Юридическая помощь
Назад

Заседание комиссии по легализации налоговой базы

Опубликовано: 24.07.2019
0
20

Вызов на комиссию по легализации объектов налогообложения

Привычные методы налогового контроля установлены Налоговым кодексом и с каждым годом новыми изменениями законодательства ужесточаются и приобретают гибкость, мобильность, новые полномочия и возможности. Так, традиционная камеральная проверка, производимая на территории налоговой инспекции, расширила пределы — теперь инспекторы вправе проводить осмотр зоны налогоплательщиков.

Самым тяжелым видом контроля для предпринимателей всегда являлись выездные проверки, в ходе которых непременно выявлялись факты нарушения.

Однако 5 лет назад появилась новая форма контрольных мероприятий, оказывающая не меньшую нагрузку на налогоплательщиков, — вызов на комиссию по легализации налоговой базы.

Налоговый кодекс, как и другие акты законодательства, не регламентируют процедуру вызова на комиссию.

Источником правовой базы мероприятия являются лишь разъяснительные письма ФНС, составляемые для налоговых инспекторов.

Собрание комиссии и вызов на нее проводятся не хаотично, а имеют планирование, схожее с планами по выездным проверкам. Фирмы, которые попали в списки выездных мероприятий, как правило, сначала проходят комиссию. Однако налоговые органы приглашают на комиссию и тех налогоплательщиков, которых не включили в планы ВНП, но по которым обнаружены неправомерные деяния.

ФНС России утвердила новый порядок проведения заседания комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам. Как себя вести? К чему приготовиться? Отвечаем на эти вопросы в нашем обзоре.

Новый регламент

Заседание комиссии по легализации налоговой базы

С 25 июля 2017 года налоговые комиссии по легализации занимаются мониторингом базы по НДФЛ и страховым взносам на основе нового порядка. Он закреплён письмом ФНС России № ЕД-4-15/14490. Одновременно перестал действовать прежний регламент. Он был утверждён письмом ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722.

Основной принцип такой: деятельность каждого интересующего комиссию по легализации налоговой базы лица рассматривают отдельно.

Все вопросы комиссии по легализации в адрес должностного лица (представителя) компании (ИП, физлица), который пришёл на заседание, должны касаться обнаруженных проверяющими фактов и несоответствий. В связи с этим будет предложено:

  • дать пояснения;
  • уточнить, что организация предпринимает и/или планирует предпринять для улучшения показателей своей финансово-хозяйственной деятельности и недопущения нарушения налогового законодательства.

Также напомним, что комиссии по легализации базы с 2017 года занимаются и мониторингом базы по страховым взносам. Это связано с изменениями в законодательстве с 01.01.2017.

Также см. «Новый регламент работы комиссий по легализации налоговой базы с 2017 года».

По итогам заседания комиссии по легализации объектов налогообложения и базы она формулирует свои рекомендации:

  • по ликвидации нарушений, которые имели место при формировании базы по налогам и взносам;
  • по мерам, которые надо принять для закрытия долгов перед бюджетом.

Комиссия может предложить подать уточненные декларации, расчеты по форме 6-НДФЛ, расчеты по страховым взносам за прошлые периоды, в которых уточнить отчётные показатели. Например:

  • расходы предпринимателя;
  • расходы плательщика взносов на выплату страхового обеспечения;
  • суммы, не облагаемые взносами;
  • размер дополнительных тарифов по взносам и суммы взносов, исчисленные по ним;
  • количество сотрудников, которым начислен доход;
  • перечислить долг по НДФЛ и взносам с учетом пеней.

Заседание комиссии по легализации налоговой базы

Учтите, что о фактах начисления зарплату ниже прожиточного уровня или МРОТ налоговики по закону обязаны (!) каждый квартал отправлять:

  • на местном уровне – органам местных властей;
  • на уровне субъекта РФ – органам по труду и занятости, а также в трудовую инспекцию.

Также см. «МРОТ с 1 июля 2017 года: таблица по регионам России».

Протокол

Все обстоятельства заседаний фиксируют протоколы комиссий по легализации. Это и рекомендации, и сроки устранения нарушений и искажений в учёте и отчётности.

Ведёт и оформляет этот документ секретарь комиссии.

В конце протокол подписывают председатель и секретарь комиссии. Его обязаны предъявить плательщику для изучения. При желании можно затребовать его копию.

Подробнее об этом см. «Как выглядит протокол комиссии по легализации налоговой базы с 2017 года».

Неявка

Когда представитель компании не пришёл на заседание налоговой комиссии по легализации баз по уважительному поводу, мероприятие могут перенести. Здесь обратим внимание на 2 нюанса:

  • перечень уважительных причин ФНС не закрепила (т. е. будет решаться на месте);
  • перенести заседание в этом случае – право, а не обязанность комиссии.

Кроме того, отсутствие плательщика или налогового агента на заседании обязательно отражают в протоколе.

Когда всё плохо

Когда плательщик или налоговый агент без уважительной причины не пришел на заседание комиссии и вдобавок его отчетность не говорит об улучшении финансового состояния, будет поставлен вопрос:

  • о новом вызове на межведомственную комиссию при местных органах власти;
  • вызове на межведомственную комиссию при администрации региона (касается ГУП, МУП, акционерных обществ с гос. или муниципальным участием);
  • проведении предпроверочного анализа в ИФНС;
  • подготовке документов для назначения выездной налоговой проверки.

Также см. «Как через комиссии по легализации попадают в план выездных проверок».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

03 августа 2018

Права и обязанности предпринимателя при вызове в ИФНС

«Вызвали в налоговую на допрос» – в последнее время этой фразой в мире бизнеса трудно кого-либо удивить. Предпринимателей и их сотрудников приглашают для бесед в ИФНС регулярно. Рассказываем, кого и зачем могут вызвать инспекторы, как себя вести на такой встрече и что будет тем, кто проигнорирует приглашение.

По каким поводам вызывают налоговики

Сейчас налоговиками практикуются две формы вызова налогоплательщиков (и их сотрудников) в налоговую инспекцию.

Первая форма – вызов в ИФНС в качестве свидетеля, эта процедура урегулирована статьёй 90 Налогового кодекса РФ. Согласно этой норме, ИФНС вправе вызвать для допроса любое физлицо, которому могут быть известны какие-либо значимые для налогового контроля обстоятельства.

Заседание комиссии по легализации налоговой базы

Свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения налогового органа строго повесткой (письмо ФНС России от 17 июля 2013 года № АС-4-2/12837). В повестке не может быть написано «пришлите кого-нибудь». В ней указывается конкретное должностное лицо организации или ИП. Телефонный звонок или устное предложение инспектора явиться в ИФНС в качестве свидетеля не считаются официальным вызовом для дачи показаний. В этих случаях свидетель имеет полное право не посещать инспекцию.

Второй повод для вызова в ИФНС – дача пояснений по вопросам уплаты налогов. Предприниматели эту процедуру называют налоговым допросом. Частный случай дачи таких пояснений – прохождение налоговой комиссии (правовым основанием для вызова в ИФНС здесь служит пп. 4 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ).

Налоговики вправе вызывать для дачи пояснений всех без исключения налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов. Причём пояснения могут касаться любого вопроса, так или иначе связанного с уплатой налогов. В основном это – занижение облагаемой базы, низкие показатели налоговой нагрузки, несвоевременное перечисление налогов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчётности.

Ранее налоговые комиссии проводились, в том числе, по вопросам уплаты НДС, налога на прибыль, на имущество, НДФЛ и других налогов. Общее название для всех подобных комиссий – комиссия по легализации налоговой базы. Год назад (в соответствии с письмом ФНС от 25 июля 2017 года № ЕД-4-15/14490@) комиссии были фактически отменены.

Сейчас налоговики проводят лишь два типа комиссий:

  • по НДФЛ;

  • по страховым взносам.

Однако это не мешает ИФНС запрашивать пояснения и относительно всех прочих налогов.

Сам вызов на комиссию оформляется уведомлением по форме, утверждённой приказом ФНС России от 08 мая 2015 № ММВ-7-2/189@. Причём в отличие от вызова для дачи показаний на комиссию можно направить любого сотрудника, уполномоченного представлять интересы юрлица или ИП. Для этого сотруднику необходимо оформить доверенность.

Кого могут вызвать на зарплатную комиссию

Согласно письму ФНС от 25 июля 2017 года № ЕД-4-15/14490@, обязательному вызову на комиссию подлежат следующие плательщики/налоговые агенты по НДФЛ:

  • ИП, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ, уплачиваемому «за себя»;

  • налоговые агенты, имеющие задолженность по перечислению НДФЛ;

  • налоговые агенты, снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчётного (налогового) периода более чем на 10%;

  • налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе;

  • ИП, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода;

  • физические лица (не ИП), не задекларировавшие полученные доходы.

В перечень плательщиков страховых взносов, которых вызовут на комиссию в первую очередь, входят:

  • страхователи, имеющие задолженность по перечислению страховых взносов;

  • плательщики, снизившие поступления взносов относительно предыдущего отчётного (расчтного) периода при постоянном количестве работников;

  • страхователи, снизившие численность работников в течение отчётного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим периодом;

  • плательщики, исчислявшие в предыдущих периодах взносы по дополнительным тарифам 9% либо 6%, но в текущем периоде применившие иные ставки тарифов.

Правовые гарантии для свидетелей

Явка в инспекцию по законному требованию налоговиков обязательна. Причём даже в тех случаях, когда физлицо не располагает необходимыми сведениями в качестве свидетеля. При этом законодательство не содержит норм, которые позволяли бы налоговикам принудительно доставлять граждан для дачи показаний. Поэтому заставить человека давать показания против его воли налоговики не могут. Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены.

Иван Кузнецов,

руководитель Центра налоговой и корпоративной безопасности бизнеса «Комплаенс Решения»

Кто создает комиссии

Комиссии по легализации налоговой базы создаются на трех уровнях. Первый уровень — это «рядовая» налоговая инспекция. Второй уровень — региональное управление ФНС России. Третий, самый высокий уровень — межведомственный, при администрации субъекта РФ и органах местного самоуправления.

В состав комиссии входят налоговики, которые отвечают за камеральные и выездные проверки, предпроверочный анализ и за урегулирование задолженности перед бюджетом. При необходимости в комиссию включают представителей органов исполнительной власти, Пенсионного фонда, трудовой инспекции, полиции и прокуратуры.

Вызвали в налоговую на допрос: что говорить и о чём молчать

Отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии, осуществляется из следующих групп:

  • заявившие налоговые убытки по строке 100 листа 02 деклараций по налогу на прибыль за предыдущие два года, а также в отчетном периоде текущего года <2>;
  • имеющие низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль, единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, а также по НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль определяется как отношение суммы исчисленного налога на прибыль к общей сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (строка 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль к сумме строк 010 и 020 листа 02 декларации по налогу на прибыль) за соответствующий отчетный (налоговый) период.

Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих производство продукции, товаров, выполнение работ, оказание услуг, понимается нагрузка, составляющая менее 3%, для организаций, осуществляющих торговую деятельность, — менее 1%. По мнению автора, подрядчики, технические заказчики и застройщики могут ориентироваться на первое из названных значений;

  • имеющие низкую налоговую нагрузку по НДС (если в декларациях за ряд налоговых периодов размер вычета составляет 89% и более от суммы, начисленной с налоговой базы);
  • налоговые агенты, имеющие задолженность по перечислению НДФЛ в бюджет либо снизившие поступления по сравнению с предыдущим годом более чем на 10%. Во втором случае налоговый орган должен принять во внимание динамику среднесписочной численности работников.

При отборе налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, состоящие на учете в иных налоговых органах, в том числе за пределами региона, контролеры будут исходить из сведений в целом по организации;

  • выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. Особый интерес будет проявлен, если зарплата ниже регионального прожиточного минимума;
  • предприниматели:
Предлагаем ознакомиться:  Что если налоговый вычет больше НДФЛ

а) заявившие в декларации по форме 3-НДФЛ профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за год дохода;

б) отразившие в декларациях по НДС выручку от реализации, а в декларации по форме 3-НДФЛ — доход, равный нулю, либо не представившие декларации по форме 3-НДФЛ.

Обратите внимание! Автором приведен далеко не полный перечень лиц, указанных в Письме ФНС. К тому же в нем отмечено, что на заседание комиссии могут быть вызваны иные налогоплательщики, то есть и сами налоговики считают перечень открытым.

Отбор плательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии, осуществляется на основании списков, формирование которых проводится путем анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности плательщиков. В частности, сравниваются показатели по форме 6-НДФЛ с поступлениями НДФЛ, отраженными в карточках «Расчеты с бюджетом».

До проведения комиссии налогоплательщику должно быть направлено письмо с фактами, свидетельствующими о выплатах «конвертных» зарплат, вопросы, которые будут заданы на комиссии, а также предложение добровольно уточнить данные. Обычно письмо направляется за один месяц до комиссии, так что есть время подготовиться или сразу сдаться и повысить зарплату.

Если не прийти на комиссию без уважительной причины – пригласят повторно или примут решение о назначении выездной проверки. И оштрафуют по ст. 19.4 КоАП на 4000 рублей.В случае если эти мероприятия не подействовали, налогоплательщик не «побудился» легализоваться, не предоставил пояснений, досье передается в отдел предпроверочного анализа, для рассмотрения вопроса о включении в план выездных налоговых проверок.

При принятии решения о повышении зарплаты или о мотивированном отказе, во время или после проведения комиссии, следует руководствоваться оценкой реальных рисков конкретной организации, а также показателями по налогу на прибыль. Так, если прибыль минимальная, организация не использует методы агрессивной налоговой оптимизации – можно мотивировать низкий уровень зарплаты неудовлетворительными результатами финансово-хозяйственной деятельности. При этом можно указать, что повышение зарплаты может повлечь сокращение сотрудников или образование задолженности по ее выплате.

Если показатели рентабельности, напротив, выросли, при этом уровень зарплат остался ниже нормативного (для отрасли и региона), можно рассмотреть вариант их постепенного увеличения, при этом необходимо учитывать, что все «обещания» фиксируются в деле налогоплательщика, поэтому не исполнять их в дальнейшем умышленно или вследствие экономической невозможности опасно.

Резкий рост зарплат всегда свидетельствует для ФНС о том, что ранее они выплачивались «в конверте», а значит денежные средства организации незаконно обналичивались через фирмы-однодневки, а также показывает, что у организации есть возможность увеличения налоговой нагрузки, что является серьезным аргументом при решении вопроса о проведении выездной налоговой проверки.

03 августа 2018

Наряду с этим каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ). Поэтому, если понимаете, что допрос может обернуться против вас, лучше воспользоваться конституционными гарантиями и прийти в инспекцию вместе с юристом.

При этом ст. 90 Налогового кодекса РФ закрепляет перечень лиц, которые вообще не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

  • лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

  • лица, которые получили информацию в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне (в частности, это адвокаты и аудиторы, хотя  с 2019 года аудиторской тайны больше не будет).

Также следует помнить, что ст. 128 Налогового кодекса РФ устанавливает ответственность только за неявку свидетеля в ИФНС без уважительных причин. При наличии же таких причин свидетеля, не явившегося для дачи показаний, не оштрафуют. Законодательство не содержит перечня уважительных причин для неявки в инспекцию.

Как себя вести на налоговой комиссии

Если организация или ИП вызывают у ИФНС подозрения, за месяц до комиссии им направят информационное письмо с указанием конкретных претензий и перечнем вопросов, ответы на которые планируется получить в ходе комиссии.

Также в письме будет прописан порядок действий налогоплательщика для урегулирования спорной ситуации. Например, может быть предложено уточнить содержащиеся в декларации сведения и доплатить налог. Соответственно, есть месяц для того, чтобы подготовиться к даче пояснений или возражений относительно заявленных претензий.

Комиссии и дачи объяснений можно избежать, если своевременно представить уточнённые декларации и погасить долги по НДФЛ и страховым взносам (письмо ФНС от 25 июля 2017 года № ЕД-4-15/14490@). На представление «уточнёнок» и уплату налогов отводится 10 рабочих дней со дня получения информационного письма из ИФНС. Если не уложиться в данный срок, давать пояснения всё же придется.

Стоит заблаговременно подготовить ответы на вопросы, содержащиеся в информационном письме, а также обосновать причины, по которым организация/ИП попала в поле зрения ИФНС.

Заседание комиссии по легализации налоговой базы

К примеру, низкую зарплату можно объяснить следующими причинами:

  • работа сотрудников на условиях неполной занятости;

  • привлечение неквалифицированной рабочей силы;

  • временные финансовые затруднения организации с обещанием в будущем постепенно повышать зарплаты сотрудников.

Само собой, все пояснения должны быть документально подтверждены.

Стоит отметить, что законодательство устанавливает ответственность только за неявку для дачи пояснений. Если налогоплательщик пришёл в инспекцию, но никаких пояснений так и не дал, никакой ответственности ему не грозит. Поэтому даже в тех случаях, когда по существу предъявленных ИФНС претензий ответить нечего, вызов в инспекцию игнорировать не стоит.

Последствия неявки для дачи пояснений одним лишь штрафом не исчерпываются. Так, инспекторы могут решить, что уведомление о явке в ИФНС просто не дошло до плательщика по причине ненахождения компании по юридическому адресу. Компанию внесут в список недобросовестных плательщиков и назначат выездную налоговую проверку.

Что будет, если не явиться на комиссию в ИФНС

Помимо попадания организации или ИП в зону повышенного внимания налоговиков и возможного назначения выездной проверки, неявка в ИФНС по законному требованию повлечёт административные штрафы.

В Налоговом кодексе РФ прописана ответственность только за неявку в ИФНС для дачи свидетельских показаний. Если вас вызвали в инспекцию в качестве свидетеля, а вы не явились или отказались давать показания, вас могут оштрафовать (по ст. 128 Налогового кодекса РФ). Согласно этой норме, неявка либо уклонение от явки без уважительных причин грозит штрафом в размере 1000 рублей.

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний обойдётся дороже — в 3000 рублей. Столько же будет стоить дача заведомо ложных показаний. При этом нужно помнить, что штраф могут наложить именно на свидетеля, допрашиваемого в ходе дела о налоговом правонарушении. Если никакого дела нет, то и штраф накладывать не за что.

Заседание комиссии по легализации налоговой базы

Что касается вызова в налоговую на комиссию или для дачи пояснений, то Налоговый кодекс РФ не устанавливает ответственности за неявку. Но это не значит, что неявка не повлечёт никакого штрафа. В КоАП РФ есть ст. 19.4, которая устанавливает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

  • анализ представленных после заседания комиссии уточненных налоговых деклараций с увеличением налоговых обязательств (уменьшением убытка) и определением сумм налогов, дополнительно поступивших в бюджет;
  • контроль за погашением задолженности по НДФЛ;
  • мониторинг динамики численности и заработной платы;
  • мониторинг динамики показателей налоговой нагрузки.

Вызов на комиссию по легализации объектов налогообложения

Значительная часть налогоплательщиков, приглашенных на комиссию — это компании и предприниматели, вызывающие подозрение у инспекторов. Но поскольку подозрение еще не переросло в уверенность, налоговики пока воздерживаются от выездной проверки. Вместо этого они создают комиссию, чтобы у налогоплательщика был шанс самостоятельно исправить ситуацию.

Кроме того, на комиссию попадают организации и ИП, чья недобросовестность уже не вызывает сомнений, но сумма сокрытого дохода мала. При таких обстоятельствах выездная проверка считается малоэффективной, и налоговики ограничиваются комиссией.

Поводом для подозрений и для приглашения на комиссию служат следующие обстоятельства.

Для организаций

1. Убытки от финансово-хозяйственной деятельности, показанные в двух предыдущих налоговых периодах и в текущем отчетном периоде. Под убытками подразумевается отрицательная величина, указанная по строке 100 листа 02 декларации по налогу на прибыль. Убыточными считаются также компании, которые вообще не заполнили данную строку, и при этом их расходы оказались больше доходов.

2. Низкая налоговая нагрузка по прибыли, акцизам, единому «упрощенному» налогу и ЕСХН. Налоговая нагрузка по налогу на прибыль рассчитывается как отношение исчисленного налога (строка 180 листа 02 декларации по прибыли) к сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (сумма строк 010 и 020 листа 02 декларации по прибыли).

3. Низкая налоговая нагрузка по НДС на протяжении нескольких кварталов. Данная нагрузка рассчитывается как отношение предъявленных вычетов к сумме налога, начисленного к уплате в бюджет. Нагрузка считается низкой, если это отношение равно 0,89 и более.

1. Высокая доля профессиональных вычетов, заявленных в декларации 3-НДФЛ. Доля рассчитывается как отношение профессиональных вычетов (строка 120 декларации) к доходам от предпринимательской деятельности (строка 110 листа В декларации). Доля считается высокой, если приведенное выше отношение равно 0,95 и более.

2. Наличие выручки от реализации в декларациях по НДС (строки 010 — 050 раздела 3, графа 2 раздела 4 и графа 2 раздела 7) и нулевой доход в декларации 3-НДФЛ (строка 110 листа В) за соответствующий год.

Заседание комиссии по легализации налоговой базы

В первую очередь на комиссию пригласят тех, у кого отношение «нетто»-вычетов к НДС, начисленному при реализации, равно 0,89 и более. Под «нетто»-вычетами подразумевается сумма вычетов без учета вычетов по авансам, строительно-монтажным работам и «агентских» вычетов.

1. Задолженность по НДФЛ. Она определяется путем сопоставления двух величин. Первая величина — это удержанная сумма налога, показанная в форме 2-НДФЛ. Вторая величина — это поступления налога в бюджет, отраженные в карточке «Расчеты с бюджетом» (с учетом данных по обособленным подразделениям). Дополнительно анализируются данные отчетности по взносам в ПФР.

2. Снижение поступления НДФЛ относительно предыдущего налогового периода более чем на 10%, при том, что среднесписочная численность сотрудников осталась на прежнем уровне. Данные о численности инспекторы узнают из отчетности по взносам в ПФР.

3. Зарплата сотрудников ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. При расчетах инспекторы берут общую сумму доходов, выплаченных всем работникам компании, и делят на среднесписочную численность персонала. Работодателей, для которых полученная величина окажется ниже регионального прожиточного минимум, пригласят на комиссию в первую очередь.

4. Наличие сведений о выплате зарплаты «в конвертах». Инспекторы черпают такую информацию из обращений контрольно-надзорных ведомств, организаций и граждан. Налоговики рассуждают так: «теневая» зарплата выдается за счет неучтенной наличности. А она, в свою очередь, образуется за счет искусственного занижения доходов.

Отсутствие деклараций 3-НДФЛ при наличии сведений о полученном налогооблагаемом доходе. Такие сведения имеются в информационных ресурсах налогового органа об отчуждении имущества, находящегося в собственности физлиц менее трех лет. В первую очередь на комиссию пригласят тех, у кого предполагаемая сумма сокрытого налога больше, чем у других.

Если по истечении 10-дневного срока налогоплательщик не предпримет никаких действий, ему направят уведомление о вызове на комиссию. Неявку расценят как неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль). За подобную провинность предусмотрено административное наказание по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ. Это либо предупреждение, либо штраф: для граждан от 500 до 1 000 руб., для должностных лиц от 2 000 до 4 000 руб.

Далее инспекторы пришлют повторный вызов на комиссию. Если и этот вызов останется без внимания, налогоплательщика пригласят на комиссию более высокого уровня — сначала в региональное управление ФНС России, а затем в местную администрацию. В случае игнорирования налогоплательщиком данных приглашений, инспекция начнет подготовку к выездной проверке.

Типичное основание вызова налогоплательщика на комиссию – неоднократные убытки по данным налогового учета. На заседании комиссии по легализации объектов налогообложения с налогоплательщика попросят пояснения и предложат самостоятельно уточнить свои налоговые обязательства. О том, как можно написать пояснения в налоговую по убыткам, мы рассказывали в нашем материале.

Работа комиссий по легализации налоговой базы велась в соответствии с Письмом ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. Однако Письмом ФНС России от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@ указанное ранее письмо отменено.

Предлагаем ознакомиться:  Как заполнить налоговую декларацию при получении наследства

Вероятнее всего отмена носит чисто технический характер и связана с изменением в администрировании страховых взносов с 01.01.2017. Ведь с этой даты к ФНС перешли полномочия по контролю за страховыми взносами. А учитывая, что ранее действовавший порядок работы комиссий по легализации вопросы страховых взносов не затрагивал, можно предположить выход в ближайшем будущем на смену Письму ФНС РФ от 17.07.

Какие показатели деятельности налогоплательщика анализируются?

Обратите внимание! Вне зависимости от основания, по которому в отношении налогоплательщика инициированы контрольные действия, аналитические мероприятия осуществляются в целом, то есть по всем налогам.

Критерии оценки рисков поименованы в Приложении 7. Перечислим некоторые из них:

  • низкая налоговая нагрузка — ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности);
  • значительное (более 10%) отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;
  • отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких периодов;
  • опережающий темп роста расходов по сравнению с темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
  • резкое сокращение собственного имущества, в том числе стоимости основных средств, по данным бухгалтерского баланса или декларации по налогу на имущество либо наличие оплаты основных средств при анализе выписки по операциям на счетах налогоплательщиков. Это может свидетельствовать о выводе активов организации без отражения таких операций для целей налогообложения (например, подготовка к ликвидации или реорганизации в виде передачи основных средств и материальных активов в счет погашения задолженности, передачи имущества в уставный капитал дочернего общества либо зависимым лицам, уменьшение нераспределенной прибыли без выплаты дивидендов);
  • резкое увеличение кредиторской задолженности при одновременном снижении объема активов либо значительное превышение кредиторской задолженности над выручкой от реализации и дебиторской задолженностью. Данное обстоятельство может свидетельствовать о подготовке юридического лица к ликвидации или банкротству;
  • снижение дебиторской задолженности в значительных размерах. Причиной данного обстоятельства может явиться необоснованное включение суммы безнадежных долгов в состав расходов при исчислении налога на прибыль;
  • систематическое заявление сумм НДС к возмещению налогоплательщиками с убыточной деятельностью (отсутствием прибыли либо прибылью незначительных размеров при значительном суммарном объеме выручки (дохода) от реализации);
  • движение в значительных объемах наличных денежных средств (показатели отчета о движении денежных средств) при отсутствии значительных изменений показателей бухгалтерского баланса, что может свидетельствовать о занижении выручки от реализации;
  • предоставление в значительных размерах займов другим организациям при осуществлении видов деятельности, по которым предусмотрена возможность оплаты наличными денежными средствами (может свидетельствовать о сокрытии выручки (дохода));
  • два и более случая (с момента государственной регистрации) представления в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы в части сведений об адресе (месте нахождения), если указанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика (миграция между налоговыми органами);
  • отражение в расходах налогоплательщика штрафных санкций за фактически не имевшее место неисполнение договорных обязательств;
  • перенос налоговой нагрузки по налогу на прибыль и (или) НДС на другую организацию;
  • умышленное завышение расходов (вычета НДС) в результате включения затрат по договорам с фирмами, имеющими признаки недобросовестности, на оказание услуг, не имеющих материального результата (транспортных, консультационных, информационных, по управлению организацией и пр.);
  • включение в расходы значительных сумм процентов по долговым обязательствам (займам, кредитам) в случаях, когда размер дебиторской задолженности, числящейся у организации, настолько значителен, что при ее погашении необходимость в привлечении заемных средств отпадает, и (или) в числе наиболее крупных дебиторов налогоплательщика находятся учредители данных организаций, дочерние организации, иные взаимозависимые лица;
  • отнесение на расходы по основному виду деятельности затрат по видам деятельности, в отношении которых применяется специальный налоговый режим в виде ЕНВД;
  • учет в текущем налоговом периоде затрат, относящихся к будущим периодам;
  • завышение сумм нормируемых расходов.

По налогоплательщикам, имеющим низкую налоговую нагрузку по НДС с высокой долей налоговых вычетов, дополнительно применяются следующие критерии оценки рисков:

  • отсутствие в декларации по НДС суммы налога, подлежащей восстановлению, перед получением освобождения от уплаты НДС, а также при переходе на специальные налоговые режимы, при наличии остатков товаров, основных средств, нематериальных активов на конец отчетного периода по данным бухгалтерского баланса;
  • отсутствие в декларации по НДС суммы налога, подлежащей восстановлению, при наличии сведений о передаче имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ, что может свидетельствовать о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет;
  • принятие к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным налоговым агентом при отсутствии начисленных и уплаченных в бюджет налоговым агентом сумм НДС в предыдущих налоговых периодах;
  • превышение налогового вычета по НДС, ранее исчисленного с сумм предоплаты (частичной оплаты), над суммой НДС, исчисленной с реализации в текущем налоговом периоде;
  • превышение доходов от реализации, отраженных индивидуальными предпринимателями в декларациях по форме 3-НДФЛ, над налоговой базой от реализации товаров, заявленной в декларациях по НДС, что может свидетельствовать о занижении налоговой базы для исчисления НДС.

Для налоговых агентов и налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей налоговыми рисками по НДФЛ являются:

  • отсутствие текущих платежей по НДФЛ при регулярном направлении денежных средств на выплату заработной платы (по данным банковских выписок), а также на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
  • значительное превышение заработной платы работников предпенсионного возраста над заработной платой остальных работников;
  • выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ, что может свидетельствовать о применении «конвертной схемы» выплаты заработной платы.

Наряду с вышеперечисленным контролеры анализируют уровень налоговой нагрузки. Сначала рассчитывается нагрузка налогоплательщика по налоговым периодам в зависимости от применяемой системы налогообложения, потом определяются аналогичные налогоплательщики и рассчитывается их налоговая нагрузка (в случае отсутствия информации исследуются среднеотраслевые значения налоговой нагрузки).

Затем анализируется отклонение уровня налоговой нагрузки налогоплательщика от максимального значения. Если отклонение велико, налоговики проанализируют финансовые потоки налогоплательщика (составят схему движения денежных средств, схему ведения бизнеса, проанализируют сделки). Наряду с прочим контролеры могут выявить контрагентов, обладающих признаками недобросовестности (минимальная численность, минимальные суммы начислений в бюджет, отсутствие материально-технической базы, массовый учредитель, руководитель, адрес массовой регистрации, несоответствие вида деятельности поставляемой продукции, иные признаки недобросовестности).

После того как организация (предприниматель) «засветится» по одному или нескольким критериям, она будет внесена в список налогоплательщиков, деятельность которых подлежит рассмотрению на заседании комиссии. Принципиально важный момент — объясняться налогоплательщику придется не только по тому критерию, на основании которого он попал в список, а по любым другим вопросам, которые возникли у налогового органа в процессе анализа показателей деятельности отобранной организации (предпринимателя).

Количество и содержание таблиц <3>, которые должны заполнить налоговики в качестве своеобразного досье на налогоплательщика, подтверждают комплексность анализа. В частности, будет отслеживаться динамика (за последние три года):

  • всех строк бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах;
  • большинства строк отчета о движении денежных средств и деклараций по налогу на прибыль и НДС.

Кроме того, налоговики будут изучать банковские выписки (запрашиваются в соответствии со ст. 86 НК РФ), составлять схемы движения денежных средств и ведения бизнеса, определять контрагентов, входящих в зону риска (минимальная численность работников; минимальные суммы начислений в бюджет; отсутствие материально-технической базы;

Перечислим некоторые из негативных итоговых показателей:

  • темп роста расходов опережает темп роста доходов;
  • резкое сокращение собственного имущества, в том числе стоимости ОС, по данным бухгалтерского баланса или налоговой декларации по налогу на имущество либо получение платы за ОС по выпискам с расчетного счета (может свидетельствовать о выводе активов без отражения данных операций для целей налогообложения, например, подготовка к ликвидации или реорганизации в виде передачи ОС и материальных активов в счет погашения задолженности, передачи имущества в уставный капитал дочернего общества либо зависимым лицам, уменьшение нераспределенной прибыли без выплаты дивидендов);
  • резкое увеличение кредиторской задолженности при одновременном снижении объема активов либо значительное превышение размера «кредиторки» над суммой выручки от реализации товаров (работ, услуг) и дебиторской задолженности (может свидетельствовать о подготовке юридического лица к ликвидации или банкротству);
  • значительное снижение дебиторской задолженности (бухгалтера заподозрят в необоснованном включении в состав расходов сумм безнадежных долгов);
  • расхождение выручки от реализации (работ, услуг) по данным деклараций по налогу на прибыль, НДС и отчета о финансовых результатах (возможны невключение в реализацию для целей налогообложения отдельных финансовых операций и, как следствие, занижение налоговой базы);
  • резкое уменьшение показателя «Финансовые вложения» при неотражении в декларации по налогу на прибыль доходов от реализации права требования долга, ценных бумаг и отсутствии поступлений от возврата предоставленных займов в «Отчете о движении денежных средств» и согласно выпискам по расчетному счету (возможно сокрытие доходов от реализации финансовых вложений);
  • систематическое заявление сумм НДС к возмещению при отсутствии прибыли либо ее незначительных размерах при высоком суммарном объеме выручки;
  • движение в значительных объемах наличных денежных средств (показатели отчета о движении денежных средств) при отсутствии заметных изменений показателей бухгалтерского баланса (может свидетельствовать о занижении выручки от реализации);
  • предоставление в значительных размерах займов другим организациям (возможно сокрытие доходов);
  • «миграция» налогоплательщика между налоговыми органами;
  • приобретение услуг (транспортных, консультационных, информационных, по управлению организацией и пр.) у фирм, имеющих признаки недобросовестности (с целью умышленного завышения расходов и вычетов НДС);
  • искусственное завышение цены на сырье, материалы, комплектующие изделия через цепочку контрагентов (посредников) (с целью умышленного завышения расходов и вычетов НДС);
  • включение в расходы значительных сумм процентов по займам и кредитам при наличии высокого размера дебиторской задолженности, при погашении которой отпадает необходимость в привлечении заемных средств, и (или) если в числе наиболее крупных дебиторов значатся учредители, дочерние организации и иные взаимозависимые лица;
  • превышение размера вычета НДС над суммой начисленного налога при выполнении СМР для собственного потребления;
  • отсутствие в декларации по НДС суммы восстановленного налога перед получением освобождения от уплаты НДС или переходом на специальные налоговые режимы при наличии остатков товаров, материалов, ОС, НМА;
  • превышение вычета НДС, ранее начисленного с сумм полученной предоплаты, над размером налога, исчисленного с реализации в текущем квартале;
  • снятие с расчетного счета наличных денежных средств в размерах больших, чем выплаченная заработная плата;
  • отсутствие поступлений на расчетный счет торговой выручки при наличии ККТ;
  • поступление на расчетный счет выручки при отсутствии информации о регистрации ККТ;
  • непредставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Как проходят заседание комиссии и подготовка к нему?

При выявлении низкой налоговой нагрузки, высокого удельного веса вычетов по НДС, низкой заработной платы, непогашенной задолженности по НДФЛ, ошибок (искажений) налоговой отчетности и других фактов налогоплательщику направляется информационное письмо. В нем отражаются факты (в том числе отклонения, противоречия) и вопросы, возникшие в ходе подготовки к заседанию комиссии, ответы на которые планируется получить при рассмотрении деятельности налогоплательщика. В информационном письме налогоплательщику предложат:

  • самостоятельно уточнить налоговые обязательства в порядке, установленном ст. 81 «Внесение изменений в налоговую декларацию» НК РФ;
  • провести оценку рисков деятельности в соответствии с концепцией системы планирования выездных налоговых проверок.
Предлагаем ознакомиться:  Возвращение налога на купленную квартиру

Со дня получения информационного письма у налогоплательщика будет десять рабочих дней, чтобы представить уточненные налоговые декларации, погасить задолженность по налогам, дать пояснения по причинам и обстоятельствам, ставшим основанием для приглашения на комиссию. Если в течение указанного срока ответа от налогоплательщика не последует, в его адрес будет направлено уведомление о вызове на комиссию <1>.

Примечание. Информационное письмо направляется налогоплательщику не позднее чем за месяц до даты планируемого проведения заседания комиссии.

Деятельность налогоплательщика на заседании комиссии рассматривается в индивидуальном порядке. Должностному лицу (представителю) организации, либо индивидуальному предпринимателю, либо физическому лицу предлагается представить пояснения по выявленным фактам, несоответствиям и уточнить мероприятия, проводимые (либо запланированные к проведению) в целях улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности и недопущения нарушения норм налогового законодательства.

По итогам рассмотрения комиссия формулирует рекомендации налогоплательщику по устранению нарушений, допущенных при формировании налоговой базы, а также по принятию мер, направленных на ликвидацию убыточности и уплату налогов. Указанные рекомендации, а также срок для устранения нарушений (искажений) отражаются в протоколе заседания, с которым налогоплательщик должен быть ознакомлен под подпись. Копия протокола по желанию налогоплательщика может быть ему вручена.

Как правило, на устранение нарушений отводится десять рабочих дней, исчисляемых с даты заседания комиссии.

К сведению. По результатам рассмотрения деятельности налогоплательщика на заседании комиссии информация о заседании может быть направлена в правоохранительные, контролирующие и иные органы (например, в органы внутренних дел, территориальные органы ФМС, государственные инспекции труда и т.п.), а также в администрации муниципальных образований для принятия решений в соответствии с их компетенцией.

В случае неявки налогоплательщика на заседание комиссии по уважительной причине заседание может быть отложено. В этом случае налогоплательщику повторно направляется уведомление о вызове на комиссию.

Если надлежащим образом уведомленный налогоплательщик не явился на комиссию, к нему в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные ст. 19.4 КоАП РФ (предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб., на должностных лиц — от 2000 до 4000 руб.). Кроме того, если данные отчетности налогоплательщика не свидетельствуют о положительном изменении финансового состояния, контролеры вправе повторно вызвать его на комиссию, вызвать на аналогичную комиссию в УФНС по субъекту РФ, провести предпроверочный анализ либо подготовить материалы для назначения выездной налоговой проверки.

Заседание комиссии по легализации налоговой базы

Перед тем, как назначить заседание комиссии, сотрудники ИФНС проводят аналитическую работу. Они изучают данные из своих информационных ресурсов, публикации в СМИ и интернете, сведения, полученные от банкиров, таможенников, страховщиков и прочих структур, а также жалобы юридических и физических лиц.Кроме того, инспекторы штудируют налоговую и бухгалтерскую отчетность налогоплательщика за последние годы и выявляют зоны риска.

Всю собранную информацию налоговики оформляют в виде таблиц, которые подшиваются в так называемое досье налогоплательщика.

Затем в адрес налогоплательщика отправляют информационное письмо, в котором отражаются все подозрительные факты, выявленные в ходе подготовки к комиссии. В этом же письме налогоплательщику предлагается подать «уточненки», в том числе уменьшить сумму убытка, погасить задолженность по НДФЛ, исчислить НДФЛ с реально полученных доходов и т д. На все это налогоплательщику отводится 10 рабочих дней с момента получения информационного письма.

Как проходят заседание комиссии и подготовка к нему?

Новый регламент

Рассмотрение деятельности налогоплательщика на заседании комиссии производится в индивидуальном порядке. Заседание комиссии открывает ее председатель, затем член комиссии представляет информацию по налогоплательщику. Далее слово предоставляется представителю организации, либо индивидуальному предпринимателю, либо физическому лицу, которое должно представить пояснения по выявленным фактам и несоответствиям и сообщить о мероприятиях, проводимых (либо запланированных к проведению) в целях улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности и недопущения нарушений норм налогового законодательства.

По итогам рассмотрения комиссия сформулирует рекомендации налогоплательщику по устранению нарушений, а также принятию мер, направленных на ликвидацию убыточности и уплату налога на прибыль, НДС, НДФЛ, налога на имущество, транспортного налога и т.д. При этом комиссия установит конкретный срок устранения нарушений (искажений). ФНС рекомендует отводить на это 10 рабочих дней с даты заседания комиссии.

По результатам рассмотрения деятельности налогоплательщика на заседании комиссии должен быть составлен протокол, в котором фиксируются в том числе рекомендации налогоплательщику и срок для устранения нарушений. Протокол подписывается председателем и секретарем комиссии. С информацией, содержащейся в протоколе, налогоплательщик должен быть ознакомлен под подпись. Копия протокола по желанию налогоплательщика может быть ему вручена.

Обратите внимание! Комиссии предоставлено право направить информацию в правоохранительные, контролирующие и иные органы (например, в органы внутренних дел, территориальные органы Федеральной миграционной службы, государственные инспекции труда и т.п.), а также в администрации муниципальных образований для принятия решений в соответствии с их компетенцией.

В случае неявки налогоплательщика на заседание комиссии по уважительной причине заседание может быть отложено. (В этом случае налогоплательщику повторно направляется уведомление о вызове.)

Заседание комиссии по легализации налоговой базы

Неявка налогоплательщика фиксируется в протоколе заседания комиссии.

В случае неявки надлежащим образом уведомленных налогоплательщиков на комиссию к ним в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные ст. 19.4 КоАП РФ (штраф в размере от 2 до 4 тыс. руб.).

В отношении налогоплательщиков, не явившихся на заседание комиссии без уважительных причин и данные отчетности которых не свидетельствуют о положительном изменении финансового состояния, могут быть предприняты следующие меры:

  • повторный вызов на комиссию в инспекцию ФНС;
  • вызов на аналогичную комиссию в УФНС по субъекту РФ;
  • проведение предпроверочного анализа;
  • подготовка материалов для назначения выездной налоговой проверки.

Как проходит отбор налогоплательщиков?

Налогоплательщика, который явился на комиссию, попросят рассказать, почему его налоговая нагрузка мала, доля вычета высока и проч. Выслушав разъяснения, комиссия сформулирует рекомендации по устранению нарушений. Суть всех рекомендаций сводится к следующему — подать уточненные декларации, доплатить налоги и пени, а в будущем не повторять ошибок. Для выполнения рекомендаций установлен срок — 10 рабочих дней с даты заседания комиссии.

Не исключено, что по итогам работы комиссии налоговики направят информацию в полицию, миграционную службу, трудовую инспекцию и проч. А про работодателя, который выплачивает зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ, инспекторы будут ежеквартально сообщать в органы местного самоуправления.

Добавим, что комиссия проходит в индивидуальном порядке. Это значит, что на каждое заседание приглашают только одного налогоплательщика.

Новый регламент

  • в декларации по налогу на прибыль за предыдущие два налоговых периода, а также в отчетном (налоговом) периоде текущего года по строке 100 листа 02 заявлено отрицательное значение (убыток);
  • строка 100 листа 02 декларации по налогу на прибыль не заполнена и расходы, признанные в целях налогообложения за анализируемый период, превысили сумму доходов;
  • налоговая нагрузка по налогу на прибыль, акцизам, единому налогу при УСНО, а также по НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями, низка. Так, например, налоговая нагрузка по налогу на прибыль равна отношению суммы исчисленного налога на прибыль (строка 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль) к общей сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (сумма строк 010 и 020 листа 02 декларации по налогу на прибыль) за соответствующий отчетный (налоговый) период. Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих производство продукции (товаров, работ, услуг), понимается нагрузка, составляющая менее 3%, для организаций, осуществляющих торговую деятельность, — менее 1%;
  • налоговая нагрузка по НДС низка (по декларациям, представленным за ряд налоговых периодов, отношение подлежащего вычету НДС к сумме начисленного налога составляет 89% и более);
  • имеется задолженность по перечислению НДФЛ;
  • поступления НДФЛ относительно предыдущего налогового периода снизились более чем на 10%. Сопоставляются удержанные суммы НДФЛ, отраженные в форме 2-НДФЛ, с поступлениями НДФЛ, отраженными в карточках расчетов с бюджетом (КРСБ). Дополнительно анализируются данные отчетности (расчеты) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Отбор налоговых агентов, перечисление НДФЛ которыми снижено на 10% и более относительно аналогичного периода предыдущего года, производится на основании данных КРСБ в части уплаты налога. При отборе анализируется динамика с учетом имеющейся в налоговом органе информации о среднесписочной численности и данных, представленных налогоплательщиком в территориальные органы ПФР;
  • выплачиваемая заработная плата ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. Расчет производится исходя из общей суммы доходов, выплаченных налоговым агентом физическим лицам (данные формы 2-НДФЛ), и среднесписочной численности сотрудников;
  • индивидуальный предприниматель заявил профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода (отношение рассчитывается по декларациям по форме 3-НДФЛ, представленным за налоговый период, а именно показатель строки 120 листа В (профессиональные вычеты) делится на показатель строки 110 листа В (доходы от предпринимательской деятельности));
  • индивидуальный предприниматель отразил в декларациях по НДС выручку от реализации, при этом в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ заявил доход, равный нулю, либо не представил налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за соответствующий период.

Примечание. Если налоговый агент по НДФЛ имеет обособленные подразделения, состоящие на учете в иных налоговых органах, в том числе за пределами региона, при отборе учитываются данные в целом по налоговому агенту.

Полезные дополнения к Письму ФНС

  1. Налогоплательщики неоднократно пытались доказать в суде, что направление уведомления о вызове на заседание комиссии по легализации налоговой базы не предусмотрено Налоговым кодексом. Однако арбитры разных инстанций, включая ВАС, каждый раз отказывались признать уведомление недействительным, указывая, что направление в адрес налогоплательщика уведомлений с целью получения пояснений предусмотрено пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, поэтому действия налогового органа не нарушают права и интересы организации (Постановления ФАС ДВО от 27.03.2013 N Ф03-917/2013 по делу N А51-14534/2012 и от 23.11.2012 N Ф03-4485/2012 по делу N А51-7538/2012, Определение ВАС РФ от 25.01.2013 N ВАС-18148/12 по делу N А51-7538/2012).
  2. Попытки избежать наложения налоговым органом штрафа за неявку, сославшись на неправомерность применения в данном случае ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, тоже не увенчаются успехом. Неявка на заседание комиссии по легализации объектов налогообложения, созданной при налоговом органе и наделенной полномочиями в сфере налогообложения, образует состав правонарушения, предусмотренного названной нормой.

В то же время неявка налогоплательщика на заседание межведомственной комиссии по легализации «теневой» заработной платы, контролю поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также НДФЛ в бюджеты, созданной на основании постановления главы муниципального района, состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.

4 КоАП РФ, не образует, поскольку межведомственная комиссия не относится к органам, осуществляющим государственный надзор (контроль), и положение о соответствующей межведомственной комиссии не может предусматривать административную ответственность за неявку на ее заседание налогоплательщика либо иного лица <4>.

  1. Постановление о привлечении к ответственности в виде штрафа выносит мировой суд (ст. 23.1 КоАП РФ). Срок давности для данной категории дел составляет 3 месяца (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 04.06.2012 по делу N 4а-237/2012).

С.С.Кислов

Эксперт журнала

бухгалтерский учет

и налогообложение»

, , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector