Юридическая помощь
Назад

Должен ли виновник ДТП выплачивать разницу

Опубликовано: 29.07.2019
0
6

Вопрос: можно ли взыскать износ с виновника ДТП по ОСАГО?

Можно ли взыскать возмещение в виде выплаты по страховке ОСАГО напрямую с виновника ДТП по части недополученной выплаты из-за методики расчёта с износом страховой компании? Непонятно звучит? Так, вероятно, и задумано.

Коротко, если Вы считаете, что, застраховавшись по ОСАГО однажды, Вы снимаете с себя все риски по выплате в случае ДТП, то Вы не правы. Так считает государство.

И для обратной стороны аналогично — если Вам выплатили с учётом износа, то Вы можете возместить вред с виновника.

Дело здесь в соответствующем постановлении Конституционного суда РФ, который считает, что действующее на 2018 год законодательство даёт право взыскать часть выплаты по ОСАГО напрямую с виновника ДТП. Если страховая выплатила недостаточно денег из-за утверждённой методики расчёта запчастей с износом.

Но давайте обо всём по порядку!

Итак, действующий на 2018 год закон «Об ОСАГО» обязывает возмещать ущерб, причинённый застраховавшимся водителем, потерпевшему. Но этот закон также устанавливает определённый порядок такой выплаты (точнее, возмещения, ведь в приоритете на сегодня натуральный вид компенсации — ремонт автомобиля в сервисе страховщика) и, что самое главное, методику расчёта.

И такая методика расчёта предусматривает учёт износа запчастей на машину. То есть если возраст Вашего автомобиля более 5 лет, то Вы недополучите примерно 50% возмещения на запчасти. На работы износ не распространяется — они учитываются в полном объёме.

То есть что получается — ОСАГО должно покрывать ущерб, но фактически может покрыть всего лишь 50% от этого из-за учёта износа? Всё верно.

Но есть для Вас новости хуже, если Вы являетесь виновником ДТП. У потерпевшего теперь есть возможность взыскания выплаты без износа по ОСАГО непосредственно с причинителя вреда — то есть с Вас.

Что случилось?

Должен ли виновник ДТП выплачивать разницу

Дело здесь в постановлении Конституционного суда. Весной прошлого года несколько инициативных граждан обратилось в этот суд после решений нижестоящих судов о том, что вот страховая компания им выплатила с учётом износа фактически меньшую сумму, чем стоит восстановление автомобиля после ДТП.

Заявители просили пересмотреть эти решения как противоречащие законодательству. Ниже мы рассмотрим логику и приведём решение Конституционного суда (КС).

Вывод из этого простой: по ОСАГО страхуется не вся ответственность при ДТП, а только её часть. То есть теряется весь смысл страхования ОСАГО.

Увы, но да. КС в конечном итоге удовлетворил жалобу обратившихся и вынес соответствующее постановление.

Но в чём логика? И что же получается, если Вы стали виновником ДТП, то страховая покроет только часть убытков? То есть закон о страховании работает так, что виновнику в любом случае придётся возмещать вред самому, пусть и частично? Совершенно верно.

До постановления КС судебная практика работала единообразно. Судьи считали, что вред, возмещённый страховой компанией в виде выплаты или ремонта, возмещён полностью, даже если денег на фактически ремонт у потерпевшего не хватило. С виновника требовать нечего, ведь его ответственность застрахована.

Но с такой судебной практикой не согласился КС. И вот в чём дело!

ГК РФ Статья 1072. Возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность.

Юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (статья 931, пункт 1 статьи 935), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причинённый вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

В контексте именно этой нормы права КС разъяснил, что, раз Конституция РФ даёт право гражданину на частную собственность, то это право не может быть нарушено неполной выплатой. А статья 1072 ГК как раз даёт право взыскивать разницу выплаты без износа по ОСАГО напрямую с виновника.

Судебная практика: прочитать соответствующее постановление КС РФ.

Всё вышеописанное работает только в тех случаях, когда ДТП оформлено с сотрудниками ГИБДД. Европротокол же устанавливает собственные правила по возмещению ущерба. И, согласно им, подписывая извещение европротокола, потерпевший соглашается с фактом возмещения ущерба в пределах именно страховой суммы.

39. Возмещение убытков в пределах сумм, установленных статьёй 11.1 Закона об ОСАГО, является упрощённым способом исполнения обязательств страховщиком, вследствие чего выплата прямого возмещения прекращает обязательство страховщика и причинителя вреда по конкретному страховому случаю (пункт 1 статьи 408 — ГК РФ).

В связи с этим не подлежит удовлетворению иск потерпевшего к страховщику и/или к причинителю вреда о возмещении ущерба на сумму, превышающую предельный размер страховой выплаты в рамках упрощённого порядка оформления дорожно-транспортного происшествия, за исключением случаев, когда соглашение участников дорожно-транспортного происшествия о его оформлении без участия уполномоченных на то сотрудников полиции признано судом недействительным.

По сути, первый абзац цитаты говорит нам о том, что даже если вместе с разницей расчёта без износа и выплаченной страховой суммой с износом не превышает лимит по европротоколу, то взыскивать выплату без износа с виновника напрямую нельзя. Но второй абзац прямо указывает лишь на случаи, когда фактическая сумма ущерба превышает лимит по европротоколу.

Рассмотрим простой пример. Случилось ДТП, и потерпевший решил отремонтировать автомобиль по Каско, а не обращаться сразу по ОСАГО.

В этом случае страховая виновника по ОСАГО в рамках суброгации выплачивает сумму страховой потерпевшего, которая застраховала его по Каско. Но суть в том, что ОСАГО выплачивает опять же сумму с износом.

А по Каско потерпевший отремонтировался без учёта износа (чаще всего договоры Каско не предусматривают износ).

И в этом случае уже страховая компания потерпевшего имеет право напрямую взыскать разницу между расчётом без износа и с износом напрямую с виновника. Просто право требования в этом случае перешло от потерпевшего к его страховой компании.

Один важный момент, на котором обосновывается судебная практика (точнее, судьи) с момента выхода постановления КС – сам факт наличия разницы между расчётом без износа и с износом ещё нужно доказать.

Суть такой логики заключается в том, что если Вы подадите иск на виновника о взыскании разницы просто по результатам оценки страховой компании или экспертизы, то суд такие основания не зачтёт как достаточные.

То есть Вы могли отремонтировать автомобиль по ценам и с учётом износа, несмотря на расчёты.

А в суд необходимо предоставить доказательства того, что Вы реально понесли расходы на восстановительный ремонт больше, чем насчитала страховая компания – просто калькуляции для этого недостаточно.

Таким образом, судебная практика будет не на Вашей стороне, когда Вы подаёте иск о взыскании разницы напрямую с виновника, в случаях, если:

  • Вы даже не ремонтировали автомобиль, и Вам нечем обосновать, кроме расчёта независимой экспертизы,
  • в том числе если Вы продали машину и также, разумеется, её не ремонтировали,
  • отремонтировали автомобиль, но не сохранили доказательств оплаты.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2017 года N 6-П не предполагается безусловного взыскания с виновного лица стоимости восстановительного ремонта поврежденного автомобиля без учёта его износа, согласно экспертному заключению, не превышающей лимит страхового возмещения.

Иные надлежащие доказательства того, что им понесены реальные, т.е.

необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, и они превышают сумму страхового возмещения, в материалах дела отсутствуют.

Ещё одно аналогичное решение суда. Есть пример и удовлетворённого иска.

В том числе и в случае, когда с Вас пытается взыскать разницу выплаты по Каско, есть варианты уменьшить эту сумму. Как показывает судебная практика, совсем избежать взыскания не удастся.

Предлагаем ознакомиться:  Взыскание иска с ответчика

Единственный вариант здесь — это ходатайствовать о переоценке суммы фактического ущерба, то есть о назначении судебной экспертизы. Дело в том, что расчёт выплаты или произведённый ремонт могли быть завышены изначально, и очень часто именно так и происходит.

Чаще всего судебная экспертиза постановляет, что для определённых элементов не было надобности в замене, а достаточно было вытяжки и покраски. Но имейте в виду, что критерий для обязательности замены достаточно высокий. Например, если фактически потребовалась рихтовка с применением шпакли, то замена в этом случае обоснована.

Также следует иметь в виду, что расчёт должен производиться по той же единой методике расчёта, а не рыночным ценам на запчасти. А сам износ страховой компанией может быть применён только к запчастям и кузовным элементам, но не к работам по их замене, покраске и тому подобной.

Для оценки перспективы судебного процесса, будучи любой стороной в ДТП: потерпевшим или виновником и преследуя различные цели, Вы можете проконсультироваться с нашими партнёрами-автоюристами. Консультация бесплатна.

Между тем, эксперты в области законодательства предвещают недолгую жизнь такой позиции нового закона и судебной практики, которые теперь повсеместно руководствуются вышеприведённым постановлением КС РФ и взыскивают разницу без износа с виновника.

Дело здесь в нелогичности этого постановления и противоречия целому ряду постулатов действующего законодательства. Рассмотрим самые распространённые из них.

Вы попали в ДТП. Виновником оказался второй водитель. К счастью, у него было все в порядке с полисом ОСАГО, и вы даже без суда смогли получить направление на ремонт.

Все бы хорошо, но есть одно «но»: страховая насчитала ущерб по единой методике с учетом износа, поэтому для завершения ремонта вам пришлось доплатить из своего кармана еще несколько тысяч рублей.

Если мою машину повредят, что мне делать?

Делайте фотографии с места аварии, во время и после ремонта. Закажите экспертизу, которая подтвердит, что расходы обоснованы. Например, что деталь нельзя отремонтировать и придется ставить новую. По методике страховой компании могут оплатить только ремонт, а в суде вы обоснуете замену и получите компенсацию от виновника.

Собирайте все документы на услуги автосервиса и оплату запчастей. Храните документы от страховой компании.

Предложите виновнику возместить ущерб добровольно или обратитесь в суд. Если вы выиграете суд, вам возместят расходы на юриста и госпошлину.

Как виновнику дтп избежать выплат разнице по износу деталей

Как и то, что в рамках этой выплаты ответственность несет только страховщик. А вот свыше этого лимита недостающих денег можно требовать уже с самого виновника дорожно-транспортного происшествия. Чаще всего разницу взыскивают в суде.

Кстати, возмещение ущерба виновником ДТП будет произведено с учетом изношенности машины, которую придется ремонтировать. Иными словами, согласно российскому законодательству улучшение авто за счет виновника аварии незаконно.

Ваш домашний юрист

А если страховая не платит по ОСАГО, порядок действий прочтите тут.

В ДТП несколько потерпевших. В этом случае лимит страховщика 160 тыс. делится на всех пропорционально ущербу, причиненного каждому. Однако в этом случае выплат в большинстве случаев не хватает. Например, в ДТП 3 потерпевших. Одному выплатили 40 тыс. другому 50 тыс. третьему 70 тыс. а ущерб, причиненный ДТП больше этих сумм.

Поскольку максимальная выплата по ОСАГО составляет 120 000 рублей, страховая компания требует выплаты разницы с меня т.е около 30 000 рублей.

2. Почему после оценки поврежденного автомобиля и выставления цены в 150 000 рублей, страховая компания не связалась со мной и не сообщила, что мне необходимо выплатить разницу?

3. Поврежденным автомобилем является FIAT ALBEA, стоимость которого на рынке составляет порядка 300 000 рублей.

Если автомобиль принадлежит юридическому лицу, а виновник аварии, управляя им, находился при исполнении служебных обязанностей, то иск предъявляется к юридическому лицу, которое является собственником транспортного средства.

Это является большим плюсом, так как фактически получить деньги в рамках исполнительного производства с юридического лица, которое фактически осуществляет предпринимательскую деятельность, на много проще чем с физического лица.

Таким образом, существует 2 разновидности проблем по взысканию денег с виновника аварии это, если у виновника нет полиса ОСАГО или размер причиненного ущерба оценивается более лимита страховой выплаты.

Для этого в первую очередь Вам необходимо определить размер подлежащей взысканию суммы, необходимой для проведения восстановительного ремонта.

1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности.

В соответствии со ст.

Виновник аварии должен возместить весь ущерб, нанесенный пострадавшей стороне, в полной мере (при этом ремонт своего авто он, как виновник, оплачивает самостоятельно).

Если причиненный ущерб более суммы, которую покрывает ОСАГО, то пострадавший может воспользоваться правом – потребовать выплаты разницы через суд, непосредственно от виновника аварии (из его личного кошелька).

Стоит отметить, что страховщики чаще всего максимально занижают размеры выплат, и большая часть суммы, которую необходимо выплатить пострадавшему, ложится на плечи виновника.

Целью ответного иска, поданного виновником, может быть уменьшение суммы ущерба, поиск истинного виновника либо признание судом обоюдной вины участников аварии.

В первую очередь, не тянуть время – оно работает против вас.

1 ответ. Москва Просмотрен 212 раз. Задан 2013-04-21 12:17:42 0400 в тематике «Автомобильные происшествия» Должен ли виновник дтп(я) выплачивать разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба — Должен ли виновник дтп(я) выплачивать разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба. далее

1 ответ. Москва Просмотрен 338 раз. Задан 2012-12-03 08:22:47 0400 в тематике «Гражданское право» Финансовые споры после дтп — Финансовые споры после дтп.

справок. Запоминаем, куда нужно приехать за дополнительными документами.

Нет внятного ответа от страховой компании – ищем адреса в полисе и/или на интернет-сайте страховой компании, а перечень документов – в Правилах страхования ОСАГО (вам их выдавали отдельной брошюрой, когда вы оформляли свой полис).

Отношения вследствие причинения вреда (то есть между потерпевшим и виновником) регулируются ГК РФ. Статьи 15 и 1064 ГК РФ дают потерпевшему право требовать полного возмещения причиненных убытков с причинителя вреда.

В 1072 статье ГК РФ также прописана необходимость возмещения потерпевшему разницы между суммой страхового возмещения и фактическим размером ущерба, если страховой выплаты недостаточно для полного возмещения ущерба.

Если он повредит машину десятилетней давности, то пострадавшему лицу будет положена компенсация как за новое авто. Страховая компания компенсирует только часть расходов, а разницу обязан будет платить виновник.

Также нужно попросить выписку о том размере компенсации, которую возместила страховая компания.

Если я стану виновником ДТП, что мне делать, чтобы не переплачивать?

Сделайте фотографии поврежденного автомобиля. Предложите провести независимую экспертизу, чтобы оценить ущерб. Уточните сумму возмещения в страховой компании. Если согласны с ущербом, возместите добровольно, чтобы не оплачивать судебные издержки. Берите расписки на каждую сумму, которую передаете в счет ущерба.

Если считаете, что ущерб завышен, ищите грамотного юриста. В суде можно доказать необоснованные расходы и уменьшить выплаты.

Предлагаем ознакомиться:  Право на жилплощадь детей престарелых родителей

Конституционный Суд неоднократно указывал, что потерпевший в ДТП может обратиться с иском в суд о взыскании разницы между выплаченным по ОСАГО и реальным ущербом. До недавнего момента Верховный Суд придерживался такой же позиции, но потом её изменил.

9 сентября 2014 г. Центральным Банком принято Положение N 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». В рамках реализации указанного Положения на Российский Союз Автостраховщиков возложена обязанность по сформированию справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства.

Ранее Верховный Суд РФ высказывался за возможность взыскания разницы выплаченной по ОСАГО и реальным ущербом, но в обзоре судебной практики от 22 июня 2016 года изменил свое мнение. Конституционный Суд РФ считает возможным обращение с исковыми заявления на виновников.

Вице-председатель Комитета по защите прав автовладельцев Александр Холодов считает, что необходимо исправлять справочники РСА, цены в которых не соответствуют магазинным. «РСА формирует справочники средних цен на запчасти и по этим ценам происходит выплата за вычетом износа. Потерпевшим не хватает этих денег для ремонта, а при направлении на ремонт страховщиком необходимо доплатить износ.

Ремонт по направлению страховщика выбирают не более 10% потерпевших не только из-за доплаты износа, но и в связи с низким качеством ремонта на автостанциях страховщиков. Несправедливо взыскивать износ и разницу в стоимости с виновника ДТП, который имеет полис ОСАГО и застраховал свою ответственность.

Цитаты судебных актов.Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» гарантирует возмещение потерпевшим причиненного им вреда при использовании транспортного средства иными лицами не в полном объеме, а только в установленных им пределах. В Постановлении от 31 мая 2005 года No 6-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что суть института обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств состоит в распределении неблагоприятных последствий, связанных с риском наступления гражданской ответственности, на всех законных владельцев транспортных средств с учетом такого принципа обязательного страхования, как гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных данным Федеральным законом.

Таким образом, абзац второй пункта 19 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в части, определяющей размер расходов на материалы и запасные части с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте, сам по себе не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявительницы.

Определение Конституционного Суд РФ No 535-О от 29 марта 2016 года

Суды отклонили довод ответчика о необходимости взыскания стоимости восстановительного ремонта с учетом износа деталей, поскольку данные правила применяются при взыскании ущерба по Закону об ОСАГО, что в данном случае неприменимо. Требование о взыскании ущерба заявлено на основании статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми потерпевший имеет право на полное возмещение причиненных ему убытков.

Определение Верховного суда от 27 марта 2015 г. Дело No 305-ЭС15-1554Противоположная позиция.22. Расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства для целей выплаты страхового возмещения по договору ОСАГО и для определения размера ущерба, возмещаемого причинителем вреда, осуществляется в соответствии с Единой методикой, т.е. с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства.

Пример. Т. обратилась в суд с иском к причинителю вреда С. и страховой компании «А» о возмещении материального ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия.Разрешая спор и определяя сумму ущерба, причиненного истцу, суд первой инстанции исходил из величины затрат на восстановление поврежденного транспортного средства в размере 92 300 рублей (с учетом износа).

В соответствии с абзацем восьмым статьи 1 Закона об ОСАГО договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств – договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей (подпункт «б» статьи 7 Закона об ОСАГО).

Расходы, понесенные потерпевшим в связи с необходимостью восстановления права, нарушенного вследствие причиненного дорожно- транспортным происшествием вреда, подлежат возмещению страховщиком в пределах сумм, установленных статьей 7 Закона об ОСАГО (пункт 4 статьи 931 ГК РФ, абзац восьмой статьи 1, абзац первый пункта 1 статьи 12 Закона об ОСАГО).

В силу пункта 15 статьи 12 Закона об ОСАГО возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего, может осуществляться по выбору потерпевшего путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которым у страховщика заключен договор о ремонте транспортного средства в рамках договора обязательного страхования, либо путем получения суммы страховой выплаты в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя).

При этом независимо от того, какой способ возмещения вреда избран потерпевшим, стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства определяется с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства (абзац второй пункта 19 статьи 12 Закона об ОСАГО).

Размер подлежащего выплате потерпевшему страховщиком или причинителем вреда ущерба начиная с 17 октября 2014 г. определяется только в соответствии с Единой методикой.Таким образом, потерпевший вправе требовать со страховой компании, являющейся страховщиком по обязательному страхованию гражданской ответственности причинителя вреда, выплаты страхового возмещения в пределах сумм, предусмотренных статьей 7 Закона об ОСАГО (400 тысяч рублей).

В случае если стоимость ремонта превышает указанную выше сумму ущерба (400 тысяч рублей), с причинителя вреда подлежит взысканию дополнительная сумма, рассчитываемая в соответствии с Единой методикой с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства.На основании изложенного суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Т.

о взыскании с причинителя вреда С. разницы между размером страхового возмещения, рассчитанного с учетом износа, и стоимостью восстановительного ремонта без учета износа.(По материалам судебной практики Липецкого областного суда, Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области; аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации No 4(2015).

Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 г.

Виновник ДТП сам оплачивает ущерб

Истребование материальной компенсации ущерба, причиненного столкновением на дороге, – процедура не из приятных. Однако уделить ее осуществлению должное внимание все же не помешает, поскольку от правильности и оперативности действий, выполненных непосредственно после происшествия, как правило, зависит, будут ли покрыты убытка, нанесенные нарушителем ПДД, и в каком объеме.

В статье представлена информация о порядке взыскании ущерба, а также случаях, когда компенсация происходит за счет виновной стороны. Помимо этого, вы сможете получить исчерпывающие сведения о том, что подлежит компенсации, и какие требования можно предъявить ответчику во время рассмотрения дела в суде.

Предлагаем ознакомиться:  Штраф за перепланировку в 2019 году

Обратите внимание! Вопрос покрытия расходов, причиненных аварией, можно разрешить в добровольном порядке. Если участники не приняли компромиссного решения, и нарушитель не соглашается покрывать ущерб, дело рассматривается в порядке судебного производства. Право граждан на защиту свои прав в суде гарантировано Конституцией РФ, а также другими актами правотворчества.

Практика показывает, что в большинстве случаев убыток взыскивается с виновника при таких обстоятельствах:

  1. стоимость восстановительного ремонта превышает страховую сумму, выплата которой предусмотрена договором. Чтобы определить размер выплаты, необходимо заказать проведение независимой экспертизы, причем сделать это желательно непосредственно после наезда. Вывод аналитика является законным основанием для истребования разницы с ответчика по иску. Скажем, если страховая сумма равна 160 тысячам рублей, а величина ущерба – 200 тысячам, обязательства по компенсации недостающих 40 тысяч ложатся на плечи стороны, совершившей правонарушение;
  2. гражданская ответственность участника не застрахована или же срок действия полиса на момент столкновения истек. Также основанием для истребования убытков является наличие у нарушителя нелегальной страховки;
  3. число лиц, пострадавших от правонарушения, более двух. Как правило, в таких случаях сумма полиса не покрывает полностью расходов, понесенных вследствие аварии, поэтому для восстановления ТС требуются дополнительные финансовые ресурсы. Правом на истребование недостающих денег обладает каждый участник ДТП, автомобиль которого был поврежден в результате данного события;
  4. повреждение машины или ее детали/деталей произошло во время пребывания авто в недвижимом состоянии. К примеру, если виновник происшествия некорректно открыл дверь своего авто, и таким образом повредил авто, находящееся рядом, он обязан оплатить ремонт. Примеров столкновений подобного рода достаточно много, их особенностью является тот факт, что причиненные таким способом убытки не подлежат компенсации со стороны страховщика. Единственный вариант покрыть ущерб – истребовать необходимые для ремонта деньги с нарушителя. Как показывает практика, достаточно часто участникам ДТП удается договориться о возмещении вреда полюбовно. Если во время решения вопроса возникают разногласия, сумма компенсации явно завышена или вторая сторона отказывается производить оплату, тогда без судебного разбирательства не обойтись;
  5. договором страхования не предусмотрено возмещение расходов, связанных с моральными переживаниями, поэтому это осуществляется за счет виновной стороны;
  6. лицо, нарушившее ПДД, вследствие чего произошло столкновение, обязано компенсировать вред, причиненный жизни и здоровью пострадавших людей, если страховая сумма полностью не покрыла расходов на восстановление здоровья или погребение.

Обратите внимание! При истребовании компенсации денег, потраченных на устранение повреждений, не следует рассчитывать на возмещение ремонтных работ в полном объеме, поскольку в ситуациях подобного рода имеет значение такая категория, как износ ТС. Виновник ДТП обязан оплатить только те повреждения, которые появились во время/в результате столкновения, а не ремонт автомобиля в целом. Улучшение качества ТС за счет другого лица, даже если это лицо является нарушителем, не допускается.

Лицо, пострадавшее после аварии, имеет право требовать покрытия:

  • растрат с учетом износа автодеталей;
  • финансовых ресурсов, потраченных на оплату восстановительного ремонта;
  • расходов, произведенных в связи с транспортировкой машины на станцию техобслуживания после ДТП и ее хранением;
  • нравственных переживаний;
  • денег, потраченных на восстановление здоровья или на погребение, если имело место ДТП с пострадавшими;
  • товарной стоимости ТС, утраченной в результате аварии. Данное возмещение происходит, если можно точно рассчитать утраченную стоимость;
  • заработной платы, неполученной вследствие временной утраты пострадавшим лицом трудоспособности;
  • средств, потраченных на прохождение пострадавшим лицом курса реабилитации;
  • дополнительных расходов, в частности на почтовые переводы, консультацию автоюриста, услуги независимого эксперта и прочие выплаты. Вместе с этим в случае удовлетворения судом исковых требований, ответчик обязан возместить средства, потраченные на оплату госпошлины и услуг автоюриста, составившего исковое заявление;
  • расходов, понесенных в связи с утратой кормильца.

Дополнительная информация! Основанием для истребования возмещения ущерба являются как письменные, так и иные допустимые и относимые средства доказывания, имеющие отношение к делу. К примеру, чтобы требовать покрытия независимой экспертизы, необходимо представить документы, подтверждающие ее оплату и проведение.

Существует несколько способов добиться возмещения ущерба:

  • попробовать договориться с виновником аварии о добровольном покрытии убытков;
  • предъявить претензию в письменной форме;
  • обратиться в суд, подав соответствующее заявление. К последнему способу прибегают в крайнем случае, когда договориться мирным путем не получилось. Хотя, как показывает судебная практика, случаи обращения в суд с пропуском претензионного этапа и этапа мирных переговоров также имеют место. Относительно обращения в судебные органы законодатель не установил никаких ограничений.
  • заявление, содержащее исковые требования;
  • результаты независимой экспертизы;
  • протокол ДТП, а также соответствующее постановление;
  • документ, включающий информацию относительно суммы ущерба и порядке ее исчисления.

Обратите внимание! Чтобы заявление было принято к рассмотрению, истец обязан оплатить государственную пошлину. Квитанция об ее оплате прикладывается к общему пакету документов. Реквизиты счет можно узнать на официальном сайте суда.

В случае удовлетворения иска, все расходы, понесенные истцом перед обращением в суд, также как и требование о компенсации ущерба, подлежат возмещению. За этапом судебного разбирательства следует исполнение решения. Обеспечение исполнения решения надлежащим образом относится к компетенции судебных приставов, именно туда и следует доставить постановление после его вступления в законную силу.

Компенсация ущерба взыскивается судебными приставами в соответствии с нормами законодательства.

Расходы, понесенные при ДТП, могут взыскиваться как в принудительном порядке, к примеру, через суд, так и в добровольном. Второй вариант решения проблемы менее хлопотный, однако, достичь мирного соглашения без привлечения третьих лиц не всегда выходит. Особенно если речь идет о крупных материальных потерях, требующих возмещения.

Перед тем как обратиться к виновнику с предложением компенсировать убытки мирным путем, следует основательно подготовиться:

  1. получить в ГИБДД копию протокола ДТП;
  2. заказать проведение независимой экспертизы;
  3. получить в страховой компании справку, подтверждающую тот факт, что размер ущерба превышает страховую сумму, предусмотренную договором.

Важно! О дате и времени проведения независимой экспертизы виновника аварии следует известить заблаговременно. Если исследование проводится в том же населенном пункте, где проживает нарушитель, уведомление необходимо отправить за три дня, если в другом – за шесть дней.

После сбора необходимых документов можно переходить к составлению претензионного заявления. Претензия должна содержать следующие данные:

  • личные данные виновной и пострадавшей стороны, реквизиты паспорта, адреса, контрактные данные;
  • сведения об обстоятельствах и причине ДТП как те, что зафиксированы в протоколе ГИБДД, так и установленные в результате проведения независимой экспертизы;
  • данные о ТС, поврежденном во время аварии;
  • результат независимого исследования;
  • размер убытков, включая дополнительные расходы на услуги эксперта;
  • размер страховой суммы, предусмотренной договором;
  • сумма ущерба, не покрытая страховкой (разница);
  • требования пострадавшей стороны.

Исковое заявление о возмещении вреда, причиненного ДТП, составляется в соответствии с нормами процессуального законодательства. Согласно правилам общей территориальной подсудности заявление подается по месту жительства ответчика.

Рассмотрение заявления подобного рода относят к компетенции:

  1. мирового судьи (цена иска не более 50 тысяч рублей);
  2. районного судьи (цена иска свыше 50 тысяч рублей).

Обратите внимание! Размер морального ущерба не входит в цену иска, определяется в ходе рассмотрения дела и не облагается госпошлиной.

Чтобы процедура не затянулась на долгие месяцы, лучше воспользоваться помощью опытного автоюриста. Специалист в сфере дорожно-транспортных отношений сможет корректно составить исковое заявление и разработать максимально выгодную и эффективную стратегию ведения дела.

› Ущерб при ДТП › Виновник ДТП сам оплачивает ущерб

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector