Юридическая помощь
Назад

Чем занимаются органы опеки и попечительства

Опубликовано: 28.02.2020
0
11

Законодательная база

Опека и попечительство над детьми и другими недееспособными (частично либо полностью) гражданами осуществляется для защиты законных интересов этих категорий. Данное положение установлено в гл. 3, п. 16 ФЗ № 131, регламентирующем принципы организации самоуправления на местах. Опека и попечительство над детьми необходимы также в целях воспитания несовершеннолетних.

Это положение фиксируется в ст. 31 ГК. В соответствии с этой статьей, а также ст. 121 СК уполномоченными для этого службами выступают организации, входящие в систему местного самоуправления. Каждый территориальный орган опеки и попечительства осуществляет свою работу в соответствии с уставом МО, принятым в рамках законодательства субъекта.

Понятие органов опеки и попечительства

Опека и попечительство — разные понятия и структуры, но их часто путают или считают синонимами. Согласно нормам законодательства РФ, органами опеки и попечительства в РФ являются организации, в ведении которых находятся:

  1. Опека — это вид устройства детей, не достигших 14 лет, или лиц, признанных недееспособными судом, при котором назначаются законные опекуны (подробнее в статье: опека: что это и как ее установить{q}). Они являются представителями указанных лиц и совершают от их имени и в их интересах правовые действия.
  2. Чем занимаются органы опеки и попечительстваПопечительство — это вид устройства лиц в возрасте от 14 до 18 лет, или людей, ограниченных судом в дееспособности. При этом гражданам назначаются законные попечители, обязанные содействовать своим подопечным в осуществлении их прав, защите интересов в отношениях с третьими лицами (организациями). Попечители имеют полномочия давать согласие на заключение крупных сделок или совершение других действий.

Опека, согласно законодательству РФ — это вид устройства граждан, не достигших 14 лет, или лиц, признанных недееспособными судом, при которой данным людям назначаются законные опекуны, являющиеся их представителями и совершающие от их имени и в их интересах правовые действия.

Попечительство — это вид устройства лиц, которые находятся в возрасте от 14 до 18 лет, или людей, ограниченных судом в своей дееспособности, при котором данным гражданам назначаются законные попечители, обязанные осуществлять содействие своим подопечным в осуществлении их прав, защите интересов в отношениях с третьими лицами (организациями), а также имеющие полномочия давать им согласие на совершение крупных сделок или других действий, прописанных в ст. 30 ГКРФ.

Реорганизация системы

Чем занимаются органы опеки и попечительства

Первым и достаточно решительным шагом в обеспечении контроля над заботой о гражданах, относящихся к незащищенной категории, стал пересмотр ФЗ № 154 в рамках разработки концепции широкомасштабного реформирования системы местной власти. В результате был принят ФЗ № 131. Одним из нововведений стало исключение обязанности по обеспечению заботы о незащищенных гражданах из ведения органов самоуправления.

На следующем этапе реформирования все функции и права органов опеки и попечительства муниципального уровня переданы региональным службам. Одновременно была проведена реорганизация последних в структурные подразделения ведомств соцзащиты субъектов. В некоторых регионах преобразования завершились к 20015 году. Это стало отправной точкой нового этапа становления системы соцзащиты в стране.

Правовое регулирование

Деятельность органов опеки и попечительства осуществляется в Российской Федерации на основании Федерального закона № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», принятого 24.04.2008 года (с последними изменениями от 22.12.2014 г.).

Данный закон регулирует отношения, образующиеся в процессе установления, осуществления или прекращения попечительства и опеки над людьми, которые в этом нуждаются. В нем прописаны задачи, полномочия ООП. А также права и обязанности этих организаций, несовершеннолетних (недееспособных) граждан и опекунов/попечителей. Отдельными главами закона прописаны и правовой статус подопечных, и правовой режим их имущества.

Помимо людей, на которых возлагаются функции опекунов/попечителей, нормы данного закона в области их прав и обязанностей действуют и на организации, в которые помещены недееспособные граждане.

Отношения, возникающие в момент установления, исполнения или прекращения опеки и попечительства, также законодательно регулируются Гражданским, Семейным Кодексами и другими правовыми источниками, принятыми на их основании.

Деятельность органов опеки и попечительства осуществляется в Российской Федерации на основании Федерального закона № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Этот закон регулирует отношения по оформлению, течению и прекращению опеки и попечительства над нуждающимися в этом людьми. В акте четко прописаны права, обязанности, задачи и полномочия этих организаций с целью исключения нарушения прав опекаемого.

На организации, в которые помещены недееспособные граждане, возлагаются обязанности по их обеспечению и защите интересов. Отношения, возникающие в момент установления, исполнения или прекращения опеки и попечительства, регулируются Гражданским, Семейным кодексами и другими документами, принятыми на их основании и определяющими правовой статус подопечных.

Результаты преобразований

Работа, которую осуществлял раньше орган опеки и попечительства, всегда достаточно жестко регламентировалась гражданским и семейным законодательством, различными подзаконными актами Минобразования, правительства, Минздравсоцразвития, а в некоторых случаях и МВД и прочими ведомствами. Структуры местной власти, включенные в процесс положениями СК, должны были только исполнять ФЗ и контролировать исполнение его положений в пределах своей территории.

Структура

Структура ООП устанавливается субъектами РФ (или муниципальными образованиями в исключительных случаях). Отдел опеки и попечительства может входить в какой-либо департамент или же функционировать отдельно. А в его составе обычно служат инспекторы, консультанты и специалисты разной квалификации.

Если в мелких населенных пунктах, муниципальных образованиях, сельских поселениях отсутствуют региональные структуры ООП, то органы местного самоуправления могут сами выступать как органы опеки и попечительства. Москва и Санкт- Петербург также обладают данными полномочиями.

Некоторые функции ООП могут выполнять медицинские, образовательные и другие учреждения, в которые помещаются недееспособные граждане.

Если в мелких населенных пунктах отсутствуют региональные структуры ООП, то органы местного самоуправления могут сами выступать в качестве органов опеки и попечительства. Функции ООП могут выполнять медицинские, образовательные и другие учреждения, в которые помещаются недееспособные граждане.

Перечень обязанностей

В случае изменения места жительства подопечного попечители обязаны уведомить об этом факте ООП и передать дело подопечного в аналогичный орган по адресу нового местонахождения. Такие действия необходимо выполнить в течение 3 дней с момента получения информации о данных изменениях. Сведения о смене места проживания подаются посредством направления извещения от опекунов или подопечного.

С момента получения дела новый отдел опеки и попечительства возлагает на себя все полномочия в отношении подопечного. ООП также исполняют поручения соц. служб и осуществляют социальную деятельность, исполняют частично функции указанных органов.

Законом предусмотрены определенные обязанности органов опеки и попечительства в отношении детей.Они выражены в следующем:

  • лица, представляющие организацию по опеке и попечительству, должны исполнять свои обязанности только в соответствии с положениями 48 ФЗ. Нарушение ими норм законодательства не приемлемо;
  • установление норм проживания детей, не достигших 18 лет, а именно — определять, благополучно ли их пребывание в семье;
  • проведение надзора за ребенком, проживающим в усыновленной семье;
  • оказание помощи несовершеннолетним гражданам в любом виде, то есть предоставление крова, в случае, если они осиротели, оказание психологической помощи, в случае, если они получили какую-либо травму, оказание услуг по реабилитации и иное;
  • считаться с мнением несовершеннолетнего дитя, если ему исполнилось 14 лет.

Перечень обязанностей органов опеки более расширен когда ребенок, являющийся подопечным, меняет адрес проживания:

  • сотрудники передают личное дело данного подопечного, а также предоставленные им полномочия по предоставлению попечительства на региональное опекунское учреждение;
  • оформить пересылку ходатайства в региональное опекунское учреждение в строго установленные сроки — 3 дня. Трехдневный период отсчитывается со дня фактического переезда ребенка.

Среди обязательств работников органов опеки и попечительства предусмотрено осуществление контроля и сохранности имущества несовершеннолетних детей, пока им не исполнится 18 лет.

Законом установлено, что органы опеки и попечительства следят за сохранностью имущества своих подопечных лиц до достижения ими совершеннолетия. Поэтому, если родители или официальные опекуны принимают решение о продаже жилья, где доля собственности принадлежит несовершеннолетнему, то им необходимо заручиться письменным одобрением со стороны представителей опекунского учреждения. Для этого ими предоставляется определенный пакет актов, на основании которого компетентные лица принимают решение о соблюдении интересов ребенка.

Получить одобрение на продажу жилой недвижимости возможно, если отец и мать предоставят доказательства, что несовершеннолетнему будет предоставлено иное жилье, которое будет обладать лучшими условиями для проживания. В иной ситуации, в прошении о продаже недвижимости (дома, квартиры) будет отказано.

В случае, когда несовершеннолетнему достается какое-либо имущество в виде наследства, то органы опеки и попечительства осуществляют контроль за ним. По закону, вправе им распоряжаться законный представитель дитя — отец, мать, опекун. Если при использовании наследства малыша родители нарушают права малолетнего гражданина, то органы опеки обязаны вмешаться.

В случае перемены места проживания подопечного ООП, установившие ему опеку/попечительство, обязаны уведомить об этом факте и передать дело подопечного в аналогичный орган по новому адресу нахождения. Произвести данные действия необходимо в течение 3 дней с момента получения информации о данном изменении.

Сведения о перемене места проживания могут быть переданы извещением от опекунов или самого подопечного.

Предлагаем ознакомиться:  Когда необходима характеристика на ребенка в органы опеки и попечительства

С момента получения дела новый отдел опеки и попечительства возлагает на себя все полномочия в отношении данного подопечного, а ООП, направивший пакет документов, снимает с себя всю ответственность.

Органы опеки и попечительства детей и недееспособных граждан выполняют обязанности по предоставлению разрешений на совершение сделок, связанных с имуществом подопечного, а также по заключению договоров, касающихся доверительного управления такой собственностью.

ФедеральнЫЙ закон № 48-ФЗ отдельной главой определяет правовой режим имущества подопечного. В главе 4 данного закона указано, что несовершеннолетний (недееспособный) не имеет право собственности на имущество опекуна/попечителя и наоборот, включая право на соцвыплаты, пособия, алименты.

При этом попечители должны получитьразрешение органов опеки и попечительства на распоряжение данными материальными ценностями, а также прямые указания в письменной форме о том, как именно его производить.

Законодатель закрепляет обязательную опись имущества несовершеннолетнего (недееспособного), которая проводится ООП в присутствии опекунов/попечителей, представителей управления многоквартирным домом или органов внутренних дел, а также самого подопечного (если он старше 14 лет) по его желанию. Иные заинтересованные лица также могут участвовать в данном процессе.

Письменно составленный акт об описи подписывается всеми участниками. Один его экземпляр органы опеки прикрепляют к делу о подопечном, а второй выдают на руки опекунам/попечителям. После чего последние обязаны сохранять данное имущество, заботиться о нем и не допускать уменьшения его стоимости. А также при возможности должны помогать несовершеннолетнему (недееспособному) получать доход от его собственности, если это возможно.

Недвижимость подопечного может быть отчуждена только в некоторых случаях предусмотренных законом (ст. 20 Федерального закона № 48-ФЗ), только с разрешения органов опеки и попечительства. Такое же письменное позволение ООП предоставляет в случаях, если опекун желает сдать такую собственность в аренду, в безвозмездное пользование, отдать ее под залог или хочет совершить сделку, которая повлечет уменьшение стоимости данного имущества.

Такого рода разрешения или отказ об их выдаче органы опеки и попечительства должны предоставить не позднее 15 дней с момента подачи соответствующего заявления опекуном/попечителем.

Что же касается доверительного управления имуществом подопечного, то оно регулируется ст. 38 ГКРФ. Заключается оно в том, что некоторую собственность, которая нуждается в постоянном управлении, ООП передает специально назначенному управляющему. Опекун или попечитель не имеет прав на такое имущество.

В сфере гражданских правоотношений указанные службы могут:

  1. Назначить помощника дееспособному совершеннолетнему лицу, не способному в силу состояния здоровья самостоятельно защищать и реализовывать свои интересы, а также выполнять обязанности по ст. 41 ГУ.
  2. Исполнять работу попечителя/опекуна по отношению к гражданам, забота о которых своевременно не была установлена. В этих случаях службы также несут имущественную ответственность в установленных законом случаях за действия указанных лиц.
    отдел опеки и попечительства
  3. Назначать попечителей и опекунов.
  4. Выступать в судебном органе за расширение или ограничение дееспособности граждан 14-18 лет в вопросе самостоятельного распоряжения их доходами.
  5. Подавать заявление на регистрацию подкинутого/найденного ребенка в порядке, установленном в законодательстве.
  6. Контролировать соблюдение прав граждан, которые находятся на попечении.
  7. Давать согласие на проведение психиатрического освидетельствования несовершеннолетних и помещение их в соответствующий стационар. Заключение органа опеки и попечительства является неотъемлемым условием для осуществления данной процедуры.
  8. Обеспечивать контроль над условиями содержания, образования и воспитания лиц, пребывающих в лечебных и прочих учреждениях, а также защищать интересы выпускников этих заведений.
  9. Принимать решение по вопросам помещения недееспособных и несовершеннолетних в психоневрологические учреждения для социальной реабилитации.
  10. Давать согласие в установленном порядке на перевод сирот и оставшихся без попечения родственников из одного учебного заведения в другое до получения воспитанниками общего (основного) образования, на исключение указанных граждан из них. Если разрешение органов опеки и попечительства не будет получено, перевод либо отстранение от учебы будут незаконными.
  11. Контролировать выезд несовершеннолетних к новому месту проживания, в том числе за рубеж, а также регистрацию этих лиц.
    обязанности органов опеки и попечительства

Основные задачи органов опеки и попечительства

Задачи органов опеки и попечительства прописаны в статье 7 ФЗРФ № 48-ФЗ. Согласно этому документу данные структуры должны:

  1. Обеспечивать защиту интересов тех людей, которые нуждаются в опеке (попечительстве), или тех, над кем таковая уже установлена.
  2. Осуществлять контроль над деятельностью лиц, являющихся опекунами и попечителями, а также организаций, в которых находятся недееспособные (с ограниченной дееспособностью) граждане.
  3. Обеспечивать сохранность имущества, которое принадлежит людям, находящимся под опекой (попечительством), в медицинских, образовательных или иных организациях под надзором, а также контролировать управление данной собственностью.

Чем занимаются органы опеки и попечительства

Работа органов опеки и попечительства заключается в выполнении и других функций, которые возложены на них федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами субъектов страны.

По всем вопросам, возникающим в ходе выполнения задач ООП, а именно по вопросам установления, реализации и прекращением опеки и попечительства, должны быть составлены соответствующие акты, которые могут быть оспорены через суд любым заинтересованным в этом лицом.

Задачи органов опеки закреплены в ст.7 ФЗРФ № 48-ФЗ. Обязанности органов опеки основаны на защите прав и интересов опекаемых, указанные структуры должны:

  • обеспечивать защиту интересов людей, нуждающихся в опеке;
  • осуществлять контроль над деятельностью лиц, являющихся опекунами и попечителями, а также организаций, в которых находятся недееспособные граждане;
  • обеспечивать сохранность имущества, которое принадлежит людям, находящимся под опекой в медицинских, образовательных или иных организациях.

При выполнении ООП своих задач должны составляться соответствующие акты, которые могут быть оспорены заинтересованным лицом в суде. Судебный процесс проходит в соответствии с нормами законодательства и требует предоставления пакета необходимых документов.

Задачи органов опеки и попечительства регламентированы нормами Семейного кодекса РФ. Согласно положениям закона, органы, которые осуществляют контроль в рамках попечительства и опекунства должны выполнять такие основные задачи:

  • Защита прав граждан, которые нуждаются в опеке и попечительстве.
  • Защита интересов подопечных.
  • Контроль деятельности опекунов и попечителей с целью выявления нарушений и устранения их.
  • Надзор за организациями, которые имеют отношение к защите и реализации прав подопечных.
  • Защита имущества подопечных и законного права на распоряжение и владение этим имуществом.
  • Контроль над работой организаций медицинской и образовательной направленности.

Кроме перечисленных основных задач, полномочия органов опеки и попечительства могут быть расширены, на них могут быть возложены и другие обязанности и права в рамках действующего законодательства, если есть необходимость принять меры для защиты прав подопечного.

Отношения с родителями

В рамках этой сферы орган опеки и попечительства РФ может:

  1. Определять лицо, которое будет осуществлять доверительное управление имуществом подопечного, заключать с ним соответствующий договор.
  2. Разрешать опекуну совершать, а попечителю — соглашаться на заключение сделок, которые влекут уменьшение размера собственности воспитанника.
  3. Давать согласие на обмен или отчуждение жилого помещения в случаях, установленных законодательством.
  4. Искать доверительного управляющего для имущества гражданина, который признан судом безвестно отсутствующим, заключать с ним соответствующий договор.
  5. Нести ответственность за ущерб, нанесенный собственности либо личности подопечного по вине местных органов власти.
  6. Направлять иски в суд о признании недействительности либо о применении последствий ничтожности сделок, совершенных подопечными или от их имени.
  7. Извещать территориальные налоговые службы в пятидневный срок об установлении опеки над гражданами, признанными в суде недееспособными, безвестно отсутствующими, управлении и попечительстве над имуществом малолетних и прочих несовершеннолетних. Уведомление направляется и в случае последующих изменений в рамках указанных правоотношений.
  8. Оформлять договоры о передаче в собственность несовершеннолетнему жилья или давать согласие на заключение таких соглашений самим гражданином 14-18 лет в предусмотренных законодательством случаях.

В рамках указанной сферы отдел опеки и попечительства должен:

  1. Участвовать в принудительной реализации решений, касающихся отбирания несовершеннолетних у родителей или иных лиц, с которыми он пребывает, при возникновении реальной угрозы для его здоровья и жизни.
  2. Обеспечивать сохранение права ребенка быть воспитанным в семье; защищать его интересы и свободы.
  3. Осуществлять обследование условий, в которых пребывает ребенок и лицо, претендующее на роль его воспитателя.
  4. Предоставлять акт осмотра и заключение органа опеки и попечительства в суд.
  5. Рекомендовать методы воспитания.
  6. Направлять иски о лишении/ограничении родителей прав или отмене усыновления.
  7. Обязывать воспитателей не препятствовать общению несовершеннолетнего с родителем, проживающим отдельно, а также прочими родственниками.
  8. Давать согласие на контакт ребенка с отцом/матерью, ограниченными в правах.
    опека и попечительство над детьми
  9. Разрешать споры между несовершеннолетними родителями и воспитателем их ребенка.
  10. Участвовать в разбирательстве дел о признании брака, который заключен с не достигшим соответствующего возраста или недееспособным лицом, недействительным.
  11. Предоставлять заключения об обоснованности процедуры усыновления и ее соответствия интересам ребенка, давать согласие на ее осуществление.
  12. Участвовать в рассмотрении дел, связанных с порядком реализации родительских прав лица, проживающего отдельно, восстановления этих прав, а также установления и отмены усыновления.
  13. Выявлять несовершеннолетних, которые остались без попечения родственников, вести учет этих граждан, выбирать форму их устройства.
  14. Выбирать приемных родителей, заключать с ними соответствующие договоры о передаче ребенка в семью, исполнять условия соглашения, принимать в случае необходимости меры по расторжению документа, контролировать исполнение приемными родителями их обязанностей.
  15. Направлять иски в суд о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних, признании соглашений об их уплате недееспособным либо несовершеннолетним недействительными.
  16. Назначать выплаты попечителям/опекунам на содержание воспитанников.
Предлагаем ознакомиться:  Увольнение сотрудника органов внутренних дел

При установлении опеки/попечительства право ребенка на общение с матерью/отцом должно сохраняться, если это не противоречит его интересам. Передача несовершеннолетнего в семью на воспитание не предполагает прекращения взаимодействия с родителями. В практике имеют место случаи, когда отец/мать, не согласные с отменой их прав на ребенка, пытаются выкрасть его из новой семьи.

Полномочия уполномоченного органа

Права органов опеки и попечительства и их обязанности включают в себя:

  • определение и учет людей, которые нуждаются в опеке и попечительстве;
  • подачу заявления в суд о признании гражданина недееспособным или о том, что его дееспособность имеет ограничения, а также заявления о возврате дееспособности человеку в случае утраты оснований, в силу которых он был лишен ее;
  • установление попечительства и опеки;
  • предоставление разрешений на совершение операций, сделок, связанных с имуществом подопечных;
  • заключение договоров, касающихся доверительного управления имуществом подопечных;
  • предоставление разрешений на раздельное проживание несовершеннолетних и их опекунов/попечителей;
  • проверка условий, в которых проживают подопечные, контроль над исполнением опекунами и попечителями принадлежащих им обязанностей;
  • защита интересов несовершеннолетних и недееспособных, представление их в отношениях с любыми лицами (органами власти), в случае если опекуны не производят необходимых аналогичных действий или их деятельность противоречит правам и интересам подопечных или законодательству РФ.

В отношении действующих опекунов и попечителей органы попечительства и опеки имеют право и должны:

  • контролировать их деятельность, а также деятельность организаций, в которых находятся недееспособные люди или ограниченные в дееспособности граждане;
  • освобождать и отстранять их от исполнения возложенных на них обязанностей согласно законодательству РФ;
  • оказывать им содействие в воплощении и охране интересов и прав несовершеннолетних подопечных.

А также к полномочиям ООП относятся ведение учета, подбор, подготовка и информирование граждан, изъявивших желание стать опекунами или попечителями. Сведения, которые имеют право предоставлять органы опеки и попечительства, могут касаться возможных видов устройств ребенка в семью и их особенностей, подготовки документов, которые нужны для оформления. Кроме того, ООП могут содействовать в подготовке указанных бумаг.

Чем занимаются органы опеки и попечительства

Органы опеки и попечительства несовершеннолетних или недееспособных лиц в их интересах могут назначить одного и того же попечителя нескольким подопечным. И напротив — нескольким опекунам одного и того же подопечного.

Регионы РФ могут устанавливать иные полномочия органам опеки и попечительства.

У органов опеки и попечительства существует множество полномочий. К основным функциям и полномочиям органов опеки относятся:

  • поиск и учет людей, нуждающихся в опеке и попечительстве;
  • обращение в суд с целью признания гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, а также для восстановления дееспособности при устранении причин ее утраты;
  • установление факта опеки или попечительства;
  • выдача разрешений на совершение сделок, связанных с имуществом подопечного;
  • заключение договоров на доверительное управление имуществом подопечных;
  • выдача разрешений на раздельное проживание опекунов и несовершеннолетних опекаемых;
  • проверка жилищных условий, в которых проживают подопечные;
  • защита прав и интересов опекаемых лиц.

После оформления той или иной формы устройства уполномоченные органы:

  • opekun-i-nasledstvo3 (1)осуществляют контроль за действиями опекунов или организаций, в которых находятся опекаемые;
  • при нарушении действующего законодательства отстраняют и освобождают опекунов и попечителей от возложенных на них обязаностей;
  • оказывают помощь, связанную с защитой законных прав и интересов опекаемых.

Органы опеки выбирают семьи, желающие оформить опеку или попечительство, помогают с оформлением необходимых документов и справок. Если семья не может взять подопечного по закону, им будет отказано в проведении этой процедуры. В некоторых случаях разрешение дается с условием, если семья в указанные сроки исправит все нарушения и предоставит соответствующие доказательства.

Органы опеки и попечительства – специальные органы исполнительной власти Российской Федерации, работа которых направлена на контроль вопросов, относительно прав детей и других категорий граждан, которым необходима опека или попечительство.

Опека – вид и форма представительства малолетних граждан, не достигших 14 лет, которым по причине возраста необходимо иметь опекунов, законных представителей.

Деятельность органов опеки и попечительства направлена на соблюдение прав и потребностей ребенка. Действия специализированных инстанций ставят целью защиту интересов граждан, пребывающих под опекой. Основные правила в области опеки и попечительства регламентируются нормами законов и нормативно-правовых актов.

Официальный опекун имеет право от имени подопечного совершать различные действия, значимые с юридической точки зрения, в рамках закона.

Попечительство – вид и форма представительства, которая относится к гражданам от 14 до 18 лет, подразумевает необходимость наличия попечителя, как опоры в реализации прав несовершеннолетнего. Попечитель должен оказывать содействие в реализации законных прав и обязанностей подопечных. В обязанности попечителя входят действия, которые оберегают вверенное ему лицо от негативных влияний.

Основные цели существования институтов опеки и попечительства: защита, воспитание несовершеннолетних, предоставление им образования, помощь в реализации прав и обязанностей.

Обратиться в специализированные органы можно по месту жительства. Если имеет место признание гражданина недееспособным, судебные инстанции обращаются в органы опеки и попечительства. Обращение должно поступить не позднее, чем в течение ближайших 3 дней после вынесения решения суда.

  • Задачи, которые выполняют органы опеки и попечительства и направления работы:
  • Защита прав и интересов граждан, которые по ряду причин нуждаются в опеке.
  • Надзор и контроль процедуры принятия опеки или попечительства.
  • Контроль деятельности официально назначенных опекунов и попечителей.
  • Защита и контроль над управлением имуществом граждан, которые передаются под опеку или попечительство.
  • Надзор над организациями, которые работают с несовершеннолетними: образовательные учреждения, больницы, организации, которые оказывают социальные услуги.

Функции органов опеки и попечительства сосредоточены на защите прав несовершеннолетних, которые попали под опеку или попечительство. В рамках своих обязанностей, органы опеки и попечительства имеют право на:

  • Проведение контроля условий жизни лица, которое передано под опеку или попечительство;
  • Надзор за действиями опекунов и попечителей с целью защиты прав несовершеннолетних;
  • Защиту принципа целостности и сохранности имущества подопечного;
  • Контроль над выполнением обязанностей, которые предписаны попечителям и опекунам, согласно закону РФ.

Надзор и контроль может быть осуществлен по месту проживания:

  • Опекунов или попечителей;
  • Подопечного.

Официальное назначение опекуна требует издания специального документа, согласно которому лицо приобретает определенные права и обязанности по отношению к подопечному. Документ может включать пункты, которые ограничивают действия опекуна. Главное – соблюдение интересов подопечного.

Полномочия органов опеки и попечительства включают право органов опеки на установление специфических требований к опекунам или попечителям. Обязательные индивидуальные требования касаются защиты интересов подопечного и не должны противоречить нормам права.

Чем занимаются органы опеки и попечительства

Обязанностями органов опеки является осуществление действий, относительно защиты прав несовершеннолетних подопечных. Если имеется факт нарушения прав подопечных, органы опеки и попечительства обязательно должны принять меры для устранения данного нарушения. Принимая меры, уполномоченные органы должны уведомить об этом лицо, против которого направлены данные меры.

48 законодательным актов предопределен ряд полномочий, которыми обладают лица, трудящиеся в органах опеки и попечительства.

В соответствии с текстом закона, полномочия государственного органа по защите прав несовершеннолетних выражены в следующем:

  • определение малолетних граждан на учет, в связи с тем, что они нуждаются в помощи от данной опекунской организации;
  • подача прошения в судебную инстанцию о признании кого-либо недееспособным или дееспособным;
  • осуществление попечительства над нуждающимися гражданами;
  • подписание различных соглашений, разрешений и договоров, где участие принимают несовершеннолетние дети. Например, органы опеки и попечительства вправе выдавать письменное разрешение на продажу недвижимости, где среди собственников числятся несовершеннолетние дети. По законодательству, без наличия данного согласия в письменном виде, родители не вправе продавать жилую недвижимость. Подобный нюанс предусмотрен законом с целью защиты прав лиц, не достигших 18 лет;
  • предоставление показаний в судебном разбирательстве при разводе родителей. Присутствие на слушании представителя органа опеки и попечительства обязательно, так как в соответствии с его экспертным мнением разрешается вопрос о дальнейшем проживании детей — с отцом или матерью;
  • предоставление всей необходимой информации для граждан, собирающихся оформить процедуру усыновления;
  • проведение периодического контроля за условиями проживания своих подопечных.

Представители опекунского учреждения вправе проводить независимые экспертные оценки по месту проживания малолетнего дитя, если есть подозрения, что его содержат в ненадлежащих для ребенка условиях. В случае, когда условия содержания и воспитания не соответствуют установленным нормам, то работники органов опеки и попечительства вправе изъять малыша из семьи, тем самым лишив отца и мать родительских прав.

Полномочия органа опеки и попечительства предусмотрены на законодательном уровне, но в случае, когда родители не согласны с предпринимаемыми против них мерами, они вправе обратиться в судебную инстанцию с соответствующей жалобой.

Предлагаем ознакомиться:  Сколько платят в декрете и кто может получать пособия

Воспитание ребенка

Для принятия несовершеннолетнего на воспитание подается соответствующее заявление. В органы опеки заинтересованные граждане могут обратиться по разным основаниям. Например, в случае если несовершеннолетний остался без родителей вследствие их смерти или по решению суда. В качестве основания может выступать необходимость в длительной командировке лиц, осуществляющих заботу о ребенке.

Вне зависимости от причин обращения, только отдел опеки и попечительства может подобрать воспитателя для несовершеннолетнего. При этом гражданин может взять на себя заботу о несовершеннолетнем исключительно добровольно. Как правило, уполномоченные службы назначают воспитателями близких родственников ребенка.

Это позволяет в максимальной степени учесть интересы несовершеннолетнего. Однако им также следует написать соответствующее обращение в адрес органов опеки и попечительства. При выборе воспитателя не из числа родственников, уполномоченная служба изучает всю доступную информацию о кандидате. Сведения о личных качествах предполагаемого воспитателя содержит, например, характеристика в органы опеки.

Образец этого документа официально не утвержден. Документ, как правило, предоставляется с места работы гражданина. В нем в свободной форме излагаются основные качества кандидата, известные нанимателю. Характеристика в органы опеки, образец которой является достаточно формальным, составляется сотрудником кадровой службы предприятия, подписывается руководителем.

Контроль над деятельностью ООП

Проверка деятельности органов опеки и попечительства выполняется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки — Рособрнадзором, который вправе проводить плановые и незапланированные проверки, в ходе которых устанавливаются нарушения деятельности ООП. Полученные сведения направляются в уполномоченные органы для устранения недочетов.

Все функции, исполняемые работниками организаций по опеке и попечительству, строго регламентированы на законодательном уровне. Контролирует их деятельность положения ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Согласно законодательным правилам, за деятельностью органов опеки и попечительства осуществляется надзор со стороны государственных учреждений исполнительной власти. Контроль осуществляют следующие инстанции:

  • Рособрнадзор. Данная инстанция занимается осуществлением контроля в области науки и образования;
  • учреждения местного самоуправления.

Вышеуказанные инстанции, при исполнении своих обязанностей по контролированию деятельности опекунских организаций, действуют в соответствии с законодательными актами:

  • с российской Конституцией;
  • с ГПК;
  • с Семейным Федеральным Законом.

Органы опеки и попечительства созданы для осуществления защиты и интересов малолетних граждан. Но в случае, если они превышают свои полномочия, действуют не в соответствии со своей компетенцией, то возможно подать жалобу в судебную инстанцию или в прокуратуру.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Органы попечительства/опеки должны нести ответственность в случае нарушения своих обязанностей. Контроль над их выполнением осуществляется уполномоченными органами и должностными лицами в соответствии с Административным регламентом № 957 от 24.09.2010 года.

В данном документе указывается, что проверка деятельности органов опеки и попечительства выполняется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором).

Информацию о данной службе можно найти в сети на официальном сайте, получить при личной консультации в отделении, по телефону или в письменной форме.

Роспотребнадзор вправе проводить проверки, запланированные и вне плана, на которых устанавливаются нарушения в деятельности ООП, сведения о которых направляются в компетентные органы для их устранения. Срок проведения данной процедуры — не более 20 рабочих дней (исключения составляют сложные случаи, прописанные в данном регламенте).

Органы попечительства и опеки могут проверяться планово не чаще, чем раз в год. При этом список таких мероприятий ежегодно выставляется Роспотребнадзором как общая доступная информация для всех.

В случае если подопечному в результате бездействия или незаконных действий органов опеки и попечительства нанесен вред, то он подлежит возмещению в соответствии с Гражданским Кодексом РФ (Глава 59 ГКФ).

Недееспособные граждане

Лица могут быть признаны такими по решению суда. Основаниями для установления недееспособности (частичной или полной) могут быть наркотическая/алкогольная зависимость, психическое заболевание. Попечительство в этих случаях оформляется тогда, когда действия лица наносят ущерб семье. Признанный ограниченно либо полностью недееспособным гражданин не вправе заключать определенные сделки. При этом попечитель, в отличие от опекуна, не несет ответственности за поведение лица.

История органов опеки и попечительства

Своего рода органы попечительства и опеки стали появляться на Руси еще при правлении Владимира Святого, который наделил духовенство обязанностью общественного призрения.

Во времена Ивана Грозного эта функция уже была возложена на государство, а попечительством занимались монастырские общины и частные лица.

Но детские специализированные учреждения для сирот стали появляться только в 18-м веке, при Петре Первом. В это время они назывались воспитательными домами. Екатерина Вторая продолжила открывать такие приюты, а также утвердила законом право отдавать детей на воспитание в семьи.

Уже в конце 19-го века сформировались основные формы оказания помощи нуждающимся гражданам. Были созданы специализированные училища, лечебницы, дома-приюты для слепых и глухих детей и другие заведения социального характера.

Конечно, самое актуальное время работы органов опеки в нашей стране — это период ВОВ и этап после нее. В эти годы государство было заполонено бедными, нуждающимися в крове сиротами. После войны постепенно количество детских домов сокращалось, и упор делался на индивидуальное воспитание в приемных семьях.

Чем занимаются органы опеки и попечительства

Сегодня каждый нуждающийся в этом человек может обратиться в ООП и получить всю необходимую информацию и помощь. Будущие усыновители, опекуны и попечители, а также подопечные или нуждающиеся в помощи лица могут узнать адрес органов опеки и попечительства своего района, субъекта на официальном сайте ООП, обратившись в администрацию или в отделение МФЦ своего населённого пункта.

Прекращение попечительства/опеки

Законодательство предусматривает для этого несколько оснований. В первую очередь следует отметить, что опека прекращается автоматически при достижении воспитанником 14 лет, переходя в попечительство. Последнее действует до 18 лет. Опека/попечительство прекращаются и при возвращении ребенка в семью, установлении усыновления либо помещении в лечебное/воспитательное учреждение.

Подопечный может умереть или быть признанным судом погибшим. В этом случае также попечительство/опека прекращаются автоматически. В качестве основания выступает также выздоровление лица, о котором проявляется забота. В этом случае оно должно быть признан дееспособным. Соответствующее заявление направляется родственниками гражданина либо органом попечительства/опеки, прокурором или представителем лечебного учреждения.

К документу прилагается акт судебно-психиатрического исследования, в котором обосновывается значительное улучшение состояния либо полное выздоровление лица. Аналогично прекращается попечительство над ограниченно дееспособным гражданином, признанным таковым при наличии у него зависимости от наркотиков или алкоголя.

В этом случае он может сам обратиться в суд. Непосредственно попечитель или опекун также вправе обратиться с заявлением о прекращении его полномочий. Обычно это происходит вследствие ухудшения состояния его здоровья или материального положения, при невозможности установить контакт с подопечным. Попечительство/опека при этом не прекращаются, поскольку основания для их установления не исчезают. В этих случаях полномочия с одного лица перекладываются на другое.

Ненадлежащая забота о нуждающемся

Выше были рассмотрены случаи прекращения попечительства/опеки при добросовестном исполнении воспитателем своих обязанностей. В законодательстве предусмотрены ситуации, когда уполномоченное лицо может лишиться возможности осуществлять заботу при ненадлежащем поведении. В частности, достаточно жестко контролируются действия попечителей/опекунов, связанные с распоряжением или управлением имуществом и соответствующими правами воспитанников.

К ним, в частности, относят дачу согласия на заключение тех или иных сделок, надзор за условиями, в которых пребывает подопечный, а также консультирование по ряду важных вопросов. Уполномоченные лица должны предоставлять отчеты по своей работе. Орган опеки и попечительства, рассматривая поступившие жалобы и анализируя отчеты, выносит соответствующие решения. При установлении факта умышленного ненадлежащего исполнения лицом его задач он может быть отстранен от работы.

Заключение

Деятельность органов попечительства и опеки, касающаяся вопросов правовой и социальной защиты нуждающихся граждан, несовершеннолетних, находящихся в сложных жизненных условиях, жестко регламентируется существующим законодательством. В нормативных актах установлен не только порядок организации работы этих служб, но и ответственность уполномоченных лиц за ненадлежащее исполнение возложенных на них задач.

https://www.youtube.com/watch{q}v=_ZjPPHLbHI4

Такой жесткий контроль обусловливается невозможностью нуждающихся категорий граждан самостоятельно обеспечить защиту своих прав и интересов. Особенно это касается несовершеннолетних, оставшихся без заботы родителей. Человек, согласно Конституции, выступает в качестве высшей ценности. В этой связи забота о нем, в частности в период до его совершеннолетия, должна стать задачей первостепенной важности для государства.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector