действия сервитута, указанного в акте или постановлении.
  2. При устранении причины его наложения (например, была построена объездная дорога).
  3. Если собственнику земельного участка удалось обжаловать наложение сервитута в судебном порядке.

Снятие обременения также подлежит обязательной регистрации в Росреестре, за исключением случаев, когда дата прекращения сервитута содержится в законодательном акте. Тогда оно снимается автоматически.

  • до 30 дней на рассмотрение заявления, поступившего от инициативной группы.
  • от 10 дней до месяца на организацию общественных слушаний, оповещение заинтересованных лиц о месте и времени их проведения;
  • до 30 дней на проведение межевых работ и составление кадастрового плана обременяемой части участка земли;
  • до 7-14 дней на регистрацию сервитута в реестре.

Стоимость установки публичного сервитута состоит из:

  • затрат на проведение межевых работ – 15-40 тыс.р.;
  • затрат на организацию общественных слушаний;
  • затрат на оплату госпошлины за регистрацию обременения в Росреестре в размере 1500 р.;
  • компенсации издержек собственнику земельного участка за установку сервитута – они рассчитываются с учетом размера упущенной выгоды собственника, площади действия сервитута, кадастровой стоимости участка земли. Стороны могут договориться о выплате единовременной или ежемесячной компенсации.

Заявление подается в письменном виде и не имеет унифицированной формы. При этом на уровне муниципального образования может действовать рекомендуемый формат заявления.

В данном документе должны содержаться указания на:

  • объект недвижимости/участок земли;
  • сведения о собственнике обременяемого участка;
  • вид и конкретные цели установки обременения (например, для доступа к водоему) – если указанные цели будут не соблюдаться, собственник участка имеет право обжаловать действия жителей и потребовать снятия сервитута;
  • содержание, срок действия сервитута (обычно публичные сервитуты бессрочные, но они могут прекратить свое действие по решению суда или соглашению сторон);
  • обоснование необходимости установки сервитута;
  • лица, в чью пользу устанавливается сервитут, например, члены СНТ или жители муниципального образования;
  • дата подача документа и перечень приложений.

Их несколько:

  1. Если участок уничтожен.
  2. Если причина, по которой обременение было назначено, прекратила свое существование.
  3. Если земли изъяты из гражданского оборота.
  4. Если использовать землю будет невозможно.
  5. Если акт, обеспечивавший законность установки сервитута, прекратил действие.
  6. Если человек, обремененный сервитутом, становится его владельцем.
  • ФИО/наименование сторон соглашения, юридические адреса и идентификационные данные сторон (в отношении физлиц – дата рождения, налоговый код, серия и номер паспорта);
  • сведения о представителях, действующих от имени сторон и документарных подтверждениях их полномочий (приказ о назначении на должность, доверенность);
  • кадастровый номер господствующего участка, в пользу собственника которого устанавливается сервитут;
  • причины, цели, правовые и фактические основания обременения участка муниципальной или госсобственности сервитутом;
  • срок действия сервитута;
  • если сервитут устанавливается на часть участка, сведения, позволяющие идентифицировать такую часть и достоверно установить ее границы;
  • размер платы, взыскиваемой с правообладателя за ограниченное пользование публичными землями;
  • виды разрешенной деятельности сервитутодержателя на обременяемом участке;
  • исключительный перечень правомочностей на осуществление таких видов деятельности;
  • ссылка на обязательство лица, в интересах которого установлено сервитутное обременение, своевременно и в полном объеме вносить соответствующую плату;
  • обязательство правообладателя, в интересах которого установлен сервитут на публичные земли, привести участок в состояние, пригодное для использования согласно целевому назначению (если актуально).

Органы власти, представляющие интересы государства или территориальных общин, не располагают свободой договора. В силу ст. 421 ГК РФ она гарантирована только частным лицам. Условия соглашения о сервитуте, в том числе касательно взимаемой платы, устанавливаются нормативно.

Порядок расчета платы за ограниченное пользование землями общефедеральной собственности установлен Постановлением Правительства РФ № 1461 от 23.12.14 г. Общее правило: размер платы определяется исходя из кадастровой стоимости участка и составляет 0,01% такой стоимости.

Если права сервитутодержателя по условиям договора распространяются на часть участка, плата за сервитут устанавливается из расчета охватываемых сервитутом площадей. Сведения о площади в зависимости от способа оформления соглашения о сервитуте (обычного или упрощенного) можно почерпнуть из:

  • специально разработанной кадастровой документации, касающейся установления сервитута;
  • схемы границ сервитута на кадастровом плане территории.

В случаях, когда земли общефедеральной собственности предоставлены в аренду, постоянное пользование либо пожизненное наследуемое владение, размер платы за установление сервитута определяется квалифицированным оценщиком по правилам Федерального закона РФ № 135 «Об оценочной деятельности в РФ».

Порядок расчета платы за сервитут в отношении участков, находящихся в региональной собственности, устанавливается региональными властями; муниципальной – органами местного самоуправления. Правила аналогичны установленным на федеральном уровне.

Плата за сервитут вносится, как правило, раз в год. Смена правообладателя земельного участка не признается основанием пересмотра ранее установленной платы по соглашению о сервитуте. Однако при перезаключении сервитутного договора на новый срок условия оплаты могут измениться.

Плата по договору об установлении сервитута перечисляется сервитутодержателем его контрагенту – тому, с кем заключено соглашение об установлении сервитута. Перечень лиц, уполномоченных на заключение таких соглашений от имени публичных образований, перечислены в ст. 39.24 ЗК РФ.

Если участок муниципальной или госсобственности передан в аренду, временное или постоянное пользование, соглашение о сервитуте подписывает правообладатель (арендатор, землепользователь), например, унитарное предприятие, коммунальное или госучреждение. Они же получают плату с сервитутодержателя.

Предлагаем ознакомиться:  Как узаконить незаконное расширение участка

расторжение договора

Если участок публичных земель не передан в пользование, договор о сервитуте заключает собственник – государство или территориальная община в лице уполномоченного органа власти. Тогда плата за сервитут перечисляется непосредственно в государственную казну, региональный или местный бюджет.

Желание минимизировать площадь, в отношении которой устанавливается сервитут, обусловлено:

  • хозяйственной необходимостью;
  • пропорциональностью оплаты действительной площади участка, на которую распространяются правомочности сервитутодержателя.

Кто имеет право и кем устанавливается

Сервитут может быть установлен до передачи участка в собственность физическому или юридическому лицу или после этого.

Несмотря на то, что сервитут устанавливается по решению местных властей, конечным потребителем его преимуществ становятся местные жители и соседи. Право подать заявление об установке сервитута могут:

  • граждане: местные жители, члены СНТ;
  • юридические лица, КФХ;
  • государственные органы власти;
  • органы местного самоуправления.

Правовая регламентация сервитутных правоотношений осуществляется с помощью ст. 216, 274 — 277, 613, 694 Гражданского кодекса РФ и отраслевого законодательства: Земельного (ст. 23), Водного и Лесного кодексов. Будучи вещным правом и обременением одновременно, сервитут подлежит регистрации в ЕГРП по правилам Федерального закона № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Ограниченное право пользования чужим участком устанавливалось с целью восполнения недостающих благ, свойств или удобств соседнего участка. Речь шла об установлении права прохода, прогона скота, использования водоема для водопоя и подобном. В дореволюционной России земельный сервитут назывался «правом участия частного».

Установление сервитутов допускается в связи с невозможностью или затруднительностью использования недвижимости. Обеспечивается разумный баланс интересов:

  • сервитут не должен препятствовать собственнику обремененного имущества использовать его согласно целевому назначению;
  • причиненные владельцу обремененного имущества неудобства компенсируются путем установления соразмерной платы за сервитут.

Сервитуты делятся на:

  • личные – установленные в пользу отдельных правообладателей на определенный срок или до конца их жизни;
  • предиальные – установленные в пользу собственника соседней или иной недвижимости, как правило, бессрочно.

Земельные сервитуты отнесены к предиальным. В рамках земельных правоотношений речь идет об обремененных и господствующих участках.

Но поскольку господствующий земельный участок – это объект, а не субъект права, говорить о его правах неправильно. Правами наделен исключительно правообладатель: собственник, арендатор, землепользователь господствующего участка.

Смена правообладателя влечет автоматическую смену носителя сервитутных прав. При этом их объем остается неизменным (ст. 275 ГК РФ).

Законодательство разных стран предусматривает возможность установления земельного сервитута в силу закона, обычая, договора. Согласно ст. 274 ГК РФ сервитут в отношении недвижимости устанавливается соглашением сторон. При отсутствии согласия между собственниками участков спор разрешается в суде. При этом:

  • собственник господствующего участка может добиться установления и государственной регистрации сервитута в ЕГРП без согласия владельца обременяемого;
  • собственник обременяемого участка может установить и в дальнейшем взыскивать плату за пользование (пусть и ограниченное) своим участком или частью его.

По каким основаниям можно прекратить действие сервитута?

  • проведение землеустроительных работ, документальное (не на местности) выделение части участка, в отношении которой устанавливается сервитут;
  • осуществление учета части участка в ГКН с присвоением кадастрового номера;
  • заключение соглашения об установлении сервитута;
  • регистрация обременения участка сервитутом в ЕГРП.

Если срок действия договора об установлении сервитута на часть участка составляет менее 3 лет, по обоюдному согласию сторон процедуру заключения сделки можно упростить.

Им достаточно согласовать и приложить к договору схему границ сервитута на кадастровом плане территории.

Для краткосрочного договора об установлении сервитута этого документа достаточно для установления территориальных рамок действия сервитута. При этом проведения землеустроительных работ, выделения части, постановки ее на учет в ГКН и ЕГРП не требуется. В этом случае сведения об обременении участка сервитутом не становятся общедоступными.

Стоит учесть, что оформление краткосрочного договора об установлении сервитута в отношении части земельного участка публичной собственности в упрощенном порядке является правом, а не обязанностью сторон.

Лицо, претендующее на установление сервитута, вправе инициировать процедуру согласования границ по общим правилам. Однако землеустроительные работы и постановка части участка на учет в этом случае будут проводиться за его средства.

Для установления публичного сервитута необходимо определить границы зон действия этого обременения. Следует понимать, что обременение может действовать не только в отношении полностью сформированного участка, данные о котором внесены в кадастровый реестр. Речь может идти о земле, которая находится на стадии оформления. В этом случае оформление сервитута сопровождается постановлением надела на кадастровый учет.

Общественные слушания

Общественные слушания являются обязательным этапом для установки публичного сервитута. Они требуются, чтобы все заинтересованные стороны могли выразить свое мнение и было принято оптимальное решение. Участниками общественных слушаний могут стать:

  • местные жители;
  • представители компаний, работающих на данной территории;
  • собственник участка земли, в отношении которого устанавливается обременение, его арендатор или субъект постоянного землепользования;
  • представители госвласти.

По итогам проведения слушаний составляется протокол, в котором отображаются результаты голосования по важнейшим вопросам, вынесенным на повестку дня.

Частный сервитут

Заинтересованное должно уведомить собственника земельного участка о своем предложении. Это делается с помощью письма, в котором излагаются основания и условия возможного обременения надела. Вся информация должна соответствовать нормам гражданского законодательства.

Обременение в пользу частного лица должно осуществляться на основании соглашения между сторонами. Это письменный договор, который обязательно содержит все необходимые пункты, включая существенные условия. Если форма договора не будет соблюдена, он будет признан недействительным.

Что такое существенные условия? Это информация, наличие которой в документе укрепляет правовое положение собственника участка, как более слабой стороны сделки. Также учитывается, что обременение не должно доставлять трудностей владельцу. К существенным условиям соглашения можно отнести:

  1. Кадастровый номер участка.
  2. Учетный номер части территории.
  3. Вид обременения и необходимые мероприятия для использования участка третьим лицом.
  4. Сведения о сторонах договора.
  5. Цели и основания сервитута.
  6. Сроки действия обременения.
  7. Размер компенсации.
  8. Права и обязанности лица, в отношении которого устанавливается сервитут.

Помимо этого, соглашение об обременении земельного участка должно включать распределение между сторонами следующих обязанностей:

  • кадастровые работы (межевание и т. д.);
  • процедура внесения сведений о земельном участке;
  • госрегистрация обременения.

Это основные существенные условия сделки, но стороны могут внести в документ дополнительные требования.

Далее осуществляется регистрация сервитута, которая подразумевает, что на землю накладывается обременение. Уполномоченная сторона предоставляет:

  • квитанцию об уплате госпошлины;
  • соглашение сторон или решение суда;
  • кадастровый план.

При этом важно знать следующее:

  1. Кадастровый план подавать не нужно, если обременение накладывается на весь земельный участок.
  2. Если земля находится в долевой собственности, требуется согласие всех владельцев.

Собственник, если он не является заявителем, получает уведомление о наличии обременения в течение 5 дней.

документы на аренду земельного участка

Частный сервитут может быть установлен на основании соглашения или договора о сервитуте. Документ оформляется в простой письменной форме. Он содержит:

  • информацию и сторонах соглашения;
  • сведения об участке, в отношении которого устанавливается сервитут;
  • цели и задачи наложения обременения;
  • границы сервитута (четко определенное место на участке);
  • величина платы за пользование участком, а также порядок ее внесения;
  • прочие условия.
Предлагаем ознакомиться:  Дадут ли рассрочку если есть кредит

Собственник участка, имеющего обременение, вправе потребовать соразмерной платы. Величина вознаграждения устанавливается по соглашению либо на основании решения суда.

В соответствии с данным видом обременения собственника земельного участка суд может обязать обеспечить:

  • свободное перемещение через участок;
  • обустройство общественно-значимых инженерных коммуникаций, таких как электросети, линии связи, газопровод и так далее;
  • доступ для создания и поддержания в надлежащем состоянии мелиоративной системы и системы водоснабжения;
  • прочих нужд, удовлетворение которых невозможно без установления сервитута.

Перечень документов

В процессе установки публичного сервитута потребуются следующие документы:

  • заявление о госрегистрации сервитута от органа местного самоуправления;
  • документ, подтверждающий оплату госпошлины;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя органов госвласти;
  • акт/постановление органов госвласти или МО об установке сервитута;
  • кадастровый план на участок/выписка из ЕГРН на него с отметкой о сфере действия сервитута (если обременяется не весь участок, а его часть);
  • паспорт собственника и документ, подтверждающий его правовой статус (например, свидетельство о собственности участка);
  • протокол общественных слушаний.

В процессе регистрации сервитута в Росреестре могут запрашивать дополнительные сведения.

  • сведения о сторонах;
  • индивидуализация недвижимого имущества (кадастровый номер, размер, расположение данного сервитута);
  • немаловажным будет цель установления сервитута (для прохода и проезда или только для прохода);
  • плата за сервитут (нужна только если вы планируете устанавливать платный сервитут. Если же сервитут будет безвозмездным, то данное условие также должно быть включено в соглашение);
  • срок сервитута (Вы должны указать на какой срок вы предоставляете сервитут, или указываете что сервитут будет бессрочным);
  • иные условия в соглашении о сервитуте, какие вы считаете нужным (например, совместное участие в облагораживании земельного участка или несение бремени определенных расходов).

Содержание соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

  1. Cобственники земельных наделов.
  2. Наследники в статусе пожизненного наследования.
  3. Те, кто имеют право бессрочного пользования.

Важно, чтобы договор не просто был подписан, но не имел подпунктов с непреодолимым условиями для пользователя.

Гражданский Кодекс Российской Федерации защищает права владельцев земельных участков. Если они нарушены (как в случае заключения земли внутри смежных владений), такая ситуация разрешается на основании закона. Регламентируется это статьей Гражданского Кодекса № 274. Сервитут может быть установлен:

  • для прохода или проезда;
  • для прокладки канализации;
  • для прокладки и использования электросетей, водопроводов, газопроводов и так далее.

Установить его можно двумя способами:

  1. на добровольной основе (по согласию сторон);
  2. в принудительном порядке (через суд).

Изначально стоит совершить попытку решить вопрос мирно и по согласию. Это избавит как от траты лишних средств, так и от траты времени.

Часто эта проблема легко решается при установке небольшой арендной платы, что вполне законно.

Но если вопрос решить не удается, придется составить исковое заявление и обратиться в суд.

исковое заявление о признании права собственности на земельный участок

Решение выносится не столько на основании документов и показаний собственников, сколько на основе данных проведенной в рамках суда землеустроительной экспертизы. Проводится она зачастую. Если суд не назначает эксперта, о нем можно ходатайствовать самостоятельно. Заявитель в суде доказывает:

  • что сервитут необходим;
  • что схема прохода (проезда) и проч. приемлема;
  • если его не устраивает схема, предложенная экспертом, ее можно опротестовать.

Решение суда также необходимо внести в реестр, как и договор на добровольных началах.

Установить обременение на землю с одним владельцем несложно, но что делать, если участок имеет несколько хозяев? Закон разрешает устанавливать сервитуты на такие земли, но при соблюдении следующих нюансов:

  1. Если доли не были выделены. Тогда заинтересованное лицо или государственный орган заключают с соглашение со всеми владельцами. А после этого владелец, на чью часть земли наложено обременение, выделяет границы сервитута.
  2. Если доли были предварительно выделены. Соглашение оформляют только собственник и третье лицо, а остальные совладельцы обязаны лишь предоставить нотариально заверенное согласие.

Соблюдение этих условий является важным для обеих сторон, заинтересованных в сервитуте.

  1. Частный.
  2. Публичный.

Земля может находиться в праве бессрочного пользования. О том, что это такое, читайте здесь.

Если единственный источник воды находится на участке собственника, он обязан предоставить к нему доступ.

Чтобы понять, что это такое сервитут на земельный участок, смотрите пример:

  • водный колодец, который находится на участке собственника, если он жизненно необходим множеству людей; а также подходы к нему;
  • сервитут используется для прокладки газовой трубы или теплотрассы через частный участок;
  • если дорога (любого типа) проходит сквозь участок – она становится обременением для собственника;

В большинстве случаев рекомендуется обращаться за помощью к специалистам в жилищном и земельном праве, которые смогут найти нужные возможности и выходы. В любом случае, это определенного рода компромисс, и профессионалы, имеющие достаточный опыт в этом деле, помогут найти сбалансированное решение, которое позволит удовлетворить обе стороны.

Судебная практика

Дело в том, что судебный порядок установления сервитута особый. Как истцу, так и ответчику важно знать:

  • суд встанет на сторону истца, если нарушены его права собственника и иного способа восстановить их, кроме как установления сервитута, нет;
  • условия суд определит самостоятельно;
  • иногда лучше договориться вне судебного процесса, поскольку условия по решению суда могут быть обременительными для ответчика (некоторые граждане этого не понимают).

Нельзя не отметить, что владелец земельного надела, обремененного сервитутом, имеет право выдвигать как встречные иски, так и требования. Все эти споры можно решить в рамках одного судебного процесса. Суд должен балансировать между интересами одной и другой стороны, но если ответчиком требования не выдвигаются, в процессе о них говорить не будут.

Права всех собственников земельных участков в России защищены одинаково. В отношении них принимаются одни и те же нормы законодательства. Именно поэтому не стоит пугаться суда, стоит лишь запастись терпением.

Обременение на землю может быть связано с большим количеством разногласий, поэтому стороны часто обращаются в суд. Естественно, чтобы получить право пользования чужой землей на основании сервитута, необходимо составить и подать исковое заявление.

Чаще всего иск подается для установления частного сервитута. В заявлении обязательно указывается:

  1. Наименование суда (обычно иск подается в арбитражный).
  2. Информация о заявителе.
  3. Сведения о владельце земельного надела.
  4. Основания для подачи искового заявления.
  5. Обоснование иска с помощью нормативных актов.
  6. Расчет цены иска и размер стоимости сделки при возмездной сделке.
  7. Факты, подтверждающие, что истец пытался разрешить конфликт.
  8. Список документов, которые подаются вместе с заявлением.

Иск обязательно подписывается заявителем или представителем. Следует знать, что суд может не учитывать множество факторов, в том числе и условия сервитута. У него есть право самостоятельно установить все необходимые условия и границы земельного надела. При этом учитываются интересы обеих сторон – и собственника, и третьего лица.

Нередко в судебном процессе возникает вопрос о возмездной сделке, подразумевающей компенсационные выплаты хозяину земли. Для установления размера таких выплат суд назначает оценивание, которое проводит уполномоченная организация. В случае с частным сервитутом суд не вправе принуждать собственника заключить соглашение об обременении. Но он может заставить стороны зарегистрировать обременение, если договор (постановление) уже был составлен.

Итак, публичный сервитут – это накладывание обременения на частный участок земли на основании определенного нормативного акта в пользу государства. Частный сервитут – это соглашение между сторонами для личного пользования землей. Зная, как оформить сервитут на земельный участок, все равно нужно следить за соблюдением своих прав. А в ситуации, когда эти права нарушаются, необходимо идти в суд и подавать заявление.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector