Юридическая помощь
Назад

Земли лесного фонда подробнее

Опубликовано: 26.07.2019
0
5

Земли лесного фонда – общая информация

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА

• лесные земли, включающие земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, погибшие древостои, участки, занятые питомниками, прогалины, пустыри и др.);

• нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (просеки, дороги, болота и другие земли).

С 1 января 2007 г. вступил в силу Лесной кодекс РФ, принятый 4 декабря 2006 г. Новый Кодекс установил принципиально иной подход к регулированию лесных отношений.

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются Лесным кодексом РФ.

На землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, проводится лесоустройство.

Земли лесного фонда согласно ст. 3 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» находятся в федеральной собственности.

Распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством (ст. 10 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).

Лесной кодекс устанавливает минимальные размеры арендной платы в зависимости от вида использования лесных участков (с изъятием лесных ресурсов или без их изъятия), на основе которых определяется размер арендной платы (ст. 73).

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, проводимого в соответствии с гл. 8 данного Кодекса.

Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ.

Лесной кодекс РФ определяет три случая, когда лесной участок может предоставляться для использования не на праве аренды, а на иных правах: на праве постоянного (бессрочного) пользования (например, казенным предприятиям), безвозмездного срочного пользования (например, при строительстве гидротехнического сооружения на основе государственного или муниципального контракта полностью за счет бюджетных средств).

Раздел VII. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА, ЗЕМЛИ ВОДНОГО

ФОНДА И ЗЕМЛИ ЗАПАСА

Полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные ст. 94 Земельного кодекса РСФСР, осуществляются соответствующими местными администрациями.

(Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2287).

Статья 94. Земли лесного фонда

Землями лесного фонда считаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности.

Порядок использования земель лесного фонда регулируется законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.

Неиспользуемые для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности сельскохозяйственные и другие угодья могут предоставляться лесохозяйственным и промышленным предприятиям во временное пользование для сельскохозяйственных целей в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса.

В местах проживания малочисленных народов и этнических групп соответствующие Советы народных депутатов предоставляют в пользование и передают в аренду колхозам, совхозам, госпромхозам, а также в собственность, владение или аренду гражданам земли лесного фонда для северного оленеводства и охотничьего промысла.

Избирательное право учебник

Статья 95. Земли водного фонда

К землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов.

Земли водного фонда используются для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных и общественных потребностей.

Порядок использования земель водного фонда определяется законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.

Статья 96. Земли запаса

Землями запаса являются все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду. К ним также относятся земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено в соответствии со статьями 39 — 44 настоящего Кодекса.

Земли запаса находятся в ведении сельских, поселковых, городских, районных Советов народных депутатов в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса.

Лесной фонд занимает более трети территории Российской Федерации. Правовой режим лесного фонда и занимаемых им земель детально регулируется ЛК РФ, принятым Государственной Думой 22 января 1997 г. Он осуществляет регулирование лесных отношений с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, как о природном объекте, имеющем важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Объектами лесных отношений закон называет лесной фонд Российской Федерации, участки лесного фонда, леса, не входящие в лесной фонд, древесно-кустарниковую растительность и земли лесного фонда.

Владение, пользование и распоряжение лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами осуществляется с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств леса.

Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов Федерации.

Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом (ст.

Земли лесного фонда — одна из значительных площади категорий земель. Эти земли служат главным средством производства в лесном хозяйстве. Отношения, связанные с использованием и охраной этих земель, урегулированы как земельным, так и лесным законодательством.

Объединение понятий леса и земель, на которых размещены леса, произведено в Лесном кодексе Российской Федерации. В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ в состав лесного фонда включены все леса, за исключением тех, которые расположены на землях населенных пунктов и обороны, а также земли, не покрытые лес растительностью, но относящиеся к лесному фонду.

Основную часть лесного фонда образуют леса. К лесному фонду и к землям лесного фонда не относятся: деревья и группы деревьев, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог, каналов; деревья и группы деревьев, а также озеленительные насаждения в городах и других населенных пунктах,произрастающие на землях, не занятых городскими лесами; деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.

Производство и воспроизводство

1) лесов государственного назначения, т.е. лес находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных и лесов и лесов заповедников;

2) колхозных лесов, т.е. лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в пользова­ние.

Леса составляют собственность государства и предос­тавляются только в пользование; Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются.

В соответствии с хозяйственным значением лесов, их местоположением и выполняемыми функциями устанав­ливается деление лесов на группы.

К первой группе относятся леса, выполняющие водо-охранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоро­вительные и иные функции, связанные с сохранением природного баланса, поддержанием экологического бла­гополучия, леса заповедников, национальных я природ­ных парков, заповедные лесные участки, леса, имеющие научное или историческое значение, природные памят­ники, лесопарки, лесоплодовые насаждения.

Ко. второй группе относятся леса в районах с высо­кой плотностью населения и развитой сетью транспорт­ных путей, имеющие защитное и ограниченное эксплуа­тационное значение, а также леса с недостаточными лесосырьевыми ресурсами, для сохранения защитных функций которых, непрерывности и неистощенности пользованияими требуется более строгий режим лесопользования; все колхозные леса, не вошедшие в состав первой группы.

К третьей группе относятся леса многолесных райо­нов, имеющие преимущественно эксплуатационное зна­чение и предназначенные для непрерывного удовлетворе­ния потребностей народного хозяйства в древесине без ущерба для защитных свойств этих лесов. Леса этой группы делятся на освоенные и резервные.

Договор пожизненной ренты

Резервными признаются леса, которые не вовлечены в эксплуатацию вследствиеих удаленности от транспортных путей и по другим причинами.

При отнесении лесов к соответствующим группам одновременно определяются границы земель, занятых лесами каждой группы. Земли лесного фонда одновременно являются само­стоятельным объектом правового регулирования. Кодексе о земле устанавливает общий порядок предоставления земель лесного фонда, основные черты их правового режима, основания прекращения права землепользования этими землями. Одновременно использование лесных земель регулирует и лесное законодательство.

В Республике Беларусь земли лесного фонда составляют однуиз самых больших категорий земель.

Земли лесного фонда выполняют важные функции: служат главным средством производства в лесном хозяйстве, поддерживают экологический баланс, служат резервом для расширения хозяйственной деятельности непосредственно не связанной с использованием лесов (сельского хозяйства, строительной, транспортной отраслей).

Инфо

Лесопользователь может: вырубать деревья, заниматься охотой, сбором растений, грибов и ягод, сенокосом, пчеловодством, скотоводством, растениеводством, организовывать различные туристические, спортивные и оздоровительные мероприятия и исследования в плане науки, возводить здания при получении разрешения на данную деятельность, если это будет способствовать развитию лесного промысла. ВНИМАНИЕ! ЛК (Лесной Кодекс) объединяет земли, воды, атмосферу, растительный мир и фауну в одну группу, образующую единые организм — систему леса. Виды прав на собственность Если участок имеет месторасположение на территории РФ, то только Федерация имеет право на его эксплуатирование.

Запрещается оборот свободного типа земель лесного фонда, т.е. в их отношении не осуществляется процесс купли-продажи. Такие земли не являются предметами для залога.

Инфо

Но бывают случаи, когда земельный участок леса переходит в раздел участка в аренду, пользование на платной или бесплатной основе. Для этого заключается специальный договор, а пользователь земли получает следующие обязанности: уход за почвой (рекультивация, правильное использование, препятствие ее истощению), охрана и увеличение функциональности леса в плане защиты и воспроизведения среды леса, развитие экономики при условии повышенной экологии, охрана фауны и флоры леса. Только при рациональном эксплуатировании лесных ресурсов и норм их пользования лес сохранит свои первичные характеристики, а возможно увеличит их.

Лесной фонд россии: что это такое, особенности категории и виды прав

В ведении этого фонда находятся земли, покрытые лесом, участки, на которых можно воссоздать лесную растительность, а также дороги, просеки и другие земли, считающиеся не лесными, если они нужны для развития лесного хозяйства.

Эти земли нужно обозначать специальными знаками и отображать на картах. Делается это еще потому, что они являются собственностью Федерального значения.

Граждане имеют право на свободный вход в эти земли, а также использование их для своих потребностей:

  • собирать растения (лекарственные), ягоды, грибы;
  • заниматься охотой и рыболовством;

Правовой режим предполагает, что находиться и пользоваться землями лесного фонда нельзя только в случае опасности (например, лесной пожар) или для экологической безопасности.

Закон о национальной гвардии

Гораздо удобнее снять жильё у собственника, чем через риелтора. О том, как снять квартиру без посредников читайте по ссылке.

Россия известна своими лесами и огромными пространствами: более 60% ее территории находится в лесном фонде. По площади это более чем 800 млн. гектар.

Соотношение земель.

Земли, относящиеся к лесному фонду Российской Федерации

Предлагаем ознакомиться:  Земля многодетным при разводе

Под этим видом земель подразумевают землю, где сосредоточена кустарниковая, древесная и травянистая растительность. Сюда входят земли лесного и нелесного массива.

Лесные – это участки, на которых произрастает лесная растительность, а также отдельные участки без таковой, однако, необходимые для цели ее восстановления:

  • Участки с вырубкой – площадью, где после спила деревьев остаются пни;
  • Участки, где есть лесные культуры, в частности, молодой лес, который еще не сомкнулся и не прошел процесс смыкания крон;
  • Участки с гарью и погибшими насаждениями – деревьями, которые сгорели или были испорчены различными вредителями;
  • Участки, имеющие прогалины, свободные от лесного массива;
  • Участки с площадью, не превышающей ½ га;
  • Участки с рединами – обособленно расположенными насаждениями 3-го возрастного класса и больше, с полнотой до 0,3 метра.

К землям не лесного назначения причисляют иные участки, размещенные в пределах лесного фонда, а также используемые в целях лесного хозяйства.

Лесной фонд формируется из всех лесов, кроме лесов, размещенных на землях оборонного значения, землях поселений и земель, не покрытых лесными насаждениями (это нелесные и лесные земли).

Сфера применения и охраны фонда урегулирована законодательством РФ (лесное и земельное). Конституционные нормы закрепляют совместное ведение лесного законодательства РФ и ее субъектами.

Реестр жилья военнослужащих

Лесной фонд и леса, размещенные на землях оборонного назначения, пребывают во владении федерации. Федеральный закон допускает передачу фонда во владение отдельных субъектов Российской Федерации.

Лесной фонд запрещен в гражданском обороте, то есть любые сделки о купле-продаже, залоге и иные сделки с участками, отнесенными к лесному фонду, не законны.

Государственное управление лесным фондом базируется на принципах:

  • устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды);
  • рационального, непрерывного, неистощительного использования лесного фонда в интересах Российской Федерации и ее субъектов;
  • несовместимости реализации функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов с осуществлением рубок главного пользования и переработки полученной при этом древесины (ст. 50 ЛК РФ).

Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство РФ непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют названные функции в области лесного фонда непосредственно или через территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством, если это предусмотрено соглашением между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации о передаче осуществления части названных полномочий.

Положение о федеральном органе управления лесным хозяйством утверждается Правительством РФ. Этот орган осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно либо через свои территориальные органы. Функции государственного управления лесным фондом в настоящее время возложены на Министерство природных ресурсов РФ.

Запись об увольнении

Оно действует на основании Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. № 72. Данное Министерство организует и обеспечивает рациональное, многоцелевое, непрерывное и неистощительное лесопользование; обеспечивает осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом;

ведет государственный учет лесного фонда; в установленном порядке производит распределение лесов по группам и категориям защитноЪти лесов первой группы; производит перевод лесов из одной группы лесов или из категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию. Оно рассматривает в установленном порядке ходатайства о переводе лесных земель в нелесные для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, а также об изъятии земель лесного фонда.

Изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных и, муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях, предусмотренных ЗК РФ (ст. 49). Перевод земель лесного фонда в земли других категорий осуществляется Правительством РФ, исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, предусмотренными ЗК РФ (ст. 8).

Использование участков лесного фонда может осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без изъятия. Они предоставляются для осуществления одного или нескольких видов лесопользования одному или нескольким лесопользователям.

Деятельность по использованию лесного фонда подлежит лицензированию.

ЛK РФ закрепляет права и обязанности лесопользователей (ст. 82, 83).

За пользование лесным фондом взимаются платежи в виде лесных податей или арендной платы.

Лесные подати взимаются за все виды лесопользования. Ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов Федерации по согласованию с территориальным органом управления лесным хозяйством или определяются по результатам лесных аукционов.

Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда.

Лесопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд.

Названное право лесопользования возникает на основании договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета.

В случае смерти гражданина принадлежащее ему право лесопользования переходит к другому лицу в соответствии с завещанием или законом. При реорганизации юридического лица принадлежащее ему право лесопользования переходит к юридическому лицу — правопреемнику реорганизованного юридического лица. По договору концессии такой переход права лесопользования запрещается (ст. 24 ЛК РФ).

При определении состава нелесных земель целесообразно руководствоваться лесным, а не земельным законодательством РФ.

По данным государственного земельного учета на 1 января 2007 г. общая площадь земель лесного фонда составляла 1 096 844,7 млн. га, т.е. около 70% суши Российской Федерации. Среди земель лесного фонда площади, занятые лесами, составляют 73%, болотами — 9%, другими водными объектами — 2%, сельскохозяйственными угодьями, застроенными территориями, дорогами, оленьими пастбищами и прочими объектами — 16%.

В юридической литературе указывается, что общность правового режима всех земель лесного фонда определяется их целевым назначением. При этом в качестве предназначения земель лесного фонда называются нужды лесного хозяйства. В п.1 ст.101 ЗК предназначением этих земель названы восстановление лесной растительности и ведение лесного хозяйства.

— землях сельскохозяйственного назначения, в том числе на землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;

— землях транспорта (на полосах отводов железнодорожный магистралей и автомобильных дорог);

— землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);

— землях водного фонда (на полосах отвода каналов);

— землях иных категорий.

Лесные земли призваны выполнять функцию пространственно-территориального базиса лесного хозяйства.

Материнский капитал сроки получения

В зависимости от экономического, экологического и социального значения, местоположения и выполняемых функций лесное законодательство различает леса первой, второй и третьей групп.

К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, а также леса особо охраняемых природных территорий.

Леса первой группы разделяются на следующие категории защитности: запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов; запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб; противоэрозионные леса; защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения;

государственные защитные лесные полосы; ленточные боры; леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды; леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов; леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения;

леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов; особо ценные лесные массивы; леса, имеющие научное или историческое значение; памятники природы; орехово-промысловые зоны; лесоплодовые насаждения; притундровые леса; леса государственных природных заповедников; леса национальных парков; леса природных парков; заповедные лесные участки.

  • Обязан сохранять и усилять средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и защитные функции лесов с целью охраны здоровья населения, улучшения фона окружающей среды, развития местной экономики.
  • Обеспечивать соблюдение надлежащего лесопользования на основе технической политики, применения передовых технологий.
  • Улучшать породный состав и качество лесного покрова, повышать его продуктивность, охранять и защищать лес.
  • Рационально использовать богатство лесного фонда.
  • Сохранять биологическое многообразие, объекты историко-культурного наследия.
  • Возможные изменения статуса лесных территорий Перевод территории из одной группы в другую осуществляется на основании материалов специальных обследований и лесоустройства. Проводится данная экспертиза по представлению федерального органа управления.

Правовой режим земель лесного фонда

За потери с граждан взимается плата, которая определена соответствующими законами. Перевод осуществляется только в случаях:

  • невозможности их дальнейшей эксплуатации по прямому назначению;
  • утраты полезных свойств лесов;
  • необходимости обороны страны, социальных или экономических нужд.

Для того, чтобы получить разрешение на строительство объектов недвижимости, обязательно потребуется экологическая экспертиза.

Понятие и состав

Леса в России покрывают площадь практически половины территории РФ, это по разным подсчетам — от 780 до 840 млн. га. В некоторых субъектах промышленность, основанная на лесных производствах, достигает 50%.

Лесные земли это: как сами леса, вырубки, прогалины, участки, предопределённые для молодых посадок, так и не касающиеся лесов земли, которые предназначены для соблюдения лесного хозяйства.

Аренда, бессрочное или срочное пользование – все эти взаимоотношения происходят в рамках Лесного и Земельного Кодексов РФ. Все участки могут быть предоставлены в пользование как юридическим, так и физическим лицам. Не может быть получено разрешение только на леса, которые находятся в границах территорий, относящихся к категории оборонных земель.

Понятие о земле лесного фонда имеется в Земельном Кодексе. При этом в Лесном нет полного определения и состава территорий, которые входят в структуру фонда.

По поводу юридического смысла терминов до сих пор нет единого мнения. В житейских разговорах под словом «лес» чаще всего понимаются не просто деревья, а любая растительность: деревья, кустарники, мхи, то есть некий биоценоз, населенный определенными видами животных и насекомых. Конечно, в лесной фонд не вошли все территории, иначе у нас под эти территории пришлась бы почти половина всех земель.

Итак, понятие «лес» в юридическом смысле включает в себя только те территории, которые зарегистрированы в госкадастре, как категория лесных земель. Но эти территории неоднородны. Среди них есть те, на которых совсем не растут деревья.

На основании статей Лесного и Земельного Кодекса эти земли можно разделить на:

  1. Территории, покрытые живой растительностью: деревья, кустарники, лесные травы, лишайники, мхи и т. д.
  2. Территории, которые не покрыты лесом, но рассчитаны на то, что они оставлены для восстановления: гари (земли с погибшими от пожара деревьями), редины (то же, что и опушки, то есть вырубленные участки, которые покрыты слабой растительностью), прогалины (то же, что и лужайки, то есть не заросшие лесом «островки»), вырубки и другие.
  3. Территории, которые не покрыты лесом, но предназначены для ведения хозяйства в лесу.
Предлагаем ознакомиться:  Как правильно произвести изменение штатного расписания в связи с оптимизацией работы организации{q}

Такое различие в структуре обусловлено тем, что в состав лесных фондов входят земли с различным целевым назначением. Одни — для выращивания лесов, другие — для их разумного использования, третьи — для их воспроизводства.

Нелесные территории не только не заняты лесами, но и никоим образом не приспособленные для того, чтобы выращивать лес. Они используются, но совсем по-другому. К лесному фонду они имеют не прямое, а косвенное отношение. Как они могут эксплуатироваться? Самое главное назначение — они применяются для выполнения нужд лесхоза.

Примеры такого обслуживания:

  • прокладка дорог между различными пунктами;
  • обустройство просек;
  • другое.

Для того, чтобы установить правовое признание лесных земель, нужно придерживаться определенного порядка аттестации, когда лесные земли переводят в земли, принадлежащие к покрытым лесной растительностью, и наоборот. Это нужно для соответствия реального положения дел документам, актам, инструкциям.

Существует определенная процедура признания участка земли лесом. Они могут произрастать на землях иных типов (заселенных пунктов, с/х, особо охраняемых), но являться лесом.

Установление правового режима таких земель очень важно, поскольку леса занимают почти 60% территории России. По Земельному Кодексу охраной лесов занимается Лесной Кодекс. Он устанавливает не только правовые нормы, но и помогает охранять, защищать лесные ресурсы и не дать им иссякнуть.

Лес имеет в нашей жизни очень разностороннее значение:

  • экологическое;
  • экономическое;
  • социальное.

Специализация лесного законодательства состоит в следующем:

  • определение статуса лесных земель;
  • охрана лесов;
  • защита и воспроизводство;
  • использование разных видов продукции из лесов;
  • установление границы действия лесного законодательства.

Участки лесного фонда определяют при помощи специальных знаков. Включение или изъятие земель совершается в рамках законодательства. Лесной фонд принадлежит к федеральной собственности, на его основании он может быть передан в региональную собственность.

Права граждан и их пребывания на лесных землях определяется ЛК РФ следующим образом: граждане имеют право на сбор грибов, ягод, лекарственного сырья, орехов, могут охотиться. Но в случае угрозы пожарной безопасности посещение лесов может быть ограничено.

Юридические и физические лица имеют право на получение лесных земель в следующих случаях:

  • аренда;
  • концессия (вид договора между инвестором и государством о праве эксплуатации при определенных услугах);
  • краткосрочное пользование;
  • безвозмездное пользование.

Лесные земли могут постоянно использовать по прямому назначению:

  • рубка дров;
  • вывоз древесины;
  • сбор коры;
  • сбор ягод, грибов;
  • срезание бересты;
  • рубка новогодних елок;
  • сбор живицы;
  • косьба сена;
  • постройка ульев, пасек;
  • сбор трав;
  • проведение туристических и других мероприятий.

Участники договора в обязательном порядке должны соблюдать его условия и проводить мероприятия, которые способствуют сохранению и восстановлению лесов.

Перевод земель

Самый наболевший вопрос на сегодняшний день, связанный с лесными землями — это смена одной категории земли на другую для строительства домов. Самое большое количество изъятых земель наблюдается в Московской и Ленинградской областях. Каждый год тысячи гектаров становятся землями населенных пунктов для дальнейшего градостроительства.

На видео об изъятии земель лесного фонда

Несмотря на то, что лесные массивы занимают 50-60% территории страны, существуют законы, которые не позволяют беспрепятственно переводить земли из категории леса в другие. Это позволяет сохранять и приумножать лесной фонд.

Сделать собственностью лесные земли можно только через перевод их в категорию не лесных. Сразу нужно сказать о том, что оформить землю очень сложно и положительный результат далеко не гарантирован.

Во-первых, нужно подать заявление и приложить к нему всю необходимую документацию. Ее следует собирать внимательно, поскольку государственные служители часто возвращают документы по причине некорректного составления.

Можно ли продать квартиру в ипотеке и как это сделать? Подробную информацию вы найдёте в данной публикации.

Во многих случаях это происходит далеко не единожды, и одна только доработка всех бумаг для принятия заявки может затянуться на год и больше.

Во-вторых, согласно разработанному механизму и правилам, документация заявителя рассматривается на трех уровнях: местном (города или поселка городского типа), региональном (в масштабе области или другого субъекта) и на Федеральном (общегосударственном).

В-третьих, перевод земель должен быть обоснованным. Известно, что он производится в нескольких случаях:

  • для обеспечения сельхоз нужд;
  • для обороны и безопасности;
  • для развития энергетический сферы и транспортной логистики;
  • для размещения культурных и общественно значимых строений и объектов.

В-четвертых, возместить убытки от перевода земель государству должен заявитель по определенному механизму и формуле исчисления.

В зависимости от ценности лесного покрытия решение принимает следующий орган:

  • Правительство во взаимодействии с органами государственной власти субъектов и Министерством Природных Ресурсов определяет статус земель с лесами 1 группы.
  • Органы государственной власти субъектов, исходя из заключений территориальных подразделений Минприроды, определяют категорию лесов 2 и 3 группы.

Категории земель.

Существует и более простой способ получить в пользование лесные земли: взять в аренду, возмездное или безвозмездное пользование.

Лесопользователь должен соблюсти нижеперечисленные требования:

  • обеспечивать рекультивацию почвы, рациональное использование, не допустить истощения земли;
  • сохранить и усилить функции леса в области защиты и воспроизведения его среды, развивать экономическую составляющую в условиях высокой экологичности;
  • соблюдать нормы пользования лесами, проводить действия, направленные на восстановление и охрану лесного фонда;
  • следить за сохранением фауны и животного разнообразия и т.д.

Какие права имеет пользователь имеющегося участка:

  • заниматься вырубкой деревьев;
  • охотиться;
  • собирать растения, грибы и ягоды;
  • косить сено;
  • размещать пчелиные пасеки;
  • пасти скот;
  • выращивать саженцы;
  • организовывать мероприятия в сфере туризма, научных исследований, спорта и оздоровления;
  • возводить здания, необходимые для развития лесного хозяйства, на основе полученных разрешений.

Нужно помнить о том, что Лесной Кодекс воспринимает лесную систему как единый организм, состоящий из земли, воды, атмосферы, флоры и фауны.

Понимание этой простой вещи позволит человеку согласовать свои желания и планы с законом.

При покупке квартиры часто требуется внесение задатка. Какой должна быть эта сумма и нужно ли вообще вносить задаток при покупке квартиры смотрите по ссылке.

1) угодья — пашни, сенокосы, пастбища, другие сельскохозяйственные угодья;

2) земли под озерами, реками, водоемами;

3) лесные дороги, просеки, торфоразработки,земельные участки, занятые питомниками, карьер противопожарными разрывами;

4) другие земельные участки, не пригодные для вы­ращивания лесов, — болота, пески, овраги, кру­тые склоны и т.п. участки.

Строительство на землях лесного фонда

Важно

Одно из значительных нововведений: отказ от разрешительных документов (лесорубочного билета, ордера, лесного билета) и переход к договорным методам правового регулирования лесных отношений. Договор аренды заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. Без проведения аукциона договоры аренды заключаются в случаях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, а также использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, специализированных портов, для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.

Максимальный срок договора аренды — 49 лет. Арендатор вправе: 1.

Строительство на землях лесного фонда согласно современному законодательству возможно, только с целью возведения отдельных строений с учетом всех экологических норм. Строительство домов, коттеджей на территориях лесополос строго запрещено законом. 

Территория земельного фонда представляет собой, прежде всего, земли, находящиеся под охраной ЗК РФ и ЛК РФ, а также под защитой других нормативно-правовых актов, которые регулируют управление ими.

Бизнесмены вполне могут получить разрешение на строительство зданий на этой территории, но только в случае, если докажут необходимость их возведения.

Кроме того, придется подготовить множество различных бумаг, которые подробно представят план строения.

Зоны лесного фонда – это природные хозяйственные земли. Все они во многом представляют собой сочетание различных лесов, а также территорий с деревьями и без них в черте, описываемой положением ЛК (Лесного Кодекса) РФ. Эти земли группируют все природные участки в стране.

Их возможно передать под другой вид управления в зависимости от категории лесополосы. Например, леса, относящиеся к первой категории, могут быть переданы для потребительских нужд муниципалитета, причем только в порядке исключения, когда других территорий не имеется в наличии для решения поставленной задачи.

Возведение любых частных владений и организаций в зоне лесополосы этой категории строго запрещено законом.

Леса других категорий можно перевести в участки не природного хозназначения только согласно действующему ЛК РФ, который требует обязательного соблюдения всех экологических норм, а также их последующую охрану, в случае создания линейных построек.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно!

или по телефону:

  • Москва и область: 7-499-938-54-25
  • Санкт-Петербург и область: 7-812-467-37-54
  • Федеральный: 7-800-350-84-02

Современным законодательством запрещено производить капитальные застройки зданий в лесополосе, относящейся к лесному фонду. Законом не воспрещается лишь возведение отдельных построек, не противоречащих экологическим регламентам. Среди них:

  • временные лесничие сторожки и иные тому подобные постройки;
  • лагерь, создаваемый специально для туристов в восстановительных целях без уничтожениялесополосы;
  • физкультурные комплексы, используемые для занятий спортом;
  • оздоровительные санатории;
  • восстановительные строения для отдыха и оздоровления.

Частное возведение зданий в зонах, относящихся к лесополосе, категорически запрещено законом. Однако имеется возможность осуществить постройку сооружения в поселении, если его пограничная линия совпадает с лесополосой. Этот вариант вполне реален и для постройки крупных госучреждений, которые не связаны с эксплуатацией восстановительных лесонасаждений.

Помимо фундаментальной застройки согласно закону разрешена постройка временных зданий, применяемых для конкретного вида деятельности, к примеру, для исследования земляных недр и водохранилища, поиска или добывания полезных ископаемых, прокладки дорог, создания линий электрических передач, заготовления лесных ресурсов.

Для того чтобы получить решение о возведении временных или восстановительных сооружений на территории лесополосы, сначала потребуется пройти подготовительный этап.

Вам потребуется предоставить в госорганы необходимые бумаги, среди которых особенно важную роль играет проект, отвечающий за возведение объекта и исследование территориального участка, а также документация, доказывающая прохождение госэкспертизы для этой территории.

Кроме того, потребуется предоставить договор на заключение аренды на землю, бумаги о смене категории зоны лесополосы в том случае, если это нужно сделать. Помимо этого необходимо приложить:

  1. Ходатайство о смене категории.
  2. Копии паспорта и документации, доказывающей работоспособность учреждения, которое планирует начать строительство.
  3. Акт, подтверждающий выбор территории.
  4. Решение о выборе, полученный в госорганах исполнительной власти того региона, в котором зарегистрирован участок.
  5. Письменное согласование с архитектурно-градостроительным отделом.
  6. Выписка из госкадастра.
  7. Бумага, полученная в Роснедра о том, что на этой территории отсутствуют полезные ископаемые.
  8. Бумага из управления зонами регионального лесного фонда.
Предлагаем ознакомиться:  Налоговый вычет на лечение зубов в 2020 году: документы, сроки и сумма

Оформить соответствующее разрешение на смену категории участка земли возможно по одной из трех причин, но только при наличии документации, которая это доказывает. Вся информация должна быть обязательно указана в ходатайстве. К основным причинам относят:

  • Расширение пограничной линии поселения, ее преобразование или заблаговременная установка, если это того требует для возведения нового поселка;
  • формирование природно-охраняемых участков, выделение природных памятников, исторических строений;
  • организация лечебных и оздоровительных учреждений, объектов быта и культуры или восстановительных сооружений.

Естественно, первый вариант больше всего подходит тем, кто создает отдельный коттеджный жилой комплекс, и имеет соответствующую документацию на право совершения строительства и создание нового поселка, территория которого возможно захватит часть леса, согласно проекту застройки.

Третий вариант выгоден индивидуальным предпринимателям, желающим возвести определенный объект, напрямую связанный с восстановительными возможностями и природными ресурсами.

Наиболее простой способ – это оформление в аренду территории, относящейся ко второй или третьей категории лесополосы. Идеальный вариант для этого – пустырь хозназначения или зона, загроможденная старыми деревьями, разросшимися кустарниками, пользоваться которыми без их предварительного облагораживания совершенно невозможно.

Основными бумагами при подготовке застройки на территории, которая принадлежит лесному хозяйству, могут стать документы, подтверждающие аренду участка или же смену его категории. Добиться этого достаточно трудно. Однако для развития туризма или защиты леса, осуществить постройку в лесополосе возможно.

Внимание

Одни — для выращивания лесов, другие — для их разумного использования, третьи — для их воспроизводства. Нелесные территории не только не заняты лесами, но и никоим образом не приспособленные для того, чтобы выращивать лес. Они используются, но совсем по-другому. К лесному фонду они имеют не прямое, а косвенное отношение.

Граждане как субъекты лесопользования

Граждане вправе осуществлять лесопользование в порядке, установленным законом, по всем видам лесопользования.

Помимо того, граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством (публичный лесной сервитут).

Граждане имеют также право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законодательством. Это право может быть ограничено законодательством субъектов Федерации.

Сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу РФ и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья, запрещаются.

Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломку, порубку деревьев и кустарников, повреждение лесных культур, засорение лесов, уничтожение и разорение муравейников и гнезд птиц.

Министерство образования и науки РФ ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет» Кафедра Права

Правовой режим земель лесного фонда.

Контрольная работа по

земельному праву

Студента V курса заочного отделения

юридического факультета .

Проверил: доц

2008 г. Содержание

Введение

I. Понятие и общая характеристика земель лесного фонда

II. Право собственности на земли лесного фонда

III. Управление землями лесного фонда

IV. Использование земель лесного фонда

V. Ответственность за нарушение законодательства об использовании и охране лесов и земель лесного фонда

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Земля – один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей – ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.).

Понятие земли в земельном праве – это часть окружающей природной среды, элемент природы, охватывающий поверхностный слой земной коры на глубину почвенного покрова в пределах РФ.

В России, как и во всем мире, земли служат неизменным источником удовлетворения жизненно важных потребностей. В настоящее время возникает необходимость обеспечить такой порядок, при котором хозяйственное использование земель, удовлетворение иных общественных интересов (к примеру, интересов собственности) не будут приводить к потере полезных свойств земель, их деградации, сокращению площадей и, как следствие, вызывать опасные социальные и экономические последствия и угрозу устойчивому развитию общества.

В решении такой задачи решающая роль принадлежит праву как регулятору всех общественных отношений. С помощью правовых средств воздействия поддерживается такой режим деятельности общества, который гарантирует удовлетворение разнообразных потребностей людей, связанных с землями, имея в виду сохранение земель как основы дальнейшего развития общества.

Земельное законодательство Российской Федерации регулирует общественные отношения в области использования и охраны земель. Под его функциональным воздействием формируется земельный правопорядок на всей территории России, в пределах территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Земельный правопорядок — важное условие хозяйственной и иной деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В современной России проблема решения земельного вопроса по-прежнему остается актуальной и первостепенной. Принятый 25 октября 2001г. новый Земельный кодекс РФ сделал земельные отношения в стране более прозрачными, в той или иной мере поддающимися правовому регулированию. Однако, решение проблем охраны земель как национального достояния, защиты прав землепользователей и собственников земельных участков, обеспечения экономической стабильности в развитии земельных отношений только наметилось.

Леса покрывают свыше 30% суши Земли. В Российской Федерации земли, покрытые лесной растительностью, занимают около 800 млн. га. Вопросами охраны растительного мира занимается не только внутригосударственное законодательство, но и международное. По официальным данным, за последние 50 лет планета Земля уже потеряла половину своего лесного массива.

Но одних норм законодательства для сохранения «легких планеты» недостаточно. Следует активно развивать экологическое воспитание и образование населения. А приоритеты хозяйственной деятельности и охраны окружающей среды должны быть соотнесены без ущерба богатству народного достояния и доведены до сознания каждого, и в первую очередь лиц, осуществляющих эксплуатацию природных ресурсов в любых формах и для любых целей.

Леса обладают средообразующими, водоохранными, защитными, санитарно-гигиеническими, оздоровительными и иными полезными природными свойствами. Так, леса создают почву, смягчают климат, предотвращают наводнения, сохраняют влагу, противодействуя засухам, уменьшают эрозионное воздействие дождей, удерживают почву на склонах и предохраняют реки и морские побережья от заиления. Кроме того, особо следует подчеркнуть экономическое значение леса и иной растительности для удовлетворения потребностей человека.

Статья 101 Земельного кодекса РФ определяет земли лесного фонда как «лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр». В Лесном кодексе основополагающую роль играют понятия «лес» и «лесной фонд».

Из определений этих понятий следует, что земля — неотъемлемая часть леса и лесного фонда. В преамбуле ЛК РФ говорится о лесе как совокупности лесной растительности, земли и других элементов природы. Следует отметить, что данное понятие не соответствует понятию лесов, определенному ГК и предусматривающему, что леса являются отдельными объектами недвижимости наряду с земельными участками.

Леса, входящие в лесной фонд, следует отличать, с одной стороны, от лесов, расположенных на землях обороны, землях городских поселений, а с другой — от древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, землях транспорта, землях поселений и иных категорий земель. Наличие на землях лесной, древесно-кустарниковой растительности не означает их принадлежности к землям лесного фонда.

Лес, а также земли, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли) образуют лесной фонд. Лесной фонд нельзя отождествлять с землями лесного фонда. Земли являются хоть и неотъемлемой, но все же только составной частью лесного фонда.

ЗК РФ и ЛК РФ подразделяют земли лесного фонда на лесные земли и нелесные земли.

Состав лесных земель определяется указанными федеральными законами одинаково. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления.

Нелесными землями ЗК признает земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства. ЛК решает этот вопрос иначе. В составе нелесных земель этот федеральный закон выделяет земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями и другие земли), и иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями и другие неудобные для использования земли).

ЛК более точно определяет структуру нелесных земель. Данная структура сложилась давно и уже на протяжении не одного десятилетия не меняется. Пункт 1 ст.101 ЗК не в полной мере учитывает специфику распределения площадей в лесном фонде.

ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА

Категории земель.

Внимание

Например, леса, относящиеся к первой категории, могут быть переданы для потребительских нужд муниципалитета, причем только в порядке исключения, когда других территорий не имеется в наличии для решения поставленной задачи. Возведение любых частных владений и организаций в зоне лесополосы этой категории строго запрещено законом. Леса других категорий можно перевести в участки не природного хозназначения только согласно действующему ЛК РФ, который требует обязательного соблюдения всех экологических норм, а также их последующую охрану, в случае создания линейных построек.

Нелесные земли – территории, отведенные под нужды лесного хозяйства – просеки, сельские угодья, дороги – а также другие земли лесного фонда: неудобья, болота. Согласно законодательству, выделяют леса первой, второй и третьей категории. На таких участках лесопользования могут быть выделены особые земли – берего- и почвозащитные участки вблизи водоемов, оврагов, склонов, опушек лесов и на границах с безлесными территориями, где обитают редкие и находящиеся под угрозой вымирания животные или растения. Первую группу лесов составляют территории, главное назначение которых – выполнение защитных функций.

Данные вопросы разрешаются в Департаменте лесного хозяйства, находящемся в любом населенном пункте. Для рассмотрения изменении категории следует собрать необходимый перечень документов, которой в дальнейшем будет рассматриваться в три стадии: муниципальный этап, этап субъекта РФ, этап Федерации. Если будут предъявленные все документы или информация в них будет не удовлетворять определенные органы, то они направляются на корректирующий процесс.

Оформить соответствующее разрешение на смену категории участка земли возможно по одной из трех причин, но только при наличии документации, которая это доказывает. Вся информация должна быть обязательно указана в ходатайстве.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector